Город ревда

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 27 апреля 2021.
  2. Лобанов Д. А. Горнозаводские войска XVIII — сер. XIX вв. // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2014. — № 9. — С. 103
  3. ipravo.info.  (недоступная ссылка). ipravo.info. Дата обращения: 20 мая 2018.
  4. Super User. . admrevda.ru. Дата обращения: 13 апреля 2016.
  5. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
  6. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
  7. . Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.
  8. .
  9. .
  10. . Дата обращения: 11 мая 2016.
  11. . Дата обращения: 2 января 2014.
  12.  (недоступная ссылка). Всероссийская перепись населения 2010 года. Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области и Курганской области. Дата обращения: 16 апреля 2021.
  13. . Дата обращения: 31 мая 2014.
  14. . Дата обращения: 16 ноября 2013.
  15. . Дата обращения: 18 октября 2020.
  16. . Дата обращения: 6 августа 2015.
  17. (5 октября 2018). Дата обращения: 15 мая 2021.
  18. (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.
  19. . Дата обращения: 25 июля 2018.
  20. . Дата обращения: 31 июля 2019.
  21. . Дата обращения: 17 октября 2020.
  22. .

Бывшая автомобильная стоянка на Цветников, 57

На месте парковки уже прокладывают коммуникации, растет здание. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Площадь участка: 3345 квадратных метровКадастровая стоимость участка: 6 417 114,9 рубля

Бывшую платную автомобильную стоянку убрали и огородили забором еще в 2020 году, но в последнее время об этом месте читатели стали спрашивать нас все чаще. Отвечаем: по документам в Росреестре, участок в частной собственности, и здесь тоже может открыться магазин. Хотя, по данным публичной кадастровой карты, список разрешений на использование земли большой: объекты промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения.

В начале июня на участке почти не бывало рабочих. Но в начале июля быстро возвели кирпичное здание. Фото от 10 июня. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру

Что еще строят в Ревде

  • На Российской начали делать тротуар
  • На Карла Либкнехта сужают дорогу. Почему?
  • Скоро в городе заново построят или отремонтируют 70 контейнерных площадок. Смотрите адреса.

Транспорт

Общественный транспорт

В городе действуют 7 городских, 5 пригородных и 1 междугородный маршрут.

Городские маршруты:

  • № 1 «Автостанция — СУМЗ»
  • № 2/9 «Совхоз — РЗМИ — Автостанция — Железнодорожный вокзал»
  • № 3 «Автостанция — Кирзавод»
  • № 4 «Автостанция — Заводская»
  • № 5 «Автостанция — Металлистов»
  • № 7 «Автостанция — ул. Максима Горького — РзОЦМ»
  • № 8 «Автостанция — Лесничество»

Пригородные маршруты:

  • № 101/66 «Ревда — Дегтярск»
  • № 102/66 «Ревда — Первоуральск»
  • № 103 «Ревда — Краснояр»
  • № 105 «Ревда — Гусевка» (сезонный с мая по октябрь)
  • № 151/66 «Ревда — Екатеринбург»

Междугородный маршрут:

№ 651/66 «Ледянка — Ревда — Екатеринбург»

Основную массу перевозок в городе осуществляет ЗАО «Пассажирская автоколонна»[источник не указан 1791 день]

Межмуниципальные маршруты внесены в Реестр межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и обозначаются «Номер маршрут/66»[источник не указан 1791 день].

Железнодорожное сообщение

Через Ревду проходит железнодорожная магистраль, связывающая Екатеринбург (через Казань) с Москвой (Казанский вокзал).
Железнодорожная станция Ревда — находится на линии Екатеринбург — Дружинино — Казань — Москва. Расположена в 1612 км от Москвы.

Первоначально станция называлась Капралово. Есть три версии названия: 1) от близ расположенных медных рудников. «Путеводитель по Уралу» за 1889 год пишет, что в 1714 году отставной драгун (капрал?) Сергей Бабин нашёл на правом берегу реки Чусовой медную руду. В 1723 году открылись рудники: Елизаветинский — у деревни Подволощной и Капраловский, откуда была добыта руда и выплавлено 643 пуда меди. Руда оказалась бедной и рудники вскоре закрыли, но название осталось. Вообще упоминание о медном деле на Ревдинском заводе частенько встречается в документах, например, в «Материалах географии и статистики России…» за 1860 год. Там указано, что выплавлено 251 ¾ пуда меди на сумму 2517 рублей. 2) По версии Ф. Н. Мамонтова, станция была названа в честь мастера, погибшего в первые годы эксплуатации дороги. 3) Станция названа в честь инженера Капралова, погибшего при строительстве тоннеля на линии между о. п. Спортивная и о. п. Пионерская. Изначально станция Ревда располагалась на месте нынешней станции Первоуральск.

Ф. П. Доброхотов свидетельствует, описывая главную линию Пермской ж/д (так она называлась тогда), что между разъездом № 70 (ныне станция Подволошная) и разъездом № 71 (ныне о. п. Вершина) находится станция Ревда. Причины такой путаницы в следующем. При строительстве Пермской железной дороги возникли разногласия между инженером дороги и управляющим Шайтанскими заводами. На прокладке колеи работало много пришлых людей. Инженер попросил управляющего разместить рабочих в заводском посёлке на зимнее время. Управляющий поставил условие: подвести ж/д ветку к заводу. Но инженер не принял такое условие и ему отказали в предоставлении жилья для рабочих. Людей пришлось расквартировать в деревнях Ревдинской заводской дачи. В отместку шайтанскому заводоуправлению инженер присвоил станции название Ревда.

После гражданской войны станцию переименовали в Хромпик, так как рядом располагался хромпиковый завод, впоследствии переименованную в ст. Первоуральск, а ст. Ревда перенесли на место нынешней заводской станции Верхний Горизонт.

Ещё раньше на этом месте находилась станция Барановская, которая была соединена со станцией Подволошной (тогда разъезд № 70). Эта линия была построена в 1909 году вместе с дорогой Екатеринбург — Кунгур — Пермь. Хотя П. Н. Белоглазов пишет, что линию строили в 1915 году одновременно с линией Дружинино — Екатеринбург. Логично было бы считать, что линию построили в 1909 году, так как последний сплав продукции заводов был в 1910 году. Если дорогу строили в 1915 году, то как же отправляли продукцию с 1910 по 1915 года?

Первые поезда на линии Екатеринбург — Казань пошли 1 июля 1920 года, 2 января 1925 года станция Ревда Казанбургской линии Московско-Казанской железной дороги была переименована в станцию Капралово. Первый пригородный поезд отправился 25 мая 1937 года в 07:50 (до этого ходили только грузовые поезда). В 1959 году электрифицирована линия Дружинино — Свердловск, тогда же пущены электропоезда. В 1963 году станцию переименовали в Ревду. В 1980 году построен новый вокзал из стекла и бетона.

Кто такой Константин Краснов

За плотиной, вдоль берега Ревдинского пруда, идет улица Константина Краснова. До 1963 года она называлась улицей Литейщиков. Переименована в честь нашего земляка, старшего лейтенанта Константина Краснова, погибшего в Великую Отечественную войну. Он родился в 1918 году, учился в школе №6, работал на РММЗ электриком. Еще до войны, в 1941 году, Краснова призвали в ряды Красной Армии. Он, после окончания курсов, стал офицером. В войну сражался в составе 375-й стрелковой дивизии.

Константин Краснов. Архив редакции

7 июля 1943 года во время боя на Курской дуге пулеметную роту, которой командовал старший лейтенант Краснов, атаковала группа немецких танков с пехотой. Ревдинец лично уничтожил два танка и погиб под гусеницами третьего, подорвав его гранатой. Константин Краснов посмертно награжден орденом Отечественной войны.

В апреле 1963 года комитет ветеранов 375-й Харьковско-Бухарестской стрелковой дивизии обратился в исполнительный комитет Ревдинского городского Совета депутатов трудящихся с просьбой об увековечении памяти старшего лейтенанта Константина Краснова. 30 мая 1963 года исполком принял решение о переименовании улицы Литейщиков в улицу имени Константина Краснова. На доме №17 сегодняшней улицы Володарского была мемориальная доска: «Здесь жил наш земляк Константин Иосифович Краснов, героически погибший в боях за Родину в 1943 году».

«Билет в будущее»

Категория: Новости

Ученики школы № 9 побывали в будущем.

«Билет в будущее» — это федеральный проект ранней профессиональной ориентации школьников 6−11 классов. Проект «Билет в будущее» реализуется по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина. «Билет в будущее» запустили в 2018 году в рамках нацпроекта «Образование». Цель — сформировать у учащихся средней и старшей школы навыки по осознанному выбору будущей профессии. Проект включает профориентационное тестирование на цифровой платформе и различные офлайн-мероприятия. В 2020 году к нему присоединились 80 регионов России.

Безусловно, правильный выбор профессионального пути – это важнейшее решение в жизни каждого человека, обеспечивающее его успешность в будущем. В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задумываться о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из основополагающих.

Ученики школы № 9 стали участниками проекта еще в прошлом учебном году, ребята прошли в личных кабинетах на сайте проекта ряд тестирований связанных с профессиональными интересами, склонностями, для них были проведены онлайн уроки по тематике проекта. В этом учебном году участие в проекте продолжено. В субботу, 4 декабря на школьном автобусе мы отправились в Екатеринбург в  мультимедийный исторический парк «Россия — Моя история». Исторический парк «Россия — Моя история» — это крупнейший российский мультимедийный проект. Подобные комплексы есть в 19-ти городах нашей страны — в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Перми, Ростове-на-Дону, Ставрополе, Краснодаре и др. Мультимедийный парк  — это отличная альтернатива учебнику, ведь за последние десятилетия современные школьники привыкли получать знания с экрана компьютера, визуальная составляющая стала неотъемлемой частью познания мира и образования. В музее «Россия — Моя история» информация излагается через сенсорные панели и экраны, проекторы и лайтбоксы, что делает сам процесс обучения очень интересным.

 Каждый зал комплекса посвящен определенной профессии будущего. Ребятам предстояло выполнить 8 заданий на знание профессий прошлого, настоящего и будущего. Разделившись на команды, мы начали интеллектуальные испытания. Выставка была оснащена по последнему слову техники: интерактивные экраны, стационарные планшеты, информационные модули. Экскурсия длилась 60 минут, но никто не заметил как пролетело время. Все участники мероприятия были под впечатлением. Проект «Билет в будущее – реально классная форма ранней профессиональной ориентации наших ребят.

Восстание углежогов

Из-за сложных условий работы и особенностей крепостного права на Ревдинском заводе не раз вспыхивали восстания рабочих. Волнения в Ревде происходили в 1771, 1774, 1800, 1824—1826, 1841 и 1861 годах. 

Самый известный и, вместе с тем, самый трагичный эпизод в истории Ревды связан с крупнейшим в истории восстанием углежогов, который произошел весной 1841 года.

В 1841 году мера угольного короба в Ревде была значительно больше, чем на других уральских заводах. В октябре 1840 года заводской исправник Земляницын получил указ Уральского горного правления, который требовал введения на частных заводах единой меры угольного короба в размере 22400 куб.вершков (в Ревде мера составляла 27216 куб.вершков). Земляницын, по согласованию с заводовладельцем, скрыл документ от рабочих, но слух о нем все же распространился. Углежоги потребовали объявить им указ, но исправник им заявил, что никаких изменений на заводе не будет. Через несколько дней Земляницын арестовал в Шайтанском заводе (ныне это Первоуральск) трех поверенных углежогов, прибывших туда с целью написать жалобу на заводское начальство.

Вслед за этим 7 апреля 1841 года к исправнику пришло 300 углежогов из села Краснояр. Они потребовали освобождения арестованных и объявления указа о снижении меры угольного короба. О происходящем исправник поспешил сообщить в Екатеринбург, откуда на Ревдинский завод был направлен советник горного управления Карпов для наведения порядка. Однако уговоры заводского исправника, советника Карпова и священника Дмитрия Флеровского не подействовали на углежогов. Они отказывались работать, каждый день собираясь на заводской площади. Среди бастующих накапливалось напряжение.

14 апреля в Ревду вошли две роты солдат из Екатеринбурга (178 человек). Но на углежогов и это не подействовало. Забастовка продолжалась. Военные и заводское начальство решили применить оружие…

Утром 15 апреля углежоги вновь двинулись на заводскую площадь. Но тут навстречу им с другого конца площади вышли солдаты. На требование разойтись рабочие ответили отказом. После этого солдаты открыли огонь…

Памятник на месте могилы погибших углежогов

Вооруженные одними лишь камнями да деревянными кольями углежоги бросились на солдат. Растерявшись, военные отступили, оставив на площади пушку. Вскоре спохватившись, солдаты отбили натиск. Артиллеристы направили пушку в центр толпы, где находились руководители восстания, и выстрелили картечью. Повторным выстрелом и ружейным огнем углежоги были рассеяны и начали разбегаться.

На обагренной кровью площади остались лежать убитые и раненые. В донесении полковника Порозова говорилось, что «убитых оказалось 25 мужчин и 8 женщин, и раненых взято 54 мужчины и 8 женщин». В сохранившейся частной летописи Умновых сообщаются другие данные: «Убито 161 человек мужчин, 6 женщин, 2 девочки 13 лет и мальчика – 2». Многие раненые умерли позже. Убитых похоронили в общей могиле.

Зачинщиков восстания судили до мая 1842 года. Четырех руководителей восстания (Ювеналия Дрягина, Карпа Еремина, Матвея Бороздина, Тимофея Козырина) сослали на каторгу, 25 углежогов были отданы в рекруты, 270 осужденных приговорены к розгам от 30 до 50 ударов с оставлением при заводе.

В 1922 году на месте братской могилы углежогов поставили чугунный памятник в виде рабочего с оружием, а в 1933 году в память о жертвах восстания улицу Большая Ялань переименовали в улицу Возмутителей. Памятник, посвященный этой трагической странице в истории города, стоит и на Угольной горе около «Демидов-Центра».

Памятник углежогам

Места отдыха в Ревде

Гора Волчиха и горнолыжный курорт. В 5 км от Ревды (а также 7 км от Первоуральска или 40 км от Екатеринбурга) расположен горнолыжный курорт. Здесь предусмотрено 4 трассы, длина которых достигает 1200 м, а перепад высот может достигать 200 м. Трассы разного уровня сложности заинтересуют начинающих, а также подойдут даже спортсменам.

Пейнтбольный клуб «Южный Фронт» существует с 24 февраля 2007 г. Данный клуб объединяет людей, которые предпочитают вести активный образ жизни, приветствуют военно-патриотическое воспитание молодого поколения и пропагандируют здоровый образ жизни. «Южный Фронт» предоставляет целый комплекс услуг, позволяющих организовать увлекательный активный отдых. Игровые площадки и даже зоны отдыха имеют особый военно-туристический антураж. Впрочем, расположение клуба в сосновом лесу только способствует созданию нужной атмосферы приключений.

Храмы города

Храм во имя Архистратига Михаила был возведен недавно — в 2009 г. Однако построили его на месте, где когда-то была Михаило-Архангельская церковь, возведенная в 1835 г. на средства самих Демидовых, но взорванная в 1964 г. Церковное здание имеет верхний, нижний и центральный приделы. Высота сооружения достигает 37,6 м. 8-тонный купол облицован нитрид-титановым покрытием, которое не тускнеет со временем. Купол имеет шлемовидное очертание, которое напоминает формой шлем, присущий русским витязям. Это связывают с тем, что Святой Архистратиг Михаил является предводителем воинства небесного. Колокола в этом храме уникальные, отлитые специально для данного прихода на заводе Николая Пятков в Каменске-Уральском по заказу СУМЗа. Все девять колоколов выполнены из меди, но при этом различаются по размерам и весу. Так наименьший весит всего 6 кг, тогда как наибольший достигает веса в 1320 кг. Храм имеет пятиярусный иконостас в верхнем церковном приделе. Здесь расположены иконы, которые выполнены согласно образцов древневизантийской иконописи. Освящение предела во имя святителя Спиридона Тримифундского состоялось в 2011 г., подарив городу еще одного святого заступника. Спиридон Тримифунтский является святым, чудотворцем и помощником в скорбях.

Храм во имя Святой Троицы в г. Ревда имеет статус приходского. Он был возведен в 1990 г.

Храм во имя святых преподобных Зосимы и Савватии в селе Кунгурка в Ревдинском районе является приходским, окормляется екатеринбургским духовенством Вознесенского подворья. Храм был воссоздан в 1993 г.

История Ревды

Место для строительства Ревдинского завода было выбрано в 1730 году. На следующий год тут развернулась стройка. Реку Ревду перегородили плотиной, возвели заводские цеха, возник и заводской поселок. 1 сентября 1734 года Ревдинский завод, основанный Акинфием Никитичем Демидовым, выдал первую продукцию – 6 пудов чугуна. Именно эта дата считается днем рождения города Ревды. Позже, выше по течению реки Ревды, построили еще одну плотину, около которой возник Мариинский железоделательный завод.

Вид на Ревдинский пруд и город Ревда

Впрочем, люди тут появились давно. Археологами было найдено несколько стоянок древнего человека (одна из них – на мысу при слиянии рек Чусовая и Ревда). Очень интересна находка трех курганов к югу от Ревды. В 1898 году курганы обследовались смотрителем Ревдинского завода А.М. Козыриным.  При разведке в одном из курганов он обнаружил останки человека и коня. Рядом лежали бронзовый меч, металлические части сбруи. Находки были переданы в Екатеринбургский музей. Их отнесли ко второй половине первого тысячелетия до нашей эры. В XVIII веке, до покупки земель Демидовым и строительства завода, эта территория принадлежала башкирам.

Железо Ревдинского завода славилось качеством и пользовалось спросом. Ревдинским кровельным листом были покрыты крыши Вестминстерского аббатства в Лондоне.

Заводскую продукцию весной отправляли в барках вниз по реке Чусовой – в Центральную Россию. Пруд Ревдинского завода имел огромное значение. Выпуск воды из него позволял поднять уровень воды в Чусовой до необходимого для сплава барок уровня. Все заводы Среднего Урала, отправлявшие металл по Чусовой, зависели от Ревды.

В 1774 году Ревдинский завод захватили пугачевцы. Ревдинцы встретили их радостно. «Ревдинский, Шайтанский, Билимбаевский заводы – самое злодейское гнездо было», — сообщали документы того времени.

Стела Ревда на Московском тракте

В Первую мировую войну в Ревде впервые появились военнопленные. Их первую партию привезли в 1916 году. Всего за годы Первой мировой здесь находилось около 2 тысяч человек — австрийцев, венгров, словаков. Жили в казармах около реки Ревды (сейчас здесь производственная площадка НСММЗ), трудились на подсобных и черновых работах. 417 заключенных скончались. Кладбище находилось на месте современного коллективного сада «Автомобилист». Сейчас там установлен небольшой памятник. 4 офицера похоронены на городском кладбище, где и сейчас можно найти могилы с табличками на немецком языке.

Вновь пленных немцев и австрийцев привезли в Ревду и Дегтярск во Вторую мировую войну. Они были заняты на производстве, лесозаготовках, строили общественные и жилые здания. В 1955 году бывших военнопленных отправили на родину.

Ревдинский завод

В XX веке через Ревду прошла железная дорога Екатеринбург – Казань – Москва. Однако первоначально станция называлась «Капралово», лишь в 1963 году ее переименовали в «Ревду». Современный вокзал был построен в 1980 году.

Вокзал Ревды

Статус города Ревда получила в 1935 году. Градообразующие предприятия Ревды: НСММЗ, СУМЗ, завод ОЦМ, кирпичный завод.  

Численность населения Ревды – 62 тысячи человек.

Культура

Музей «Демидов-Центр»

  • Ревдинский историко-краеведческий музей «Демидов-центр»;
  • МАУ «Дворец культуры городского округа Ревда»;
  • Несколько культурных и досуговых центров;
  • Музыкальный театр «Гастион»;
  • Кинотеатр в развлекательном центре «Кин-Дза-Дза»;
  • Филиал Екатеринбургской филармонии;
  • МБУК «Централизованная библиотечная система», в которую входят 11 библиотек (Центральная городская библиотека; Центральная городская детская библиотека; 3 городские библиотеки; 2 детские библиотеки; 3 сельские библиотеки; 1 специальная библиотека для слепых);
  • Городской парк города Ревды;
  • Парк культуры «Победа»;
  • Еланский парк.

Карта

  
Ревда: карты

Ревда: фото из космоса (Google Maps)Ревда: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Ревда. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Первоуральск 13 (14) С
2 Дегтярск 15 (26) ЮВ
3 Билимбай 19 (27) С
4 Верхние Серги 27 (61) ЮЗ
5 Новоуткинск 30 (51) СЗ
6 Горный Щит 38 () В
7 Среднеуральск 39 (65) СВ
8 Екатеринбург 40 (48) В
9 Нижние Серги 40 (61) З
10 Полевской 42 (68) Ю
11 Верхняя Пышма 44 (71) СВ
12 Новоуральск 51 (69) С
13 Бисерть 52 (52) З
14 Большой Исток 53 () В
15 Берёзовский 54 (64) В
16 Арамиль 56 (63) В
17 Исток 58 () В
18 Михайловск 63 (94) ЮЗ
19 Верхний Тагил 64 (123) С
20 Сысерть 64 (92) ЮВ
21 Бобровский 65 (79) В
22 Монетный 66 (85) СВ
23 Верхнее Дуброво 69 () В
24 Кировград 71 (117) С
25 Цементный 77 () С
26 Невьянск 77 (103) С
27 Заречный 85 (114) В
28 Верхний Уфалей 85 (134) Ю
29 Нязепетровск 85 (178) Ю
30 Шаля 87 (142) СЗ

Краткая характеристика

Город расположен на западном склоне Среднего Урала, на берегах пруда и р. Ревда, у впадения её в Чусовую, в 42 км к западу от Екатеринбурга. Ж.д. станция.

В нескольких километрах от города проходит географическая граница между Европой и Азией.

Территория (кв. км): 945

Исторический очерк

Основан в 1731 г. в связи со строительством Акинфеем Демидовым чугуно-литейного и железоделательного завода. Днём основания города считается 4 сентября 1734 г. (дата первой плавки).

Название по расположению на р. Ревда (левый приток Чусовой); гидроним надёжной этимологии не имеет.

Ревда известна несколькими восстаниями углежогов, крупнейшее из которых было в 1841 г.

Рабочий посёлок с 25.02.1929 г. Город с 1935 г.

Экономика

Заводы: Среднеуральский медеплавильный (крупнейшее предприятие медной промышленности на Урале, значительное химическое производство), метизно-металлургический, по обработке цветных металлов, механический, металлоизделий, железобетонных конструкций, кирпичный, деревообрабатывающий и др.

Филиал Екатеринбургского завода «Уральские самоцветы».

Основные предприятия

ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

АООТ «Металлургический холдинг» (Ревдинский ОЦМ)Предлагает:ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод»Предлагает:

Культура, наука, образование

Музеи истории заводов: Среднеуральского медеплавильного, по обработке цветных металлов, метизно-металлургического.

Архитектура, достопримечательности

Основная часть города расположена на левом берегу реки Ревда и большого бывшего заводского пруда, на пологом склоне Шайтанскогог увала.

В центральной части города сохранились деревянные здания конца 19 — начала 20 вв. Дом семьи Демидовых (19 в.).

Близ города — гора Волчиха (выс 529 м) — одна из наиболее высоких на Среднем Урале.

Численность населения по годам (тыс. жит)
1926 10 1979 62.9 2003 62.7 2014 62.0
1931 11.3 1982 64 2005 62.0 2015 62.2
1939 32.2 1986 66 2006 61.9 2016 62.4
1959 54.9 1989 65.8 2007 61.8 2017 62.6
1962 57 1992 66.1 2008 61.7 2018 62.7
1967 57 1996 65.4 2010 61.7 2019 62.3
1970 59.1 1998 65.3 2011 61.9 2020 61.5
1973 60 2000 65.4 2012 61.8 2021 60.8
1976 62 2001 65.4 2013 61.8    

Литература

  1. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 350
  2. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 483
  3. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 375
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector