История образования, деятельность и разгром кокандской автономии
Содержание:
- История [ править ]
- Экономика и администрация
- Фестиваль искусства и ремесел в Коканде
- Восстание и ликвидация Кокандского ханства
- Мавзолей Мадарихана
- Ссылки [ править ]
- Где остановиться
- Правители государства Коканд
- Этимология
- Государственный строй Кокандского ханства
- Попадание в зависимость от Российской империи
- Основание ханства
- Музей Мукими
- Основные достопримечательности [ править ]
- Разгром Туркестанской автономии
- История Коканда
- Внешние ссылки [ править ]
- Чем заняться в Коканде – туры и достопримечательности
- История
- Медресе Норбут-Бия
История [ править ]
Город Коканд — один из старейших городов Узбекистана, расположенный в западной части Ферганской долины. В летописях 10 века появились первые письменные документы о городе Хуканде, Хавоканде (старые названия города). В 13 веке, как и большинство городов Средней Азии, монголы разрушили город. Город является важным центром торговли на Великом шелковом пути.
Коканд существует, по крайней мере, с X века под именем Хаваканд и часто упоминается в рассказах путешественников о караванном пути между Южной Азией и Восточной Азией . Династии Хань из Китая завоевали весь город в 1 — м веке до н.э. Позже арабы завоевали регион от империи Тан . В монголы уничтожили Коканд в 13 — м веке.
Нынешний город начался как форт в 1732 году на месте другой старой крепости под названием Эски-Курган . В 1740 году он стал столицей Узбекского царства Кокандского ханства, простиравшегося до Кызылорды на западе и Бишкека на северо-востоке. Коканд был также крупным религиозным центром Ферганской долины, в нем было более 300 мечетей .
Имперские войска Российской империи под командованием Михаила Скобелева захватили город в 1883 году, который затем стал частью Российского Туркестана . После присоединения Коканда и всей Средней Азии в целом к Империи мир и порядок вошли в регион на 40 лет. Во время Первой мировой войны в Российской империи произошло две революции. Сепаратисты воспользовались ситуацией, чтобы дестабилизировать город и предотвратить революционные изменения. Таким образом, это была столица недолговечного (72 дня) (1917–1918 гг.) Временного антибольшевистского правительства Автономного Туркестана (также известного как Кокандская автономия ). Они обратились за помощью к атаману Дутову и Алаш Орде.. Тем не менее, его посланец к Амиру из Бухары достигнуто мало.
Стоит отметить, что современный город в основном развивался с момента присоединения к Российскому Туркестану .
Экономика и администрация
Население этого города составляет триста тысяч человек, расположен он на плодородных землях реки Сырдарьи в Ферганской долине. Здесь прекрасно уживаются рядом русские, узбеки, армяне и киргизы. Климат здесь такой же, как и в Ташкенте: мягкий, позволяющий выращивать хорошие овощи и фрукты. Главное административное лицо города называется хоким (исполняет функции мэра). Выбирают на должность хокима Совет Народных Депутатов.
В 1991 году, когда Узбекистан стал самостоятельной республикой, славным городом Кокандом правили: Хаджикул Туракулович Мавлянкулов, годы службы с 1991 по 1999; Абдухаким Султанович Ходжаев, работал с 1999 по 2004; Маруф Азамович Усмонов (2004 () — октябрь 2006; Хаетхон Салимович Каримов (октябрь 2006 — ноябрь 2008). С ноября 2008 года должность занимает Шухрат Уринбаевич Сабиров.
Объем продукции, выпущенной на крупных промышленных предприятиях в 2006 году составил 72,9 млрд сумов. В структуре промышленности удельный вес предприятий химпрома — 28 % (АО “КокандСФЗ”, АО “Коканд спирт”), пищевой промышленности — 32,2 % (АО “Коканддон махсулотлари”, АО “Коканд ег-мой”, СП “Эффектив ойл”, АО “Мастона”), переработки хлопка — 27,4 %, машиностроения — 6,6 % (АО “Коканд маш”, ООО “Электромаш”, АО “Механика”, АО “Мотортаъмирлаш”) и легкой промышленности — 5,8 % (АО “Улугбек”, ООО “Шойиатлас”, СП “Кофра”).
Фестиваль искусства и ремесел в Коканде
Кокандское ремесло имеет давнюю историю, методы и традиции. Сегодня получили распространение около 30 видов народных промыслов (чеканка по меди, ткачество, живопись, орнаментальная резьба и др.). В нашем прекрасном городе почти 400 мастеров обучают ремеслам – передают наследие отцов и дедов следующему поколению.
Начиная с 2019 года, раз в 2 года начали проводить, ставший уже историческим, Международный фестиваль народно-прикладного искусства. Так как решением Всемирного совета ремесленников от 23 июля 2019 года Коканд получил статус «Мирового города ремесленников». На сегодняшний день этот статус получили 36 городов мира. Коканд первым среди городов стран СНГ попал в этот список.
Восстание и ликвидация Кокандского ханства
Соглашение регламентировало вопросы политики и торговли, но одновременно провозглашало упразднение Кокандского ханства и вхождение его в состав России, путем преобразования в Семиреченскую область.
Но Худояр оказался на редкость алчным правителем. Поставив подпись в документе, он вообразил себя всемогущим. Его жажда обогащения не знала границ: из своих подданных он выжимал последние соки, утратив всякое чувство меры.
Форт Перовский
Отдельные выступления его подданных в 1875 г. превратились в мощный марш против Худояра. Даже его сын и наследник Насреддин присоединился к недовольным. Со временем социальный протест превратился в религиозный. Возглавили его фанатики-богословы и священнослужители. Да и цели когда-то мелких бунтов изменились.
Теперь задача была другая – восстановить Кокандское ханство и избавиться от Худояра, творящего беззакония ради выгоды русских. Бунты были прямой угрозой для российской власти и переросли в настоящую войну. Она продлилась полтора года, пока ликвидация Кокандского ханства не стала реальностью.
Государство вошло в Туркестанское генерал-губернаторство и получило название . Вооруженные силы ханства прекратили существование. Кто-то вернулся к мирной жизни, кто-то продолжил службу в охране караванов. А были и такие, кто занялся грабежами и разбоями на просторах Ферганской долины.
Мавзолей Мадарихана
На фото изображен мавзолей Мадарихана. Гробница была построена в эпоху царствования Умар-хана по распоряжению Надиры, его любимой жены и поэтессы. Это несколько построек , предназначенные для захоронения самой Надиры, ее свекрови и всех женщин правящей семьи. Архитектура крипты не уникальна: богато украшенный портал с голубым куполом, мечеть с летней галереей и захоронения, над которыми плиты из мрамора или саркофаги. Усыпальница окружена кирпичной стеной. К себе притягивает взгляд расписанный вход в мавзолей: здесь фразы из Корана, узоры из птиц и цветов, цитаты из стихотворений Умархана.
По свидетельствам современников, Надира принимала самое горячее участие в культурной жизни города и области, покровительствовала искусствам. Она строила школы, храмы, рынки. Она дружила с Увайси, литератором и учительницей детей Умархана. Надо сказать,что семья Увайси была весьма влиятельна в Узбекистане и состояла из интеллигентных и ученых людей своего времени. Отец поэтессы одинаково владел родным языком и языком соседей – таджикским. Благодаря обстановке у девочки развилась любовь к литературе, а позже она стала писать стихи.
В свою очередь, весь жизненный путь Надиры проникнут оказанием помощи больным и нищим, при ней активно обучали грамотности детей неимущего населения. Она имела большое влияние на своего светлейшего мужа и при нем строились школы, церкви, соборы, возводились рынки и районы для проживания. Он сам был литератором, как доказательство этого, на крипте есть фразы из его произведений.
Ссылки [ править ]
- ^ Географические названия мира: Топонимический словарь. — М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 г.
- ^ «Коканд, Узбекистан» . Проверено 30 января 2021 года .
- ^ Политика мусульманской культурной реформы, джадидизм в Центральной Азии Адиб Халид, Oxford University Press , 2000
- ^ «Дворец Худояр-хана, Коканд, Узбекистан» . uzbek-travel.com . Проверено 31 октября 2020 .
- ^ а б в г е Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd. стр. 153. ISBN. 9-781784-771089.
- ^ «Дворец Худояр-хана, Коканд, Узбекистан» . uzbek-travel.com . Проверено 31 октября 2020 .
- ^ «Дворец Худояр-хана, Коканд, Узбекистан» . uzbek-travel.com . Проверено 31 октября 2020 .
- ^ «Музей мечети Джами | Достопримечательности Коканда, Узбекистана» . Одинокая планета . Проверено 31 октября 2020 .
- ^ «Музей мечети Джами | Достопримечательности Коканда, Узбекистана» . Одинокая планета . Проверено 31 октября 2020 .
- ^ а б в Маклеод; Мэйхью (2019). Decouverte Ouzbekistan . Женева: Путеводитель Олизане.
- ^ Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd. стр. 154. ISBN 9-781784-771089.
- ^ а б Ибботсон, Софи (2020). Узбекистан . Соединенное Королевство: Bradt Guides Ltd. стр. 155. ISBN 9-781784-771089.
- ^ Подробнее о Коканде
- ^ Петля. «Центральная Азия пробуждается! Фестиваль ремесленников, Коканд, Узбекистан» . Журнал Garland . Проверено 31 октября 2020 .
- ^ Администратор, WCC «Подайте заявку сейчас: Первый международный фестиваль ремесленников Коканд 2019 | Всемирный совет ремесел Европы» . Проверено 31 октября 2020 .
- ^ Администратор, WCC «Подайте заявку сейчас: Первый международный фестиваль ремесленников Коканд 2019 | Всемирный совет ремесел Европы» . Проверено 31 октября 2020 .
- ^ sariq-qiz (29.09.2019). «Международный фестиваль мастеров кустарного промысла в Коканде / Internationales Handwerker Festival в Коканде» . сариккиз (на немецком языке) . Проверено 31 октября 2020 .
- ^ (на украинском языке) От Януковича до Зеленского через Порошенко. Кто возглавляет Минобразования Сергей Шкарлет , Украинская правда (13 октября 2020)
Где остановиться
Прежде чем наслаждаться красотами восточного города, вам надо будет позаботиться о жилье. На сайте www.booking.com есть 10 прекрасных отелей, в которых вы всегда сможете остановиться. В гостинице “Коканд” роскошные номера класса “Люкс”, обойдутся вам от 2600 рублей, в гостинице”Хан”, расположенной по адресу улица Истиклол, 31, дешевле и в ней номер в среднем обойдется 55$.” Отель Kokand расположен в Коккосе. В распоряжении гостей ресторан, круглосуточная стойка регистрации и бесплатный Wi-Fi на всей территории. Осуществляется доставка еды и напитков в номер.”- Вот что пишет сайт о царице всех гостиниц города.
Правители государства Коканд
История Кокандского ханства насчитывает 45 правителей династии, основанной Шахрух-бием. Но лишь некоторые из них оставили заметный след:
- Абдурахим-бий (172 –1739) – построил г. Коканд;
- Абдукарим-бий (1739–1765) – прославился как умный стратег;
- Нарбута-бий (1778–1807) – выпустил собственные деньги – кокандскую пулу;
- Алимхан (1807–1816) – самый воинственный, кровожадный и жестокий хан;
- Умар-хан (1816–1821) – дальновидный политик, приверженец развития международных связей. Он покровительствовал ученому люду, деятелям культуры;
- Мадали-хан (1821–апр.1842) – в годы его властвования территория государства достигла максимума;
- Шир-Али-хан (июнь 1842–1845) – мудрый и справедливый.
Среди тех, кто сидел на Кокандском троне, некоторые проводили реформы. Но подавляющее их число своей целью провозглашали беспрестанное расширение государственных границ, наживая новых врагов. Россия стала одной из многих. Ей и удалось ликвидировать Кокандское ханство. В 1876 государство перестало существовать.
Этимология
Название города соответствует названию других центральноазиатских городов, в которых присутствует элемент «канд / кент / кванд / джанд», что означает город на согдийском, а также на других иранских языках. Khwarazmian версия была «Кат», который по- прежнему находится в названии старого города Akhsikath / Akhsikat в Ферганской долине в Узбекистане . Приставка «ху / ху» по- ирански означает «хорошо». (современный таджикский хуб. Вместе название расшифровывается как «Добрый город».
Тюркское происхождение несостоятелен в хронологическом порядке, но государства как таковые: «Имя Коканд происходит от известной племенной семейной группы„Кокано“ , которые принадлежат к Kongrat племени узбеки .»
Государственный строй Кокандского ханства
Ханство – абсолютная монархия, где власть передавалась исключительно по наследству.
Возглавлял государство хан. Из всей, окружавшей его феодальной знати и чиновников, ближайшей к нему должностью была минг-баши (тысяцкий).
Медресе Мадали-хана
Функционировал также ханский совет. В состав его входили важные государственные сановники и глава духовенства. Здесь обсуждали вопросы жизнедеятельности ханства. Если мнения участников совета расходились, суждение главы духовенства признавалось самым веским.
Правителей местного уровня называли беками и хакимами. Что касается правителя г. Ташкент, его лично назначал хан, присвоив титул беклар-беги. Власть в кишлаках олицетворяли аксакалы, иначе говоря, старосты. Мухтасибы следили за поддержанием порядка и соблюдением жителями законов шариата.
Что касается судебной власти, ею ведали кази («радеющие о правосудии»). Во главе стоял кази-калон – главный судья. Обычно такие должности занимали представители духовенства. Они считались истинными знатоками шариата. От толкования тех или иных норм, зависело решение в судейских делах. Телесные наказания и смертная казнь практиковались повсеместно и за самую малую провинность.
Во всяком кокандском городе возводилась «калля-минора» – «башня из мертвых голов» в людных местах. Она напоминала кучу арбузов, но полосатые плоды заменяли головы подданных, которые осмелились подняться на восстание, и захваченных в плен соседей.
Реальная кровь при дворе кокандского хана проливалась за владение должностями. Каждый семейный клан стремился раздобыть должность для своего представителя. Все в Коканде хотели властвовать.
Даже сильнейшие государства без надлежащих реформ могут ослабнуть перед лицом внешней опасности. Тому подтверждение Кокандское ханство.
Читайте далее:
Худояр Хан и его дворец в Коканде
История возрождения и капитуляции Хивинского ханства
Город Риштан – центр гончарного искусства Узбекистана
След, оставленный в Узбекистане древней Кушанской империей
Русско-хивинские войны в XVIII–XIX веках и взятие Хивы
Попадание в зависимость от Российской империи
С Россией у ханства складывались совсем непростые отношения. Кокандцы оказались весьма беспокойным соседом и доставляли немало неудобств:
- захватывали и разоряли казахские аулы, преданные русскому царю;
- препятствовали торговле;
- осуществляли набеги на приграничные районы.
Нарастали в ханстве и антирусские настроения.
Неизбежно назревал открытый конфликт. В 1850 году состоялась первая стычка – нападению на территории ханства подверглись два русских отряда. Им пришлось отступить.
В 1852 году русские разрушили крепости ханства, встретившиеся им на пути к г.Ак-Мечеть (сегодня Кызылорда, Казахстан). Но кокандцы город отбили.
Кокандская крепость АК-мечеть
Но в 1853 русские к нему вернулись и в этот раз взяли город быстро и переименовали его в Форт Перовский. Все дальнейшие попытки кокандцев отбить населенный пункт были пресечены.
Ненадолго настало затишье, но в 1860 конфликт вспыхнул с новой силой. Русским был объявлен газават. После очередной попытки в 1866 году без крупных потерь с русской стороны взят Ташкент. Ханство к тому времени обессилело и достойно сопротивляться было не в состоянии.
Безуспешно хан Коканда пытался помешать русским. В 1868 году Худояр подписал с ними мирный договор – документ, подтверждающий факт завоевания Кокандского ханства.
Основание ханства
В Ферганской долине в 1710 году произошло восстание чадакских ходжи. Его возглавил Шахрух-бий. Он положил основу династии кокандских ханов, которая просуществовала до той поры, пока Российская Империя не захватила государство.
Ходжи создали в плодородной низине Алтайских гор свое собственное государство, а на трон посадили своего предводителя. Совсем скоро появился город Коканд. Он стал столицей ходжей. Год образования Кокандского ханства – 1710.
Вновь образованное государство заняло территорию нынешнего Кыргызстана. Его границы то и дело менялись и охватывали юг Казахстана, Синьцзян-Уйгурский район Китая и другие земли.
Крупные по меркам 19-го столетия города ханства: Андижан, Ходжент, Ташкент, Наманган и Маргилан были центрами одноименных округов. А сама столица больше, чем Бухара и Тегеран в три и четыре раза, соответственно.
Когда ханом становится Нарбута-бий – правнук Шахрух-бия, внук его сына Абдукарим-бия – проходит денежная реформа. Кокандское ханство выпускает собственную монету – пулы. Это был настоящий расцвет экономики ханства и его городов. Расширяются границы, повышается уровень жизни.
В начале 19 века его сын Умар-хан проводит новую реформу денег. Теперь в ходу не одна монета, а целых три – медные, серебряные и золотые. А с ними – новый подъем экономики, расширение торговли и ремесел, рост уровня жизни и увеличение численности жителей.
Утвержден герб Коканда 22.10.1908г. Выглядел он так: «Червленый щит. В нем золотой фасад дворца хана. Ворота в нем распахнуты. Три цветка хлопчатника серебрятся в нижней части щита, окрашенного в лазоревый цвет. В свободной части герб области».
Музей Мукими
Этот музей расположен в медресе Миен Хазрат, построенном в 18 веке. Здесь жил Амихунджа Мукими, чьи стихотворения актуальны до сих пор. Будущий литератор родился в семье пекаря и был единственным сыном из пятерых детей. В семье детям прививали любовь к культуре и искусству. Его мать была поэтессой, знали узбекские сказки и пословицы, часто рассказывала их своим детям. Амихунджа осиротел, когда учился в местной школе. Потом он переезжает в Бухару для продолжения образования. На тот момент поэт хорошо знает персидский и познает многие науки. Он много пишет произведений,но их не публикуют и он живет в страшной нищете. Литератор вынужден жить редакторским трудом – правя чужие рукописи. Получает небольшие деньги от своих стихотворений и зарплату как преподаватель учебного заведения. Он долгие годы находился в тесной каморке при медресе со своим сыном Акбарходжой и писал при свете свечи свои замечательные произведения. Он умер в полной нищете в возрасте 53-х лет в медресе Хазрат.
Музей могут посетить все желающие и ознакомиться с помощью местных экскурсоводов с творчеством и жизнью великого литератора, и культурой 19 века.
Основные достопримечательности [ править ]
Дворец Худаяр-хана править
Дворец Худояр Хан был построен между 1863 и 1874 годом правителем Мухаммедом Худояром Ханом , дворцом является самым впечатляющим зрелищем в Koland. Когда он был построен, американский дипломат Юджин Шульер описал его как «намного больше и великолепнее любого другого в Центральной Азии».
Худяр-хан поручил архитектору Мир Убайдулло построить для него королевскую резиденцию со 113 комнатами, расположенными вокруг семи дворов. Правитель хотел, чтобы его мать жила в одном из величественных зданий дворца, но она отказалась и поставила юрту во дворе.
Фасад здания украшен мозаичной плиткой и арабской надписью над входом. Надпись переводится как «Сеид Мохаммад Худаяр Хан: великий правитель».
Большая часть дворца, включая его гарем , была снесена советскими властями , но осталось 19 комнат. Они открыты для посещения, а интерьеры были частично отреставрированы. Они демонстрируют сочетание русского и традиционного узбекского стилей, а также изысканное мастерство кокандских мастеров XIX века. По запросу возможно осмотр дворцовой коллекции китайской керамики.
Джума-мечеть править
Кокандская мечеть Джума (Пятничная мечеть) расположена на площади Чурсу в исторической части города Ичери Шехер. Он был построен между 1809-1812 годами Мухаммедом Умаром ханом , который правил Кокандом с 1810 года до своей смерти в 1822 году.
Мечеть построена вокруг большого внутреннего двора и имеет айван длиной 100 м, поддерживаемый 98 колоннами из красного дерева, которые украшены резьбой и были привезены из Индии. Высота минарета 22 метра.
Мечеть Джума, хотя и задумывалась как главное культовое место Коканда, оставалась закрытой большую часть 20 века. Затем он вновь открылся после столь необходимой реставрации в 1989 году, и сейчас здесь находится небольшой музей прикладного искусства с выставками вышивки и керамики.
Медресе Аминбека править
Медресе Аминбека, религиозное училище, было построено в 1830-х годах для сына Мадали-хана , хана Коканда с 1822 по 1842 годы. Медресе имеет красиво черепичные фасад, который был восстановлен в 1913 году под названием ремесленника Khomol Khozi. По этой причине медресе часто называют медресе Хомол-Хози. Сегодня в здании находится небольшой музей и магазин, но плитка и резные деревянные колонны по-прежнему впечатляют.
Музей Хамзы править
Построенный в 1989 году музей Хамзы назван в честь Хамзы Хакимзаде Ниязи , советского героя, родившегося в Коканде. Хамза был первым национальным поэтом Узбекистана и основоположником узбекского соцреализма , и музей был открыт в ознаменование столетия со дня его рождения. В музее представлены общие экспонаты о жизни в Коканде, а также есть артефакты, относящиеся к различным драматургам, пропагандистам и писателям.
Дополнительные сайты править
В Коканде есть еще три исторических медресе. В медресе Шаиб Миан Хазрата XIX века есть небольшой музей, посвященный поэту Мохаммед Амин Мукими (1850–1903).
Медресе Нарбутабей было построено в 1790-х годах. На его кладбище находится могила Мухаммад Умар-хана и его жены, известного узбекского поэта Нодира . Известный как мавзолей Модари-хана, он богато украшен глазурованной голубой мозаичной плиткой. В отличие от других медресе в Коканде, которые были закрыты Советским Союзом, медресе Нарбутабей оставалось активным местом изучения Корана до 2016 года .
Последнее медресе — медресе Дастуркаханчи. Он был построен в 1833 году как школа для мальчиков, но сейчас это учебный центр, где девочки учатся вышиванию.
Дахма-и-Шохон, некрополь кокандских ханов с 1830 года.
Разгром Туркестанской автономии
С важной проблемой столкнулось правительство при формировании воинских подразделений. Отказ от службы в армии – исторически сложившаяся традиция среди мусульманского населения Средней Азии
Со времен Кокандского ханства в армию отдавали за проступки и преступления. Для формирования воинства Кокандская автономия не располагала людскими ресурсами. Набор в части проходил среди местного населения, наемников с Кавказа, турецких пленных. Возглавил разношерстную армию главарь басмачей Иргаш.
Басмачи
Под его руководством националистические вооруженные отряды вели партизанско-басмаческое движение.
В ходе военных действий, Коканд подвергся сильному разрушению. 22 февраля в ходе переговоров был подписан мирный договор. Вооруженному формированию надлежало сдать оружие и подчиниться Советской власти.
Действия большевиков были восприняты как агрессия по отношению к жителям Туркестана. Это положило началу массовому повстанческому движению против Советов.
Читайте далее:
Статус республики Узбекистан сегодня
Точное время в городах Узбекистана
На каком языке говорит население в Ташкенте?
Описание и достопримечательности Республики Каракалпакстан
Что турист должен знать о погоде в Ташкенте
История Коканда
Первые письменные упоминания о Коканде относятся еще ко 2 веку до н. э. Поэтичные узбеки назвали свой город “прекрасное место”, давая ему справедливое определение. Это один из наиболее значимых городов Ферганской обл. и всего Узбекистана, расположенный в 88 км к западу от города Ферганы. Коканд находился в десятом столетии на Великом шелковом пути из Поднебесной империи в Индию. Всегда славился торговлей, знаменитые рынки во все времена приковывали к себе восхищенные взоры путешественников, а изделия ремесленников, живопись художников продавались по всем странам мира. В тринадцатом веке населенный пункт уничтожили монголы и он стал одним из небольших городов Узбекистана, раздираемый междоусобными войнами среди богатых родов. В 1709 возникло Кокандское ханство, основанное Шахрух-бием. Он возвел крепость Коканд и вокруг крепости стали селиться люди, будущие жители города, а в 1732 году возник сам населенный пункт, построенный Абдурахим-бием. В 1876 году Коканд завоевал русский генерал от инфантерии Скобелев, и Коканд стал принадлежать России как часть Туркестана. Был одним из городов Ферганской обл. при советской власти.
Основное строительство архитектурных достопримечательностей города проходило в 18-19 столетиях. Именно в это время процветало знаменитое ханство Коканда и возводились чертоги, храмы и школы, усыпальницы и многое другое. Многие памятники культуры безнадежно разрушены, но даже та малая часть, сохранившаяся благополучно до нашего времени, восхищает нас былым могуществом страны. Коканд делится на старый и новый города. Новый город представляет собой деловую часть Коканда, а Старый город – историческую и культурную. Ходя по улицам Старого города, туристы могут увидеть дома начала 20 века. Некоторые из них находятся на Советской улице. “Русско-Азиатский Банкъ” был построен в начале 20 века. Рядом расположены аппартаменты Вадьяева, богатейшего человека Туркистана в 1900-х годах. На данный момент там находится городская ратуша. Рядом находится телеграф, сохранивший свой первозданный вид.
Мост Гишт-куприк или “Кирпичный(каменный) мост” был задуман как место для торговли с лавочками и полностью крытый, чтобы жаркое солнце своими лучами не напекало головы покупателям и продавцам. Построен при Мадали-хане, жившем в 19 веке. Просуществовало сооружение до 1936 года. Знаменит он тем, что на нем когда-то давно позировал для фотографии Худоярхан, последний хан в истории Коканда. Есть мост Старухи (Кампыр-Куприк), Дерезлик, который был строителем Мусульманкулом в 1856 году, при Худоярхане.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме Коканда . |
Официальный городской портал Коканда
vте Ферганская обл. | ||
---|---|---|
Столица: Фергана | ||
Районы и места |
|
|
Другие города и села |
|
vте Города Узбекистана | |
---|---|
Капитал | |
Города |
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Чем заняться в Коканде – туры и достопримечательности
Город Коканд, расположенный в западной части Ферганской долины, один из древних городов Узбекистана. Первые письменные свидетельства о городе Хуканде, Хавоканде (старые названия города) встречаются еще в летописях X века
Город имел важное значение торгового центра на Великом Шелковом пути и в XIII веке, как и большинство центральноазиатских городов, был разрушен монголами
Но всемирная слава к городу приходит в XVIII веке, когда он становится столицей богатейшего и развитого Кокандского ханства. В первой половине XVIII века неподалеку от нынешнего города (тогда территория Бухарского эмирата) родоначальник династии кокандских ханов заложил крепость Эски-курган (1732 г.), с которой собственно и начался новый Коканд, вскоре получивший старое имя, звучавшее теперь как «Кхук-канд» — «Кабаний город». Первоначально, это было небольшое, обособившееся от Бухарского эмирата, владение, но постепенно оно территориально расширилось.
Своей мощи ханство достигло в первой половине ХIХ века, когда его территория включала в себя большую часть современного Узбекистана, часть южного Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Китая. В состав Кокандского ханства входили также Ташкент и Чимкент. Это было большое, могущественное государство — перспективный торговый и религиозный центр. Только в Коканде насчитывалось более 300 мечетей и десятки медресе.
За свое существование Кокандское ханство сменило 29 правителей, самым известным из которых остался последний хан – Худояр-хан, прославившийся своей жестокостью и алчностью. За время правления он четырежды терял свой трон и вновь его отвоевывал.
В его эпоху велись большие работы по благоустройству города: строились гузары, мечети, медресе. Во второй половине XIX века между Бухарским, Хивинским и Кокандскими ханствами началась борьба за власть. Воспользовавшись этим, Россия начала завоевательный поход на Центральную Азию. В 1868 году на основании договора Кокандский хан был приравнен своими правами к вассалу Российской империи. На этом закончилась история Кокандского ханства, просуществовавшего почти 170 лет.
После присоединения Коканда к России ханский дворец был превращен в крепость, а через городские кварталы-махалли проложены магистрали, вдоль которых встали здания европейской архитектуры. Город быстро превратился в крупный центр капиталистической деятельности в Туркестане, превосходя по количеству банков даже Ташкент.
В современном Коканде прекрасно сохранились все архитектурные памятники ханского периода XVIII-XIX вв.
Достопримечательности
Дамаи Шахон
Дворец Худояр-хана
Мавзолей Мадари-хана
Медресе Камол-кази
Медресе Норбут-бия
Медресе Эмир
Мечеть Джами
История
Поселение на месте Коканда существовало со 2 века до нашей эры. Выгодное географическое положение далеко не сразу отразилось на развитии города. Он лежал на перекрёстке двух дорог, которые ведут в Ферганскую долину. Северо-западная вела в Шашскую область, западная — в южный Мавераннахр.
Только в средние века, благодаря арабским и китайским путешественникам, Коканд появляется в исторических хрониках под названием Хавоканд. Лежащий на Великом Шёлковом пути, он был перекрёстком торговых дорог из Китая в Индию и из Средней Азии в Персию и Ближний Восток. В 13 веке Хавоканд разрушили монголы.
Современный Конанд возник в период, когда Ферганская долина была под властью ханов Бухары. Слияние четырёх поселений (Хоканда, Эски-Кургана, Актепе и Кулвака) получилось удачным — город быстро достиг величия. Считается, что основателем нового Коканда был хан Шахрух-бий II, который стал и первым правителем Кокандского ханства.
Коканд был столицей ханства с 1704 по 1876 год. Именно в этот период был создан облик Эски-Шахара. Город был не только политическим и экономическим ядром Ферганской долины, но и центром искусств, духовным сердцем страны, которая в период наивысшего могущества занимала восточный Узбекистан, северный Таджикистан, Кыргызстан, юго-восточный Казахстан и даже Кашгара.
Медресе Норбут-Бия
Это самое крупное медресе Коканда. Норбут-бий – один из правителей города; самый молодой хан, взошедший на престол Коканда в возрасте четырнадцати лет. При Норбуте стали выпускаться пулы – медные монеты. Смог покорить Ходжент. Это был один из тех людей, о ком простой народ города вспоминал с благодарностью: не было дороговизны, беднякам зерно и многие другие продукты давались даром, у людей была уверенность в завтрашнем дне. В учебном заведении Коканда обучается восемьдесят студентов.
Строить начал еще Алимхан(1774-1809), сын Норбута-бия, с 1805 года правитель Кокандского ханства, известный своей жестокой внутренней и внешней политикой. Но настоятель храма не захотел ничего возводить на деньгах, силой отбиравшихся у бедняков. Затем Умархан убивает своего правящего брата и сам занимает кресло правителя. После этого в 1814 году строится храм, предназначенный для молитв. С постройкой связана легенда, которую до сих пор рассказывают на уроках истории: все готово к началу и Умархан собирает жителей города: “Эту мечеть не могут построить не один десяток лет. Заложить первый кирпич сможет лишь самый достойный. Есть ли среди вас безгрешный?” Все молчали и никто не хотел выходить из толпы. Умархан понимал, что от его поведения будет зависеть престиж власти и первый положил камень. После этого авторитет Умархана стал непререкаем, а самого его стали называть “безгрешным”. При нем произошло то, что не происходило при других правителях: храм остался стоять и все это посчитали, как знак от Бога. Перед входом в храм стоит двадцати двухметровый минарет, и призывы к Аллаху возносились священниками на всю округу. На крыше минарета большой шестиарочный фонарь. После революции мечеть была закрыта и только в 1991 году начались реконструкционные работы.