Продажа квартир в белоозерском, вторичка

Озеро и люди

Люди живут по берегам Белого озера с глубокой древности.

Крупные населенные пункты, которые сейчас находятся по периметру озера: Белозерск, Троицкое (Киснема), Ухтома, Крохино, Липин Бор. Раньше было больше: много деревень, сёл и даже городов затопило во время большой стройки водохранилищ.

Летописный город Белоозеро когда-то был расположен на северном берегу, в местности Киснема. Сюда, согласно «Повести временных лет», в 862 году прибыл один из братьев-варягов Синеус. Призвали троих: Рюрика, Синеуса и Трувора, вот князь Синеус, по мнению историка Николая Карамзина, поселился с дружиной в этих самых местах. Ученые продолжают спорить об историчности самих персонажей — Трувора и Синеуса, но как бы то ни было, Белое озеро в летописях упоминается именно в связи с жизнью славян IX века.

Белозерск, вид на озеро. Фото Ксении Андреевой

Долго эти земли принадлежали киевским князьям, позже Белоозеро было перенесено на южный берег, а при Михаиле Федоровиче Романове вошло в состав Российского царства.

Многие видели фотографии или даже сами фотографировали с туристических теплоходов выступающие из воды остатки затопленной церкви Рождества Христова в Крохине. Храм 1780 года находится в самом начале Шексны в Белом озере. Затоплен был, когда создавался Волго-Балтийский водный путь. Сейчас волонтеры пытаются если не восстановить, то хотя бы законсервировать разрушающийся храм, состояние которого ухудшается на глазах.

6

Исторические сведения о городе

Точная дата его образования неизвестна. Но записи о нем найдены в летописях 862 года, где сказано о старинном городище Белоозеро.

В какие-то периоды своего существования поселение процветало, в другие – приходило в упадок. Но каждый из промежутков интересен своими событиями, связанными с историей Руси.

Древнее городище Белоозеро представляло собой богатое самостоятельное княжество, в котором постоянно происходила борьба за власть. Удаленность его от главных дорог Руси помогла избежать захвата монголо-татарами, что способствовало росту благосостояния города. Кроме того, он занимал выгодное местоположение для торговли на водных магистралях.

Первые его правители – Синеус и Трувор (братья Рюрика), а затем сам Рюрик.

Месторасположение города менялось несколько раз. Первоначально оно передвинулось в устье реки Шексны в XI веке.

Местоположение древнего городища до настоящего времени не обнаружено. Историки считают, что оно затоплено.

Карамзин исследовал все предания о древнем Белозерске и соединил их воедино. В его описаниях сказано, что древнему поселению не нужны были крепкие стены. Жители не боялись нападений. Они занимались мирными занятиями: ремеслом, рыболовством, торговлей. Поэтому и не найдены следы древнего городища.

Избежать бедствий от нападений монголо-татар удалось благодаря владению княжеством Глеба Васильковича – представителя семейства Рюриковичей, женатому на внучке Батыя.

Эпидемия чумы 1352 года уничтожила почти всех жителей. Через 12 лет она повторилась. Белоозеро возродилось в 17 км западнее предыдущего. В Никоновской летописи сказано, что уцелевшие жители переселились в следующее место – местонахождение современного города.

После гибели в Куликовской битве последних белозерских князей теряется самостоятельность поселения. Оно переходит к московским князьям. Старый город сожжен новгородцами после неудавшихся попыток захвата его.

Огромные земляные валы, глубокий ров и стены из дерева Кремля возведены со времен вхождения поселения в состав Московского княжества. В свое время это была мощная крепость с подземными мостами, защищавшая богатый и важный торговый центр.

Но в Смутное время 1612 года они не смогли устоять перед польскими войсками, применившими артиллерию.

Уделялось внимание строительству храмов. В середине XIX столетия в нем насчитывалось 18 церквей из камня и 1 деревянная

Часть из них заложены даже в XVI веке. Число их увеличивалось с каждым днем. Даже с приходом советской власти долгое время их число не уменьшалось. В 1937 году в городе действовало 30 церквей.

Старый Белозерск

Новая власть посчитала, что они мешают «экономическому развитию» и предприняла свои меры – храмы закрыли, многих священников расстреляли. Здания находились в запустении. Часть из них использовали под различные нужды.

На соборной площади разрушили Васильевскую церковь, разграбили Спасо-Преображенский собор. Его изысканный иконостас восстановлен новгородскими реставраторами из маленьких обломков.

Белозерский канал, входивший в состав Мариинской водной системы оживил торгово-хозяйственную деятельность города. Но вскорости появилась железная дорога, остановившая его развитие. Белозерск превратился в тихое провинциальное местечко, следы которого наблюдаются и сейчас.

Немного из жизни Константина Эсперовича и его детей

Константин Эсперович Белосельский-Белозерский, один из сыновей Эспера Александровича, был русским генералом и крупным землевладельцем. Принимал участие в русско-турецкой войне, а так же непродолжительное время был адъютантом у будущего императора Александра III. Он покровительствовал яхт-клубу Петербурга и даже передал ему участок на Крестовом острове, что благотворно сказалось на развитии парусного спорта. Был женат на Надежде Дмитриевне Скобелевой, с которой у них было пятеро детей. После революции был вынужден эмигрировать во Францию.

Один из его сыновей, Сергей Константинович – кавалерист, генерал-лейтенант. С 1896 по 1905 был адъютантом сына Александра III великого князя Владимира Александровича. Принимал участие в Первой мировой войне и в войне красной и белой финских армий. Увлекался спортом, был членом МОК от России. Большую часть жизни провел в Англии, там же и умер в 1951 году. Был женат на Сьюзен Такер, от брака с которой у них родилось двое сыновей. Один из них – Сергей Сергеевич – сыграл немаловажную роль в истории Русской Православной Церкви заграницей.

Еще один из сыновей Константина Эсперовича Белосельского-Белозерского, Эспер Константинович, служил в императорском флоте, а так же активно занимался спортом. В 1912 году получил бронзовую медаль в Олимпийских играх по парусному спорту. Во время революции уехал во Францию, где и скончался в 1921 году. Дважды был женат. От первого брака с Ольгой Александровной Базилевской было двое детей. Второй брак на француженке Магдалене Мулен не был зарегистрирован.

Ольга Константиновна, одна из дочерей Константина Эсперовича, вышла замуж за генерал-майора Владимира Орлова. Мир запомнил ее, как даму с одной из картин Валентина Серова, где Ольга Константиновна сидит, слегка повернув голову в широкополой шляпе темного цвета. Ее сын Николай Владимирович Орлов в 1917 году обвенчался с княжной Надеждой Петровной, относящейся к ветви Романовых, у них было двое детей. Однако через 22 года семейной жизни супруги разошлись, а потом Николай Владимирович женился во второй раз на Марине Маршалл. С ней Орлов жил в Нью-Йорке, умер в 1961 году.

Нило-Сорская пустынь

Ведя рассказ о Белозерском крае, мы невольно снова и снова возвращаемся к Кирилло-Белозерскому монастырю. Это неудивительно — он играл в жизни края центральную роль, даже более значительную, чем столица — город Белозерск.
Итак, во второй половине XV века в Кирилло-Белозерском монастыре существенную роль стали играть так называемые нестяжатели. Исповедуя учение своего идейного вождя Нила Сорского, они выступали против «вещелюбия» и даже в иконописи отрицали «гладкие женовидные лица», говоря, что красота иконы не должна вступать в противоречие с ее идеей. Влияние нестяжателей было столь велико, что в этот период монастырь почти не приобретает новых земель и даже приостанавливается почти всякая строительная деятельность в обители. Впрочем, с начала следующего века среди братии становятся более популярны идеи иосифлян — сторонников взглядов Иосифа Волоцкого. Основной смысл его учения состоял в том, что церкви наращивать свое материальное благосостояние нужно и должно, дабы всегда иметь возможность обогреть нищих и накормить голодных.
А сам Нил Сорский в 1450 году вместе с учеником, иноком Иннокентием, покинул богатый Кирилло-Белозерский монастырь и основал в 18 километрах к северу собственную обитель. Поначалу это был лишь уединенный скит среди разреженного леса из берез и елей, неподалеку от речки Соры. Нил с Иннокентием срубили часовенку и две кельи на расстоянии броска камня, чтобы даже звук молитвы не нарушал безмолвия соседа. В сыром сумраке своей кельи записывал старец мысли о благоговейном созерцании: «Утишь ум, освободи от плена помыслов… внимай сердцу».
Но приходили монахи и просились жить подле отшельника, движимые желанием подражать ему. Нил Сорский с большой тщательностью выбирал братию, принимал лишь тех, кто действительно отличился в иноческом труде. К концу его жизни в обители насчитывалось не более двенадцати келий, и одна деревянная церковка Сретения Господня. Церковь поставили на другом берегу Соры, посреди обширного болотистого луга, а землю под ее основание иноки носили в коробах на собственных спинах.Скончался преподобный Нил Сорский в мае 1508 года, и был похоронен у стен Сретенской церкви. Вскоре после его кончины рядом воздвигли вторую церковь, теплую, с трапезной, во имя Ефрема Сирина, особо чтимого Нилом. Позднее над гробом преподобного поставили церковь Иоанна Предтечи.
За последующие триста лет обитель пришла в полный упадок. Но в начале XIX века идеи Нила Сорского обрели вторую жизнь. Его разрозненные труды стали изучать, а в Сорскую обитель в 1836 году пришел инок Никон, в схиме Нил.
Он застал обитель в плачевном состоянии. Покосившиеся кельи, восемь человек монахов, и все — сосланные сюда из Кириллова за нерадивость и пьянство. Никону удалось в короткие сроки возродить пустынь. Очень скоро собралась достойная братия. На месте деревянных церквей поднялся каменный трехпрестольный собор во имя Тихвинской Божией Матери. Церковь Иоанна Предтечи перенесли в скит, к келье преподобного. А на той болотистой низине, куда когда-то Нил Сорский с единомышленниками носили землю под церковь Сретения, образовалась новая обитель — Нило-Сорская пустынь. Ее окружила каменная стена с кельями, а над вратами поднялся храм Покрова.
Эта стена с деревянными башенками по углам существует и сейчас. Вот только скрывает она теперь не святую обитель, а нечто совсем иное. Здесь помещается интернат для душевнобольных.
Над входом сохранились очертания надвратной церкви, но из-за ограды не видно ни одного креста. От Тихвинского собора остались лишь стены, главы срублены, притворы разрушены. Могила преподобного Нила Сорского у юго-восточного угла храма никак не отмечена. Место, где стоял скит преподобного, поросло кустарником.
Пустынь — довольно уединенное и оторванное от цивилизации место. Вокруг бывшего монастыря теплится крохотная деревенька, куда дважды в день — утром и вечером — приходит автобус из Кириллова. Белье полощут в сильно обмелевшей Соре, превратившейся с годами в узкий заболоченный ручек. А ведь когда-то она давала большие уловы, вращала мельничные жернова…
Да и неудивительно, что место, называемое в народе без особого пиетета «психушкой», не пользуется особой популярностью. Ни жители Кириллова и Ферапонтова, ни экскурсоводы не укажут вам туда дороги. Эта обитель скорби и безысходности — не место для туристов.

Удар по экологии

К сожалению, по данным ученых, хозяйственная деятельность человека уже многие десятилетия меняет экологию Белого озера не в лучшую сторону. Лесная и деревообрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство — из-за попадания их отходов в воды происходит токсикологическое и органическое загрязнение, ускоряются темпы эвтрофирования (ухудшения качества воды из-за избыточного поступления в водоем так называемых «биогенных элементов»), снижается видовое богатство и видовое разнообразие обитателей озера.

Водоснабжение, судоходство, рыболовство — все это тоже не лучшим образом влияет на состояние водоема. Сюда же — воздействие с воздуха: от одного из крупнейших промышленных центров Русского Севера, Череповца, воздушные массы приносят к Белому озеру вредные соединения, которые выпадают с дождем и снегом и остаются в воде.

Затопленный лес у Белого озера. Фото: Iluha81/WC CC-BY-3.0

Ежегодно углубляют судоходные участки озера, в результате донные отложения размываются, в воду попадает медь, содержащаяся в них, мелкая глинистая взвесь, это тоже наносит серьезный урон экосистеме.

