Алатырь

Описание символа

Двойные восьмиугольные кресты-звезды (две четверки) символизируют зародыш творения всего сущего, первокристалл, точку, с которой началось творение мира и сам мир в целом. На планетарном уровне это сочетание четырех ликов Солнца и четырех — Месяца. Восьмерка — это число Волхвов, символ вечности, бесконечности движения, восьми сторон света.

В колодарном цикле Круга Сварожьего есть восемь главных праздников, в жизни славянина есть восемь главных возрастных посвящений, от качественного прохождения которых зависит глубина духовного развития. Сочетание восьми точек творят девятую в середине, а девять — это число Бога Богов — Рода Породителя, Рода Всевышнего. Именно девять месяцев носит женщина ребенка. Девять — это три тройки, Три Абсолюта-Первоначала (Триглав), что, находясь друг в друге, творят всё существующее.

Описание кулона Алатыря

Поэтому древние святилища и иногда капища имеют восемь жертвенных огней с девятым посередине. Девятая, центральная точка (пересечение всех линий) есть Алатырь. Алатырь — это священный «живой» камень-зоря, древний символ присутствия Рода. Он — основа Яйца-Райца (воплощенной Вселенной), он Око Первобога Рода Всевышнего, из которого рождается Слеза-Вселенная. Алатырь символизирует единство с Богами через жертвоприношение и благодарность Всевышнему.

Достопримечательности города Алатырь (Чувашия)

Алатырь — город с уникальной архитектурой. Город Алатырь расположен в Среднем Поволжье, в республике Чувашия, на левом берегу реки Сура, вблизи впадении в неё притока Алатырь. Официальной датой основания города считается 1552 год — время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи. Основан в 1552 году по указу Ивана IV Грозного во время его похода на Казань как укреплённый пункт для охраны границ Московского государства в устье реки Алатырь. По-чувашски город зовётся Улатор, по-мордовски — Раторош. По преданию Алатырь возник на месте где находился походный царский стан.

Историческая справка города

Построенный для защиты от казанских татар, Алатырь уже с XVI века управлялся воеводами и считался важным опорным пунктом в Поволжье. В XVIII веке потерял своё военное значение и стал торгово-ремесленным центром. Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря.

Сегодня Алатырь – средоточие русской культуры в Чувашии

Сегодня Алатырь – город не только с неповторимой историей, и уникальной архитектурой, но и это настоящий православный центр Поволжья. В городе хорошо сохранилась средневековая планировочная структура центральной части с радиальной системой улиц, направления которых обозначены высотными акцентами в виде культовых каменных сооружений, реализованы проектные предложения первого регулярного плана 1804 года с упорядоченной сеткой улиц . У туристов большой интерес вызывает квартал купеческих особняков в исторической части города, придающий Алатырю особый колорит. Редко где еще сохранился подобный ансамбль из старинных домов, выстроенных в стиле классицизма, модерна, эклектики.

Алатырь является крупным православным центром

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь был основан в 1639 году.Предыстория его появления такова. В 1638 году, в связи с гонениями на православную церковь, игуменья Ладинского девичьего монастыря Елизавета Летинская с сестрами бежали из Литвы. В пограничный московский город Путивль «богомолицы пришли ограблены, наги и босы, и голодны, а монастырского никакого заводу ничего не осталось». Отсюда игуменья отправляет челобитную на имя царя с просьбой разместить их в одном из монастырей. Просьба была уважена. Их переводят в Брянск, а отсюда в Алатырь на житье в Николаевский девичий монастырь, основанный в 1603 году. В годы «смуты» он был разрушен и восстановлен только в 1622 году. К 1639 году монастырь влачил жалкое существование. За ветхостью церковь монастырская пошатнулась, крыша и паперть обломились, кельи повалились.

Тогда вновь прибывшими и было принято решение основать новый монастырь на пустопорожнем месте: «под стеною, близко от Силинской башни, вверх по Суре реке, подле острогу да орешника». С весны 1639 года началось строительство деревянной церкви во имя святого Николая Мирликийского чудотворца, келий, трапезной, поварни, хлебной. В 1640 году построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Монастырь никогда не был обделен вниманием царствующих лиц, что выражалось в различных дарах

В XVIII веке деревянные церкви заменены каменными. В 1737 году строится надвратная церковь святителя и чудотворца Николая в традиционном стиле: «восьмерик на четверике», в 1753 гоу церковь Вознесения Господня, а в 1764 году – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XIX – начале XX веков в монастыре проживало более 200 сестер. Территория монастыря ограждена стеной с угловыми башнями. Комплекс зданий в стиле барокко.

Алатырский Троицкий монастырь был основан по преданиям в 1584 году. на отлогом берегу реки Алатырь. Первоначально все здания были деревянными и они не обеспечивали защиты от набегов татар и мордвы. Особенно пострадал монастырь в «смутное время»: «игумен и братья, и служки, и крестьяня… от насильства разбрелись розно, и монастырь де розорен, и монастырская вотчина запустела».

Известные горожане[править | править код]

  • Аникин, Виктор Иванович — архитектор
  • Горшенин, Константин Петрович — 1-ый Генеральный прокурор СССР
  • Кикин, Пётр Андреевич — статс-секретарь императора, участник Отечественной войны 1812 года, автор идеи строительства Храма Христа Спасителя в Москве
  • Кочетов, Александр Васильевич — лётчик, Герой Советского Союза
  • Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР
  • Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве, известного как Дом дружбы народов.
  • Судаев, Алексей Иванович — советский конструктор-оружейник, майор
  • Шестаков, Николай Яковлевич — драматург
  • Шидловский, Андрей Борисович — учёный-математик, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный профессор МГУ
  • Нефёдов (Эрьзя), Степан Дмитриевич — российский и советский скульптор

Сила амулета

Молва о священном камне, его чудодейственной силе вдохновляла на поиски многих смельчаков. Но нет ни единого свидетельства об удачном завершении задуманного. Тогда вера людей в чудесный камень Алатырь воплотилась в символ, принявший вид амулетов. Древнеславянские волхвы, первоначальные обладатели таких талисманов, передавали их лучшим ученикам, постигшим тайные знания: о принципах построения мира, обрядах, заговорах, древних рунах.

С течением времени образ Алатыря стал основой самого популярного славянского оберега. Его сакральная сила надёжно бережёт удачу и благополучие, семейный лад, способна победить любые недуги. Солнце, в чьи границы заключён талисман, несёт свет и тепло, пробуждает в людях творческие силы.

Герб и флаг города[править | править код]

Основная статья: Герб и флаг Алатыря

Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели».
Восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года.

Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной – герб Симбирской губернии.
Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х – 2000-х годах.

Флаг города – «прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и желтом цветах».

Демография[править | править код]

Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).

После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29800 чел., в 1959 г. — 36900 чел., в 1979 г. — 45300 чел., в 1989 г. — 47600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2002 года 43000 чел.

Своими руками

Собственноручно изготовить оберег по силам многим. Но первым делом нужно выбрать подходящий материал с подходящей энергетикой.

Древесина

Проще всего сделать талисман из дерева. Но для этого придётся сходить с пилой в лес и саморучно спилить с подходящего дерева одну ветку. Жадничать и причинять дереву лишние раны не стоит. А вот поблагодарить его и извиниться нужно непременно.

Важно обдумать форму будущего талисмана. Необходимо постараться, чтобы обе его стороны были идентичными для постоянного обмена энергией

Обязательна чёткость всех линий, точное соблюдение параметров всех углов. Нельзя отступать от общепринятых канонов: малейшее изменение традиционного рисунка не просто ослабляет силу оберега, но и наделяет его нежелательными качествами.

Инструментами могут служить резцы, а лучше универсальный дремель, и выжигатель. По традиции, чаще деревянным творчеством занимаются представители сильного пола. Однако в настоящее время, когда появилось немало удобных, лёгких инструментов, созданы обучающие видео, действуют курсы, мастерить изящные деревянные поделки стало по силам и женщинам, которые активно овладевают новыми навыками.

Кстати: Алатырь для женщин вырезают из древесины яблони, вишни, сосны, ивы, мужским материалом считается ‒ бук, орех.

Металлы, керамика

Мастерам, работающим с металлом, можно посоветовать изготовить Алатырь из золота, серебра, меди, бронзы. Подходящий материал для создания оберега ‒ глина. Керамическим талисманам присуща изящная художественная роспись.

Кстати: Чистым металлом и символом непорочности считается серебро. От негатива, вобранного в себя, металл может почернеть. Лучший способ исправить положение — хорошо прокипятить оберег в воде.

Вышивка

Богатые возможности для создания оберега даёт русская традиционная вышивка, которой уже в старославянской культуре уделялось огромное значение. Кроме эстетической ценности, вышитые крестом орнаменты несут глубокий сакральный смысл.

Чаще всего современные рукодельницы в обережных вышивках используют мулине или шелковые нитки. Некоторые пытаются применять бисер. Однако его стоит оставить для обычного рукоделия. Для оберега это чуждый, противоестественный материал. Как правило, для изготовления бисера используют не природное, а синтетическое сырьё, которое не лучшим образом скажется на магической силе талисмана. Нет у бисерной вышивки и многовековых обереговых традиций, присущих вышивке крестом, где каждый стежок полон потаённого смысла.

Каноны и правила

При создании оберега важно соблюдать особые правила, в основе которых больше проглядывает практицизм, нежели мистика:

  • Амулеты из дерева и металла должны иметь небольшой размер, чтобы было легко надеть на шею и, подобно христианскому кресту, никогда не снимать. Те же требования и к оберегу в виде брелока для ключей ‒ прежде всего компактность;
  • Вышитым Крестом Сварога хорошо украшать рушники, постельное бельё, другие принадлежности домашнего обихода в местах, где он не особо бросается в глаза посторонним. Такие же правила распространяются на одежду;
  • Татуировки со священным славянским знаком лучше располагать на лопатке, груди, плече или предплечье с левой стороны тела.

За работу над оберегом обязательно берутся в хорошем настроении, если он предназначен для близких, делают его с особой любовью и радостью.

Видеоматериалы

Глава Чувашии в Алатыре

03.12.2021

«На месте погрузиться в проблемы для их решения», – так объяснил свой приезд в Алатырь Глава региона Олег Николаев. В жизнь города погрузилась и Анна Цинтовская, чтобы выяснить, что ждёт жителей муниципалитета в ближайшем будущем. В Алатыре открылся второй в Чувашии модернизированный центр занятости «Работа России». Именно он стал первым местом посещения Главы региона. – Чаще с какими вопросами обращаются? — Ну, в основном, встают на поиск подходящей работы. Кто остался без работы, или хочет сменить сферу деятельности, кто-то обращается за профессиональным обучением. За каждым желающим трудоустроиться закрепляют куратора, который ведет его по всему пути поиска работы. При этом, помощь абсолютно бесплатная. – Александр Григорьевич помог мне, всё объяснил, рассказал, составили резюме, будем в дальнейшем взаимодействовать. Центральная районная больница Алатыря отпраздновала вековой юбилей – 100 лет на страже здоровья жителей республики. Тут же установлен компьютерный томограф, уже скоро он будет работать 24/7. ВЛАДИМИР СТЕПАНОВ: «Установка компьютерного томографа, надо отметить, в республике он первый 128-и срезовый, по техническим характеристикам и возможностям. На сегодняшний день проходит обучение кадров, чтобы весь потенциал и ресурс томографа был использован на 100%». Пока одни кадры проходят обучение, другие – наградили за многолетний добросовестный труд и заслуги в области здравоохранения. Перспективы экономического развития Алатыря обсудили на совещании в администрации города. Главная задача – финансовое «оздоровление» муниципалитета. Показатели объёмов инвестиций в основной капитал в сравнении с республикой – значительно ниже. Решить проблему помогут 42 масштабных проекта на сумму свыше 3-х миллионов рублей. ДМИТРИЙ КРАСНОВ: «Семь проектов по обрабатывающей промышленности, строительство гостиницы, три мероприятия по сельскому хозяйству». В течение следующей недели появится дорожная карта обеспечения развития города, а к 2023 году в муниципалитете планируют запустить проект по созданию частного промышленного технопарка, это позволит увеличить количество рабочих мест

Пристальное внимание уделили вопросам теплоснабжения и водоотведения, управления коммунальным хозяйством и развития инфраструктуры города. – Я знаю, у алатырцев есть мнение, что город бросили и город не любят

Поверьте, мы любим Алатырь не меньше, чем город Чебоксары. Один из потенциалов самобытного Алатыря – туризм. Поэтому финалом поездки стал парк на улице Горшенина. Он объединил сразу три сквера – на создание такого комплекса было выделено свыше 60 миллионов рублей. Работы начались в прошлом году, а уже сегодня парк открыт для всех желающих. АЛИК СИБГАТУЛЛИН: «Парк концепции ЭКО, полностью гармония с природой. Максимальные усилия приложили, чтобы сохранить природу и активность местных жителей. Это центр притяжения, пешеходные дорожки жилых зон – все притягиваются к исторической части города Алатырь». Аналогов такого парка в Алатыре нет. Здесь можно заниматься спортом, гулять с детьми, уединиться с природой, и просто отдохнуть после тяжелого рабочего дня. – Впечатления у нас хорошие. – Кость, тебе нравится? – Да. Если ему нравится, значит нам тоже нравится. – Раньше мы не часто гуляли тут, а сейчас вообще каждый день ходим. Алатырь – город с большим потенциалом, который необходимо реализовывать. Но решать эту задачу будет уже другой глава администрации, во время поездки стало известно, что Сергей Лукишин заявил о намерении подать в отставку. Олег Николаев поставил задачу найти человека, который сможет не только обеспечить развитие города, но и объединить людей

Активация оберега

Перед тем как начать пользоваться оберегом, его необходимо активировать, а впоследствии ежедневно заряжать. Приобретённый в магазине или сделанный на заказ талисман первым делом очищают, поместив на час в соль или под проточную воду. Затем, повернувшись на восток, произносят традиционный заговор:

К Богу Богов взываю:Род всевышний, жизнь подарившийЖивым и неживым созданиям,Сварога создавший,Благодарю, что жизнь мою хранишь,Бытие оберегаешь,Что сущность сохранить помогаешь.Благодарю тебя.

Некоторые источники предостерегают, что вслух слова заговора могут произносить только те, кто за годы жизни не лишился ни единого зуба. Однако для активации Креста Сварога это требование неактуально.

Вторник, среда, суббота ‒ лучшие дни для очистки, восстановления магической мощи амулета. Мелкие личные обереги нуждаются в ежедневной зарядке, которую лучше всего проводить по утрам. Для этого, держа в руках талисман, несколько минут читают молитву, а в заключение желают всем мира, добра и здоровья.

Одна из вариаций молитвы:

Камень священный с силой великой,Око Рода в тебе хранится.Силой этой моя семья защищена будет, род сохранён.Лишь тот это разрушит, кто камень поднимет,Уничтожит, с лица земли сотрёт.Под защитой светлоокого Рода, отца нашего, семья моя.Алатырь бережёт эту силу, семью мою стережёт.

Амулет, сделанный своими руками в качестве подарка, тоже нуждается в короткой молитве, желающей всякого добра человеку, для которого предназначен оберег. Даря такую вещь сбившемуся с праведного пути, мысленно желают ему вернуться к нормальной жизни. Однако при этом стоит учитывать немаловажный нюанс: если за душой человека нет преступных деяний, а он просто ведёт неправильный, по мнению дарителя, образ жизни, талисман может сработать против последнего.

Оберег на то и оберег, чтобы ограждать хозяина от всевозможных вторжений в его жизнь, даже если это делается в самых благих целях.

Кстати: Обереги нельзя освящать в христианских церквях. Освящение языческихсимволов должно происходить по традициям, из которых они возникли.

Известные горожане[править | править код]

  • Аникин, Виктор Иванович — архитектор
  • Горшенин, Константин Петрович — 1-ый Генеральный прокурор СССР
  • Кикин, Пётр Андреевич — статс-секретарь императора, участник Отечественной войны 1812 года, автор идеи строительства Храма Христа Спасителя в Москве
  • Кочетов, Александр Васильевич — лётчик, Герой Советского Союза
  • Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР
  • Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве, известного как Дом дружбы народов.
  • Судаев, Алексей Иванович — советский конструктор-оружейник, майор
  • Шестаков, Николай Яковлевич — драматург
  • Шидловский, Андрей Борисович — учёный-математик, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный профессор МГУ
  • Нефёдов (Эрьзя), Степан Дмитриевич — российский и советский скульптор

Герб и флаг города[править | править код]

Основная статья

:Герб и флаг Алатыря Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели». Восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года.

Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной – герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х – 2000-х годах.

Флаг города – «прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и желтом цветах».

Развлечения и достопримечательности Алатыря

История города, насчитывающая почти пять веков, просто не могла не оставить после себя большое количество памятников и достопримечательностей. Так и случилось: если заглянуть в занудную статистику, то можно увидеть вполне себе впечатляющие цифры — порядка 90 зданий и сооружений, обладающих исторической и культурной ценностью. И два из них считаются памятниками федерального значения. Но особенно приятна взору, уставшему от вида крупных мегаполисов, традиционная деревянная архитектура города. Местное зодчество и традиции художественной обработки дерева вкупе со стилевыми приемами классицизма, модерна, эклектики, подарили Алатырю редкий по красоте и колориту ансамбль старинных улиц и переулков.

Стоит побывать в Свято-Троицком мужском монастыре, известном на Руси с 1584 г.

Разумеется, самыми популярными достопримечательностями города считаются его храмы, за которые Алатырь прозвали «православным центом Поволжья». Это и собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703), и Николо-Знаменская церковь в стиле классицизм (1770), и собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747). Примечательна построенная в псевдорусском стиле Казанская (Пятницкая) церковь, которая сегодня, увы, находится в аварийном состоянии. Стоит побывать в Свято-Троицком мужском монастыре, известном на Руси с 1584 г. Еще один монастырь Алатыря — Киево-Николаевский Новодевичий, который был основан в далеком 1639 г. Надо сказать, это далеко не все богатства религиозной архитектуры города, но пора перейти и к гражданским постройкам. Например, зданию Казначейства середины 19 столетия, домам купца Попова (конец 19 века, ул. Кирова, 1) и купца Антонова (ул. Горшенина, 28).

Есть в Алатыре и здание в стиле модерн — это магазин 1900-х, расположенный на ул. Ленина, 10.

Не могло не быть в городе здания Дворянского собрания — ныне кинотеатр «Патэ». Загляните к типографии С. Ф. Родионова (1882) и зданию реального училища конца 19 века. Наконец, посмотрите на бывший трактир (1908), в котором во времена СССР была столовая с романтичным названием «№ 2».

Значение Креста Сварога

Внешне оберег Алатырь среди остальных древних славянских символов не особо выделяется. Но люди с испокон веков почитают именно этот знак. Причина в том, Крест Сварога не просто связь между обычными людьми и божественными силами, а истинный источник само́й жизни, в котором заключена высшая гармония, объединившая столь разные миры ‒ Явь, Правь, Навь.

8 лучей символа образованы слиянием двух других божественных знаков ‒ крестов Перуна и Велеса. Перунов Крест, олицетворяя силу славян, обладает сильнейшей энергией против всяческого зла. Велесов крест символизирует природу, гармонию всего сущего. Вместе знаки трансформируются в крест Алатырь — центр славянского мироздания. К их могуществу добавлена мощь Кузнеца Мира Сварога. Объединение этих сил многократно умножает силу оберега и, кроме победы над всевозможными несчастьями, дарит радость жизни во всех её проявлениях.

Истинным числом Сердца Вселенной при учёте центральной части знака является не 8, а 9. Оно органично присутствует в жизни каждого человека ‒ ведь именно столько месяцев требуется от зарождения новой жизни до появления младенца на свет.

Кстати: Вариацию Сварожьего Креста славянскую руну Алатырь используют в гаданиях и в магических заклинаниях ‒ руноскриптах. Применяют их вдумчиво, исходя не из формального значения каждого знака, а тщательно анализируя сочетания и взаимное влияние.

Значение символа

Поскольку Алатырь уже несет на себе все обережные символы, все другие амулеты являются лишь малым его проявлением.

