Столица тувы город кызыл. республика тува: история, население, культура, правительство

Жизнь

По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.

  1. Восточные тувинцы (тоджинцы) — оленеводы и охотники, кочевавшие в горной местности Восточных Саян. Охотились на пушных, копытных зверей: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства жилища, пищи.
  2. Западные тувинцы — скотоводы, занимавшие равнинные и предгорные западные районы. Преобладающая деятельность — кочевое скотоводство, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.

Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел — создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.

 

Сельское хозяйство

Несмотря на ярко выраженный горный рельеф, в республике имеются значительные по своей площади сельскохозяйственные угодья, а общая их площадь достигает 28 % от всей территории Тувы.

Самые маленькие площади занимают оленьи пастбища, площадь которых едва превышает 3 %, основные же массивы заняты под растениеводство, которое специализируется на выращивании картофеля и разнообразных зерновых.

Несмотря на в целом благоприятные условия для занятия сельским хозяйством, фермеры сталкиваются с рядом значительных трудностей, главная из которых — деградация почв. Дело в том, что земли республики подвержены активному воздействию негативных факторов, таких как ветровая и водная эрозия почв, то есть выдувание или смыв наиболее плодородных слоев.

Внешность

В процессе формирования внешности народности участвовали тюркские, индоевропейские, монгольские, кетские племена, саксы и скифы. Жителей Тывы относят к североазиатской расе, точнее — монголоидному центрально-азиатскому типу.
Отличительные особенности внешности:

  • средний рост;
  • атлетическая или худощавая фигура;
  • черные жесткие волосы;
  • темные глаза с эпикантусом;
  • слабая растительность на лице и теле;
  • широкое и высокое лицо;
  • слабо выступающий нос.

 

Кочевой образ жизни сделал тувинцев сильными, выносливыми, проворными. Народ отличался храбростью, вспыльчивым характером, чувством собственного достоинства. И по сей день ментальность отличается склонностью к обособлению народа, чья страна затеряна среди отрогов Саян, скрытая от других регионов и наций.

Религия

Традиционные верования тувинцев связаны с наделением окружающего мира духами: хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Религия тесно связана с шаманизмом: шаманы были семейные и профессиональные, мужчины и женщины. В XIII—XIV столетии в регион проник буддизм из Тибета, он гармонично переплелся с национальными верованиями.
И сегодня в жизни общества важную роль играют шаманы и ламы. К шаманам ходят посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенную дату. С момента прихода в регион ламы вполне терпимо относятся к проявлениям традиционных верований, включив ряд духов в пантеон, часть праздников в религиозный календарь.
В Тувинский Новый год Шагаа в буддийских храмах ночь напролет проходят богослужения с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами проводят обряд Сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают священные писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями из сластей и мяса.

 

Тувинцы почитают и обожествляют солнце, а во время затмения встают на его защиту, так как думают, что светило борется с темными, злыми духами. В прошлом люди выбегали на улицу, начинали громко кричать, стрелять в небо из ружей, бить в железную посуду. Сегодня с помощью национальной ложки с девятью отверстиями тос-карак «окропляют небо», разбрызгивая вверх национальный соленый чай или молоко.

Семейный уклад

До XX столетия тувинцы сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Преобладали малые семьи из двух поколений, проживавшие в отдельных юртах в составе аала. Аальная община состояла из двух-трех родственных поколений, обычно рядом с юртой родителей свои жилища ставили выросшие сыновья. Таким составом кочевали, а летом объединялись с другими общинами по соседскому принципу.
Преобладающий тип семьи — моногамный, несколько жен имели богатые тувинцы, владеющие большими стадами. Брачный возраст девушек наступал в 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. Согласно традиции, свадьбу играть могли лишь на нечетном году жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, порой женили 10-12-летних мальчиков, искали невест и овдовевшие старики.
Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались «люлечные» свадьбы. По достижении невестой возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родные девушки принимали калым, в ответ закатывая пир длиной в сутки: итогом застолья считалось назначение даты свадьбы.

 

Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи.
Перед отъездом девушки из дома родители невесты готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни: в новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы.
Отношения до брака не с нареченным карались лишь гневом отца: получившихся в результате таких союзов детей оставляли в семьях, воспитывали наряду с законнорожденными. Тувинцы стремились к многодетности: считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники, соседи.

Кызыл

Годы Названия Принадлежность
1914—1917 Белоцарск Урянхайский край (протекторат Российской империи)
1921—1944 Хем-Белдыр, Кызыл Тувинская Народная Республика (частично признанное государство)
1944—1991 Кызыл СССР
с 1991 Кызыл Россия

Посёлок был основан в 1914 году русскими поселенцами сразу после вхождения тогдашнего края Урянха́й под протекторат Российской империи под названием Белоца́рск

В 1918 году в связи с революцией и антимонархическим движением был переименован в Хем-Белдыр

, а в 1926 году — в Кызы́л (тув.:красный ).

В 1921—1944 годах город являлся столицей Тувинской Народной Республики.

С 1944 года — Тувинской автономной области РСФСР, c 1961 года — Тувинской АССР и с 1991 года — Республики Тыва.

Новый город стали закладывать в местечке Виланы, по-тувински -Хем-Белдыр, что означает «слияние рек». Сюда в феврале 1914 года прибыли инженер-технолог К. В. Гогунцов, топограф М. Я. Крючков. Крючков начертил генеральный план города Белоцарска (фонд 123, опись,2, дело 21), который в основном совпадает с планом центральной части города Кызыла. На плане города указаны номера земельных участков и даны пояснения, кому принадлежат эти участки. В мае 1914 года Заведующий устройством русского населения в Урянхае был утвержден проект правил об отводе земельных участков в собственность и организации комитета по благоустройству будущего города. Самые первые участки отвели под дома чиновников, управление, для почетных урянхов, под казначейство, почтово-телеграфную контору, казенный пожарный сарай.

Город строили завербованные рабочие из Красноярска, Минусинска, Томска и других городов Сибири, тувинские батраки, русские рабочие, бежавшие с золотых приисков из-за тяжелых условий труда и быта.

4 июля 1915 года Комиссар по делам Урянхайского края В. Ю. Григорьев написал письмо Заведующему устройством русского населения в Урянхайском крае, где затрагивался очень важный вопрос о создании музея в г. Белоцарске (фонд 123, опись 2 дело 53, листы 25-26).

На IV Урянхайском краевом съезде 11 марта 1918 года было издано постановление о переименовании Белоцарска в Урянхайск. Однако это название за городом не закрепилось, его по-прежнему продолжали называть Белоцарском.

Революционные события 1917 году в России не обошли стороной и новую столицу Тувы. Во время крупного сражения (Белоцарский бой) между красными партизанами отряда П. Е. Щетинкина и А. Д. Кравченко и колчаковцами под командой есаула Г. К. Бологова в конце августа 1919 года город был почти полностью сожжен. Х съезд представителей русского населения Тувы (16-20 сентября 1920 года) собрался в селе Туран Урянхайского края. На этом съезде было решено восстановить город и переименовать его в Красный город.

13 августа 1921 года в местечке Суг-Бажы (село Кочетово) собрался Всетувинский Учредительный Хурал представителей всех хошунов (хошун — административно-территориальная единица того времени) Тувы. Хурал провозгласил создание самостоятельного государства — Тувинской Народной Республики. в марте 1922 года в восстановленный Кызыл были переведены Тувинское правительство, Центральный комитет Тувинской народно-революционной партии (ЦК ТНРП), а также Исполнительный комитет Русской самоуправляющейся трудовой колонии (РСТК). С весны 1922 года город Кызыл становится столицей Тувинской Народной Республики (ТНР).

В 1924 году был образован Тувинский центральный кооператив (Тувинценкооп, ТЦК), сыгравший значительную роль в развитии промышленного производства, внутренней и внешней торговли. В 1925 году начал свою деятельность Тувинский национальный банк (Тувинбанк), который содействовал развитию всех отраслей народного хозяйства. В Кызыле были организованы предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья, в 1928 году открылась сапожная мастерская, в 1930—1931 годах — колбасный цех, пимокатная и портняжная мастерские. В начале 1940-х годов в Кызыле действовали мельница, лесозавод, электростанция и кирпичный завод, было организовано овчинно-шубное производство. В 1929 году была открыта Кызылская типография, создана транспортная организация «Союзтранс». С этого момента было положено начало развитию автотранспорта Тувинской Народной Республики. Через два года парк грузовых автомобилей насчитывал 31 автомашину. В 1931 году в городе Кызыле заработала телефонная станция на 30 абонентов.

