Город королев московской области: достопримечательности

Кафедральный собор в Калининграде

Кафедральный собор в современном городе – это часть того Кенигсберга, который ушел в небытие. Он выстоял на протяжении столетий – сведения о его строительстве датируются 13-14 веками, он устоял под бомбежками второй мировой, утратив, правда немалую часть своего величия. Он пережил десятилетия в состоянии руин, и лишь во второй половине 20 века его признали объектом культурного наследия и начали восстанавливать.

В момент своего расцвета собор имел высоту здания 32 метра, а самой высокой башни – более 50 метров. Длина его составляла почти 90 метров. Это была одна из самых величественных церквей сначала католицизма, а после реформации – лютеранства в Европе. Полное его название – Домский собор Богоматери и Святого Адальберта. Стиль здания определяется как балтийская, или кирпичная готика.

Кафедральный собор Кенигсберга в прошлом.

Настоящее восстановление собора началось в годы перестройки. Были привлечены средства из Германии. Полностью повторить внешний облик прежнего собора не удается, но все же он оживает. В качестве объекта религиозного культа восстановленный собор не используется, хотя в часовнях идут православные, католические и протестантские богослужения. Скорее, сегодня это историческое здание используется как культурный центр. Здесь проходят органные концерты, выставки, музыкальные конкурсы и другие культурные мероприятия.

Интерес для туристов может представлять музей в башенной части. Он посвящен истории самого собора, всего острова Кнайпкоф и выдающимся личностям, связанным с этим местом. Так, территория собора служила еще и кладбищем, здесь покоится Альбрехт Бранденбургский, магистр Тевтонского ордена. Тут же хоронили епископов и профессоров Кенигсбергского университета.

Куршская коса

Это уникальный природный объект, настоящая визитная карточка Калининградской области (и не только). Куршская коса – полоса суши между Балтийским морем и Куршским заливом. Длина ее 98 км, тянется от города Зеленоградска под Калининградом до литовской Клайпеды. Ширина различная, минимальная 400 метров, максимальная – почти 4 километра.

Куршская коса называется так по наименованию древнего народа – куршей, якобы живших в этих местах.

Коса уникальна тем, что сочетает в себе разные ландшафты – дюны, леса, преимущественно хвойные, болотистая местность с соответствующими животными и растениями. Полосы песчаных дюн и другие виды этого места доставляют массу эстетического удовольствия. Куршская коса является национальным парком.

И вместе с тем – любимейшим местом отдыха жителей Калининграда и ближайших поселений и очень интересна для туристов. Благоприятный период для отдыха длинный – с мая по ноябрь.

Доехать из Калининграда можно на автобусе – до самой дальней точки у границы с Литвой это займет в пределах трех часов. Можно на автомобиле, можно взять экскурсию. На 14-м километре расположен Музейный комплекс национального парка «Куршская коса». Если есть желание прогуляться пешком и не нанести вреда растениям и обитателям парка, можно выбрать один из шести имеющихся пешеходных маршрутов. Помогут сделать прогулки максимально удобными путеводители, информационные стенды, туалеты и т.п.

Из наиболее интересных достопримечательностей косы называют обычно Дюну Эфа – самую большую из дюн, она расположена ближе к литовской границе. И Танцующий лес – деревья в нем причудливо искривлены.

Танцующий лес на Куршской косе.

Городской округ Калининград имеет еще массу достопримечательностей, где ощущается и дыхание старины, и шум современности. И тихая музыка природы, и поступь цивилизации. Это действительно благодатный край для туристов.

https://youtube.com/watch?v=t1mZJNgMNMg

https://youtube.com/watch?v=znevJ2W5jbQ

Музей Подводная лодка в Калининграде

Настоящая подводная лодка – настоящий музей в Калиниграде! Вообще это часть Музея мирового океана, который сам по себе очень интересный. Включает в себя массу любопытных экспозиций и экспонатов и достоин внимания туристов.

Подводная лодка Б-413 является настоящим боевым судном. Точнее, была им в прошлом. Сегодня в ней находятся все приборы, устройства и механизмы, даже перископ, в который можно посмотреть. Размеры судна – его длина более 90 метров – позволяют пусть не свободно расхаживать, но вполне спокойно знакомиться с ее внутренним устройством. Единственное – сами вы туда пойти не сможете, все же это технический объект. Только с экскурсоводом. Но это и к лучшему, ведь специалист расскажет столько интересного! Например, что Б-413 одна из немногих в мире лодок доатомного периода. Здесь расположена также экспозиция по истории Российского подводного флота.

Настоящая подводная лодка – внутри настоящий музей.

Путешествие по истокам космонавтики

Безусловно, знакомство с городом, следует начать с уникальных мест, посвященных космонавтике.

Кому не интересно побывать в настоящем центре управления космическими полетами! Оказывается, абсолютно реально посетить с экскурсоводом главный зал центра, ознакомиться с работой сотрудников, организацией деятельности комплекса, фильмами о пребывании космонавтов в космосе.

Центр управления полетами

Музей при Ракетно-космической корпорации «Энергия» содержит лучшие экспозиции космической техники. Дата его открытия — 2008 год. В нем есть просторный демонстрационный зал (площадью 1300 м2), который с любовью называют храмом Космонавтики. Ранее в нем размещался сборочный цех, а сейчас поместили экспонаты, знакомящие с достижениями в летописи космоса:

  • модели первых баллистических ракет дальнего действия и искусственных спутников Земли;
  • современные модели космических кораблей;
  • спускаемые аппараты Гагарина, Леонова, Терешковой;
  • многоместный аппарат «Восход-2», который использовался Леоновым для выхода в открытый космос;
  • катапультируемое кресло корабля «Восток»;
  • макеты в натуральную величину орбитальных комплексов «Салют», «Мир» и «Союз-Аполлон».

В музее можно увидеть автоматическую межпланетную станцию «Луна-9». До посадки космического аппарата на Луне Королев не дожил всего двадцать дней. Но память о нем осталась.

Демонстрационный зал РКК «Энергия»

При музее имеется еще два помещения:

  1. Зал Трудовой славы отображает летопись ведомства. В нем интересно ознакомиться с именами всех руководителей, специалистов, вложивших свой вклад в развитие отрасли. Там же размещено много стендов с редкими документами, фото, наградами, повествующими об истории учреждения.
  2. Зал памяти — мемориальный кабинет Королева (250 м2), сохранивший полностью внутреннее убранство рабочей комнаты великого конструктора. Все вещи, принадлежавшие ему, ценные бумаги, фотографии оставлены на тех местах, что были при нем. Часы приостановлены в момент его смерти. По телефону, стоящему на столе Сергей Павлович звонил Хрущеву, набирая только 4 цифры.
    В киоске при музее можно приобрести памятные сувениры: вымпелы, значки, эмблемы космической тематики, книги.

Для посещения музея нужна предварительная запись. Экскурсия проводится при наборе групп от 20 до 60 человек, иностранным гражданам — от 10 человек. Дети допускаются в музей с 14 лет. При входе необходимо взрослым предъявить паспорт, а детям свидетельство о рождении.

Местонахождение музея: улица Ленина, дом 4А (на территории предприятия РКК «Энергия»).

При въезде в город с Ярославского шоссе установлен монумент «Создателям космической техники»

Прогулка по центральному проспекту имени Королева совмещается с осмотром памятника основоположнику практической космонавтики. Он был очень целеустремленным человеком с жизненным кредо: «Цель жизни — пробиться к звездам!» Это его стремление запечатлено в скульптуре во весь рост, стремящейся ввысь.

Памятник выдающемуся ученому и инженеру конструктору

На площади у ДК имени Калинина установлена еще одна скульптурная композиция — Королев, сидящий на скамейке вместе с Юрием Гагариным. За основу памятника взята известная фотография 1961 года, запечатлевшая их после полета Гагарина в космос.

Памятник С.П.Королеву и Ю.А.Гагарину

Место выбрано не просто так. Взгляды обоих героев направлены прямо на первую территорию РКК «Энергия» — место работы Королева. Вблизи памятника расположился сквер Покорителям космоса.

Стоит упомянуть еще об одном популярном месте космической тематики — монументе первому искусственному спутнику земли на перекрестке проспекта Космонавтов и улицы Исаева.

Памятник открыт в 2007 году в память о 50-летии запуска первого искусственного спутника

На 14-метровой стреле из гранита размещен металлический спутник, который изготовлен из алюминия, нержавеющей стали, сусального золота. Основание выглядит подобно земному шару. Диаметр его составляет 10 метров.

Знаменитые земляки

 С 1966 г. и до ухода в 2000 г. Борис Заходер жил в г. Королёве в частном доме в Комаровке.

Цветаева Марина Ивановна (26.09.1892-31.08.1941 г.г.), великий русский поэт.

Дом-музей М.И.Цветаевой в Болшево.

Дом в Болшево, где она жила с 19 июня по 10 ноября 1939 г., стал городским музеем; улица г. Королёва, на которой он стоит, носит имя поэтессы (с 1993 г.)

С именем города Королев упоминается М.И. Горький, Э.Г.Багрицкий, С.Н.Дурылин, А.Г.Шнитке и Д.Д. Шостакович.

В городе работали такие ученые  советского времени, как: С.П.Королев, М.К. Тихонравов, А.М. Исаев и др. Их именами названы проспекты и улицы города.

Памятник С. П. Королеву и Ю. А. Гагарину в Королеве на площади возле ДК им. Калинина.

К сожалению, я не могу подробнее показать достопримечательности нашего города из-за объективной причины — осложненная эпидемиологическая обстановка в регионе, закрывшая нас по домам. В  коротком ролике ниже навигация по достопримечательным местам города, которые можно посетить в нашем городе.

Видеоролик о Королевском краеведческом музее.

Но я могу подробно рассказать об инфраструктуре города, о государственных административных учреждениях, оздоровительных, образовательных, культурно-развлекательных, т.е обо всем, что является необходимой составляющей нашей жизни.

Первые годы Калининграда в составе СССР

К тому времени, когда Калининград официально стал частью СССР, его уже трудно было назвать немецким. В начале войны в нем проживало 370 тыс. граждан. Но к моменту захвата города советскими войсками в нем осталось лишь 20 тыс. немцев. Многие к этому времени либо бежали из города, либо погибли в результате английских бомбардировок.

В ходе войны были разрушены многие памятники и здания, являвшие собой величие немецкой архитектуры. Советские власти практически сразу взяли курс на восстановление города:

  1. Возобновлялось транспортное сообщение. Уже осенью 1946-го года в Калининграде был поставлен на рельсы первый трамвай;
  2. Открывались техникумы и другие учебные заведения для подготовки специалистов;
  3. Заработали важные объекты культуры, включая кинотеатры и музеи.

Отдельно стоял вопрос о том, что же делать с оставшимися в городе немцами. Сначала советские власти решили адаптировать их к новым условиям жизни. Для них выходила газета на родном языке, было открыто несколько школ с преподаванием на немецком.

В 1947-м году было принято решение депортировать большую часть коренных жителей в Германию. Вместо них Калининград стал заселяться советскими гражданами. В городе остались лишь некоторые немецкие специалисты, которые участвовали в восстановлении промышленных предприятий. К 1949-му году они выполнили свои задачи и также были депортированы в Германию.

Личность конструктора

Тяга к освоению атмосферы, стратосферы и выхода в космическое пространство проявилась в будущем академике с детства и сопровождала всю жизнь, превращая мечту в действительность. Кем же был Королев Сергей Павлович – фантастическим мечтателем или одаренным изобретателем, произнося фразу: «Скоро в космос люди будут летать по профсоюзным путевкам»?

Недюжинные способности к авиационной технике открылись у Сергея еще в подростковом периоде. Два года обучения общим техническим дисциплинам в Киевском политехническом институте и практические достижения в пилотировании планеров послужили основанием для перевода в МВТУ им. Баумана. Конструктором спроектированы летательные аппараты для фигур высшего пилотажа, успешно претворившиеся в реальность. Легкий самолет СК-4 – дипломный проект Королева под руководством А.Н. Туполева, продемонстрировал рекордную дальность полета.

Встреча с непонятым в то время К.Э. Циолковским навсегда «заразила» Сергея Королева – талантливого авиаконструктора, воплощением идей в теории к практическому применению в технике, чем прославился долгие годы спустя. Фурор в мировой космонавтике, достигнутый паритет с США в вопросах технической оснащенности, абсолютный приоритет в освоении космического пространства – перечень, чем известен ученый в мире.

Население и криминальная обстановка

Принято считать, что большую часть жителей Королёва составляет интеллигенция. Статус наукограда гордо заявляет об этом. На деле же, в основном только местные жители стараются сохранить культурное наследие. Несмотря на то, что большая часть населения работает на научных предприятиях, менталитет города заметно изменился за последние годы.

Королёв: Население и криминальная обстановка

Возможно, именно поэтому коренные королёвцы без одобрения относятся к приезжим из других областей страны. Это связано и с уровнем преступности, который долгие годы оставался значительно ниже общей картины по Подмосковью. Участились случаи неправомерных действий со стороны приезжих лиц из стран ближнего зарубежья. Не дает многие годы покоя жителям и ситуация с конкуренцией в бизнесе. Перспективный город хотят покорить многие, порой “выживая” остальных. Но общая картина — положительная. Тенденции к получению звания криминального региона у Королёва точно нет. А полиция исправно выполняет свои обязанности.

Начало трудовой деятельности

Карьера молодого талантливого выпускника МВТУ началась головокружительно. Созданная совместно с Цандером исследовательская лаборатория в 1932 году превращается в конструкторское бюро по разработке ракет. Год спустя на базе лаборатории основывается Реактивный НИИ, где 26-летний конструктор занимает должность заместителя. Однако творческим амбициям не суждено найти удовлетворения из-за расхождения взглядов на науку с руководством, вследствие чего был переведен на должность рядового инженера.

После Бутырки в Москве ученый прошел следующий путь:

  • 1939 – работы на общих основаниях на Колыме.
  • 1940 – разработка военных бомбардировщиков и перехватчиков под руководством также заключенного Туполева в Московской специальной тюрьме.
  • 1942 – проектирование новых двигателей для баллистических ракет в тюремном КБ при Казанском авиационном заводе.
  • 1944 – досрочное освобождение без реабилитации.

Однако, по мнению космонавта Леонова Королев не обозлился, поскольку на обиды и озлобленность, снижающую работоспособность, у него не оставалось времени.

Бранденбургские ворота в Калининграде

Особенность их в том, что они единственные в настоящее время используются по назначению. Через них можно войти и въехать на территорию, даже трамвайные пути проложены. Часть былого облика утрачена, конечно, например разрушена опоясывающая башня, стоявшая перед воротами. Боковые казематы замурованы.

Бранденбургские ворота единственные сохранили возможность транспортного сообщения.

А построены эти ворота были в 17 веке. Называние получили от проходившей здесь дороги в направлении замок Бранденбург. Сначала они были деревянными, а через сто лет уже возвели кирпичную постройку со стрельчатыми фронтонами и богатыми декоративными украшениями.