Гармония Вселенной предполагает Единство и противостояние двух начал, а потому изображение Алатыря в вертикальном направлении верхнего лепестка (крест) определяет наличие мужской, солнечной, силы, в диагональном (кряж) — женской, лунной силы. Алатырь в древности наносился на одеяния ведунов, «знающих» людей, или в качестве оберега путника в дальнем и опасном путешествии. Вышитый на мужской рубахе символ Алатыря наполнял жизненной (солнечной) силой, а на женской Алатырь давал понимание Магии (лунная сила).

Оберег «Звезда Алатырь»

Инстаграм

Город Алатырь с высоты.

Алатырь с высоты птичьего полета.

Город Алатырь, Чувашия, Россия.

Город Алатырь с высоты.

Город Алатырь с высоты.

Город Алатырь с высоты.

Ночной город Алатырь.

Фотография ночью города Алатырь.

Улица города Алатырь.

На улицах города Алатырь.

Город Алатырь.

Достопримечательности города Алатырь, Чу

Свято-Троицкий монастырь (Алатырь).

Алатырь, Чувашия, Россия.

Город Алатырь, Чувашия, Россия.

Крестовоздвиженская церковь и кладбище.

История города Алатырь, Чувашия, Россия.

Старый город Алатырь, кинотеатр.

Старый город Алатырь, 26 апреля 1959г.

Алатырь, Чувашия, Россия.

Герб города Алатырь, Чувашия, Россия.

Флаг города Алатырь, Чувашия, Россия.

Алатырь-камень в русском фольклоре

В древнерусских легендах, фольклоре и даже народных сказках этот камень предстает священным. Авторы сказаний именуют его матерью или отцом камней всего мира. В некоторых источниках, например, в Голубиной книге, он представлен алтарем, стоящим посреди моря, на острове Буяне.

Островом Буян, по мнению некоторых историков, назывался остров Рюген, находящийся в Балтийском море. Возможно, именно его легенды и сказки называют Алатырским морем — именно посреди него и лежит огромный плоский валун. Кстати, янтарь, с которым лингвисты ассоциируют его, добывается в Балтийском море.

На этом священном камне стоит мировое древо, упираясь в него корнями. По иным легендам — трон мира. Именно под ним берут начало все реки с целебными водами. Располагается он в Ирии, являясь точкой, куда ведут все дороги, выходя из нее же. Его значение в сказаниях всегда связано с волшебством и магией.

По славянским легендам, птицы и змеи отправляются зимовать в Ирий. Им знакома дорога к Алатырь-камню, ведь каждую осень и весну они переправляются в Ирий с его помощью. Но вход заперт, а ключи имеются только у кукушек, именно поэтому они улетают первыми.

В славянской мифологии камень является одновременно началом и самым центром сотворенного мира, упавшим с небес на землю. Сварог высекал из него искры, из которых появились остальные Боги славянского пантеона — они являются его сыновьями, и поэтому именуются Сварожичами.

А на его поверхности были высечены Законы Мироздания на священном языке Богов. Некоторые сказания говорят о нем как о каменном троне, на котором сидит девица, способная излечить любую болезнь.

Славянские мифы повествуют о том, что под священным камнем хранятся зародыши-почки. Каждую весну Даждьбог засевает ими землю. Здесь речь может идти об урожае или рождении детей — сказать сложно. Голубиная книга указывает, что вся мощь русской земли и русского народа находится под этим валуном.

На нем всегда горит священный огонь. Возле него Боги отдыхают, набираясь сил перед новыми свершениями. От этого костра Перун зажигает грозовое пламя и заваривает Живую Воду — так называют дождь в легендах. Именно она воскрешает природу и дарит урожай.

По аналогии с этим камнем были построены первые языческие жертвенники. С его помощью Боги могут говорить с людьми. А те, в свою очередь, благодаря алтарям пытаются общаться с Богами, и, если верить поверьям, у них это получается. Впрочем, этот священный камень не во всех легендах описывался похожим на алтарь. Иногда это скала с сакральным смыслом. Она стоит на входе в Пекло, за рекой Смородиной и Калиновым мостом.

По иным легендам, заваленный древним валуном вход ведет не в Пекло, а в мир чуди — горного народа. Они жили века назад в Иремелевых горах и сохранились в легендах как древняя чудь. Этот народ жил мирно с соседями и природой. Его представители хранили в тайне свою веру и секреты ремесла.

Известно, что они верили в единого Бога, проявления которого видели во всем, что окружало чудь. Завистливые соседи решили пробраться к чуди и завоевать богатые поселения мастеров-ремесленников. Совет старейшин обратился к Богу с молитвой, и алтарь в ските засиял, указывая дорогу в пещерах. Чуди ушли, завалив им вход. Его искали, но не нашли.

Священное место надежно охраняется. Один из стражей — мудрая змея Гарафена. Человеку, который желает приблизиться к этому валуну, она задает вопросы и загадки. Если он не знает ответов, расплата не заставит себя ждать. Если человек пройдет все испытания Гарафены, ему даруется возможность задать ей любой вопрос и получить на него ответ. Разумеется, после этого его допускали к Алатырь-камню.

По легендам, большинство ищущих этой возможности погибали. Еще один страж священного валуна — птица Гагана, обладающая железным клювом и медными когтями.

Архитектура и достопримечательности[править | править код]

Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря. И это, в свою очередь, делает ещё более острым вопрос о необходимости принятия комплексных масштабных мер по восстановлению и реконструкции исторического центра города с целью сохранения неповторимой, самобытной культуры Алатырского края.

В число наиболее ярких и значимых памятников города Алатыря входят:

Православные храмы и монастыри

  • Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703 г.) — памятник федерального значения
  • Николо-Знаменская церковь (1770 г., классицизм) — памятник федерального значения
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г.)
  • Казанская (Пятницкая) церковь (1779 г., псевдорусский стиль), — находится в аварийном состоянии; пожар 2001 года уничтожил шатровую крышу колокольни
  • Крестовоздвиженская (Полевая) церковь (1826 г., классицизм)
  • Иверская (Больничная) церковь (1846 г.)
  • Церковь Иакова Алфеева (1875—1895 гг.)
  • Церковь Рождества Христова (1755 г.), — находится в аварийном состоянии
  • Софийская церковь (1787 г.), — имеются утраты, используется как цех з-да «Электроприбор»
  • Собор Святого духа Свято-Духовой пустыни (1830—1833 гг.), — имеются значительные разрушения

Свято-Троицкий мужской монастырь (изв. с 1584 г.):

  • Настоятельские и монашеские покои (1820—1830 гг.)
  • Церковь Св. Сергия Радонежского (1800 г.)
  • Придел Божией Матери Казанской и пещерная церковь Серафима Саровского (1849 г.)

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (основан в 1639 г.):

  • Вознесенская церковь (1753 г.), — имеются утраты
  • Покровская церковь (1764 г.)
  • Надвратная Церковь Святителя Николая (1737 г.)

Жилые и общественные здания

  • Казначейство (сер. XIX в.)
  • Дом купцов Поповых (кон. XIX в.), — ул. Кирова, 1
  • Дом купца Антонова (1859 г.), — ул. Горшенина, 28
  • Здание магазина (1900-е гг., модерн), — ул. Ленина,10
  • Дом купца Н. П. Лебедева (1898 г.)
  • Земская управа (сер. XIX в.)
  • Дворянское собрание (с 1911 г. — кинотеатр «Патэ»)
  • Типография С. Ф. Родионова (1882 г., перестроена в 1913 г.)
  • Дом Штанковского (типография и книжный магазин С. К. Пшеничникова)
  • Здания реального училища (кон. XIX в.)
  • Городское училище (1908—1911 гг., арх. Ф. О. Ливчак)
  • Женская гимназия (1908 г.)
  • Здание уездного суда (1912 г.)
  • Духовное училище (кон. XIX в.)
  • Здание трактира (1908 г.), — в советское время в здании располагалась столовая № 2
  • Жилой дом по ул. Ленина (XIX в.), — памятник деревянного зодчества
  • Гостиница «Сибирь» (1900-е гг.), — ул. Комсомола, 38; находится в аварийном состоянии, разрушен 2-ой этаж

Промышленная архитектура

  • Казённый винный склад (1898 г., арх. Павловский, Моргулин, Трескин), — ныне в здании располагается техникум железнодорожного транспорта)
  • Водонапорная башня (1912 г.)
  • Железнодорожное депо ст. Алатырь (1893 г.)
  • Производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г.), — в настоящее время — Алатырский механический завод
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector