Бухара

Немного истории

Согласно легенде, Бухара была основана царем Сиавашем, легендарным принцем Персии, стоявшим у истоков Персидской империи. Сиаваш был отправлен в ссылку в Туран после ложного обвинения, которое возвела на него мачеха, Судабе. Там правитель Самарканда Афрасиаб выдал за принца свою дочь Ферганизу и передал зятю вассальное королевство в оазисе — им и стала нынешняя Бухара.

Если отвлечься от легенд, то история Бухары прослеживается от 4-5 вв. н. э. Именно к этому периоду принадлежат первые найденные здесь монеты с согдианскими надписями. Чингиз-хан сравнял Бухару с землей, но при его потомках город стал понемногу возрождаться. После завоевания Самарканда и Бухары Мохаммадом Шайбани, родоначальником одноименной династии, в 1506 г. было образовано Бухарское ханство, которое достигло расцвета к концу века, в 18 в. управлялось Надир-шахом иранским, затем узбекским эмиром и, наконец, образовало эмират Бухары в 1785 г.

Бухарский зиндан

Зиндан в переводе на русский означает тюрьма, темница. Сразу скажу, что тюрьма теперь музей и открыта для туристов.

В Бухаре существовало всего две тюрьмы, и они были небольшого размера, примерно на 40 заключенных. Это свидетельствует о том, что правительство всесторонне содействовало развитию благоприятных условий для общества.

Но, тем не менее, заключенные в зидане все же были. Их наказывали за несоблюдение религиозных предписаний, или долги.

Внутри зидана много зарешеченных мест для узников, а самая страшная пытка для них была яма, заполненная ядовитыми пауками, скорпионами, змеями и жуками. Человек в таком заключении мог прожить не долго.

Туристы часто посещают зидан. По коже бегут мурашки, когда представляешь себя на месте заключенного, подвергшегося пыткам надсмотрщиков. А выходя из музея, как-то по-особенному радуешься солнечному дню.

Архитектура

Некоторые говорят, что четыре башни медресе олицетворяют собой четыре основные мировые религии. Так, на некоторых участках медресе можно разглядеть орнамент, традиционный для буддистской и христианской культур (молельные колеса и кресты). Объединяет четыре башни один огромный купол — символ неба и Бога.

Согласно другой версии, четыре башни олицетворяют четыре правившие династии Бухары — Саманидов, Караханидов, Шейбанидов и Мангытов.

Главное сооружение — мечеть, в которой ежедневно по пять раз проходили намазы. При таком необычном внешнем виде внутри она имеет довольно типичный и традиционный интерьер.

Ранее на нижнем этаже медресе располагался проходной коридор шестигранной формы, на верхнем этаже было квадратное караульное помещение. Отсюда можно было найти путь в любой из минаретов. Стены и купол были украшены узорными выдержками из религиозных книг, написанными по-арабски. Часть надписей дошла и до наших дней.

Комнаты для студентов прямоугольником пристроили к сооружению по боковым стенам. На втором этаже располагалась шикарная библиотека, фонд которой состоял из огромного числа ценных рукописей.

На площадке во дворе здания сохранился небольшой искусственный водоем, который в Центральной и Южной Азии называется хауз.

Сегодня можно полюбоваться красотой сохранившегося входного портала медресе. А также до наших дней выстояли все четыре башни. Кстати, их неправильно называть минаретами, потому что их верхняя часть закрыта, там нет площадок, с которых верующих призывают к намазу.

Здесь не было обнаружено следов других сооружений, а в уцелевшей части отсутствует классная комната для обучения. Поэтому ученые относят Чор-Минор к такому виду медресе в Бухаре, которые служили только общежитием для студентов. Он мог бы вместить до 20 человек.

Dani Mut

Революция или война?

Главная причина «сентябрьской революции» заключалась в стремлении России восстановить контроль над готовыми заявить после революции 1917 г. о своей независимости «окраинами», заодно наказав эмира за его намерения добиться поддержки Запада.

Первая попытка была предпринята в конце февраля 1918 г., когда Туркестанский Совет Народных Комиссаров (СНК) без оглядки на Москву, по просьбе партии джадидов-младобухарцев во главе с Файзуллой Ходжаевым (1896-1938), решил покончить с эмиратом раз и навсегда.

28 февраля 1918 г. СНК направил своего председателя Федора Колесова в Бухару для переговоров с эмиром. Колесов в ультимативной форме предложил ввести в состав бухарского правительства младобухарцев.

Эмир, разумеется, ответил отказом. Тогда, 2 марта красные отряды напали на город Бухару. В ответ эмир собрал огромное войско.

Вскоре был объявлен «джихад», во время которого многие русские, проживавшие в эмирате (главным образом железнодорожники и пограничники) были подвергнуты избиению. Взбудораженная толпа, подстрекаемая фанатиками, успокоилась лишь после того, как по всей Бухаре вырезали десятки русских.

Удобный случай отомстить бухарцам и эмиру представился лишь спустя два с половиной года, в сентябре 1920 г.

К тому времени произошло досадное для России поражение Венгерской народной республики (1918-1919), ослабление революционного движения в Германии, и потеря Прибалтики, которые заставили Советское правительство обратиться к Востоку, с тем, чтобы там реабилитироваться в собственных глазах и перед всем миром.

Стратегически, не Бухара с ее слабой армией, а Индия была главной целью Советской России. В этом смысле Бухарская революция рассматривалась как часть революции мировой, целью которой был Лондон и Париж. Ею руководили большевики-красные командиры из близкого круга Ленина во главе с М. В. Фрунзе, который в июне 1920 г. предлагал создать “маневренный кулак для перенесения района операций в пределы Афганистана”.

Напомним, что в политическом словаре России того периода, все что южнее Аму Дарьи было Индией, в которой хозяйничала Англия. Для России и СССР ненавистный Запад начинался сразу за Пянджем.

Фрунзе был свободен от революционно-романтических иллюзий, свойственных некоторым руководителям Коминтерна, все еще наивно полагавших, что революция — это широкий политический маневр с участием многомиллионных “народных масс”.

Революционная армия для штурма Бухары, по его мнению, должна быть рекрутирована из “красноармейцев русской национальности, преимущественно центральных губерний России, наиболее сознательных и революционно настроенных”.

Местные силы принимали лишь символические участие в штурме Бухары.

В начале 1921 года Красная Армия в составе т. н. Гиссарской экспедиции углубилась в Восточную Бухару – в Гиссарскую и Вахшскую долины и далее Куляб, Каратегин и Дарваз, где встретила отчаянное сопротивление т. н. басмачей – пестрого воинства, состоявшего из созданного эмиром ополчения, остатков бухарской армии и племенных формирований.

В экспедицию вошли военные историки с целью выяснения шансов на успех индийского похода. Их выводы были неутешительны.

Естественно, в 1921 г., ни о каких афганской или индийской экспедициях не могло быть и речи. Советские стратеги понимали, что они не могут вторгнуться в Афганистан, имея в своем тылу недружественное население.

Поэтому было решено ограничить революционные приобретения в этом регионе Бухарой.


Бухарская операция (1920)
Викимедия

Сопротивление бухарцев, таким образом, помимо того, что спасло английское правление от возможной атаки, сыграло не последнюю роль в переориентации советского руководства с первоначально заявленных «интернациональных», классовых позиций на национальные и державные, набиравшие свою силу в течение 1920-х гг., обеспечив тем самым жизнеспособность России, оказавшейся под властью большевиков. Именно в это время российский марксизм-ленинизм стал приобретать окраску государственного национализма.

И наконец, «басмачество», с его радикализмом и склонностью к насилию, способствовало политическому развитию отсталого бухарского общества, расколов его на противников и сторонников Советской власти. И те другие стремились определить свои идеалы и предпочтения, чтобы мобилизовать и направить имеющиеся ресурсы на их достижение.

Нельзя не указать еще одну причину захвата Бухары. В сознании европейцев и русских Бухара была сказочно богатой страной.

Карта Бухары: обозначение туристических объектов

Архитектурные комплексы и ансамбли

3. Ансамбль Боло-Хауз — мечеть и минарет4. Крепость Арк5. Ансамбль Пои-Калян — минарет Калян, медресе Мир-и Араб, мечеть Калян, медресе Эмир Алим-хан6. Ансамбль Мавлоно-Шариф7. Комплекс Ходжа-Зайнуддин8. Ансамбль Ляби-Хауз — медресе Кукельдаш, ханака и медресе Надир Диван-беги, хаву9. Ансамбль Гаукушон — медресе и минарет, мечеть Ходжа-Калян, медресе Абдурахмани-Алам

2. Барельеф С.Айни на медресе Кукельдаш3. Статуя Ходжа Насреддина Эфенди4. Памятник Файзулле Ходжаеву

1. Лавки Бозоры-Корт2. Бани-хамам Куньяк3. Ворота медресе Чор-Минор4. Комплекс Сараффон

2. Мавзолей-мазар Гарибон

Торговые купола-токи и тимы

1. Торговый купол Токи Заргарон2. Торговый дом Тим Абдулла-хана3. Торговый купол Токи Тильпак-Фурушон4. Торговый купол Токи Саррафон

Исторические карван-сараи

1. Каравансарай Кулита2. Каравансарай Фатхуллоджон3. Каравансарай Айозджон4. Каравансарай Мирзо Улугбек Тамоки-Фуруш5. Каравансарай Ахмаджон6. Каравансарай Сайфуддин7. Каравансарай Ногай8. Каравансарай Гуломджон9. Каравансарай Рашид10. Каравансарай Джурабек

3. Мавзолей Имам Казикхан4. Мавзолей Турки Янди

Исторические и действующие медресе

1. Медресе Мир Боки Тим2. Медресе Сарай-Тош3. Медресе Мир Камаль4. Медресе Улугбека5. Медресе Абдулазиз-хана7. Медресе Амир Алим-хана9. Медресе Чукур10. Медресе Хурджин11. Медресе Ходжа Курбан12. Медресе Истеза14. Медресе Туркмен15. Медресе Домулло Турсунжон16. Медресе Ибройма Окхунда17. Медресе Дамла Хасан18. Медресе Аттор, медресе Мехтар Анвар19. Медресе Абдурахмани-Алам20. Медресе Гозийон

Исторические и действующие мечети

1. Мечеть Шо-Ахси2. Мечеть Токи-Зарганор3. Мечеть Хамамы-Куньяк4. Мечеть Сиддикийон5. Мечеть Дост Чор-и Гост6. Мечеть Пой-Остона7. Мечеть Бозори-Корд8. Мечеть Ойбинок9. Мечеть Кокулай Хурд10. Мечеть Кемихтгарон11. Мечеть Куйи Ханака12. Мечеть Магоки-Аттори13. Мечеть Аттор14. Мечеть Магоки-Курпа15. Мечеть Имам Газоли Вали16. Мечеть Пошшокул-Ходжа17. Мечеть Саррафон18. Мечеть Кукельдаш20. Мечеть Забийон-Дабийон21. Мечеть Арабон22. Мечеть Эшони-Пир

Музеи и выставки

2. Тюрьма-Зиндан4. Исторический музей в крепости Арк5. Музей реставрации Бухары в медресе Улугбека6. Музей резьбы по дереву в медресе Абдулазиз-хана7. Музей чеканки по металлу8. Музей Варахша в медресе Ибройма Окхунда9. Выставка народных промыслов в медресе Кукельдаш10. Музей Садриддина Айни Джалал Икромни в медресе Кукельдаш11. Галерея ковров в медресе Аттор12. Музей искусств им.Бехзода14. Дом-музей Файзуллы Ходжаева

2. Дом культуры Бобур5. Дом культуры им.Рудаки7. Дом культуры Ходжаевского района

Туристические агентства

1. Тур.Агентство Ekosantur2. Тур.Агентство Tashrif3. Тур.Агентство Emir-Travel4. Тур.Агентство IstLain-Tur5. Тур.Агентство Klassik-Tur6. Тур.Агентство MGK Salom-Tur

1. Fitrat2. Karomatov3. Narshaxi4. N.Buxoriy6. Shoxin8. Hamza

Отели, гостиницы и пансионы

1. Отель Арам (Orom)2. Отель Караван (Qorvon)3. Отель Заргарон (Zargaron)4. Отель Омар-Хайям (Omar Hayyam)5. Отель Шахристан (Shahriston)6. Отель Азия-Бухара (Osio-Buxoro)7. Отель Атлас (Atlas)8. Отель Ляби-Хавуз (Lyabi Hovuz)9. Отель Султан (Sulton)10. Отель Фатима (Fatima)

Больше отелей можно найти здесь:

4. Кафе Мархамат (Marhamat)6. Ресторан Далян (Dolon)8. Ресторан Ляби-Хауз (Lyabi Hovuz)

Магазины и торговые центры

2. Магазин Мебель3. Супермаркет Muhabbat4. Торговый центр ALB5. Супермаркет6. Торговый центр Yosh Kooperator9. Магазин Книги

12. Магазин Shohrux-Sh14. Машазин Buxoro Saxovati15. Магазин Yoqut

4. Базар Шахристан

8. Больница Tez Yordam 2

1. Аптека Al-Shifoi2. Аптека Madina3. Аптека Nodirjon

6. Почта №188. Почта №21

Что посмотреть

Как я уже упоминала, Бухара — один из древнейших городов Центральной Азии, обладающий богатейшей историей и культурой. В Бухаре находится великое множество памятников, которые могут рассказать нам об истории города.

К сожалению, практически все древние памятники Бухары были уничтожены в ходе монгольского нашествия, поэтому все сохранившиеся постройки относятся к более позднему периоду. Среди них можно выделить следующие памятники истории и культуры:

цитадель Арк

Это крепость, где проживали бухарские ханы. Цитадель была сильно разрушена, однако на ее территории сохранились мечеть, а также ряд внутренних помещений.

Комплекс Баха — ад — Дин

культовый комплекс, располагающийся в пригороде Бухары. В настоящий момент он отреставрирован, поэтому посетители могут увидеть мечеть, медресе (мусульманское учебное заведение), богато декорированые террасы, а также огромный сад. Постройка комплекса относится к 16 веку.

Ляби Хауз

Это одна из центральных площадей Бухары, представляющая собой единый архитектурный ансамбль, относящийся к 16 — 17 веку. В древние времена площадь была одним из немногих открытых пространств на территории города (все постройки были очень скученны). Сейчас там можно увидеть водоем с фонтаном, две медресе и ханаку (суфийскую обитель)

Чор — Бакр

Некрополь, находящийся в нескольких километрах от города, в котором находятся захоронения шейхов. Некрополь также носит неофициальное название Город мертвых, поскольку он представляет собой город с улицами, дворами, воротами и фамильными надгробьями вместо домов.

Мавзолей Саманидов

Одна из древнейших сохранившихся построек на территории Бухары, был возведен еще в 9 веке. По задумке автора он представляет собой уменьшенную модель мира (как ее представляли люди в ту эпоху) — квадратное сооружение, представляющее собой человеческий мир и полусфера — купол, представляющий собой небо

Мечеть Калян

Главная мечеть Бухары, вмещающая одновременно до 12 тысяч человек. Там можно увидеть великолепную голубую мозаику, а также сводчатые галереи с куполами.

Конечно же, здесь я перечислила только некоторые из памятников Бухары, в действительности их намного больше.

Как вы смогли убедиться, Бухара — это настоящий музей под открытым небом, который дает представление о жизни на территории Центральной Азии, а также о развитии исламской культуры и архитектуры с течением времени.

Так как культурное наследие Бухары является несколько специфическим и не рассчитанным на среднестатистического туриста, я порекомендую посещение города тем, кто интересуется Азией, древностью и исламской культурой и архитектурой.

География

Примерно в 140 милях (225 км) к западу от Самарканда на юге центральной части Узбекистана, Бухара расположена на реке Зеравшан , на высоте 751 фут (229 метров).

Климат

Бухара имеет типично среднеазиатский ( Köppen BWk ). Средняя максимальная дневная температура в январе составляет 6,6 ° C или 43,9 ° F, повышаясь до среднего максимума около 37,2 ° C или 99,0 ° F в июле. Среднегодовое количество осадков составляет 135 миллиметров или 5,31 дюйма.

Вода была важна в жарком и засушливом климате Средней Азии , поэтому с древних времен было развито ирригационное земледелие. Города были построены возле рек, и водные каналы были построены, чтобы обслуживать весь город. Были построены открытые водоемы, известные как хауз . Вдоль караванных путей строились специальные крытые водоемы, или сардобы, для снабжения водой путешественников и их животных.

Однако интенсивное использование агрохимикатов в эпоху Советского Союза, отвод огромных объемов оросительной воды из двух рек, питающих Узбекистан, и хроническая нехватка водоочистных сооружений вызвали огромные проблемы со здоровьем и окружающей средой.

Климатические данные для Бухары (1981-2010 гг.)
Месяц Янв Фев Мар Апр Может Июн Июл Авг Сен Октябрь Ноя Декабрь Год
Средняя высокая ° C (° F) 6,6 (43,9) 10,1 (50,2) 16,4 (61,5) 24,5 (76,1) 30,4 (86,7) 35,9 (96,6) 37,2 (99,0) 35,5 (95,9) 29,9 (85,8) 22,9 (73,2) 15,5 (59,9) 8,4 (47,1) 22,8 (73,0)
Средняя низкая ° C (° F) -2,5 (27,5) -0,6 (30,9) 4,2 (39,6) 10,2 (50,4) 15,0 (59,0) 19,4 (66,9) 21,2 (70,2) 18,9 (66,0) 12,9 (55,2) 6,7 (44,1) 2,3 (36,1) -1,2 (29,8) 8,9 (48,0)
Среднее количество осадков, мм (дюймы) 19,1 (0,75) 18,9 (0,74) 29,5 (1,16) 20,1 (0,79) 12,4 (0,49) 1,8 (0,07) 0,7 (0,03) 0,2 (0,01) 1,0 (0,04) 2,0 (0,08) 12,0 (0,47) 17,3 (0,68) 135 (5,31)
Среднее количество дней с осадками 10 10 10 8 7 2 1 1 1 4 7 9 70
Средняя относительная влажность (%) 80 75 72 59 46 38 40 44 48 56 64 79 58
Источник 1: Центр гидрометеорологической службы Узбекистана.
Источник 2: Deutscher Wetterdienst (влажность)

Таксисты

Без таксистов невозможно представить ни один город Узбекистана. Как-то мы подняли с нашим другом тему зарабатывания денег, и он рассказал нам, что в Узбекистане есть 3 основные профессии: таксист, продавец и категория «все остальные», куда входят все профессии, кроме таксистов и продавцов. Так вот, таксисты в Узбекистане — чуть ли не лицо города!

В Узбекистане таксистом работает каждый третий, наверное. Либо официально, с получением разрешения, либо неофициально. «Официальные» таксисты ездят на жёлтых машинках с шашечкой Taxi. «Неофициальные» ездят на машинах любых других цветов. Но обычно и те, и другие тусуются в одних и тех же местах, уважают выбор быть таксистом и поэтому клиентов возят по очереди, которую устанавливают сами.

Самарканд. Таксисты в Самарканде — очень агрессивные. Такого мы не встречали даже в Ташкенте. Когда вы сходите с поезда в Самарканде и выходите с территории вокзала, первое, что вы видите — это таксисты. С них и начинает складываться ваше первое впечатление о городе.

Один таксист шёл за нами чуть ли не до автобусной остановки, пытаясь нас куда-то отвезти, и мы всю эту дорогу только и делали, что отказывались. Когда отпадает один таксист, к вам присоединяется другой. И ты опять заводишь ту же пластинку «Такси не нужно, мы пешком», на что тебе агрессивно отвечают: «Да постой ты, куда прёшь как паровоз?» В общем, отношения с таксистами в Самарканде у нас не сложились с самого нашего приезда.

Бухара. Бухарские таксисты, как и люди в целом, намного добрее самаркандских. По возвращению из Самарканда в Бухару вас тоже встречает толпа таксистов, но уже совершенно других. Вас не хватают за руки, не сыпят нецензурной лексикой, а на ответ «Такси не нужно» говорят просто: «Извини, брат! Удачи тебе!» На душе от этого становится спокойнее и ты понимаешь, что ты там, где должен быть

Бухара или Самарканд

История возникновения и развития

Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу даты образования Бухары, какой возраст города, поэтому ЮНЕСКО приняло решение, и в 1997 году город отметил своё 2500-летие. Увлекательная история города наполнена легендами, по одной из которых сын царя Ирана Кей Кавуса Сиявуш, изгнанный отцом оказался в Туране, встретил дочь царя Афросиаба. Чтобы жениться на ней, Сиявуш выполнил условие, которое поставил отец любимой и построил крепость Арк, положившей начало городу Бухара. Краткие исторические факты, связанные с городом:

1. В начале первого тысячелетия Бухара была в составе Кушанского государства, которое вело войны за расширение своих границ. В него кроме Бухары входили Хорезм, Самарканд, Фергана и Восточный Туркестан.

2. Во второй половине пятого столетия вождь эфталитов Вахшунвар окончательно разгромил Кушанское государство и завладел территорией Средней Азии. Бухара в это время стала частью царства эфталитов, и находилась в их власти до середины VI столетия.

3. До начала VII столетия город входил в состав согдийских владений, подчинявшихся Тюркскому каганату под управление бухархудатов. В начале седьмого века в течении пятнадцати лет городом Бухара управляла женщина Хатун.

4. В начале VII столетия арабы захватили город и стали силой распространять исламскую религию. Вовремя владения Бухарой под руководством арабов в городе стали возводить культовые мусульманские здания – мечети, минареты, мусульманские учебные заведения (медресе).

5. В IX веке Бухара с приходом к власти династии Саманидов становится столицей государства. В городе активно стала развиваться торговля, экономика города повысилась. На благоприятной почве начала развиваться наука, ярким представителем которой является Авиценна (Абу Али ибн Сина).


Абу Али ибн Сина

6. Затем с начала X столетия и до 1212 года город находится под управлением караханидов. Во время правления Арслан-хана был возведён шедевр архитектурного зодчества – минарет Калян.

7. В 20 году XIII столетия город был захвачен воинами Чингисхана, они разграбили его, разрушили памятники и увели в плен множество людей. В дальнейшем монголы управляли городом через мусульманских купцов.

8. В 1370 году, когда власть перешла к Тамерлану, Бухара вошла в состав империи Тимуридов, столицей государства стал город Самарканд. Но тем не менее во время правления внука Тамерлана – Улугбека город Бухара стал основным центром культуры и науки в Средней Азии, где находится Бухара, узнали не только в Азии, но и в Европе.


город Самарканд

9. В 1506 году городу был возвращён статус столицы Бухарского ханства, пришедшей к власти династией Шейбанидов. Через 90 лет к власти пришла династия Аштарханидов.

10. В 16–17 столетии в Бухаре были построены многочисленные мечети, караван-сараи (гостиницы), мусульманские школы (медресе), мавзолеи, архитектурные ансамбли. Именно тогда был сформирован облик города, сохранившийся до наших дней.

11. В 1868 году Бухарский эмират стал протекторатом империи России.

12. В 1920 году Красной Армией была освобождена Бухара, в городе была провозглашена Советская власть.


Бухара во время СССР 1984 г.

13. Бухара с 1938 года становится центральным областным городом Бухарской области, которая входит в состав Узбекской ССР.

Бухара в XVI веке была окружена крепостной стеной, за которую город никогда не выходил, хотя в нём находилось более двухсот мусульманских школ и многочисленные рынки. В городе, через который пролегал Шелковый путь, проходило много караванов, и купцы останавливались в караван-сараях. Караван-сарай представлял собой постройку в форме квадрата, за центральными воротами, расположенными на одной стороне находится двор, куда выходили окна комнат постояльцев. В центре двора часто располагался фонтан, окружённый деревьями. Некоторые постройки сохранились и них сейчас располагаются музеи, фотогалереи и места для торговли.

Петляющие улицы на карте Бухары

Карта Бухары с улицами удобна для нахождения короткого транзитного пути, либо для неторопливых прогулок по старинному городу. Древние постройки расположились в самом центре. Старинные улицы тянутся очень хаотично, обрываясь и продолжаясь через значительные промежутки. В старой части города не везде есть обозначения с названиями, поэтому легко заблудиться.

Главной улицей является ул. Бахауддина Накшбанди. Она тянется с запада на восток. На ней расположены административные здания, мечеть Магоки Аттори и ханака Диван-Беги. Вдоль всей проезжей части пролегает водный канал Шахруд. Здесь всегда многолюдно из-за туристов. Если двигаться по Накшбанди на запад, можно попасть в аэропорт.

Карта Бухары с улицами и домами сообщает о 360 магистралях, дорогах и переулках, «пронизывающих» населенный пункт. Среди них выделяются:

  • Проспект Навои.
  • Ул. Сулеймана Мурадова.
  • Ул. Мустакиллик.

Вокруг города существует две объездные дороги — 4Р-71 и Зарафшанский тракт.

Через Бухару проходят важные автомобильные пути. С верхней части города выходит шоссе, по которому можно попасть на север Узбекистана, в город Ургенч. Западные трассы ведут к Навои и Самарканду, и столице страны — Ташкенту. По дороге уходящей на юг можно добраться до границы с Туркменистаном.

История

Бухара, ансамбль Чор-Минор (Четыре минарета)

Древняя Бухара

Возраст Бухары превышает 4000 лет. С возникновением города связаны различные легенды и предания. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк .

В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда , где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура. Существуют различные версии происхождения названия города: по одной версии, слово «Бухара» означает «монастырь», по другой — «обитель знания».

Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша , известное своими настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов . Центром Бухары является крепость Арк, где проживали правители и их приближённые. За её стенами сложился собственно город — «шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья — «рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь . Здесь было более 60 караван-сараев , где размещались купцы из Индии , Китая , Ирана и других стран.

В древности Бухара и её округа была окружена большой оборонительной стеной.

Бухара, крепость Арк (дворец эмира)

Раннее средневековье

В V веке Бухара вошла в состав государства эфталитов .

В X веке Бухара стала сосредоточием высокой культуры. Здесь работали многие ученые, известные всему миру, писатели, художники, такие как историк Наршахи , поэты Рудаки , Дакики, медик и математик, энциклопедист Абу Али ибн Сина (Авиценна) и др.

В XII веке Бухарский оазис становится одним из центров суфизма в Центральной Азии. Одним из известных суфиев этого периода был Абдулхалик Гиждувани.

В начале XIII века Бухара вошла в состав государства Хорезмшахов . В 1206 году в городе произошло восстание во главе с Малик Санджаром. Оно было подавлено войсками хорезмшаха Алау ад-дина Мухаммеда ( -).

Монгольское нашествие

Во второй половине XIII — первой половине XIV века монгольская знать начинает принимать ислам, а некоторые представители становятся мюридами суфийских шейхов. Среди них был такой известный шейх Бухары, как Сайф ад-дин Бохарзи.

В 1360-х годах в Бухаре под влиянием Хорасана зародилось демократическое движение сарбадаров.

Столица ханства в XVI — начале XX веков

Город не выходил за пределы своей крепостной стены , построенной в XVI веке , и при этом вмещал в себя более 200 медресе и множество базаров, на которых можно было купить практически всё.

Свой современный облик город приобрёл во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI-XVII веках, когда были построены большинство из его мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы. До настоящего времени сохранились стены старинной цитадели, более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи (минарет Пои-Калян XII века , медресе Кукельдаш и Улугбека XI-XVI веков, Ляби-Хауз XVI-XVII веков, мавзолей Исмаила Самани IX-X веков). В сохранившихся памятниках чётко прослеживаются черты местной самобытной архитектурной школы и мастерство бухарских зодчих.

Бухара считается одним из священных городов суфизма . В городе пребывали многие великие суфийские святые; один из самых почитаемых — Бахауддин Накшбанд , мавзолей которого считается среднеазиатской Меккой. Сюда приезжают верующие из разных мусульманских стран, чтобы попросить исполнения желаний и отвращения грехов.

В первой половине XVIII века Бухара, как и вся страна, оказалась в состоянии экономического кризиса.

С 15 января 1938 года является центром Бухарской области Узбекистана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector