Чуфут-кале

Экскурсии по Чуфут-Кале

Экскурсионный маршрут по этому пещерному городу Крыма начинается от массивных Малых ворот, возведенных ещё в 14 веке из дубовых брусьев, и обитых железом спустя два века. Ворота скрываются в скале, и незаметны при подъёме по сохранившейся каменной дороге. 

Вход в Чуфут-Кале
через Малые Южные ворота Кучук-Капу
Малые (Южные) ворота Чуфут-Кале

Чуть правее ворот располагалась крепостная стена с бойницами, а ведущий от ворот узкий коридор приводит к вырубленным в скалах четырёхъярусным т.н. оборонительным пещерам. Исследователи полагают, что возможно, в этих пещерах располагался пещерный храм, монахи которого впоследствии перебрались в Свято-Успенский монастырь. После их посещения можно выйти на главную улицу города, где частично сохранились каменные жилища и хозяйственные помещения. В средние века на территории Чуфут-Кале насчитывалось не менее 400 домов. Старинная каменная дорога, идущая почти через весь город, хорошо сохранила следы повозок в виде глубокой колеи, оставленной деревянными колёсами. Это основная улица города, к которой примыкают многочисленные извилистые улочки с северной части былого поселения.

Каменные дороги Чуфут-Кале:
Дорога к средним воротам Дорога с тротуаром для пешеходов

Экскурсия в Чуфут-Кале

Пещерный оборонительный комплекс сегодня представляет огромный интерес, как для путешественников, так и для историков, археологов. По факту это огромная каменная книга, состоящая из отлично сохранившихся скальных и наземных строений, выполнявших в свое время то или иное предназначение. По типам зданий, планировке предоставляется возможность определить все этапы развития, падения, народы, проживающие на территории когда-то великого города.

С южной стороны обнаруживаются античные поселения, предположительно первых веков нашей эры. В основном это скальные полости, на территории которых четко просматриваются черты храмовых комплексов, помещений жилого и подсобного назначения. В общей сложности это порядка 150 гротов, пещер разного размера, формы, качества обработки стеновых поверхностей, «оконных» и «дверных» проемов.

С первого взгляда все они напоминают пчелиные соты. Располагаются они в скалах, друг над другом в несколько ярусов. С другой стороны их вполне можно назвать своеобразным «высотным домом». Что касается наземных строений, то практически все они разрушены, практически полностью. Правда есть и уцелевшие экземпляры – мавзолей Ненекеджан-Ханым. Его возвели примерно на 1000 лет позже, чем пещерные сооружения.

Пещерный город Чуфут-Кале

На восточной стороне расположились строения, относящиеся к 6 – 8 столетиям. В основном все они наземного типа, как правило – человеческие дома, кенассы караимов. Стоит отметить примечательную особенность: Граница Нового и Старого города – внушительная десятиметровая крепостная стена, массивными, к сожалению, сегодня  частично разрушенными башенными возвышениями, воротами, выполненными в форме арки (Орта-Капу).

Среди так называемых «новых построек» можно встретить и достаточно древние строения, например, погребение, до сих пор остающееся загадкой для ученых. Состоит из огромных каменных плит. Большинство туристов главной достопримечательностью этого места считают Мавзолей Джаныке-Ханым, с прахом наследницы хана Тохтамыша.

Экскурсию по античному пещерному городу Чуфут-Кале можно организовать самостоятельно, но я рекомендую воспользоваться услугами опытного гида и купить экскурсию. Поверьте, так будет намного интереснее, время, проведенное здесь, не пройдет даром. Возможно, успеете посетить и другие, близлежащие достопримечательности. Например, пещерный монастырь Качи-Кальон.

Пещерный город Чуфут-Кале

Караимские кенассы

«Кенасская» улица проходит по южной стороне плато. Слева видны руины многочисленных домов, справа за высокой оградой два здания храмов. Большая или Соборная кенасса была построена в XIV веке. Малую кенассу возвели в XVIII веке караимы, которые переселились из Мангупа и вывезли оттуда «стройматериал». 

Оба храма находятся во дворике за каменными стенами. Во двор ведет калитка, а порогом служит беломраморная плита, взятая из более древней постройки. Перед Большой кенассой у ограды находится высеченный из камня резервуар для воды с небольшим сливным отверстием. Скорее всего, это остатки миквы — фонтана для ритуальных омовений перед посещением храма. Возле стен установлены скамьи с нишами внизу. В незапамятные времена на этой террасе собирались верующие в ожидании службы.

Малая кенасса предназначалась для повседневных служб и собраний, поскольку текущие и судебные дела караимской общины решались духовными властями.

Большая Соборная кенаса представляет собой здание базиликального типа, снаружи обнесенное галереей с десятью колоннами, поддерживающими полукруглые арки. Здесь устраивались торжественные праздничные службы.

Пещерный комплекс

Изначально оборонительная стена проходила на 20 метров выше, по самой кромке плато. Сегодня она пересекает пещерный комплекс, появившийся здесь гораздо раньше. Перед южной стеной имеются 10 самых древних пещер, расположенных в три яруса. За воротами есть еще пещеры, идущие по обе стороны дороги, ведущей вглубь городища. Они также образуют ярусы. Всего здесь насчитывается 32 каменных комнаты. Все они различны по форме, качеству отделки и архитектурным деталям. По-видимому, помещения эти строились с разными целями. В некоторых сохранились следы вырубленных лестниц, когда-то соединявших ярусы. 

В архивных источниках упоминается о том, что в одной из пещер была церковь со следами росписи, а также усыпальница с костями. В 70-е годы XX века действительно была раскопана усыпальница, которой были найдены человеческие останки. Первоначальный облик храма не сохранился, однако на стенах пещерного комплекса можно найти процарапанные кресты. Вероятно, монастырь времен аланского Кыркора опустел после того, как крепость была захвачена татарами. Стена пронзила пещерный комплекс, и часть помещений стали использоваться в качестве оборонительных. 

Как добраться до пещерного города.

Если вы передвигаетесь по Крыму не на собственном автомобиле, из ближайших городов, Ялты, Евпатории и Севастополя, доехать до крепости можно только через Бахчисарай.

Эти города соединены с Бахчисараем автобусным сообщением.
Автобус до Чуфут-Кале отправляется от Железнодорожного вокзала. Маршрут №2. Вам надо выйти на остановке «Старолесье» и пройти пешком еще около 1,5 километров.

Расстояние до пещерного города от Бахчисарая – 4,7 километров, от Севастополя – 58.
Для тех, кто едет в крепость на автомобиле с навигатором, координаты GPS: 44.741028, 33.924467

Часы работы:

С октября по апрель сооружения доступны для посещения с четверга по понедельник с 9.00 до 19.00
С мая по сентябрь график работы иной: среда-понедельник с 9.00 до 19.00

Стоимость входа:

Взрослый билет: 200 рублей
Дети от 6 до 16 лет: 100 рублей
Дети до 6 лет – бесплатно.
Стоимость приведена мной на 2015 год. Не думаю, что в этом году что-то сильно изменилось.

Экскурсии в Чуфут-Кале возят из многих городов и курортных мест.

Насколько полезна эта статья?

Современность

Хорошо сохранившиеся пещерные и наземные постройки Чуфут-Кале представляют собой несомненную археологическую ценность. Специалисты «читают» по ним историю города.

В южной части крепости находятся давние пещерные помещения, в которых угадываются жилые, хозяйственные и культовые сооружения. Эти вырубленные друг над другом в скале помещения напоминают пчелиные соты. Сохранились четырехъярусные пещеры, соединенные внутренними ходами.

Наземные постройки в этой части не сохранились. Единственное, но ценное исключение – мавзолей Джанике-ханым.

В нем в первой половине XV в. была захоронена дочь хана Тохтамыша Наныкеджан, или Джанике. Арабская надпись на гробнице называет Джанике «знаменитой государыней». После смерти и гибели в битвах наследников хана по мужской линии Джанике стала правительницей Кырк-Ора (см. выше). В 1416 г. она совершила паломничество в Мекку, тем самым приобретя известность в исламском мире.

Период правления Джанике высоко оценивается историками. Они отмечают большую роль, сыгранную ею в обособлении Крымского ханства от Золотой Орды. Согласно легенде, она руководила обороной города во время неприятельской осады и погибла на боевом посту. Такой была крымская современница знаменитой Жанны Д’Арк.

К сожалению, посмертный покой этой достойной женщины был потревожен грабителями. Во вскрытом в 1940 г. саркофаге ее останков не было. По некоторым сведениям, грабеж произошел в период Гражданской войны.

В восточной части Чуфут-Кале располагаются средневековые строения, главным образом наземные. Среди них преобладают жилые помещения и кенассы (молельни) караимов. Сохранились осадный колодец и караимское кладбище с эпитафиями на иврите. Старый город и средневековые строения разделяет 10-метровая крепостная стена с четырьмя полуразрушенными башнями и арочными воротами Орта-Капу.

Колоритные пещеры и строения Чуфут-Кале не прошли мимо внимания кинематографистов. Здесь снимали фильмы «Джокер», «Богиня прайм-тайма», «Сердца трех» и другие.

Пешая дорога к Чуфут-Кале проходит через Свято-Успенский пещерный монастырь, расположенный в Мариам-Дере («ущелье Марии»). С XV в. и до присоединения Крыма к России он был одним из религиозных оплотов преследуемого мусульманами православного населения Крыма. Во время Крымской и Великой Отечественной войн в монастырских помещениях размещались военные госпитали. Закрытый в советскую эпоху мужской монастырь возобновил свою деятельность в 1993 г.

Богатое историческое прошлое Чуфут-Кале

Наименование этого пещерного города в переводе с крымскотатарского звучит как «еврейская/иудейская крепость», что, скорее всего, связано с общинами проживавших здесь в средние века караимов. Хотя, за многие века существования Чуфут-Кале населяли самые разные народы, поэтому и различных наименований у города немало. Одно из наиболее известных – Кырк-Ор. Именно так именовалась неприступная крепость во времена Крымского ханства. Название переводится как «40 укреплений», и археологи трактуют это как факт существования на пути к Херсонесу 40 укреплённых поселений-форпостов. Но не отрицается и версия, что именно Чуфут-Кале назывался так из-за обширной территории и особенного значения для защиты Херсонеса. 

Окна жилых пещер Чуфут-Кале:
Вид из окна жилой пещеры Окно жилой пещеры

Горное плато возвышается над тремя живописными долинами Чуфут, обеспечивая с трёх сторон неприступность крутыми природными обрывами, а восточная сторона была укреплена надёжной крепостной стеной, не позволяющей врагам проникнуть в город.

Гора, на которой расположен
город Чуфут-Кале
Головокружительный вид из пещеры
в северной части Чуфут-Кале  
на долину Биюк Ашлама и гору Беш-Кош

Как и иные пещерные города и пещерные монастыри Крыма, Чуфут-Кале скрывает свои тайны, и историки не сходятся в едином мнении относительно того, когда же в районе современного Бахчисарая возник город-крепость на скале. Многие исследователи пещерных городов склоняются к мысли, что Чуфут-Кале возник, как и аналогичные ему крепостные сооружения на скалах, примерно в V-VI веках, и изначально служил дозорным пунктом для охраны Херсонеса от вторжения кочевников, подобно городам Эски-Кермен и Мангуп-Кале. Иные учёные считают, что крепость на скалах в районе современного Бахчисарая возникла гораздо позже, примерно в 10-11 вв., хотя, скорее всего, это уже было новое поселение на месте более древнего. 
 

Осадный колодец

В период с1998-2001 годы в древней крепости было сделано сенсационное открытие. Исследователи обнаружили осадный колодец Чуфут-Кале. 

Известно, что вода в крепости была привозной. Ее собирали в источниках Карай-Чокрак и Гази-Мансур. Использовалась также дождевая и снеговая вода. Ледяные воды хранили в пещерах под соломой и войлоком.

В период осады воду доставляли из тайной системы гидротехнических сооружений. Когда крепость утратила военное значение, сведения о ней потерялись. Тайна расположения подземных сооружений передавалась из поколения в поколение избранным. Скупую информацию обнародовал караимский гахам С. Шапшал в 1895 году «Караимы могли переносить продолжительную осаду благодаря тому, что близ Малых ворот Кырк-Йера имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

И вот однажды, располагая по большей части преданиями, а также опираясь на данные геологической разведки местности, группа энтузиастов предприняла поиски. Ими был выполнен огромный объем работ. В результате в 150 метрах западнее Малых ворот и в 35 метрах южнее стены Пенджере-исар был расчищен вертикальный колодец диаметром от 1,8 до 2,2 метров. На глубине 25 метров к нему примыкает подземная галерея квадратного сечения 2 на 2 метра, которая полого поднимается на высоту 30 метров. Почти на всем ее протяжении вырублены ступени.

Исследователи предполагают, что в XVI веке колодец уже не функционировал. По каким-то причинам, он был засыпан надежно и быстро. Вряд ли это сделал неприятель. Скорее всего, колодец засыпали сами жители, вынужденные защищаться от страшной опасности. Во время раскопок в колодце нашли кости животных. Возможно, эти случайно свалившиеся вниз больные существа стали причиной отравления воды. Если источником заразы был колодец, ничто не могло предотвратить его уничтожение. Это всего лишь версия, но она может объяснить, почему память о колодце исчезла даже у самих жителей Чуфут-Кале.

История Чуфут-Кале

Если не включить воображение, то трудно представить, что когда-то на месте этих руин жили и трудились люди. Поселенцы выращивали фрукты на расположенных поблизости плодородных землях. Особенно было развито виноградарство. Также они занимались различными ремеслами, в частности — чеканкой монет. А в 1731 г. именно в Чуфут-Кале начала работать первая на полуострове Крым типография. Были хорошо налажены и торговые связи с Бахчисараем.

Что можно увидеть на Чуфут-Кале? В первую очередь — пещеры.Стоянка авто у подножия гор: место начала экскурсии

Когда-то эти пещеры использовались в качестве жилых домов, хозяйственных, рабочих и складских помещений. Город никогда не страдал от эпидемий чумы, тифа и холеры, так как находился на большой высоте. Целебный воздух гор в буквальном смысле спас жизни тысячам жителей Чуфут-Кале. И сегодня его посещение — не только увлекательный исторический экскурс, но и полезная оздоровительная прогулка.

История этой крымской достопримечательности очень богата. Есть в ней и мрачные периоды. Несколько пещер в 16-17 вв. использовались как тюремные камеры, где томились в ожидании своей участи многие узники, в число которых входили польский гетман Андрей Потоцкий, литовский посол Лез и Василий Грязной — опричник Ивана Грозного, впавший в немилость кровавого царя. Больше двадцати лет в пещерном заточении провел В. Шереметьев — полководец, проигравший в 1660 году сражение с татарами. На свободу он вышел полностью ослепшим, измученным старцем и скоро скончался.

До сих пор в тюремных пещерах можно увидеть углубления, где были закреплены цепи, которыми сковывались узники. Каменная скамья в одном из подземелий имеет полукруглую выемку. Это говорит о том, что скамья использовалась для обезглавливания приговоренных к смертной казни.

Другой способ увидеть Чуфут-Кале — купить организованную экскурсию из Ялты, Севастополя, Евпатории и других городов Крыма. Минус в этом случае только один — ограничение по времени, как это нередко бывает на экскурсиях.

Тюрьма

Одно из самых мрачных мест в Чуфут-Кале — тюрьма. Она поразила воображение в свое время путешественника Эвлия Челеби. Описывая свои впечатления, он напишет: «В этой крепости есть тюрьма для ханских пленников. Нет в мире тюрьмы, подобной этой адской темнице … Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если вынесут из нее в гробу». Пещерный комплекс в Новом городе на краю 50-ти метрового обрыва состоит из четырех помещений, к которым ведет узкий проход. Слева от него — обширное помещение с двумя подпорными столбами и маленькими окошечками, выходящими в бездну. У этой стены — отверстие люка, ведущего в нижнее помещение. Оно перекрывалось деревянным помостом, образуя каменный мешок.

В верхней камере под запором содержали временных узников, а опасных заключенных бросали в нижнее помещение. Тесное и невысокое, оно имеет одно узкое окошко, которое освещает камеру и дает возможность вдохнуть свежего воздуха. Именно здесь ханы держали знатных пленников, вымогая за них большой выкуп. 

Известно, что в конце XV века здесь был заточен литовский посол Лез, а в середине XVII века — польский гетман Потоцкий. В застенках Чуфут-Кале томились также русские послы: любимец Ивана Грозного Василий Грязной, а также Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII века в Крым для заключения мирного договора.

С 1660 по 1681 годы здесь находился в заточении русский воевода В.Б. Шереметев. Четыре хана успели смениться за время заточения воеводы, предъявляя невыполнимые требования. Согласно источникам, в качестве выкупа крымские ханы требовали два города — Казань и Астрахань! Шереметев не хотел свободы такою ценой. Царю Алексею Михайловичу он писал: «Хан мучил меня, никого так никто не мучает, которые есть государевы люди у мурз, у аг, и у чёрных татар. Кандалы на мне больше полпуда; четыре года беспрестанно я заперт в палату, окна заделаны каменьями, оставлено только одно окно. На двор из избы пяди не бывал я шесть лет и нужу всякую исполняю в избе; и от духу, и от нужи, и от тесноты больше оцынжал, и зубы от цынги повыпадали, и от головных болезней вижу мало, а от кандалов обезножел, да и голоден…».

Осознав, что его требования невыполнимы, хан взял за воеводу 60 тысяч рублей золотом и отпустил на свободу. Вернувшись домой ослепшим, тяжелобольным, Василий Борисович умер через полгода…

Караимское наследие Чуфут-Кале

Среди главных достопримечательностей Чуфут-Кале можно отметить молитвенные дома караимов – кенасы (14 и 18 веков), расположенные вблизи южного обрыва, и несколько жилых домов известных представителей этого тюркского народа, исповедующего иудаизм. Караимские кенасы представляют собой изящные двухэтажные дома, окружённые внутренними двориками. Время почти не разрушило их, а караимская община Крымского полуострова прилагает все усилия для сохранения этих уникальных архитектурных памятников своего народа.

Чуфут-Кале. Вид с внешней стороны на кенасы
— молитвенные дома караимов
Чуфут-Кале. Караимские кенасы

В одной из старинных усадеб, возведённых ещё в 18 веке, до самой смерти жил караимский учёный Фиркович. За свою жизнь он посетил многие страны и собрал богатейшую коллекцию, посвящённую караимам. Покрытый красной черепицей двухэтажный каменный (верхний этаж деревянный) дом Фирковича прекрасно сохранился до сих пор. Вблизи караимских кенас располагалась первая в Крыму типография, которая, к сожалению, не уцелела. О существовании в этих краях караимов напоминает и старинное кладбище в расположенной вблизи Чуфут-Кале Иосафатовой долине, названной так в память о святом месте в Иерусалиме. 

Кладбище караимских евреев в Чуфут-Калена литографии К. Боссоли (середина 19 века)

Расположение, история основания и развития

Найти древнее поселение не составит труда. Расположено оно чуть более в 2 км от Бахчисарая, около поселка Староселье. Некоторые путешественники рекомендую совмещать посещение Чуфут-Кале с древним Свято-Успенским пещерным монастырем. Правда не у всех на такой вояж хватает сил и времени.

По мнению ученых Чуфут-Кале и есть античная крепость Фулла, которую длительный период считали не более чем выдумкой отдельных писателей. Сейчас тут царит тишина, спокойствие, я бы даже сказал какое-то умиротворение, но так было далеко не всегда. Еще каких то несколько сот лет назад здесь разворачивались жесткие сражения, велись политические интриги. События, происходившие на территории громадного поселения, сыграли важную роль в истории всего Крыма.

Историки до сегодняшнего дня точно не установили дату основания города в скалах. Предположительно это V век, но есть мнения, что первые поселения появились тут намного раньше. Достоверно известно: в V – VI веке местность заселяли аланы. Город уже в то время сыграл важную историческую роль. По сути, он стал блокпостом для византийцев, двигавшихся на север и желавших завоевать полуостров.

Пещерный город Чуфут-Кале

Упоминание об этом месте как о крепостном сооружении Фулла встречается в исторических трактатах древнего Херсонеса. Долгое время, около 500 лет, пещерный город никого не интересовал. Следующее упоминание о нем появилось только в XII веке, как о главном городе владения князей Кырк-Ер. В то время эти земли населяли кыпчаки, рьяные борцы с представителями Золотой Орды.

В 1299 году город все же завоевал эмир Ногай. Со временем население Чуфут-Кале сокращалось, поселение приходило в упадок. Но через лет пятьдесят в этих краях поселились караимы, предварительно спросив разрешение у х. Джаныбека. Пика расцвета и значимости мегаполис достиг в 15 веке. В то время он являлся столицей Крымского Юрта.

На протяжении всего указанного периода укрепительное сооружение являлось ареной кровопролитных битв за правление Гиреев. В 1502 году Менгли Гирей первый перенес резиденцию правителя в Бахчисарай, новый город, основанный им же. В тот самый знаменитый Ханский дворец. Еще несколько столетий эти места считались важными укрепительными сооружениями. Последние люди покинули пещерный город примерно в середине 19 века.

Пещерный город Чуфут-Кале

Мой дом — моя крепость

Горный отрог, возвышающийся над тремя долинами, привлек внимание людей еще 7 тысяч лет тому назад. Для первобытного человека он служил надежным убежищем, а возможно и храмом

Поначалу люди просто прятались в каменном доме, а затем стали строить укрепления. Исследователи до сих пор спорят по поводу того, когда именно появилась самая первая крепость на Чуфут-Кале. Одни считают, что укрепление возникло уже в VI веке, другие уверенно указывают на XI век.

Однозначно известно, что одним из первых народов, поселившихся в живописных горах были ближайшие родственники скифов — сармато-аланы. Этот воинственный народ симпатизировал христианам, это объясняет то, что аланы добровольно взяли на себя роль защитников Херсонеса от непрошеных гостей. 

Судя по летописям, первое поселение и крепость называлась Фуллы. Возможно, строительство ее происходило во времена Юстениана I и было связано с укреплением византийского влияния в Крыму. В VIII-IX веках, в период хазарского господства в Крыму, город аланов получил тюркское имя Кыркор, означавшее «сорок крепостей». В это время укрепление уже соответствовало новому грозному названию. 

История показала, что город еще не раз поменяет хозяев и имя. Уже в конце XIII века к Кыркору подошли золотоордынцы под предводительством эмира Ногая. Быстро взять штурмом «сорок крепостей» оказалось непросто. Поэтому хитроумные монголы пошлина обман. Согласно легенде, эмир повелел подчиненным собрать музыкальные инструменты и медную посуду со всей округи. Три дня и три ночи колотили татары в сковородки и барабаны, создавая звуковой эффект готовящегося штурма. Аланские защитники, приняв трюк за чистую монету, не сомкнув глаз ни днем, ни ночью, сидели напряженно в ожидании вторжения. Но на четвертое утро даже самые стойкие не выдержали и уснули прямо с оружием в руках. В этот самый момент в город победоносно вошли татары.

Вот так Кыркор стал столицей Крымского ханства и резиденцией первых его ханов — Хаджи Девлет-Гирея и Менгли-Гирея. Позже на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик основали новый город. Ханская столица была перенесена, а крепость стала привилегированной тюрьмой и государственным монетным двором заодно.

Присматривать за Кыркором пригласили местных караимов — так называли себя иудеи, отказавшиеся от Талмуда. Постепенно горная цитадель стала чисто караимским городом и получила еще одно название — Чуфут-Кале, что в переводе с крымскотатарского означает «иудейская крепость».

К середине XIX века на Чуфут-Кале проживало более тысячи людей, однако вскоре город опустел. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. Связано это было с привилегиями, дарованными российскими царями. Теперь древнему народу было позволено селиться по всей империи и поступать на государственную службу. 

Еще в конце XIX века на Чуфут-Кале было много домов. Вот такое описание сделал в конце прошлого века караимский гахам С.М. Шапшал: «Дома, за весьма малым исключением, указывают нам, что город имел весьма оригинальный вид; дома всегда с балкончиками (софа), окнами во двор, большей частью двухэтажные, причем в верхнем этаже всегда жил сам хозяин, а нижний обыкновенно отводился под конюшню для лошадей и ослов, и тут же имелось помещение, куда жители загоняли на ночь свои стада. Дома отапливались первобытными печами — тандурами, устроенными в земле посреди комнаты. По обеим сторонам улицы или переулка тянулись высокие сплошные заборы, как бы предназначенные для того, чтобы скрывать от нескромного взгляда то, что делается за ними. Изредка попадалось в стене крохотное окошечко с решеткою, крылечко в несколько ступенек, и опять тянулась голая белая стена».

К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями. По словам путешественника Евгения Маркова: «иные дома стоят совсем целые, со ставнями, дверями, балкончиками, лавки с запертым входом». 

В настоящее время большая часть города-крепости Чуфут-Кале находится в руинах. В самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения. Также хорошо сохранились две кенассы караимских храма и усадьба Фирковича, состоящая из двух домов. Весьма интересны руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым, древняя тюрьма и осадный колодец…

Словом, на Чуфут-Кале можно найти множество интересных и загадочных достопримечательностей. О некоторых из них хочется рассказать подробнее.

Сакральное наследие Крымского ханства на Чуфут-Кале

На территории города располагаются две старинные мусульманские постройки. Одна из них – древняя мечеть, от которой остались лишь руины фундамента, и местами можно заметить остатки восточного орнамента на нём, хотя ещё на заре 20-го века здесь можно было увидеть остатки минарета с винтовой лестницей

По соседству с разваленной мечетью, вблизи северного обрыва, располагается иной, более сохранившийся культовый объект – восьмигранное сооружение средневекового мавзолея Джаныке-ханым — дочери хана Тохтамыша. Некрополь, строительство которого датируется ещё 30-ми гг. 15 века, впечатляет своей массивностью, величественной строгостью и красотой декоративных узоров на колоннах, которые даже время не смогло разрушить. Согласно одной из легенд хан застал здесь свою дочь с возлюбленным, и, испугавшись отцовского гнева, та бросилась вниз со скалы. С этой части Чуфут-Кале открывается потрясающий живописный вид на долину Ашлама-Дере.

Чуфут-Кале. Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша

 Вблизи мавзолея располагаются 2 искусственные пещеры: верхняя и нижняя, в которой, как считают историки, во времена Крымского ханства существовала тюрьма. Местные жители знают немало легенд о казнённых на Чуфуте, которых сбрасывали в ущелье, но археологи пока так и не нашли официальных подтверждений этим сказаниям.

Чуфут-Кале: тюрьма XVII в.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector