Численность населения баунтовский эвенкийского района республики бурятия

Менталитет


Буряты относятся к подгруппе монголов, еще с 6 века они начали заселять территории вокруг Байкала. В отличие от Кавказа, здесь никто не спорит за титул коренного народа — не с кем. Влияние русских в бурятской культуре практически не ощущается, местные исповедуют буддизм и шаманизм. Для тесного знакомства с национальным колоритом приезжай во время национальных и религиозных праздников, приравненных к официальным администрацией республики. Фанатам этнографии будет на что посмотреть: костюмы с восточно-азиатскими орнаментами, традиционные жилища — юрты, работы кузнецов. Кстати, последние ценятся наряду с дагестанскими и дамасскими изделиями. Во времена освоения русскими и китайцами новых территорий спросом пользовались пуленепробиваемые панцири. У бурят даже существовал культ железа: по легендам, металл оберегает от злых духов, поэтому «дарханы» (кузнецы) до сих пор остаются в почете.

В регионе народ считается малочисленным: всего 30% населения — коренные. Но ты все равно почувствуешь отличие республики от любого другого места в России, а буряты с радостью расскажут тебе больше о своих традициях, мифологии и быте. Местное гостеприимство ничем не хуже кавказского, видимо, это отличительная черта всех национальных меньшинств.

Население России на 2020 год

Последние годы динамика численности населения в разных регионах России не демонстрировала стремительного роста. Пиковое значение данного параметра было зафиксировано в 1993 году, когда на территории РФ проживало 148 600 000 человек. А уже на момент последней официальной переписи населения, проходившей в 2010 году, количество россиян сократилось до 143 млн. чел. Также во многих регионах страны наблюдается стремительный отток молодежи в города. Можно утверждать с высокой степенью вероятности, что и в 2020 году численность городского населения России будет расти, ведь в уходящем году мы имели такие данные по 15 самым большим мегаполисам страны.

Все на вахту!

Куда податься местным? Сельское хозяйство, несмотря на огромные вливания государства в эту отрасль, было «на нуле». Мощности кое-как заработавших заводов и фабрик, а также частных предприятий и торговых сетей тоже не безграничны, чтобы принять всех желающих. Поэтому следующим этапом трудовой миграции жителей  Бурятии стали вахты. Уверены, что у каждого из наших читателей есть знакомые, которые периодически уезжают на самые различные вахтовые подработки – в Якутию, на Дальний Восток, в Западную Сибирь и т.д. Кто на два-три месяца, а кто и на полгода. Тем более что платят там до сих пор нормально. Хватает, чтобы обеспечить семью в Улан-Удэ и тем более в сельской местности. 

Казалось, что здесь плохого? Однако вахтовые подработки таят в себе определенную опасность. И дело даже не в том, что многие вахтовики, привыкшие к большим деньгам, теперь с пренебрежением смотрят на местные зарплаты. Ситуация чревата тем, что часть людей, работающих вахтовым методом, постепенно приходит к мысли: «А почему бы не остаться там, осев в ближайших городах?». Ведь тогда не нужно будет мотаться каждые полгода из Бурятии на далекие прииски и скважины. Именно это и происходит. Вахтовики из Бурятии покупают квартиры, перевозят семьи и остаются там навсегда. 

Природа: Байкал, Саяны, Шумакские источники


Маствотч, конечно, Байкал — люди со всего мира ежегодно прилетают в аэропорт Улан-Удэ ради крупнейшего водоема на планете. Ближайший берег находится всего в 140 километрах от столицы республики. С восточной стороны (западная находится в Иркутской области) ты посмотришь на Чивыркуйский залив, полуостров Святой Нос, Бухту Змеиную и другие достопримечательности озера. Кстати, ученые до сих пор не пришли к единому мнению происхождения его названия, но во многих языках его сравнивают с морем. С бурятского «Байгаал-далай» переводится как вселенский водоем. Название оправдывает размеры: площадь Байкала — 31.722 квадратных километра. В его водах можно утопить 12 городов, сопоставимых по величине с Москвой. Но помимо невообразимых масштабов, место славится уникальной природой: здесь чистый воздух, а воду можно пить прямо из озера. Однако не везде — глобализация негативно сказалась на природе Бурятии, и даже в охраняемых зонах есть загрязнения. О проблемах с мусором на Байкале подробно рассказывал блогер Илья Варламов.

Путешественники едут в регион не только ради главного источника запасов пресной воды на Земле. Любители гор знают о величии массива Саяны. Высшая точка — вершина Мунку-Сардык (3491 метра). Туристам, которые не знакомы с местностью или не занимаются спортивными походами, помогают гиды. Это оправданная мера — в таежных лесах водятся опасные хищники: волки и рыси, например. Животные иногда выходят в цивилизацию, недавно в Бурятии в дом к местному жителю забрался медведь и чуть не загрыз его. Во избежание трагедии лучше довериться знающим людям: они устраивают туры по самым живописным местам. Гиды возят путешественников на джипах, но расслабляться не стоит — до некоторых красот автомобиль не доберется, рассчитывай исключительно на себя, оно того стоит.

Если ты активен немногим больше ленивца или коалы, то отправляйся на Шумакские источники. Здесь ты залечишь травмы печени, полученные в неравном бою с алкоголем, и очистишь прокуренные легкие. Во всяком случае такой эффект обещают турфирмы, но причин не доверять рекламе мало. Место располагается на высоте 1558 метров, здесь чистый воздух, сами источники богаты тысячами минералов. С 2006 года в горах действует база отдыха «Шумак», до нее организованы туры, места можно забронировать на сайте. Не Швейцария, конечно, но ты получишь дикий кайф от проживания в горах Бурятии.

Сойоты

В Окинском районе республики компактно проживает еще один из коренных малых народов Бурятии – сойоты. Сегодня представителей этого малого этноса в республике проживает 3579 человек, что составляет 0,37% от общего населения Бурятии.

Это оставшиеся при всех нашествиях потомки древнейших саянских самодийских племен, которые ощутили на себе процесс тюркизации всех сфер жизни народа. Первые русские записи о сойотах есть в так называемых «приказных книгах» XVII века. Позже общность сойотов поддалась влиянию племен бурятов, мужчины-сойоты часто заключали браки с местными бурятками и язык их снова сильно изменился.

Но в хозяйстве современные сойотские семьи все-таки сумели сберечь неповторимый жизненный уклад, оставались оленеводами и искусными охотниками. Часто с переписью населения их просто учитывали бурятами, хотя они веками сохраняли свое национальное самосознание, только в переписи 2002 года, наконец, сойотов смогли учесть отдельным этносом.

Издавна сойотские рода имели свой, сегодня уже вымерший язык, с процессом тюркизации они перешли на разговор на сойотско-цаатанском языке, очень близком к тувинскому. Он имеет еще хождение у современных сойотов. Позже они были практически полностью ассимилированы бурятами и переходят на общение на их местном языке.

С разработкой письма сойотов в 2001 году, началась печать специальных учебных методических пособий и сойотского букваря. Большой заслугой российских лингвистов стало издание в 2003 году уникального «Сойотско-русско-бурятского словаря». С 2005 года в некоторых школах в Окинском районе идет экспериментальное внедрение обучения младших школьников родному языку.

Издавна сойоты-скотоводы разводили горных яков и оленей, подсобным видом деятельности является у них промысловая таежная охота. Крупнейшими родами сойотов стали этнические сообщества хаасуут и иркит. Сегодня возрождаются многие традиции сойотов, праздник «Жогтаар», его в 2004 году переименовали в «Улуг-Даг», во имя священной горы, покровительствующей всем сойотам Бурин-хан.

Жизнь

Буряты делились на кочевых и оседлых. В основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Занимались и традиционными промыслами — рыболовством и охотой.

Буряты занимались переработкой шерсти, шкур и сухожилий животных. Из шкур шили постельные принадлежности, шорные изделия и одежду. Из шерсти изготавливали войлок, материалы для одежды, головных уборов и обуви, матрасы. Из сухожилий делали ниточный материал, который применяли при изготовлении веревок и луков. Из костей производили игрушки и украшения, применяли при изготовлении стрел и луков.

Мясо использовали для приготовления продуктов питания, перерабатывали его по безотходной технологии, делали деликатесы и колбасы. Селезенка животных использовалась женщинами при шитье одежды в качестве клейкого материала. Из молока производили различные продукты.

Демография[править | править код]

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
18,1 20,8 21,6 24,1 18,2 11,7 11,6 11,0 11,3
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
11,0 11,3 11,4 12,6 13,5 13,8 14,0 14,8 16,1
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
17,0 17,4 17,0 16,9 17,4 17,6 17,5
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
7,7 8,9 9,5 9,6 9,1 12,0 11,8 11,6 11,0
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
12,6 12,7 13,5 14,1 15,4 15,3 15,7 14,5 13,3
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
13,5 13,0 12,7 12,6 12,4 11,8 11,5
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
10,4 11,9 12,1 14,5 9,1 -0,3 -0,2 -0,6 0,3
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
-1,6 -1,4 -2,1 -1,5 -1,9 -1,5 -1,7 0,3 2,8
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
3,5 4,4 4,3 →4,3 5,0 5,8 6,0
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
67,0 66,8 65,7 62,9 61,4 62,9 63,3 64,0 64,9
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
62,7 →62,7 62,0 61,3 60,9 61,1 60,9 62,4 64,2
2008 2009 2010 2011 2012 2013
64,4 65,3 66,1 →66,1 66,8 67,7

Соотношение мужчин и женщин (данные Росстат)

Год Количество женщин на 1000 мужчин
2005 1106
2010 1102
2011 1103
2012 1103
2013 1101
2014 1100
2015 1100
2016 1099
2017 1098

История

Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, где сегодня расположена этническая Бурятия. Ранее территория носила название Баргуджин-Токум. Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты. В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.

Буряты подразделяются на этнические группы:

  • сартулы
  • узоны
  • забайкальские буряты («черные мунгалы» или «братские ясашные Турукая табуна»)
  • шошолоки
  • коринцы и батуринцы
  • шарануты
  • табангуты
  • сэгэнуты
  • корчины
  • икинаты
  • хонгодоры
  • булагаты
  • готолы
  • ашибагаты
  • эхириты
  • куркуты
  • хатагины
  • тэртэ
  • алагуй
  • шараиты
  • шуртосы
  • атаганы

Все они населяли территории этнической Бурятии в 17 веке. В конце 17 и начале 18 века из других регионов Внутренней Азии к ним переселилась этническая группа сонголы.

Со второй половины 17 по начало 20 века существовали этнотерриториальные группы бурят, которые также подразделялись в зависимости от места проживания.

баргуты (буряты) Цинской империи:

  • старые баргуты или чипчин
  • новые баргуты

забайкальские буряты, проживающие в Забайкальской области:

  • хоринские
  • баргузинские
  • агинские
  • селенгинские

иркутские буряты, проживающие в Иркутской области:

  • закаменские
  • аларские
  • окинские
  • балаганские или унгинские
  • кудинские
  • идинские
  • ольхонские
  • верхоленские
  • нижнеудинские
  • кударинские
  • тункинские

Общая характеристика населения Улан-Удэ

Как видим, Улан-Удэ — постоянно растущий город. В настоящее время в нем наблюдается положительная динамика прироста населения. Кроме того, в столице Бурятии развита промышленность и другие сферы хозяйствования, что позволяет максимально обеспечить население города рабочими местами.

Подавляющее большинство обитателей Улан-Удэ составляют русские и буряты, при численном превосходстве первых.

В общем, у города Улан-Удэ, как и у его жителей, довольно оптимистические перспективы. Это позволяет населению столицы Бурятии с надеждой смотреть в будущее. Но, безусловно, дальнейшее развитие города в немалой степени зависит от развития Российской Федерации в целом.

Население России на 2020 год: численность

По итогам переписи 2010 г. на территории Российской Федерации проживало 143 миллиона наших сограждан. По сведениям, опубликованным в СМИ, в 2020-ом году население страны выросло до 146,4 млн. чел. За 5 лет нас стало больше на 3 миллиона, а это – очень хороший показатель.

К сожалению, пока не удается говорить о существенном снижении коэффициента смертности. Как и прежде, среди причин преждевременной кончины лидируют заболевания сердечнососудистой системы. Также не продлевает жизнь россиянам пристрастие к табаку и горячительным напиткам. Но, даже несмотря на существование такой печальной статистики, численность населения России в 2020 году продолжит увеличиваться, что является позитивной динамикой, а средний показатель продолжительности жизни в РФ в 2020 году составит 72 года и 6 месяцев.

История

Чтобы узнать, как формировалось население города Улан-Удэ, нужно заглянуть в его историю.

С древности на территории, на которой сейчас располагается Улан-Удэ, обитали племена бурятов. Русские начали активно проникать в эти места с XVII века. В 1666 году они на месте современной столицы Бурятии основали селение Удинское. Название свое оно получило, так как располагалось в самом устье реки Уды. Главной его функцией было обеспечение сбора ясака с покоренных бурятов. В 1678 году селение обзавелось оборонительными сооружениями и было преобразовано в Удинский острог. В 1689 году острог был превращен в настоящую крепость, которая получила название Верхнеудинская.

В 30-х годах XVIII века стало распространенным новое название – Верхнеудинск. В 1775 году крепость получила статус города, который через восемь лет стал центром уезда в Иркутской губернии. Постепенно город стал превращаться в центр забайкальского региона.

После Октябрьской революции Верхнеудинск несколько раз сменял свой статус. Вначале он стал административным центром Прибайкальской губернии, в 1920 году был столицей Дальневосточной республики, которая формально считалась независимым государством. Впрочем, в этом статусе город пробыл всего около полугода. В 1923 году он получил статус столицы Бурят-Монгольской АССР в составе РСФСР. В 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ, что с бурятского означает «Красная Уда». То есть к названию реки, которое испокон веков присутствовало в наименовании города, было добавлено слово «красный» на бурятском языке, символизировавшее цвет Советской власти. Таким образом, название города одновременно приобрело идеологический и национальный бурятский оттенок.

В советское время город разрастался и модернизировался, строились предприятия и заводы. Если изначально основным населением были русские поселенцы, то в советское время все больше бурятов из других населенных пунктов Забайкалья переселялось в Улан-Удэ. Население города становилось этнически разнообразнее. В 1957 году Бурят-Монгольской АССР была переименована в Бурятскую АССР, а, соответственно, Улан-Удэ стал столицей этого преобразованной автономии. После распада СССР, в 1992 году, Улан-Удэ становится столицей Республики Бурятия, которая является субъектом Российской Федерации. В этом статусе город пребывает и ныне.

Зачем «идут» в эвенки?

Перед людьми, получившими справку о принадлежности к КМНС, открывается доступ к промыслам, которые доступны только аборигенным народностям. Например, им можно ловить байкальского омуля, что запрещено делать с 2017 года. В управлении Росрыболовства республики подтверждают, что причины ажиотажа на квоты малочисленных коренных народов Севера кроются исключительно в коммерческих интересах. Число общин КМНС Бурятии неуклонно растёт, а определить действительную принадлежность лиц к этносу невозможно.

Председатель национально-культурной автономии эвенков в Бурятии Мария Бадмаева рассказала, что в Северо-Байкальском районе, где ловят омуль, были такие случаи: люди находят среди знакомых дедушек, бабушек эвенков, договариваются каким-то образом и меняют свою национальность ради права рыбачить.

«Чтобы записаться в эвенки, достаточно двух свидетелей, которые подтвердят факт вашей принадлежности к этносу — например, докажут своё родство с вами. В поисках доказательств люди ходят по загсам, судам и даже музеям», — поясняет Бадмаева.

«Так выходит, потому что нет установленного порядка отнесения к малочисленным народам. А появится он после вступления в силу закона, проект которого сейчас разрабатывают», — уверен Владимир Аюшев.

Речь идёт о законопроекте «О внесении изменения в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», более известный как закон о реестре КМН. Простыми словами: в стране хотят создать единую базу данных, где будут учитывать представителей коренных народов. Авторы документа считают, что это позволит решить вопрос идентификации для людей, относящихся к этой категории.

Статья по теме

И красивы, и сильны. Чем отличились девушки на «Ёрдынских играх — 2019»?

Жилище

Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.

Деревянные жилища изготавливались из бревен или сруба, были 6-ти или 8-ми угольными, без окон. В крыше было отверстие больших размеров, предназначенное для освещения и выхода дыма. Крышу жилища устанавливали на 4 столбах, которые называются тэнги, на потолок укладывали большие куски коры хвойных пород внутренней стороной вниз. Сверху накладывали ровные куски дерна.

Дверь в юрту всегда устанавливалась на южной стороне. Внутри помещение делилось на две половины: правая была мужской, левая женской. По правую сторону юрты, принадлежавшей мужчине, на стене висели лук, стрелы, сабля, ружье, сбруя и седло. На левой стороне были расположены кухонные принадлежности. Посередине жилища расположен очаг, вдоль стен стояли лавки. По левую сторону стояли сундуки и стол для гостей. На против входа была полка с онгонами и бухранами — буддийскими скульптурами. Перед жилищем буряты устанавливали коновязь (сэргэ), которая была выполнена в виде столба с орнаментом.

Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции

Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ. В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника

Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока. Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.

В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.

Буряты

Доля коренного бурятского населения в республике составляет 29,5% от общего населения. Этот монголоидный народ, некогда оторванный от единого монгольского мира, ведет свое историческое родство, по меньшей мере, от славных древних хуннов. Но, по мнению специалистов, историков и археологов, родство их лучше прослеживается с древним народом динлинами.

Динлины впервые появились в древних хрониках в IV-III вв. до н. э. они неоднократно завоевывались именно царями хуннов. С ослаблением государства хуннов динлины смогли отвоевать у них свои исконные территории. Спор между этими народами за землю шел веками и успех сопутствовал то одни, то другим.

Из единого монгольского суперэтноса самобытные буряты выделились в XII-XIV вв., сюда вошли многие забайкальские племена баяуты, кэмэмучины, булагачины, хоритуматы, баргуты. Все они именовали себя потомками тотемного прародителя «волка отца» или «бури ата».

Веками древние «бури аты», называвшие себя динлинами, гаогюй, огурами и позже «теле» сражались за свои исконные земли в противоборстве с другими тюрками и жужанями. Только с уходом Жужжаньского каганата в историческое небытие в 555 г. н. э. племена «теле» наконец смогли поселиться на монгольской речке Керулен и близ Байкала.

С течением времени возникали и рассыпались в прах могущественные центрально-азиатские государства – каганаты, сменяли друг друга грозные правители, но одно оставалось неизменным, предки современных бурят уже не уходили с родных земель, обороняли их, вступая в союзы с разными народами.

С присоединением их земель к Русскому государству, буряты сделали все, чтобы закрепить законом владение своими землями. Это им удалось после обращения к Петру I в 1702 г. Буряты помогали защищать Селенгинскую границу и вступали в 4 специальных сформированных полка, позже ставших частью единого Забайкальского казачьего войска.

Буряты всегда поклонялись духам природы, придерживались традиций тенгрианства и буддизма галугпа. Они поклонялись высшему божеству Хухэ Мунхэ Тенгри. В середине XVIII столетия здесь стали строиться монастыри-дацаны, сначала Тамчинский, позже Иволгинский и Агинский. С приходом буддизма оживилась общественная, научная, литературная, философская, богословская и художественная жизнь бурят.

После революции отдельные группы баргузинские, агинские, селенгинские, закаменские и хоринские буряты объединены в национальное государство под названием Бурят-Монголия, преобразованное в 1921 году в одноименную автономную область. В 1958 году – появление на политической сцене Бурятской АССР, в 1992 году автономная область переименована решением правительства в республику Бурятия.

Население стран мира на 2020 год составляет

Хотя никто не отрицает получения иных сведений при итоговом подсчёте населения в 2020 году. Ведь фактор неожиданности всегда имеет место в силу каких-либо причин. Однако Фонд ООН оперирует указанными цифрами при предварительном анализе количества жителей Земли.

Данные по поводу количества земных жителей детерминируются сотрудниками ООН исходя из статистической информации. Речь идёт об исследовательской деятельности различных учреждений, связанных с учётом демографической ситуации на планете. И согласно первоначальным оценкам подобных организаций, совокупностьнаселения мира на 2020-й год составляет примерно 7,7 миллиарда людей.

За «длинным рублем»

Вообще трудовая миграция – явление не новое. В советские годы многие отправлялись на БАМ, на газовые месторождения Тюмени и золотые прииски Якутии в погоне за «длинным рублем». Зарплаты там действительно в разы отличались от обычных. Поэтому человек, отработавший энное количество лет на «стройках века», мог рассчитывать на покупку не только автомобиля, но и кооперативной квартиры. Однако во времена СССР трудовая миграция не была столь распространена. Большинство все-таки оставалось на местах. Почему? Во-первых, все прекрасно понимали, что «работа на северах» крайне тяжелая, опасная и там можно легко «оставить здоровье». Поэтому на прииски, копи и нефтяные скважины отправлялись люди, подготовленные и имеющие авантюрный склад характера. Во-вторых, и это самое главное, тем, кто оставался в родных городах и деревнях, платили тоже неплохо. Меньше, чем «северянам», но жить можно было. 

Динамика количества жителей

Но не всегда имел такое количество жителей Улан-Удэ. Население этого города периодически то увеличилось, то уменьшалось. Давайте просмотрим демографию столицы Бурятии в динамике.

Первые данные о численности населения в будущем Улан-Уде относятся к 1695 году. Тогда в Верхнеудинской крепости обитало 1981 житель. В 1770 году Верхнеудинск насчитывал уже 4700 жителей. Но затем численность начала снижаться. Так, в 1820 году она составляла 3000 жителей, а ещё через пять лет — 2024 жителей. Но затем количество проживающих стало расти. В 1829 году оно составило 2972 чел., а в 1851 году достигло величины 3746. В 1856 году количество жителей опять снизилось до отметки 3400 человек, но уже 1860 году вновь увеличилось, и составило 4032 человека. В 1890 году численность выросла до рекордных 5223 человек.

С этого момента количество населения города стало стремительно расти. Через семь лет оно уже составляло 8086 жителей, а к 1917 году достигло уровня 21,6 тыс. чел. В 1931 году уже 44,0 тысяч человек достигла численность жителей города Улан-Удэ. Население особенно стремительно увеличилось именно в 30-х годах XX века. Это было связано как с принудительными переселениями репрессированных в Сибирь, в том числе и в столицу Бурятии, так и с добровольным переездом молодежи, участвующей в индустриализации региона. В 1939 году количество населения Улан-Удэ достигло рекордного показателя — 125,7 тыс. чел. То есть в три раза больше, чем восемь лет до этого.

В дальнейшем тенденция роста численности продолжалась. Так, в 1956 году количество жителей достигло отметки 158,0 тыс. чел., в 1970 году – 253,6 тыс. чел., в 1980 году – 303,2 чел. Рост численности продолжался до 1987 года, когда количество жителей составило 351,0 тыс. жителей. Но в 1988 году в Улан-Удэ наблюдалось первое за более чем 100 лет снижение числа проживающих. Тогда количество жителей города снизилось до уровня 345,2 тыс. чел.

В последующие годы наблюдались своеобразные «качели»: население то увеличивалось, то снижалось. Так, в 1989 году его численность составила 352,5 тыс. чел., в 1992 году – 366,0 тыс. чел., в 1995 году – 363,тыс. чел., в 1997 году – 370,0 тыс. чел., в 1998 году – 366,1 тыс. чел., в 2002 году – 374,9 тыс. чел. Начиная с 2003 года и заканчивая 2009 годом включительно, наблюдалось ежегодное уменьшение населения жителей Улан-Удэ. Так, за этот период оно уменьшилось 359,3 тыс. чел. до 340,2 тыс. чел.

В 2010 году произошло резкое увеличение численности жителей Улан-Удэ. Количество составило 404,4 тыс. жителей. Правда, это произошло не за счет естественного прироста, а из-за присоединения ряда пригородных населенных пунктов к Улан-Удэ. Но все-таки нужно заметить, что именно, начиная с 2010 года, численность жителей города стала стабильно расти. В 2013 году она достигла количества 416,1 тыс. чел., а в 2020 году был в очередной раз побит рекорд. Число проживающих достигло уровня 430,6 тыс. человек.

В настоящее время тенденция демографического роста в Улан-Удэ сохраняется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector