Мерв

Содержание:

Мерв

В 30км от современного города Мары расположен городище Мерв. Для многих туристов это — одна из главных достопримечательностей, которая привлекает сотни новых путешественников ежегодно. В древние времена город Мерв был настоящей жемчужиной Востока. О нем знали все. До того момента как он был разрушен монголами, Мерв развивался и рос. Даже шахи любили посещать этот город. Сейчас этот город является местом для паломничества.

Мерв — это один из старейших городов Средней Азии, находившийся на берегу реки Мургаб. Развалины Мерва находились под наблюдением с 80-х годов 19 века. С 1946 археологическая экспедиция под руководством Е. Массона приложила максимум усилий по изучению Мерва. Старейшую часть города составляет городище Эрк-Кала.

В древности со 2 века до н.э. до 3 века н.э. Мерв переживал свой расцвет. В то время в городе было всего две главных улицы. Центром являлась цитадель Эрк-Кала. Город и пригород защищали большие и крепкие стены. В 7 веке город Мерв был завоеван арабами, тогда там и появились буддийские монастыри, христианские монастыри, а также замки феодалов.

В 12 веке город Мерв достиг своего расцвета. В 1222 году город захватили монголы. Затем он был восстановлен, но перестал играть первостепенную роль в жизни государства. С течением времени Мерв также подвергался вторжению персов. А в 19 веке вообще пришел в упадок, а центром области стал город Мары.

Как видите, город Мары очень интересный. Если вы любите путешествовать, и окажетесь в Туркменистане, то обязательно посетите Мары. Ну а если вы пока не имеете возможность поехать в Туркменистан и насладиться всеми его красотами и обычаями в живую, то вы можете почитать о Туркменистане в книгах или в Интернете. Кроме этого Интернет дает нам уникальную возможность посмотреть видеоролики и фотографии той или иной страны. Туркменистан мары фото — попробуйте написать это в каком-либо поисковике, посмотрите замечательные фотографии.

Традиции и обычаи Туркменистана почитаются его жителями

В современном мире очень важно помнить о культуре предков и сохранить память о них на века. Уважение истории своей страны — уважение самого себя!

Экономика[править | править код]

Промышленностьправить | править код

В Мары действует машиностроительный завод, авторемонтный завод, хлопкоочистительный завод, кожевенный завод, домостроительный комбинат, комбинат строительных материалов, Туркменский завод азотных удобрений (ТЗАУ), сахарный завод.

Продукция машиностроительного завода — мощные центробежные нефтяные насосы для перекачки нефти, которые вывозятся в различные районы СНГ и экспортируются более, чем в 20 стран мира.

В городе функционируют шерстомойная, прядильно-ткацкая, швейная, ковровая, кондитерская и мебельная фабрики, пивоваренный и молочный заводы.

Мары является главным центром газовой промышленности республики.

В 19 км от города расположена крупнейшая в Туркменистане Марыйская ГЭС мощностью в 1 млн. 250 тыс. кВт, работающая на газе Шатлыкского месторождения и производящая более 80 % электроэнергии республики.

В Мары есть типография.

Ковроткачествоправить | править код

Торговля текинскими коврами ручной работы на Текинском базаре в г. Мары (1981 г.)

Производство ковров ручной и машинной работы является предметом гордости жителей города.

Текинские, салорские, иомудские, эрсаринские ковры отличаются друг от друга орнаментом и цветом. Мервский оазис, нынешняя Марыйская область, является родиной знаменитых на весь мир текинских ковров, где хранятся традиции коврового искусства племени теке.

Транспортправить | править код

Через Мары проходит построенная в 1880—1896 гг. под руководством русского генерала Михаила Анненкова Среднеазиатская железная дорога, связывающая Туркменбашы (Красноводск) с Ташкентом. От неё имеется ответвление — дорога Мары — Кушка, построенная к 1900 году. В 2003 году был реконструирован железнодорожный вокзал. В городе имеется новый автовокзал, рассчитанный на 500 пассажиров в час, реконструированный железнодорожный вокзал, новый аэропорт пропускной способностью на 300 пассажиров в час, оборудованный взлётно-посадочной полосой длиной 3 500 м, которая рассчитана на приём воздушных судов весом до 400 тонн. Внутригородской транспорт представлен муниципальными автобусами, маршрутными такси, такси.

Образование и культураправить | править код

В Мары имеются несколько общеобразовательных школ, лицеев, техникумов, педагогическое и медицинское училища, училище искусств, Туркменский государственный энергетический институт. В городе действуют краеведческий музей, Государственный драматический театр имени Кемине, кинотеатры, художественная и музыкальная школы, детско-юношеская спортивная школа, станция юных техников, несколько библиотек, Дворец культуры.

Областной диагностический центр имени первого президента Туркмении С. А. Ниязова.

Областной Дом матери и ребёнка.

Спортправить | править код

В Мары действует детско-юношеская спортивная школа. Футбольный клуб «Мерв» из Мары играет в высшей лиге Туркмении. Стадион «Мерв» был признан лучшим по организации и проведению матчей чемпионата и Кубка Туркмении. В самом центре города расположен Центральный крытый плавательный бассейн, построенный в 2005 году. В 2009 году открыт стадион «Спорт топлумы» на 10,000 мест.

Крепости и памятники Мерва

Абдуллахан-Кала

Крепость Абдуллахан-Кала связана с именем сына Великого завоевателя Тамерлана – Шахрухом. Она была одной из первых его построек на территории уже Нового Мерва. И была завершена в рекордно короткие сроки. Читать далее…

Акуйли-Коушук

В 2 км от городища Дурнали сохранились развалины средневекового кешка Акуйли-Коушук. Это один из немногих хорошо сохранившихся замков того периода. Читать далее…

Айваны Асхабов

Так поэтично именуется мавзолейный комплекс, так называемых Асхабов — «сподвижников» пророка Мухаммеда: Бурейда ибн Ал-Хусейб Ал-Аслами и Ал-Хакима ибн Амр Ал-Гифари. Читать далее…

Байрамалихан-Кала

Еще одна достопримечательность Нового Мерва — Байрамалихан-Кала. Крепость была построена в виде трехстенного сооружения и соединена с западной стеной Абдуллахан-Кала. Читать далее…

Городище Дурнали

Городище Дурнали расположено в 25 км от крепости Гяур-Кала. Здесь сохранились многочисленные руины построек IX-XII вв. Однако, городище имеет более древнюю историю. Читать далее…

Екедешик

Неподалеку от поселка Тагтабазар, на левом берегу реки Мургаб, расположен пещерный комплекс Екедешик. Читать далее…

Эрк-Кала

Эрк-Кала была центром древнего Мерва. Крепостные стены Эрк-Калы несколько оплыли под земляными наносами, но все еще сохранили свою высоту и мощь. Этим Эрк-Кала ярко выделяется среди других крепостей. Читать далее…

Гонур Депе

Гонур-Депе – это столичный храмовый город страны Маргуш. Археологам удалось обнаружить убедительные факты духовных ритуалови традиций, доказывающих, что гонурцы придерживались зороастрийской веры. Читать далее…

Гяур-Кала

Древнее городище Гяур-Кала — мощнейшее фортификационное сооружение античности, площадью свыше 300 гектаров. Читать далее…

Замок Харам-Кешк

Харам-Кешк — одиночный замок дехканского поместья возле Гяур-Калы. Был жилым помещением в период с IX по XIII века. Читать далее…

Большая и Малая Кыз-Кала

Путешествуя по Марыйскому оазису, часто видишь силуэты курганов-крепостей, оплывших под влиянием времени. Это многочисленные усадьбы-кешки средневековых феодалов. Читать далее…

Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда

Выдающимся памятником Султан-Калы является мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда. Он небольшой по размерам, но вызывает восхищение выдающимся архитектурным решением. Читать далее…

Мавзолей Султана Санжара

Самым величественным архитектурным памятником Мерва является мавзолей султана Санджара под названием «Дар-ал-Ахыре» («Потусторонний мир»). Читать далее…

Мечеть Талхатан-баба

В 30 км от Старого Мерва находится средневековое селение Талхатан. Здесь на местном кладбище в средние века была построена мечеть Талхатан-баба. Читать далее…

Мечеть Юсуфа Хамадани

Этот комплекс возник на месте погребения дервиша Абу-Якуб Юсуф ибн Айюба, родившегося в городе Хамадане (западный Иран). Читать далее…

Ссылки [ править ]

  1. Британская книга года 2010 . Энциклопедия Британника, Инк. 2009. стр. 719. ISBN 978-1-59339-232-1. Проверено 17 декабря 2019 .
  2. Перепись населения 1989 г. Архивировано 18 января 2012 г. в Wayback Machine , Demoscope Weekly , № 359–360, 1–18 января 2009 г. (поиск по Туркменской ССР) (на русском языке)
  3. ^ Страна туркмен . Лондон: Огуз Пресс и Королевское географическое общество. 1977. ISBN. 0 905820 01 0., Глава 15, О’Донован, Эдмунд, Мерв и его окрестности , лекция, прочитанная в 1882 году.
  4. ^ На секретной службе Восток Константинополя от Питера Хопкирк , Джон Мюррей, 1994
  5. ^ Гостеприимство древнего и вечно юного города
  6. ^ Туркменский город Мары получил сертификат культурной столицы СНГ
vте Города Туркменистана
Столица: Ашхабад
  • Абадан
  • Акдепе
  • Анау
  • Бахарлы
  • Балканабад
  • Байрамали
  • Берекет
  • Бирата
  • Дашогуз
  • Эсенгулы
  • Гызылетрек
  • Хазар
  • Керки
  • Конье-Ургенч
  • Магданлы
  • Мэри
  • Сейди
  • Сердар
  • Tagtabazar
  • Теджен
  • Türkmenabat
  • Туркменбаши
  • Olöten
vтеТюркские столицы культуры
2012 г.
Астана
2013
Эскишехир
2014 г.
Казань
2015 г.
Мэри
2016 г.
Шаки
2017 г.
Туркестан
2018 г.
Кастамону
2019 г.
Ош
2020 г.
Хива

Мара – богиня смерти и лютой стужи у славян

Славянская богиня Мара (Морена, подательница смерти) принадлежит к первому поколению богов. По одной версии она является сестрой Лады и Лели (Живы) и создана из искр образовавшихся от удара молота Сварогова по священному камню алатырь.

Все 3 имели равную мощь и дополняли друг друга, управляя разными сторонами бытия.

По второй версии Мара — это дочь кащея, властвовавшего в темном царстве. Не смотря на отсутствие уверенности в ее происхождении одно остается не измено – богиня смерти прекрасна. Ее красота холодна и чиста.

По легендам дошедшим до наших дней, Мара является покровительницей колдовства и магии. Она является в конце жизни во время предначертанное судьбой и забирает в свое царство.

Также славянская богиня помогает перейти младенцам с мира Нави в мир Яви. Совместно с Правдой является образом справедливого правосудия.

В славянской мифологии есть упоминание о том что богиня смерти собирала души павших на поле боя.

В разных источниках (разных народов) Мару описывают как Богиню смерти. Часть источников связывают ее со злом и безысходностью. Часть говорит о великом предначертании « без смерти не будет новой жизни». Неоспорим и тот факт, что Мара находится над понятиями добра и зла и выполняет работу, доставшуюся ей от сотворения котрую определил Сварог.

В славянской мифологии у Мары было много детей, каждый из которого имел свою сферу влияния: голод, разруху, мор (морок), болезни, смерть.

Известные уроженцы и жители

  • Агаджанов, Сергей Григорьевич — востоковед;
  • Алиханов-Аварский, Максуд — русский генерал, Мервский и Тифлисский губернатор;
  • Асадов, Эдуард Аркадьевич — русский советский поэт, прозаик;
  • Ата Салих — туркменский народный поэт;
  • Ата Атаджанов — туркменский советский писатель;
  • Ахмедов, Вели — композитор, заслуженный деятель искусств ТССР;
  • Багиров, Эдуард Исмаилович — современный российский писатель;
  • Боннэр, Елена Георгиевна (Лусик Алиханян) — советский и российский общественный деятель, правозащитник, диссидент, публицист. Вдова академика Андрея Сахарова;
  • Гордеев, Владимир Дмитриевич — мотогонщик, неоднократный чемпион СССР по спидвею;
  • Петросян, Назар Самвелович — бывший советский футболист, играл на позициях полузащитника и нападающего, советский, армянский и российский футбольный тренер;
  • Потомский, Вадим Владимирович — российский политический деятель;
  • Сатунц (Сатян), Арам Мовсесович — советский композитор, народный артист Армянской ССР;
  • Хабиас, Нина Петровна — русская поэтесса;
  • Шакирова (Бунатьянц), Элен Рафаэловна — российская, ранее советская баскетболистка.
  • Суворов, Александр Юрьевич — русский инженер-буровик, прозаик;

История[править | править код]

История возникновенияправить | править код

Город Мары был основан в 1884 году как российский военно-административный центр на месте текинской крепости — поселения, расположенного в 30 километрах западнее от пришедшего в упадок древнего города Мерва, возникшего в середине I тысячелетия до н. э., от которого унаследовал своё прежнее название. Точная дата возникновения поселения неизвестна. Установлено, однако, что крепость была исторически персоязычной. В результате миграций и ассимиляционных процессов население оазиса постепенно перешло на туркменский язык в XVII веке[источник не указан 1930 дней].

Период до вхождения в Российскую империюправить | править код

Во время Туркестанского похода генерала Михаила Скобелева в 1884 году, после разгрома Геок-Тепинской крепости, Мерв вместе с Мургабским оазисом путём мирных переговоров был присоединён к Российской империи. Немалая заслуга в избежании кровопролития и штурма города принадлежала М. Алиханову-Аварскому, который, по заданию начальника Закаспийской области генерала А. В. Комарова, в сопровождении текинца майора Махтум-Кули-хана пробрался переодетым в торговца к мервским старейшинам (аксакалам) и убедил их отказаться от сопротивления и принять российское подданство.

Православная Покровская церковь в Мары.

Итогом переговоров явилось поданное 25 января 1884 г. в Асхабаде генералу Комарову мервскими представителями прошение о принятии Мерва в российское подданство. В 1884 году Алиханов-Аварский был назначен первым губернатором Мерва.

Период с 1884 по 1921 годправить | править код

После присоединения к России в 1884 году Мерв был в составе Закаспийской области. С 6 февраля 1890 года Мерв был центром Мервского уезда Закаспийской области.

Советский период (1921—1991)править | править код

7 августа 1921 года Закаспийская область была переименована в Туркменскую область. Мерв, таким образом, стал центром Мервского уезда Туркменской области Туркестанской АССР, которым оставался до 4 декабря 1924 года. До 13 августа 1926 года город был центром Мервского округа образованной 27 октября 1924 года на базе Туркменской области Туркменской ССР. В городе дислоцировались, до 1941 года, управление и части 18-ой Туркменской Краснознамённой горнокавалерийской дивизии.

13 августа 1926 года Мервский округ был упразднён, а Мерв стал районным центром. В 1937 году Мерв был переименован в Мары.

21 ноября 1939 года Мары стал областным центром Марыйской области. 10 января 1963 года область была упразднена, и Мары стал райцентром республиканского подчинения. 14 декабря 1970 года область была восстановлена.

На аэродроме Мары-2 базировался 156-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков 34-й АДИБ.

Период после 1991 годаправить | править код

После распада СССР и провозглашения Туркменией независимости 18 мая 1992 года Мары стал центром Марыйского велаята (области). В 2000-х годах ведётся благоустройство улиц города, строительство крупных жилищных объектов. Продолжается массовое жилищное строительство. В городе были построены новый аэровокзальный комплекс, новый корпус ТГЭИ, театр, областная библиотека, историко-краеведческий музей, дворец Рухыет, отель «Маргуш», медицинский диагностический центр, медицинский центр «Эне мяхри», Главная соборная мечеть Гурбангулы хаджи, стадион, конноспортивный комплекс, крытый плавательный бассейн, обновлён железнодорожный вокзал. В 2012 году город был объявлен культурной столицей СНГ. В 2014 году в городе был открыт комплекс заводов по производству аммиака и карбамида, газотурбинная электростанция, многопрофильный торговый центр и гостиница «Мары». В 2015 году был избран культурной столицей тюркского мира.

Главная соборная мечеть Гурбангулы хаджи

Мечеть Гурбангулы-хаджи

Рекомендовать место

7

Одна из великолепных мечетей Мары – это Мечеть Гурбангулы-хаджи. Эта мечеть названа главной в Марыйском велаяте.

Проект постройки красивого здания с уникальной архитектурой был разработан в 2001 году. Из-за того, что было недостаточно средств, мечеть считалась долгостроем. Из благотворительного фонда Туркменистана было выделено миллион долларов для того, чтобы мечеть была все же достроена. Открыли это привлекательное здание в 2009 году, и назвали в честь президента страны Гурбангулы Бердымухамедова. В честь открытия этого шедевра архитектуры был даже устроен ритуальный обед под названием садака.

Здание главной мечети состоит из большого купольного зала и минаретов по четырем углам. Высота каждого из них составляет 63 метра. Зал, где проводят молитвы, рассчитан на участие в проведении молебна 2500 человек. Ярус, который расположен сверху, предназначен для женщин.

Для отделки внутренней стороны мечети использовали мрамор, фаянсовую плитку разного цвета, гипс для лепки, декоративную мозаику и художественную высечку по камню. А красивые позолоченные полумесяцы дополняют всю красоту бирюзовых куполов Мечети Гурбангулы-хаджи.

Координаты: 37.58928800,61.85270500

Факты о Мары

#01

Маргуш, Маргиана, Маргав, Мару, Мароу — очень красивые названия, а в период средневековья его еще называли — Шахыджан, что в буквальном переводе звучит, как «Душа царей». Также, древний Мерв называли – «мать городов Хоросана, на который может опереться мир».

#02

Теперь это крупнейший центр хлопководческой области, крупный транспортный узел и главный центр газовой промышленности страны — основного источника доходов Туркменистана.

#03

В городе интересны Музей истории с обширной коллекцией археологических находок, туркменских ковров, национального платья, серебра.

#04

Несколько городищ, являвшихся столицами древнего Мерва в разные тысячелетия, составляют заповедную историко-архитектурную зону «Байрамали», находящуюся под охраной государства.

#05

Среди них памятники: Султан-кала (IX-XII вв.), Гяур-кала (III в.до н.э.- VIII-IX вв.н.э.), Эрк-кала (I в. до н.э.), Абдуллахан-кала (XV в.) и Байрамалихан-кала (XVIII в.). Безусловно, самой главной достопримечательностью Мерва является мавзолей султана Санджара (1118-1157).

Заводы и фабрики

В городе есть большое количество различных заводов и комбинатов:

  • машиностроительный завод, который поставляет нефть в страны СНГ
  • авторемонтный завод
  • хлопкоочистительный завод
  • кожевенный завод и другие.

Кроме того, в городе Мары есть множество фабрик:

  • кондитерская
  • швейная
  • ковровая
  • мебельная.

Город Мары славится своими коврами. В городе изготавливаются ковры различных видов. Все ковры изготавливаются вручную опытными мастерицами. Работа эта сложная и требует большого терпения. Прежде всего стригут овец, потом овечью шерсть сортируют: мягкую — отдельно, грубую — отдельно. После того как шерсть отсортирована, она взбивается специальными прутьями до состояния пуха. После этого шерсть снова проходит этап сортировки. Часть шерсти откладывается для изготовления орнамента, остальное — материал для изготовления войлока. После того как на войлок нанесен орнамент, ковер красится (раньше использовали только натуральные красители, а сейчас пользуются и искусственными). Такие ковры — это не только национальный атрибут Туркменистана, они также используются в практических целях, а еще их покупают туристы. Самые известные ковры — текинские. Называются они так потому, что первые такие ковры были изготовлены умельцами из племени теке. Если вы напишете в поисковике Туркменистан Мары и поищете информацию на тему ковров, то вы обязательно найдете много страничек, где узнаете об этом изделии все, что захотите.

В городе разводят коней знаменитой ахалтекинской породы. На гербе Туркменистана изображен конь именно этой породы. Именно поэтому коня ахалтекинской породы можно назвать одним из символов страны. Мары Туркменистан — удивительно разнообразный город.

История

Древний город Мерв был городом-оазисом на Шелковый путь. Он был разрушен, а его население уничтожено в XII веке Монголы. Из-за своего расположения на Великом шелковом пути, он возродился со временем только для того, чтобы снова быть в значительной степени разрушенным в 19 веке кочевниками. Теке рейдеры. Эдмунд О’Донован описал Мерв в 1882 году как

… только «географическое выражение». Это означает определенную площадь возделываемой территории, на которой полмиллиона туркменов-текке удается зарабатывать себе на жизнь пастырскими занятиями, грабежом и воровством в сочетании с караванной службой между Бухарой ​​и Мешхедом. Нет центральной точки, которую вы могли бы назвать сейчас Мервом, если не считать места, которое возникло с момента моего прибытия. Я говорю о Кушид Хан Кале, крепости в точке на реке Мургаб …

Он был занят Императорская Россия в 1884 году, вызвав Инцидент в Панджде между Афганистаном, британскими войсками и Императорская Российская Армия. Современный поселок был основан в том же году как российский военный и административный пост.

Сила Британская индийская армия состоящий из пулемет отряд в составе 40 Пенджаби войска и британский офицер оказали сопротивление большевикам недалеко от Мерва в августе 1918 года, что стало первым прямым столкновением между британскими и российскими войсками после Крымская война.

Мэри была разработана Советский союз как центр хлопок производство за счет использования обширных орошение. В 1968 г. огромные запасы натуральный газ были обнаружены в 20 км к западу от города.[нужна цитата]

После распада Советского Союза и провозглашения независимости Туркменистан18 мая 1992 г. Мэри стала центром Марыйский велаят.

В 2000-е годы в городе завершилось строительство множества улиц и крупных жилых домов. Массовое жилищное строительство продолжается. Город построил новый терминал аэропорта, новое здание для Туркменский Государственный Энергетический Институт, театр, библиотека, исторический музей, дворец Рухиет, гостиница Маргуш, лечебно-диагностический центр, медицинский центр Эне Мяхри, Мечеть Гурбангулы Хаджи, стадион, конно-спортивный комплекс, крытый бассейн и ж / д вокзал.

В 2012 году город был объявлен одной из культурных столиц СНГ.

Оберег Мары и значение ее символов

Зигзаг (волны) Мары – главный символ богини смерти.

Мара хранит равновесие в мире совместно с Чернобогом. Несмотря на фатальность ее предназначения для каждого ныне живущего, нельзя назвать ее злом.

Главный символ — это волны, символизирующие стылую воду. Символ символизирует «мост» между мирами: настоящим и загробным, что делает оберег востребованным для людей занятых в сфере магии.

Оберег обладает большой силой, однако людям не готовым к соприкосновению с царством мертвых не подходит.

Символ Богини Мары

Еще одним символом богини является знак Мара-Вий, изображенный в виде 2 треугольников направленных вершинами друг к другу. Это символ зимы вобравший в себя всю суть фатальности бытия говорит о неизбежности конца каждой жизни.

Праздник в честь Мары

В литература у Мары в руках чаша, испив из которой человек получает смерть

День славянской богини загробного мира был отмечается в начале зимы, 4 декабря. К этому времени устанавливается зима, самое сложное и суровое для людей время, полное испытаний, болезней да горестей. Кроме того о Маре вспоминают и в день весеннего равноденствия (20 марта), день проводов Морены. В ее честь приносили дары в виде различных цветов, ягоды и плодов. Кровавые жертвы преподносились в период эпидемии. Для этого у алтаря богини пускали кровь животных. Человеческие жертвы в славянской культуре не приносились.

Это интересно. В отличие от других божеств пантеона идол Мары (изготовленный из дерева или соломы) устанавливался прям перед подношением. Обносили камнями, очерчивая круг и перед кумиром клали деревянную доску, на которую и возлагались дары предначертанные богини. После праздника (или подношения) алтарь разбирался, а кумира сжигали, в редких случаях топили.

Сжигание чучела зимы на масленицу это отражение древнего обычая чествования богини зимы и смерти обозначенного днем Марены. Празднование масленицы также происходит в конце марта и является символом прихода весны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector