Плесецк воинская часть 08324
Содержание:
- Что известно о космодроме «Плесецк»
- Из рассказов очевидцев о воинской части 08324
- Список стартовых площадок
- Список стартовых площадок [ править ]
- Испытания на прочность
- Список стартовых площадок
- Инфраструктура
- В мирный космос
- Информация для мамы
- Военная история
- Космическая инфраструктура
- Почему произошла трагедия на космодроме «Плесецк»
- Космические старты
- Происшествия, приведшие к гибели людей
- Внешние ссылки [ править ]
- Космодрому Плесецк — 64 года
- Экскурсия в музей космодрома Плесецк
Что известно о космодроме «Плесецк»
Космодром «Плесецк» находится в 180 км от Архангельска.
В 1957 году приняли постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании военного объекта с условным названием «Ангара». Стартовые и технические позиции возвели в кратчайшие сроки.
С космодрома «Плесецк» с 1966 по 2017 годы с территории космодрома вывели на околоземные орбиты свыше 2 тыс. космических аппаратов различного назначения,провели около 1,6 тыс. пусков ракет-носителей и около 500 пусков межконтинентальных баллистических ракет,испытали 11 космических ракетных комплексов и 60 типов космических аппаратов.
На космодроме произошло несколько катастроф.
- 26 июня 1973 года в результате взрыва ракеты-носителя «Космос-3М» во время заправки 8 человек погибли и несколько десятков человек доставили в госпиталь отравлениями.
- 18 марта 1980 года 48 человек погибли во время заправки и подготовительных работ в результате взрыва ракеты «Восток-2М» вместе со спутником.
- в октябре 1987 года из-за пожара в в/ч № 13973 погибло 5 человек.
- 15 октября 2002 года ракета-носитель «Союз-У», несущая спутник Европейского космического агентства «Фотон-М1» производства «ЦСКБ-Прогресс», взорвалась через несколько секунд после запуска,тогда погиб один человек.
- 9 ноября 2013 года 2 офицера технической базы космодрома погибли во время плановых работ по очистке ёмкости из-под ракетного топлива,ещё трое военнослужащих госпитализированы с отравлениями,пишет wiki.
Из рассказов очевидцев о воинской части 08324
Дедовщина или другие неуставные отношения в подразделении не возникают, поскольку новобранцы и старослужащие живут в разных казармах. Мобильные телефоны выдают курсантам только в воскресенье, а во время учебного процесса они находятся на хранении у командира подразделения. Каждый вечер солдаты проходят медицинский осмотр. Самые распространенные заболевания — это пневмония и гайморит. Их причиной является климат Архангельской области. Здесь холодно, сыро и ветрено.
Новобранцы принимают присягу спустя 10-15 дней после прибытия в расположение части. Поскольку в гарнизоне г. Мирный есть несколько военных частей, то родственникам сообщают лишь номер части и дату мероприятия. Визитерам выдают пропуски, а также составляют специальные списки, в которых указывают паспортные данные всех посетителей. Вся информация передается на КПП г. Мирный. Если родственники собираются приехать личным транспортом, то необходимо указать марку машины и номер. Если этого не сделать, то машина остается на стоянке возле КПП.
Родственникам, которые хотят навестить солдата в любое другое время службы, тоже нужен пропуск. Для этого следует сообщить дежурному свои паспортные данные и дату приезда. На получение такого пропуска рапорт может написать и курсант. Также необходимо отправить запрос в интернет-приемную главы ЗАТО Мирный. Пропуск выдают уже при въезде в город.
Если солдат прослужил более полугода, то ему предоставляются суточные увольнительные. До этого отпускают только в пределах территории части. Выходной курсантам дают всего раз в месяц, а в увольнение можно уйти только под залог паспорта или обратного билета. Если солдата забирают родственники, то им нужно будет расписаться во время ухода и возвращения.
Денежное довольствие солдатам в/ч 08324 начисляют на банковскую карту. Поскольку банкоматы размещены в центре города, то снять наличные довольно проблематично. Возле части есть магазин, но посещать его разрешают редко и только в сопровождении офицера. Денежные переводы и посылки можно отправлять на адрес самой части. Бойцы некоторых подразделений получают на руки не все деньги. Остальная сумма им полагается по окончанию срока службы. Солдаты могут писать письма своим родным и знакомым, для этого им выдаются специальные конверты, а по вторникам и четвергам выделяют время для письма.
Маршрут до части
Если добираться из Москвы поездом, то чтобы попасть в в/ч 08324, необходимо доехать до Плесецка, а потом на автобусе № 401 до г. Мирный. Если самолетом – то придется брать билет до Архангельска, затем ехать поездом до Плесецка и автобусом до Мирного.
Есть еще один способ – мотовоз. Вагоны отцепляют непосредственно возле части. Сесть на мотовоз можно на станции Городская.
Список стартовых площадок
- Площадка 16/2 : Р-7 , Молния , Союз-У —
- Площадка 32/1 (бездействует с 2001 г.): Циклон-3 —
- Площадка 32/2 (неактивна с 2009 г.): Циклон-3 —
- Площадка 35/1 (2014-): Ангара (предыдущая разработка для Зенита ) —
- Площадка 41/1 (1965-1989): Р-7, Восток-2 , Восток-2М , Восход , Союз-У —
- Площадка 43/3 : Р-7, Восток-2М, Восход, Молния-М , Союз-У —
- Площадка 43/4 : Р-7, Восток-2М, Восход, Молния-М, Союз-У, Союз-М , Союз-2 , Союз-2-1в —
- Площадка 131/1 (1967-1969): Космос-3М , Р-14 —
- Площадка 132/1 : Космос-3 , Космос-3М —
- Площадка 132/2 : Космос-3, Космос-3М —
- Площадка 133/1 : Космос-2I —
- Площадка 133/3 : Космос-3М, Рокот —
- Площадка 167 : мобильная межконтинентальная : Тополь / Тополь-М / РС-24 —
- Площадка 168 : мобильная межконтинентальная : Тополь —
Список стартовых площадок [ править ]
- Площадка 16/2 : Р-7 , Молния , Союз-У —
- Площадка 32/1 (бездействует с 2001 г.): Циклон-3 —
- Площадка 32/2 (неактивна с 2009 г.): Циклон-3 —
- Площадка 35/1 (2014-): Ангара (предыдущая разработка для Зенита ) —
- Площадка 41/1 (1965-1989): Р-7, Восток-2 , Восток-2М , Восход , Союз-У —
- Площадка 43/3 : Р-7, Восток-2М, Восход, Молния-М , Союз-У —
- Площадка 43/4 : Р-7, Восток-2М, Восход, Молния-М, Союз-У, Союз-М , Союз-2 , Союз-2-1в —
- Площадка 131/1 (1967-1969): Космос-3М , Р-14 —
- Площадка 132/1 : Космос-3 , Космос-3М —
- Площадка 132/2 : Космос-3, Космос-3М —
- Площадка 133/1 : Космос-2I —
- Площадка 133/3 : Космос-3М, Рокот —
- Площадка 167 : мобильная межконтинентальная : Тополь / Тополь-М / РС-24 —
- Площадка 168 : мобильная МБР: Тополь —
Испытания на прочность
Кроме того, «Плесецк» — крупнейший испытательный центр.
С 1966 года ведутся испытания ракетного оружия.
Проведено около пятисот пусков межконтинентальных баллистических ракет, испытано 13 ракетных комплексов.
В 1994 году была впервые запущена МБР РС-12М2, в 2000 году – «Тополь-М» в составе мобильного комплекса.
С 1997 года с территории «Плесецка» начались старты ракеты-носителя «Рокот», с помощью которой на орбиту выводились отечественные и зарубежные космические аппараты.
Всего здесь испытано 10 видов ракет-носителей, 11 ракетных комплексов, более 30 типов космических аппаратов.
Несколько лет назад началась реализация программы по созданию инфраструктуры для запусков ракет-носителей «Ангара». На космодроме был возведен универсальный пусковой стол с заправочной башней.
Как и в любом центре испытаний новой техники, в «Плесецке» случались большие человеческие трагедии.
26 июня 1973 года во время заправки на космодроме взорвалась РН «Космос-3М» — погибло девять человек, несколько десятков получили тяжелые ожоги и отравления.
18 марта 1980 года взорвалась РН «Восток-2М», в пожаре погибли 48 человек.
15 октября 2002 года один человек погиб из-за взрыва после старта РН «Союз-У». В 2013 году во время чистки топливных емкостей погибли два и серьезно пострадали три военнослужащих.
Список стартовых площадок
- Пад 16/2: R-7, Молния, Союз-У —
- Пад 32/1 (неактивен с 2001 г.): Циклон-3 —
- Pad 32/2 (неактивен с 2009 г.): Циклон-3 —
- Пад 35/1 (2014- ): Ангара (предыдущая разработка для Зенит) —
- Пад 41/1 (1965-1989): Р-7, Восток-2, Восток-2М, Восход, Союз-У —
- Пад 43/3: Р-7, Восток-2М, Восход, Молния-М, Союз-У —
- Pad 43/4: Р-7, Восток-2М, Восход, Молния-М, Союз-У, Союз-М, Союз-2, Союз-2-1в —
- Пад 131/1 (1967-1969): Космос-3М, R-14 —
- Пад 132/1: Космос-3, Космос-3М —
- Пад 132/2: Космос-3, Космос-3М —
- Пад 133/1: Космос-2И —
- Пад 133/3: Космос-3М, Rockot —
- Пад 167: мобильная МБР: Тополь / Тополь-М / РС-24 —
- Пад 168: мобильная МБР: Тополь —
Инфраструктура
Космодром имеет стационарные технические и стартовые (СК) комплексы для всех типов отечественных ракет-носителей (РН) лёгкого и среднего класса:
Стартовые комплексы
- 1СК — «Рокот»;
- 2СК — «Циклон-3»;
- 2СК — «Космос-3М»;
- 3СК — «Союз-2» — на реконструкции, планируется завершить к 2017 году;
- 4СК — «Союз-2» (пусковая установка 17П32 № 1, войсковая часть 13973, площадка 41, выведена из эксплуатации и демонтирована);
- СК — «Союз-2» — на реконструкции, планируется завершить к 2019 году. Используемой ранее для проведения пусков ракет-носителей «Союз-У»;
- «Ангара-А7».
Центры
В состав космодрома входят шесть центров:
1. 1-й Центр предназначен для испытания РКК легкого класса. Его состав:
- две пусковые установки РН «Космос-3М» (пл. 132);
- две ПУ РН «Циклон-3» (пл. 32);
- одна ПУ РН «Рокот» (пл. 133);
- один технический комплекс (ТК) подготовки КА и РН.
Центр проводит подготовку и запуск КА систем связи, геодезии, навигации и научных аппаратов.
2. 2-й Центр предназначен для испытания и применения РКК среднего класса. Состав Центра:
- три ПУ РН «Союз» и «Молния-М»;
- три ТК подготовки КА и РН.
Центр проводит подготовку и запуск связных спутников, аппаратов природно-ресурсного мониторинга, космического материаловедения и биологических исследований.
3. 3-е Управление предназначено для обеспечения измерениями испытательных пусков боевых ракетных комплексов и запусков КА. Состоит из шести измерительных пунктов (ИП):
- ИП-1 — город Мирный;
- ИП-2 — город Мирный;
- ИП-3 — город Нарьян-Мар;
- ИП-4 — город Северодвинск;
- ИП-6 — город Мирный;
- ИП-8 — город Норильск.
4. 4-й Испытательный центр предназначен для испытания ракетных комплексов межконтинентальных баллистических ракет. Его состав:
- пять ПУ шахтного типа;
- две стартовые позиции ПГРК РС-12М;
- четыре технические позиции (ТП) подготовки МБР.
Проводит испытания и техническое сопровождение ракетных комплексов мобильного и стационарного базирования.
5. Информационно-аналитический центр необходим для анализа результатов наземных и летных испытаний и баллистического обеспечения пусков. Состоит из пяти технологических линий обработки и анализа бортовой информации, объединяющих более 60 рабочих мест.
6. Научно-испытательный центр представления и контроля информации предназначен:
- для представления материалов об испытаниях российских стратегических ракет;
- для контроля над испытаниями стратегических наступательных вооружений (СНВ) США.
Также в состав космодрома входит:
- семь монтажно-испытательных корпусов для сборки и испытаний ракетно-космической техники;
- кислородно-азотный завод;
- две заправочно-нейтрализационные станции для заправки ДУ космических аппаратов компонентами топлива и сжатыми газами и нейтрализации токсичных веществ;
- измерительный комплекс с информационно-вычислительным центром;
- аэродром «Перо»;
- теплоэлектроцентраль;
- более 600 км транспортных магистралей;
- системы электро-, тепло- и водоснабжения.
Ведётся строительство стартовых и технических комплексов для ракет-носителей «Ангара» на базе СК «Зенит». Стартовый комплекс РН «Союз» № 4 (войсковая часть 14056, площадка 43) прошёл модернизацию под РН «Союз-2».
Космодром обеспечивает часть российских космических программ, связанных с оборонными, а также народохозяйственными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.
В мирный космос
Опыт Байконура доказал, что созданные на базе Р-7 ракеты-носители эффективно решают задачи по доставке на орбиту полезных грузов и космонавтов.
И в 1963 году было принято решение о начале космических запусков с территории «Плесецка». В 1964 году на полигоне началось создание НИИ центра космического и ракетного оружия. С той поры «Плесецк» стал космодромом двойного назначения — гражданского и военного.
Первый космический старт состоялся в марте 1966 года. «Восток-2» вывел на расчетную орбиту разведывательный спутник «Космос-112».
Советские власти в официальном сообщении об этом событии не указали точное место запуска. Но на Западе провели анализ движения аппарата, и вычислили, что старт состоялся в Архангельской области. С тех пор миру стало известно, что у СССР есть еще один космодром помимо Байконура.
Но официальных подтверждений не было.
В 70-80-е годы прошлого века с территории «Плесецка» производилось до 40 процентов всех мировых космических запусков.
Но упоминание об этом секретном объекте в советских СМИ появилось лишь в 1983 году.
Лидерство по количеству запусков «Плесецк» удерживал вплоть до 1990 года, опережая «Байконур». Правда, в отличие от последнего, он был и остается центром именно беспилотной космонавтики.
А еще он первым приступил к коммерческому освоению космоса – именно со стартовой площадки «Плесецка» в 1972 году на орбиту вывели малый французский спутник МАС-1.
Информация для мамы
Посылки и письма
- Адрес части: 164182 Архангельская обл., г.Мирный-12, войсковая часть 08324, ФИО солдата, наименование подразделения.
- Адрес почтового отделения: 164170 Архангельская обл., г.Мирный-12, ул. Неделина, 29.
Контактные телефоны
- 8 (818-34) 2-31-84 – управление космодрома Плесецк (можно узнать, в какую часть попал солдат);
- 8 (818-34) 2-34-35 – коммутатор части;
- 8 (818-34) 2-32-76 – распределитель в Мирном;
- 8 (81834) 2-32-42 – коммутатор космодрома Плесецк;
- 8 (818-34) 2-41-02 – дежурный врач 442-го окружного военного госпиталя;
- 8 (818-34) 2-43-09 – справочная госпиталя;
- 8 (818-34) 2-43-98 – коммутатор госпиталя (зовут солдат);
- 8 (818-34) 5-06-19 – секретарь городского совета ЗАТО Мирный;
- 8 (818-34) 2-32-66 – телефон почтового отделения.
Как добраться
- Из Москвы на поезде. Билет покупайте до станции Плесецк. Оттуда на автобусе № 401 до Мирного.
- Из Москвы на самолете. Сначала нужно добраться до Архангельска (авиалинии Аэрофлот, UTair и Победа), затем на поезде до Плесецка и на автобусе до Мирного.
- На мотовозе. Вагоны отцепляются возле частей, а вечером прицепляются обратно. Сесть на мотовоз до дальних частей можно на станции Городская.
- На такси из центра города до космодрома. Телефоны служб в Мирном: 8 (915) 560-33-71 и 8 (911) 564-99-99.
Где остановиться
- Гостиница «Север». Находится недалеко от озера, в центре города. 65 номеров стандартной комплектации. Телефон для бронирования: 8 (818-34) 5-22-73;
- Гостиница «Рокот». 38 номеров различной категории комфортности, находится в центре Мирного. Телефон для бронирования: 8 (818-34) 5-11-12;
- Гостиница «Заря». Еще один отель в центре города, номера различной ценовой категории. Телефон для бронирования: 8 (818-34) 5-10-74;
- Гостиница «Орион». Расположена в черте Мирного, при гостинице есть ресторан. Телефон для бронирования: 8 (818-34) 5-20-20.
Военная история
Решение о создании военного полигона с условным наименованием «Ангара» в Плесецком районе Архангельской области было принято в разгар строительства «Байконура». Соответствующее постановление Правительства СССР подписали 11 января 1957 года.
«Плесецк» создавался как войсковое соединение полков, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами Р-7, разработка которых велась в ОКБ-1 под руководством Сергея Королева.
Это было «дитя» гонки вооружений между СССР и США. Именно поэтому полигон строили на 63 градусе северной широты. Пусковые установки МБР дальностью 7-8 тыс. км нужно было расположить поближе к Северной Америке. При запуске с широты Байконура Р-7 просто не долетела бы до территории Соединенных Штатов.
Кроме того, из Плесецка было удобно производить испытательные пуски до полигона на Камчатке. К тому же на бескрайних лесных просторах Русского Севера легче спрятать новое оружие от западных ВВС.
Одновременно с «Плесецком» началось строительство площадки для ракет Р-7 в районе Воркуты.
Этот недостроенный объект довольно долго был «обманкой» для разведок противника, так же как «псевдобайконур» в Казахстане.
В кратчайшие сроки в Плесецке возвели стартовые позиции для МБР и поставили на боевое дежурство баллистические ракеты Р-7, а позднее — МБР Р-9А и Р-16У.
Космическая инфраструктура
Сегодня «Плесецк» — один из крупнейших космодромов мира. Его общая площадь составляет 1762 км², протяженность с севера на юг — 46 км, с востока на запад — 82 км.
На этой территории размещены такие объекты космической инфраструктуры как стартовые комплексы с пусковыми установками ракет-носителей «Союз-2», «Ангара», «Рокот», технические комплексы подготовки ракет-носителей и космических аппаратов, многофункциональная заправочно-нейтрализационная станция (ЗНС), кислородно-азотный завод, измерительный комплекс с вычислительным центром;
Первый Государственный испытательный космодром Минобороны РФ обеспечивает реализацию российских и международных космических программ, связанных с оборонными, научными и коммерческими пусками непилотируемых космических аппаратов.
Технические средства «Плесецка» позволяют проводить запуски различных космических аппаратов на все типы орбит, в том числе, геостационарную.
На космодроме эксплуатируются ракеты-носители лёгкого класса «Ангара-1.2», «Союз-2.1в», «Рокот», среднего класса «Союз-2.1а», «Союз-2.1б», тяжелого класса «Ангара-А5».
Почему произошла трагедия на космодроме «Плесецк»
Для выяснения причин трагедии привлекли ведущих ученых,специалистов,испытателей ракетно-космической техники из Министерства обороны и Академии наук СССР.
Пуск ракеты-носителя «Союз-2» с космодрома Плесецк.
Mil.ru,CC BY 4.0,commons.wikimedia.org
Определить причины катастрофы было сложно из-за того,что не могли выяснить,где произошел первый взрыв. Поэтому рабочие группы строили версии случившегося,опираясь на результаты опроса уцелевших и очевидцев,которые находились на удалении от пусковой установки.
Многие считали,что причиной катастрофы на космодроме «Плесецк» стал взрыв перекиси кислорода в нижней части ракеты. Перекись кислорода — крайне неустойчивое химическое соединение. Использование химически активных материалов могло привести к его разложению и выделению большого количества раскаленного атомарного кислорода,из-за которого может воспламениться что угодно.
Эта версия стала официальной. В постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР от 5 июня 1980 года говорится,что причиной катастрофы стал «взрыв(воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». По сути,вину возложили на сотрудников.
Только в 1981 году,при подготовке к очередному старту,на космодроме обнаружили резкий нагрев шлангов для заправки перекисью кислорода. Тогда удалось избежать повторения трагедии. Выяснилось,что виной всему были фильтры. Тогда пришли к выводу,что 18 марта 1980 года реакция разложения перекиси кислорода началась в наземных магистралях и завершилась взрывом,пишет «Ъ». Как уточняет «Военно-промышленный курьер», незадолго до трагических событий,в «Плесецке» предписали использовать для производства фильтров активные материалы.
На доказательство этого понадобилось более 15 лет. По инициативе командования Военно-космических сил России провели повторное расследование. В июле 1995 года комиссия заявила,что причиной катастрофы могла быть неисправность заправочного оборудования стартового комплекса. Реабилитация участвовавших в подготовке «Востока-2М» к запуску произошла в декабре 1999 года.
Космодром Плесецк.
Mil.ru,CC BY 4.0,commons.wikimedia.org
Космические старты
Буквально накануне нового года — 27 декабря 2019-го успешно запустили в космос ракету-носитель легкого класса с блоком аппаратов связи «Гонец-М». После выведения на орбиту космические аппараты переданы на управление заказчику.
В 2019 году на космодроме Плесецк завершили модернизацию стартового комплекса №3. С него в середине декабря успешно запустили космический аппарат «Глонасс-М».
Всего к началу 2020 года с Плесецка было отправлено 1618 ракет и 2134 космических аппарата.
20 февраля этого года с этой площадки запустили ракету-носитель «Союз-2», с помощью которой на переходную орбиту был доставлен аппарат связи «Меридиан-М».
Он обеспечит устойчивую связь для морских судов и самолетов ледовой разведки в районе Северного морского пути, а также позволит расширить сеть станций спутниковой связи в северных районах Сибири и Дальнего Востока.
Для «Союз-2», который сменил применявшиеся с 1973 по 2012 год ракеты «Союз-У», это был уже 43-й пуск с космодрома «Плесецк» за последние полтора десятка лет.
16 марта этого года с космодрома Плесецк была запущена ракета «Союз-2.1б» со спутником «Глонасс-М». Так что теперь орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС включает 28 космических аппаратов — 26 «Глонасс-М» и два «Глонасс-К».
С обновленного стартового комплекса в «Плесецке» в 2020 году планируется произвести два десятка запусков космических аппаратов ракетами-носителями легкого и среднего класса «Союз-2».
Происшествия, приведшие к гибели людей
- 26 июня 1973 года 9 человек погибли в результате взрыва ракеты “Космос-3М”, готовой к запуску.
- 18 марта 1980 года 48 человек погибли во время заправки и подготовительных работ в результате взрыва ракеты «Восток-2М» вместе со спутником.
- октябрь 1987 год из-за пожара в ВЧ 13973 погибло 5 человек.
- 15 октября 2002 года ракета “Союз-У”, несущая спутник Европейского космического агентства “Фотон-М1” производства ЦСКБ-Прогресс, взорвалась через несколько секунд после запуска; один человек погиб.
- 9 ноября 2013 года 2 офицера технической базы космодрома погибли во время плановых работ по очистке ёмкости из-под ракетного топлива, ещё трое военнослужащих госпитализированы с отравлениями.
Внешние ссылки [ править ]
Викискладе есть медиафайлы по теме космодрома Плесецк . |
- RussianSpaceWeb.com в Плесецке
- Сайт Плесецка
vтеСтартовые площадки космодрома Плесецк |
---|
|
|
vтеКосмодромы | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Активный |
|
||||||||||||
Предложил |
|
||||||||||||
Исторический |
|
- Космический портал
- Портал СССР
- Портал России
Космодрому Плесецк — 64 года
64 года назад, 15 июля 1957 года, основан космодром Плесецк. Сначала он работал как первая отечественная ракетная база межконтинентальных баллистических ракет. Официальный статус космодрома присвоен Плесецку 11 ноября 1994 года Указом президента РФ.
Космодром Плесецк создавался, как первая отечественная ракетная база с условным названием «Ангара» для пуска межконтинентальных баллистических ракет Р-7 и Р-7А. Постановление правительства СССР о создании военного объекта «Ангара» было принято 11 января 1957 года, строительство началось в марте 1957 года в 180 километрах к югу от Архангельска, в непосредственной близости от железнодорожной станции Плесецкая Северной железной дороги. Одновременно со строительством объекта «Ангара» шло формирование и обучение подразделений ракетного соединения, командиром которого 10 июля 1957 года назначили фронтовика, гвардии полковника Михаила Григорьева. 15 июля началось официальное формирование управления ракетного соединения, а 15 июля 1957 года стало днем основания ракетно-космического полигона, а затем и космодрома Плесецк.
С 1957 по 1963 годы на объекте «Ангара» было построено девять стартовых комплексов, включающих 15 пусковых установок для четырех типов ракет: Р-7/Р-7А, Р-16, Р-16У и Р-9А. Первый пуск ракеты с объекта «Ангара» состоялся 22 октября 1963 года — из шахтной пусковой установки была запущена баллистическая ракета Р-16У. В 1960-х годах руководство СССР принимает решение об использовании стартовых комплексов в Плесецке для запусков космических аппаратов.
Совет министров СССР утвердил размещение испытательной базы ракетно-космического полигона на боевом объекте «Ангара» и объединил вновь создаваемый космический полигон и боевое соединение в 53-й Научно-исследовательский испытательный полигон министерства обороны СССР. К июню 1964 года завершены организационные мероприятия по преобразованию объекта «Ангара» в ракетно-космический полигон в составе трех испытательных управлений: боевого, по испытанию космических аппаратов и ракетоносителей и измерительного.
В 1964-1967 годах построены монтажно-испытательные корпуса для подготовки и наземных испытаний спутников и космических ракет, стартовые комплексы для проведения пусков космических ракет легкого и сверхлегкого классов, созданных из баллистических ракет средней дальности Р-12 и Р-14. К декабрю 1965 года закончены работы по переоборудованию пусковой установки № 1 для проведения пусков ракет-носителей «Восток-2» и «Восход». 14 декабря 1965 года состоялся учебный пуск ракет Р-7А, в ходе которых проверялась работа систем и агрегатов пусковой установки № 1, переоборудованной для проведения запусков космических аппаратов.
Космическая деятельность космодрома началась 17 марта 1966 года с пуска ракеты «Восток-2» с искусственным спутником Земли «Космос-112». Через год после первого космического старта космодром стал основным местом запуска автоматических космических аппаратов СССР. Плесецк готовил и проводил пуски ракет-носителей «Восток-2», «Восток-2М», «Восход», «Космос-2» и «Космос-3М» с семью типами космических аппаратов.
В 1982 году происходит официальное разделение структур, отвечающих за запуск космических аппаратов, и подразделений, занимающихся испытанием баллистических ракет. Первое и Второе научно-испытательное управление, а также отделы космической тематики передаются в ведение Главному управлению космических средств Министерства обороны СССР. Для управления космическими частями полигона вводится должность заместителя начальника полигона — начальника космических частей.
В 1989 году Первое и Второе управления полигона объединяются в Центр испытаний и применения космических средств, который в свою очередь в 1993 году преобразуется в Главный центр испытаний и применения космических средств. 11 ноября 1994 года был подписан Указ Президента РФ о создании Первого Государственного испытательного космодрома Министерства обороны РФ в составе Военно-космических сил, который официально присвоил Плесецку статус космодрома.
Экскурсия в музей космодрома Плесецк
В первый день весны наш класс вместе с классным руководителем Галиной Анатольевной Сырбу совершил экскурсию в музей космодрома Плесецк. Целью нашего похода было пополнение знаний об истории нашего города и космодрома, о ракетах-носителях старого и нового поколения и перспективах их развития. И нам это удалось. Мы получили колоссальную информацию. Кратко о нашей экскурсии я хочу поделиться с вами.
Музей ведет свою историю с 1980 года. Здесь хранится много интересных экспонатов и фактов из истории, личные вещи ветеранов воинских частей, макеты ракет-носителей и подарки гостей. Экспонаты музея расположены в трёх залах.
Экскурсию для нас проводила Елена Николаевна Деменкова. Она очень интересно рассказывала про историю строительства космодрома. Из-за высокой заболоченности космодром строился долго, так как одновременно проводили осушение местности. Было интересно послушать Елену Николаевну. Очень подробно она познакомила нас с ракетой-носителем «Рокот», рассказала, из каких ступеней она состоит, и какую роль каждая из них выполняет при запуске. Этот макет музею подарили немцы. Вообще здесь представлено очень много различных макетов ракет-носителей. Мы смогли увидеть практически всё семейство ракет-носителей «Ангара». А также перед нами предстала масштабная диарама 43-й стартовой площадки. Именно с неё производят запуск современной ракеты-носителя «Союз-2», полностью российского производства. Пожалуй, диарамы с видами космодрома – это самые поразительные в визуальном плане экспонаты музея. Они настолько ярко и реалистично выполнены, что, кажется, сейчас с какой-нибудь площадки стартует миниатюрная ракета-носитель. Мы не только смогли увидеть все эти макеты площадок, войсковых частей, ракет-носителей, компактного спутника в натуральную величину, но и подробно, благодаря экскурсоводу, с ними познакомиться.
Кроме экспонатов ракет-носителей нас познакомили с уголком, посвящённым Великой Отечественной войне.
На стендах музея представлены также фотографии и биографии всех руководителей космодрома. Не остался без внимания и огромный масштабный макет второго микрорайона нашего города.
На отдельном стенде расположены подарки, вручённые космодрому гостями. В истории космодрома Плесецк были не только взлёты, но, к сожалению, и страшные трагедии. Об этих чёрных полосах тех дней нам также рассказала Елена Николаевна. Информация об этом хранится на стендах музея. И я считаю: если ты живешь в этом городе, должен тоже знать и эту страницу истории космодрома.
Вот и закончилась наша экскурсия в музей космодрома. Думаю, не только я, но и мои одноклассники смогли узнать много нового и интересного о нашем городе и космодроме. А кто- то, рассматривая макеты ракет-носителей, уже и определился с будущей профессией. Лично для меня поход в музей оставил свой «след», мне было интересно всё еще и потому, что я очень люблю историю. Посмотрев экспонаты и послушав экскурсовода, я ещё раз убедился, что Россия была, есть и будет Великой космической державой. И тем, кто ещё не был в музее космодрома, мой совет — сходите, не пожалеете!
И, конечно же, огромное спасибо тем, кто нам организовал эту замечательную и незабываемую экскурсию!
Данила Куцель, ученик 8 «Б» класса МБОУ СОШ №1