Абай сегодня: где увековечено имя великого поэта

Абай, Казахстан

Городское
18-июн, 2012
staler_GRIF
20 470

Ошибка

Абай (до 1961 — посёлок Чурубай-Нура (каз. Шерубай-Нра)) — город в Карагандинской области Казахстана. C 2002 года — центр Абайского района Карагандинской области. Город располагается недалеко от железнодорожной станции Карабас, в 30 км к юго-западу от Караганды и в 8 км от Абая. Через город проходит автомоб. трасса Караганда — Джезказган — Кзыл-Орда, связан благоустроенными дорогами с гг. Шахтинском, Саранью. У поселка Карабас близ Абая проходит Жартасский водовод. Назван в честь Абая Кунанбаева.После кризиса 90х город оказался в сложном социально-экономическом положении, обусловленным закрытием крупных предприятий и массовым оттоком русскоязычного населения. В данный момент г. Абай вернулся в русло развития и переживает подъем.Добыча угля (до начала перестройки в городе было 4 угольных шахты: № 4 Чурбай-Нуринская (Шерубайнуринская), № 1 Топарская, № 9 им. Калинина и № 6/7 Абайская, когда-то была и Долинская, но потом она отошла к другому району) и известняка. Деревообрабатывающий и домостроительный комбинаты. Восточная обогатительная фабрика, Абайская швейная фабрика (АШФ), горпромкомбинат, з-д железобетонных изделий, ремонтно-механический завод, хлебозавод, шахтостроительные управления № 8 и № 3 треста «Карагандауглестрой», пассажирское и 2 грузовых автотранспорт. предприятия.Основные виды продукции: уголь, угольный концентрат, швейные изделия, сборный железобетон, хлебобулочные изделия, сельскохозяйственные сцепки СП—16, СГ—21, гидроподъемник автомашин ГУАР—15Н. Крупная Карагандинская ГРЭС в поселке Топар. Горный техникум и вечерний энергостроительный техникум.Численность населения составляла: 1) на начало 1989 — 59 600 человек; 2) на начало 2004 — 27400 человек; 3) на начало 2009 — 31123 человек.Этнический состав (по Всесоюзной переписи 1989г): казахи — 7,4%, русские — 74,0%, другие — 18,6%.Этнический состав (2007г.): казахи — 25,3%, русские — 50,1%, другие — 24,6%.С начала 90х из города продолжается отток населения главным образом вследствие репатриации русских, украинцев, белорусов, немцев, евреев и других не титульных народов. Сложная социально-экономическая ситуация повлекла за собой закрытие шахт и других градообразующих промышленных предприятий, служившие основой финансовой стабильности города. В результате чего численность населения г.Абай, которое в 1989г. составляло ок. 59000 человек, к 2002г. снизилось до 25000 человек

Власти обратили внимание на проблемы города и в 2008-09 годах была принята программа, включающая благоустройство мест отдыха, дворовых территорий, восстановления освещения и дорог, замена сетей центрального водоснабжения

Другие произведения Абая Кунанбаева

Кроме «Слов назидания», из-под пера классика вышло 170 стихотворений. Из них наиболее известны четыре произведения, посвященные сезонам года, «Кулембаю», «Управитель начальству рад», любовная лирика «Ты – зрачок очей моих» и другие. На творчество Кунанбаева оказали влияние и великие мастера словесности Востока.

Абай восхищался произведениями Алишера Навои, Фирдоуси, Ибн Сины, Физули, Низами и других. Их мотивы он вплетал в свое творчество. Например, излюбленная на Востоке тема Александра Македонского была интерпретирована Абаем Кунанбаевым в его поэме «Искандер». Но в ней автор вовсе не восхищается великим завоевателем античности, а противопоставляет ему просветителя и мудреца Аристотеля.

Также известны такие поэмы Кунанбаева, как «Сказание об Азиме» и «Масгуд». Абай сделал более пятидесяти переводов на казахский язык произведений русских и европейских поэтов. Этот вклад нельзя переоценить. Ведь таким образом классик приблизил свой народ к сокровищнице мировой культуры. А Европа узнала о Казахстане.

Памятник Абаю в Алматы

О том, что городу нужен памятник Абаю, в Алматы стали говорить еще до войны. Выбирали место и даже проводили конкурс творческих работ. В начале 50-х годов в Алматы был объявлен конкурс на создание памятника — в 1954-м страна готовилась отмечать 50-летие со дня смерти поэта. Но потом план переиграли и решили подгадать к 1960 году, к 115-летию со дня рождения поэта. Среди многих претендентов, включая представителей Москвы и Ленинграда, самым удачливым оказался казахстанский скульптор Хакимжан Наурызбаев — ему и выпало право работать над памятником.

Все понимали, что это должен быть масштабный величественный монумент, Наурызбаев именно такой и планировал — высота памятника должна была составить почти 14 метров. Это сразу стало проблемой: никто не знал, где найти мастерские, в которых можно было бы сделать памятник такой высоты.


Памятник Абаю Кунанбаеву в Алматы / фото: wikipedia.org

Перед тем как приступить к работе, скульптор ездил на родину Абая, встречался с местными аксакалами, а консультировал художника лично писатель Мухтар Ауэзов, автор книги «Путь Абая». Писатель почти каждый день заглядывал в механические мастерские, и когда видел работу в тесном тамбуре, ему казалось, что всё идет нормально. Но когда памятник был завершен, его вынесли во двор, и Ауэзов увидел его при дневном свете, он остался недоволен и раскритиковал всю работу. Наурызбаев расстроился, но принял поправки Ауэзова. Когда после исправлений он снова позвал Ауэзова взглянуть на памятник, писатель сказал: «Вот это — Абай!»

Скульптура отлита из бронзы. Основание — трапециевидный постамент — выполнено из красного курдайского гранита. С 1982 года памятник Абаю входит в перечень памятников архитектуры и градостроительства. Всего памятников Абаю в Казахстане и в мире установлено более 20-ти.

Личная жизнь

Абай имел трех жен, которые жили не вместе, а в разных аулах. Первая, Дильда, подарившая мужу шестерых детей, происходила из знатного рода и являлась внучкой бия Алшынбая. По соглашению отцов, пара вступила в брак в 15 лет.

Самая любимая супруга — Айгерим (настоящее имя Шукиман), прозванная мужем луноликой красавицей. Она пришла в этот мир на 11 лет позже избранника (свадьба состоялась, когда просветителю исполнилось 30 лет), родила 4 наследников и восходила корнями к национальному герою, защитнику казахов от джунгар Мамай-батыру.

Еркежан стала третьей героиней личной жизни Кунанбаева после смерти своего мужа Оспана в 1892-м, приходившегося ему братом. Общих сыновей и дочерей у них не было.

Абай Кунанбаев с сыновьями Акылбаем и Турагулом / «»

В исторических документах чаще всего упоминается о 4 сыновьях «ювелирного мастера художественного слова». Акылбая (1861–1904), создавшего произведения «Дагестан», «Зулус» и «Жарах», в ранние годы отдали младшей жене Кунанбая. Абдирахман, или Абиш (1868–1895) окончил реальное училище в Тюмени, Михайловскую школу артиллерии в Санкт-Петербурге и умер от туберкулеза.

Магауия, или Магаш (1870 –1904) обучался в Семипалатинске, писал поэмы, служил судьей в родном ауле. Турагул (1875–1934) — общественный деятель партии «Алаш Орда», поэт, писатель и переводчик.

Смерть

В 2019-м Ляйля Баймагамбетова, проживающая в Нур-Султане, рассказала в интервью местной газете о малоизвестных фактах биографии и причине смерти прапрадеда:

Через 40 дней после ухода младшего сына, 6 июля 1904-го не стало и великого поэта и мыслителя. Сначала его тело хотели предать земле в селе Акшокы, где покоились отец Кунанбай, сыновья Абиш и Магаш, но в итоге похоронили в Жидебае. Сейчас там находится Мавзолей Абая, где также нашли последнее убежище брат Кунанбаева Оспан, племянник Шакарим и сын последнего Ахат.

В расположенном неподалеку зимовье Абая на Жидебае организована музейная экспозиция, хранящая книги просветителя, личные вещи, редкие фотографии, предметы домашнего обихода и мебели.

Вклад в культуру Казахстана

Пожалуй, главное достижение Абая Кунанбаева заключается в том, что он старался максимально сблизить казахскую культуру с русской, активно переводя произведения классиков и современников на казахский язык, пытаясь сделать их максимально доступными и понятными для соплеменников.

Многие его произведения вошли в народ, став народными песнями. Это оказалось огромным вкладом в развитие культуры. В условиях, когда читать умели жалкие проценты от общего населения страны, именно народные песни оказались наиболее действенным способом донести определенные мысли до всех слоев населения.

Город, построенный заключенными

В 1949 году началось освоение Чурубай-Нуринского района Карагандинского угольного бассейна, а на месте будущего шахтерского города Абая появился поселок Чурубай-Нура. Примечательна не самая светлая страница в биографии города: с 1949 по 1957 год поселок Чурубай-Нура строился силами заключенных Карлага и Песчанлага, а позднее в нем появилось отделение Песчанлага.

До 1957 года заключенными были построены первые улицы будущего города Абая, проложена железнодорожная ветка для доставки строительных материалов. Колючая проволока и сторожевые вышки были отличительными знаками кварталов, где работали заключенные.

В первые годы освоения угольного месторождения, помимо самого поселка Чурубай-Нура, появились и «пришахтные поселения»: населенные пункты Караган, Кзыл, Вольный, Новодолинка. Это были индивидуальные хаотичные застройки из одноэтажных деревянных и саманных домов. В состав поселка Караган входили три поселения: Северный Караган, Южный Караган, Новый Караган. Зона для заключенных, которые строили шахту «Топарскую», располагалась в Новом Карагане.

В 1954 году Чурубай-Нура стал поселком городского типа.

30 июня 1956 года началась новая веха в жизни поселка: в него прибыла большая группа строителей из УССР.

В 1961 году поселок городского типа Чурубай-Нура исчез, а на карте Казахской Советской Социалистической Республики появился город Абай (Указ Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 15 августа 1961 года) — город шахтеров, названный именем великого казахского просветителя Абая Кунанбаева, родина олимпийского чемпиона Серика Сапиева.

Абайский район

С 2002 года город Абай является административным центром Абайского района. Два населенных пункта, которые входят в его состав и широко известны за его пределами, – это поселок Топар и село Жартас.

Поселок Топар – бывший районный центр. Численность населения составляет чуть более 9 тысяч человек. Поселок славится низкими ценами на электрическую и тепловую энергию, мобильным рынком недвижимости. В поселке сохранились мозаики на зданиях, большое количество зелени, а также «сердце Топара» – Дом культуры «Энергетик». Центральные улицы ухожены, покрыты брусчаткой.

В трех километрах от поселка Топар находится Карагандинская ГРЭС-2 – электростанция национального значения, которая входит в Северную зону Единой энергетической системы Казахстана. В советское время она была государственной собственностью, теперь ею владеет компания «Казахмыс». Выработанная ГРЭС-2 электроэнергия идет на покрытие электрических нагрузок предприятий компании в Карагандинском, Жезказганском и Балхашском регионах. Избыток электроэнергии продается на оптовом рынке Казахстана.

Важным предприятием для района также является комплекс теплиц, восстановленный из советского подсобного агрохозяйства гидроэлектростанции. Комплекс дает работу 300 жителям Топара. Проведенная реконструкция в 2011 году – современные технологии выращивания растений и капельное орошение – сделала ТОО «Топарские теплицы» лидером отрасли. Сегодня в ассортименте ТОО «Топарские теплицы» как томаты, огурцы, болгарский перец, лимоны, так и оранжерея с экзотическими растениями – папайя, грейпфруты, гранаты, апельсины, мандарины, которыми снабжают не только Казахстан, но и Россию.

Озеро Топар, или, если точнее, Топарское (Шерубайнуринское) водохранилище, объемом 274 млн кубических метров было образовано в году. Оно осуществляет многолетнее регулирование стока, используется для работы Карагандинской ГРЭС-2 и орошения.

Озеро знаменито на всю область как место активного отдыха и рыбалки. На берегах Топарского водохранилища находятся многочисленные зоны отдыха: «Тихий залив», «Золотые пески», «Бахыт» и другие. Многие зоны отдыха круглогодичные, с облагороженными пляжами, современными детскими площадками.

Еще одним известным местом отдыха жителей как Абайского района, так и всей Карагандинской области, является круглогодичный санаторий «Жартас», расположенный в лесопарковой зоне на берегу Жартасского водохранилища вблизи села Жартас.

Прогрессивные взгляды

Получая образование в русской школе, много общаясь со ссыльными и учениками, Абай смог оценить со стороны быт и нравы своего народа. Острое неприятие многих традиций впоследствии нашли отражение в «Словах назидания».

К примеру, он порицал многие откровенно варварские традиции, бытовавшие среди простого народа. Жадность, лизоблюдство, преклонение перед более сильным – Абай старался искоренить эти негативные черты в обществе. Отдельного внимания заслуживало, по его мнению, отношение к женщинам. Как и во всех странах Средней Азии, до прихода русских, они практически являлись рабынями. Не имея никаких прав, они были буквально собственностью сначала отцов, а потом мужей. Убийство либо никак не наказывалось, либо наказывалось небольшим штрафом – если казах убивал женщину, не принадлежавшую ему. Все это выставлялось в его произведениях самым негативным образом.

Старался порицать он и алчность. Во многих казахстанских школах изучается поэма «Искандер» (так звали в Азии Александра Македонского) в оригинале или переводе. Здесь великий завоеватель ведет беседу со своим учителем – Аристотелем. Тот наглядно показывает молодому, горячему мужчине, что бессмысленное накопление золота не может закончиться ничем хорошим.

Стоит отметить, что практически во всех «Словах назидания» упоминаются русские люди и народ в целом. Великий просветитель ставит их в пример казахам. Пожалуй, сегодня многие из его строк могли бы привести к тому, что поэт получил бы серьезное наказание за экстремизм. Привести хотя бы цитату из «Второго слова назидания», посвященную русским: «Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой. О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой».

Призывал он всех состоятельных казахов (и сам следовал этому совету) отправлять детей для обучения русским учителям. А биями и управленцами ставить только тех, кто получил русское образование. Абай Кунанбаев считал, что именно изучая русский язык, простые казахи получат доступ к всемирной сокровищнице знаний.

Разумеется, сегодня его произведения изучаются в довольно сильно усеченной форме – многие отрывки скрупулезно вырезаются, как устаревшие.

Биография

Для начала стоит коротко рассказать о биографии Абая Кунанбаева.

Родился будущий великий просветитель 10 августа 1845 года в Чингизских междугорьях, в Семипалатинской волости (по современному административному делению – в Восточно-Казахстанской области). Как говорилось выше, является выходцем из знатного рода судей и баев (богатых людей).

Образование началось с посещения муллы, после чего Абай отправился в Семипалатинск, где обучался в медресе, изучая персидский и арабский языки. Параллельно посещал русскую школу, построенную для детей чиновников и военных, проходящих службу на территории Казахстана. Окончив ее, пытался писать первые стихи.

В возрасте 13 лет Кунанбай попытался привить сыну навыки главы рода. Однако уже в 28 лет Абай отказывается от нее, вплотную занявшись самообразованием, общаясь с просвещенными людьми. В первую очередь их роль играли русские политические ссыльные С. Гросс, Н. Долгополов, Е. П. Михаэлис и другие.

Параллельно он много читал – его наставниками, пусть и заочно, стали Пушкин, Лермонтов, Гете, Байрон, Крылов и другие писатели. Читая переводы на русский язык, он ознакомился с творчеством многих европейских писателей, приобретая тонкий вкус, развиваясь и просвещаясь. Стоит отметить, что он пытался донести европейскую культуру до своего народа. Ярким примером можно назвать конкретный случай. Немецкий поэт Гете написал стихотворение «Ночная песня странника». Лермонтов, впечатленный ее красотой и поэтичностью, перевел и адаптировал на русский язык, создав «Горные вершины спят во тьме ночной». Спустя около полувека его прочитал Абай Кунанбаев. Стих, переведенный им под названием «Горы дремлют в темной ночи» стал народной песней, широко разойдясь среди простых людей.

Скончался в возрасте 58 лет в 1904 году.

Развитие по госпрограмме

В советское время Абай был достаточно большим городом – в 1989 году в нем проживали 46 533 человека. Перестройка, постперестроечное время, распад СССР и сложная социально-экономическая ситуация в Республике Казахстан привели к закрытию шахт и других промышленных предприятий. В результате последующего оттока населения в большие города, иммиграции в Россию, Германию, Украину и другие страны, к 2005 году количество жителей сократилось почти в два раза – до 27 957.

Согласно данным статистики, в последнее время не только сохраняется тенденция по сохранению контингента города, но и наблюдается незначительный прирост. Так, по данным переписи населения 2019 года, в городе проживает 28 363 человек.

В 2008-2009 годах, благодаря активности администрации и соответствующей государственной программе, в городе началось благоустройство мест отдыха и дворовых территорий, восстановление придорожного освещения, замена сетей центрального водоснабжения.

В рамках Программы развития моногородов на 2012-2020 годы в городе Абай продолжается второй этап демонтажа пустующих зданий (на первом этапе их было 56). Места, где находились снесенные дома, планируют использовать для строительства современных многоэтажных домов.

Город Абай сохраняет в облике советские традиции: Парк Победы, Мемориал славы, сооруженный к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, памятник воинам-интернационалистам. В то же время город приобрел и современные черты, например, архитектурная композиция «Единение» – в ней три части национального орнамента символизируют единство трех казахских жузов, или «Золотой барс», являющийся символом долгосрочной Программы развития Республики Казахстан-2050.

Главный ориентир города – малая архитектурная форма из трех белых лошадей, символ верности, дань уважения лучшим качествам священных животных степи. Жители Абая проводят свободное время в парках города, особенно любимое для них место – площадь перед районным Домом культуры.

Память

  • Дом-музей Абая Кунанбаева в Семее и Лондоне
  • Памятники Абаю Кунанбаеву установлены в Алма-Ате, Семее, Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Стамбуле, Тегеране, Ташкенте, Москве, Пекине
  • Имя Абая Кунанбаева носят города и села в Карагандинской, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Кызылординской Южно-Казахстанской области
  • Улицы и проспекты имени Абая Кунанбаева расположены в Баку, Алма-Ате, Актобе, Орске, Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Бишкеке и многих других городах
  • С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта
  • В честь Абая назван ледник в Джунгарский Алатау и на Заилийском Алатау
  • В Алма-Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.
  • Именем Абая назван Культурно-досуговый Комплекс в Актау.
  • Изображение Абая Кунанбаева на банкноте Национального банка Республики Казахстан номиналом в 20 тенге
  • 1938 — Роман «Абай» (авторы Мухтар Ауэзов и Леонид Соболев)
  • 1942-1956 — Роман в 4-х томах «Путь Абая» (автор Мухтар Ауэзов)
  • 1945 — Фильм «Песни Абая» (актер Калибек Куанышпаев)
  • 1995 — Фильм «Абай» (актер Габиден Турыкпаев)

Детство и учеба

Годы жизни Абая Кунанбаева – 23 августа 1845 г. – 6 июля 1904 г. Будущий поэт увидел свет в урочище Жидебай, в предгорьях Шынгызтау, у источника Каскабулак. Ученые идентифицировали, что это место находится в 180 км от Семипалатинска (Семея).

Начальное образование мальчик получил в семье. На него огромное влияние оказали бабушка Зере и мать Улжан. Это были добрые и мудрые женщины. Бабушка была настоящей сказительницей

Именно она рассказывала Осторожному Ибрагиму легенды о древних батырах. Все представители рода шаншар, откуда происходила мать Улжан, славились остроумием

От нее Абай унаследовал умение красиво и интересно говорить, колко подшучивать над недостатками и красноречиво бичевать пороки общества. Возможно, эти две женщины — мать и бабушка — и предопределили будущее Кунанбаева. Ведь он впоследствии отказался от роли главы племени и посвятил себя искусствам.

Однако и отец оказал на сына некоторое влияние. Он научил его быть мудрым, справедливым и сдержанным. В раннем детстве он послал сына учиться грамоте у муллы. А потом не пожалел денег на продолжение его образования в медресе Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно в русской школе этого города. В исламском духовном училище мальчик не только освоил персидский и арабский языки, но и отточил ораторское искусство.

История города Абай

У каждого человека есть малая родина, место, где он родился и вырос. Для жителей города Абая — это уголок на карте Карагандинской области, который занимает совсем небольшую площадь. Совершая путешествия в другие города, страны, мы невольно сравниваем, знакомые с детствастепи, реки с тем, что предстает перед нашим взором далеко за пределами родного края. И каждый раз убеждаемся в том, что нет краше и милее родной стороны.

Представленные на сайте материалы составлены библиотекарями центральной районной библиотеки с использованием архивных документов, материалов, представленных организациями и предприятиями, а также воспоминаний, свидетельств жителей города.

1

2

Природа родного краяЛетопись важнейших событийФото Природа

3

Рождение города, этапы развитияГород Абай в  60-80-е годыПришахтные поселкиФото первостроителейФото Строительство города

4

Почетные граждане городаГорком парии и горисполкомРуководители города и района с 90-х годовИз истории горкома комсомолаФото Горком Компартии и горисполком

5

6

Стихи и песни любимому городуФотоальбом Праздничные демонстрации в истории городаФотоальбом Город Абай в 70-80-е   годы

7

8

Дом культуры г.АбайФото ДККинотеатр «50 лет Октября»Фото

9

10

11

История вечерней школыУчебно-производственный комбинатФото УПК

12

Дом пионеровКлуб юных моряковФото Пионерский лагерь «Юбилейный»

13

14

История аптек городаСанаторий ГульдерСтоматологияВетстанция 

15

Городская больницаЛюди в белых халатах Фото

16

Деревообрабатывающий комбинатИстория хлебозаводаГорбыткомбинатМеталлобытремонтГорпромкомбинатЗавод ЖБИ

17

18

19

20

Абайская швейная фабрикаФото АШФ

21

Книжные магазиныТорговляАбайская плодоовощная базаАбайский комбинат общественного питания

22

Горноспасательная службаАбайская горно-техническая инспекцияЛитейно-механический заводШСУ- 3ШСУ-8 

23

ТОО Абайские теплосетиЖилищно-коммунальная служба

24

25

Шахтерская славаТрест АбайугольФото Музей шахтыФото Память шахтерам 

26

Средняя школа № 3 Фото

27

28

Средняя школа № 12Летопись школы 2009-2010Фото

29

 Школа № 4 пос.Вольный Школа № 5 и 15 пос.КарабасШкола пос.Новый Караган

30

История школы № 14Школа-лицей № 14

31

32

История дошкольного образования(в разработке)

33

34

УВДФото

35

Абайский районный судПрокуратура  

36

 Абай спортивный Фотоальбом БоксФотоальбом Первая футбольная командаФотоальбом Футбол

37

Пожарная охрана и ЧС

(в разработке)

38 

   

Печать

1. Экономика и промышленность

Добыча угля (до начала перестройки в городе было 4 угольных шахты: № 4 Чурбай-Нуринская (Шерубайнуринская), № 1 Топарская, № 9 им. Калинина и № 6/7 Абайская, когда-то была и Долинская, но потом она отошла к другому району) и известняка. Деревообрабатывающий и домостроительный комбинаты. Восточная обогатительная фабрика, Абайская швейная фабрика (АШФ), горпромкомбинат, з-д железобетонных изделий, ремонтно-механический завод, хлебозавод, шахтостроительное управление № 8 треста «Карагандауглестрой», пассажирское и 2 грузовых автотранспорт. предприятия. Основные виды продукции: уголь, угольный концентрат, швейные изделия, сборный железобетон, хлебобулочные изделия, сельскохозяйственные сцепки СП—16, СГ—21, гидроподъемник автомашин ГУАР—15Н. Крупная Карагандинская ГРЭС в поселке Топар. Горный техникум и вечерний энергостроительный техникум.

Выдающиеся сыновья

Что касается личной жизни Абая Кунанбаева, то известно, что он имел трех жен. По внушению отца, он вступил в супружество в раннем возрасте. Старшая жена Абая, Дильдэ, была правнучкой Казыбек бия – одного из основоположников степной юриспруденции. Впоследствии Кунанбаев женился уже по любви. Второй его женой была Айгерим, а третьей – Эркежан. Всего они родили своему мужу десять детей. Из них талант отца унаследовали четверо сыновей.

Первенца поэта звали Акылбай (1861-1904). Он родился, когда его отцу едва исполнилось 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена деда (Кунанбая) Нурганым. Жизнь Акылбая немного повторяет биографию Абая Кунанбаева. Его также готовили на бия, но под влиянием отца юноша выбрал поэтическое поприще.

Кроме многочисленных стихотворений, Акылбай создал три поэмы. «Жарах» была полностью утрачена. От поэмы «Зулус» о приключениях в Африке сохранились лишь первые строки. «Дагестан» обладает огромной исторической ценностью, поскольку она свидетельствует о событиях на Кавказе устами непредвзятого современника. Акылбай умер на сороковой день после кончины своего отца.

Огромные надежды Абай возлагал на второго сына, Абдирахмана, прозываемого «Абишем» (1868-1895). Отец послал его получать образование сначала в русскую школу, затем в реальное училище в Тюмени. Окончив его, юноша уехал в Санкт-Петербург и поступил в Михайловскую артиллерийскую высшую школу. Однако в северном сыром климате Абиш заболел туберкулезом и умер в Верном (сейчас Алма-Аты) в возрасте 27 лет.

Еще один сын Абая (от Дильдэ), Магауия, прозванный Магашем, был болезненным с детства. Отец проводил с ним много времени, и мальчик рано проявил свой творческий талант. Магаш (1870-1904) написал такие известные поэмы, как «Абылай», «Медгат-Касым» и «Енлик-Кебек».Он также исполнял обязанности бия и был любим в народе за справедливые и мудрые решения судебных дел. К сожалению, слабое здоровье не дало Магашу дожить до старости. Его смерть в возрасте 34 лет окончательно подорвала силы отца, который и так тяжело переживал утрату Абдирахмана. Биография Абая обрывается смертью поэта на 40-й день после похорон Магауии.

Турагул (1875-1934) стал общественным деятелем, членом партии Алаш-Орда. Он занимался также переводами на казахский язык произведений Джека Лондона, Болеслава Пруса, Максима Горького, А. Неверова и других.

Знаменитым стал и племянник Абая, Шакарим Кудайбердиев. Как и дядя, он был философом, композитором, поэтом, переводчиком.

Дальнейшая биография Абая Кунанбаева кратко

Отец призвал 13-летнего сына к себе, чтобы ввести его в дела управления кланом. Но разбирательства тяжб и имущественных споров были Абаю неинтересны. Из уважения к отцу он исполнял обязанности бия до 28 лет. По настоянию родителя, Абай рано женился и обзавелся детьми. Но потом, став взрослым, Кунанбаев объявил о своем твердом намерении отойти от дел бия и заняться самосовершенствованием.

Еще в медресе он начал писать стихи, но из застенчивости приписывал их авторство своему школьному другу Джантасову Коклаю. Многие из этих произведений были навсегда утрачены. Ведь юный Абай и не помышлял о том, чтобы публиковать свои стихи. До нас дошли только те лирические строки, которые сохранила устная память народа.

Лишь в 40-летнем возрасте Абай Кунанбаев опубликовал первый сборник своих стихов. На протяжении последующих 20 лет талант писателя, поэта и композитора только расцветал. Он стал настоящим властителем дум народа. И это не могло не вызвать зависть и ненависть некоторых биев.

Преждевременная смерть двух сыновей, Магавьи и Абдирахмана, на которых отец возлагал большие надежды, подорвала здоровье поэта. Он отверг возможность лечиться и уехал умирать в родной аул в урочище Жидебай. Он скончался на 60-м году жизни и похоронен неподалеку от стоянки юрты, где впервые увидел свет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector