А. в. муравьев население г. дмитрова в первой четверти xv11i в

Достопримечательности рядом с Дмитровом

Интересные места в окрестностях города, где мы рекомендуем побывать.

Перемиловская высота

На этом месте проходили кровопролитные бои в 1941 году. Холм возвышается на 50 метров. Находится это место в 10 километрах от Дмитрова рядом с городом Яхрома. В 1966 году на высоте установили памятник. Здесь изображен солдат, бросившийся в атаку. Высота памятника – 28 метров. Он выполнен из бронзы и установлен на гранитный пьедестал. Для удобного пешего подъема на склоне разбиты тропинки, имеются обзорные площадки.

Горнолыжный курорт «Сорочаны»

Расположен в 10 километрах от Дмитрова в экологически чистой зоне. Курорт входит в число самых современных в Московской области. Здесь установлены подъемники от известных европейских фирм. Создана специальная система оснежения горы. Этот курорт отлично подходит для любителей горных лыж, сноуборда, сноутюбинга. Также здесь имеется открытый каток для любителей покататься на коньках.

Музей канала имени Москвы в Деденево

Музей организован в 2007 году. Находится в здании Яхромского РГС в поселке Деденево. Экспозиция демонстрирует историю проектирования, строительства канала имени Москвы. Часть экспонатов находится снаружи здания. Здесь можно увидеть устройства, которые закачивали воду. А в самом здании представлены документы, фото, карты, схемы, инструменты рабочих.

Усадьба Апраксиных в Ольгово

До революции усадьба принадлежала дворянскому роду Апраксиных. К сожалению, главный дом превратился в руины. До наших дней сохранились постройки XVIII-XIX веков, но они требуют реставрации. Сейчас на территории усадьбы находится конный клуб, три пруда, в которых можно ловить рыбу. Для отдыхающих имеются номера, ресторан в стиле русской усадьбы.

Николо-Пешношский мужской монастырь

Монастырь основан в середине XIV века учеником Сергия Радонежского. Находится в 25 километрах от Дмитрова на реке Яхроме. В 2008 году отреставрированы: Сергиевский храм, Сретенский храм, колокольня, кельи. Стали проводиться службы. А в 2014 году монастырь открылся для посещений.

Дмитров история.

Во второй половине XIX века после строительства Николаевской железной дороги Москва — Санкт-Петербург через Клин (1851) и Ярославской железной дороги через Сергиев Посад (1869) Дмитров, оставаясь административным центром, оказывается в относительно невыгодном экономическом положении. В начале XX века Дмитров переживает на себе все тяготы революционного движения. В период советской власти, ключевым в истории города становится строительство канала им. Москвы. Строительство способствовала росту населения и промышленному развитию. В 1960-е—1980-е годы город застроен многоквартирными домами в период бурного развития промышленных предприятий и приобрёл основные черты современного облика. К 850-летию города (2004) была проведена масштабная кампания по благоустройству и развитию города.

Общие сведения и история

Дмитров расположен на севере Московской области в 50 километрах от ее столицы, на канале имени Москвы. Является столицей Дмитровского района и городом воинской славы (с 2008 года). Площадь — 26 км².

Город основан Юрием Долгоруким в 1154 году, в долине реки Яхрома и назван именем его новорожденного сына, Всеволода Большое Гнездо (крещенного, как Дмитрий). Спустя двадцать семь лет Дмитров был упомянут в летописи в качестве укрепленного пункта на границе Владимиро-Суздальского княжества. Кроме этого из города во Владимир могли доставляться товары. Но из-за политической нестабильности в полную мощь этот торговый путь заработал только в 15 – 16 веках, отправляя товары уже не во Владимир, а в Москву. В 1180-м Дмитров был разорен черниговским князем, восстановившись к 1214 году. На протяжении нескольких веков город несколько раз переходил из рук в руки. Примерно в 1247 году было образовано Галицко-Дмитровское княжество, а в период с 1280 по 1334-е из него выделилось Дмитровское. 

Во время монголо-татарского ига Дмитров четырежды разорялся: в 1238 году Батыем, в 1293-м – Туданом, в 1382-м – Тохтамышем, а в 1408-м – Едигееем. В 1364 году Дмитровское княжество стало частью Московского. Наибольший расцвет у города настал в первой половине 16 столетия. Тогда, например, был построен Успенский собор. Купцы торговали с прикаспийскими и северными территориями. В следующем веке в Дмитрове начали возникать царские слободы и тогда же город разорили поляки. Торговый речной путь после этого стал снова функционировать лишь после основания Санкт-Петербурга.  В 1781 году Дмитров получил статус уездного города и герб, а спустя три года – регулярный план застройки. В 18-19 веках он был в основном купеческим городом. 

Во время Отечественной войны Дмитров заняли французы, но узнав о приближении российской армии, ушли оттуда без боя. Когда во второй половине построились Ярославская и Николаевская железные дороги, город во многом утратил свое экономическое значение. Но построенная в 1900 году железная дорога Москва-Савелово исправила это положение. Во время Первой Мировой войны чугунолитейному заводу был дан заказ изготовить некоторые детали для экспериментального Царь-танка. Весной 1917 года была воссоздана ячейка Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП (б)). Летом следующего года вспыхнуло восстание горожан против дополнительного изъятия продовольствия и зерна большевиками, вскоре подавленное. В 1929 году Дмитров стал районным центром. 

Летом 1931 года было решено построить канал Москва-Волга. Было создано Управление Москва-Волгострой и Дмитлага ОГПУ, НКВД с 1934 года. Численность заключенных, занятых на строительстве составила по разным данным от 0,6 до 1,2 миллионов. Также, в 1932 году, начал возводиться механический завод Дмитлага, с 1940 года – станкостроительный завод, а потом – завод фрезерных станков (ДЗФС). Также был построен экскаваторный завод. Весной 1937 года канал Москва-Волга начал функционировать, через десять лет его переименовали в канал имени Москвы. При прокладке канала был снесена часть исторического центра Дмитрова и ряд церквей. В 1997 году память о погибших заключенных была увековечена 13-метровым стальным крестом.  

В ноябре 1941 года, рядом с городом, на Перемиловской высоте развернулось наступление немцев в рамках наступления на Москву. Они закрепились на ней и форсировали канал, но через два дня их выгнали. Через пятнадцать дней от фашистов был освобожден Дмитровский район. Военнопленные построили на границе города Финский поселок. 

В 50-е годы развернулось жилищное строительство для рабочих городских предприятий. В 1958-59-х возобновилась, остановленная из войны «народная стройка» Яхромской поймы. В 60-80-х годах производилось строительство многоквартирных домов, тогда же Дмитров в основном и приобрел нынешний облик. К юбилейному 2004 году он был значительно благоустроен, благодаря чему он получил первое место по такому показателю среди городов с населением до ста тысяч. В 2008 году Дмитрову было присвоено почетное звание «Город воинской славы». 

Заслуги тыла города

Как и все советские люди, независимо от национальности, возраста, социального положения, дмитровчане поднялись на борьбу с врагом. 25 июня вышло решение городского комитета партии об организации работ в условиях военного времени. Пришлось остановить начатые в мае работы по освоению Яхромской поймы. Промышленные предприятия начали переходить на выпуск продукции для фронта. Женщины и школьники, начиная с августа, строили оборонительные сооружения: рыли окопы. Выстроились очереди в военкоматы из мужчин и подростков — добровольцев на фронт.

В июле на стадионе «Динамо» был открыт пункт приема автотехники для нужд армии. Население и организации обязаны были сдавать всё — от велосипедов до автомобилей и тракторов. Ремонтные мастерские при этом пункте занимались в августе-сентябре уже и сборкой транспорта из запчастей, а позднее — и ремонтом и боевой техники.

В августе началось сооружение оборонительных линий. Служащие, учащиеся, домохозяйки рыли бесконечно длинные окопы, противотанковые рвы. Вручную отрыли 3 километра траншей, построили 220 дотов и дзотов, вырыли противотанковый ров на южной окраине Дмитрова длиною более 500 метров. Ежедневно на строительство оборонительных рубежей выходило 800 — 1000 человек. Большую помощь в этом оказали рабочие механического цеха экскаваторного завода, севшие за рычаги многоковшовых машин. По окончании работ экскаваторы и их машинисты были направлены в кадровые части армии. Часть рабочих была направлена в истребительный батальон, который базировался в здании клуба перчаточной фабрики. Несмотря на трудную обстановку, завод ни на один день не прекращал своей работы до конца ноября 1941 г.

В августе на Больничной улице, там, где сейчас туберкулезный диспансер, был открыт первый в городе тыловой госпиталь. Военно-санитарная дружина была сформирована из добровольцев — медперсонала дмитровских больниц, санаториев. Для госпиталя в ремонтных мастерских бригадой автомехаников был переделан под санитарную машину с подвесными носилками и передан старый автобус ГАЗ. Начали поступать первые раненые.

Ощутить приближающийся фронт заставляли немецкие самолеты, летевшие на Москву. Тем не менее, учреждения и предприятия города работают, выпускается продукция, население обслуживается. Экскаваторный завод переключился на изготовление боеприпасов для фронта и узлов для «Катюш», которые из Дмитрова доставляли в Москву на завод «Компрессор».

Численность населения Дмитрова на 2021 год. Количество жителей Дмитрова

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Дмитрова Годы
61 400 человек 2006 год
61 700 человек 2007 год
62 300 человек 2008 год
62 869 человек 2009 год
61 305 человек 2010 год
61 300 человек 2011 год
62 899 человек 2012 год
64 000 человек 2013 год
64 906 человек 2014 год
65 716 человек 2015 год
66 588 человек 2016 год
67 506 человек 2017 год
68 044 человек 2018 год
68 666 человек 2019 год
68 792 человек 2020 год
68 397 человек 2021 год

График изменения численности населения Дмитрова:

Численность населения Дмитрова в 2015 году составила примерно 65,7 тысяч человек. 

Этнохороним: дмитровец, дмитровчанин, дмитровчанка, дмитровцы, дмитровчане 

Дом-музей П.А. Кропоткина


Дом-музей П.А. Кропоткина.
5

В 1918 году в небольшом деревянном доме, расположенном в центре Дмитрова, поселился князь Петр Алексеевич Кропоткин – всемирно известный ученый-географ, путешественник, картограф и, одновременно, революционер и теоретик анархизма.

Вдова Кропоткина, прожившая здесь еще 20 лет после смерти мужа, бережно сохранила обстановку его кабинета и остальных комнат. Правда, многое из сохраненного было утеряно в последующие годы, когда в доме размещались различные учреждения. В 1990-2000-х годах было решено создать дом-музей Петра Алексеевича. Здесь воссоздана обстановка скромного дворянского жилища конца XIX – начала XX века.

Посетители музея могут увидеть документы и фотографии, иллюстрирующие различные этапы жизни Кропоткина, а также прижизненные издания его книг, рисунки и географические карты. Отдельный зал посвящен зарождению анархизма в России и роли Кропоткина в развитии этого политического движения. Есть и небольшой естественнонаучный «музей», представляющий собой реконструкцию краеведческой экспозиции, создаваемой с участием П.А. Кропоткина. Поражает своим богатством частная коллекция минералов.

Адрес: Дом-музей П.А.Кропоткина, Кропоткинская улица, Дмитров, Московская область, Россия.

Город в годы ВОВ

«Население во время оккупации жило в подвалах, в сараях да в землянках, в оставшихся от боев блиндажах и окопах, кто у соседей, у которых не стояли немцы. Некоторые прятались на болоте, в лесу. В нескольких деревнях население пряталось под церковью. Под церковью ходы, там мы и скрывались. В другой деревне всех мирных жителей фашисты согнали из домов в подвал — хранилище, и из этого подвала никуда никого не выпускали. Жили впроголодь. Хлеба мы не видели. Все продовольствие поступало на стол немецких захватчиков. Многие смогли хоть что-то спрятать, но и этого не хватало. Еды никакой не было, в основном, кипяток и картошка.

Фашисты вели себя с населением бесцеремонно, издевались, обращались, как со скотом.»

Церкви и храмы Дмитрова

Самые известные культовые постройки города, красивые старинные церкви.

Казанская церковь

Деревянная церковь построена в середине XVIII века. А каменная возведена уже в XVIII веке. Храм не закрывался даже в советское время. В наше время здесь также проводятся службы. Церковь построена в стиле барокко. Ее внутреннее убранство полностью сохранилось. Самая важная святыня храма – Казанская икона Божьей Матери. Также имеется копия чудотворного Креста Господня из дмитровского Успенского собора.

Введенская церковь

Первые упоминания о ней относятся к  XVII веку. Однако каменная церковь была возведена в середине XVIII века на пожертвования купца Ф. Макарова и семьи Толченовых. В советское время храм был открыт. Выполнена церковь в виде барокко. Здесь сохранился шестиярусный позолоченный иконостас XVIII века. От входа до амвона сохранилась старая кафельная плитка. В наше время храм продолжает работать.

Троице-Тихвинская церковь

Построена по образцу Никитской церкви во Владимире в начале XVIII века. Расположена на пересечении улиц Пушкинской и Минина. В середине 1990-х годов передана Церкви. Была реставрирована. Церковь выполнена в стиле барокко с элементами классицизма. Колокольня и церковь располагаются в едином здании. Из святынь здесь удалось сохранить старую Тихвинскую икону Божьей Матери.

Сретенская церковь

Находится на берегу реки Березовец в микрорайоне Новь. Церковь построена в 1814 году на деньги купцов Б. Короваева и И. Большакова. Она приурочена к победе над Наполеоном. В 1992 году в церкви возобновились службы. В 2010 году были проведены реставрационные работы. В 2013 году колокольную звонницу оснастили новыми одиннадцатью колоколами. Церковь выполнена в стиле раннего классицизма.

Церковь Спаса Всемилостивого

Строительство церкви было начато в 2014 году. Она возведена в духе московского зодчества конца XVII века. Ее основная особенность – яркие и необычные купола. Расположена на северной окраине Дмитрова. Хорошо видна при въезде в город. Свое название церковь получила, благодаря расположению – Спасская улица, рядом жилые комплексы «Спасские ворота», «Новоспасский».

Часовня Александра Невского

Построена в 1867 году на пожертвования жителей города в память о покушении на жизнь Александра II. Автор проекта – архитектор В. Грудзин. В 1993 году часовня была передана Церкви. В это время в ней начались реставрационные работы. Часовня выполнена в русско-византийском стиле. Сейчас приписана к приходу Успенского кафедрального собора.

История присвоения почетного звания «Город воинской славы»

22 июня 1941 года мирная жизнь была прервана нападением фашистской Германией. Война вызвала в народе чувство патриотизма, стремление всеми силами отстоять свободу и независимость Родины. Уже в первый месяц войны добровольно и по мобилизации на фронт ушли тысячи наших земляков. Всего за время войны Дмитровский район направил на фронт около 40 тысяч воинов.

В начале ноября 1941 года с приближением фронта над районом нависла угроза оккупации, оборудование предприятий и их рабочие были эвакуированы на восток страны. Также этого требовали начавшиеся в октябре бомбардировки Дмитрова — мостов, предприятий, железнодорожной станции. 5 ноября только в поселке перчаточной фабрики погибло 12 человек. 11 ноября бомбили вокзал, погибло 67 человек.

Между тем линия фронта приблизилась к Подмосковью. В момент наибольшего продвижения к Москве враг оказался и на древней Дмитровской земле. Силами 2-х танковых и 1-й моторизованной дивизий враг устремился к Дмитрову и Яхроме. В Яхроме никто не ожидал появления немцев, к тому же они схитрили. Специально подготовленные диверсанты, переодетые в наше обмундирование, пользуясь темнотой, сняли охрану и захватили мост, что позволило их танкам и пехоте в ночь с 27 на 28 ноября перейти на восточный берег канала.

Рано утром 29 ноября части 29-й и 50-й стрелковых бригад, внезапно перешли в атаку и ворвались на окраину села. Вражеская группировка была разбита и отброшена за канал. Серьезная угроза, нависшая над столицей севера, была ликвидирована. И ведь не велика территория, всего-то несколько сот метров от Перемилова до канала, но это был первый освобожденный клочок родного Подмосковья. Сил для развития наступления не было, да и удержать Яхромский мост было затруднительно. Командующим Первой ударной армией генерал-лейтенантом Кузнецовым В.И. было принято решение взорвать мост. 29 ноября была направлена группа саперов, чтобы взорвать мост. Машина со взрывчаткой была подбита, саперам пришлось ящики со взрывчаткой тащить на себе. Пока добрались до моста 9 из 13 погибли, пока укладывали взрывчатку погибли еще двое. Подожгли шнур, стали отходить — смертельно ранен лейтенант, командовавший операцией. В итоге в живых остался один. Дорогой ценой, но мост был взорван. В это время работники канала с помощью шлюзов часть воды из канала спустили в реку Яхрому и в Сестру. Подо льдом образовалось безвоздушное пространство, и лед провалился. Потом воду пустили вновь и она доломала остатки льда. Это позволило войскам Первой ударной армии выиграть время, подтянуть силы и подготовиться к решающему наступлению.

6 декабря началось контрнаступление войск Западного фронта.

Упорные бои развернулись под Яхромой. Центр города, расположенный на склоне холма, как бы ступеньками поднимался вверх. Враг занял верхние рубежи. На чердаках домов, на колокольне поставили пулеметы. В распоряжении врага были еще танки, достаточно артиллерии. Силы врага превосходили.

На помощь нашим войскам приходило гражданское население. Группе бойцам удалось прорваться к центру города. К 11 декабря территория района была полностью освобождена от захватчиков. Это был перелом в ходе войны. Именно отсюда советские войска под командованием Рокоссовского и Люлюшенко начали победное контрнаступление.

28 октября 2008 года Указом Президента Российской Федерации Д.А. Медведева № 1534 городу Дмитрову присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы»: за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества.

Торговля Дмитрова

В XVI веке Дмитров ведет оживленную торговлю с севером. Большие монастыри, лежавшие по концам водного пути, Троицкий Сергиев монастырь, Кирилло-Белозерский и ряд других добиваются у Дмитровских князей освобождения от пошлин. Они заняты крупной торговлей. Кириллов монастырь посылает в Дмитров суда с рыбой и солью, а в обратный путь нагружает их рожью. В конце XVI века одна грамота в таких словах описывала соляную торговлю Кириллова монастыря: «В Поморье у них (т. е. у монастыря) соляные варницы, а купленные у них соли, опричь тое своей соли, не живет, а проводят Шексною рекой и Волгою и иными реками, и ту соль продают на Двине и по Твери, и в Торжку, и на Угличе, и на Кимре, в Дмитрове, и в Ростове, и на Кинешме … где соль живет по ценнее, и они тут и продают». О размерах торговли Кориллова монастыря говорит льготная грамота, полученная им от князя Владимира Андреевича Старицкого с правом на беспошлинную продажу в Дмитрове 10.000 пудов соли «одинова в год».

Другим видным коммерсантом был Троице-Сергиев монастырь. Он торгует не только с Белоозером, но и с более далеким севером. Еще в половине XV века Троицкий монастырь получил от Новгородского веча жалованную грамоту на беспошлинный провоз товаров на 11 лодках. Троицкие лодки ходили на Двину к Волге и Холмогорам. При Дмитровском князе Юрии Васильевиче (1462-1472) Троицкий монастырь пользовался беспошлинным провозом 300 возов через Дмитровское княжество в Новгородскую область и обратно.

Торговали и другие монастыри: в одной грамоте указаны лодки, которые приходили на Белоозеро в конце XV века: Троицкая, Симоновская, Андрониковская, Песношская, Калязинская, Пустынская, Покровская, Борисоглебская. Две из них, Песношска и Пустынская, принадлежали видным монастырям Дмитровского княжества – Песноше и Медведевой пустыни.

Торговали, конечно, не одни монастыри, но и торговые люди, только сведения об них чрезвычайно скудны и отрывочны. В духовном завещании Дмитровского князя Юрия Васильевича перечислены его кредиторы. Он должен отдать долг в Дмитрове – Роспоне Данилу, Селянину, Васюку Старцеву, Демиду Шудебову, Ивану Шудебову, и Никите Константиновичу. Шудебовых хорошо знали в Дмитрове. В 1455 году во владении Троицкого монастыря находился двор, «что дали в монастырь Корта да Шудеб двор Максимовской, по душе по Максимове, в городе, в Дмитрове, тяглой, на посаде». По-видимому, Демид и Иван были сыновьями этого неизвестного Шудеба.

В руках Дмитровских торговых людей скапливались в XVI веке значительные богатства. При князе Юрии Ивановиче, Дмитровский купец Воронов построил на свой счет каменную церковь в Макрьевском Калязине монастыре – случай выдающийся по своему времени, показывающий большое богатство строителя.

Далее »

Географическое положение Дмитрова

Чтобы понять, в чем заключалась причина экономического роста Дмитрова в XV – XVI веке, необходимо присмотреться к его географическому положению. Та область, которая издавна тяготела в Дмитрову и единственно заслуживает право на название Дмитровского княжества, группируется по течению реки Яхромы. Здесь лежали древние волости прежнего Дмитровского уезда – Повельский, Каменский и Вышегородский станы.

Торговые пути

Дмитров стоит на повороте реки Яхромы, там, где она расширяется, становится более полноводной и круто поворачивает с юга на запад к Волге. Теперь Яхрома обмельчала: в сухое лето по ней не везде пройдет глубоко сидящая лодка, но в XVI веке она была доступна для мелкого судоходства.

От Дмитрова начинался судовой ход по Яхроме до ее впадения в Сестру, и далее Сестрой и Дубной в Волгу. Таким образом, Дмитров был соединен с Волгой непрерывной водной дорогой и являлся ближайшей Московской пристанью на верхнем течении Волги.

От устья Дубны водный путь шел в обе стороны, отсюда можно было подняться к Твери. По-видимому, таким именно путем спасалась из Москвы в Тверь великая княжна Софья, которую Шемяка догнал на устье Дубны.

Другая дорога шла вниз по Волге к Нижнему Новгороду. Этим путем, мимо Калязина, ходил в XV веке знаменитый Афанасий Тверитин, тем же путем шли походом на Вятку Дмитровцы и все «поволжане», тогда как москвичи и Муромцы шли Окою и Клязьмою.

С устья Мологи и Шексны начинались большие водные дороги, направлявшиеся к Устюжне Железопольской и Белоозеру, а далее на Двину и Холмогоры. Водою ездил в 1553 г. Иван Грозный на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Он начал путь от Троицы, проехал на Дмитров и Песношу. Здесь он сел в суда на реке Яхроме и отправился дальше Дубной, Волгой и Шексной в Кириллов монастырь.

Другой путь от Волги шел на Устюжну, Тихвин до Ладоги и Орешка, в обход Новгорода. В XVII веке эта дорога описывалась таким образом: «дорога из-за рубежа к Москве старинная, прямая, от Орешка Ладожским озером на Сяское устье, от Ладоги за 20 верст, и Сясью и Тихвином реками приезжают на Тихвину, а с Тихвины ездят к Москве и по городам, на Устюжну, в Кашин, в Дмитров». В начале XVII века в подорожных также описывался путь от Орешка (теперь Шлиссербурга) до Ладоги, Тихвина, Устюжны, Кашина, Дмитрова и Москвы.

По всему этому водному пути выстроился ряд городов, сел и монастырей. Дорога была отмечена рядом таможенных застав, «мытов», где собиралась пошлина с проходивших товаров. Мыты были устроены в Дмитрове, на устье Дубны, в Кашине, Угличе, на устьях Мологи и Шексны. Дмитров был конечным и ближайшим к Москве пунктом; отсюда ехали 60 верст сухим путем, летом на возах, а зимой на санях, по старой Дмитровской дороге, проходившей по Вышегородскому стану.

В XVI веке некоторое значение получила также сухопутная дорога из Рузы на Дмитров, Троицкий монастырь и Александровскую слободу, где находился двор царя Ивана Грозного. В 1563 году для польского посольства был назначен такой маршрут: «не ездя к Москве, из Можайска на Дмитров, а из Дмитрова к Троице, в Сергиев монастырь, а от Троицы в (Александрову) слободу.

Далее »

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector