Народ из ниоткуда — истинное происхождение цыган
Содержание:
- Банджары – «цыгане» Индии
- Парья
- Пути расселения по миру
- Засечная черта
- Индийские цыгане
- Почему цыган называют цыганами?
- Наши дни: мексиканский сериал
- Средства к существованию, быт
- Одежда: и да, и нет
- При своем ремесле
- Цыгане в Европе — от преследований к геноциду
- Особенности цыганской современной жизни
- «Люли» бывают разные
- Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России
- Цыгане в наше время
- Происхождение цыган — индийский след
- Под волчьим солнышком
- Интересные факты[править]
- Великая Китайская стена
Банджары – «цыгане» Индии
Сегодня банджары являются одним из самых колоритных индийских народов. Большинство племён индийских банджар являлись кочевниками, что проводили всю жизнь в поисках новых земель и пастбищ для скота.
Только представьте, сколько сложностей на своём пути встречали индийские банджары. Тем не менее, именно кочевой образ жизни закалил их, сделав хорошими воинами, умевшими отразить внезапное нападение племён, на территорию которых они вторгались.
Сегодня штатами проживания банджар являются Махараштра, Раджастхан, Мадхья-Прадеш. На мой взгляд, эти данные показывают, насколько сильно были рассеяны банджарские племена по землям Индии. Из-за постоянных перемещений и отсутствия постоянного жилья банджар стали называть «цыганами Индии».
Кстати, именно такая распространённость банджар стала причиной наличия у одного народа самых разных языков. Банджары попросту перенимали язык жителей той местности, где проводили большую часть своего времени.
К примеру, одним из основных банджарских наречий является диалект хиндустани, языка, на котором говорят в Раджастхане.
Многие историки считают, что банджары принадлежат к одной из ветвей раджпутов, что прославились как индийские воины. Я думаю, это мнение имеет основания, поскольку в старинных источниках банджары часто упоминаются как опытные стражи и воители.
Сама жизнь с её опасностями научила их умению постоять за себя – иначе народ просто не выжил бы в своих вечных скитаниях. Их исторической родиной считается Пакистан. Конфликты с местными племенами, не уступавшим по силе банджарам, вынудили их покинуть родные земли и отправиться в путь.
Парья
Но даже среди этих недоцыган есть свои недоцигане – это
парья – цыгане, происходящие из Афганистана и самой Индии. Люли называют их
словом «мазанг». Парья же в свою очередь называют словом «мазанг» люлей, а к
себе это название не применяют. Язык парья — это индоарийский язык, занимает
промежуточное положение между хинди и современными цыганскими языками. Обитают
парья в приграничных районах между Таджикистаном и Узбекистаном.
Однако несмотря на все эти различия, и рома, и кали, и люли и даже парья имеют
общую генетику, что позволяет всех их объединить под одним общим понятием
«цыгане». 60% цыган являются носителями гаплогруппы H,
распространённой с доарийских времён в Южной Индии. Конечно, у разных групп есть
крупные примеси славянской, балканской, узбекской и даже еврейской крови, но
общей картины это не меняет.
Подмосковные люли-гастарбайтеры
Пути расселения по миру
Специалисты в области генетики предполагают, что всех ромов (иное наименование цыган) объединяли некоторые основные факторы. Главное, то, что они — выходцы из Индии, а второе — по пути в Европу ромы активно заключали браки с представителями различных национальностей. По предварительным расчетам, в настоящее время на территории европейской части живет почти 11 млн цыган.
Основная зона их расселения – это Восточная и Центральная Европа. Особенно многочисленны они в Венгрии и Румынии. В этих странах, где живут цыгане большими анклавами, по приблизительным подсчетам их от 2.5 млн до 8 млн человек. Несмотря на то что численность их очень значительна, этот народ сложно изучать. Это является следствием того, что цыгане не поддаются никакому учету.
Со стороны общества отношение к ним сложилось неоднозначное. В основном это связано с тем, что эти люди имеют своеобразные традиции и обычаи, а также ведут специфический образ жизни. В обществе бытуют стереотипы — цыганам свойственно совершать обманы, кражи и мошенничество. Другие же считают их веселыми яркими людьми, присутствие которых украшает встречи, вечера и праздники. Представителей этого народа привечают за исполнение задушевных песен и искрометных танцев.
Сами себя цыгане называют — ром, рома или ромалы. Однако имеются и иные обозначения этой народности. Так, на севере Европы их называют «черными» (кале). Во Франции за ними закрепилось название «богемцы». Англичане зовут их «египтянами».
Определить конкретно, сколько цыган живет на той или иной территории, достаточно сложно. Это связано с особенностями быта и отсутствием «правовой видимости». Очень часто цыгане проживают табором. У них нет документов, паспортов, какой-либо регистрации.
Вероисповедание цыган разнообразное. Им присущи различные религиозные убеждения (христианство, ислам, буддизм, иудаизм).
У этого народа сохранились элементы веры в магию и мистические проявления. Имеет место верование в природных духов. До сих пор в их среде распространено для бога название «девел» (производное от индийского «дэва»). Лица, изучающие цыганские мировоззрения, связывают это с влиянием зороастризма, что еще раз подчеркивает, их прародина — древняя страна цыган Индия.
Засечная черта
Нашествие кочевников на Восточную Европу потребовало укрепления южных рубежей русинских княжеств. В XIII веке население Руси использует различные методы строительства защитных сооружений от конных армий, а к XIV веку уже складывается наука, как правильно строить «засечные черты». Засека – это не просто широкая просека с препятствиями в лесу (а большая часть мест, о которых идет речь, лесистая), это оборонительное сооружение, преодолеть которое было непросто. На засеке поваленные деревья, заостренные колья и прочие простые конструкции из местных материалов, непроходимые для конника, воткнуты в землю крест-накрест и направлены в сторону неприятеля.
В этом колючем буреломе находились земляные ловушки, «чесноки», которые выводили из строя пеших воинов, если те попытались приблизиться и разобрать укрепления. А с севера от просеки располагался укрепленный кольями вал, как правило, с наблюдательными пунктами и фортами. Основная задача такой линии – задержать продвижение конной армии и дать время собраться княжеским войскам. Например, в XIV веке князь владимирский Иван Калита возвёл беспрерывную линию засек от реки Ока к реке Дон и далее к Волге. Строили такие линии в своих землях и другие князья. А служила на них Засечная стража, причем не только на самой черте: конные патрули выходили на разведку далеко на юг.
Со временем княжества Руси объединились в единое русское государство, которому было по силам строительство масштабных сооружений. Сменился и противник: теперь защищаться приходилось от крымско-ногайских набегов. С 1520 по 1566 годы была сооружена Большая засечная черта, которая протянулась от брянских лесов до Переяславля-Рязанского, в основном вдоль берега Оки.
Это были уже не примитивные «буреломы направленного действия», а линия из качественных средств борьбы с конными набегами, фортификационными уловками, пороховым оружием. За этой чертой были размещены войска постоянной армии в составе порядка 15 000 человек, а снаружи работала разведка и агентурная сеть. Впрочем, и такую линию неприятелю несколько раз удавалось преодолеть.
По мере укрепления государства и расширения границ на юг и восток, на протяжении последующих ста лет строились новые укрепления: Белгородская черта, Симбирская засека, Закамская линия, Изюмская черта, древоземляная Украинская линия, Самаро-Оренбургская линия (это уже 1736 год, после смерти Петра!). К середине XVIII века народы, практикующие набеги, либо были покорены, либо не могли совершать рейды по иным причинам, а на поле боя безраздельно правила линейная тактика. Поэтому значение засек сошло на нет.
Индийские цыгане
Родство цыган с индийскими народами ученые доказывают, например, сходством их культуры с традициями индийских кочевых племен. Например, наты до сих пор продают лошадей, водят по селам медведей и обезьян и показывают фокусы. Банджары кочуют от одного поселка к другому и занимаются торговлей. Саперы знамениты благодаря своим трюкам по заклинанию змей, бади — музыке, а бихари — цирковому искусству. Все эти племена или касты и внешне похожи на цыган, но многие исследователи считают, что на самом деле никакой генетической связи между ними и народом рома нет. Такие племена называют «цыганоподобными».
Почему цыган называют цыганами?
В России и на всем постсоветском пространстве слово цыгане известно всем. Сходное слово с атцингани с греческого языка переводится, как неприкасаемые. Впервые термин употребили еще в одиннадцатом веке в летописи «Житие Георгия Афонского». Единственное, что в книге были описаны под этим термином не цыгане, а еретические сектанты.
Цыгане-кочевники
В других странах цыган именуют по-разному. Англичане говорят на них — египтяне (egypsies), испаницы — gitanos, французы называют цыган bohemiens (богемцами), чехи — tsiganes (с греческого – цингани), евреи именуют их цоаним, как библейскую провинцию Цоан в Египте.
Однако сам цыганский народ себя так не называет, на их языке цыган – это рома. Скорее всего слово появилось после их проживания в Византии. Многие слышали в фильмах слово ромале – это производное от рома. Еще иногда они именуют себя синти или кале, либо мануш, что значит люди.
Наши дни: мексиканский сериал
В происходящем двадцать лет спустя уже меньше сказок и песен и просто нормальная такая неразбериха в духе мексиканских сериалов (и, честно говоря, обычной жизни). Тут нет особого смысла искать этнографическую составляющую: все цыгане в кадре тесно вжились в русское общество (как и в реальности часто бывает) и их цыганство не так бросается в глаза, уйдя в область внутренней, внутрисемейной жизни. Но Рада настолько обаятельный персонаж, что даже если зрителям сериала была поначалу интересна цыганская экзотика — они волей-неволей стали с интересом следить уже лично за ней.
Не только этнография привлекает внимание в сериале. Интересное о «Цыганке»: родословная Рады, девочка в роли мальчика и курица Алла Борисовна
Средства к существованию, быт
Как и в былые времена, ромы предпочитают свободу и даже если и соглашаются на работу, то только с минимальным сроком контракта. В некоторых странах они нанимаются на сезонные работы по сбору овощей и фруктов, в других местах торгуют, по-прежнему гадают и воруют. Некоторые ромы так и занимаются развлечением публики, один из самых ярких примеров – Чарли Чаплин. В Румынии и Венгрии до сегодняшнего дня есть цыганские хоры.
Традиционно у ромов сохранилась любовь к тушеным блюдам и супам. То есть кухня состоит из блюд, которые можно сделать в котле или в горшке на костре. В Европе ромы, даже оседлые, предпочитают очень пряные и острые блюда.
Детей достаточно редко отдают в школу, а если даже и отдают, то оканчивают они в крайнем случае 3 класса, то есть если умеют писать и читать, то больше и не надо, лучше помогать родителям.
И по-прежнему, как было раньше, где родина цыган, женщины носят по две юбки и фартук. Ведь нижняя часть цыганки — «нечистая».
Одежда: и да, и нет
Цыганские костюмы в сериалах часто грешат опереточностью: реальные цыгане такие костюмы в жизни не носят. В одном небезызвестном проекте цыгане ходят и живут как в Латинской Америке (да, там действительно одеваются, словно в театре) — но при этом заявлены россиянами. Особенно грешно считается не нарядить красавицу-девушку в ворох воланов.
Наряд, в котором появляется Рада — вообще песня. Он тонко подобран: это все те вещи, которые можно было купить в начале девяностых на рынке, но в сочетании с яркой внешностью и заколкой Рады (такие заколки-цветы вслед действительно носили — и с такими причёсками, почерпнутыми из западных клипов и сериалов) он выглядит как раз настолько похоже на театральные цыганские образы, чтобы зацепить зрителя и порадовать его жаждущую традиционной романтики душу.
Очень красиво сделана цыганская свадьба. Цыгане свадьбу играют с размахом и с выдумкой, и во время свадьбы действительно выносят простынь невесты (хотя ещё в советское время некоторые молодожёны стали из принципы отказываться от этого старого обряда — как и кубанские казаки, у которых долго ещё после свадьбы простынь вывешивали на тын, но молодёжь в какой-то момент сумела переломить эту традицию).
При своем ремесле
В число цыган могли входить также новые члены из числа местного населения, схожего с цыганами образом жизни и профессией. В отличие от кастового индийского общества средневековое мусульманское общество было организовано по ремесленно-цеховому принципу. Цеха были очень похожи на касты, они имели свое самоуправление, свой устав, свои ритуалы и строго придерживались эндогамии, т. е. браки заключались только внутри своего сообщества. Источники свидетельствуют, что цыгане входили в цехбану сасан», в котором числились фокусники, факиры, дрессировщики животных, нищие, которые представлялись калеками, канатоходцы и др. Этот цех был известен по всему Среднему и Ближнему Востоку.
В этой связи интересна еще одна деталь, которая сближала цыган с другими маргинальными группами. У цыган был и кое-где продолжает сохраняться свойтайный» язык-арго —лавзи мугат» илиарабча», т. е.по-арабски»(сами цыгане в своих легендах нередко называют себя родственниками, а точнее двоюродными братьями арабов, на которых похожи своим внешним видом и кочевым образом жизни). Точнее сказать, это не столькотайный» язык, сколькотайный» словарь, т. е. заимствованная из других языков и видоизмененная лексика, которая обозначает некоторые предметы, понятия и действия. Большинство люли до сих пор двуязычны, говорят на иранском(таджикском) и тюркском(узбекском) языках. Обиходным является таджикский язык, хотя сегодня некоторые группы цыган в Узбекистане говорят преимущественно на узбекском. Цыгане используюттайные» слова в своей речи вместо общеупотребительных таджикских и тюркских слов, так, чтобы окружающие не могли понять, о чем идет речь. Цыганский арго наполовину состоит из той же лексики, которая имелась втайном языке»(абдол-тили) среднеазиатского цеха маддахов и каландаров, т. е. странствующих и нищенствующихдервишей-суфиев и профессиональных рассказчиков разного рода историй.
Цыгане в Европе — от преследований к геноциду
Учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно начала миграции предков цыган из Индии. Исследователи сходятся в одном — скорее всего, переходы совершались небольшими группами и в разных направлениях. Часть миграционного потока направилась через Ближний Восток в Египет и страны Магриба — и там и осталась. Другая, нынешние ромы, оказалась в пределах Византийской империи где-то в 11 веке.
Жизнь среди греков была довольно простой — власти не преследовали пришлых кочевников, те спокойно работали кузнецами, помогали местному населению и даже принимали православие. Однако они держались обособленными группами и подальше от своих соседей. Кто знает, к чему бы в итоге привело такое положение вещей, но в 15 веке таборы вновь отправились в путь — уже в Центральную и Западную Европу. Виной всему непрекращающиеся войны и османское завоевание Малой Азии и Балкан.
В Западной Европе цыгане рассказывали, что они — изгнанные из восточных стран христиане, пострадавшие за свою веру, или просто паломники. Первое время местные жители и даже власти помогали им — снабжали деньгами, едой и кровом. Они скитались по разным городам, жили за счёт населения, а потом уходили, довольно часто возвращаясь снова. Конечно, это портило имидж мучеников веры. А закрытость цыганского сообщества порождала у простого люда разнообразные слухи, иногда самые фантастические.
Постепенно почти по всей Европе начинают распространяться антицыганские законы, сначала просто запрещавшие им жить в стране, а затем и просто приговаривавшие мужское население к казням. Так, например, английский закон 1554 года предписывал предавать смерти каждого цыгана-мужчину.
«Испанские цыгане, умоляющие Филиппа III отменить закон об изгнании», Эдвин Лонг, 1872 год. (socialistproject.org)
Одним из самых тяжёлых периодов истории этого этноса стала Вторая мировая война. «Нюрнбергские законы», известные прежде всего тем, что касались решения «еврейского вопроса», затрагивали и цыган. От рук нацистов погибло около полумиллиона «синти» (так называли немецкую ветвь «ромы»). Гонениям этот кочевой народ подвергался и в государствах-марионетках гитлеровского режима.
Мужчина-рома в оккупированной Польше, 1940. (theholocaustexplained.org)
В наши дни, несмотря на политику ОБСЕ, Совета Европы и правозащитных организаций по борьбе с дискриминацией цыган, ограничивающие их законы отменены далеко не везде. Так, например, в Италии они имеют право жить только в провинции Венето и на острове Сардиния.
Особенности цыганской современной жизни
У цыганского народа очень заметны различия в достатке. Зачастую отдельные семьи живут в пафосных строениях, обильно и вычурно украшенных, напоминающих роскошные дворцы, изобилующие дорогой мебелью. Другая же часть влачит нищенское существование.
В национальной кухне у цыган прослеживаются традиции Венгрии, Болгарии и Румынии. Их пища достаточно проста. Предпочитают в еде птицу, баранину, говядину, разнообразные овощи. К традиционным блюдом относится тумала — рубленое мясо в кукурузной лепешке, харбу – блюдо из сала, печени с добавлением крови. Традиционным напитком является черный чай с травами и ягодами.
«Люли» бывают разные
Более детальное знакомство со среднеазиатскими цыганами показывает, что эта группа, которую обычно рассматривают как единую и без разбора именуютлюли», на самом деле состоит из нескольких разных групп. Они отличаются названиями, образом жизни и, что важнее всего, сами противопоставляют себя друг другу.
Наиболее многочисленная из этих групп — местные цыгане, которые живут в Средней Азии издавна. Сами себя они называютмугат»(араб. мн. ч. отмуг» — огнепоклонник, язычник), иногдагурбат»(в переводе с арабского —чужестранность, одиночество, безродность»). Окружающее население, если это узбеки, зовет ихлюли», если это таджики(особенно в южных районах Средней Азии, где словолюли» не употребляют) —джуги»(в некоторых индийских языках —нищий, отшельник»). В некоторых районах группы бродячих цыган именуютмултони»(видимо, по названию синдского города Мультан), оседлых —косиб», т. е. ремесленник.
Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России
По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время переписи населения в СССР, многие указывали другие национальности.
«Русска рома» имеют свой диалект – смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган – коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.
Большинство русских цыган – христиане
Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе
Важнее – законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.
Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное — никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является цыганский барон.
Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.
Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире цыганский театр.
Цыгане в наше время
После указа
Верховного Совета СССР «О привлечении к труду цыган, занимающихся
бродяжничеством» от 5 октября 1956 года, начинается вторая волна оседания
русских цыган. Около 90% цыган, проживавших на территории бывшего СССР, к 1991
году осели. Тем не менее, даже сейчас, например, на Украине, 75% цыган в
возрасте до 30 лет остаются неграмотными. Основой цыганского сообщества является так называемый
табор, хотя в современных условиях зачастую он уже не является табором в прямом
смысле. Теперь это нечто вроде определенного клана, объединяющего или одну, или
несколько семей в крепкую, вертикально интегрированную структуру, во главе
которой стоит барон. Правоохранители отмечают резкое ужесточение цыганских
преступных групп. Убивают они и чужих, и своих. За квартиры убивают без
колебаний, еще и проявляя при этом незаурядную изобретательность. В обществе цыган до сих пор воспринимают как мелких воришек
или мошенников. Однако цыганская преступность становится все более
разветвленной, жестокой и разнонаправленной. Немало цыганских семейств замешано
в наркобизнесе, торговле оружием, людьми и превратились в настоящие мафиозные
кланы.
Торгуют цыгане преимущественно ацетилированным опием и коноплей,
хотя встречаются и героин, и амфетамины. Замечено также рост интереса цыган и к торговле людьми и
нелегальной эмиграции.Близкородственные и клановые отношения позволили им так
выстроить схему сбыта наркотиков, что она практически нечувствительна к
действиям правоохранительных органов. Непосредственно розничной торговлей
наркотиками занимаются у них люди нецыганской внешности – как правило,
украденные в раннем возрасте славянские дети.
Детей цыгане воруют ничуть не меньше, чем в прежние времена, и в
любом таборе можно встретить светлокожего ребёнка.
Происхождение цыган — индийский след
Главная проблема в изучении истории происхождения цыган — отсутствие письменных источников. Учёные могут полагаться лишь на лингвистические и этнографические методы. В 18 веке немецкий учёный М. Грельман именно на основе последнего выдвинул гипотезу о том, что прародина цыган — Индия. Он сравнил физические особенности цыган и их язык с внешним видом и языком жителей Индии и обнаружил немало общего.
Постепенно к нему стали присоединяться и другие исследователи. Наиболее распространенной версией считается появление цыган на северо-западе Индии. Другие же ученые считают, что предки цыган были родом из центральной Индии и перебрались на север лишь в 5 веке н. э. Одно можно сказать с уверенностью — фантастические теории 18 и 19 веков, согласно которым цыган называли выходцами из Египта (придумка самих цыган, хорошо прижившаяся среди европейцев) или же потомками населения затонувшей Атлантиды, окончательно умерли в двадцатом столетии.
Карта миграций цыган в Европе. (Wikimedia Commons)
Родство цыган с индийскими народами ученые доказывают сходством их культуры с традициями индийских кочевых племен. Например, наты до сих пор продают лошадей, водят по селам медведей и обезьян и показывают фокусы. Банджары кочуют от одного поселка к другому и занимаются торговлей. Саперы знамениты благодаря своим трюкам по заклинанию змей, бади — музыке, а бихари — цирковому искусству. Все эти племена или касты и внешне похожи на цыган, но многие исследователи считают, что на самом деле никакой генетической связи между ними и народом рома нет. Такие племена называют «цыганоподобными».
Банджарская девушка. (Wikimedia Commons)
Под волчьим солнышком
Цыгане! Магия! Мировое господство!
Один из самых часто задаваемых мне вопросов — какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: «индуизм/язычие», «огнепоклоноство/солнцепоклонство» или просто «цыгане ни во что не верят».
А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.
Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся. Однако же известны случаи, когда русские цыгане во Франции, бежав туда во время Гражданской войны с дворянами, годами не крестили детей, выискивая православные церкви — а уж выискав, крестили скопом всех и сразу, в большом количестве. Некоторым «новорожденным» на крещении было уже лет пятнадцать-шестнадцать, у них пробивались усы или отрастала грудь. Иногда на следующий день после крещения тут же и венчались свежеокрещённые (если это не шутка, конечно)
Цыгане-ловари, десятилетиями живущие в России, переходят из католичества в православие медленно и осторожно и в основном за малым количеством католических церквей и из соображений, что «тут христианство и там христианство». Цыгане-мусульмане в Латинской Америке за сто лет после прибытия с Балкан не забыли ислам, до сих пор можно их там встретить
Значит ли это, что у цыган разных религий нет ничего общего и никаких общих, исконных верований или суеверий?
Конечно, есть, хотя сейчас они частично размываются. Но традиционно — есть. И вот они:
1. Вера в то, что Бог один. К политеизму цыгане относятся с недоверием и удивлением, цыган-политеистов не обнаружено. Неизвестно, было ли такое убеждение у их индийских предков; я склонна думать, что эту установку подцепили во время продвижения по Большому Шёлковому Пути, т.е. достаточно поздно, чуть более тысячи и менее полутора тысяч лет назад.
2. Верования в мертвецов, возвращающихся в мир живых, будь то вампиры, мертвецы, ищущие захоронения, или предпреждающие призраки. Для них даже нет отдельного названия, потому что это — одно из естественных состояний мертвецов. Может в могиле лежать, может к жене ходить, может на полянке плясать, может сниться — к опасности. Мертвец — он и есть мертвец, какие там названия.
3. Особые верования вокруг Бахт — удачи, счастья. Сюда же относятся верования в «чёрную удачу», т.е. неудачу по сути, «цыганскую удачу», которая по кривой дорожке возит, и сглаз как отъём удачи. Эта система верований развитая и сложная, она занимает очень много места в мировоззрении и жизни цыган. При этом Бахт — не нечто персонифицированное, одушевлённое. Это свойство, качество. Я уже писала немного о поверьях на эту тему.
4. Верования в скверну. Именно они сходят с развитием средств гигиены и ассимиляцией, остальные держатся гораздо крепче. Носителями скверны могут быть органы тазовой области, женские ноги и юбка, смерть, человеческие внутренности, некоторые виды больных людей (как ни странно, кроме туберкулёзников и иже с ними сюда порой входят умственно отсталые и психически больные), совершившие некоторые виды преступлений, ну и, понятное дело, фекалии.
Что касается одушевления сил природы (луна-вампир, вихрь-похититель) и верований в домовых и русалок, то при ближайшем рассмотрении практически всё это оказывается заимствовано, и особенно много — от славянского населения. Помимо этого, они явно занимают в мировоззрении цыган место меньшее, чем вышеперечисленные.
Кстати, что касается моей повести о Лилянке Хорват, то, если вы заметили, активно раскрыты только верования вокруг мертвецов и — немного — монотеизма. Однако у меня там заделка под следующую цыганскую тему — конечно же, Бахт. Первый, кто это заметил, была, кажется, grey_koala Так что вы теперь знаете, какую тайну своей жизни Лилянке придётся разгадывать в «Принцах и бастардах».
Понравился рассказ? Позолотите ручку, красивые
Интересные факты[править]
- Слово «GUN» (пистолет, револьвер, орудие, пушка) было придумано исключительно для того, чтобы отгонять цыган от своего имущества.
- Цыгане не умеют плавать, поэтому селятся в дали от водоемов и никогда не моются.
- Цыгане учатся до 3-го класса, чтобы узнать основные слова опасности и время их наступления.
- Основная привычка цыган — оставлять после себя полный бардак, даже если ничего нельзя свалить, испортить, разбить.
- Если цыгана поймали на месте преступления, то он делает вид, что он умер, падая на спину, вытянув руки и ноги вверх; если это не удалось, то он сваливает все на свою жену.
- Отучившись всего 3 класса, цыгане могут работать физиками, математиками, хирургами, — просто они этого не хотят делать по своей скромности.
- В Сиднее цыган Ёси попал в книгу рекордов Гиннесса как первый цыганский программист на Земле, который ещё и работает.
- 99,9% цыган мечтают быть блондинами.
Великая Китайская стена
Один из символов Китая, Земляной Дракон, начал своё зарождение в III веке до н. э. как несколько независимых друг от друга стен, возводимых разными китайскими государствами для защиты от кочевников с севера (в первую очередь от хунну) и немножечко от друг друга. Но воюющие царства, как и их линии укреплений, вскоре объединились под властью императора Цин Шихуанди, и стена стала не только мощным защитным барьером, но и символом монолитности китайского общества. Первая линия укреплений строилась из глинобитного кирпича, имела ров с внешней стороны и дорогу с внутренней, которая соединяла военные поселения.
Стену постоянно достраивали на протяжении двух тысяч лет – до 1644 года. При этом из-за различных внутренних и внешних факторов стена получилась «расслоенной», похожей по форме на каналы, оставляемые короедами в дереве (на иллюстрации это хорошо видно).
За все время строительства менялся, как правило, только материал: примитивную глину, гальку и утрамбованную землю сменяли известняк и более плотные породы камня. Но сама конструкция, как правило, не претерпевала изменений, хотя ее параметры варьируются: высота 5-7 метров, ширина около 6,5 метра, башни через каждые двести метров (расстояние выстрела стрелы или аркебузы). Саму стену старались проводить по гребням горных хребтов.
Да и вообще активно пользовались местным ландшафтом в фортификационных целях. Длина от восточного до западного края стены номинально составляет около 9000 километров, но если считать все ответвления и расслоения, выходит 21 196 километров. На строительстве этого чуда в разные периоды трудилось от 200 тысяч до двух миллионов человек (то есть пятая часть тогдашнего населения страны).
Сейчас большая часть стены заброшена, часть используется как туристический объект. К сожалению, стена страдает от климатических факторов: ливни ее размывают, иссушающая жара приводит к обрушениям… Что интересно, до сих пор археологи обнаруживают неизвестные доселе участки укрепления. В основном это касается северных «прожилок», что на границе с Монголией.