Население

В настоящее время в Кызыле проживает больше трети всего населения Тувы и больше 70% городского населения республики более 70 национальностей, в основном — тувинцы и русские.
Современный Кызыл — это административный центр Республики Тыва, промышленная, транспортная, научная, деловая и культурная столица. Здесь расположено правительство республики — Верховный Хурал (парламент). Здесь находятся пристань на Енисее и конечный пункт Усинского тракта: это историческое название федеральной автотрассы «Енисей», соединяющей город с Абаканом.

Общая информация

Местонахождение: юг Восточной Сибири.

Административный статус: столица Республики Тыва.

Основан: 1914 г.

Прежние названия: Белоцарск (до 1918), Урянхайск (до 1918), Хем-Бельдир (до 1918), Белоцарск (до 1920), Красный (до 1924).

Язык: тувинский, русский.

Этнический состав: тувинцы — 58,27%, русские — 36,54%, хакасы — 0,70%, коми — 0,61 %, украинцы —  0,52%, киргизы — 0,39%, татары — 0,38%, армяне —  0.37%, буряты — 0,28%, прочие — 1,94% (2002).

Религия: буддизм, традиционная религия предков, православие.

Денежная единица: российский рубль.

Река: Верхний Енисей (Улуг-Хем) — слияние Большого Енисея (Бий-Хем) и Малого Енисея.

Цифры

Площадь (с пригородами): 200,4 км2.

Население: 116 015 чел. (2017).

Плотность населения: 579 чел/км2.

Самая высокая точка: 630 м.

Удаленность: 3658 км к юго-востоку от г. Москва (по прямой).

Климат и погода

Резко континентальный.
Зима суровая, малоснежная и безветренная, лето жаркое, засушливое.

Средняя температура января: -28°С.

Средняя температура июля: +21,1°С.

Среднегодовое количество осадков: 184 мм.

Среднегодовая относительная влажность: 60%.

Экономика

Промышленность: машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая, строительная, пищевая, легкая (швейная).

Достопримечательности

Культурные

  • Национальный музей «Алдан-Маадыр» (Шестидесяти богатырей, 1928)
  • Скульптурный комплекс «Центр Азии» (1964)
  • Памятники жертвам политических репрессий (1996)
  • Чабану Кадарчы (1997) и Первым русским учителям (2010), красным партизанам
  • Скульптурная композиция «Царская охота»
  • Музей политических репрессий
  • Мемориал солдатам Великой Отечественной войны
  • Национальный парк культуры и отдыха

Архитектурные

  • Музыкальный-драматический театр им. В. Кок-Оола (организован в 1935 году)
  • Дом правительства (1943)
  • Спорткомплекс «Субедей» (2008)
  • Дворец молодежи
  • Фонтанный комплекс

Культовые

  • Буддийские храмы Цеченлинг (1999) и Тувдан Чойхорлинг
  • Православный Воскресенский кафедральный собор (2011)
  • Шаманский храм «Девять небес» (Тос дээр)
  • Буддийский молитвенный барабан (2006) и Ступа Просветления
  • Один из элементов герба Кызыла — растительный узор с сердцем посередине, символизирующий рождение Енисея при слиянии двух рек в черте города.
  • В названии «Белоцарск» отражено обычное для народов Востока наименование московского царя — Белый царь. Это связано с традиционной цветовой ориентировкой, где для тюрков «белый» означало «западный».
  • Географический центр Азии отмечен в городе трехгранным обелиском,основанием которого служит мраморный постамент с земным шаром. На обелиске на тувинском, русском и английском языках высечены слова «Центр Азии». Расположение центра зависит от определения границ Азии и методики расчета, а также от того, включаются ли удаленные острова в список крайних точек Азии. Получается, что на звание географического центра Азии претендует еще один пункт в Туве, а также в КНР.
  • На развитие города оказало большое влияние строительство Саяно-Шушенской ГЭС. С одной стороны, в республику и город поступает электроэнергия, что позволило в свое время развить промышленные производства и обеспечить потребности населения. С другой — плотина перекрыла главную водную транспортную артерию между республикой и остальной территорией Сибири.
  • Хранитель священного камня — местечко Чалама на берегу реки Баян-Кол. Священный камень сердцевидной формы — это глыба высотой 9 м. Сторонники паранормальных теорий утверждают, что камень обладает огромной «энергетической силой».
  • При въезде в город стоит памятник чабану Кадарчы — исполинская фигура пастуха в традиционном наряде. После того как она была создана, люди заметили, что у чабана нет стада. Тогда к подножию памятника привезли камни и раскрасили в белый цвет, создав целую «отару».

Где живут и численность

Специалисты оценивают численность нации в 300 000 человек. Российская перепись 2010 года показала, что на территории страны проживает 263 934 тувинца. Большая часть — около 250 000 человек, находится на территории Республики Тыва, в исторической зоне обитания. Живут тувинцы и в других регионах России:

  • Красноярский край — 2 939 чел.
  • Иркутская область — 1 674 чел.
  • Новосибирская область — 1 252 чел.
  • Томская область — 983 чел.
  • Хакасия — 936 чел.
  • Бурятия — 909 чел.

 

В других государствах число тувинцев меньше из-за процессов длительной ассимиляции, однако существует ряд национальных диаспор, где сохраняются культурные и языковые традиции народа. Среди них:

  • Аймаки Хувсгел, Ховд, Баян-Улгий в Монголии — порядка 5000 чел.
  • Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае — порядка 3300 чел.

Маршруты на карте Кызыла. Транспортная инфраструктура

На карте Кызыла с домами и улицами не увидеть железных дорог только автострады:

  • М-54 «Енисей» — федеральная трасса, проходящая прямо через город. Обеспечивает сообщение города с Красноярской и Абаканом. Трасса тянется до границы с Монголией;
  • Автомобильной шоссе — выходит на Абакан и Абаза;
  • А162 — автомобильная трасса проложенная через всю Республику Тыва;
  • Автодорога Сарыг-Сел.

Кызыл является основным транспортный узлом Республики Тыва. Перевозкой пассажиров занимаются транспортные компании города и частные предприниматели. Ближайшая ЖД станция расположена в Минусинске. Это 390 км от Кызыла. Городские власти планируют строительство ЖД дороги до города, но о пока проект находится на стадии разработки.

Попасть в труднодоступные поселки Республики из Кызыла, как и в крупные города России (Новосибирск, Москва, Красноярск), можно на самолете. Воздушное сообщение развито хорош. До пункта назначения можно добраться и водным транспортом. По реке Енисей курсирует теплоход.

Жизнь

По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.

  1. Восточные тувинцы (тоджинцы) — оленеводы и охотники, кочевавшие в горной местности Восточных Саян. Охотились на пушных, копытных зверей: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства жилища, пищи.
  2. Западные тувинцы — скотоводы, занимавшие равнинные и предгорные западные районы. Преобладающая деятельность — кочевое скотоводство, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.

Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел — создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.

 

Одежда

Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда — халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной — фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани.
В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь — сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки.
Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.

 

Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.

Кызыл на карте России: география, природа и климат

Кызыл — один из самых труднодоступных городов России в географическом плане. Сюда можно добраться только на автомобиле или самолетом. И если хочется понять Кызыл, разумнее выбрать первый способ путешествия. Ведь только так путник познакомится с могучей тайгой, услышит мощные распевы горных рек и своими глазами увидит бесчисленные перевали. Город приютился в Тувинской котловине, прямо в месте слияния Большого и Малого Енисея. Рассматривая карту Кызыла со спутника легко заметить, что населенный пункт будто «прилип» к левому берегу Верхнего Енисея. Здесь возвышенный рельеф, изобилие чистейших горных источников и водных артерий, таежных лесов.

Город окружен Саянами. Горы и возвышенности сменяются степью, оказывая непосредственное влияние на климат:

  • малоснежная затяжная и довольно суровая зима (средняя температура воздуха в январе -27-300C);
  • короткая весна в несколько календарных недель, наступает медленно (средняя температура воздуха в мае +370С);
  • быстронаступающее лето с продолжительными засухами (средняя температура в июле +400С).

Летом пыльные бури и ураганы — привычное явление. Но теплыми лучами солнца местные жители наслаждаются не долго. Уже в середине сентября начинаются заморозки. Температура воздуха ночью опускается до -100С при дневной температуре +31-370С. Климат Кызыла приравнивают к климатическим условиям Крайнего Севера. Нередко зимой тут стрелка термометра опускается до отметки -510С. Сотрясают территорию города частые землетрясения. Но настоящее беспокойство вызывает Енисей в период оттепелей. Весенние наводнения здесь тоже привычное явление.

КЫЗЫ́Л

КЫЗЫ́Л, го­род в Рос­сии, столица Рес­пуб­ли­ки Ты­ва, образует гор. округ. Нас. 116,0 тыс. чел. (2017). Рас­по­ло­жен в гео­гра­фич. цен­тре Азии, в вост. час­ти Ту­вин­ской кот­ло­ви­ны, при­стань в мес­те слия­ния рек Боль­шой Ени­сей (Бий-Хем) и Ма­лый Ени­сей (Ка-Хем), об­ра­зую­щих р. Верх­ний Ени­сей (Улуг-Хем). Через К. проходит федеральная автодорога «Енисей» Красноярск – Абакан – Кызыл – гос. граница с Монголией; бли­жай­шая ж.-д. стан­ция – Аба­кан. Аэ­ро­порт.

Кызыл. Обелиск «Центр Азии». 1964. Скульптор В. Ф. Дёмин, архитекторы В. И. Бажин, В. П. Ветчинов. Фото Н. Я. Гусевой

Ос­но­ван в 1914 как г. Бе­ло­царск – адм. центр Урян­хай­ско­го края, ко­то­рый с 1914 на­хо­дил­ся под рос. про­тек­то­ра­том. В февр. 1918 ус­та­нов­ле­на сов. власть. В мар­те 1918 на 4-м съез­де рус. жи­те­лей Урян­хай­ско­го края при­ня­то ре­ше­ние о пе­ре­име­но­ва­нии Бе­ло­цар­ска в Урян­хайск (не закрепилось; до 1920 бо­лее рас­про­стра­не­но назв. Бе­ло­царск). В хо­де Гражд. вой­ны 1917–22, в ию­ле 1918, за­нят от­ря­да­ми усин­ских дру­жин­ни­ков, 18.7.1919 – час­тя­ми РККА и пар­ти­за­на­ми. 29–30.8.1919 в хо­де Бе­ло­цар­ско­го боя крас­ные пар­ти­за­ны раз­гро­ми­ли от­ряд бе­лых войск под ко­манд. Бо­ло­го­ва; во вре­мя боя Бе­ло­царск был прак­ти­че­ски пол­но­стью со­жжён. В 1920 по ре­ше­нию 10-го съез­да рус. жи­те­лей Урян­хай­ско­го края Бе­лоцарск пе­ре­име­но­ван в Красный (тув. Кызыл). С 1921 в со­ста­ве Тан­ну-Ту­вин­ской Нар. Рес­пуб­ли­ки. С марта 1922 местопребывание правительства, в 1923–26 сто­ли­ца Тан­ну-Ту­вин­ской Нар. Рес­пуб­ли­ки, в 1926–44 – Ту­вин­ской Нар. Рес­пуб­ли­ки. С 1925 как официальное название закреплено тув. Кызыл. С сер. 1920-х гг. го­род раз­ви­вал­ся как гл. пром. и куль­тур­ный центр Ту­вы. По­сле вхо­ж­де­ния Тув. Нар. Рес­пуб­ли­ки в со­став СССР К. – адм. центр Тув. АО (1944–61), столица Тув. АССР (1961–91), Тув. ССР (май – авг. 1991), Рес­пуб­ли­ка Ту­ва (1991–93), с 1993 Рес­пуб­ли­ка Ты­ва.

В цен­тре го­ро­да, на пл. Ара­та, – Дом пра­ви­тель­ст­ва, зда­ния Вер­хов­но­го ху­ра­ла и Муз.-дра­ма­тич. те­ат­ра (1970-е гг.). В К. на­хо­дят­ся буд­дий­ские хра­мы Тув­дан-Чой­хор­линг (1992), Та­ши­пан­де­линг (1998), Це­чен­линг (1999, арх. Фан Че Ир); де­рев. Свя­то-Тро­иц­кая ц. (1929, ре­кон­ст­рук­ция 1946, пе­ре­строе­на в 2004). Обе­лиск «Центр Азии» (1964; скульп­тор В. Ф. Дё­мин, ар­хи­тек­то­ры В. И. Ба­жин, В. П. Вет­чи­нов). На ок­раи­не К. – пи­са­ни­ца Ма­лый Бо­ян­голь­чик с изо­бра­же­ния­ми, от­но­си­мы­ми к эпо­хе хун­ну.

Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Ме­ж­ду­нар. на­уч. (1992; изу­че­ние ту­вин­ско­го гор­ло­во­го пе­ния), Тув. ин-т ком­плекс­но­го ос­вое­ния при­род­ных ре­сур­сов СО РАН, Ту­вин­ский НИИ с. х-ва РАСХН, Центр. НИИ эпи­де­мио­ло­гии, Ин­но­вац. центр Рес­пуб­ли­ки Ты­ва. Ту­вин­ский гос. ун-т (соз­дан в 1995 на ба­зе Кы­зыл­ско­го гос. пе­да­го­гич. ин-та); фи­лиа­лы Вос­точ­но-Си­бир­ской гос. ака­де­мии куль­ту­ры и ис­кусств, Рос. гос. гу­ма­ни­тар­но­го ун-та и др. рос. ву­зов. Нац. б-ка им. А. С. Пуш­ки­на (1931, совр. ста­тус с 1993). Нац. му­зей «Ал­дан Маа­дыр» («60 бо­га­ты­рей»; от­крыт в 1930 как рес­пуб­ли­кан­ский крае­ведч. му­зей, с 1942 го­су­дар­ст­вен­ный, совр. ста­тус с 2008) вклю­ча­ет 11 фи­лиа­лов, в т. ч. Ме­мо­ри­аль­ный му­зей ху­дож­ни­цы На­ди Ру­ше­вой (1993), Му­зей по­ли­тич. ре­прес­сий (1995).

Муз.-дра­ма­тич. те­атр им. В. Кок-оо­ла (в 1936–58 нац. те­ат­раль­ная сту­дия), Са­мо­быт­ный те­атр ку­кол «Шыя­а­нам» (2003; совр. назв. с 2005). Гос. фи­лар­мо­ния (1969), в её со­ста­ве: Сим­фо­нич. ор­кестр (с 1998; ос­но­ван в 1966); ан­самб­ли – Гос. нац. ан­самбль пес­ни и тан­ца «Са­я­ны» (1969), во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ный «Аян» (1978), фольк­лор­ный «Ты­ва» (1988); мю­зик-холл «Ура­ан­хай» (1996). Ду­хо­вой ор­кестр Пра­ви­тель­ст­ва Рес­пуб­ли­ки Ты­ва (2008).

Гл. эко­но­мич. центр Республики Тыва. В К. – уп­рав­ляю­щие ком­па­нии пред­при­ятий по до­бы­че зо­ло­та («Ты­ва­зо­ло­то», «Эми»), уг­ля и др. Пред­при­ятия лёг­кой (в т. ч. фаб­ри­ки – швей­ная, «Ту­вин­ские ков­ры») и пи­ще­вой (выпуск молочной продукции, алкогольных напитков) пром-сти. Про­из-во ме­бе­ли, строй­ма­те­риа­лов.

Близ К., в уро­чи­ще Хер­бис-Баа­ры, най­де­на сте­ла с 9-строч­ной ру­нич. над­пи­сью (см. Ор­хо­но-ени­сей­ские над­пи­си; ны­не в Нац. му­зее в К.).

Убсунурская котловина

Зато большой популярностью у любителей активного отдыха на природе пользуется государственный заповедник Убсунурская котловина, который является частью большой охраняемой территории, находящейся в России и Монголии.

Свое название заповедник получил по названию котловины и одноименного соленого озера. Озеро Убсу-Нур расположено в Южной Сибири, по нему проходит российско-монгольская граница.

Озеро представляет собой обширный бессточный водоем, в который к тому же не впадает ни одна река. Замкнутость способствует также и высокому уровню солености озера.

Однако не только озеро является достопримечательностью заповедника, который, наравне с девственными лесами Коми, находится в списке природного наследия ЮНЕСКО.

Заповедник имеет огромное значение для евроазиатской природы в силу своего разнообразия, ведь на его территории встречаются самые разнообразные природные зоны — от ледников до пустыни. Значительные площади занимают степи, альпийские высокогорные луга, тайга и даже ледники. Есть в этом заповеднике и песчаные дюны.

Кроме того, в заповеднике обитают 359 видов птиц и 80 видов млекопитающих, среди которых — ирбис, улар, марал, рысь и росомаха. Степная часть заповедника служит домом таким видам пернатых, как дрофа, жаворонок и журавлик-красавка. Распространены здесь и суслики, а также другие мелкие грызуны — песчаники.

Культура

Достояние тувинского народа — уникальное горловое пение хоомей. Мастерство исполнителей позволяет добиваться звуков разных тонов не движениями голосовых связок, а сокращениями диафрагмы: из-за постоянного давления на внутренние органы профессиональные певцы чаще других болеют, имеют меньшую продолжительность жизни.
Горловое пение зародилось благодаря окружающей обстановке: расположенные в пустынных полях юрты пронизывались звуками ветра и дождя, криками птиц, животных. Человеческий слух не способен различить диапазон звуков горлового пения полностью, однако доказано его влияние на подсознание, животных. Самым знаменитым хоомейжи называют монгольского война, известного как Соловей Разбойник, убивавшего громогласным свистом.

 

Религия

Традиционные верования тувинцев связаны с наделением окружающего мира духами: хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Религия тесно связана с шаманизмом: шаманы были семейные и профессиональные, мужчины и женщины. В XIII—XIV столетии в регион проник буддизм из Тибета, он гармонично переплелся с национальными верованиями.
И сегодня в жизни общества важную роль играют шаманы и ламы. К шаманам ходят посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенную дату. С момента прихода в регион ламы вполне терпимо относятся к проявлениям традиционных верований, включив ряд духов в пантеон, часть праздников в религиозный календарь.
В Тувинский Новый год Шагаа в буддийских храмах ночь напролет проходят богослужения с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами проводят обряд Сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают священные писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями из сластей и мяса.

 

Тувинцы почитают и обожествляют солнце, а во время затмения встают на его защиту, так как думают, что светило борется с темными, злыми духами. В прошлом люди выбегали на улицу, начинали громко кричать, стрелять в небо из ружей, бить в железную посуду. Сегодня с помощью национальной ложки с девятью отверстиями тос-карак «окропляют небо», разбрызгивая вверх национальный соленый чай или молоко.

Куда сходить

В Кызыле есть Национальный музей, где выставлено скифское золото. Это около 20 килограммов золотых украшений, найденных в кургане «Аржаан 2» в царской гробнице тувинских кочевников. Музей и набережная — самые знаковые места города.

В плане отдыха в Кызыле все печально: в городе лишь один кинотеатр с единственным залом и потрепанным экраном.

Много заведений общепита, но сервис в них хромает, а в некоторых и вовсе отсутствует. Есть несколько приличных заведений, где неплохо кормят и по выходным предлагают развлекательную программу. Видимо, конкуренты от таких заведений пытаются избавиться. При мне горели ресторан и ночной клуб.

История

Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен.
Начало формирования тувинской народности приходится на конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские, кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими племенами.
К VIII веку регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце столетия разбили тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с местным населением.

 

Первичное формирование национальных особенностей завершилось в XIII—XIV веках, когда в регионе обосновался ряд монгольских племен, оказавших значительное влияние на внешность тувинцев. В этот же период тувинские племена находились под властью монгольских ханов: существует версия, что мать Чингисхана происходила из этой народности. Упадок Монгольской империи привел к появлению нескольких ханств: тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В 1755-1766 гг. регионом овладевают войска Цинской империи: тувинцы попадают под власть Маньчжурии. В этот период введена воинская повинность, укреплена феодальная организация общества, произведен раздел на административные территории.
С 1860 г. российским и китайским купцам разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Начинается активное освоение земель русскими переселенцами. Это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды. Торговля с несведущими в деле тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению скота у населения.
В начале XX века между Россией, Монголией и Китаем начались политические споры относительно стратегически привлекательного Урянхайского края. В результате в 1912 г. тувинцы предпочли Россию, попросив у государства защиту и покровительство: в 1914 г. российский император включил край в состав страны.
1922 г. — образовано независимое государство Народная Республика Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика. В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт, где стали настоящей грозой вермахта. Привычные к ограничениям в быту, они отличались храбростью и отчаянно сражались. Народ отдал на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации союзных войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в республике березы, отлично подходящие для этих целей.

 

Дальнейшая история народа неразрывно связана с Россией:

  • 1944 г. — Тува вошла в состав СССР в качестве автономной области;
  • 1961 г. — приобрела статус Тувинской АССР;
  • 1991 г. — Республика Тува в составе России;
  • 1993 г. — переименование в «Республика Тыва».
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector