Отдых в дивеево: чем заняться?
Содержание:
- Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
- Преображенский собор
- История возникновения монастыря
- Село Суворово Дивеевского района
- Достопримечательности в окрестностях
- Флоровский скит
- Почитание
- Казанский источник
- Что посмотреть в Дивеево за один день?
- Гостиницы рядом с монастырем в Дивеево
- Какие святыни можно посетить в Серафимо-Дивеевском монастыре
- Серафимо-Дивеевский женский монастырь
- История села XIX-XX вв.
- Свято-Троицкий собор
- Правило Серафима Саровского
- Спасо-Преображенский собор
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Что посмотреть в Дивеево самостоятельно, никуда не спеша с экскурсией? Эта святыня считается четвертым местом на земле, которое находится под покровительством Божией матери.
Согласно преданию в 1767 году паломница Агафья по пути в Саровский монастырь остановилась в Дивеево. Здесь ей во сне явилась Богородица с указанием построить в селе женский монастырь. Спустя 5 лет был возведен собор в честь Казанской Божией матери. В 1788 году монастырю были выделены земли для постройки келий. Последующие полтора века храм активно развивается и расширяется.
В 1825 году во главе монастыря встает Серафим Саровский, завершивший на тот момент 55-летний затвор. Здесь он принимал страждущих и заплутавших людей, нуждающихся в духовном наставничестве.
По некоторым данным, ему во сне явилась Богоматерь и велела обнести монастырь валом и выкопать канавку. Это должны были быть защитные меры от дьявольских проявления и других бед. По сей день существует поверье, что, если пройти по канавке и прочесть молитву святому 150 раз, он непременно услышит.
Во времена советской власти монастырь пришел в упадок и начал постепенно восстанавливаться только в 80-х годах прошлого столетия. В 2012 году на его территории отстроили храм Благовещенский. Говорят, что на место, где он должен находиться, указал святой Серафим Саровский.
Преображенский собор
Строительство нового собора предсказывал батюшка Серафим, и даже место определил: на одной линии с Троицким собором в конце Канавки. Но, из-за начавшейся в монастыре смуты, возникшей из-за Ивана Тихонова Толстошеева, рвавшегося к власти после кончины преподобного Серафима, строительство отложилось.
Новый собор заложили лишь в 1907 году. Расписывали его сестры монастыря, но благоустройство внутреннего убранства так и не успели завершить до революции. Все тяжелые безбожные годы новый собор простоял не освященным и поруганным: там был тир и гараж.
Когда в 1991 году вновь открыли Серафимо-Дивеевский монастырь, собор стали реставрировать, а в 1998 году его освятили.
Преображенский собор имеет пять пределов. Главный в честь праздника Преображения Господня, правый нижний – в честь Архистратига Михаила и всех небесных сил. Левый нижний в честь всех святых. Верхние пределы: правый в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и левый в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Службы в Преображенском храме идут ежедневно.
С 8.00 до 17.00 (зимой до 16.00) часов здесь разливают масло от мощей преподобного Серафима, а в зимние время раздают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.
История возникновения монастыря
Обитель возникла во второй половине XVIII века. Основательница монастыря – дворянка Агафья Семеновна Мельгунова. Рано овдовевшая Агафья Семеновна поселилась с трехлетней дочерью в Киеве во Флоренском монастыре. Схоронив единственную дочь, приняла монашество под именем Александры.
Однажды монахиня Александра в видении получила благословение Царицы Небесной на странствия в поисках места для основания обители, «равной которой не было, нет и не будет никогда на всем свете». Так началась история Серафимо-Дивеевского монастыря.
В селе Дивеево, где остановилась странница, Божья Матерь указывает, что место найдено. В 1767 году матушка Александра на собственные средства воздвигает на дивеевской земле каменную церковь во имя Казанской Божьей Матери взамен обветшавшего храма во имя Николая Чудотворца. Позднее здесь устраивают женскую общину. Матушка Александра построила рядом с церковью дом с надворными постройками, где поселилась с четырьмя послушницами. Община называлась Казанской, сестры жили по строгому уставу.
13 июня 1779 года после кончины основательницы обители попечение об общине принял Серафим Саровский, молодой иеродиакон. Мудрый и заботливый отец дивеевским сестрам отец Серафим совершил монашеский подвиг пустынножительства, молчальничества, стояния на камне, затвора. Он получил от Господа благодатные дары исцеления и прозорливости, придя «в меру мужа совершенна».
Царица Небесная благословила отца Серафима основать к востоку от Казанской церкви новую девичью общину, построить мельницу-питательницу и возвести два храма – в честь Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы. Вокруг обители Богородица приказала ископать канавку и насыпать вал.
Так возникла девичья Мельничная община. Через преподобного Серафима Саровского в общину был дан устав, до того времени ни в одном монастыре несуществующий.
Через 9 лет после преставления преподобного Серафима в 1842 году обе общины объединились с наименованием Серафимо-Дивеевской. Казанская церковь с приделами начала существовать отдельно от новой общины. В 1861 году община получила статус монастыря. К началу XX века здесь проживало 270 монахинь и 1474 послушницы.
21 сентября 1927 года монастырь закрыли, а в 1937 году запретили службы в Казанской церкви. Даже в это время на праздник иконы Казанской Божьей Матери съезжались прихожане с окрестных сел и деревень и шли крестным ходом с иконой, заходя в дома местных жителей. В 1950-е годы у Казанской церкви разрушили верхние ярусы.
Село Суворово Дивеевского района
В этом селе, которое находится в 15 км от Дивеево по Арзамасской трассе, в храме в честь Успения Богородицы, покоятся мощи святых новомучениц блаженной Евдокии (Шиковой), Дарьи (Тимолиной), Дарьи (Сиушинской) и Марии.
Христа ради Юродивая Евдокия, или как в народе звали ее – Дуня, родилась в селе Пузо (так до революции называлось Суворово) в пятидесятых годах XIX столетия. Она рано потеряла родителей и воспитывалась у своего дяди, церковного сторожа. Семья дяди была благочестивой, а сама Дуня с детства тянулась к церкви, и ничто мирское ее не интересовало.
Здоровьем она была слаба, а к 20 годам и совсем изнемогла. Примерно в этом же возрасте она взяла на себя подвиг добровольного юродства Христа ради, и казалась перед людьми, как безумная.
Юродивые на Руси были всегда. Одни их почитали и помогали им, другие, особенно те, чья гордость не позволяла слышать в свой адрес обличения, негодовали и даже обижали блаженных. Но ни те, ни другие до конца не понимали высоту и святость этого подвига.
Так и в родном селе Дуни ее обижали многие, а старцы святой жизни из Саровского монастыря знали о ней, молились и передавали ей духовные подарки.
Так как Евдокия была слаба здоровьем, у нее было в послушании несколько девушек, которые следили за домом, помогали ей и все вместе они молились. Молитва и советы Дуни помогали не только сельчанам, но и странникам, и людям из других мест, просили у нее советов и те, кто собирался уходить в монастырь.
Со слов одной из ее послушниц, были записаны рассказы –воспоминания о жизни блаженной Евдокии, которые впоследствии и легли в официальное жизнеописание. Здесь же мы добавим, что расстреляли блаженную Евдокию с тремя ее послушницами – Дарьей, Дарьей и Марией – 5/18 августа 1919 года. Перед расстрелом их били и мучили, а после мученической кончины не позволяли селянам и священнику посетить их могилу.
14 августа 2000 года блаженную Евдокию с тремя ее послушницами – Дарьей, Дарьей и Марией – причислили к лику святых, как мученически принявших кончину за веру. В 2001 году были обретены их мощи, которые покоятся ныне в Суворовском храме в честь Успения Богородицы.
От Дивеева в Суворово можно добраться самостоятельно рейсовым автобусом, или с монастырской экскурсией.
Достопримечательности в окрестностях
Музей патриаршества (Арзамас)
Адрес: г. Арзамас, пл. Соборная, 1 АТелефон: (83147) 9-43-10, 8-950-621-19-17Режим работы: 10.00-18.00 ежедневно, пн — выходной день
Это первый и единственный музей, рассказывающий о жизни русских патриархов. История патриаршества на Руси начинается с 1589 года
Особое внимание создатели музея уделили патриаршеству советского периода
В залах хранятся подлинные вещи патриархов и их реплики.
Музей располагается в здании магистрата — историческом строении 18-го века. Это единственное старинное административное здание области и страны, которое сохранилось в первозданном виде и не подвергалось перестройке.
Флоровский скит
Где находится: в 2 км от Серафимо-Дивеевского монастыря
В 1997 году было решено построить скит в честь мучеников Флора и Лавра. Место для этого выбрали у реки Ломовки.
До революции там находился монастырский хутор, стояли прачечная и свечная мастерская.
Скит поначалу состоял из деревянной церкви, затем поставили каменную. Считается, что скит основали в память о том времени, когда матушка Александра жила в Киевском Флоровском монастыре.
Свято-Успенская Саровская пустынь
В начале 18-го века в городе Сарове основали мужской монастырь. Но еще с середины 17-го века это место притягивало иноков-отшельников. Они отстраивали себе кельи и жили в уединении.
Саровскую пустынь основали иеромонах Исаакий из Ввееденского монастыря и инок Филарет из Санаксарского монастыря. Позднее сюда пришел Прохор Мошнин, ставший отцом Серафимом Саровским.
В 1925 году монастырь закрыли, а все имущество передали нижегородскому НКВД. Почти до начала войны здесь была колония для заключенных.
В настоящее время Саровская пустынь включает в себя несколько уцелевших или восстановленных храмов, церквей, колокольню и даже современную детскую поликлинику.
Санаксарский мужской монастырь
Адрес: Республика Мордовия, г. ТемниковТелефон: (83445) 2-91-70
Наряду с Саровской пустынью Санаксарский мужской монастырь являлся центром духовности. Его основали в 1659 году. Свое название обитель получила из-за небольшого озера Санаксар, рядом с которым находилась.
Монастырь просуществовал как самостоятельная братия около ста лет. Затем разорился и вошел в состав Свято-Успенской Саровской пустыни.
Сейчас на территории обители работает лесопильное и свечное производство.
Сам монастырь вошел в маршрут Золотого Кольца.
«Явленный» источник Божией Матери (Кременка)
Адрес: пос. Кременки
Когда появился источник, неизвестно. Но его заметили в 1670 году накануне жестокой битвы царской армии и крестьян из войска С. Разина.
Существует поверье, что перед сражением вода покраснела и явился лик Богородицы. Она словно бы оплакивала погибших.
Также считается, что у этого источника иногда может явиться Серафим Саровский.
Источник во имя Святой Троицы (Автодеево)
Где находится: 3 км от с. Автодеево
По легенде, одной пришлой женщине явилась икона Святой Троицы. И после этого вода в источнике стала обладать особыми свойствами.
До революции здесь отмечали праздник Троицы. Сейчас эта традиция возобновилась.
Над источником построена купальня и небольшая часовенка.
Считается, что в роднике исцеление могут получить те, кто давно пытается зачать ребенка.
Источник во имя Архангела Михаила (Маевка)
Где находится: пос. Северный, берег реки Вичкинзы
Это самый холодный из всех Дивеевских источников. Тем не менее, он обладает целебной водой.
Здесь можно совершить омовение и набрать воды с собой.
Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании — советуем воспользоваться сервисом RoomGuru. Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых — сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).
Флоровский скит
В 5 км от Дивеевского монастыря был построен скит, названный в честь святых Флора и Лавра и благословленный митрополитом Нижегородским и Арзамасским. Название скита связано с тем, что матушка Александра приняла постриг в Киеве, во Флоровском монастыре. В память об этом событии один из скитов Дивеево обрел такое название.
Здесь расположен скотный двор, где 15 сестер занимаются выращиванием коров и обеспечивают жителей святой обители молочными продуктами.
С 2004 г. недалеко от скита было открыто монастырское кладбище. Здесь же была возведена и освящена митрополитом церковь иконы Божьей матери «Споручница грешных». Архитектура церкви выдержана в традициях русского зодчества конца XIX в.
Почитание
Суть традиции почитания святого места точно выражена словами прп. Серафима:
Святой имел ввиду, что сама земля здесь освящена присутствием Матери Божией, потому причастна Раю, Царству. Приобщается к святости и каждый, молящийся здесь.
Народные и церковные традиции
Церковное почитание святыни сложилось под непосредственным влиянием прп. Серафима. Это:
- регулярные крестные ходы после вечерней службы; на Успение здесь также проносят Плащаницу Пречистой; крестный ход идет по ковру из цветов, трав;
- насельницы также приходят сюда с молитвой во время скорби, болезни, нестроений, требующих помощи свыше.
Крестные ходы по святой Канавке – привычная примета жизни современного Серафимо-Дивеевского монастыря. А вот как проводился крестный ход в старину. Монастырский крестный ход идет вдоль святой Канавки.
Народное сознание, кроме молитвы, особое внимание обращает на святость самого места, освященного присутствием Богородицы. Отсюда традиции:
- быть в Дивеево не менее суток, дабы удостоиться благословения Пречистой, по слову прп. Серафима, бывающей здесь ежедневно;
- брать с Канавки землю, а также цветы, траву, остающиеся после крестного хода на Успение Богородицы;
- многие приходят сюда за исцелением болезней;
- кроме того, некоторые верующие идут по Канавке босиком, другие – обходят ее на коленях.
Все эти народные традиции не противоречат церковным. Да и прп. Серафим говорил о земле этого «Пояса Богородицы»:
Светское мнение
Точки зрения ученых о Святой Канавке различны:
значительная часть специалистов стремятся изучить историю святыни; само ее восстановление стало возможным благодаря кропотливой работе доктора геолого-минералогических наук Сергея Николаевича Никитина и целой команды исследователей: например, удалось восстановить первоначальный план Канавки, понять, детально выявить, как именно видел ее прп. Серафим; история почитания Канавки воссоздана в книге В.В.Степашкина «Серафим Саровский» (2018 г.)
другие исследователи исходят из традиционного еще с советских времен представления о схожести языческих и христианских «обрядов», усматривают в церковных и народных традициях почитания святыни отголоски языческих верований.
Духовный смысл (мнения священников)
Протоиерей Стефан Ложевский (1899-1986 гг.) застал традицию почитания святыни еще дореволюционного времени. Вот что он пишет:
Вместе с тем, многие священники предостерегают от вульгарного перетолкования пророчеств преподобного о Канавке и судьбе монастыря, о необходимости установления достоверности каждого из предсказаний, приписываемых преподобному.
Каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородице (28 августа) Канавку украшают цветами. Накануне с двух часов дня ее закрывают для прохода, и постепенно расцветают рукотворные букеты из пышных и благоухающих роз, ирисов, гладиолусов, астр, хризантем, золотарника. Есть здесь простор для фантазии, но есть и установившиеся за полтора десятилетия каноны для каждого участка и для каждого вида розеток.Расцветившаяся к чину Погребения Божией Матери святая Канавка – это подарок Заступнице рода человеческого.
Особенно губителен «магический» подход некоторых паломников, предполагающих, что уже само по себе пребывание в Дивеево, молитва на Канавке ведут к спасению.
Игум. Петр (Мещеринов) говорит:
«… ездите, жертвуйте, только знайте, что этим вы себе не купите место в раю… главное – исполнять заповеди Христовы в их повседневной жизни и в их общественном служении, не обманывать, не лгать, не гордиться, не воровать и так далее – и тогда, на каком-то пятом или десятом месте, в качестве опции, некоего «духовного отдыха» им будет на пользу их паломничество на Афон или в Иерусалим».
Казанский источник
Одной из древних достопримечательностей Дивеево является источник в честь Казанской иконы Божьей Матери. Он расположен на окраине села и считается древнейшим среди всех других Дивеевских источников. Часовня, построенная на этом месте еще в 1845 г., неоднократно разрушалась, но с 1991 г. была построена новая.
Казанский источник появился еще во времена Ивана Грозного. Это случилось в 1579 г., после того, как в Казани явилась икона Божьей Матери. Один из жителей села в 30-х гг. ХХ в. нашел ее под слоем льда. В 1944 г. она оновилась и была размещена в Троицком соборе.
Есть данные, что над источником иногда можно видеть святые явления. Но это дано только истинно верующим людям.
Что посмотреть в Дивеево за один день?
В Дивееве не слишком много достопримечательностей, и расположены они весьма компактно, так что вполне реально самостоятельно посмотреть их все за один день. Для лучшей организации своей экскурсии ознакомьтесь со следующим ее маршрутом:
- В начале своей экскурсии посетите Свято-Троицкий собор. Побывав там, отправляйтесь в Спасо-Преображенский собор, расположенный рядом.
- Далее отправляйтесь в Казанскую церковь, а оттуда совершите ход по Святой канавке.
- Посетите святые Серафимовский и Александровский источники.
- Завершите свою экскурсию посещением дома блаженной Прасковьи Ивановны.
Гостиницы рядом с монастырем в Дивеево
Неподалеку от монастыря можно остановиться в одном из 17 корпусов для паломников. Подробную информацию можно получить в Паломническом центре возле входа в обитель, здесь проходит и оформление в корпуса. За размещение необходимо внести установленную сумму пожертвования. Предварительное бронирование можно сделать за 2 месяца, но не позднее, чем за 3 дня до приезда.
Есть корпуса, в которых селятся только женщины или мужчины, предлагается размещение от 2 до 8 человек в комнате и другие варианты. Подробную информацию о том, как остановиться в паломнических корпусах, можно прочитать на официальном сайте монастыря.
Гостиницы рядом с Дивеевским монастырем
Ирина Псарева
Какие святыни можно посетить в Серафимо-Дивеевском монастыре
Прежде всего, это Святая Канавка. Канавка длиной 777 метров огибает Благовещенский собор обители и монастырскую больницу. Над Канавкой возведён вал с перилами и выложенной плиткой дорожкой. Проходить по Канавке, которую наметила своими шагами сама Царица Небесная, преподобный Серафим советовал, читая молитву «Богородице, Дево, радуйся…» 150 раз.
«Эту канавку сама Матерь Божия своим пояском измерила… Тут стопочки Богородицы прошли… Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев», — говаривал святой.
Если идти от главных ворот вглубь обители, то вначале справа от вас будет Казанский собор, в нижнем ярусе которого находится храм Рождества Богородицы, а справа – монастырская гостиница и паломнический центр монастыря. Потом вы пройдёте под многоярусной колокольней обители, и перед вами, как раз в центре монастыря, окажется зелёный храм с серебристыми куполами – собор во имя Святой Живоначальной Троицы.
Справа от Троицкого собора можно увидеть жёлтый корпус трапезного храма во имя Александра Невского, а с тыльной стороны будет виднеться самый крупный собор обители – Преображенский.
Белоснежный Преображенский собор увенчан пятью позолоченными главами. Между Троицким и Преображенским соборами небольшая территория отведена под монастырское кладбище, где похоронены люди, наиболее значимые для истории обители: иеромонах Владимир (Шикин), игумения Мария (Ушакова), храмосоздатель Фёдор Долгинцев, помощник преподобного Серафима Николай Мотовилов и другие.
Последний собор женской лавры, Благовещенский, находится слева за собором в честь Преображения Господня. Он, как было сказано выше, почти полностью окружён Святой Канавкой, сразу за которой территория обители заканчивается.
В нижнем храме Казанского собора, освящённом в честь Рождества Богородицы, для поклонения паломников выставлены мощи святых матушек-основательниц обители: монахини Александры (Мельгуновой), схимонахини Марфы (Милюковой) и монахини Елены (Мантуровой). В самом Казанском храме почивают мощи ещё четырёх дивеевских святых жён: преподобноисповедницы Матроны (Власовой) и блаженных Параскевы (Паши) Саровской, Пелагеи и Марии. А в Троицком соборе обители вы можете поклониться мощам самого преподобного Серафима Саровского.
Литургия в обители чаще всего служится в Преображенском соборе. По её окончании там же паломникам раздают небольшими порциями освящённое масло и сухарики, приготовленные в котелке батюшки Серафима. Всенощное бдение также чаще всего совершается в соборе во имя Святой Троицы.
После окончания вечернего богослужения (примерно в 19.00) жизнь в монастыре постепенно замирает и всё закрывается. Так что к святыням лучше приходить до этого времени. Если же рано спать ложиться вы не планируете – рекомендуется посвятить последующий вечер походу на один или несколько святых источников с тем, чтобы помолиться рядом, искупаться в целебных водах и набрать святой воды с собой. Многие местные жители и паломники, пока живут в Дивеево, делают это каждый вечер и готовят на святой воде всю свою пищу.
Святых источников, только в самом Дивеево, пять. Иверский источник и источник матушки Алексанры находятся неподалёку от главного входа в монастырь (подробнее можно посмотреть на схеме возле главных ворот). Если идти от него к автостанции – слева и вниз от основной дороги. Территория источников снабжена закрытыми купальнями, колодцами для набора воды, воронками и скамейками. Неподалёку протекает небольшой ручей, в котором весной можно покормить красивых уток.
Ещё три источника также расположены близ главного входа в обитель и отмечены на её схеме. Чтобы дойти к ним, придётся повернуть в сторону, противоположную автостанции и, пройдя по главной дороге, также повернуть налево и миновать мостик. Посвящены источники святому Пантелеимону и двум иконам Божией Матери — «Казанской» и «Умилению».
Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Рекомендовать место
48
9
Серафимо-Дивеевский женский монастырь — это православный монастырь, входящий в Нижегородскую епархию Русской православной церкви, расположенный в селе Дивеево. Поместными Православными Церквями он почитается как четвёртый после Афона, Иверии и Киево-Печерской лавры.
Около 1758 года в Киев прибыла Агафья Семёновна Мельгунова — богатая рязанская помещица, которая стала насельницей во Флоровском монастыре и вскоре начала странствовать по России, чтобы подобрать место для основания новой обители. В 1760 году она оказалась в деревне Осиновка около Дивеева. Именно здесь во второй половине XVIII века возник Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
Одной из главных здешних святынь является Святая Канавка. Копать ее начал сам великий отец Серафим перед праздником Святой Троицы в 1829 году. Высота и глубина канавки должны были получиться по 3 аршина. Работы продолжались до самой смерти Серафима и были завершены в 1833 году перед праздником Рождества Христова. Эта святыня привлекает к себе множество паломников и туристов.
История села XIX-XX вв.
Ближе к середине XIX века Серафимо-Дивеевский монастырь насчитывает пять церквей, а также другие строения и хозяйственные постройки. Поразительная история его и близость Саровской святыни ежегодно притягивает сюда огромное число паломников. Именно это стало толчком для активного развития сельской жизни.
Поскольку земледелие здесь было развито крайне плохо, зерна крестьянам не хватало даже до следующего урожая и его приходилось докупать. Поэтому в течение длительного времени одним из основных видов заработка была добыча железной руды. Затем ее свозили на заводы по производству железа. Так продолжалось вплоть до 1907 года, пока рудники не были закрыты.
Монастырь также обеспечивал работой некоторых жителей Дивеево. Одни занимались плотничеством, другие — хозяйственными работами, женщины шили одежду. К 1916 году село постепенно разрастается, на его территории уже построены бакалея, кузница, маслобойня, мельница и земское училище. В начале 20-х годов в Дивеево начинает функционировать новая школа и библиотека. А в 1927 году закрывается сердце села — Серафимо-Дивеевский монастырь. Только в 1991 году он будет возвращен православной церкви. Монастырь обязательно нужно включить в список при составлении плана того, что можно посмотреть в Дивеево.
Свято-Троицкий собор
Свято-Троицкий собор.
Главная достопримечательность Дивеево, жемчужина монастырского комплекса – Свято-Троицкий собор. По легенде, место для строительства церкви Серафиму Саровскому указала сама Богородица, явившаяся Преподобному во сне. Величественный пятиглавый собор возведен в середине 19 века, автор проекта – архитектор Александр Резанов, в портфолио которого работа над столичным храмом Христа Спасителя.
Любопытная особенность внутреннего оформления – живописные картины на холстах, а не на стенах, что не характерно для декора русских церквей. При советской власти собор был закрыт, передан верующим только в конце прошлого столетия. Примечательно, что в момент водружения креста совершенно ясное небо расцветила радуга.
В центральном пределе собора хранится реликвия и святыня монастыря – икона Божией Матери «Умиление», фрагмент большой иконы Благовещения. Оклад с чудотворным образом некогда принадлежал Серафиму Саровскому, пред светлым ликом молился старец всю свою жизнь. Святыню перевезли в монастырь из Саровской пустыни после смерти Преподобного Серафима.
Оклад убран золотом и драгоценными камнями, все украшения передал в дар монастырю император Николай II. Еженедельно по воскресеньям перед иконой служится параклис – особый молебен Божией матери. Также в храме покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, хранятся личные вещи старца.
Адрес: Свято-Троицкий Собор, Дивеево, Нижегородская область, Россия.
Правило Серафима Саровского
Преподобный Серафим Саровский оставил нам следующее молитвенное правило: «Восставши от сна, всякий христианин, став перед св. иконами, пусть прочитает молитву Господню «Отче наш» трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице «Богородице Дево, радуйся» также трижды и, наконец, Символ Веры единожды. Совершив это правило, пусть занимается каждый своим делом, на которое поставлен или призван.
Во время же работы дома или в пути куда-нибудь, пусть тихо читает: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (ую)», а, если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: «Господи помилуй», и продолжает до обеда. Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, пусть читает тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (ую)», и это пусть продолжает до самого сна.
Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением». Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преп. Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Писания: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется». В чем помогает Серафим СаровскийВеликий, утешитесь и врачеватель, преподобный Серафим Саровский – скорый помощник, всем притекающим к его помощи.
Перед иконами святого молятся: — об исцелении от зависти — о ненавидящих и обидящих нас — при охлаждении любви к ближним — о покровительстве семейного очага, о добрых отношениях в семье — о душевных невзгодах (унынии, апатии)
И в любых других трудных ситуациях, когда сердце подсказывает, что без помощи святого заступника нам будет трудно справиться самостоятельно. Молитва о даровании любви, читается за себя, за близких и за враговПреподобне отче Серафиме, любовию Божественной исполненный, любви Божественной непрестанный служителю, любимиче Матери Божественной Любви, услыши мя, малолюбящего и многоогорчающего тебя. Даждь и мне быти ныне усердным служителем Богоугодной Любви. Той убо любви, яже долготерпит, не завидует, не превозносится, милосердствует, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не радуется о неправде, радуется же о другом умоли Любовь изначальную, да послужив любовию Ей на земли, твоим ходатайством, молитвами Богородицы и всех святых достигну Царства любви и славы, и света, и припаду к стопам Владыки моего, давшего нам заповедь об истинной любви.
Отче любящий, не отрини мольбы сердца, любящего тя, и о прощении моих грехов любящего Бога умоли. Помози нам нести тяготы друг друга, не делать другим, чего себе не хотим, вся любит, в истине; вся любит, всему веру емлет, вся терпит, яже николиже отпадает! Сия любве служителем быти мне и всем моим присным, и знаемым, и любовию покрывать, и с сердечной песнию любви окончив земную жизнь, начать с нею же радостно вечную жизнь в стране истинной любви. Помолись за нас, отче, нами любимый отче, любящий нас! Аминь. Краткая молитва о помощи и заступлении, с указанием имени молящегосяО преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.
Мультфильм о Серафиме СаровскомВ последние выходные августа 2015 года состоится премьера мультфильма, рассказывающего детям о святом Серафиме Саровском. Сюжет мультфильма посвящен истории девочки Серафимы, осиротевшей в Великую Отечественную войну. На ее долю выпадает много испытаний — она дочь репрессированного священника, от нее требуют отказаться от веры. Но однажды героиня попадает в старинный храм. С этого момента ее жизнь сильно меняется. Она совершает необыкновенное путешествие в чудесный мир и знакомится со своим небесным покровителем святым Серафимом Саровским.
70 минутный мультфильм «Необыкновенные приключения Серафимы» был создан студией «КиноАтис» по инициативе и при финансовой поддержке Министерства культуры России, а также Фонда преподобного Серафима Саровского.
Спасо-Преображенский собор
Это одно из мест, что посетить в Дивеево самостоятельно вполне по силам каждому. История его такова.
Построить этот собор перед смертью завещал Серафим Саровский. Это еще один храм, входящий в комплекс построек Серафимо-Дивеевского монастыря. Расположен он в конце святой канавки, вблизи Троицкого собора.
Изначально на месте, которое указал священнослужитель, отстроили небольшую деревянную Тихвинскую церковь. Спустя некоторое время она сгорела. Нынешнее здание собора заложили в 1907 году по другую сторону канавки. Архитектурный проект, по которому возвели храм, выполнен в неорусском стиле, благодаря чему внешне конструкция кажется облегченной. Во времена советской власти здание использовалось как складское помещение и быстро пришло в запустение. Позже его полностью восстановили. На сегодняшний день это действующий собор. Здесь хранятся мощи Марфы Дивеевской и Паши Саровской.