Храм рождества христова в вифлееме

Содержание:

Содержание

Более 50 км, по прямой на карте, с запада от Вифлеема простираться Средиземное Море.

Гораздо ближе от города, более 20 км по прямой (если смотреть на локальной карте), омывает побережье очень солёное Мёртвое море. Западный берег Мёртвого моря — это Израиль, а восточный берег Иордания.

На Карте Гугл

На Карте Яндекс

Расстояние от Иерусалима до Вифлеема

Вифлеем расположен южнее Иерусалима. Расстояние от Старого города Иерусалима до Вифлеема около 10 км, большая часть маршрута пролегает через дорогу № 60.

Сегодня трасса № 60 или Горная дорога (с древних времен, также известная как Дорога Праотцов) — это направление пути, проходящий вдоль главного горного хребта по всей своей длине с юга на север, пересекая землю Израиля.

Праотцы — это три библейских персонажа из книги Бытия : Авраам , его сын Исаак, и сын Исаака — Иаков . Авраам считается первым человеком который, принял единого Бога (Монотеизм).

Авраамические религии, а именно иудаизм, христианство и ислам и их ответвления, — это религии, уходящие корнями в традиции семитских народов со времен Авраама, патриарха семитских племен, с которым Бог заключил особый завет.

Семиты — представители древних семитоязычных народов. Согласно традиции, их общее происхождение происходит от Сима, старшего сына Ноя в Библии.

Ной построил ковчег и спас людей от Всемирного потопа. По наиболее распространённому мнению, в конце 4-го — начале 3-го тысячелетия до н. э. в древности, на Аравийском полуострове жили семитоязычные народы.

Расстояние от Назарета до Вифлеема

  1. В северо-западном направлении через дороги номер: 60, 1, 6, и 65 составляет примерно 157 километров.
  2. Путь в северном направлении по трассе номер 60 около 155 км. В наше время название дороги, номер 60, а в библейские времена направление пути упоминалось как дорога Праотцов ,также известная как Горная, названа так, из-за того что пролегает по горному хребту.
  3. В северо-восточном направлении проходит вдоль Иорданской долины через трассы номер: 1 ,90 , 71, и 65 составляет около 175 км.

    Исторический город Назарет располагается в Галилее — исторической области на севере Израиля.

В Назарете, по преданию, Архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть, о том, что она станет Божьей Матерью.

Согласно Евангелию от Луки, «в те дни» была перепись «по всей земле», то есть во всех провинциях Римской империи. Таким образом, Иосиф и «обручённая ему жена» Мария шли из Назарета в Вифлеем, «город Давидов».

Если предположить, что Мария и Иосиф шли пешком, им потребовалось бы 35-40 часов, в результате их путь мог составлять минимум 4-5 дней, чтобы преодолеть около 155 км.

Скорей всего, путь Иосифа и Марии, из древнего города Назарета проходил через путь Праотцов, Дорога № 60. Но возможно что их путь пролегал через через Иорданскую долину, Трасса № 90.

Путь по шестидесятой трассе

Путь по девяностой трассе

Потолки и спуски

Открытый потолок обнажает деревянные недавно отреставрированные стропила. В предыдущей реставрации храма, состоявшейся аж в XV веке, использовались балки, подаренные английским королем Эдуардом IV, который также пожертвовал свинец для покрытия крыши. Однако эта крыша в итоге была расплавлена турецкими захватчиками, желавшими использовать ценный свинец для изготовления боеприпасов, столь необходимых в войне против Венеции.

Лестницы по обе стороны алтаря ведут вниз к гроту. Грот Рождества Христова — это, по мнению большинства христиан, самое настоящее место рождения Иисуса. Он расположен под главным алтарем, и обычно к нему ведут две лестницы по обе его стороны. Грот является частью сети пещер, в которые можно попасть из соседней церкви Святой Екатерины. Туннельный коридор, соединяющий его с другими пещерами, обычно заперт. Точное место, где родился Иисус, отмечено под этим алтарем серебряной звездой в 14 точках с латинской надписью Hic De Virgine Maria Jesus Christus Natus Est-1717 (здесь Иисус Христос родился от Девы Марии — 1717). Она была установлена католиками в 1717 году, снята предположительно греками в 1847 году и заменена турецким правительством в 1853 году. Звезда установлена ​​на мраморном полу и окружена 15 серебряными лампами, представляющими три христианские общины: шесть принадлежат греческим православным, четыре — католикам и пять — армянской апостольской церкви. Алтарь Рождества поддерживается в чистоте и порядке в основном представителями греческой православной и армянской апостольской церквей.

Турки захватывают Храм Христорождения, но не запрещают службы

В пятнадцатом веке Османская империя начала массированную экспансию и стремительно поглощала одну страну за другой. В частности, пал Константинополь, был захвачен Иерусалим.

Однако, правители Блистающей Порты не стали перегибать палку с христианами. Владыки прекрасно понимали, что смиренное население проще контролировать.

Поэтому, христианские и иудейские храмы продолжали функционировать. В том числе и базилика Христорождения.

Собор Рождества Христова в виде схематичного плана

Более того, турки не препятствовали обслуживанию храма. В нем регулярно производился ремонт.  А деньги на столь благочестивое дело жертвовали даже короли.

В частности, на средства английского монарха Эдуарда Второго покрыли новую крышу. А в конце XIX и начале XX века туда отправляли пожертвования российские самодержцы, Александр III и Николай II.

Евангельские события

Согласно Ветхому Завету, родился Христос в 5508 году от сотворения мира. Когда Мария носила Спасителя в своем чреве, они вместе с мужем Иосифом отправились из Назарета, в котором проживали, в город Вифлеем, расположенный неподалеку от Иерусалима. Сделали они это потому, что римский император приказал провести перепись населения. Поэтому каждый гражданин страны должен был прибыть в тот город, где был рожден. Муж Марии же был из Вифлеема.

Прибыв в город, Богородица и Иосиф не нашли места в гостинице. Поэтому они были вынуждены остановиться в пещере на окраине, там, где пастухи укрывали от непогоды овец.

История города[править | править код]

Древний периодправить | править код

В Храме Рождества Христова

Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVI—XVII веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи. В Ветхом Завете Вифлеем упоминается также как Эфрата (Ефрата). Царь Давид был рождён именно в Вифлееме. Здесь же пророк Самуил помазал его на царствование Израилем.

В Вифлееме во II веке после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в году был построен первый христианский храм.

Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в году, здание было востановлено. В году город был захвачен персами, но Храм устоял. В году Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.

Крестовые походыправить | править код

Иерусалимское королевство и другие государства крестоносцев

Несколько веков Святая Земля находилась под влиянием мусульман, что вызывало недовольство в христианской Европе. В году по инициативе Папы Римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. Главной его целью было освобождение Иерусалима, Вифлеема и Назарета. В году Иерусалим был взят крестоносцами, и три самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство, которое просуществовало до года, несмотря на то, что сам Иерусалим был взят Саладином ещё в конце года.

Хотя сам Саладин и его потомки весьма толерантно относились к христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую Землю, крестоносцы неоднократно предпринимали попытки захватить Иерусалим.

Османская империяправить | править код

Вифлеем в году (Рисунок Василия Поленова)

С начала XVI века до началаXX века Иерусалим, Вифлеем и Святая Земля были частью Османской империи. За исключением нескольких периодов, доступ христиан-паломников в город был открыт, однако, много пилигримов погибало по пути в Святую Землю.

Лишь с по год Вифлеем был под контролем египетского хедива Мухаммеда Али.

Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой Земле был поводом для начала Крымской войны.

С конца XIX века влияние Османской империи на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться. Это было начало распада Империи, где начиналась борьба не только с покорёнными народами (которая велась постоянно), но и с революционными настроениями младотурков.

XX векправить | править код

После распада Османской империи, в году Вифлеем отошёл к Британской Палестине.

В году с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим). После арабо-израильской войны в году территория Иерусалима и Вифлеема были захвачены Иорданией, под контролем которой Вифлеем находился до Шестидневной войны года. С 1967 года и еврейская и арабская часть города были полностью под контролем Израиля.

Лишь в году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии, став центром одного из гувернората численностью около 130 тысяч человек.

В году в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Прелюдия

Армия обороны Израиля ожидала, что операция в Вифлееме будет относительно простой после того, как парашютистская бригада несколько раз совершала налет на город в предыдущие месяцы. Задача была возложена на резервную пехотную бригаду Иерусалимской бригады под командованием полковника Рами Цур-Хахама. Во время предыдущих вторжений ИДФ в город разыскиваемые лица укрывались в церкви Рождества Христова. На этот раз силы отряда Шалдаг были посланы, чтобы заблокировать вход на территорию.

Войска были переброшены в город и встретили дезорганизованное палестинское сопротивление. Вертолеты ВВС Израиля приземлились на полчаса позже. Когда прибыл отряд, разыскиваемые лица уже были там. Десятки боевиков, ФАТХ , ХАМАС , Палестинский исламский джихад и сотрудники палестинских сил безопасности бежали в церковь, чтобы укрепить, вместе с примерно 200 монахами и другими палестинцами, прибывшими на это место по разным причинам, которые, по утверждениям Израиля, были взяты в заложники боевиками. , аргумент отрицается Джакомо Бини министр генерал от ордена францисканцев , который заявил:

Старший командир танзимов Абдулла Абу-Хадид добавил:

Среди разыскиваемых в церкви лиц были губернатор Вифлеема Мухаммад аль-Мадани и Абдулла Дауд , начальник разведки Палестинской автономии в Вифлееме.

7 Монастырь Мар Саба

Монастырь Мар Саба

Этот исторический древнегреческий православный монастырь — великолепное зрелище, сжатое между почти вертикальными скальными стенами Ущелье Кидрон, Святой Сабас (родился в 439 г. н.э.) был уроженцем Каппадокии. В 457 г. н.э. он вошел в Иерусалимский монастырь, но остался в 437 г. н.э., чтобы искать уединения в долине Кидрон. Монастырь Мар Саба был основан им в 492 г. н.э. на склонах ущелья напротив пещеры, где он жил.

Сабас получил отличную репутацию не только в Палестине, но и в столице империи Константинополе (современный Стамбул). В возрасте 90 лет он отправился в этот город и убедил императора Юстиниана восстановить Церковь Рождества Христова в Вифлееме. После его смерти в 532 г. н.э., в возрасте 93 лет, его могила стала местом паломничества. В VIII веке монастырь нашел новую славу, став домом для Джона Дамаска, считавшегося величайшим богослоем того времени.

Только мужчины могут войти в настоящий монастырь, но женщины могут подняться на холм справа от монастыря до башни, в которой раньше были размещены гостиницы. Отсюда открывается прекрасный вид на купола монастырского комплекса. Посетители мужского пола, которые входят в монастырь, могут увидеть гробницу святого Саваха в купольной крестообразной церкви, в которой также есть богатые иконы и настенные росписи. Они также могут видеть ужасные черепа монахов, убитых персами в 614 году нашей эры.

Местонахождение: 18 км от Вифлеема

Турецкая оккупация

В 1500 годах Вифлеем завоевали
турки-османы. С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили
в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые
места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским
правителем), под контролем которого находился город в течение десяти лет. Россия
вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил
отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой
Земле. 


Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.

География и климат города

Вифлеем расположен в западной части региона, известного как Плодородный полумесяц, всего в семидесяти трех километрах от побережья Средиземного моря и в семидесяти пяти от столицы Иордании, Аммана.

Центр города образуют восемь исторических кварталов, лишь один из которых — мусульманский, в то время как все остальные населены преимущественно христианами. Помимо уже названных, существует также сирийский квартал, расположенный за пределами центра. В нем проживают переселенцы из турецкого города Мидьят.

Евразия — материк, где находится Вифлеем. На каком материке находится город, не имеет решающего значения, так как основным фактором, влияющим на погоду, считается близость Средиземного моря. Лето в городе, как правило, жаркое и сухое, а зима, напротив, прохладная и влажная. Самым холодным месяцем считается январь, когда температура колеблется от +1 до +13 градусов. Самым жарким летним месяцем, бесспорно, признается август, в течение которого температура может превышать тридцать градусов.

Признание ЮНЕСКО

В 2012 году церковный комплекс стал первым палестинским зданием, которое было включено в Список объектов Всемирного наследия. Перед этим было запущено голосование, в котором были представлены и другие израильско-палестинские объекты (например, храм Соломона), но победила все-таки церковь Рождества. И это несмотря на активное противодействие США и Израиля. Церковный комплекс был тут же утвержден в качестве объекта Всемирного наследия в соответствии с критериями четыре и шесть устава ЮНЕСКО. Решение было спорным с технической и политической точки зрения. Храм также был включен в Список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой, поскольку он сильно портится и проседает из-за регулярных утечек воды.

История и архитектура

Рождественская церковь не переживала трудные времена и мародерства, ведь она самая «молодая» в «Юбилейном» районе города Краснодара. Сначала там были одни высотные новостройки. Затем у жильцов возникла потребность в духовной «пище», следовательно, появилось желание построить храм.

История церкви началась с формирования небольшой православной общины района из нескольких семей. В скором времени они обратились к правящему архиерею с просьбой оказать содействие в постройке храма. В 1991 г. епископ Краснодарский и Кубанский Исидор дал благословение на начало сбора средств для его возведения, городская администрация выделила земельный участок на берегу реки Кубань. В это время был заложен первый камень в основание и объявлен конкурс на создание лучшего проекта. По его итогам выбрали победителя – заслуженного архитектора России и члена Союза Архитекторов России – Юрия Степановича Субботина.

Строительство этой православной достопримечательности Краснодара начали летом в 1992 г., а закончили осенью 1999 г. Сначала освятили нижние приделы и там проходили богослужения и требы, а в верхнем уже в 2000 г., совершили первую Божественную Литургию.

Архитектура и внутреннее убранство

В городе Краснодар храм Рождества Христова – кирпичный, в два этажа, с пятью главами и шатровой колокольней. Он имеет один престол в верхней части, в честь Рождества Христова, и два внизу – посвященный женам мироносицам и всем святым, в земле Российской просиявшим.

Придел нижнего этажа невысокий, его потолок и стены, выполнены в светлой цветовой гамме. В центре – белокаменный иконостас, который сделали волгодонские мастера. Иконописцы Краснодарщины написали для него 33 иконы. Здесь есть в виде креста купель-баптистерий для взрослых. В ней совершается таинство крещения с полным погружением в воду.

Новая гранитная паперть украшает верхний придел церкви. Для инвалидов сделали автоподъемник. В верхнем храме атмосфера Божьего величия и праздничного настроения. Необходимо сказать, что важную роль в этом играет трехрядный резной иконостас, разделяющий алтарь от общего помещения.

Продолжением его является роспись центрального купольного барабана, на котором изображены ветховетные праотцы и ангельский мир. В повторяющем стиле иконостаса сделаны деревянные киоты, сень над образом святых царственных страстотерпцев и над ковчегом-мощевиком.

Вифлеем в Библии[править | править код]

Рождество Христово (икона)

Ветхий Заветправить | править код

Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. אפרת\ה, плодоносный). Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом. Не менее почитаема верующими разных конфессий гробница Рахили (Куббат Рахиль) на выезде из города в сторону Иерусалима. В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь. 1-4).

Также город упомянут в Книге Иеремии.

Новый Заветправить | править код

Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа. Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку. Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое Семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.

Все, что происходило до этого момента, происходило до нашей эры. И, соответственно, все, что произошло после рождения Девой Марией младенца по имени Иисус, произошло уже в нашей эре.

Для отличия от Вифлеема Галилейского, часто упоминается как Вифлеем-Ефрата.

И напоследок

Вифлеем, помимо религиозных святынь, церквей, монастырей, гробниц и мечетей, предлагает туристам несколько интересных заведений:

  • Палестинский центр наследия — культурный очаг, в котором сочетаются музей, выставочный центр, модные показы традиционной палестинской одежды, сувенирный магазин (вышивки, резьба по дереву и т.д.)
  • Фольклорный музей — в самом центре города, заведение небольшое, но очень интересное: здесь представлены практически все ремесла, которыми славится город с незапамятных времен.

Когда ехать?

Лучшее время для посещения Вифлеема — весна и осень. Летом слишком жарко, зимой слишком дождливо и неуютно. Не стоит ехать сюда на Рождественские праздники: толчея, высокие цены, длинные очереди. Как бы ни парадоксально это звучало, но Рождество в Вифлееме способно оставить весьма сложные и отрывчатые впечатления.

Как ехать?

Самый простой способ добраться до города, где родился Иисус — рейсовый автобус из Иерусалима. Дешево и достаточно быстро (около 20 минут), правда, не слишком комфортно, часто бывает тесно.

Такси обойдется дороже в три раза, но удовольствия от поездки больше.

Если вы решили присоединиться к группе туристов, которые формируются на улицах Иерусалима, то все ваши проблемы решает туристическая компания-организатор.

Ухо востро!

Вокруг всех главных достопримечательностей Вифлеема постоянно крутится множество «частных экскурсоводов», которые вылавливают наивных индивидуальных туристов. Они безошибочно определяют того, кто впервые оказался на Земле Обетованной и предлагают свои услуги. Главный аргумент: «Без меня вас никуда не пустят!» Помните! Вас пытаются обмануть, заработать на вас. Вежливо поблагодарите и уверенно сообщите, что не нуждаетесь в услугах.

Чаще всего, подобного толка «гиды» могут сообщить лишь одну достоверную информацию: «Иисус родился в Вифлееме». На этом их ценные сведения заканчивается и начинается полная ахинея.

Целесообразнее приобрести путеводитель: дешевле и содержательнее.

Христианский анклав

Город Вифлеем — это где мирно уживаются мусульмане и христиане. До недавнего времени (еще 50 лет назад) город был почти полностью православным, но сейчас численность верующих христианских конфессий сократилась.

Главное место православного мира — Храм Рождества Христова имеет обширную территорию. Непосредственно к святыне примыкают три монастыря: православный, армянский и францисканский. Храмом владеют три конфессии, проводить службы за главным алтарем имеют право только православные священники.

Сердце храма находится под алтарем. Спускаться к нему необходимо по древней лестнице, достигнув грота, в полу можно увидеть серебряную звезду, означающую место, где родился Христос. Это главная цель паломничества христиан всего мира. За возможностью прикоснуться к святыне верующие люди проделывают длительные путешествия.

Замечателен и сам храм. Построенный много веков назад из неотесанного камня он хранит древнюю архитектуру и больше похож на крепость, всегда готовую к обороне и защите своих паломников и служителей. Недавно проведенные реставрационные работы позволяют увидеть в некоторых местах мозаичный пол, сделанный еще при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись. Написанные образы Святых поражают воображение и усиливают чувства верующих, посещающих храм. Шестнадцать колонн, поддерживающих свод, датируются пятнадцатым веком и относятся к периоду крестоносцев. Они украшены росписью, но ее уже трудно рассмотреть.

Транспорт

Общественный транспорт в Вифлееме развит плохо. В большинстве своем по дорогам ездят старые автобусы и маршрутки без кондиционера, а водители не соблюдают расписание, поэтому их можно ждать очень долго. Билеты приобретают на входе у водителя.

Гораздо комфортнее путешествовать на такси: машины стоят с палестинской стороны сразу после КПП. Но они работают не по счетчику и не имеют фиксированного тарифа.

Таксисты стремятся заработать на иностранных туристах как можно больше. Торги начинаются с крупных сумм, причем часто цены называют в евро. Но водители быстро идут на уступки, и поездка от границы города до его центра в итоге обходится в 20 ILS.

Поймать машину можно и просто на улицах. Поскольку Вифлеем — популярное туристическое место, с такси здесь проблем не бывает. А вот арендовать транспорт или велосипед невозможно — этот сервис совершенно не развит в небольшом арабском городе. Но ключевые достопримечательности удобно расположены и находятся недалеко друг от друга, так что их легко обойти пешком.

Советы туристам

  1. Туристам следует позаботиться о подходящей одежде: брюки и рубашка для мужчин, длинное платье с закрытыми руками и головной убор для женщин.
  2. Покупать сувениры дешевле на улице, чем в специальных магазинах.
  3. Не рекомендуется, есть в местных точках общепита. Туристы, побывавшие в Вифлееме, отмечают низкий уровень соблюдения в них санитарных норм.
  4. Следует заранее договориться о проведении экскурсии экскурсоводом христианином, проживающим на палестинской территории. Это можно сделать на специализированных сайтах.
  5. Очередь к святыне может занять не один час, поэтому следует запастись водой и терпением.

Храм Рождества Господня в Вифлееме имеет большое историческое, культурное и духовное значение для многих миллионов христиан и мусульман. Его следует посетить, и верующим людям, и атеистам, желающим увидеть старейший памятник христианской культовой архитектуры.

Церковь Рождества Христова в Вифлееме

Чем знаменит Вифлеем

По преданию любимая жена праотца Исаака Рахиль умерла и была похоронена по пути из Вифлеема в Иерусалим. На этом месте была построена гробница, массово посещаемая еврейскими паломниками. Мусульмане почитают кладбища бедуинов, расположенные рядом.

Автор Псалтыри иудейский царь Давид родился в этом городе. Он объединил Израильское царство, столицей которого стал Иерусалим. Описанные события в книге Руфь также происходили в Вифлееме.

Самым главным событием, которое сделало город знаменитым, стало рождение в нем Иисуса Христа. По преданию Матерь божья Мария и ее обручник Иосиф прибыли в Вифлеем из Назарета, чтобы участвовать в переписи населения. Там в пещере на краю города был рожден Спаситель, изменивший ход развития человеческой цивилизации. Это событие было предсказано семь веков назад пророком Михеем.

С тех пор Вифлеем стал вторым по значимости Святым местом для христиан после Иерусалима. На месте рождения Христа, мать римского императора Константина Елена построила церковь Рождества Христова. Она несколько раз разрушалась, перестраивалась, но сохранилась до сих пор.

Недалеко от места рождения Спасителя находится Молочная пещера, образованная в пористой горной породе белого цвета. По преданию в ней пряталось Святое семейство по пути в Египет. Над пещерой построена и существующая до настоящего времени церковь Молочного грота. Восточнее церкви Рождества находится поле Пастухов, которым ангел сообщил, что в этом городе вскоре родится Иисус Христос.

Лавра Саввы Освященного

Рекомендовать место

5

Лавра преподобного Саввы располагается на территории пустыни Иудейской, в долине Кедрон. Ее второе название — монастырь Мар-Саба. Лавра преподобного Саввы — это мужской греческий монастырь в Палестинской автономии. Основан в V веке и освещен Саввой Освященным.

В прошлые века Мар-Саба был одним из наиболее густонаселенных монастырей, так как мог себе позволить вместить большое количество монахов. Ранее на территории лавры проживало пять тысяч монахов, в наши дни здесь проживают всего лишь двадцать монахов. Савва был отшельником, аскетом и глубоко верующим, поэтому первой постройкой в пустыне была церковь. С течением времени к нему начали подтягиваться ученики и селиться возле него. Так и начала расширяться лавра. В начале VII века на монастырь напали персы, уничтожили значительное количество построек и убили монахов. Их нетленные мощи и черепа до сих пор хранятся в усыпальницах.

Лавра Саввы Освященного – одно из немногих мест, куда не добрался прогресс. Монахи сознательно отказываются от многих благ цивилизации. Так, например, свет в Лавру не проводят и в наши дни, монахи пользуются свечами и керосиновыми лампами. За все XVI веков, что существует лавра, в нее ни разу не ступала женская нога. Как рассказывают местные легенды, даже мать Саввы жила далеко от территории лавры. Савву и его молитвы считали святыми — после долгих молитв прп. Саввы из камней, располагавшихся возле лавры, начал бить ключ, который не пересыхает до сих пор.

Мусульмане захватывают храм Рождества Христова

Ближневосточный регион всегда отличался постоянно происходящими войнам. Тут сталкивалось множество политических, экономических и религиозных сил. И каждая из них стремилась распространить свое влияние на как можно большую территорию.

Византийская империя не смогла долго контролировать области Иудеи и в седьмом веке Вифлеем оккупировали персидские завоеватели. Они пронеслись, разрушая и грабя все на своем пути, но их рука не поднялась на храм Рождества Христова.

В XI веке храм захватили мусульмане, но не стали сносить церковь, стоящую на месте рождения Исы.

А дело все в том, что императрица Елена приказала выложить прекрасную мозаику с изображением Богородицы и новорожденного Христа в окружении волхвов. Персы, увидев изображения своих почитаемых предков просто не решились осквернить помять о них и не стали разрушать церковь.

Салах-Ад-Дин, султан Египта, Ирана, Иерусалима и пр. По его воле Христорождественский храм перешел во владение Сирийской православной церкви

Вифлеем: из глубины веков

Древняя Палестина. Здесь в XVII-XVI вв. до н. э. был основан и вырос город Вифлеем. Это родина пророка и псалмопевца Давида, пастуха, промыслом Божьим помазанного на царство. В пророчествах Ветхого Завета указывается на Вифлеем как на город, в котором родится Спаситель мира.

Евангелист Лука рассказывает в Евангелии о путешествии Девы Марии и ее мужа Иосифа в Вифлеем для участия в переписи. Всем жителям, населяющим Израиль, следовало явиться для проведения этой процедуры в город своего рода. Иосиф происходил из рода Давида, поэтому им пришлось пуститься в далекое и трудное путешествие. От их родного города Назарета до Вифлеема расстояние около 150 км. А ведь Мария была беременна. Казалось бы, что в конце пути их ждет отдых. Но не нашлось в Вифлееме места, где приютили бы странников. Все гостиницы были заняты. Никто не пустил на постой уставших путников. А между тем приближалось время родов. И устроились Иосиф с Марией в хлеву, где укрывался скот от непогоды. Здесь и суждено было родиться младенцу Христу. И простой хлев стал известен всему человечеству.

Первые последователи Христа построили на этом месте небольшую церковь, которая была разрушена в годы гонений на христианство.

Императрица Елена закладывает Христорождественский храм

Святая императрица Елена, жена императора византийской империи Константина Великого, была истовой христианкой и однажды решила совершить паломничество в Святую Землю.

Во время путешествия она приняла участие в основании Христорождественского храма. Об этом чудесном событии остались записи Евсения Кесарийского.

Фрагмент записей Евсения Кесарийского, посвященный основанию Базилики Рождества Христова:


Евсений Кесарийский
римский историк, отец церковной истории

При этом когда Елена выбирала место она скорее всего руководствовалась апокрифическим Протоевангелием Иакова, так как в простом Евангелие такое место не указано.

Первое упоминание о том, что Спаситель появился на свет в пещере в городе Вифлеем принадлежит Оригену и датируется 247 годом нашей эры.

Альтернативные источники утверждают, что пещера где родился Христос находится в окрестностях города, а то и на полпути к Иерусалиму. Обычно последнее место указывали местные жители тысячам паломникам.

Изображение императора Константина Первого Великого, повелителя Византии и покровителя христианства. По его воле начали строить храм Рождества Христова в Вифлееме

Развлечения, экскурсии и достопримечательности Вифлеема

Главной достопримечательностью Вифлеема и важнейшей христианской святыней считается Пещера Рождества, где родился Иисус Христос. Над пещерой расположена базилика Рождества Христова (Храм Рождества Христова в Вифлееме), построенная в 326 г. Напротив пещеры Рождества находится пещера Вифлеемских младенцев и пещера Святого Иеронима. Рядом с базиликой расположен главный католический храм города — церковь Святой Екатерины.

Второй по значимости святыней в Вифлееме считается гробница Рахили, супруги Иакова и матери Иосифа и Вениамина. Гробница является местом паломничества и свята для всех трех религий.

Интерес представляет Молочная пещера абсолютно белого цвета. Легенда гласит, что пещера стала белой от нескольких капель молока, пролитых Марией во время кормления Иисуса. Порошок, соскобленный со стен часовни, продается там же в качестве средства, способствующего рождаемости.

Современное искусство также оставило свои следы в Вифлееме. А именно на стене, отделяющей город от Иерусалима, таинственный англичанин Бэнкси оставил свои граффити.

Всего в 5 км к юго-западу км от Вифлеема в красивом сосновом лесу в долине Артас расположены бассейны Соломона — три открытые каменные цистерны, вмещающие 160 тысяч кубических метров воды. На протяжении веков эти бассейны сыграли значительную роль в водоснабжении района.

В 5 км к юго-востоку от Вифлеема на территории Израиля расположена древняя крепость Иродион. Единственное в мире сооружение, носящее имя Ирода Великого, основателя идумейской династии Иродиадов, и считающееся предположительным местом его захоронения. Крепость была сооружена в 23-20 гг. до н. э. на насыпной горе, похожей на вулкан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector