Мокшан (посёлок)

Рыбалка и охота на реке Мокша

 Всякой рыбой славится знаменитая река Мокша. Рыбалка на ее берегах гарантирует вам встречу со щукой, окунем, густером, язем, лещом, верхоплавкой, подлещиком и ершом. А если повезет – налимом и сомом. В каждой тихой акватории водный промысел может быть вполне удачной. Остерегайтесь браконьерства, бьефов 2 единственных ГЭС и нарушения правил нерестового сезона. Кроме того, следует отпускать на волю подкаменщика, миногу и осетров.    

На реке Мокша, рыбалку реально совместить с «ружейным» промыслом. Водоток пересекает кластеры охотничьих угодий с разными правилами и режимами. Следует лучше ознакомиться с картой охотхозяйств 4 административных единиц, изучить список ограничений. В целом в «светлохвойной» тайге и на болотно-озерных урочищах этих мест вам доступны кабан, лисица, заяц-русак, хорь, енотовидная собака. За ними по численности бурундук, волк, бурый медведь и лось (дорого). Среди водоплавающей, боровой и полевой дичи – утки, гуси, вальдшнеп, тетерев, куропатка, перепел и глухарь. В Красной книге «сидят» все пернатые хищники и совы, журавли, лебеди, аисты и цапли. С ними белка-летяга, рысь, кожанок, манул и кабарга. По косулям серьезные квоты. Однако они мало кого останавливают в Мордовии. Ведь это – довольно браконьерский край.        

Уличная сеть

  • Андрея Гусака
  • Больничный переулок
  • Бутырки
  • Восточная
  • Горького
  • Дружбы
  • Заводская
  • Заовражная
  • Западная
  • Заречная
  • Засечная
  • Засечный
  • Зелёная
  • Калинина
  • Кирова
  • Кирпичная
  • Клочкова
  • Коммунистическая
  • Комсомольская
  • Красная
  • Кузнечная
  • Куйбышева
  • Лево-Набережная
  • Лермонтова
  • Малышкина
  • Микояна
  • Милосердия
  • Мира
  • Молодёжная
  • Нагорная
  • Ново-Загуменная
  • Ново-Заовражная
  • Ново-Заречная
  • Ново-набережная
  • Ново-Пугачева
  • Новогодняя
  • Новые Бутырки
  • Октябрьская
  • Охлопкова
  • Пензенская
  • Первомайская 1-я
  • Первомайская 2-я
  • Песчаная
  • Пионерская
  • Планская
  • Победы
  • Полевая
  • Поцелуева
  • Право-Набережная 1-я
  • Право-Набережная 2-я
  • Пролетарская
  • Пугачева
  • Пушкина
  • Разведка 1-я
  • Разведка 2-я
  • Садовая
  • Саранский переулок
  • Свердлова
  • Светлая
  • Свободная
  • Северная
  • Советская
  • Совхозная
  • Стадионная
  • Степана Разина
  • Строителей
  • Студенческая
  • Суворова
  • Транспортная
  • Урицкого
  • Урожайная
  • Фестивальная
  • Чкалова
  • Школьная
  • Энгельса
  • 8 Марта

Мокша и русские

В дальнейшем мокшане, уже в составе Темниковского войска, участвовали в захвате Казани, организованном Иваном Грозным. Этот же период ознаменовался христианизацией мордовских земель.

Многие мокшанские князья сменили веру, что помогло им укрепить своё положение. Однако среди народа мокша и эрзя было немало тех, кто не захотел отвергать религию предков. Большинство таких людей ушло в северные леса, отдалённые регионы Мордовии.

Взаимодействие русских и мокшан происходило достаточно сложно. Об этом свидетельствовали многочисленные бунты, что вспыхивали в мордовских землях. Многие мокшане присоединились к восстанию Емельяна Пугачёва во второй половине XVII века. Несмотря на все протесты, происходило постепенное обрусение народа.

Многие национальные обычаи, старинные традиции навсегда ушли в прошлое. Даже в народном костюме мокша, в отличие от эрзянского, проявилось влияние русской культуры. Тем не менее, говорить об исчезнувшем культурном наследии не приходится.

Мокша — древний народ с богатой историей. Мы пока не можем наверняка сказать, как происходило его формирование: был ли он отделён от одного этноса мордвы или же изначально являлся самобытной этнической группой. Несмотря на это, нельзя не восхищаться мужеством и стойкостью предков современных мокшан, которым довелось воевать с сильнейшими народами мира, смиряться перед натиском врага и снова оказывать отчаянное сопротивление.

Религия

Несмотря на многовековые попытки внедрения в регион христианства, местные народы продолжали придерживаться традиционных религий. На основе язычества, так называемого «народного христианства» и маздеизма сформировалась национальная мокшанская религия Мокшень кой. Интересно, что маздеизм относится к древним иранским религиям, предшественникам зороастризма, что подтверждает связь этноса с иранскими народами.

Верховным богом и творцом всего сущего считали Шкая, также именуемого Шкабавазом. Кроме того, в пантеон входили следующие божества:

  • Кардазава и Кардазонь кирди — божества женского и мужского пола, охраняющее двор;
  • Юрхтава — богиня очага и хранительница рода;
  • Велень кирди юрхтава — божество женского пола, охраняющее село;
  • Якшаматя и Якшамава — бог и богиня холода;
  • Вазава —хранительница скота;
  • Вармань кирди и Вармава — бог и богиня ветров;
  • Масторатя — божество подземной сферы мира;
  • Модава — бог земли;
  • Кудава — бог дома;
  • Виряля и Вирява — боги-хранители леса;
  • Ведява и Ведяля — ундина и водяной.

Также в пантеон входили божества, представляющиеся в виде священных животных и растений: Белая рыба, Белая береза, Белый лебедь, ольха, дуб. Почитались народом небесные светила и силы природы, для каждого из которых существовал собственный бог: грома, огня, Луны и Земли.

Основными культовыми мероприятиями были моления, делившиеся на 3 основные группы:

  1. Семейные: проходили во время важных клановых событий, таких как свадьбы, похороны и рождение детей.
  2. Случайные: совершались во имя какого-то события, например, засухи или наводнения.
  3. Общинные: были приурочены к календарным праздникам.

Семейные моления совершались в доме, а в качестве жреца выступал глава рода. Случайные проходили в месте, с которым были связаны: у родника или конюшни, в сарае с животными, на лугу или в поле. Наиболее масштабными были общинные моления, совершаемые обычно, в священных рощах или других сакральных местах:

  1. Кереметь — земли, расположенные поблизости от места произрастания священных деревьев: осины, дуба или березы. Здесь молились только злым богам.
  2. Ямкаль — густой ивняк на берегу реки. Такие места использовали для поминовения предков: варили кашу и мясо ягнят, прося умерших о защите и покровительстве.
  3. Сувафтомань озкс — моления на лугу, проводимые весной перед началом выпаса.
  4. Од тол — проводили лишь в случае тяжких бедствий всего селения, например, мора или войны. Женщины впрягались вместо лошадей в плуг и кольцом опахивали село. В это время во всех домах общины водой заливали огни и печи. После шли на всеобщее моление, во время которого трением добывали огонь. Его называли Новым и после завершения ритуала разносили по всем домам. Считалось, что такой огонь имеет очищающую силу.

Общинные моления проводили жрецы, избираемые на всю жизнь: жрица имбаба и жрец инятя. У жрецов были помощники, избираемые из числа старейшин или уважаемых членов общины. Для организации крупных сакральных торжеств выбирали старца возрастом более 70 лет и 12 помощников. Участвовали помощники и в молениях:

  1. Трое старейшин готовили священный напиток пуре, представлявший слабоалкогольное молодое пиво.
  2. Три человека избирались за три дня до начала торжества, чтобы готовить священное мясо.
  3. Трех людей назначали готовить жертвенную кашу и назначение на «должность» совершалось за день до торжества.

Общим ходом празднества управляла женщина-жрец, а инятя руководил хором молящихся, однако сам не пел. В начале торжества помощники собирали с пришедших пожертвования в виде муки, яиц и денег, а после начинали пение гимнов. В завершение торжества молящимся раздавали священное мясо и кашу, и из одного ковша по очереди пили пуре. По большим праздникам готовили гигантскую двухметровую восковую свечу Салтан штатол, или «Свечу Золтана», достигающую в диаметре полуметра. Согласно легенде, такую свечу уронил на землю и зажег для людей Шкай. Крупным праздником считался Оцю Сёра, проводимый весной после сева. Одним из элементов действа было окапывание места праздника сохой для защиты скота и посевов от мора. Еще один значимый праздник — Акша келу, неизменным атрибутом которого была национальная борьба на поясах.

Известные мокшане

Среди известных мокшан множество представителей политики, спорта, культуры и искусства. Немало среди них и прославленных героев. Всему миру известно имя Андрея Кижеватова — легендарного защитника Брестской крепости и одного из руководителей ее обороны, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. Именем героя по всей стране назывались населенные пункты, улицы, школы и учреждения культуры.

Еще один Герой Советского Союза из рода мокшан знаменит тем, что совершил побег из немецкого плена на угнанном бомбардировщике. Речь идет о Михаиле Девятаеве, который за время службы сбил девять вражеских самолетов, но в июле 1944 г. попал в плен. В 1945 г. Девятаев и еще девять военнопленных сбежали из концлагеря на острове Узедом, угнав немецкий бомбардировщик. С трудом избавившись от погони и преодолев линию фронта, бежавшим удалось спастись.

К мордовскому народу относится и знаменитый актер и режиссер Василий Шукшин. Однако, по признанию его дочери Марии Шукшиной, в семье так до сих пор неизвестно, к мокше или эрзе принадлежит их род. Загадка кроется в том, что семья Шукшина переехала из Мордовии в Самару, а затем на Алтай.

А вот Чемпион мира в тяжелой весовой категории по версии WBC 2006-2008, боксер Олег Маскаев относится к мокшанам, хотя родился в Казахстане, выступал за Россию, а живет сейчас в Америке.

Есть известные представители этноса и среди политиков. Одним из них является Николай Меркушкин, занимавший в разные годы посты главы Мордовии и Самарской области. С 2017 г. Меркушкин занимает пост специального представителя Президента РФ по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов.

К мокшанам относится и Максим Сурайкин: молодой политик, в 2018 г. занявший седьмое место на президентских выборах.

Общее описание

 Река Мокша в длину 656 километров. Наибольшая ее ширина 280 метров (Парижский пруд). Бассейн – 51 000 квадратных километров. Глубина часто достигает 6 метров. Русло проходит по Рязанской и Нижегородской областям, Мордовской республике и Пензенскому региону. Движение максимально искривлено. Общее направление – северо-запад. Питание связано с талыми снеговыми водами. Расход воды 95 кубометров в секунду. Водоток замерзает в конце ноября. Вскрывается в начале апреля. Скорость размыва берегов средняя. Колебания уровня воды в половодье (апрель) незначительное. Притоков (не считая ручьев) – около 85. Наибольшие – Атмис, Сатис, Вад, Сивинь, Цна и Ермишь.

Река Мокша окончательно скорректировала свое течение при финальном формировании Русской Равнины и Приволжской возвышенности. После отступления ледника. Издревле на ней обитали люди, которые через несколько тысяч лет смешаются с ветвью древнейшего потока финно-угров. Те в свою очередь – с индоевропейцами. Так появились мокшане. С данным этнонимом связан и гидроним. Обитавшие южнее «скифы-пахари» называли их «людоедами» (в переложении на язык Геродота – «андрофагами»). В 5 веке адрофаги ассимилировали часть буртасов (одного из тюрко-савроматских, то есть «савирских» племен многонационального Сувара). Первое описание реки Мокша датируется еще 9 веком. Арабские хронисты указывают на неких «бродасов» в составе Волжского Болгара (позже ставшего частью Казанского ханства). В 16 веке, когда ханство это стало наместничеством «Московии», «бродасов»-буртасов там уже не было. Еще в ордынские годы они присоединяются к ушкуйникам, живущим на Хопре, Вороне и Воронеже (их не могли покорить ни русские рати, ни тюркские, ни казачьи «орды»). Судьба самых знаменитых «бродасов» изложена в легендах разных народов Казанского ханства, в том числе и мокшан, которым и принадлежала львиная доля берегов реки Мокша. Как раз они прекрасно адаптировались в 4 российских губерниях, подарив особый говор здешнему русскому, эрзянскому и татарскому населению (на Мокше проживают сразу 4 народности). Защищая вверенную территорию от часто появляющихся буртасов (от забытых мокшанских «родичей»), московское чиновничество приказывало возводить крепости. Это и стало причиной эволюции большинства посадов-майданов в городки (больших агломераций в русле Мокши нет до сих пор).

 В позапрошлом столетии водная «дорога» соединяла несколько тихих аграрных губерний и была больше известна сельскохозяйственными ярмарками (торговые места, «майданы», сохраняли свое значение еще с 9 века, много селений унаследовало в названии слово «майдан»). На некоторые поля вода бралась и с «нашего» водного потока. Более активное хозяйственное использование реки Мокша началось в советские времена. Выше Краснослободска и чуть ниже устья Цны до сих пор действуют малые ГЭС. События Гражданской и Великой Отечественной войн довольно слабо отразились на судьбе местного населения. На данный момент устье реки Мокша признано известной любительской промысловой, а также оборудованной рекреационной зоной. На одном из отрезков русло затрагивает также и особо охраняемые урочища. Они объединены в заповедник. Бесчисленные прогулочные суда задействованы на нижних участках течения.     

Экономика

  • Маслодельный завод,
  • Хлебозавод,
  • 1 асфальтный завод,
  • 2 асфальтный завод,
  • Кондитерская фабрика «Невский кондитер».
  • Тепличный комплекс «Мокшанский».
  • Кондитерская фабрика «SweetLife».

Транспорт

Мокшан находится на федеральной автотрассе «Урал. М-5». Существует два варианта проезда через поселок: через центральную часть и объездную дорогу рядом с тепличным комплексом. Среднее время в дороге от Пензы до Мокшана около 30-40 минут.

Жилищное строительство

В Мокшане 5 неофициальных микрорайонов: микрорайон «Победа» (трехэтажная и двухэтажная застройка, всего около 15 трехэтажных домов и около 25 двухэтажных домов); микрорайон бывшего МСО (двухэтажная застройка около 10 домов и частный сектор; микрорайон политехнического колледжа (около 10 трехэтажных зданий, около 5 двухэтажных домов, две пятиэтажки);микрорайон лесхоз, в основном частный сектор, но есть и двух-трехэтажные дома; центр (в основном частный сектор, есть трехэтажные новостройки).

МБОУ «СОШ № 1»Школа № 2 им. А. Г. Малышкина

Примечания

  1. 12Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (рус.). Дата обращения: 17 октября 2020.Архивировано 17 октября 2020 года.
  2. ↑Закон Пензенской области от 9 марта 2005 года № 774-ЗПО «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области»
  3. ↑Мокшан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ↑История Мокшана (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 августа 2010.Архивировано 4 марта 2016 года.
  5. 123На портале «Суслоны» (неопр.). Архивировано 15 февраля 2012 года.
  6. ↑Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Пензенская губерния (неопр.). Дата обращения: 14 октября 2014.Архивировано 14 октября 2014 года.
  7. ↑Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров по полу
  8. ↑Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
  9. ↑Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
  10. ↑Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
  11. ↑Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
  12. ↑Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения: 2 января 2014.Архивировано 2 января 2014 года.
  13. ↑Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность и размещение населения Пензенской области (неопр.). Дата обращения: 20 июля 2014.Архивировано 20 июля 2014 года.
  14. ↑Пензенская область. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2009-2014 годов
  15. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения: 31 мая 2014.Архивировано 31 мая 2014 года.
  16. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения: 16 ноября 2013.Архивировано 16 ноября 2013 года.
  17. ↑Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения: 2 августа 2014.Архивировано 2 августа 2014 года.
  18. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения: 6 августа 2015.Архивировано 6 августа 2015 года.
  19. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  20. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.Архивировано 31 июля 2017 года.
  21. ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (рус.). Дата обращения: 25 июля 2018.Архивировано 26 июля 2018 года.

Традиции

Одним из основных направлений Мокшень кой был культ предков, а похоронная обрядность была сложной и многоэтапной. В древности практиковался обряд воздушного погребения в лубе, устанавливаемом в ветвях деревьев. После традиция усложнилась: для покойных стали строить срубы, устанавливаемые не четырех пнях в лесу. В сруб помещалось тело, дополнительно уложенное в луб. С приходом христианства обряд воздушного погребения запретили, а все лесные домики сожгли.

У мокшан существовали специальные служители смерти: как правило, ими были глубокие старцы. Только они имели право прикасаться к покойному, обмывать и переодевать его. Эта особенность была связана со страхом заразиться от покойника «смертью». Возможно, это интуитивное или сложившееся из опыта понимание о вреде трупного яда или знания о сохранении ряда смертельных инфекций после смерти. Незамужних юношей и девушек хоронили в свадебных нарядах, поскольку найти себе пару и жениться им полагалось в загробном мире. Вода, в которой обмывали покойного, а также щепки от гроба выносили за пределы селения и закапывали. Считалось, если наступить на щепку или дотронуться до воды, можно навлечь на себя беду.

После известия о гибели в дом покойного стекались односельчане, приносившие деньги, яйца, блины. Пожертвования складывались на отдельный стол, предварительно о них сообщалось членам семьи и самому покойному. Важными элементами обрядности были плачи: всего их насчитывалось девять, следовавших друг за другом в строгом порядке: от момента наступления смерти до опускания гроба в могилу. После кладбища устраивали поминки, на которые звали всех родственников и обязательно одного человека, внешне напоминавшего умершего: вастозай, как называли такого гостя, должен был его «замещать». На вастозая надевали одежду погибшего, сажали на его любимое место, угощали и спрашивали, как ему живется в подземном мире. «Актер» должен был отвечать, что все хорошо, однако говорил при этом от третьего лица, а не от первого. Подобный обряд проводился и в другие поминальные дни: на 9, 20 и 40 день после смерти.

Главный напиток

На мокшанских праздниках туристы всегда стремятся попробовать позу, традиционный напиток этого народа. Если описать его парой слов, выйдет – “свекольное пиво”. Готовится это хмельное угощение действительно из свеклы с добавлением солода, ржаной муки, воды и прочих ингредиентов. В старину позу часто использовали для проведения сакральных ритуалов.

Что интересно, в фольклоре мокши сохранились упоминания о женском ритуале “авань поза”. В преддверии Пасхи женщины и девушки селения собирались, пели песни, веселились и варили свекольное пиво. По завершению работы устраивалось всеобщее угощение, а один кувшин позы забирали в тот дом, где ритуал будет проходить следующий раз.

А ещё мокша любят мордовские блины Падчада, они обычно очень пышные / mordoviatv.ru

Традиции мокши отличаются яркостью и особым колоритом. Конечно, значительная часть старинных обрядов уже ушла в прошлое, но культура мокшан продолжает развиваться, а сам народ Республики Мордовия старается сохранить наследие предков. Остаётся лишь пожелать, чтобы и в дальнейшем самобытность мокши оставалась “визитной карточкой” этноса.

Образование

МБОУ «СОШ № 1»

В Мокшане имеется 2 школы, 1 колледж.

Дошкольные учреждения

  • Детский сад «Малышок», ул. Урицкого 32;
  • Детский сад «Родничок», ул. Планская, 63;
  • Детский сад «Золотая рыбка», ул. Строителей 15а;
  • Детский сад «Солнышко», ул. Засечная, 5а;
  • Детский сад № 3, ул. Кирова 24а.

Общеобразовательные учреждения

  • Мокшанская средняя школа № 1 открыта 8 декабря 1913 года как Мокшанское высшее начальное училище. С 1969 года школе преобразована в Мокшанскую общеобразовательную среднюю школу № 1.
  • Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. Г. Малышкина.

Среднее профессиональное образование

Мокшанский агротехнологический колледж готовит механизаторские кадры по программам начального и среднего профессионального образования. Имеется 2 филиала: один находится в центре поселка, другой — в районе бассейна «Звездный». Ранее в Мокшане было два колледжа, но Мокшанский политехнический колледж был расформировам и вошел в состав Мокшанского агротехнологического колледжа, как филиал.

Практическая информация

Добраться в Мокшан можно самолетом (ближайший аэропорт находится в Пензе, в 44 км от поселка, далее на автобусе или такси); на поезде (ближайшие станции — «Рамзай», «Симанщина», «Пяша» с пересадкой на автобус или такси) и на личном автотранспорте (трасса М5 «Урал»).

Автобусы и маршрутки по поселку не ходят, передвигаться можно только на такси.


Культура15.03.2021
Здравоохранение26.03.2021
Общество26.03.2021
Общество26.03.2021
Общество26.03.2021
Сельское хозяйство26.03.2021

gosuslugi.pnzreg.ruЗапись на приём к врачуРегистрация заключения бракаРегистрация рожденияpenza.mdocs.ru/mfcНазначение и выплата ежемесячного пособия на обеспечение питанием детей в возрасте до трех летНазначение и выплата пособия на ребенкаРегистрация учетной записи физического лица на портале государственных услуг РФ

  • https://wiki2.org/ru/мокшан
  • http://rpmokshan.mokshan.pnzreg.ru/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki /192220
  • https://tonkosti.ru/мокшан
  • https://mokshan.pnzreg.ru/

</tr>

Исток и устье реки Мокша

Исток реки Мокша – точка недалеко от деревни Елизаветино Мокшанского района 58-го края. Речь о балке на слегка приподнятом участке сильно всхолмленной степи, идущей до околицы Выглядовка (сельское поселение упомянуто выше). Исток реки Мокша представляет собой 0,5-метровый по ширине поток у куртины деревьев, спрятанный под кровельный мини-навес. Прямо сюда спускается тропка от автомобильной грунтовой магистрали Елизаветино-Краснополье. Кусочек местности окружен аграрными угодьями.      

 Устье реки Мокша – место соединения с Окой между территориями Ермишинского и Пителинского района Рязанского региона, в 35 километрах от Касимова. Гирла имеет ширину 128 метров. Окружена сочно-травным займищем (слева) и кусочком смешанного леса с ериками (справа). Оба водных уреза низкие, с небольшими песчаными отмелями.

Эрзя + мокша = мордва

Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).

По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.

Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян — эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.

Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.

Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.

В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.

В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector