Бухара
Содержание:
Немного истории
Согласно легенде, Бухара была основана царем Сиавашем, легендарным принцем Персии, стоявшим у истоков Персидской империи. Сиаваш был отправлен в ссылку в Туран после ложного обвинения, которое возвела на него мачеха, Судабе. Там правитель Самарканда Афрасиаб выдал за принца свою дочь Ферганизу и передал зятю вассальное королевство в оазисе — им и стала нынешняя Бухара.
Если отвлечься от легенд, то история Бухары прослеживается от 4-5 вв. н. э. Именно к этому периоду принадлежат первые найденные здесь монеты с согдианскими надписями. Чингиз-хан сравнял Бухару с землей, но при его потомках город стал понемногу возрождаться. После завоевания Самарканда и Бухары Мохаммадом Шайбани, родоначальником одноименной династии, в 1506 г. было образовано Бухарское ханство, которое достигло расцвета к концу века, в 18 в. управлялось Надир-шахом иранским, затем узбекским эмиром и, наконец, образовало эмират Бухары в 1785 г.
Бухарский зиндан
Зиндан в переводе на русский означает тюрьма, темница. Сразу скажу, что тюрьма теперь музей и открыта для туристов.
В Бухаре существовало всего две тюрьмы, и они были небольшого размера, примерно на 40 заключенных. Это свидетельствует о том, что правительство всесторонне содействовало развитию благоприятных условий для общества.
Но, тем не менее, заключенные в зидане все же были. Их наказывали за несоблюдение религиозных предписаний, или долги.
Внутри зидана много зарешеченных мест для узников, а самая страшная пытка для них была яма, заполненная ядовитыми пауками, скорпионами, змеями и жуками. Человек в таком заключении мог прожить не долго.
Туристы часто посещают зидан. По коже бегут мурашки, когда представляешь себя на месте заключенного, подвергшегося пыткам надсмотрщиков. А выходя из музея, как-то по-особенному радуешься солнечному дню.
Архитектура
Некоторые говорят, что четыре башни медресе олицетворяют собой четыре основные мировые религии. Так, на некоторых участках медресе можно разглядеть орнамент, традиционный для буддистской и христианской культур (молельные колеса и кресты). Объединяет четыре башни один огромный купол — символ неба и Бога.
Согласно другой версии, четыре башни олицетворяют четыре правившие династии Бухары — Саманидов, Караханидов, Шейбанидов и Мангытов.
Главное сооружение — мечеть, в которой ежедневно по пять раз проходили намазы. При таком необычном внешнем виде внутри она имеет довольно типичный и традиционный интерьер.
Ранее на нижнем этаже медресе располагался проходной коридор шестигранной формы, на верхнем этаже было квадратное караульное помещение. Отсюда можно было найти путь в любой из минаретов. Стены и купол были украшены узорными выдержками из религиозных книг, написанными по-арабски. Часть надписей дошла и до наших дней.
Комнаты для студентов прямоугольником пристроили к сооружению по боковым стенам. На втором этаже располагалась шикарная библиотека, фонд которой состоял из огромного числа ценных рукописей.
На площадке во дворе здания сохранился небольшой искусственный водоем, который в Центральной и Южной Азии называется хауз.
Сегодня можно полюбоваться красотой сохранившегося входного портала медресе. А также до наших дней выстояли все четыре башни. Кстати, их неправильно называть минаретами, потому что их верхняя часть закрыта, там нет площадок, с которых верующих призывают к намазу.
Здесь не было обнаружено следов других сооружений, а в уцелевшей части отсутствует классная комната для обучения. Поэтому ученые относят Чор-Минор к такому виду медресе в Бухаре, которые служили только общежитием для студентов. Он мог бы вместить до 20 человек.
Dani Mut
Революция или война?
Главная причина «сентябрьской революции» заключалась в стремлении России восстановить контроль над готовыми заявить после революции 1917 г. о своей независимости «окраинами», заодно наказав эмира за его намерения добиться поддержки Запада.
Первая попытка была предпринята в конце февраля 1918 г., когда Туркестанский Совет Народных Комиссаров (СНК) без оглядки на Москву, по просьбе партии джадидов-младобухарцев во главе с Файзуллой Ходжаевым (1896-1938), решил покончить с эмиратом раз и навсегда.
28 февраля 1918 г. СНК направил своего председателя Федора Колесова в Бухару для переговоров с эмиром. Колесов в ультимативной форме предложил ввести в состав бухарского правительства младобухарцев.
Эмир, разумеется, ответил отказом. Тогда, 2 марта красные отряды напали на город Бухару. В ответ эмир собрал огромное войско.
Вскоре был объявлен «джихад», во время которого многие русские, проживавшие в эмирате (главным образом железнодорожники и пограничники) были подвергнуты избиению. Взбудораженная толпа, подстрекаемая фанатиками, успокоилась лишь после того, как по всей Бухаре вырезали десятки русских.
Удобный случай отомстить бухарцам и эмиру представился лишь спустя два с половиной года, в сентябре 1920 г.
К тому времени произошло досадное для России поражение Венгерской народной республики (1918-1919), ослабление революционного движения в Германии, и потеря Прибалтики, которые заставили Советское правительство обратиться к Востоку, с тем, чтобы там реабилитироваться в собственных глазах и перед всем миром.
Стратегически, не Бухара с ее слабой армией, а Индия была главной целью Советской России. В этом смысле Бухарская революция рассматривалась как часть революции мировой, целью которой был Лондон и Париж. Ею руководили большевики-красные командиры из близкого круга Ленина во главе с М. В. Фрунзе, который в июне 1920 г. предлагал создать “маневренный кулак для перенесения района операций в пределы Афганистана”.
Напомним, что в политическом словаре России того периода, все что южнее Аму Дарьи было Индией, в которой хозяйничала Англия. Для России и СССР ненавистный Запад начинался сразу за Пянджем.
Фрунзе был свободен от революционно-романтических иллюзий, свойственных некоторым руководителям Коминтерна, все еще наивно полагавших, что революция — это широкий политический маневр с участием многомиллионных “народных масс”.
Революционная армия для штурма Бухары, по его мнению, должна быть рекрутирована из “красноармейцев русской национальности, преимущественно центральных губерний России, наиболее сознательных и революционно настроенных”.
Местные силы принимали лишь символические участие в штурме Бухары.
В начале 1921 года Красная Армия в составе т. н. Гиссарской экспедиции углубилась в Восточную Бухару – в Гиссарскую и Вахшскую долины и далее Куляб, Каратегин и Дарваз, где встретила отчаянное сопротивление т. н. басмачей – пестрого воинства, состоявшего из созданного эмиром ополчения, остатков бухарской армии и племенных формирований.
В экспедицию вошли военные историки с целью выяснения шансов на успех индийского похода. Их выводы были неутешительны.
Естественно, в 1921 г., ни о каких афганской или индийской экспедициях не могло быть и речи. Советские стратеги понимали, что они не могут вторгнуться в Афганистан, имея в своем тылу недружественное население.
Поэтому было решено ограничить революционные приобретения в этом регионе Бухарой.
Бухарская операция (1920)
Викимедия
Сопротивление бухарцев, таким образом, помимо того, что спасло английское правление от возможной атаки, сыграло не последнюю роль в переориентации советского руководства с первоначально заявленных «интернациональных», классовых позиций на национальные и державные, набиравшие свою силу в течение 1920-х гг., обеспечив тем самым жизнеспособность России, оказавшейся под властью большевиков. Именно в это время российский марксизм-ленинизм стал приобретать окраску государственного национализма.
И наконец, «басмачество», с его радикализмом и склонностью к насилию, способствовало политическому развитию отсталого бухарского общества, расколов его на противников и сторонников Советской власти. И те другие стремились определить свои идеалы и предпочтения, чтобы мобилизовать и направить имеющиеся ресурсы на их достижение.
Нельзя не указать еще одну причину захвата Бухары. В сознании европейцев и русских Бухара была сказочно богатой страной.
Карта Бухары: обозначение туристических объектов
Архитектурные комплексы и ансамбли
3. Ансамбль Боло-Хауз — мечеть и минарет4. Крепость Арк5. Ансамбль Пои-Калян — минарет Калян, медресе Мир-и Араб, мечеть Калян, медресе Эмир Алим-хан6. Ансамбль Мавлоно-Шариф7. Комплекс Ходжа-Зайнуддин8. Ансамбль Ляби-Хауз — медресе Кукельдаш, ханака и медресе Надир Диван-беги, хаву9. Ансамбль Гаукушон — медресе и минарет, мечеть Ходжа-Калян, медресе Абдурахмани-Алам
2. Барельеф С.Айни на медресе Кукельдаш3. Статуя Ходжа Насреддина Эфенди4. Памятник Файзулле Ходжаеву
1. Лавки Бозоры-Корт2. Бани-хамам Куньяк3. Ворота медресе Чор-Минор4. Комплекс Сараффон
2. Мавзолей-мазар Гарибон
Торговые купола-токи и тимы
1. Торговый купол Токи Заргарон2. Торговый дом Тим Абдулла-хана3. Торговый купол Токи Тильпак-Фурушон4. Торговый купол Токи Саррафон
Исторические карван-сараи
1. Каравансарай Кулита2. Каравансарай Фатхуллоджон3. Каравансарай Айозджон4. Каравансарай Мирзо Улугбек Тамоки-Фуруш5. Каравансарай Ахмаджон6. Каравансарай Сайфуддин7. Каравансарай Ногай8. Каравансарай Гуломджон9. Каравансарай Рашид10. Каравансарай Джурабек
3. Мавзолей Имам Казикхан4. Мавзолей Турки Янди
Исторические и действующие медресе
1. Медресе Мир Боки Тим2. Медресе Сарай-Тош3. Медресе Мир Камаль4. Медресе Улугбека5. Медресе Абдулазиз-хана7. Медресе Амир Алим-хана9. Медресе Чукур10. Медресе Хурджин11. Медресе Ходжа Курбан12. Медресе Истеза14. Медресе Туркмен15. Медресе Домулло Турсунжон16. Медресе Ибройма Окхунда17. Медресе Дамла Хасан18. Медресе Аттор, медресе Мехтар Анвар19. Медресе Абдурахмани-Алам20. Медресе Гозийон
Исторические и действующие мечети
1. Мечеть Шо-Ахси2. Мечеть Токи-Зарганор3. Мечеть Хамамы-Куньяк4. Мечеть Сиддикийон5. Мечеть Дост Чор-и Гост6. Мечеть Пой-Остона7. Мечеть Бозори-Корд8. Мечеть Ойбинок9. Мечеть Кокулай Хурд10. Мечеть Кемихтгарон11. Мечеть Куйи Ханака12. Мечеть Магоки-Аттори13. Мечеть Аттор14. Мечеть Магоки-Курпа15. Мечеть Имам Газоли Вали16. Мечеть Пошшокул-Ходжа17. Мечеть Саррафон18. Мечеть Кукельдаш20. Мечеть Забийон-Дабийон21. Мечеть Арабон22. Мечеть Эшони-Пир
Музеи и выставки
2. Тюрьма-Зиндан4. Исторический музей в крепости Арк5. Музей реставрации Бухары в медресе Улугбека6. Музей резьбы по дереву в медресе Абдулазиз-хана7. Музей чеканки по металлу8. Музей Варахша в медресе Ибройма Окхунда9. Выставка народных промыслов в медресе Кукельдаш10. Музей Садриддина Айни Джалал Икромни в медресе Кукельдаш11. Галерея ковров в медресе Аттор12. Музей искусств им.Бехзода14. Дом-музей Файзуллы Ходжаева
2. Дом культуры Бобур5. Дом культуры им.Рудаки7. Дом культуры Ходжаевского района
Туристические агентства
1. Тур.Агентство Ekosantur2. Тур.Агентство Tashrif3. Тур.Агентство Emir-Travel4. Тур.Агентство IstLain-Tur5. Тур.Агентство Klassik-Tur6. Тур.Агентство MGK Salom-Tur
1. Fitrat2. Karomatov3. Narshaxi4. N.Buxoriy6. Shoxin8. Hamza
Отели, гостиницы и пансионы
1. Отель Арам (Orom)2. Отель Караван (Qorvon)3. Отель Заргарон (Zargaron)4. Отель Омар-Хайям (Omar Hayyam)5. Отель Шахристан (Shahriston)6. Отель Азия-Бухара (Osio-Buxoro)7. Отель Атлас (Atlas)8. Отель Ляби-Хавуз (Lyabi Hovuz)9. Отель Султан (Sulton)10. Отель Фатима (Fatima)
Больше отелей можно найти здесь:
4. Кафе Мархамат (Marhamat)6. Ресторан Далян (Dolon)8. Ресторан Ляби-Хауз (Lyabi Hovuz)
Магазины и торговые центры
2. Магазин Мебель3. Супермаркет Muhabbat4. Торговый центр ALB5. Супермаркет6. Торговый центр Yosh Kooperator9. Магазин Книги
12. Магазин Shohrux-Sh14. Машазин Buxoro Saxovati15. Магазин Yoqut
4. Базар Шахристан
8. Больница Tez Yordam 2
1. Аптека Al-Shifoi2. Аптека Madina3. Аптека Nodirjon
6. Почта №188. Почта №21
Что посмотреть
Как я уже упоминала, Бухара — один из древнейших городов Центральной Азии, обладающий богатейшей историей и культурой. В Бухаре находится великое множество памятников, которые могут рассказать нам об истории города.
К сожалению, практически все древние памятники Бухары были уничтожены в ходе монгольского нашествия, поэтому все сохранившиеся постройки относятся к более позднему периоду. Среди них можно выделить следующие памятники истории и культуры:
цитадель Арк
Это крепость, где проживали бухарские ханы. Цитадель была сильно разрушена, однако на ее территории сохранились мечеть, а также ряд внутренних помещений.
Комплекс Баха — ад — Дин
культовый комплекс, располагающийся в пригороде Бухары. В настоящий момент он отреставрирован, поэтому посетители могут увидеть мечеть, медресе (мусульманское учебное заведение), богато декорированые террасы, а также огромный сад. Постройка комплекса относится к 16 веку.
Ляби Хауз
Это одна из центральных площадей Бухары, представляющая собой единый архитектурный ансамбль, относящийся к 16 — 17 веку. В древние времена площадь была одним из немногих открытых пространств на территории города (все постройки были очень скученны). Сейчас там можно увидеть водоем с фонтаном, две медресе и ханаку (суфийскую обитель)
Чор — Бакр
Некрополь, находящийся в нескольких километрах от города, в котором находятся захоронения шейхов. Некрополь также носит неофициальное название Город мертвых, поскольку он представляет собой город с улицами, дворами, воротами и фамильными надгробьями вместо домов.
Мавзолей Саманидов
Одна из древнейших сохранившихся построек на территории Бухары, был возведен еще в 9 веке. По задумке автора он представляет собой уменьшенную модель мира (как ее представляли люди в ту эпоху) — квадратное сооружение, представляющее собой человеческий мир и полусфера — купол, представляющий собой небо
Мечеть Калян
Главная мечеть Бухары, вмещающая одновременно до 12 тысяч человек. Там можно увидеть великолепную голубую мозаику, а также сводчатые галереи с куполами.
Конечно же, здесь я перечислила только некоторые из памятников Бухары, в действительности их намного больше.
Как вы смогли убедиться, Бухара — это настоящий музей под открытым небом, который дает представление о жизни на территории Центральной Азии, а также о развитии исламской культуры и архитектуры с течением времени.
Так как культурное наследие Бухары является несколько специфическим и не рассчитанным на среднестатистического туриста, я порекомендую посещение города тем, кто интересуется Азией, древностью и исламской культурой и архитектурой.
География
Примерно в 140 милях (225 км) к западу от Самарканда на юге центральной части Узбекистана, Бухара расположена на реке Зеравшан , на высоте 751 фут (229 метров).
Климат
Бухара имеет типично среднеазиатский ( Köppen BWk ). Средняя максимальная дневная температура в январе составляет 6,6 ° C или 43,9 ° F, повышаясь до среднего максимума около 37,2 ° C или 99,0 ° F в июле. Среднегодовое количество осадков составляет 135 миллиметров или 5,31 дюйма.
Вода была важна в жарком и засушливом климате Средней Азии , поэтому с древних времен было развито ирригационное земледелие. Города были построены возле рек, и водные каналы были построены, чтобы обслуживать весь город. Были построены открытые водоемы, известные как хауз . Вдоль караванных путей строились специальные крытые водоемы, или сардобы, для снабжения водой путешественников и их животных.
Однако интенсивное использование агрохимикатов в эпоху Советского Союза, отвод огромных объемов оросительной воды из двух рек, питающих Узбекистан, и хроническая нехватка водоочистных сооружений вызвали огромные проблемы со здоровьем и окружающей средой.
Климатические данные для Бухары (1981-2010 гг.) | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Месяц | Янв | Фев | Мар | Апр | Может | Июн | Июл | Авг | Сен | Октябрь | Ноя | Декабрь | Год |
Средняя высокая ° C (° F) | 6,6 (43,9) | 10,1 (50,2) | 16,4 (61,5) | 24,5 (76,1) | 30,4 (86,7) | 35,9 (96,6) | 37,2 (99,0) | 35,5 (95,9) | 29,9 (85,8) | 22,9 (73,2) | 15,5 (59,9) | 8,4 (47,1) | 22,8 (73,0) |
Средняя низкая ° C (° F) | -2,5 (27,5) | -0,6 (30,9) | 4,2 (39,6) | 10,2 (50,4) | 15,0 (59,0) | 19,4 (66,9) | 21,2 (70,2) | 18,9 (66,0) | 12,9 (55,2) | 6,7 (44,1) | 2,3 (36,1) | -1,2 (29,8) | 8,9 (48,0) |
Среднее количество осадков, мм (дюймы) | 19,1 (0,75) | 18,9 (0,74) | 29,5 (1,16) | 20,1 (0,79) | 12,4 (0,49) | 1,8 (0,07) | 0,7 (0,03) | 0,2 (0,01) | 1,0 (0,04) | 2,0 (0,08) | 12,0 (0,47) | 17,3 (0,68) | 135 (5,31) |
Среднее количество дней с осадками | 10 | 10 | 10 | 8 | 7 | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 | 7 | 9 | 70 |
Средняя относительная влажность (%) | 80 | 75 | 72 | 59 | 46 | 38 | 40 | 44 | 48 | 56 | 64 | 79 | 58 |
Источник 1: Центр гидрометеорологической службы Узбекистана. | |||||||||||||
Источник 2: Deutscher Wetterdienst (влажность) |
Таксисты
Без таксистов невозможно представить ни один город Узбекистана. Как-то мы подняли с нашим другом тему зарабатывания денег, и он рассказал нам, что в Узбекистане есть 3 основные профессии: таксист, продавец и категория «все остальные», куда входят все профессии, кроме таксистов и продавцов. Так вот, таксисты в Узбекистане — чуть ли не лицо города!
В Узбекистане таксистом работает каждый третий, наверное. Либо официально, с получением разрешения, либо неофициально. «Официальные» таксисты ездят на жёлтых машинках с шашечкой Taxi. «Неофициальные» ездят на машинах любых других цветов. Но обычно и те, и другие тусуются в одних и тех же местах, уважают выбор быть таксистом и поэтому клиентов возят по очереди, которую устанавливают сами.
Самарканд. Таксисты в Самарканде — очень агрессивные. Такого мы не встречали даже в Ташкенте. Когда вы сходите с поезда в Самарканде и выходите с территории вокзала, первое, что вы видите — это таксисты. С них и начинает складываться ваше первое впечатление о городе.
Один таксист шёл за нами чуть ли не до автобусной остановки, пытаясь нас куда-то отвезти, и мы всю эту дорогу только и делали, что отказывались. Когда отпадает один таксист, к вам присоединяется другой. И ты опять заводишь ту же пластинку «Такси не нужно, мы пешком», на что тебе агрессивно отвечают: «Да постой ты, куда прёшь как паровоз?» В общем, отношения с таксистами в Самарканде у нас не сложились с самого нашего приезда.
Бухара. Бухарские таксисты, как и люди в целом, намного добрее самаркандских. По возвращению из Самарканда в Бухару вас тоже встречает толпа таксистов, но уже совершенно других. Вас не хватают за руки, не сыпят нецензурной лексикой, а на ответ «Такси не нужно» говорят просто: «Извини, брат! Удачи тебе!» На душе от этого становится спокойнее и ты понимаешь, что ты там, где должен быть
Бухара или Самарканд
История возникновения и развития
Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу даты образования Бухары, какой возраст города, поэтому ЮНЕСКО приняло решение, и в 1997 году город отметил своё 2500-летие. Увлекательная история города наполнена легендами, по одной из которых сын царя Ирана Кей Кавуса Сиявуш, изгнанный отцом оказался в Туране, встретил дочь царя Афросиаба. Чтобы жениться на ней, Сиявуш выполнил условие, которое поставил отец любимой и построил крепость Арк, положившей начало городу Бухара. Краткие исторические факты, связанные с городом:
1. В начале первого тысячелетия Бухара была в составе Кушанского государства, которое вело войны за расширение своих границ. В него кроме Бухары входили Хорезм, Самарканд, Фергана и Восточный Туркестан.
2. Во второй половине пятого столетия вождь эфталитов Вахшунвар окончательно разгромил Кушанское государство и завладел территорией Средней Азии. Бухара в это время стала частью царства эфталитов, и находилась в их власти до середины VI столетия.
3. До начала VII столетия город входил в состав согдийских владений, подчинявшихся Тюркскому каганату под управление бухархудатов. В начале седьмого века в течении пятнадцати лет городом Бухара управляла женщина Хатун.
4. В начале VII столетия арабы захватили город и стали силой распространять исламскую религию. Вовремя владения Бухарой под руководством арабов в городе стали возводить культовые мусульманские здания – мечети, минареты, мусульманские учебные заведения (медресе).
5. В IX веке Бухара с приходом к власти династии Саманидов становится столицей государства. В городе активно стала развиваться торговля, экономика города повысилась. На благоприятной почве начала развиваться наука, ярким представителем которой является Авиценна (Абу Али ибн Сина).
Абу Али ибн Сина
6. Затем с начала X столетия и до 1212 года город находится под управлением караханидов. Во время правления Арслан-хана был возведён шедевр архитектурного зодчества – минарет Калян.
7. В 20 году XIII столетия город был захвачен воинами Чингисхана, они разграбили его, разрушили памятники и увели в плен множество людей. В дальнейшем монголы управляли городом через мусульманских купцов.
8. В 1370 году, когда власть перешла к Тамерлану, Бухара вошла в состав империи Тимуридов, столицей государства стал город Самарканд. Но тем не менее во время правления внука Тамерлана – Улугбека город Бухара стал основным центром культуры и науки в Средней Азии, где находится Бухара, узнали не только в Азии, но и в Европе.
город Самарканд
9. В 1506 году городу был возвращён статус столицы Бухарского ханства, пришедшей к власти династией Шейбанидов. Через 90 лет к власти пришла династия Аштарханидов.
10. В 16–17 столетии в Бухаре были построены многочисленные мечети, караван-сараи (гостиницы), мусульманские школы (медресе), мавзолеи, архитектурные ансамбли. Именно тогда был сформирован облик города, сохранившийся до наших дней.
11. В 1868 году Бухарский эмират стал протекторатом империи России.
12. В 1920 году Красной Армией была освобождена Бухара, в городе была провозглашена Советская власть.
Бухара во время СССР 1984 г.
13. Бухара с 1938 года становится центральным областным городом Бухарской области, которая входит в состав Узбекской ССР.
Бухара в XVI веке была окружена крепостной стеной, за которую город никогда не выходил, хотя в нём находилось более двухсот мусульманских школ и многочисленные рынки. В городе, через который пролегал Шелковый путь, проходило много караванов, и купцы останавливались в караван-сараях. Караван-сарай представлял собой постройку в форме квадрата, за центральными воротами, расположенными на одной стороне находится двор, куда выходили окна комнат постояльцев. В центре двора часто располагался фонтан, окружённый деревьями. Некоторые постройки сохранились и них сейчас располагаются музеи, фотогалереи и места для торговли.
Петляющие улицы на карте Бухары
Карта Бухары с улицами удобна для нахождения короткого транзитного пути, либо для неторопливых прогулок по старинному городу. Древние постройки расположились в самом центре. Старинные улицы тянутся очень хаотично, обрываясь и продолжаясь через значительные промежутки. В старой части города не везде есть обозначения с названиями, поэтому легко заблудиться.
Главной улицей является ул. Бахауддина Накшбанди. Она тянется с запада на восток. На ней расположены административные здания, мечеть Магоки Аттори и ханака Диван-Беги. Вдоль всей проезжей части пролегает водный канал Шахруд. Здесь всегда многолюдно из-за туристов. Если двигаться по Накшбанди на запад, можно попасть в аэропорт.
Карта Бухары с улицами и домами сообщает о 360 магистралях, дорогах и переулках, «пронизывающих» населенный пункт. Среди них выделяются:
- Проспект Навои.
- Ул. Сулеймана Мурадова.
- Ул. Мустакиллик.
Вокруг города существует две объездные дороги — 4Р-71 и Зарафшанский тракт.
Через Бухару проходят важные автомобильные пути. С верхней части города выходит шоссе, по которому можно попасть на север Узбекистана, в город Ургенч. Западные трассы ведут к Навои и Самарканду, и столице страны — Ташкенту. По дороге уходящей на юг можно добраться до границы с Туркменистаном.
История
Бухара, ансамбль Чор-Минор (Четыре минарета)
Древняя Бухара
Возраст Бухары превышает 4000 лет. С возникновением города связаны различные легенды и предания. В одной из легенд рассказывается, что сын царя Сиявуш прибыл в Бухару, женился на дочери царя Афрасиаба и построил там крепость Арк .
В древности Бухара входила в состав одной из областей Средней Азии — Согда , где уже во времена Александра Македонского была развита градостроительная структура. Существуют различные версии происхождения названия города: по одной версии, слово «Бухара» означает «монастырь», по другой — «обитель знания».
Недалеко от города располагалось античное поселение Варахша , известное своими настенными росписями, представлявшими сцены охоты на гепардов . Центром Бухары является крепость Арк, где проживали правители и их приближённые. За её стенами сложился собственно город — «шахристан». Его окружали торгово-ремесленные предместья — «рабад». Через Бухару пролегал Великий шёлковый путь . Здесь было более 60 караван-сараев , где размещались купцы из Индии , Китая , Ирана и других стран.
В древности Бухара и её округа была окружена большой оборонительной стеной.
Бухара, крепость Арк (дворец эмира)
Раннее средневековье
В V веке Бухара вошла в состав государства эфталитов .
В X веке Бухара стала сосредоточием высокой культуры. Здесь работали многие ученые, известные всему миру, писатели, художники, такие как историк Наршахи , поэты Рудаки , Дакики, медик и математик, энциклопедист Абу Али ибн Сина (Авиценна) и др.
В XII веке Бухарский оазис становится одним из центров суфизма в Центральной Азии. Одним из известных суфиев этого периода был Абдулхалик Гиждувани.
В начале XIII века Бухара вошла в состав государства Хорезмшахов . В 1206 году в городе произошло восстание во главе с Малик Санджаром. Оно было подавлено войсками хорезмшаха Алау ад-дина Мухаммеда ( -).
Монгольское нашествие
Во второй половине XIII — первой половине XIV века монгольская знать начинает принимать ислам, а некоторые представители становятся мюридами суфийских шейхов. Среди них был такой известный шейх Бухары, как Сайф ад-дин Бохарзи.
В 1360-х годах в Бухаре под влиянием Хорасана зародилось демократическое движение сарбадаров.
Столица ханства в XVI — начале XX веков
Город не выходил за пределы своей крепостной стены , построенной в XVI веке , и при этом вмещал в себя более 200 медресе и множество базаров, на которых можно было купить практически всё.
Свой современный облик город приобрёл во времена династий Шейбанидов и Аштарханидов в XVI-XVII веках, когда были построены большинство из его мечетей и медресе, караван-сараев и бань, крепостных стен и ворот, а также крупные архитектурные ансамбли и усыпальницы. До настоящего времени сохранились стены старинной цитадели, более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи (минарет Пои-Калян XII века , медресе Кукельдаш и Улугбека XI-XVI веков, Ляби-Хауз XVI-XVII веков, мавзолей Исмаила Самани IX-X веков). В сохранившихся памятниках чётко прослеживаются черты местной самобытной архитектурной школы и мастерство бухарских зодчих.
Бухара считается одним из священных городов суфизма . В городе пребывали многие великие суфийские святые; один из самых почитаемых — Бахауддин Накшбанд , мавзолей которого считается среднеазиатской Меккой. Сюда приезжают верующие из разных мусульманских стран, чтобы попросить исполнения желаний и отвращения грехов.
В первой половине XVIII века Бухара, как и вся страна, оказалась в состоянии экономического кризиса.
С 15 января 1938 года является центром Бухарской области Узбекистана.