Самое сильное вмешательство человека в судьбу озера произошло в середине ХХ века, после реконструкции Крохинской плотины в 1963–1964 годах, когда Белое озеро вместе с рекой Шексной стало частью Шекснинского (Череповецкого) водохранилища. Прежняя площадь озера — 1126 квадратных километров увеличилась после затопления до 1284 квадратных километров. Почти на два метра, с 2,2 до 4,1 метра, вырос средний уровень воды. При этом прозрачность воды снизилась в 1,7 раза.

После искусственного подпора вод в районе впадения основных притоков озера — Ковжи и Кемы — образовался Ковжинский разлив.

7

Немного из жизни Эспера Александровича

Эспер Александрович был единственным сыном Александра Михайловича от второго брака. Он закончил училище колонновожатых, служил в гусарском полку. Даже был обвинен по делу декабристов, но в последствие выяснилось, что он хоть и знал о тайных обществах, но не принимал в них участия. Воевал в русско-турецкой войне, а так же на Кавказе. Умер князь Эспер в 43 года от тифа, которым он заразился, принимая участие в ревизии лазаретов Николаевской железной дороги лично. По прошению матери император позволил молодому князю носить двойную фамилию, как и его отец. Был женат на одной из главных красавиц фрейлине Елене Павловне Бибиковой, с которой у них было шесть детей. Однако супруга ни во что не ставила мужа и была весьма ветряной особой.

Белозерский Кремль

Заслуживают внимания остатки Белозерского Кремля. Сохранились огромные крепостные валы. Поднявшиеся на них люди могут полюбоваться красивыми видами озера. Местные спортсмены используют их для пробежек. Зная, что длина периметра равна километру, они легко определяют преодоленное расстояние.

Поначалу на валах были деревянные стены с 8 башнями. Три из них служили проездными. Известно, что часть башен называли по близлежащим церквям:

  • Ильинская – Ильи Пророка;
  • Спасская – Спаса на горе;
  • Петровская – Петропавловской;
  • Богословская – Иоанна Богослова.

Озадскую башню назвали благодаря близлежащей дороги на Озадкое озеро. Теперь оно названо Азиатское.

Деревянные стены со временем обветшали. Их разобрали в конце XVIII века.

Земляной вал хорошо сохранился. На нем меньше видны следы разрушения. При его сооружении использована особая технология – «рубленная сыпь». Внутри него сооружены деревянные конструкции, засыпанные грунтом.

За столетия своего существования он осел, но до сих пор является образцом военной архитектуры конца XV века, поражает своей масштабностью. Первоначальная высота вала – 30 метров.

Земляные валы Белозерского кремля

Археологи во время раскопок обнаружили мостовую, выложенную камнями. Она находилась на подошве вала.

На внутренней территории были построены искусственные водоемы, сохранившиеся до настоящего времени.
На территории Кремля находились:

  • дом воеводы;
  • архиерейский двор;
  • боярские дома;
  • приказная палата.

Из строений внутри остались только некоторые постройки и Спасо-Преображенский собор. В 2 зданиях работают детский сад и колледж.

О музеях на территории Кремля расскажем в следующей главе.

Попасть в Кремль можно через мост с юго-восточной стороны. Там раньше находилась Богословская башня.

Вблизи Кремля установлена белозерская лодка. Эта древняя ладья появилась в честь празднования 1112 годовщины со дня основания Белозерска. Рядом установлен огромный камень с датой закладки города.

Белозерская лодка

Издавна любимое занятие местных жителей – рыбная ловля. Они поставляли рыбу даже в царский двор. Неудивительно, что в городе соорудили скульптуру в виде судака. 8 октября ежегодно проводится даже праздник – День судака.

Памятник судаку

Церковь Спаса Всемилостивого

Еще одна старинная церковь, действующая сейчас. Построена в 1723 году с использованием стиля – русское узорочье. Для украшения взяты изразцы ярославских мастеров. Создается вид, что стены украшены кружевом из камня.

У храма имеется 5 куполов и шатровая колокольня.

При строительстве допущены ошибки в создании дренажной системы, поэтому он часто затопляется.

Интерьер церкви сильно пострадал при пожаре в 1753 году. Его удалось восстановить только через два года.

В советские годы ее использовали в качестве спортивного зала, передавали в ведение музея. В 2012 году после капитального ремонта церковь вернулась к верующим.

Церковь Спаса Всемилостивого

Месторасположение храма: улица Дзержинского,8.

Белозерские князья в Куликовской битве. «Задонщина»

Первое упоминание представляет собой противопоставление «поганого Мамая» «богатырям и удальцам русским». Первые представлены как «гуси-лебеди» (синоним печали, бед, обмана? читать про образы птиц в русском фольклоре), а последние — «соколам, кречетам и ястребам», но не каким-то, а именно «белозерским»(!):

Иван Билибин. Иллюстрация к былине «Вольга».

Из этого отрывка можно сделать двоякий вывод. Либо Мамаю противостояли в основном белозерские князья и дружина, либо же речь идет о том, что восприятие сокола/кречета/ястреба как княжеской птицы-символа связано именно с Белоозером и первыми князьями (Синеус и Рюрик, имя которого и означает «сокол» на разных славянских языках).

Второе упоминание относится к моменту, когда Дмитрий Иванович Донской рассказывает своему брату и союзнику Владимиру Андреевичу, какие полки он привел с собой к Великому Дону. Примечательно, что белозерские князья стоят первыми в списке, причем с эпитетом «отважные»:

Далее войска Дмитрия Донского пересекают Дон и ринулись в битву, здесь вновь «все войско отождествляется с «соколами белозерскими»:

Илья Глазунов. Сражение на Куликовом поле

Наконец, оценивая потери после битвы, Дмитрий Донской просит своих людей сосчитать «скольких у нас воевод нет и скольких молодых людей?». Ответ же поразителен тем, что убитыми значатся 12 князей белозерских… и больше князей нет, остальные — это различные бояре из других земель. Получается, что только из Белоозера пришли на битву князья, либо же только белозерские князья составляли некий костяк, ударную силу, которая и погибла в первую очередь:

Из прочитанного складывается впечатление, что Куликовская битва как таковая была выиграна во многом и прежде всего благодаря именно белозерским князьям и дружине…

Церковь Ильи Пророка

Эта церковь появилась в 1690-1696 годы. Поначалу она находилась за городом, но сейчас входит в его западную часть.

Бросается в глаза башня из 3 ярусов, у двух из них форма четырехугольная, у третьего – восьмиугольная. Наверху установлена большая глава с восьмиконечным крестом.

Внутреннее убранство выполнено из дерева. Смотрится все восхитительно, несмотря на то, что в годы атеизма утерян иконостас, изготовленный мастерами в XVII веке. Часть икон переданы на хранение в Кирилло-Белозерский музей-заповедник. В иконостасе выставлены их копии.

Церковь Ильи Пророка

В храме ведутся реставрационные работы. Он открыт для посещения туристами.

Местонахождение церкви: улица Шукшина, 21.

Калининградская область

Куршская коса 

Узкий участок суши, отделяющий Куршский залив от Балтийского моря. Это самая длинная пересыпь в мире. Никто точно не знает, как она образовалась. Коса длиной 98 километров простирается от Зеленограда в России до Клайпеды в Литве, посередине находится пограничный контроль. В 2000 году Куршская коса признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, причем не как природный, а как культурный ландшафт — ландшафт, преобразованный деятельностью человека. 

На косе растет танцующий лес, феномен существования которого еще никто не объяснил достоверно. 

Люди заселили Куршскую косу еще в неолите и с тех пор не покидали ее. В этом месте успели побывать викинги, рыцари Тевтонского ордена, пруссы, немцы, и, наконец, выходцы из СССР.  Все эти народы оставили исторические артефакты, которые можно увидеть в музейном комплексе в поселке Лесной. Там же находится уникальный музей русских суеверий и композиция под открытым небом “Древняя Самбия” 

На экскурсии в старейшую в Европе орнитологическую станцию “Фрингилла” можно посмотреть, как окольцовывают птиц. 

Вдоль всей Куршской косы тянутся самые чистые в Калининградской области пляжи. Приезжайте сюда, если хотите искупаться. 

Янтарный

Название поселка прозаично — здесь в промышленных масштабах добывается янтарь. Янтарный комбинат открыт для экскурсий. Там не только покажут экспонаты выставочного зала, но и дадут самостоятельно поискать янтарь. Если вдруг что-то откопаете, находка ваша. 

Пляжи янтарного это северный Баунти, разве что пальм нет и температура пониже. Для отдыха на природе оборудованы парки, смотровые площадки и променад. 

Пионерский

До 1947 года был немецкой рыбацкой деревней Нойкурен, поэтому в поселке много памятников германской архитектуры. Например, правительственная резиденция, пансионат “Шарлотт” и автовокзал. В музее Рантава хранятся артефакты эпохи расцвета Римской Империи и Великого Янтарного пути, а также экспонаты, связанные с местной историей.  

Главные достопримечательности Пионерского — природные богатства. Это не только белые пляжи, которых там тоже достаточно. В хвойных и смешанных лесах и парках можно найти огромные валуны, оставленные на земле древним ледником тысячи лет назад. Самый известный из них — Камень Лжи — расколотый камень, высота которого больше человеческого роста. По легенде, лжец, который попытается пройти сквозь его половины, будет прихлопнут и раздавлен.  

Спасо-Преображенский собор

На территории Кремля сохранился Спасо-Преображенский собор. Это здание возведено в 1670 году в виде куба-четверика. Для декорации его использованы традиционные узкие лопатки.

При его строительстве применили стиль русское узорочье, получивший распространение в XVII веке.

Построен он на средства, выделенные из государственной казны и пожертвования населения.

Стены храма увенчаны 5 куполами. Во внешнем виде его произошли некоторые изменения – расширены оконные проемы, построен дополнительный притвор.
Сохранился иконостас, изготовленный в форме арки. Украшен он резьбой из дерева с позолотой и многоцветными скульптурами.

Историки считают, что его изготовили московские умельцы. В этот собор его привезли для сохранения. А остался он в нем навсегда. Скульптурой в стиле барокко его украсили белозерские мастера. Часть элементов, украшавших иконостас, утрачены в годы закрытия храма.

Спасо-Преображенский собор

Храм относится к Белозерскому музею. Открыт к осмотру экспозиции иконописи. Службы в нем не проводятся.

Что посмотреть в Кирилло-Белозерском монастыре

Весь комплекс можно условно поделить на большой Успенский монастырь, малый Ивановский и Новый город. Недалеко от входа можно увидеть здание Казанского собора, в котором раньше проводились все обряды для горожан: венчания, похороны, крещения и т.д. Он не находится на территории обители, поэтому сильно пострадал во времена советской власти. Колокольню взорвали, а в самом храме располагалась винодельня и сегодня он так и стоит в запустении.

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

От входа начинается мощенная плитами дорога, которая ведет к Успенскому монастырю. Отсюда можно и начать осмотр достопримечательностей

Сразу же привлекает внимание Успенский собор, который возвели в 1497 году, но за долгие годы существования монастыря не раз перестраивали и достраивали. Стоит отметить, что все убранство храма создано на пожертвования царской семьи и богатых вельмож

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

С одной стороны к собору пристроена Владимирская церковь, которая стала усыпальницей для многих знатных дворян.

Немного в стороне, на склоне горы возведен Введенский храм с трапезной. Постройка относится к началу XVI столетию, и на это было колоссальное сооружение.

Каждый, кто приехал в монастырь не упускает случая посетить Кирилловскую церковь, выстроенную на месте захоронения старца. Стоит отметить, что храм уже перестраивался в XVIII столетии, поэтому его архитектура в стиле барокко отличается от всей композиции.

Но не стоит пренебрегать и другими храмами ведь каждый из них имеет свою историю. Церковь Архангела Гавриила, построенная на деньги царя Василия III, во времена его паломничества, Преображенская Церковь, которая относится к самым старым постройкам монастыря, Ефимиевская церковь, именно здесь сидел взаперти патриарх Никон, церковь Иоанна Листвичника, построенная сыновьями Ивана Грозного и сохранившая древние росписи практически без изменений. Выделяется своей самобытностью деревянная церковь из села Бородавка, которая привезена сюда уже как музейный экспонат в Советский период.

Об огромном хозяйстве Кирилловской обители свидетельствуют Поваренные кельи, возведенные еще в XVI году. Сегодня в них располагается выставка, посвященная народным ремеслам Белозерья. А это не только деревянные изделия, но и керамика, тканые полотна и кружевные изделия.

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

В Казенной палате – здание начала XVI столетия размещается музей иконописи, где можно увидеть иконостасы здешних церквей, хотя по-моему их нужно восстановить в надлежащее им место – в храмы.

В бывших кельях архимандридов расположены экспозиции русского творчества XV-XVII столетия. В нескольких залах здесь представлены, иконы, ткани, церковное облачение разных времен, художественная резьба по дереву, старинные книги и даже отдельный зал, посвященный старообрядчеству.

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Также стоит посетить Трапезные палаты, которые собрали огромную экспозицию истории Кирилло-Белозерского монастыря и его основателя – преподобного Кирилла. Не менее интересно побывать в археологическом музее.

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь Кириллов

Если вы хотите как следует познакомиться с этим уникальным музейным комплексом, то лучше побывать здесь два раза по пол дня, чтобы огромный поток информации благополучно усвоился. Вторые пол дня можно потратить на осмотр других достопримечательностей, расположенных вокруг Кириллова.

Рекомендую взять индивидуального гида, стоимость услуг которого надо оплатить в кассе. Удовольствие это не дорогое, по-моему, за 2 часа мы заплатили около 500 руб., зато узнали много нового, другими глазами посмотрели на музеи. В летний сезон рекомендую забронировать время экскурсии по телефону заранее, т.к к ним приезжают многочисленные экскурсионные теплоходные группы.

Поворотным стал для Кирилло-Белозерского монастыря 1997 – год шестисотлетия его основания. В это время был подписан договор, о передачи части заповедника под обитель. Сегодня передана, та часть, где располагается Ивановский монастырь, который располагается в том самом месте, где когда-то поселился преподобный Кирилл – здесь даже есть каменная копия той кельи, которую построил для себя преподобный Кирилл. Пока еще братия монастыря небольшая, всего лишь два десятка монахов, но я думаю, со временем возродится былая слава обители, которая долгое время была центром духовной жизни Русского Севера.

Курган Синеуса

Есть в окрестностях Белоозера еще один крайне интересный объект — погребальный курган князя Синеуса. В дореволюционных учебниках по истории нередко встречаются упоминания о нем вместе с рисунком внушительного холма. В веке XX с курганом что-то произошло — по разным версиям то ли строители забрали часть песка для своих нужд (курган сложен именно из песка и тем самым выделяется от окружающего его рельефа), то ли в нем было устроено картофелехранилище, то ли его раскапывали искатели кладов… как бы то ни было, к нашему времени он серьезно уменьшился в размерах и на его вершине образовалась яма. Исследователи даже до конца не уверены, что именно данный холм с ямой является тем самым курганом Синеуса, о котором писали дореволюционные учебники. Впрочем, местный краевед и учитель истории Александр Григорьевич Лапин считал именно так.

Курган Синеуса близ Белозерска

Более того, он хотел передать некоторую собранную им информацию представителям небезызвестной группы «Космопоиск», которые занимаются изучением аномальных явлений (!). Курганом заинтересовался лично лидер «Космопоиска» Вадим Чернобров, однако ему не удалось вживую встретиться с Лапиным — тот умер накануне приезда «Космопоиска» и только через своих учеников смог передать некоторые материалы. Проведя исследования описанного холма, группа «Космопоиск» подтвердила, что считает его курганом, но самое интересное, что местный житель, который помог найти его точное местоположение поделился и некоторыми находками, которые он десятилетия назад сделал со своим другом (последний во время этих исследований кургана погиб) и Вадим Чернобров прокомментировал их так:

Что именно за находки показал «Космопоиску» местный житель — неизвестно. , достаточно детально описавшая данную историю в 2004 году, пишет, что это были необычные предметы выполненные из металла с изображениями неких механизмов.

Как бы то ни было, Белоозеро точно еще многое может нам рассказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector