Усть-кут

Геральдика

Герб

у Усть-Кута впервые появился в 1974 (официально не являлся гербом, имел статус знака). Он представлял собой изумрудный щит с изображениями куницы, якоря и надписью «1631 г.» на фоне стилизованного изображения устья реки.

10 февраля 2009 был принят новый герб. На щите зелёного цвета изображены золотые соболь, якорь и башня, символизирующая острог. Геральдическое описание: «В зелёном поле серебряная повышенная левая перевязь, однократно волнисто изогнутая (справа выгнутая), соединенная слева внизу с правой перевязью того же металла, также однократно волнисто изогнутой (справа вогнутой). Перевязи сопровождены вверху золотой идущим и обернувшимся соболем, внизу якорем (наподобие морского), также золотым, а слева — бревенчатой башней того же металла, имеющей остроконечную кровлю и арку без порога, причем меньшая перевязь проходит поверх правой опоры арки и позади низа левой опоры».

Флаг

города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.

Экономика

Градообразующей основой Усть-Кута являются транспортный комплекс и промышленность.

В настоящее время доля Усть-Кута в общем объеме промышленного производства Иркутской области составляет 0,9 % (в советский период — около 2 %). Ведущей отраслью промышленности является лесная и деревообрабатывающая. В последние годы она получила хорошее развитие. В восточной части города построено несколько современных лесоперерабатывающих производств.

У ряда компаний, в том числе зарубежных, имеются намерения создать здесь новые лесоперерабатывающие предприятия. В частности, малайзийская компания «Ta Ann Holdings Berhard» рассматривала возможность формирования в Усть-Куте производства облицовочной фанеры и шпона (инвестиции — 25 млн. дол., потребность в круглом лесе — 500 тыс. м3); китайская компания «Asia Pulp and Paper Co» предлагала строительство целлюлозного завода (мощностью до 500 тыс. т целлюлозы в год) и т.д.

В период строительства железной дороги Тайшет-Лена и БАМа в городе был развит строительный комплекс. Здесь в 1956 г. пущен полигон железобетонных изделий, с 1974 г. действовал трест «Мостострой-9», а с 1980 г. был создан крупный всесоюзный трест «Лена-БАМстрой».

В городе в 1934 г. открыта нефтебаза (ныне ООО «Иркутсктер-минал»), ставшая одной из крупнейших на востоке страны (с ежегодным оборотом до 1 млн. т нефтепродуктов, в том числе для Республики Саха — более 500 тыс. т). Она оказывает услуги по приему, хранению и отгрузке нефти и нефтепродуктов для перевозки железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Поставки осуществляются в северные районы Иркутской области, в Якутию, на север Красноярского края, в Чукотский автономный округ и т.д.

Среди других отраслей выделяется пищевая промышленность, представленная хлебокомбинатом, частными пекарнями, молокозаводом. Стабильно работавший ранее Усть-Кутский мясокомбинат прекратил свою деятельность.

В городе 124 малых предприятия, из них на сферу торговли и общественного питания приходится 30 %, примерно столько же действует в промышленном производстве, остальная часть занята в строительстве, ЖКХ и ряде других сфер.

Социальная сфера

Образование

По состоянию на 2021 в Усть-Куте работали 12 общеобразовательных учреждений. Также имеются:

• Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Кутский промышленный техникум»;

• Филиал негосударственного образовательного профессионального образования «Иркутский гуманитарно-технический колледж»;

• Усть-Кутский институт водного транспорта (филиал) Сибирского государственного университета водного транспорта (СГУВТ)1.

Здравоохранение

Муниципальные учреждения здравоохранения по состоянию на 2018:

• Центральная районная больница;

• Железнодорожная линейная больница, в том числе станция скорой помощи.

Частные медицинские учреждения:

• ООО «Доктор» (ул.Реброва-Денисова, 8);

• ООО «Стомкомфорт» (ул.Речников, 45),

• кабинет ультразвуковой диагностики Григорьева И.Н. (ул.Кирова, 124),

• ООО «Санаторий «Эйсейра» (ул.Речников, 1а),

• ООО «Стоматологическая поликлиника Проскоков И К» (ул.Кирова, 90 кв.45) и другие1.

Культура

В городе имеются дома культуры, библиотеки, музей, детская школа искусств, кинотеатр.

Спорт

По состоянию на 2021 в городе имелись: один стадион, две детско-юношеские спортивные школы, 42 спортивных зала1.

Облик города

Усть-Кут вытянут узкой полосой вдоль берегов Лены и Куты более чем на 30 км. Ширина его застройки — около 1 км (максимальная — около 3 км).Основное занятие жителей Усть-Кута — работа на предприятиях железнодорожного и водного транспорта, в лесоперерабатывающей промышленности и бюджетных учреждениях города.

Столь необычная планировка Усть-Кута создает у приезжих образ «города с одной улицей». Но это не совсем так. Большинство микрорайонов связывает вторая, объездная дорога, расположенная чуть выше городской застройки. Да и реку Лену, основной водный путь Усть-Кута, тоже можно условно назвать главной транспортной улицей города, как и железную дорогу.

Хотя город расположен по обоим берегам Лены и Куты, основная его часть находится на левых берегах этих рек. На правом берегу разместились всего два микрорайона. Обе части города соединены двумя арочными металлическими мостами — автомобильным и железнодорожным.

Административно город не разделен, хотя в действительности состоит из отдельных, во многом самостоятельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными поселками.

Ядром Усть-Кута являются два микрорайона — Лена и Речники. Они застроены современными каменными многоэтажными и полностью благоустроенными домами. Здесь проживает основная часть населения Усть-Кута, размещены важнейшие социально-культурные объекты. Городским центром считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Остальные микрорайоны и поселки находятся от центра ниже и выше по течению Лены. Старая часть города (бывшее село Усть-Кут) располагается в устье реки Куты. Здесь же находится остров Домашний — любимое место отдыха горожан. На окраинах и в старой части преобладают деревянные одноэтажные дома, построенные в начале и середине прошлого века. Сохранились исторические здания. Сравнительно недавно в состав города включены два отдаленных поселка — Минган (в 1995 г.) и Турука (в 2004 г.).

Усть-Кут окружен горами и тайгой. Некоторые горные склоны образуют скалистые утесы, имеющие названия и овеянные городскими легендами (например, скала Любви, Чертова скала, Бубнов камень, Мир и др.).

Своих гостей город встречает разными названиями (Усть-Кут известен как город трех имен): пассажиров поезда — станция Лена, прибывших водным транспортом — порт Осетрово и только прилетающих самолетом — аэропорт Усть-Кут.

Облик города

Усть-Кут по форме напоминает узкую полосу, которая тянется по берегам Куты и Лены на три десятка километров. Минимальная ширина застройки составляет 1 км, максимальная достигает 3 км. Такая необычная планировка многим приезжим напоминает образ города с одной улицей. Однако это совершенно не так. Большую часть микрорайонов города связывает объездная дорога, которая находится немного выше городской застройки. Железная дорога и водный путь на реке Лена также являются транспортными магистралями города и его окрестностей. Основная часть Усть-Кута находится на левых берегах рек Лена и Кут, хотя весь город растянулся на двух берегах. На правом берегу находится только два микрорайона. Дне части города соединяются автомобильным и железнодорожным арочными мостами. Несмотря на то, что город состоит из нескольких, довольно самостоятельных микрорайонов, связанных одной дорогой, он является единым административным объектом. Территории промышленного назначения чередуются с жилыми участками и заброшенными ранее территориями.

Главными в городе являются два микрорайона – Речники и Лена. На них находятся полностью обустроенные, каменные, многоэтажные дома. Основная часть населения проживает здесь, поскольку именно в этих микрорайонах находятся важные социальные и культурные объекты. Центром города является сквер, который находится между речным и железнодорожным вокзалами. Остальные районы расположены ниже и выше центра, прямо по течению реки Лена. Старая часть города в прошлом была селом. На сегодня она располагается в устье реки Кут. В старой части, как и на окраинах, находится большое количество одноэтажных, деревянных домов, которые были построены в начале прошлого века. Сохранились также некоторые исторические здания. В 1995 году в состав города был включен поселок Минган, а в 2004 году – Турука. Усть-Кут со всех сторон окружен тайгой и горами. Некоторые из склонов составляют утесы, имеющие необычные названия, например Мир, скала Любви, Чертова скала и другие.

Усть-Кут имеет три имени. Пассажиров поезда встречает станция под названием Лена, прибывших на теплоходе — порт Осетрово, а прилетающих на самолете – одноименный аэропорт Усть-Кут.

использованная литература

Источники

  • Законодательная Собрание Иркутательной области. Постановление №9 / 5-ЗС от 15 апреля 2009 г. «Устав Иркутской области», в ред. Закона №2-У от 14 декабря 2017 г. «О поправках к Уставу Иркутской области». Вступил в силу по истечении десяти дней после официального опубликования. Опубликован: «Областная», №45, 24 апреля 2009 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Постановление № 9/5-ЗС от 15 апреля 2009 г. Устав Иркутской области с изменениями, внесенными Законом № 2-У от 14 декабря 2017 г. « О внесении изменений в Устав Иркутской области . дня, следующего за десятидневным периодом после дня официального опубликования.).
  • Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №49-ОЗ от 21 июня 2010 г. «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области», в ред. Закона №12-ОЗ от 23 марта 2017 г. «О внесении изменений в статье 25 и 33 Закона Иркутской области« Об административно-территориальном устройстве Иркутской области »и Закон Иркутской области« О внесении изменений географического объекта и (или) о переименовании географических объектов ». Вступил в силу после официального дня опубликования. Опубликован: «Областная», №71, 25 июня 2010 г. (Законодательное собрание Иркутской области. Закон от 21 июня 2010 г. № 49-ОЗ « Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» с изменениями, внесенными Законом от 23 марта 2017 г. № 12-ОЗ « О внесении изменений в статьи 25 и 33 Закона»). Иркутской области «Об административно-территориальном устройстве Иркутской области» и Закон Иркутской области «О порядке рассмотрения присвоения наименований географическим объектам и (или) переименования географических объектов» . Действует со дня официальное издание.).
  • Законодательная Собрание Иркутательной области. Закон №93-оз от 16 декабря 2004 г. «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области», в ред. Закона №63-ОЗ от 7 июля 2015 г. «О распространении действия Закона Иркутской области» О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области на территории нового субъекта Российской Федерации — Иркутской области и внесении изменений в отдельные законы Иркутской области ». Вступил в силу с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней со дня официального дня опубликования. Опубликован: «Восточно-Сибирская правда», №254–255, 20 декабря 2004 г. (Законодательное Собрание Иркутской области. Закон № 93-оз от 16 декабря 2004 года О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области , с изменениями , внесенными Законом № 63-ОЗ от 7 июля 2015 On Распространение действия Закона Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Черемховского района Иркутской области» на всю территорию нового субъекта Российской Федерации — Иркутской области и о внесении изменений в некоторые законы Иркутска. Область ( Действует с 31 декабря 2004 г., но не ранее чем через 10 дней после даты официального опубликования).

Ископаемые ресурсы

На правом берету Куты, недалеко от ее устья, находится Усть-Кутский минеральный источник. Его вода по своему составу является сульфидным хлоридио-натриевым рассолом высокой минерализации (122-117 г/л) с содержанием брома и радона. Эта минеральная вода (вместе с сульфидной иловой грязью озера Соленого) используется в качестве основного лечебного фактора в санатории «Усть-Кут». Профиль санатория лечение опорно-двигательного аппарата, заболеваний суставов и позвоночника, центральной и периферической нервной системы и др.

В настоящее время в районе санатория найдена также минеральная вода казанского типа, которую можно использовать в качестве питьевой лечебно-столовой для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Источник вблизи устья Куты с его чудодейственными водой и грязями был известен местному населению еще до прихода русских. В начальный период освоения Приленья известный казак-землепроходец Е.П. Хабаров основал здесь первый в Сибири солеваренный завод. Целебные свойства источника впервые описал в 1736 г. профессор И. Гмелин, участник Второй Камчатской экспедиции.

В конце XIX в. местное купечество организовало на солезаводе небольшую грязелечебницу. В советское время по инициативе речников здесь создали небольшой курорт, который до начала 1950-х гг. функционировал вместе с солезаводом. В середине 1960-х гг. источник изучали специалисты НИИ курортологии АН СССР, сделавшие заключение о лечебных свойствах его воды. Было отмечено, что вода здесь по степени минерализации, химическому составу и лечебным свойствам близка к водам известных здравниц Трускавца (Западная Украина) и Белокурихи (Алтайский край).

Религия

Со времени основания Усть-Кутский острог входил в границы Тобольской епархии.

В «Описной книге» — годов имеется упоминание об острожной Спасской церкви . В течение двух веков храм несколько раз перестраивался.

С декабря года Усть-Кут находился в пределах самостоятельной Иркутской епархии.

Народ в Усть-Кутском крае был мало религиозен. Об этом говорится в отчёте о состоянии Иркутской епархии за год:

«Жизнь нравственно-религиозная, видимо, давно замерла в Ленских просторах и пока ничего не предпринимается, чтобы оживить её. Религиозно-нравственных чтений и бесед с народом не ведётся«.

В отчёте о состоянии Иркутской епархии за год сказано, что «в Киренском, например, уезде, в следствие, отказа прихожан от содержания храма и причта, Усть-Кутский приход призакрыт«.

В советское время оба Усть-Кутских храма были уничтожены.

К началу 1990-х годов в Усть-Куте была основана община православных христиан — около 20 человек. Община собиралась в половине двухквартирного списанного дома по улице Котовского. Старостой общины была Витковская Ксения Тарасовна.

В году на праздник Крещения Господня впервые после долгого перерыва был совершен крестный ход на реку Лена, в районе старого Усть-Кута.

С по год в местной газете «Парус» действовала еженедельная рубрика «Мир православия». За это время было издано более 40 статей.

5 октября года город вошел в состав Братской епархии.

Рельеф

Усть-Кут расположен на Лено-Ангарском плато, в пойменной долине реки Лены, на высоте 295 м над уровнем моря.

Город находится среди покрытых тайгой холмов с абсолютными отметками вершин от 558 до 757 м над уровнем моря.

На пологой пойменной территории рек Лены и Куты имеются небольшие участки, пригодные для сельскохозяйственной деятельности. Почвы здесь дерново-карбонатные и дерново-подзолистые, в луговой части — средне- и легкосуглинистые. Эти земли осваивались русскими крестьянами со второй половины XVII в. и использовались для сенокосов, выпаса скота, выращивания овощей и некоторых зерновых. В настоящее время почти все эти участки заняты жилой застройкой современного Усть-Кута.

Уроженцы и жители

  1. Задорожная Елена Анатольевна, Болсун Елена Ивановна — легкоатлетки, участницы Олимпиад, уроженки Усть-Кута.
  2. Акулич Олег Александрович — российский и белорусский актёр, детство и юность провёл в Усть-Куте. Выпускник Осетровского речного училища.
  3. Марков Нектарий Константинович — заслуженный учитель России, краевед, в 1955–1984 директор Усть-Кутской средней школы № 2, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, почетный гражданин города Усть-Кута.
  4. Троцкий Лев Давидович — российский политический деятель, один из лидеров Октябрьской революции, отбывал ссылку в Усть-Куте в 1900.

Герои Советского Союза (участники Великой Отечественной войны):

  1. Андреев Михаил Александрович;
  2. Антипин Иван Николаевич;
  3. Пестерев Алексей Иванович;
  4. Тюрнев Пётр Фёдорович.

Герои России:

  1. Рудых Александр Витальевич — участник боевых действий в Афганистане и в других «горячих точках».
  2. Шерстянников Андрей Николаевич — участник антитеррористической операции в Чечне.

Перспективы

Перспективы на ближайшее время можно во многом связать с добычей и переработкой углеводорода. Возможно расширение лесохимической и деревообрабатывающей промышленности и базы речного флота. Судоходство региона осуществляется в бассейне Верхней Лены, укрепляя, таким образом, позиции города в качестве основного водно-железнодорожного перевалочного узла. Особую роль в жизни города может сыграть возрождение местного аэропорта и увеличение количества авиаперевозок. Благоприятно может сказаться и продвижение населенного пункта как курортного города с высоким качеством обслуживания в местных санаториях. Кроме того, в городе возможно организация базы обслуживания нефтепровода. ОАО «Иркутскэнерго» на данный момент рассматривает возможность создания в районе Киренска и Усть-Кута нескольких генерирующих мощностей, на которых мог бы использоваться газ здешнего месторождения.

Карта

  
Усть-Кут: карты

Усть-Кут: фото из космоса (Google Maps)Усть-Кут: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Усть-Кут. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Железногорск-Илимский 101 (136) З
2 Новая Игирма 117 (186) З
3 Магистральный 124 (198) ЮВ
4 Казачинское 125 (213) ЮВ
5 Улькан 160 (241) ЮВ
6 Киренск 180 (268) СВ
7 Железнодорожный 217 () СЗ
8 Жигалово 221 (688) Ю
9 Усть-Илимск 222 (336) СЗ
10 Северобайкальск 254 (364) ЮВ
11 Нижнеангарск (Республика Бурятия) 260 (389) ЮВ
12 Братск 262 (353) З
13 Вихоревка 290 (383) З
14 Качуг 314 (553) Ю

Краткая характеристика

Расположен на севере Лено-Ангарского плато, у впадения р. Кут в Лену, в 610 км от Иркутска (воздушным путём). Речной порт (на Лене). Ж.д. станция. Пункт перевалки речных и ж.д. грузов.

Климат резко континентальный. Средняя температура января -25С, июля +17С. Осадков 350 мм в год, главным образом летом.

В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт. Санаторий, водогрязелчебница. Минеральные источники открыты в 17 в. русским землепроходцем Е.П. Хабаровым. Используются в лечебных целях с 1908 г. Курорт основан в 1925 г.

Территория (кв. км): 56

Исторический очерк

В 1628 г. десятник Василий Бугор построил близ устья реки Кут зимовье. В 1631 г. русские землепроходцы во главе с атаманом Иваном Галкиным основали близ устья р. Кут Усть-Кутский острог. Гидроним Кута связан с характером долины реки: эвенкийское кута — «торфяное болото, топкое место, трясина».

В 1639 г. служилые люди Е.П. Хабарова неподалёку от «острожка» открыли солеварни.

В середине 17 в

острог, утратив своё военное значение, стал важной пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Ишима и Верхней Лены.. Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г

Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).

Рабочий посёлок Усть-Кут с 1943 г. Город с 1954 г. Образован слиянием посёлков Усть-Кут и Осетрово (ПГТ с 1938 г., 3.3 тыс. жит., 1939).

Судоверфь, предприятия лесной промышленности, молочный завод.

Основные предприятия

Культура, наука, образование

Речное училище.

Краеведческий музей.

Памятники: партизанам, павшим за Усть-Кут (1957), партизанскому командарму Гражданской войны Д.Е. Звереву (1969) и др.

ВУЗы города

Осетровский филиал Новосибирской государственной академии водного транспорта (в г. Усть-Куте)

Архитектура, достопримечательности

Усть-Кут вытянут вдоль реки Лена на 30 км и состоит из отдельных микрорайонов, связанных единой дорогой-улицей.

Численность населения по годам (тыс. жит)
1939 4.0 1992 61.8 2007 45.8 2016 42.5
1959 21.3 1996 62.4 2008 45.3 2017 42.3
1967 29 1998 59.6 2010 44.5 2018 41.7
1970 33.2 2000 57.1 2011 45.4 2019 41.1
1979 49.6 2001 56.2 2012 44.8 2020 40.8
1982 53 2003 50.0 2013 44.3 2021 40.3
1986 57 2005 47.6 2014 43.6    
1989 61.2 2006 46.6 2015 43.0    

Литература

  1. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 435
  2. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 624
  3. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 496

Транспортная доступность

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.

Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.

Железнодорожный транспорт

Усть-Кут находится на Восточно-Сибирской железной дороге. Основная железнодорожная станция — Лена. Кроме неё, в городе расположены:

грузопассажирские станции: Усть-Кут, Якурим, Лена-Восточная;

исключительно грузовые станции: Лена-Перевалка, Портовая, Якурим-Перевалка. (В едином технологическом процессе с портом Осетрово.)

До конца 1990-х годов на западной окраине города функционировала станция Паниха. Многие предприятия имеют собственные подъездные пути.

Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).

Пассажирское сообщение

. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:

• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.

• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.

Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).

Первый поезд на станцию Лена пришёл в 1951 — тогда Усть-Кут был конечной точкой строящейся Тайшето-Ленской железной дороги (ныне это участок ВСЖД, называемый Западным БАМом.) В постоянную эксплуатацию дорога была сдана в 1958. В 1974 Усть-Кут стал отправной точкой возобновлённого строительства Байкало-Амурской магистрали, здесь располагался штаб Западного участка. В 1975 сдан железнодорожный мост через Лену, единственный на сегодня.

Воздушный транспорт

Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.

Речной транспорт

Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).

Пассажирское сообщение вверх по Лене до посёлка Жигалова, вниз — до Пеледуя. Осуществляется теплоходами типа «Заря» и «Полесье».

Автомобильный транспорт

Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу «Байкал» через Братск в Тулуне).

В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».

На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).

Автозимники

. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.

Городская улично-дорожная сеть

. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.

Автобусное сообщение

В Усть-Куте создано 12 городских маршрутов. Существует сеть пригородных маршрутов — до дач «Ветеран» (села Турука), аэропорта, посёлков Казарки, Верхнемарково, Ния. Работает один междугородный маршрут — до Иркутска. В летнее время также выполняются перевозки в направлении дачных посёлков, круглогодично до Киренска частными микроавтобусами. Автовокзала нет.

Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:

• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск); • по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск); • прямым воздушным путём — 520 км.

Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector