Мерв
Содержание:
Мерв
В 30км от современного города Мары расположен городище Мерв. Для многих туристов это — одна из главных достопримечательностей, которая привлекает сотни новых путешественников ежегодно. В древние времена город Мерв был настоящей жемчужиной Востока. О нем знали все. До того момента как он был разрушен монголами, Мерв развивался и рос. Даже шахи любили посещать этот город. Сейчас этот город является местом для паломничества.
Мерв — это один из старейших городов Средней Азии, находившийся на берегу реки Мургаб. Развалины Мерва находились под наблюдением с 80-х годов 19 века. С 1946 археологическая экспедиция под руководством Е. Массона приложила максимум усилий по изучению Мерва. Старейшую часть города составляет городище Эрк-Кала.
В древности со 2 века до н.э. до 3 века н.э. Мерв переживал свой расцвет. В то время в городе было всего две главных улицы. Центром являлась цитадель Эрк-Кала. Город и пригород защищали большие и крепкие стены. В 7 веке город Мерв был завоеван арабами, тогда там и появились буддийские монастыри, христианские монастыри, а также замки феодалов.
В 12 веке город Мерв достиг своего расцвета. В 1222 году город захватили монголы. Затем он был восстановлен, но перестал играть первостепенную роль в жизни государства. С течением времени Мерв также подвергался вторжению персов. А в 19 веке вообще пришел в упадок, а центром области стал город Мары.
Как видите, город Мары очень интересный. Если вы любите путешествовать, и окажетесь в Туркменистане, то обязательно посетите Мары. Ну а если вы пока не имеете возможность поехать в Туркменистан и насладиться всеми его красотами и обычаями в живую, то вы можете почитать о Туркменистане в книгах или в Интернете. Кроме этого Интернет дает нам уникальную возможность посмотреть видеоролики и фотографии той или иной страны. Туркменистан мары фото — попробуйте написать это в каком-либо поисковике, посмотрите замечательные фотографии.
Традиции и обычаи Туркменистана почитаются его жителями
В современном мире очень важно помнить о культуре предков и сохранить память о них на века. Уважение истории своей страны — уважение самого себя!
Экономика[править | править код]
Промышленностьправить | править код
В Мары действует машиностроительный завод, авторемонтный завод, хлопкоочистительный завод, кожевенный завод, домостроительный комбинат, комбинат строительных материалов, Туркменский завод азотных удобрений (ТЗАУ), сахарный завод.
Продукция машиностроительного завода — мощные центробежные нефтяные насосы для перекачки нефти, которые вывозятся в различные районы СНГ и экспортируются более, чем в 20 стран мира.
В городе функционируют шерстомойная, прядильно-ткацкая, швейная, ковровая, кондитерская и мебельная фабрики, пивоваренный и молочный заводы.
Мары является главным центром газовой промышленности республики.
В 19 км от города расположена крупнейшая в Туркменистане Марыйская ГЭС мощностью в 1 млн. 250 тыс. кВт, работающая на газе Шатлыкского месторождения и производящая более 80 % электроэнергии республики.
В Мары есть типография.
Ковроткачествоправить | править код
Торговля текинскими коврами ручной работы на Текинском базаре в г. Мары (1981 г.)
Производство ковров ручной и машинной работы является предметом гордости жителей города.
Текинские, салорские, иомудские, эрсаринские ковры отличаются друг от друга орнаментом и цветом. Мервский оазис, нынешняя Марыйская область, является родиной знаменитых на весь мир текинских ковров, где хранятся традиции коврового искусства племени теке.
Транспортправить | править код
Через Мары проходит построенная в 1880—1896 гг. под руководством русского генерала Михаила Анненкова Среднеазиатская железная дорога, связывающая Туркменбашы (Красноводск) с Ташкентом. От неё имеется ответвление — дорога Мары — Кушка, построенная к 1900 году. В 2003 году был реконструирован железнодорожный вокзал. В городе имеется новый автовокзал, рассчитанный на 500 пассажиров в час, реконструированный железнодорожный вокзал, новый аэропорт пропускной способностью на 300 пассажиров в час, оборудованный взлётно-посадочной полосой длиной 3 500 м, которая рассчитана на приём воздушных судов весом до 400 тонн. Внутригородской транспорт представлен муниципальными автобусами, маршрутными такси, такси.
Образование и культураправить | править код
В Мары имеются несколько общеобразовательных школ, лицеев, техникумов, педагогическое и медицинское училища, училище искусств, Туркменский государственный энергетический институт. В городе действуют краеведческий музей, Государственный драматический театр имени Кемине, кинотеатры, художественная и музыкальная школы, детско-юношеская спортивная школа, станция юных техников, несколько библиотек, Дворец культуры.
Областной диагностический центр имени первого президента Туркмении С. А. Ниязова.
Областной Дом матери и ребёнка.
Спортправить | править код
В Мары действует детско-юношеская спортивная школа. Футбольный клуб «Мерв» из Мары играет в высшей лиге Туркмении. Стадион «Мерв» был признан лучшим по организации и проведению матчей чемпионата и Кубка Туркмении. В самом центре города расположен Центральный крытый плавательный бассейн, построенный в 2005 году. В 2009 году открыт стадион «Спорт топлумы» на 10,000 мест.
Крепости и памятники Мерва
Абдуллахан-Кала
Крепость Абдуллахан-Кала связана с именем сына Великого завоевателя Тамерлана – Шахрухом. Она была одной из первых его построек на территории уже Нового Мерва. И была завершена в рекордно короткие сроки. Читать далее…
Акуйли-Коушук
В 2 км от городища Дурнали сохранились развалины средневекового кешка Акуйли-Коушук. Это один из немногих хорошо сохранившихся замков того периода. Читать далее…
Айваны Асхабов
Так поэтично именуется мавзолейный комплекс, так называемых Асхабов — «сподвижников» пророка Мухаммеда: Бурейда ибн Ал-Хусейб Ал-Аслами и Ал-Хакима ибн Амр Ал-Гифари. Читать далее…
Байрамалихан-Кала
Еще одна достопримечательность Нового Мерва — Байрамалихан-Кала. Крепость была построена в виде трехстенного сооружения и соединена с западной стеной Абдуллахан-Кала. Читать далее…
Городище Дурнали
Городище Дурнали расположено в 25 км от крепости Гяур-Кала. Здесь сохранились многочисленные руины построек IX-XII вв. Однако, городище имеет более древнюю историю. Читать далее…
Екедешик
Неподалеку от поселка Тагтабазар, на левом берегу реки Мургаб, расположен пещерный комплекс Екедешик. Читать далее…
Эрк-Кала
Эрк-Кала была центром древнего Мерва. Крепостные стены Эрк-Калы несколько оплыли под земляными наносами, но все еще сохранили свою высоту и мощь. Этим Эрк-Кала ярко выделяется среди других крепостей. Читать далее…
Гонур Депе
Гонур-Депе – это столичный храмовый город страны Маргуш. Археологам удалось обнаружить убедительные факты духовных ритуалови традиций, доказывающих, что гонурцы придерживались зороастрийской веры. Читать далее…
Гяур-Кала
Древнее городище Гяур-Кала — мощнейшее фортификационное сооружение античности, площадью свыше 300 гектаров. Читать далее…
Замок Харам-Кешк
Харам-Кешк — одиночный замок дехканского поместья возле Гяур-Калы. Был жилым помещением в период с IX по XIII века. Читать далее…
Большая и Малая Кыз-Кала
Путешествуя по Марыйскому оазису, часто видишь силуэты курганов-крепостей, оплывших под влиянием времени. Это многочисленные усадьбы-кешки средневековых феодалов. Читать далее…
Мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда
Выдающимся памятником Султан-Калы является мавзолей Мухаммеда ибн-Зейда. Он небольшой по размерам, но вызывает восхищение выдающимся архитектурным решением. Читать далее…
Мавзолей Султана Санжара
Самым величественным архитектурным памятником Мерва является мавзолей султана Санджара под названием «Дар-ал-Ахыре» («Потусторонний мир»). Читать далее…
Мечеть Талхатан-баба
В 30 км от Старого Мерва находится средневековое селение Талхатан. Здесь на местном кладбище в средние века была построена мечеть Талхатан-баба. Читать далее…
Мечеть Юсуфа Хамадани
Этот комплекс возник на месте погребения дервиша Абу-Якуб Юсуф ибн Айюба, родившегося в городе Хамадане (западный Иран). Читать далее…
Ссылки [ править ]
- ↑ Британская книга года 2010 . Энциклопедия Британника, Инк. 2009. стр. 719. ISBN 978-1-59339-232-1. Проверено 17 декабря 2019 .
- ↑ Перепись населения 1989 г. Архивировано 18 января 2012 г. в Wayback Machine , Demoscope Weekly , № 359–360, 1–18 января 2009 г. (поиск по Туркменской ССР) (на русском языке)
- ^ Страна туркмен . Лондон: Огуз Пресс и Королевское географическое общество. 1977. ISBN. 0 905820 01 0., Глава 15, О’Донован, Эдмунд, Мерв и его окрестности , лекция, прочитанная в 1882 году.
- ^ На секретной службе Восток Константинополя от Питера Хопкирк , Джон Мюррей, 1994
- ^ Гостеприимство древнего и вечно юного города
- ^ Туркменский город Мары получил сертификат культурной столицы СНГ
vте Города Туркменистана |
---|
Столица: Ашхабад |
|
vтеТюркские столицы культуры |
---|
|
Мара – богиня смерти и лютой стужи у славян
Славянская богиня Мара (Морена, подательница смерти) принадлежит к первому поколению богов. По одной версии она является сестрой Лады и Лели (Живы) и создана из искр образовавшихся от удара молота Сварогова по священному камню алатырь.
Все 3 имели равную мощь и дополняли друг друга, управляя разными сторонами бытия.
По второй версии Мара — это дочь кащея, властвовавшего в темном царстве. Не смотря на отсутствие уверенности в ее происхождении одно остается не измено – богиня смерти прекрасна. Ее красота холодна и чиста.
По легендам дошедшим до наших дней, Мара является покровительницей колдовства и магии. Она является в конце жизни во время предначертанное судьбой и забирает в свое царство.
Также славянская богиня помогает перейти младенцам с мира Нави в мир Яви. Совместно с Правдой является образом справедливого правосудия.
В славянской мифологии есть упоминание о том что богиня смерти собирала души павших на поле боя.
В разных источниках (разных народов) Мару описывают как Богиню смерти. Часть источников связывают ее со злом и безысходностью. Часть говорит о великом предначертании « без смерти не будет новой жизни». Неоспорим и тот факт, что Мара находится над понятиями добра и зла и выполняет работу, доставшуюся ей от сотворения котрую определил Сварог.
В славянской мифологии у Мары было много детей, каждый из которого имел свою сферу влияния: голод, разруху, мор (морок), болезни, смерть.
Известные уроженцы и жители
- Агаджанов, Сергей Григорьевич — востоковед;
- Алиханов-Аварский, Максуд — русский генерал, Мервский и Тифлисский губернатор;
- Асадов, Эдуард Аркадьевич — русский советский поэт, прозаик;
- Ата Салих — туркменский народный поэт;
- Ата Атаджанов — туркменский советский писатель;
- Ахмедов, Вели — композитор, заслуженный деятель искусств ТССР;
- Багиров, Эдуард Исмаилович — современный российский писатель;
- Боннэр, Елена Георгиевна (Лусик Алиханян) — советский и российский общественный деятель, правозащитник, диссидент, публицист. Вдова академика Андрея Сахарова;
- Гордеев, Владимир Дмитриевич — мотогонщик, неоднократный чемпион СССР по спидвею;
- Петросян, Назар Самвелович — бывший советский футболист, играл на позициях полузащитника и нападающего, советский, армянский и российский футбольный тренер;
- Потомский, Вадим Владимирович — российский политический деятель;
- Сатунц (Сатян), Арам Мовсесович — советский композитор, народный артист Армянской ССР;
- Хабиас, Нина Петровна — русская поэтесса;
- Шакирова (Бунатьянц), Элен Рафаэловна — российская, ранее советская баскетболистка.
- Суворов, Александр Юрьевич — русский инженер-буровик, прозаик;
История[править | править код]
История возникновенияправить | править код
Город Мары был основан в 1884 году как российский военно-административный центр на месте текинской крепости — поселения, расположенного в 30 километрах западнее от пришедшего в упадок древнего города Мерва, возникшего в середине I тысячелетия до н. э., от которого унаследовал своё прежнее название. Точная дата возникновения поселения неизвестна. Установлено, однако, что крепость была исторически персоязычной. В результате миграций и ассимиляционных процессов население оазиса постепенно перешло на туркменский язык в XVII веке[источник не указан 1930 дней].
Период до вхождения в Российскую империюправить | править код
Во время Туркестанского похода генерала Михаила Скобелева в 1884 году, после разгрома Геок-Тепинской крепости, Мерв вместе с Мургабским оазисом путём мирных переговоров был присоединён к Российской империи. Немалая заслуга в избежании кровопролития и штурма города принадлежала М. Алиханову-Аварскому, который, по заданию начальника Закаспийской области генерала А. В. Комарова, в сопровождении текинца майора Махтум-Кули-хана пробрался переодетым в торговца к мервским старейшинам (аксакалам) и убедил их отказаться от сопротивления и принять российское подданство.
Православная Покровская церковь в Мары.
Итогом переговоров явилось поданное 25 января 1884 г. в Асхабаде генералу Комарову мервскими представителями прошение о принятии Мерва в российское подданство. В 1884 году Алиханов-Аварский был назначен первым губернатором Мерва.
Период с 1884 по 1921 годправить | править код
После присоединения к России в 1884 году Мерв был в составе Закаспийской области. С 6 февраля 1890 года Мерв был центром Мервского уезда Закаспийской области.
Советский период (1921—1991)править | править код
7 августа 1921 года Закаспийская область была переименована в Туркменскую область. Мерв, таким образом, стал центром Мервского уезда Туркменской области Туркестанской АССР, которым оставался до 4 декабря 1924 года. До 13 августа 1926 года город был центром Мервского округа образованной 27 октября 1924 года на базе Туркменской области Туркменской ССР. В городе дислоцировались, до 1941 года, управление и части 18-ой Туркменской Краснознамённой горнокавалерийской дивизии.
13 августа 1926 года Мервский округ был упразднён, а Мерв стал районным центром. В 1937 году Мерв был переименован в Мары.
21 ноября 1939 года Мары стал областным центром Марыйской области. 10 января 1963 года область была упразднена, и Мары стал райцентром республиканского подчинения. 14 декабря 1970 года область была восстановлена.
На аэродроме Мары-2 базировался 156-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков 34-й АДИБ.
Период после 1991 годаправить | править код
После распада СССР и провозглашения Туркменией независимости 18 мая 1992 года Мары стал центром Марыйского велаята (области). В 2000-х годах ведётся благоустройство улиц города, строительство крупных жилищных объектов. Продолжается массовое жилищное строительство. В городе были построены новый аэровокзальный комплекс, новый корпус ТГЭИ, театр, областная библиотека, историко-краеведческий музей, дворец Рухыет, отель «Маргуш», медицинский диагностический центр, медицинский центр «Эне мяхри», Главная соборная мечеть Гурбангулы хаджи, стадион, конноспортивный комплекс, крытый плавательный бассейн, обновлён железнодорожный вокзал. В 2012 году город был объявлен культурной столицей СНГ. В 2014 году в городе был открыт комплекс заводов по производству аммиака и карбамида, газотурбинная электростанция, многопрофильный торговый центр и гостиница «Мары». В 2015 году был избран культурной столицей тюркского мира.
Главная соборная мечеть Гурбангулы хаджи
Мечеть Гурбангулы-хаджи
Рекомендовать место
7
Одна из великолепных мечетей Мары – это Мечеть Гурбангулы-хаджи. Эта мечеть названа главной в Марыйском велаяте.
Проект постройки красивого здания с уникальной архитектурой был разработан в 2001 году. Из-за того, что было недостаточно средств, мечеть считалась долгостроем. Из благотворительного фонда Туркменистана было выделено миллион долларов для того, чтобы мечеть была все же достроена. Открыли это привлекательное здание в 2009 году, и назвали в честь президента страны Гурбангулы Бердымухамедова. В честь открытия этого шедевра архитектуры был даже устроен ритуальный обед под названием садака.
Здание главной мечети состоит из большого купольного зала и минаретов по четырем углам. Высота каждого из них составляет 63 метра. Зал, где проводят молитвы, рассчитан на участие в проведении молебна 2500 человек. Ярус, который расположен сверху, предназначен для женщин.
Для отделки внутренней стороны мечети использовали мрамор, фаянсовую плитку разного цвета, гипс для лепки, декоративную мозаику и художественную высечку по камню. А красивые позолоченные полумесяцы дополняют всю красоту бирюзовых куполов Мечети Гурбангулы-хаджи.
Координаты: 37.58928800,61.85270500
Факты о Мары
#01
Маргуш, Маргиана, Маргав, Мару, Мароу — очень красивые названия, а в период средневековья его еще называли — Шахыджан, что в буквальном переводе звучит, как «Душа царей». Также, древний Мерв называли – «мать городов Хоросана, на который может опереться мир».
#02
Теперь это крупнейший центр хлопководческой области, крупный транспортный узел и главный центр газовой промышленности страны — основного источника доходов Туркменистана.
#03
В городе интересны Музей истории с обширной коллекцией археологических находок, туркменских ковров, национального платья, серебра.
#04
Несколько городищ, являвшихся столицами древнего Мерва в разные тысячелетия, составляют заповедную историко-архитектурную зону «Байрамали», находящуюся под охраной государства.
#05
Среди них памятники: Султан-кала (IX-XII вв.), Гяур-кала (III в.до н.э.- VIII-IX вв.н.э.), Эрк-кала (I в. до н.э.), Абдуллахан-кала (XV в.) и Байрамалихан-кала (XVIII в.). Безусловно, самой главной достопримечательностью Мерва является мавзолей султана Санджара (1118-1157).
Заводы и фабрики
В городе есть большое количество различных заводов и комбинатов:
- машиностроительный завод, который поставляет нефть в страны СНГ
- авторемонтный завод
- хлопкоочистительный завод
- кожевенный завод и другие.
Кроме того, в городе Мары есть множество фабрик:
- кондитерская
- швейная
- ковровая
- мебельная.
Город Мары славится своими коврами. В городе изготавливаются ковры различных видов. Все ковры изготавливаются вручную опытными мастерицами. Работа эта сложная и требует большого терпения. Прежде всего стригут овец, потом овечью шерсть сортируют: мягкую — отдельно, грубую — отдельно. После того как шерсть отсортирована, она взбивается специальными прутьями до состояния пуха. После этого шерсть снова проходит этап сортировки. Часть шерсти откладывается для изготовления орнамента, остальное — материал для изготовления войлока. После того как на войлок нанесен орнамент, ковер красится (раньше использовали только натуральные красители, а сейчас пользуются и искусственными). Такие ковры — это не только национальный атрибут Туркменистана, они также используются в практических целях, а еще их покупают туристы. Самые известные ковры — текинские. Называются они так потому, что первые такие ковры были изготовлены умельцами из племени теке. Если вы напишете в поисковике Туркменистан Мары и поищете информацию на тему ковров, то вы обязательно найдете много страничек, где узнаете об этом изделии все, что захотите.
В городе разводят коней знаменитой ахалтекинской породы. На гербе Туркменистана изображен конь именно этой породы. Именно поэтому коня ахалтекинской породы можно назвать одним из символов страны. Мары Туркменистан — удивительно разнообразный город.
История
Древний город Мерв был городом-оазисом на Шелковый путь. Он был разрушен, а его население уничтожено в XII веке Монголы. Из-за своего расположения на Великом шелковом пути, он возродился со временем только для того, чтобы снова быть в значительной степени разрушенным в 19 веке кочевниками. Теке рейдеры. Эдмунд О’Донован описал Мерв в 1882 году как
- … только «географическое выражение». Это означает определенную площадь возделываемой территории, на которой полмиллиона туркменов-текке удается зарабатывать себе на жизнь пастырскими занятиями, грабежом и воровством в сочетании с караванной службой между Бухарой и Мешхедом. Нет центральной точки, которую вы могли бы назвать сейчас Мервом, если не считать места, которое возникло с момента моего прибытия. Я говорю о Кушид Хан Кале, крепости в точке на реке Мургаб …
Он был занят Императорская Россия в 1884 году, вызвав Инцидент в Панджде между Афганистаном, британскими войсками и Императорская Российская Армия. Современный поселок был основан в том же году как российский военный и административный пост.
Сила Британская индийская армия состоящий из пулемет отряд в составе 40 Пенджаби войска и британский офицер оказали сопротивление большевикам недалеко от Мерва в августе 1918 года, что стало первым прямым столкновением между британскими и российскими войсками после Крымская война.
Мэри была разработана Советский союз как центр хлопок производство за счет использования обширных орошение. В 1968 г. огромные запасы натуральный газ были обнаружены в 20 км к западу от города.[нужна цитата]
После распада Советского Союза и провозглашения независимости Туркменистан18 мая 1992 г. Мэри стала центром Марыйский велаят.
В 2000-е годы в городе завершилось строительство множества улиц и крупных жилых домов. Массовое жилищное строительство продолжается. Город построил новый терминал аэропорта, новое здание для Туркменский Государственный Энергетический Институт, театр, библиотека, исторический музей, дворец Рухиет, гостиница Маргуш, лечебно-диагностический центр, медицинский центр Эне Мяхри, Мечеть Гурбангулы Хаджи, стадион, конно-спортивный комплекс, крытый бассейн и ж / д вокзал.
В 2012 году город был объявлен одной из культурных столиц СНГ.
Оберег Мары и значение ее символов
Зигзаг (волны) Мары – главный символ богини смерти.
Мара хранит равновесие в мире совместно с Чернобогом. Несмотря на фатальность ее предназначения для каждого ныне живущего, нельзя назвать ее злом.
Главный символ — это волны, символизирующие стылую воду. Символ символизирует «мост» между мирами: настоящим и загробным, что делает оберег востребованным для людей занятых в сфере магии.
Оберег обладает большой силой, однако людям не готовым к соприкосновению с царством мертвых не подходит.
Символ Богини Мары
Еще одним символом богини является знак Мара-Вий, изображенный в виде 2 треугольников направленных вершинами друг к другу. Это символ зимы вобравший в себя всю суть фатальности бытия говорит о неизбежности конца каждой жизни.
Праздник в честь Мары
В литература у Мары в руках чаша, испив из которой человек получает смерть
День славянской богини загробного мира был отмечается в начале зимы, 4 декабря. К этому времени устанавливается зима, самое сложное и суровое для людей время, полное испытаний, болезней да горестей. Кроме того о Маре вспоминают и в день весеннего равноденствия (20 марта), день проводов Морены. В ее честь приносили дары в виде различных цветов, ягоды и плодов. Кровавые жертвы преподносились в период эпидемии. Для этого у алтаря богини пускали кровь животных. Человеческие жертвы в славянской культуре не приносились.
Это интересно. В отличие от других божеств пантеона идол Мары (изготовленный из дерева или соломы) устанавливался прям перед подношением. Обносили камнями, очерчивая круг и перед кумиром клали деревянную доску, на которую и возлагались дары предначертанные богини. После праздника (или подношения) алтарь разбирался, а кумира сжигали, в редких случаях топили.
Сжигание чучела зимы на масленицу это отражение древнего обычая чествования богини зимы и смерти обозначенного днем Марены. Празднование масленицы также происходит в конце марта и является символом прихода весны.