Сайты недвижимости борисовка
Содержание:
Вклад в ВРП
На встрече с районным активом глава администрации Николай Давыдов представил план развития района с учётом областной задачи двойного роста ВРП к 2030 году.
В числе основных инвестпроектов до 2030 года – 16 в малом бизнесе, 11 – в районном АПК и 7 – в промышленности. Принципиально новое направление – промышленный туризм – собирается развивать завод «Борисовская керамика».
Район участвует в нацпроектах. В рамках проекта «Образование» идёт оснащение «Точек роста» в Борисовской школе № 2 и в Берёзовской школе им. С.Н. Климова.
В 2022 году планируется реализовать вдвое больше инициативных проектов — 25 против 12 в этом году. В основном они касаются благоустройства территорий, обустройства детских и спортплощадок, водных объектов, устройства освещения, мостов и тротуаров. В конце этого года район, по словам главы, сможет получить 39 единиц новой коммунальной техники.
«Алёшкин», «юлиан» и «цимус»
В поездке по окрестностям райцентра Вячеслав Гладков осмотрел некоторые из названных объектов. На стройке новой набережной Ворсклы в Борисовке одобрил планы компании-подрядчика построить 50-километровую велодорожку, которая свяжет районные достопримечательности. Заехал на ремонт дороги в Беленьком.
На заводе мостовых металлоконструкций главе региона представили планы строительства двух жилых пятиэтажных домов для рабочих и молодых специалистов за счёт предприятия.
Гладков заехал и в Борисовский агромеханический техникум — его полностью обновили к 1 сентября, и в новых мастерских студентов учат по стандартам WorldSkills.
Доступная святость
Южнороссийских крестьян вполне удовлетворяла подмена дорогих «красочных» икон на киотные подокладные образа, не ахти как написанные, но по внешней отделке блестящие.
«Святость» – недорогая, доступная массам – пользовалась громадным спросом. Блеск золотой и серебряной фольги, цветы из вощёной бумаги, разноцветные стекляшки-«драгоценности» – крестьяне были довольны.
Свидетельства о качестве икон весьма противоречивы. Член Комитета попечительства о русской иконописи граф С. Д. Шереметев писал:
В то же время его коллега Н. П. Кондаков сообщал:
Член комитета В.Т. Георгиевский, сравнивая производителей недорогих икон, отдавал предпочтение борисовским:
Дела и планы
Вячеслав Гладков подчеркнул, что в этом году Борисовский район получил на развитие от области 836,7 млн рублей. Капитально отремонтированы детские сады в Борисовке, Крюково и Стригунах, клуб-столовая в санатории «Красиво», борисовские школа № 2 и агромеханический техникум. Окончен капремонт пятиэтажного здания лечебно-диагностического корпуса Борисовской ЦРБ, в селе Богун-Городок построили ФАП.
В планах на следующий год — реализация жилищных программ в поддержку детей-сирот, молодых семей, ветеранов, медработников), капремонт многоквартирных домов в Борисовке и Беленьком, благоустройство по нацпроекту «Формирование комфортной городской среды».
В ближайших планах, по его словам, аналогичные работы в Акулиновке, Борисовке, Грузском. В микрорайоне Солнечном и на ул. Урожайной в Борисовке будут проводить газ, на автодороге Борисовка — Пролетарский – электричество.
По нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и за счёт средств областного дорожного фонда удалось отремонтировать дороги:
Кустари в большинстве
Кроме соседних Харькова, Ахтырки, Сум, иконы из Борисовки массово возили в Киев. Туда на богомолье стекалось огромное число паломников-простолюдинов и из малороссийских губерний (а ещё из Подольской, Волынской) и из великорусских – Воронежской, Курской, Орловской и из других мест. Почти каждый покупал образа для себя, родных, односельчан или для своей церкви.
Ежегодно в Борисовке делали до 600 тысяч икон. Для сравнения: Холуй в середине XIX века производил ежегодно от 1,5 до 2 млн образов; в 1879 году из Мстеры на продажу было отправлено 1 млн 205 тысяч икон.
Немудрено, что такие объёмы делали лишь кустари. На сотни иконописцев приходилось считанное число достойных мастеров, способных писать не только «личное», но весь образ и тем более – сложные композиции.
Тех, кто был не способен писать ничего, кроме ликов и ручек, настоящие мастера-красочники прозвали личкунами. И личкунство доминировало. Впрочем, красочники в год зарабатывали до 175 рублей, а личкуны – до 120.
Готовые доски – в основном ольховые, реже липовые – покупали оптом у местных дощечников. На их подготовку не тратились – всё равно кривизна покоробленной доски не видна под обильной фольгой оклада. Грунт накладывался лишь в тех местах, где предполагалось писать лик, руки и ноги.
Писали дешёвыми масляными красками, купленными в лавках Борисовки, куда их привозили из Харькова или Москвы. Они быстро линяли, выгорали от солнца.
В исследовании «О кустарных промыслах Курской губернии» говорится, что встречались и безграмотные иконники. Надписи на иконах за них делали грамотные сотоварищи.
Способ выжить
И они приняли решение: писать иконы. Основы ремесла были известны: иконописцы в округе работали ещё с XVIII века. Вдобавок в борисовском Тихвинском женском монастыре существовал сопутствующий иконообдельческий промысел: монахини обряжали крашеные доски в ризы из фольги. Доводили иконные заготовки до товарного вида, после чего их можно было продавать. В самой слободе потом женщины тоже освоили это искусство.
Наконец, в регионе существовал массовый спрос именно на ту недорогую продукцию, которую под силу было выпускать борисовцам.
Делали то, что умели, скромными силами. Качество компенсировали быстротой и количеством. И продавали скупщикам оптовые партии. Лишь в 1902 году в слободе открылась иконописная мастерская, где педагоги обучали ремеслу профессионально.
Семейный промысел
Исследования помогают представить, как выглядел стандартный рабочий день иконника в Борисовке. Промысел был семейным, с редким привлечением учеников со стороны. Семья трудилась в «невеликой», некомфортной мастерской. Отсутствовало разделение труда, как в суздальских артелях.
Работали весь год, кроме воскресений и праздников, – около 240 дней. Приступали к делу до зари и с перерывами на еду и чай заканчивали в 8–9 вечера. После чего ужин и сон. За это время иконник-личкун писал от трёх до пяти стандартных икон с одним ликом. Были и умельцы, которые писали по 15–20 икон в день.
Гораздо дольше, до трёх дней, писали многоликие иконы. В итоге за неделю с одним выходным личкун мог написать 18–25 несложных изображений. В год выходило от 720 до 1 200.
Можно не сомневаться: осень для иконописцев Борисовки была самым радостным временем года. Урожай собран, хлеб продан, крестьяне при деньгах – и покупают иконы для свадеб, игравшихся также по осени. К осени отстраивались погорельцы и первым делом спешили купить «Божье благословение».
С дальних украинских ярмарок возвращались монахини, выгодно распродавшие изделия. Личкуны получали новые заказы и, как принято, хорошие задатки.
Дела политические
В 2019 году в Киеве вышла книга «Украинская икона. Слобода Борисовка конца XIX – начала XX века». Объёмное издание с обилием прекрасных цветных репродукций рассказывает об иконописи Слобожанщины.
Действительно, без политики на Украине не обошлись даже в истории религиозного искусства. Слобода Борисовка в книге названа «украинским иконописным центром на исторических землях Слобожанщины» под предлогом того, что этнический склад слободы и принадлежность к Ахтырскому полку и потом – Харьковскому наместничеству относят местные ремёсла к проявлениям украинства.
«Останнiй iконописець Борисiвки помер у злиднях в 1960-х роках», – утверждает издание. На самом деле промысел жив там и поныне. Иконописное мастерство возрождают при Богородице-Тихвинском монастыре.
Решить до холодов
Осматривая, как благоустраивают дворы домов № 128, 134 и 128а по ул. Гагарина в Борисовке, глава области выслушал жалобы жителей на холод в квартирах. Поручил присутствующему начальнику департамента ЖКХ Константину Полежаеву решить вопрос до 1 ноября, вместе с окончанием благоустройства.
После чего поддержал молодой бизнес Светланы Колесник — купил мороженое в её магазине, открытом на 250 тыс. рублей по соцконтракту.
На встрече с активом обсудили ремонт детского сада «Сказка» в Борисовке. В прошлом году он не вошёл в ближайшую программу капремонта. Но в ноябре, после обращения руководства сада к главе региона,деньги выделили, сад отремонтировали.
Фото: Олег Гончаренко
Какой он – личкун?
Борисовку в те времена населяли малороссы.
Дома у личкуна опрятно, всегда чисто. Окна украшены дешёвыми коленкоровыми занавесками с кружевами домашнего приготовления. На подоконниках горшки с цветами – геранью, фуксией, на полу самодельный коврик.
На лавке в главном углу, под «святом» (то есть под образами), стоит вычищенный самовар, а в столовом ящике – набор чайных чашек, так как чай пили непременно по два раза в день.
Личкун не дурак выпить и не чаю. Но не с кем попало в «сером» кабаке, а дома, тихо и прилично. Или в крайнем случае в чистом трактире. До безобразий никогда не напивается.
Одет зажиточный личкун не в крестьянский армяк, а в пиджак, пальто, брюки и смазные сапоги. Песни поёт городские: «Под вечер осенью ненастной», «Там, где море», «Стрелочка», «Ночной зефир». Грамотные живописцы даже читают книжки и газеты, которые берут в училищной библиотеке и у духовенства.
Олег Гончаренко
Кого писали на иконах
Иконографию борисовским личкунам определял рынок – спрос и вкус южнорусских крестьян. Они ждали помощи конкретных святых в конкретных делах, сельских нуждах.
Самыми распространёнными были иконы Спаса Вседержителя, Богоматери (Смоленской, Владимирской, Казанской). Часто они образовывали пару, принятую для благословения новобрачных.
Далее – иконы двунадесятых праздников, святого Николая Чудотворца, во всемогущество которого неуклонно верили. Святой Харлампий защищал «от глада и мора или злотворного воздуха, погубляющего плоды», святой Власий – покровитель скота, защитник от чумы и других эпизоотий.
Чтили Козельщанскую Богоматерь, которая прославилась чудотворениями в селе Козельщина Харьковской губернии, недалеко от Борисовки.