Новейшая история Калининграда

В советский период развития Калининграда выделим несколько этапов:

  1. Великое переселение народов. В 1946 году по призыву правительства в Калининградскую область начали переселяться граждане из всех советских республик. Это определило многонациональный состав региона. Немцы покинули город и устремились в Германию.
  2. Борьба с разрухой. Калининград был разрушен почти полностью: не работали предприятия, транспорт, водопровод и канализация. Переселенцам пришлось немало потрудиться над восстановлением народного хозяйства, зданий и жилых домов. Их труд был оценен наградой — орденом Трудового Красного Знамени.
  3. В изоляции. С распадом СССР положение областного центра и всего региона ухудшилось. С вступлением Литвы е Евросоюз российские граждане не могли попасть в регион без заграничного паспорта и визы. Правительство России в целях развития изолированной территории проводит комплекс мероприятий, связанных с 750 — летием образования города и 60-летием вхождения его в состав России.
  4. От поддержки – к развитию. В 2003-2007 годах регион улучшает показатели социально-экономического развития, становится вторым регионом (после Санкт-Петербурга) в Северо — Западном федеральном округе. Получает признание Совета Европы.
  5. Промышленный гигант. В регионе ведется сборка легковых автомобилей, сложной бытовой техники, развивается мебельное производство, укрепляют позиции предприятия легкой и пищевой промышленности. Дальнейшее развитие получает судостроение в ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». В области вводится режим особой экономической зоны, в которой работают 34 тысячи предприятий различных видов собственности. 67 процентов всех предприятий сконцентрированы в Калининграде.

Кёнигсберг – на пути от Пруссии до Германской империи

После смерти Альбрехта герцогство Пруссия оказывается под прицелом наместнических устремлений Бранденбургских курфюрстов, чему способствует заключение династического брака между Иоанном Сигизмундом и Анной Прусской, дочерью и единственной наследницей Альбрехта. Правда, для официального объединения Бранденбурга и Пруссии необходимо было согласие Польши, в отношениях с которой прусское герцогство всё ещё сохраняло вассальную зависимость. При этом собственных сил, чтобы склонить Польшу к согласию, у Бранденбурга было не достаточно. Однако в 1657 году верховному бранденбургско-прусскому правителю Фридриху Вильгельму I представился счастливый случай – во время шведско-польской войны он удачно поддержал шведского короля Карла X в трёхдневной битве под Варшавой, что сделало Польшу более сговорчивой. – Так и возникло объединённое государство Бранденбург-Пруссия. А в 1701 году оно трансформировалось в королевство Пруссия. В связи с чем 18 января 1701 года в Кёнигсберге прошла коронация первого короля Пруссии Фридриха I. Правда, фактической столицей объединённого государства был определён Берлин, где и находилась резиденция прусских королей, а Кёнигсбергу отводилась лишь почётная миссия места коронации. В целом объединение Бранденбурга с Пруссией скорее имело характер поглощения. Кстати, территории прусского герцогства после вхождения в объединённое королевство, получили название Восточной Пруссии. А Кёнигсбергу с этого момента предстояло привыкать к провинциальному статусу окраины.

Бушевавшие в Европе войны в XVIII-XIX веках не сильно потревожили покой Кёнигсберга. Среди всех событий тех времён связанных с ним мне видится интересным только один эпизод. – В ходе Семилетний войны в январе 1758 года русская армия без боя заняла Кёнигсберг. После чего горожане с большой охотой присягнули на верность российской императрице Елизавете I. Лояльности жителей Восточной Пруссии способствовали отмена поборов, которые взимались в пользу прусского короля, и отмена обязательной воинской повинности, установленной также по воли прусского короля Фридриха Вильгельма I. Восточная Пруссия пробыла в составе Российской империи вплоть до 1762 года, пока взошедший на престол после смерти Елизаветы Петровны Петр III не вернул все завоевания русской армии в рамках заключённого перемирия.

Бранденбург же в свою очередь не остановился на объединении с прусским герцогством. – 18 января 1871 года в качестве финального аккорда франко-прусской войны в Версале растерянная мировая общественность была поставлена перед фактом появления новой грозной силы в лице Германской империи, объединившей под единой властью Прусского короля все немецкие государства. Причастность Восточной Пруссии к новой мощной империи, переживавшей экономический подъём, положительным образом отразилась и на Кёнигсберге, который, как и вся Германия устремился по пути промышленного развития. Конец XIX и начало XX веков можно считать точкой максимального расцвета Кёнигсберга. А вот небольшой дайджест наиболее значимых инфраструктурных свершений той поры в Кёнигсберге:

  • В 1874 году введена в эксплуатацию первая городская водопроводная сеть
  • В 1875 год построено здание биржи
  • В 1875 году был создан Союз по озеленению, стараньями которого Кёнигсберг в последующие два десятка лет был превращён в город-сад с множеством ухоженных парков и тенистых улиц
  • В 1880 году начались работы по прокладке городской канализации
  • В 1895 году открылась первая трамвайная линия
  • В 1896 году открылся кёнигсбергский зоопарк
  • В 1912 году построен театр королевы Луизы

Однако в качестве наиболее знакового строительства конца XIX века нужно выделить появление на подступах к городу мощной круговой системы обороны, включавшей многочисленные форты, бастионы, валы и стены, превратившие Кёнигсберг в неприступную крепость. Так Германская империя готовилась к новым завоеваниям.

Общие сведения о Калининградской области

Отличительные особенности. Калининградская область — это самая маленькая, самая западная и, наверное, самая своеобразная область в Российской Федерации. Прежде всего, после распада СССР она оказалась оторванной от метрополии. Эта «Малая Земля» сейчас окружена странами, входящими в ЕС, что значительно усложняет транспортное сообщение по суше между ней и другими регионами России. С другой стороны, эта область — важный форпост России на Балтике. С целью помочь проблемной области в экономическом развитии, на ее территории была создана свободная экономическая зона.

Географическое местоположение. Калининградская область оказалась зажатой между Польшей и Литвой, а севера ее омывают воды Балтийского моря. Эти земли славятся своим янтарем, причем именно здесь находятся крупнейшие в мире запасы этого уникального материала. Большие по площади территории области расположены ниже уровня моря, поэтому большая часть области покрыта сетью осушительных мелиоративных каналов

Важное экономическо значение имеют два крупных внутренних водоема — Куршский и Калининградский заливы, где ведется рыбный промысел

Набережная курортного городка Зеленоградска

Население. Исторически, на этих землях раньше проживали племена пруссов. Они никого не трогали, разводили лошадей да отбивались от набегов всяких супостатов. Затем эти земли были захвачены Тевтонским орденом, и на протяжении многих веков здесь царили немцы. После победы над фашистской Германией, Восточная Пруссия была поделена между Польшей и Советским Союзом, которому досталась лишь небольшая часть этих земель в виде Калининградской области. Сегодня национальный состав области выглядит так: 86% русских, по 3,6% — украинцев и белорусов, 1% литовцев и менее 1% — немцев. На 2013 год численность населения — 954 773 чел, при этом 47% — мужчины, 53% — женщины. Плотность населения сравнительно мала — 63,13 чел/кв. м. К сожалению, последние десять лет численность населения остается неизменной, при этом наблюдается миграция из маленьких городов и поселков в областной центр — Калининград.

Криминал. В рейтинге регионов по уровню преступности Калининградская область расположилась на 46 месте. Среди наиболее характерных преступлений — убийства предпринимателей, незаконный оборот оружия и наркотиков, контрабандный вывоз янтаря в страны Европы.

Уровень безработицы в Калининградской области в настоящее время составляет 9,1%. И хотя в 2010 году он был еще выше, из-за мировой экономической конъюнктуры эта цифра вряд ли снизится в ближайшее время. По уровню зарплаты, местные жители могут утешить себя тем, что она выше, чем в центральных областях России (кроме столицы, конечно). Так, в 2012 году средняя зарплата в Калининградской области была равна 21500 рублей.

Гостиница Нессельбек в Калининграде

Стоимость недвижимости в Калининградской области соответствует среднероссийскому уровню — 49 тыс. рублей за кв. метр. В самом Калининграде жилье достаточно дорого для местных жителей, которым выложить 2 млн. руб. за квартиру — непозволительная роскошь.

Климат Калининградской области — морской и умеренно-континентальный. Самые холодные месяцы — январь и февраль, когда средняя температура −2.. −4°С. Летом здесь довольно прохладно +17…+18°С. Среднегодовое количество осадков составляет 600-740 мм, причем наибольшая их часть приходится на июль и август. Поэтому, несмотря на близость моря, курортом здесь и не пахнет. Всего 68 солнечных дней в году, а также сильные шквальные ветра осенью не столько расслабляют, сколько закаляют душу тех, кто здесь проживает.

А как так получилось?

Последствия Второй Мировой войны. Территория области – это бывшая Восточная Пруссия, провинция, входившая в состав Германии.

В 1945 году, в соответствии с Потсдамским соглашением, заключённым лидерами трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции, часть Восточной Пруссии  была передана Советскому Союзу, а часть — Польской Республике.

Столицей Восточной Пруссии тогда был город Кёнигсберг (сейчас Калининград). После победы Красной Армии над нацистской Германией на переданной Советскому Союзу территории была организована Кёнигсбергская область в составе РСФСР.

А в 1946 году Кёнигсбергская область была переименована в Калининградскую область, город Кёнигсберг — в Калининград. Город был переименован в честь «всесоюзного старосты» М. И. Калинина, хотя Калинин не имел никакого прямого отношения к этому городу, а на карте страны тогда уже были города Калинин (сейчас – Тверь) и Калининград в Московской области (сейчас – Королёв).

В то время область не была оторвана от СССР, так как Литва была одной из его республик. В начале 90-х, после признания независимости Литовской Республики, Калининградская область оказалась отрезана от РФ. В данный момент Польша и Литва являются членами Европейского Союза, а Калининградская область – эксклав Российской Федерации в Евросоюзе.

Топонимика

Посёлок Подлипки возник как дачный в конце XIX века при железнодорожной станции «Подлипки-Дачные», с тех пор его название менялось три раза: посёлок Калининский (после 1928 г.), город Калининград (после 1938 г.), Королёв (после 1996 года). Название «Королёв» было дано в честь конструктора ракетно-космических систем С. П. Королёва, возглавлявшего НИИ-88 (затем ОКБ-1), находившееся в этом городе, а Калининский и Калининград — по фамилии государственного и партийного деятеля М. И. Калинина, принимавшего активное участие в деятельности артиллерийского завода N8 в 1920-х — 1930-х годах. Имя Калинина было присвоено заводу в 1922 году. После переименования в г. Королёв многие учреждения, содержащие в составе названия «королёвский», опускают двоетоечие в букве «ё».

История

Основная статья: История города Королёва

Герб (1988)

В XII веке на территории города, по берегам реки Клязьмы существовали поселения славянских племён. Через этот район проходил древний водный торговый путь из Московского во Владимиро-Суздальское княжество, и дальше — с выходом в огромную водную артерию континента — р. Волгу (Итиль). Путь проходил по рекам: Москва-Яуза-Клязьма-Ока-Волга (с волоком от Яузы (Мытищи, завод ММЗ) до Клязьмы (Болшево, Шапкин мост)). В начале XVIII века здесь было организовано одно из первых промышленных предприятий России — полотняная и суконная мануфактура.

На территории современного Королёва к концу 19 века существовали 14 больших и малых сёл и деревень: Богородское (Костино), Болшево, Бурково, Власово, Городище, Куракино, Максимково, Комаровка, Лапино, Баскаки (Баски), Овражье (Заовражье), Каховка (Георгиевское), Самаровка, Старая Тарасовка.

В 1895 году введена в строй ж/д ветка Мытищи — Щёлково и построена ж/д ст. Подлипки (позднее — Подлипки-Дачные).

В 1918 году на территорию дачного посёлка Подлипки из Петрограда был переведён Орудийный завод. В 1928 году посёлок Подлипки был отнесён к категории рабочих посёлков и получил новое название — Калининский. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 1458/7 26 декабря 1938 года посёлок городского типа Калининский был преобразован в город Калининград.

В 1960 году в состав Калининграда включён город Костино, с 1963 года городу административно подчиняются посёлки Болшево, Первомайский и Текстильщик.

В 1992 году из состава Калининграда выделен город Юбилейный.

8 июля 1996 года город переименован из Калининграда в Королёв в честь Сергея Павловича Королёва.

В 2003 году в состав города включены посёлки городского типа Болшево, Первомайский и Текстильщик, до этого административно ему подчинённые, в 2004 — посёлки Торфопредприятие, Водопроводчик-5 и Погонный[источник не указан 1858 дней], ранее входившие в состав Пушкинского района.

В 2005 году был образован городской округ Королёв — муниципальное образование, включающее в свой состав город Королёв и близлежащие территории.

В 2014 году город Юбилейный вновь включён в состав города Королёв.

Особенности проживания

Город, названный в честь Сергея Павловича Королёва, помнит и имя первого космонавта Земли. Королёв и Гагарин вместе перерезали красную ленточку, открывая Центральный дворец культуры. Сейчас в этом здании находится исторический музей. Напротив входа – мозаичное панно, где воедино связаны космос, советские (российские) инженеры и конструкторы. В музее огромное количество уникальных экспонатов, в основном, военной тематики: автомобили, артиллерийские орудия, снаряды, аммуниция, заводские станки.

О Великой Отечественной войне напоминает и мемориальный комплекс у Акуловского водоканала: на высоком постаменте стоят женщина и два солдата. На мраморных плитах у выбиты фамилии всех воинов-калининградцев, павших в этой войне, в ходе боёв за остров Даманский, в Афганистане и Чечне. Установлен танк Т-34-85, бронетранспортер и пушка БС-3.

Проживая или будучи в Королеве, трудно отказать себе хоть раз посетить знаменитый ЦУП – Центр управления полетами. Большой экран с местоположением космических аппаратов, рассказ экскурсовода, возможность, если повезкт, поприсутствовать при сеансе космической связи – вск это сделает Вас и космос чуточку ближе друг к другу. А если Вы подыскиваете себе квартиры в новостройках Королева, то проникнетесь симпатией к его славному прошлому и, возможно, столь же славному будущему.

И ЦУП, и научно-техническая база Королева не претерпели изменений, НИИ, КБ, заводы, среди которых «Энергия», ЦНИИМАШ с ЦУПом, КБ химического машиностроения, НИИ космических систем, НПО «Композит» по-прежнему развивают ракетостроение и космическую отрасль. А это значит, что с трудоустройством в этом городе проблем не возникнет.

Городу повезло с природными рекреационными зонами: это долина реки Клязьма, Национальный парк «Лосиный остров», примыкающий к городу с юга, и частная застройка на востоке Королева, где экологически чистые малоэтажные домишки утопают в зелени садов.

Местные жители, в общем-то разделились на 2 лагеря: кто-то купил новостройку в Королеве и работает в самом городе, другие купили дом или таунхаус недалеко от Королева, но предпочитают ездить на работу в столицу.

При выборе недвижимости в г. Королев, невольно довольно часто ловишь себя на мысли, что становишься частичкой легендарной космической истории. От монумента на въезде в город до памятников — все здесь носит оттенок величия духа и науки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector