Мокшан (посёлок)
Содержание:
Рыбалка и охота на реке Мокша
Всякой рыбой славится знаменитая река Мокша. Рыбалка на ее берегах гарантирует вам встречу со щукой, окунем, густером, язем, лещом, верхоплавкой, подлещиком и ершом. А если повезет – налимом и сомом. В каждой тихой акватории водный промысел может быть вполне удачной. Остерегайтесь браконьерства, бьефов 2 единственных ГЭС и нарушения правил нерестового сезона. Кроме того, следует отпускать на волю подкаменщика, миногу и осетров.
На реке Мокша, рыбалку реально совместить с «ружейным» промыслом. Водоток пересекает кластеры охотничьих угодий с разными правилами и режимами. Следует лучше ознакомиться с картой охотхозяйств 4 административных единиц, изучить список ограничений. В целом в «светлохвойной» тайге и на болотно-озерных урочищах этих мест вам доступны кабан, лисица, заяц-русак, хорь, енотовидная собака. За ними по численности бурундук, волк, бурый медведь и лось (дорого). Среди водоплавающей, боровой и полевой дичи – утки, гуси, вальдшнеп, тетерев, куропатка, перепел и глухарь. В Красной книге «сидят» все пернатые хищники и совы, журавли, лебеди, аисты и цапли. С ними белка-летяга, рысь, кожанок, манул и кабарга. По косулям серьезные квоты. Однако они мало кого останавливают в Мордовии. Ведь это – довольно браконьерский край.
Уличная сеть
- Андрея Гусака
- Больничный переулок
- Бутырки
- Восточная
- Горького
- Дружбы
- Заводская
- Заовражная
- Западная
- Заречная
- Засечная
- Засечный
- Зелёная
- Калинина
- Кирова
- Кирпичная
- Клочкова
- Коммунистическая
- Комсомольская
- Красная
- Кузнечная
- Куйбышева
- Лево-Набережная
- Лермонтова
- Малышкина
- Микояна
- Милосердия
- Мира
- Молодёжная
- Нагорная
- Ново-Загуменная
- Ново-Заовражная
- Ново-Заречная
- Ново-набережная
- Ново-Пугачева
- Новогодняя
- Новые Бутырки
- Октябрьская
- Охлопкова
- Пензенская
- Первомайская 1-я
- Первомайская 2-я
- Песчаная
- Пионерская
- Планская
- Победы
- Полевая
- Поцелуева
- Право-Набережная 1-я
- Право-Набережная 2-я
- Пролетарская
- Пугачева
- Пушкина
- Разведка 1-я
- Разведка 2-я
- Садовая
- Саранский переулок
- Свердлова
- Светлая
- Свободная
- Северная
- Советская
- Совхозная
- Стадионная
- Степана Разина
- Строителей
- Студенческая
- Суворова
- Транспортная
- Урицкого
- Урожайная
- Фестивальная
- Чкалова
- Школьная
- Энгельса
- 8 Марта
Мокша и русские
В дальнейшем мокшане, уже в составе Темниковского войска, участвовали в захвате Казани, организованном Иваном Грозным. Этот же период ознаменовался христианизацией мордовских земель.
Многие мокшанские князья сменили веру, что помогло им укрепить своё положение. Однако среди народа мокша и эрзя было немало тех, кто не захотел отвергать религию предков. Большинство таких людей ушло в северные леса, отдалённые регионы Мордовии.
Взаимодействие русских и мокшан происходило достаточно сложно. Об этом свидетельствовали многочисленные бунты, что вспыхивали в мордовских землях. Многие мокшане присоединились к восстанию Емельяна Пугачёва во второй половине XVII века. Несмотря на все протесты, происходило постепенное обрусение народа.
Многие национальные обычаи, старинные традиции навсегда ушли в прошлое. Даже в народном костюме мокша, в отличие от эрзянского, проявилось влияние русской культуры. Тем не менее, говорить об исчезнувшем культурном наследии не приходится.
Мокша — древний народ с богатой историей. Мы пока не можем наверняка сказать, как происходило его формирование: был ли он отделён от одного этноса мордвы или же изначально являлся самобытной этнической группой. Несмотря на это, нельзя не восхищаться мужеством и стойкостью предков современных мокшан, которым довелось воевать с сильнейшими народами мира, смиряться перед натиском врага и снова оказывать отчаянное сопротивление.
Религия
Несмотря на многовековые попытки внедрения в регион христианства, местные народы продолжали придерживаться традиционных религий. На основе язычества, так называемого «народного христианства» и маздеизма сформировалась национальная мокшанская религия Мокшень кой. Интересно, что маздеизм относится к древним иранским религиям, предшественникам зороастризма, что подтверждает связь этноса с иранскими народами.
Верховным богом и творцом всего сущего считали Шкая, также именуемого Шкабавазом. Кроме того, в пантеон входили следующие божества:
- Кардазава и Кардазонь кирди — божества женского и мужского пола, охраняющее двор;
- Юрхтава — богиня очага и хранительница рода;
- Велень кирди юрхтава — божество женского пола, охраняющее село;
- Якшаматя и Якшамава — бог и богиня холода;
- Вазава —хранительница скота;
- Вармань кирди и Вармава — бог и богиня ветров;
- Масторатя — божество подземной сферы мира;
- Модава — бог земли;
- Кудава — бог дома;
- Виряля и Вирява — боги-хранители леса;
- Ведява и Ведяля — ундина и водяной.
Также в пантеон входили божества, представляющиеся в виде священных животных и растений: Белая рыба, Белая береза, Белый лебедь, ольха, дуб. Почитались народом небесные светила и силы природы, для каждого из которых существовал собственный бог: грома, огня, Луны и Земли.
Основными культовыми мероприятиями были моления, делившиеся на 3 основные группы:
- Семейные: проходили во время важных клановых событий, таких как свадьбы, похороны и рождение детей.
- Случайные: совершались во имя какого-то события, например, засухи или наводнения.
- Общинные: были приурочены к календарным праздникам.
Семейные моления совершались в доме, а в качестве жреца выступал глава рода. Случайные проходили в месте, с которым были связаны: у родника или конюшни, в сарае с животными, на лугу или в поле. Наиболее масштабными были общинные моления, совершаемые обычно, в священных рощах или других сакральных местах:
- Кереметь — земли, расположенные поблизости от места произрастания священных деревьев: осины, дуба или березы. Здесь молились только злым богам.
- Ямкаль — густой ивняк на берегу реки. Такие места использовали для поминовения предков: варили кашу и мясо ягнят, прося умерших о защите и покровительстве.
- Сувафтомань озкс — моления на лугу, проводимые весной перед началом выпаса.
- Од тол — проводили лишь в случае тяжких бедствий всего селения, например, мора или войны. Женщины впрягались вместо лошадей в плуг и кольцом опахивали село. В это время во всех домах общины водой заливали огни и печи. После шли на всеобщее моление, во время которого трением добывали огонь. Его называли Новым и после завершения ритуала разносили по всем домам. Считалось, что такой огонь имеет очищающую силу.
Общинные моления проводили жрецы, избираемые на всю жизнь: жрица имбаба и жрец инятя. У жрецов были помощники, избираемые из числа старейшин или уважаемых членов общины. Для организации крупных сакральных торжеств выбирали старца возрастом более 70 лет и 12 помощников. Участвовали помощники и в молениях:
- Трое старейшин готовили священный напиток пуре, представлявший слабоалкогольное молодое пиво.
- Три человека избирались за три дня до начала торжества, чтобы готовить священное мясо.
- Трех людей назначали готовить жертвенную кашу и назначение на «должность» совершалось за день до торжества.
Общим ходом празднества управляла женщина-жрец, а инятя руководил хором молящихся, однако сам не пел. В начале торжества помощники собирали с пришедших пожертвования в виде муки, яиц и денег, а после начинали пение гимнов. В завершение торжества молящимся раздавали священное мясо и кашу, и из одного ковша по очереди пили пуре. По большим праздникам готовили гигантскую двухметровую восковую свечу Салтан штатол, или «Свечу Золтана», достигающую в диаметре полуметра. Согласно легенде, такую свечу уронил на землю и зажег для людей Шкай. Крупным праздником считался Оцю Сёра, проводимый весной после сева. Одним из элементов действа было окапывание места праздника сохой для защиты скота и посевов от мора. Еще один значимый праздник — Акша келу, неизменным атрибутом которого была национальная борьба на поясах.
Известные мокшане
Среди известных мокшан множество представителей политики, спорта, культуры и искусства. Немало среди них и прославленных героев. Всему миру известно имя Андрея Кижеватова — легендарного защитника Брестской крепости и одного из руководителей ее обороны, которому было присвоено звание Героя Советского Союза. Именем героя по всей стране назывались населенные пункты, улицы, школы и учреждения культуры.
Еще один Герой Советского Союза из рода мокшан знаменит тем, что совершил побег из немецкого плена на угнанном бомбардировщике. Речь идет о Михаиле Девятаеве, который за время службы сбил девять вражеских самолетов, но в июле 1944 г. попал в плен. В 1945 г. Девятаев и еще девять военнопленных сбежали из концлагеря на острове Узедом, угнав немецкий бомбардировщик. С трудом избавившись от погони и преодолев линию фронта, бежавшим удалось спастись.
К мордовскому народу относится и знаменитый актер и режиссер Василий Шукшин. Однако, по признанию его дочери Марии Шукшиной, в семье так до сих пор неизвестно, к мокше или эрзе принадлежит их род. Загадка кроется в том, что семья Шукшина переехала из Мордовии в Самару, а затем на Алтай.
А вот Чемпион мира в тяжелой весовой категории по версии WBC 2006-2008, боксер Олег Маскаев относится к мокшанам, хотя родился в Казахстане, выступал за Россию, а живет сейчас в Америке.
Есть известные представители этноса и среди политиков. Одним из них является Николай Меркушкин, занимавший в разные годы посты главы Мордовии и Самарской области. С 2017 г. Меркушкин занимает пост специального представителя Президента РФ по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов.
К мокшанам относится и Максим Сурайкин: молодой политик, в 2018 г. занявший седьмое место на президентских выборах.
Общее описание
Река Мокша в длину 656 километров. Наибольшая ее ширина 280 метров (Парижский пруд). Бассейн – 51 000 квадратных километров. Глубина часто достигает 6 метров. Русло проходит по Рязанской и Нижегородской областям, Мордовской республике и Пензенскому региону. Движение максимально искривлено. Общее направление – северо-запад. Питание связано с талыми снеговыми водами. Расход воды 95 кубометров в секунду. Водоток замерзает в конце ноября. Вскрывается в начале апреля. Скорость размыва берегов средняя. Колебания уровня воды в половодье (апрель) незначительное. Притоков (не считая ручьев) – около 85. Наибольшие – Атмис, Сатис, Вад, Сивинь, Цна и Ермишь.
Река Мокша окончательно скорректировала свое течение при финальном формировании Русской Равнины и Приволжской возвышенности. После отступления ледника. Издревле на ней обитали люди, которые через несколько тысяч лет смешаются с ветвью древнейшего потока финно-угров. Те в свою очередь – с индоевропейцами. Так появились мокшане. С данным этнонимом связан и гидроним. Обитавшие южнее «скифы-пахари» называли их «людоедами» (в переложении на язык Геродота – «андрофагами»). В 5 веке адрофаги ассимилировали часть буртасов (одного из тюрко-савроматских, то есть «савирских» племен многонационального Сувара). Первое описание реки Мокша датируется еще 9 веком. Арабские хронисты указывают на неких «бродасов» в составе Волжского Болгара (позже ставшего частью Казанского ханства). В 16 веке, когда ханство это стало наместничеством «Московии», «бродасов»-буртасов там уже не было. Еще в ордынские годы они присоединяются к ушкуйникам, живущим на Хопре, Вороне и Воронеже (их не могли покорить ни русские рати, ни тюркские, ни казачьи «орды»). Судьба самых знаменитых «бродасов» изложена в легендах разных народов Казанского ханства, в том числе и мокшан, которым и принадлежала львиная доля берегов реки Мокша. Как раз они прекрасно адаптировались в 4 российских губерниях, подарив особый говор здешнему русскому, эрзянскому и татарскому населению (на Мокше проживают сразу 4 народности). Защищая вверенную территорию от часто появляющихся буртасов (от забытых мокшанских «родичей»), московское чиновничество приказывало возводить крепости. Это и стало причиной эволюции большинства посадов-майданов в городки (больших агломераций в русле Мокши нет до сих пор).
В позапрошлом столетии водная «дорога» соединяла несколько тихих аграрных губерний и была больше известна сельскохозяйственными ярмарками (торговые места, «майданы», сохраняли свое значение еще с 9 века, много селений унаследовало в названии слово «майдан»). На некоторые поля вода бралась и с «нашего» водного потока. Более активное хозяйственное использование реки Мокша началось в советские времена. Выше Краснослободска и чуть ниже устья Цны до сих пор действуют малые ГЭС. События Гражданской и Великой Отечественной войн довольно слабо отразились на судьбе местного населения. На данный момент устье реки Мокша признано известной любительской промысловой, а также оборудованной рекреационной зоной. На одном из отрезков русло затрагивает также и особо охраняемые урочища. Они объединены в заповедник. Бесчисленные прогулочные суда задействованы на нижних участках течения.
Экономика
- Маслодельный завод,
- Хлебозавод,
- 1 асфальтный завод,
- 2 асфальтный завод,
- Кондитерская фабрика «Невский кондитер».
- Тепличный комплекс «Мокшанский».
- Кондитерская фабрика «SweetLife».
Транспорт
Мокшан находится на федеральной автотрассе «Урал. М-5». Существует два варианта проезда через поселок: через центральную часть и объездную дорогу рядом с тепличным комплексом. Среднее время в дороге от Пензы до Мокшана около 30-40 минут.
Жилищное строительство
В Мокшане 5 неофициальных микрорайонов: микрорайон «Победа» (трехэтажная и двухэтажная застройка, всего около 15 трехэтажных домов и около 25 двухэтажных домов); микрорайон бывшего МСО (двухэтажная застройка около 10 домов и частный сектор; микрорайон политехнического колледжа (около 10 трехэтажных зданий, около 5 двухэтажных домов, две пятиэтажки);микрорайон лесхоз, в основном частный сектор, но есть и двух-трехэтажные дома; центр (в основном частный сектор, есть трехэтажные новостройки).
МБОУ «СОШ № 1»Школа № 2 им. А. Г. Малышкина
Примечания
- ↑ 12Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2020 года (рус.). Дата обращения: 17 октября 2020.Архивировано 17 октября 2020 года.
- ↑Закон Пензенской области от 9 марта 2005 года № 774-ЗПО «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области»
- ↑Мокшан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑История Мокшана (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 августа 2010.Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ 123На портале «Суслоны» (неопр.). Архивировано 15 февраля 2012 года.
- ↑Первая Всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года. Пензенская губерния (неопр.). Дата обращения: 14 октября 2014.Архивировано 14 октября 2014 года.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность сельского населения РСФСР - жителей сельских населённых пунктов - районных центров по полу
- ↑Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Дата обращения: 25 сентября 2013.Архивировано 28 апреля 2013 года.
- ↑Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения (неопр.). Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения: 2 января 2014.Архивировано 2 января 2014 года.
- ↑Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность и размещение населения Пензенской области (неопр.). Дата обращения: 20 июля 2014.Архивировано 20 июля 2014 года.
- ↑Пензенская область. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2009-2014 годов
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения: 31 мая 2014.Архивировано 31 мая 2014 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения: 16 ноября 2013.Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения: 2 августа 2014.Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения: 6 августа 2015.Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения: 31 июля 2017.Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (рус.). Дата обращения: 25 июля 2018.Архивировано 26 июля 2018 года.
Традиции
Одним из основных направлений Мокшень кой был культ предков, а похоронная обрядность была сложной и многоэтапной. В древности практиковался обряд воздушного погребения в лубе, устанавливаемом в ветвях деревьев. После традиция усложнилась: для покойных стали строить срубы, устанавливаемые не четырех пнях в лесу. В сруб помещалось тело, дополнительно уложенное в луб. С приходом христианства обряд воздушного погребения запретили, а все лесные домики сожгли.
У мокшан существовали специальные служители смерти: как правило, ими были глубокие старцы. Только они имели право прикасаться к покойному, обмывать и переодевать его. Эта особенность была связана со страхом заразиться от покойника «смертью». Возможно, это интуитивное или сложившееся из опыта понимание о вреде трупного яда или знания о сохранении ряда смертельных инфекций после смерти. Незамужних юношей и девушек хоронили в свадебных нарядах, поскольку найти себе пару и жениться им полагалось в загробном мире. Вода, в которой обмывали покойного, а также щепки от гроба выносили за пределы селения и закапывали. Считалось, если наступить на щепку или дотронуться до воды, можно навлечь на себя беду.
После известия о гибели в дом покойного стекались односельчане, приносившие деньги, яйца, блины. Пожертвования складывались на отдельный стол, предварительно о них сообщалось членам семьи и самому покойному. Важными элементами обрядности были плачи: всего их насчитывалось девять, следовавших друг за другом в строгом порядке: от момента наступления смерти до опускания гроба в могилу. После кладбища устраивали поминки, на которые звали всех родственников и обязательно одного человека, внешне напоминавшего умершего: вастозай, как называли такого гостя, должен был его «замещать». На вастозая надевали одежду погибшего, сажали на его любимое место, угощали и спрашивали, как ему живется в подземном мире. «Актер» должен был отвечать, что все хорошо, однако говорил при этом от третьего лица, а не от первого. Подобный обряд проводился и в другие поминальные дни: на 9, 20 и 40 день после смерти.
Главный напиток
На мокшанских праздниках туристы всегда стремятся попробовать позу, традиционный напиток этого народа. Если описать его парой слов, выйдет – “свекольное пиво”. Готовится это хмельное угощение действительно из свеклы с добавлением солода, ржаной муки, воды и прочих ингредиентов. В старину позу часто использовали для проведения сакральных ритуалов.
Что интересно, в фольклоре мокши сохранились упоминания о женском ритуале “авань поза”. В преддверии Пасхи женщины и девушки селения собирались, пели песни, веселились и варили свекольное пиво. По завершению работы устраивалось всеобщее угощение, а один кувшин позы забирали в тот дом, где ритуал будет проходить следующий раз.
А ещё мокша любят мордовские блины Падчада, они обычно очень пышные / mordoviatv.ru
Традиции мокши отличаются яркостью и особым колоритом. Конечно, значительная часть старинных обрядов уже ушла в прошлое, но культура мокшан продолжает развиваться, а сам народ Республики Мордовия старается сохранить наследие предков. Остаётся лишь пожелать, чтобы и в дальнейшем самобытность мокши оставалась “визитной карточкой” этноса.
Образование
МБОУ «СОШ № 1»
В Мокшане имеется 2 школы, 1 колледж.
Дошкольные учреждения
- Детский сад «Малышок», ул. Урицкого 32;
- Детский сад «Родничок», ул. Планская, 63;
- Детский сад «Золотая рыбка», ул. Строителей 15а;
- Детский сад «Солнышко», ул. Засечная, 5а;
- Детский сад № 3, ул. Кирова 24а.
Общеобразовательные учреждения
- Мокшанская средняя школа № 1 открыта 8 декабря 1913 года как Мокшанское высшее начальное училище. С 1969 года школе преобразована в Мокшанскую общеобразовательную среднюю школу № 1.
- Средняя общеобразовательная школа № 2 им. А. Г. Малышкина.
Среднее профессиональное образование
Мокшанский агротехнологический колледж готовит механизаторские кадры по программам начального и среднего профессионального образования. Имеется 2 филиала: один находится в центре поселка, другой — в районе бассейна «Звездный». Ранее в Мокшане было два колледжа, но Мокшанский политехнический колледж был расформировам и вошел в состав Мокшанского агротехнологического колледжа, как филиал.
Практическая информация
Добраться в Мокшан можно самолетом (ближайший аэропорт находится в Пензе, в 44 км от поселка, далее на автобусе или такси); на поезде (ближайшие станции — «Рамзай», «Симанщина», «Пяша» с пересадкой на автобус или такси) и на личном автотранспорте (трасса М5 «Урал»).
Автобусы и маршрутки по поселку не ходят, передвигаться можно только на такси.
Культура15.03.2021
Здравоохранение26.03.2021
Общество26.03.2021
Общество26.03.2021
Общество26.03.2021
Сельское хозяйство26.03.2021
gosuslugi.pnzreg.ruЗапись на приём к врачуРегистрация заключения бракаРегистрация рожденияpenza.mdocs.ru/mfcНазначение и выплата ежемесячного пособия на обеспечение питанием детей в возрасте до трех летНазначение и выплата пособия на ребенкаРегистрация учетной записи физического лица на портале государственных услуг РФ
- https://wiki2.org/ru/мокшан
- http://rpmokshan.mokshan.pnzreg.ru/
- https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki /192220
- https://tonkosti.ru/мокшан
- https://mokshan.pnzreg.ru/
</tr>
Исток и устье реки Мокша
Исток реки Мокша – точка недалеко от деревни Елизаветино Мокшанского района 58-го края. Речь о балке на слегка приподнятом участке сильно всхолмленной степи, идущей до околицы Выглядовка (сельское поселение упомянуто выше). Исток реки Мокша представляет собой 0,5-метровый по ширине поток у куртины деревьев, спрятанный под кровельный мини-навес. Прямо сюда спускается тропка от автомобильной грунтовой магистрали Елизаветино-Краснополье. Кусочек местности окружен аграрными угодьями.
Устье реки Мокша – место соединения с Окой между территориями Ермишинского и Пителинского района Рязанского региона, в 35 километрах от Касимова. Гирла имеет ширину 128 метров. Окружена сочно-травным займищем (слева) и кусочком смешанного леса с ериками (справа). Оба водных уреза низкие, с небольшими песчаными отмелями.
Эрзя + мокша = мордва
Мордва – экзоэтноним, относимый к двум родственным финно-угорским народам волжско-пермской подгруппы мокша и эрзя. Слово «мордва» появилось в письменных источниках довольно рано, отмечают ученые. Первое достоверное упоминание есть в книге готского историка Иордана VI века «О происхождении и деяниях гетов». Говоря о народах Восточной Европы, он упоминает и морденс, то есть мордву. Этноним восходит к ирано-скифским языкам (по-ирански мард – мужчина).
По переписи 1989 года, в России 1 117 429 человек считали себя мордвой. По переписи 2002 года, в качестве таковых обозначились 843 350 россиян, в том числе мокшанами и эрзянами назвались 49 624 и 84 407 соответственно.
Основная территория проживания мокшан – бассейн реки Мокши, эрзян – бассейн реки Суры. У мокшан язык мокшанский, у эрзян — эрзянский. Рядом с белокурыми и сероглазыми людьми, преобладающими у эрзян, у мокши встречаются и брюнеты со смуглым цветом кожи и с более тонкими чертами лица. Многие эрзяне выше ростом.
Мордва исповедует православие, в меньшей степени лютеранство, есть также приверженцы дохристианских языческих традиций и молокане. Главный музыкальный инструмент – нюди, нудей (двойной кларнет из двух скрепленных по бокам полых тростниковых трубок). Главное блюдо – пшенные блины.
Эрзяне и мокшане первыми из этносов Среднего Поволжья присоединились к России, подчеркивают историки из столицы Мордовии Саранска. В 2012 году в стране будет отмечаться 1000-летие единения мордвы с народами нашего государства. Хотя многие помнят, что в 1985 году праздновалось 500-летие присоединения.
В XVI веке мордва подверглась насильственному массовому крещению. Обрусение было неудержимым, многие селения утеряли свои прежние названия, их нельзя отличить от русских. «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» – воскликнул позже Сергей Есенин.
В июле 1928 года на заседании Совета народных комиссаров по вопросу создания Эрзяно-Мокшанского округа было предложено назвать его Мордовским на основании того, что слова «мокша» и «эрзя» не на слуху, а имя «мордва» всем известно. 16 июля 1928 года Всероссийский ЦИК и Совет народных комиссаров создали Мордовский округ в составе Средне-Волжской области.