Город муром

Содержание:

На память о Муроме

Те, кто видел герб города Муром, конечно же, обратили внимание на три золотых калача. Что означают эти хлебобулочные изделия на гербе древнего города? Старожилы рассказывают, что Муром был знаменит на всю страну своей выпечкой еще со времен Екатерины Второй

Калачи всевозможных размеров продаются в пекарнях и фирменных магазинах. Самый популярный в народе калач выпекается в форме замка. Такой калач станет отличным подарком из города Муром.

В сувенирных лавках Мурома особым спросом пользуются:

  • Фигурки сказочных и былинных героев. Первое место по популярности занимает, конечно же, Илья Муромец.
  • Искусно выполненные копии древних украшений.
  • Бесплатным сувениром из Мурома является чистая родниковая вода.

Религиозные памятники

Спасо-Преображенский монастырь

ул. Лакина, 1А

Это одно из древнейших религиозных сооружений Мурома, упомянутое еще в «Повести временных лет» (1096 г.). Монастырский комплекс был заложен при дворе князя Глеба и на тот момент выполнял ко всему и оборонительные функции.

В XVII веке обитель значительно пострадала при нападении литовского войска: были украдены иконы с окладами из драгоценных металлов и камней. Но монастырь постепенно восстанавливался и расширялся.

В 1636 году здесь появилась Кирилло-Белозерская церковь, позже — Покровский храм. В XIX столетии построили 3-этажный братский корпус, семинарию и шатровую колокольню.

С приходом советской власти обитель закрыли, а в ее стенах разместилось отделение НКВД. В 1990-х весь комплекс зданий вернули православным.

Николо-Набережная церковь

ул. Плеханова, 27А

Деревянная церковь, прославляющая Николая Чудотворца, была заложена в 1566 году. Со временем она пришла в негодность, и в 1717 ее заменило каменное сооружение.

Нынешняя пятикупольная церковь выдержана в канонах барокко. Ансамбль дополняют колокольня и часовня иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Внутри хранятся иконы кисти Александра Казанцева, который изобразил 12 сивилл, предсказавших рождение Христа.

Другое название храма — церковь Николы Мокрого. Дело в том, что она построена на берегу Оки, и во время разлива вода подходит совсем близко к стенам.

Благовещенский монастырь

ул. Красноармейская, 1

Первый православный храм на этом месте появился еще в XII столетии. В нем хранились мощи князей Федора, Константина и Михаила — именно они принесли христианство на Муромские земли, за что в 1547 году были канонизированы.

Здесь Иван Грозный молился об успешном завоевании Казанского ханства. Он дал обет возвести на этом месте монастырь в случае победы. Царь слово сдержал, и первый камень в основание обители был заложен уже через год.

Комплекс неоднократно подвергался разрушениям в ходе военных конфликтов и всякий раз восстанавливался. До наших дней дошел Благовещенский собор в стиле русского узорочья (1553 год), каменная ограда с башнями (1811—1812 годы) и надвратная Стефаниевская церковь.

Храм Сретения Господня

ул. Карла Маркса, 55

Церковь в классическом стиле была основана в XVI веке на месте старого деревянного храма. Деньги на строительство выделил меценат Иван Зворыкин.

Фасад здания выполнен по классическим канонам: среди аскетичных украшений — белоснежный фриз на небесно-голубой штукатурке. Помимо основного здания, в комплекс входят 2 предела, трапезная и колокольня.

В годы советской власти в церкви разместили Дом культуры, а затем склад льняной продукции. В 1934 году церковь подверглась серьезному разрушению, и лишь в 1997-м была проведена ее реставрация.

Церковь Косьмы и Дамиана

ул. Набережная, 10

Есть несколько легенд, связанных с появлением этой небольшой белокаменной церкви.

Первая гласит, что на этом месте в 1552 году стоял шатер Ивана Грозного, направлявшегося с многочисленным войском брать Казань. Царь пообещал в случае победы строить в Муроме каменные храмы. Поход оказался успешным, и первым строением стала церковь Косьмы и Дамиана. Кстати, отдаленно она напоминает то самое временное пристанище древнерусского самодержца.

По второй легенде, под церковью захоронены крупные военачальники, павшие при взятии татарского ханства.

Третье предание связано с героическими братьями-кузнецами. Они пробрались в стан неприятеля и подожгли его. Пока татары тушили огонь, войско Ивана Грозного нанесло сокрушительный удар по противнику. В суматохе сражения Косьма и Дамиан пали смертью храбрых.

Скромная церковь представляет собой «восьмерик на четверике», увенчанный шатровым куполом. Единственное ее украшение — ажурный карниз. Оригинальный 16-гранный купол высотой 12 м разрушился от старости еще в XIX веке, но заменили его только в наше время.

Церковь Смоленской иконы Божией Матери

ул. Мечникова, 1

На берегу Оки стоит белоснежная церковь в классическом стиле. По местным меркам, это новодел. Храм был построен на деньги купца Елина в 1804 году взамен сгоревшего в пожаре. Позже другие купцы — Титов и Киселев — на собственные средства приобрели для храма колокол весом 3,5 тонны.

Церковь также известна как Ново-Козьмодемьянская. Все дело в том, что в середине XIX века она стала преемницей Козьмодемьянского храма XVI столетия, навсегда закрытого после обрушения колокольни.

Житие святого

Принято считать, что Илия Печерский скончался около 1188 года. Дата эта установлена следующим образом: если верить свидетельству монаха, в чьей книге впервые встречается упоминание о святом, Илия жил за четыреста пятьдесят лет до этого. Книга издана в 1638 г.

Ученые вычислили возраст Илии — он прожил около сорока пяти лет. Тогда датой его рождения будет 1143 г.

А вот место  рождения Илии под сомнением. Конечно, для жителей города Мурома оно сомнению не подлежит, но некоторые исследователи указывают на то, что Илью называли то Муравлином, то Моровлином, то Муромцем.

В былинах упоминается, что заутреню Илья стоит в родном городе, а вечерню в стольном граде Киеве. Но от Мурома до Киева полторы тысячи километров, в то время как от города Моровийска Черниговского княжества — менее ста.

Первые упоминания о святом относятся к рубежу XVI-XVII веков. Книга инока Афанасия Кальнофойского «Тератургима» (1638 г.) упоминает святого монаха Печерской обители по имени Илия, а по прозвищу Чоботок. Купец Мартин Груневег в 1584 году видел в подземельях Печерского монастыря «настоящего великана».

Интересный фактВ конце 17 века Эрих Лясота, немецкий дипломат, посетил Киев. В его дневнике обнаружено упоминание мощей монаха по прозвищу Чоботка. Немец даже объясняет, откуда взялось такое прозвище: дескать, когда монах надевал сапог, на него напали враги. Силач отбился тем сапогом, что не успел надеть.

К 1701 году относится свидетельство старообрядца Иоанна Лукьянова, видевшего, как он пишет, «храброго воина Илью Муромца» под золотым покровом.

Почитание святого Илии Печерского началось в позднее Средневековье. Мы мало что можем сказать о жизни святого. Но, раз с древности сохранилась традиция почитания угодника Божия, Илия удостоился венца святости.

Еще один серьезный аргумент – сам факт захоронения в пещерах Лавры. Там не хоронили воинов, даже признавая их высокие заслуги. А значит, духовная рать Илии Печерского была не менее достойна признания, чем воинские подвиги.

Легендарный богатырь или православный воин?

Экспертиза Минздрава УССР выявила на теле святого две сходные раны – одна на руке, вторая в области сердца.

Очевидно, монах прикрыл грудь рукой, а копье пронзило его сердце и руку. Историки знают, что в конце XII  века Киево-Печерский монастырь подвергался нападению половцев. Святой мог погибнуть во время набега кочевников.

Был ли это легендарный богатырь, под старость удалившийся от ратных подвигов?

Про былинного Илью нам известно куда больше, чем про насельника Киево-Печерского монастыря. Мы знаем, что родителей его звали Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна.

Знаем, что в раннем детстве Илья тяжко заболел и тридцать лет «сиднем сидел». Исцелили его «калики перехожие», дав испить ключевой воды из ковша. Илья чудесным образом обрел меч-кладенец и коня.

И начались его богатырские подвиги, в которых исследователи видят отражение реальной истории – борьбы с кочевниками, опустошавшими Русь.

Надо признать, что в былинах Илья предстает как человек высокой нравственности, со своим кодексом чести, который не позволено нарушать никому, даже князю Владимиру Красное Солнце.

Былинный Илья проводит свою жизнь, защищая родную землю от вражеских набегов. За службу Илья не требует никакой платы. У него нет ни дома, ни семьи, ни казны. Человек, положивший жизнь на бескорыстное служение ближним, достоин уважения.

Преподобный Илья Муромец Киево-Печерский

Но как согласуется святость и воинские подвиги?

Существует версия, согласно которой воин получил тяжелую рану в грудь. Поняв, что смерть близко, он удалился в монастырь, где провел последние месяцы жизни.

При постриге воин взял имя Илия. Эту версию подтверждают исследования комиссии, ведь при рентгенологическом анализе ученые обнаружили на теле следы старых ран и повреждений.

Согласуется с этой версией и то, что жития Илии нет в Киево-Печерском патерике. Вероятно, он провел в монастыре не так много времени до кончины.

Роль Оки для города Муром

С древности Ока была рекой-кормилицей и Берегом – границей, защищала от внешнего врага. Обширные пойменные луга давали обильные урожаи зерновых, развивалось животноводство.

Процветала торговля с Востоком: в VIII-XI вв. на Русь ввозили пряности, восточные ткани, ювелирные украшения, византийские амфоры с вином. Эти товары транзитом доставлялись в Европу, т.к. кочевые племена препятствовали прямому сообщению стран Европы и Азии.

Русь поставляла зерно, меха, кожи, мёд. Ока – часть знаменитого балтийского «янтарного пути», Муром – пути «из варяг в персы».

Международное торговое сообщение нарушается в XIII веке, с началом монголо-татарского нашествия. Муром переживает периоды политических кризисов, эпоху Смутного времени, голод, эпидемии, пожары.

Торговля и водные пути возрождаются только в XVII веке. Город становится перевалочным пунктом, связывает восток страны с центром: купцы ведут государственные поставки хлеба в Астрахань, торговые операции с рынками северного речного пути, формируют таким образом всероссийский рынок.

В XVIII в. из Мурома по Оке большие суда – «коломенки» – сплавляют в Ярославль хлеб и лес. Купцы продают калачи из пшеничной муки, изображение которых вскоре появится на городском гербе.

Первое паровое судно на Оке муромские жители увидели в 1845 г., а в 1856 г. пароход «Скороход», который направлялся в Выксу за грузом, впервые причалил к пристани. Речное судоходство развивается: купцы-судовладельцы торгуют хлебом, полотном.  Грузы и пассажиров перевозят в Нижний Новгород и Москву.

С 1858 г. осуществляется пассажирское сообщение с другими городами, стоящими на Оке.

В 80-х гг. XIX в. в Муроме имеется уже 4 пристани, куда причаливают пассажирские пароходы, буксирные судна, баркасы и барки.

К началу XX века судоходство сосредотачивается в руках А.В.Качкова, функционирует фирма «Потомственный почетный гражданин А.В. Качков».

В 1948 г. строится речной вокзал – порт Мурома.

В настоящее время регулярное судоходство по Оке начинается от города Калуги, транзитное – от Коломны.

Благодаря речному затону, город принимает любые грузы.

Как спланировать поездку дешевле?

  • Бюджетно остановиться в любом городе поможет ROOMGURU. Поисковик сравнивает цены по всем базам жилья и выдает результат. Очень удобно пользоваться приложением ПО ПОИСКУ ЖИЛЬЯ через смартфон. Особенно выручает по прилету, когда нужно тут же забронировать квартиру или отель.
  • Перед каждой поездкой обязательно требуется приобрести страховой полис, рекомендуем TRIPINSURANCE, сервис работает только с лучшими страховыми компаниями, которым стоит доверять.
  • Где купить недорогие авиабилеты? Обязательно пользуемся агрегатором AVIASALES, он ищет самые выгодные варианты от всех авиакомпаний.

Места для прогулок и парки

Улица Московская

Главная улица Мурома когда-то вела в столицу — отсюда и такое название. Московскую улицу заложили в конце XVIII века. Застройка осуществлялась по регулярному плану, созданному архитектором Лемом. Будущий облик главной артерии города утверждала лично Екатерина II.

Основная масса зданий появилась здесь в 1792 г. Но уже через 13 лет пришлось их заново отстраивать — после разрушительных пожаров, в результате которых выгорел почти весь Муром.

Московская стала первой улицей, на которой появились каменные дома. Они строились по проектам лучших архитекторов царской России. Когда зажиточный купец или дворянин желал поселиться на центральной улице, он выбирал понравившийся особняк из каталога, и начиналось строительство. Никаких отступлений от утвержденной архитектурной концепции не допускалось.

Парк им. Ю. А. Гагарина

Парк для детей дошкольного и младшего школьного возраста открыли в 1973 году. В 1990-х он пришел в упадок — заброшенная территория выглядела угрожающе и неприятно.

Несколько лет назад провели масштабную реконструкцию парка с целью возродить излюбленное место отдыха горожан. Вывезли мусор, демонтировали опасные сооружения, спилили старые деревья, проложили пешеходные дорожки, поставили детские и спортивные площадки, заменили освещение и даже обустроили фонтан.

О старом парке теперь напоминает лишь алая арка на входе с изображением Ю. Гагарина, который смотрит на гостей из иллюминатора, и взмывающая вверх ракета. Другое наследие прошлых лет — полярный медведь.

Набережная Оки

Променад вдоль живописной реки — лучшее место, чтобы насладиться окрестными пейзажами. Здесь есть тротуар для пешеходов, а также мощеные дорожки для обладателей электросамокатов и велосипедов.

Фонари «под старину» соседствуют с уютными скамейками. Ажурные кованые перила отделяют набережную от пляжной зоны. Неподалеку стоит памятник Илье Муромцу и Чертово колесо.

Парк им. 50-летия Советской власти

Красивый парк площадью 12 га заложили в 50 лет назад на месте бывшего хвойного питомника. Условно территория делится на две части: для южной зоны характерна европейская ель, на северной растет сосна.

Через весь парк проходят тропинки и аллеи. Главная аллея ведет к сцене, на которой устраивают концерты и проводят праздничные мероприятия. Для детей в парке оборудованы игровые площадки, работают аттракционы, палатки с едой и тир.

Свято-Троицкий женский монастырь

Муром славится древними храмами и монастырями, не уступающими по эстетической и исторической ценности тем, в которые можно пойти в Ижевске или Екатеринбурге. Главная и самая красивая достопримечательность города — Свято-Троицкий женский монастырь, заложенный в начале XVII столетия. На строительные работы ушло почти полвека, а первый полностью законченный храм — церковь Святой Живоначальной Троицы, освящённая в 1642 году. Спустя десять лет рядом с ней появилась высокая колокольня, выполненная, как и весь комплекс, из белого камня.

Свято-Троицкий женский монастырь

Самая известная святыня Свято-Троицкого монастыря — мощи Святых Петра и Февронии Муромских, хранящиеся здесь на протяжении многих веков

Каждый год монастырь принимает несколько десятков тысяч паломников из России и стран СНГ; не обделяют вниманием приезжие и монумент в честь супругов, стоящий перед воротами святыни. Возле него фотографируются молодожёны и гости города — это тем проще, что памятник установлен вне стен монастыря и открыт для посещений круглые сутки

Свято-Троицкий монастырь, заменивший собой скромную деревянную церковь, сам едва не избежал разрушения. Сразу после Октябрьской революции обители пришлось расстаться с частью ценностей, а в 1923 году после предварительного обыска её закрыли. К счастью, решение о сносе так и не было принято: монастырь превратили в государственный музей, и развивался он вполне успешно — в 1970-х годах сюда даже привезли из Меленковского района древний деревянный храм Святого Сергия Радонежского.

В 1989 году началось движение за возвращение комплекса Церкви; формальности растянулись на долгое время, и первые монахини здесь появились только летом 1991 года. Десятью годами позже рядом с обителью открыли пансионат «Надежда», специализирующийся на оказании помощи несовершеннолетним и престарелым.

Так как монастырь действующий, путешественнику, желающему осмотреть замечательную архитектуру, богато украшенный интерьер и хранящиеся тут святыни, придётся сообразовываться со временем «открытых дверей» — попасть внутрь раньше или позже указанного часа не получится. Перед посещением комплекса очень рекомендуется позаботиться о подборе одежды: она не должна быть слишком открытой или яркой, оптимально — пастельных тонов или чёрного цвета. Наилучшее решение — заказать экскурсию: опытный проводник не только покажет, что и где находится, но и расскажет об истории той или иной фрески, иконы или картины.

Достопримечательности города

Достопримечательности Мурома хранят память веков. Муромские камни, Ока поведают о прошлом и представят настоящее.

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь – старейший действующий в России. Впервые упоминается в «Повести временных лет» в 1096 г., когда Олег предложил «положиша в монастыри святаго Спаса» погибшего князя Изяслава Владимировича.

Впоследствии ещё дважды упоминается в летописях. Предполагается, что в XIII в. здесь принял постриг преподобный князь Пётр, о чём напоминает барельеф святых супругов, установленный у входа.

В описях Мурома XVII в. значится как «строение государево» – это свидетельствует о внимании, проявленном к обители царской семьёй.

В течение последующих веков рядом с Преображенским храмом возвели двухэтажный настоятельский и трёхэтажный братский корпуса, реставрировали и реконструировали имеющиеся здания.

В советское время там размещалось отделение НКВД, фабрика, стояла воинская часть. В конце XX в. обитель возвратили верующим. Вернулась главная святыня – икона Божией Матери «Скоропослушница». Её привёз в 1878 г. с Афона настоятель монастыря архимандрит Антоний.

В 2006 г. резчик-иконописец С.А.Субботин по описаниям учёных изготовил фигуру Ильи Муромца, в руки святого вложили подлинную частицу мощей, полученную из Киево-Печерской Лавры.

5 зданий значится в ансамбле Спасо-Преображенского монастыря – памятника государственного значения, подлежащего охране:

  • Спасо-Преображенский собор 1552 г.
  • Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г.
  • Настоятельский корпус 1687 г.
  • Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-10 гг.
  • Братский корпус 1890 г.

Чудесный родник

У подножия холма Николо-Набережной церкви бьёт родник, вода которого считается целебной. Источник будто бы забил в месте, куда Николай Угодник воткнул посох. Сам святой являлся здесь.

Чудодейственную силу родника связывают также с тем, что подземный поток омывает серебряный крест в основании храма.

Свято-Троицкий женский монастырь

С Набережной можно подняться к женскому Свято-Троицкому монастырю. Его основали в 1643 г. на месте, где стояла деревянная церковь во имя князей-мучеников Бориса и Глеба. Обитель возводилась «стараниями» муромского купца Т.Б.Цветова. Главный собор украшают кованые золочёные кресты, изделия местных кузнецов, и украшенные орнаментами изразцы. Изящный стиль церкви назвали «русское узорочье».

В 1975 г.  территорию монастыря в Муроме украсил храм в честь преподобного Сергия Радонежского – памятник деревянного зодчества Владимирской области.

Мощи благоверных Петра и Февронии и Виленский крест-мощевик, хранившиеся в историко-художественном музее, обрели своё место в обители как её святыни.

В 2012 г. память о Петре и Февронии, княживших в Муроме в XIII веке, покровителях семьи и супружеской верности, увековечили скульптурной группой у стен монастыря. На гранитном постаменте стоят бронзовые фигуры святых, маленький кролик примостился у их ног. Молодожёны верят: если потереть нос зверька, семейная жизнь будет долгой и счастливой.

Изба Ильи Муромца

В 2014 г. на базе местной школы по улице Приокской открыли художественно-архитектурный музей, в котором ученики и их родители собрали предметы старины: прялки, глиняную и деревянную посуду. В избе сложили настоящую русскую печь.

Музей знакомит посетителей с жизнью Ильи Муромца и бытом Древней Руси.

Муромский вантовый мост через Оку

В России действуют четыре вантовых моста, поэтому Муромский считают достопримечательностью города. Строительство продолжалось с 2006 по 2009 гг., обошлось в 8 млрд рублей.

Мост длиной 1400 м и шириной 15 м связал Владимирскую область с Мордовией, Татарстаном, Башкортостаном и позволил транзитному транспорту миновать центр города. По 2 полосам автомобильного движения перемещаются до 5 тыс. автомобилей в сутки.

Днём он привлекает внимание туристов яркими оранжево-белыми цветами конструкций, обширной панорамой окрестностей: по лестницам можно подняться на опоры моста – это не запрещается. Ночью завораживает подсветкой: мачты освещения, как и пилоны, стоят под наклоном

В ветреную погоду конструкция «поёт»: полые опоры издают свистящие звуки, гудят ванты.

Всероссийское интернет-голосования в 2013 г.  назвало Муромский вантовый мост «Самым красивым в России».

Мост соединил берега Оки, Муром – прошлое и настоящее. Неповторимое очарование этих мест не оставит никого равнодушным.

Водонапорная башня


Водонапорная башня.
51

Муромская водонапорная башня стала частью водопровода, построенного в середине XIX в. Город расположен на высоком берегу Оки, поэтому людям раньше приходилось по нескольку раз в день спускаться к воде, а затем подниматься обратно с тяжелыми ведрами и коромыслами.

Городской глава Ермаков вошел в историю Мурома, изменив положение дел и приказав в 1863-м проложить водопроводную систему. Работы заняли всего год. Водопровод состоял из главной водонапорной каланчи, распределительных пунктов, фонтанов и колонок. Обустроили даже лошадиные поилки.

Главное сооружение – краснокирпичная водонапорная башня. Она долгое время оставалась самым высоким зданием города. Фасад украшен арочными окнами и завершается небольшим световым барабаном. Башня также исполняла роль пожарной каланчи и своеобразного метеоцентра: на здании вывешивали флажки, цвет которых варьировался в зависимости от температуры воздуха.

В конце XX в. работа башни была приостановлена из-за несоответствия речной воды санитарным нормам. Сейчас она вновь функционирует, но поставляет чистую воду из артезианской скважины.

Адрес: Водонапорная башня, Советская улица, Муром, Россия.

Население Мурома

Сегодня население округа Мурома составляет 111 474 человек (на начало 2014 года). И это учитывая не только сам город, но и девять небольших сельских поселений, которые также входят в состав городского округа. Надо сказать, по численности Муром – третий во Владимирской губернии (после самого города Владимира и Коврова).

Согласно данным Всероссийской переписи населения, прошедшей в 2006 году, в г. Муроме был зафиксирован демографический спад. Что говорят об этом эксперты? Они считают, что спад связан во многом с миграцией населения. Надо сказать, многие молодые семьи, имеющие детей, высказывались в ходе переписи негативно по поводу строительства неподалеку от Мурома атомной электростанции. Эксперты считают, что в ближайшие годы общее число жителей города по этой причине может продолжать снижаться.

Что касается этнической составляющей, то население города можно назвать многонациональным. Более девяноста процентов проживающих здесь людей – русские. Есть также и представители других национальных групп: это украинцы, татары, белорусы, мордва, чехи и представители некоторых других наций. Нельзя не отметить тот факт, что жители города Муром – народ очень дружный. Здесь нет столь актуальных для современного мира «конфликтов на национальной почве».

Жизнь течет в городе тихо, спокойно и умиротворенно. А главное, муромцы знают о своих корнях, чтят исторические традиции, берегут культурное наследие.

День второй, Владимир

На следующее утро градусы уже показывали уверенные -24. Охо-хо, экипировались соответственно, укутали носы и бодрым шагом направились в «Музей хрусталя и лаковой миниатюры». Находится он рядом с Золотыми воротами в бывшем Старообрядческом Троицком Храме. Кстати, сейчас идут разговоры, чтобы вернуть его Церкви, а музею найти новое помещение. Экскурсию брать не стали, даже не знаю почему, по залам пошли самостоятельно. Но так как это помещение, по сути, Храм, то и зал-то собственно один. В нем собрана коллекция старинного и современно хрусталя, довольно интересная. А если подняться по лестнице наверх, то можно попасть на бывшие хоры и увидеть маленький второй зал с лаковыми шкатулками и вышивкой.


На то, чтобы посмотреть экспозицию, ушло минут 20. Как-то слишком быстро, и, в общем-то, по верхам. Отсюда вывод – экскурсии «наше всё».
Далее у нас по плану был «музей Ложки», но путь до него мы проложили витиеватый. Сначала пошли в Римско-Католический собор, ещё раз полюбовались на Рождественский вертеп, зашли внутрь церкви, постояли на входе, послушали немного службу. Дальше, мимо Козлова вала, музея «Старый Владимир» на смотровую площадку с «вишенкой». Не выдержали ледяного ветра, зашли в рядом находящуюся Никольскую церковь. Согрелись и побежали мимо Пожарной части до следующей обзорной площадки, которая появилась недавно, и мы её ещё не видели.


Там наобнимались со всеми скульптурами, опять чуть не превратились в ледышку и рванули сначала в магазин немного оттаять, а потом уже в «музей Ложки». Музей этот хоть и небольшой, но наполненный, очень нам понравился. Во-первых, там тепло,)) во-вторых, там работают прекрасные, радушные люди, ну, и, в-третьих, сама коллекция достойна, чтобы её увидеть. Было любопытно потрогать ложки из более чем 20-ти пород дерева, и понять, что на ощупь, вес и цвет они все абсолютно разные. Увидеть ложки древнего Египта, серебро царской России, коронационные ложки Великобритании и многие другие. Нам повезло с экскурсоводом – её рассказ о почти шести тысячах экземпляров получился занимательным и неформальным. А ещё мы купили в подарок именные ложки по совсем символической цене. В общем, к посещению рекомендуем.


Выйдя из музея, поняли, что созрели для похода в наш любимый ресторан. Ещё прошлым летом это почётное звание (в нашем личном рейтинге) мы отдали «Обломову». Там и уютно, и кормят вкусно, и цены вменяемые. Заказали две солянки, две сёмги, к нашему вящему удовольствию они нас не разочаровали. Браво шеф- повару!


Ну, а мы вышли разрумяненные, довольные, и перед тем, как вернуться в гостиницу, направились в «Торговые ряды», чтобы посетить ещё одну кофейню. В этот раз кондитерскую «De Paris». Помещение оказалось небольшим, но стильным, а пирожное небольшим, но вкусным. Всё, как и полагается в Париже.

Церкви и храмы Мурома

Древние храмы сохранились не только на территории монастырей. На улицах города много красивых старинных церквей.

Николо-Набережная церковь

Православная церковь на улице Плеханова впервые в летописях упоминается в 1566 году. Возведение каменного храма велось с 1700 по 1717 года. Пятиглавый храм выполнен в стиле традиционной архитектуры. Привлекателен его внешний декор в муромской интерпретации московского барокко.  Главная святыня храма – мощи св. Иулиании Лазаревской.

Церковь Космы и Дамиана

Здание Космодемьянской церкви считается самым старым сохранившимся каменным сооружением города. Построена она в середине XVI века по указанию Ивана Грозного. Находится церковь на высоком берегу Оки. Строили церковь знаменитые зодчие Постник Яковлев и Барма, которые работали над храмом Василия Блаженного в Москве. Обрушенный в 1868 году сложный шатер реконструирован по проекту Анисимова.

Успенская церковь

Приходской храм на улице Красноармейская. Основан в 1790 году купцом Лихониным, который на собственные средства построил вместо двух старых деревянных церквей каменный большой храм. В 1835 году к храму пристроили колокольню. С 1923 по 1997 года богослужения в церкви не проводились. Сейчас же церковь небесно-голубого цвета с золотыми куполами привлекает своим обликом не только прихожан, но и туристов.

Церковь Сретения Господня

Расположена на улице Карла Маркса в центре города. Однако несколько сотен лет назад это место было окраиной города, а Сретенская церковь тогда дала название улице, на которой она находилась. Построена церковь на месте храма св. Дмитрия Солунского начала XVI века. Каменная Сретенская церковь, дошедшая до наших дней, построена в 1795 году. Восстановление церкви после советской власти ведется до сих пор.

Храм Гурия, Самона и Авива в Карачарово

Построена в середине XIX веке в русско-византийском стиле, смешанном со стилем эклектики. Пояс карниза небольшой церкви украшен резными элементами и орнаментами. Возводилась на пожертвования прихожан, большую часть денежных средств внес мещанин Гурий Синцов. На момент постройки церковь относилась к Троицкому храму и имела статус кладбищенской. Находится в селе Карачарово на улице Красина.

Храм Смоленской иконы Божией Матери

Находится на тихой и спокойной улице Мечникова. Несмотря на близость к центру города, в этой церкви царит атмосфера уюта и умиротворения. Построена она в начале XIX века на средства купца Елина, позже он с купцами Титовым и Киселевым пожертвовали храму колокол весом в 3,5 тонны. Церковь выглядит легко и воздушно, благодаря особому стилю муромских мастеров. В 2000 году восстановлен пострадавший от молнии шпиль колокольни.

Троицкая церковь в Карачарово

Возведена на высоком берегу Оки в 1828 году. Считается, что первую церковь на этом месте возвел сам былинный герой Илья Муромец, который выловил для строительства из Оки три мореных дуба. Каменную церковь в селе Карачарово возвели, когда эти земли принадлежали графам Разумовским. Сейчас большая Троицкая церковь с куполом в виде полусферы частично разрушена и требует проведения восстановительных работ.

Часовня и Святой Источник Ильи Муромца в Карачарово

Расположены рядом с Троицкой церковью. Часовня на месте церковной колокольни построена в 2007 году.  В ней хранятся мощи Ильи Муромца, умершего в начале XII века и причисленного к лику святых. Рядом с часовней бьет источник. По преданию он считается святым. Считается, что возник он от удара копытом богатырской лошади. При часовне оборудованы купальни для мужчин и женщин для окунания в лечебные воды источника.

Церковь Сергия Радонежского в Троицком монастыре

Среди прихожан носит название «Сергиевский храм». Деревянный храм построен в 1715 году в селе Пьянгус. В 1910 году в селе начали строить каменный храм, а деревянный Сергиевский храм перевезли в соседнее село – Красное. И уже в 1975 году церковь перенесли на территорию Троицкого монастыря. Храм имеет традиционную форму, колокольню и летнюю галерею. Богослужения в старинной церкви проводят только в летнее время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector