Пенджикент

Что посмотреть в Пенджикенте

Городской базар
Сергей

Оказавшись в Пенджикенте, нужно обязательно отправиться на его окраину и посетить одноименное древнее городище. В нем сохранились средневековая цитадель, руины общественных и жилых зданий, в части из них остались образцы настенной росписи. Неподалёку расположен еще один памятник архитектуры — некрополь. Место нахождения древнего согдианского города превратили в Государственный музей-заповедник.

Во ходе раскопок археологами было обнаружено большое количество скульптур из глины и дерева, которые сейчас хранятся в историко-краеведческом музее им. Рудаки.

Согдианская культура представляет большой интерес для многих ученых. Изучить ее позволяет расшифровка архива согдийского правителя Деваштича, найденного на горе Муг. Эти документы дают возможность больше узнать о Согдиане и об особенностях политической ситуации, экономики и общественного строя Средней Азии в XVIII в.

В Пенджикенте и окрестностях есть несколько крупных достопримечательностей.

На окраине Пенджикента находится частичка прошлого Таджикистана. Средневековая крепость, здания, некрополь — местные именуют это место Кайнар. Такое же название носит и источник неподалёку. Изучение археологами этого места началось в 1946 г.

Абу Абдуллах Джафар Рудаки — выдающийся поэт, сыгравший огромную роль в развитии таджикской поэзии. Он родился в конце IX  в. н. э., а умер — в 941 году. О его жизни практически ничего не известно, не установлено точно и где он похоронен. По поводу многих аспектов биографии Рудаки существуют разные точки зрения. Известно, что умер он в 941 году в селе Панджруд, недалеко от Пенджикета. Он был слепым и в конце жизни был беден. В 1958 г. в Панджруде возвели мавзолей Рудаки.

Фанские горы
Сергей

Селение Саразм датируется IV—II вв. до н. э. При его раскопках обнаружены прекрасно сохранившиеся храмы огнепоклонников, дворец, дома и общественные постройки. Кроме того, археологи нашли большое количество медных, бронзовых, серебряных, золотых и свинцовых изделий, украшения и оружие. Саразм расположен на берегу реки Заравшан. Поселение вытянулось с запада на восток, оно занимает более 100 га.

Махаммад Башоро — известный знаток хадисов. Его мавзолей был построен в селе Мазори Шариф в XI в., а позже — в XIV в. — к нему пристроили портал. Есть мнение, что первоначально здание служило мечетью. И до сих пор не доказано, что в мавзолее покоится именно Башоро.

В селение Чорку находится Хазрати-Бобо, или Мавзолей Чорку. Этот архитектурный комплекс состоит из нескольких культовых построек, обращенных фасадом на север. Основная достопримечательность комплекса — мавзолей неизвестного святого, который окружают легенды.

Куда сходить в Пенджикенте

Древнее поселение Саразм

Принято считать, что самое древнее поселение Таджикистана зародилось в IV — II  в. до н. э. Однако ученые…

Мавзолей Мухаммада Башоро

В период расцвета зодчества мастеров Средней Азии увидел свет мавзолей Мухаммада Башоро. Здание построено в небольшом…

Городище древнего Пенджикента

Возраст старинного города Пенджикента (в переводе «Пять поселков») насчитывает более 5500 лет. Он всегда…

Мавзолей Рудаки

В середине 90-х годов XX века на территории Таджикистана после проведения долгой и объемной исследовательской…

Карта Пенджикента
Отзывы туристов
Вопрос-ответ

Погода
Советы

Поселение Саразм

Саразм, что означает «начало земли», — это древнейшее поселение оседлых народов Центральной Азии. Поселение,  датируемое IV — II тысячелетий до нашей эры, расположено всего в 15 км от Пенджикента и представляет собой вытянутую с запада на восток возвышенность на левом берегу реки Зеравшан. Общая площадь поселения превышает 100 га. Это древнейшее поселение представляет историческую и культурную ценность благодаря хорошо сохранившимся дворцовым и культовым сооружениям, общественным строениям. Разрушение поселения по времени совпадает с вторжением на эту территорию кочевых индоиранских племён.

Памятник был открыт случайно осенью 1976 г. археологом Абдуллоджан Исаковым. Археологические раскопки ведутся с 1977 года и работа еще продолжается. В Саразме хорошо сохранились храмы огня, общественные и жилые строения, культовые и дворцовые сооружения. Здесь найдено множество изделий из меди, бронзы, свинца, серебра и золота, оружия, украшений, относящихся к IV–II тысячелетиям до н. э.

С конца  IV тыс. до н. э. поселение Саразм превращается в один из крупнейших центров металлургии Центральной Азии.  В верховьях Зарафшана саразамийцы обнаружили золото, серебро, медь, свинец и олово. При раскопках в поселении были обнаружены фрагменты литейных форм, плавильные горны, массивные песты и молоты для дробления руды, металлические изделия в виде топоров, кинжалов, ножей, копий, булавок, рыболовных крючков.

Огромный интерес представляет раскопанный в Саразме дворцовый комплекс площадью более 250 м2, отличающийся от рядовых домов планировкой, монументальностью и пышностью. Он состоит из входного коридора, прихожей, двух–трёх залов и нескольких вспомогательных сооружений. Все строения связаны между собой широкими проходами с глиняными порогами. В одной из стен комплекса имеются окошки для освещения и вентиляции. Но особенностью Саразмского комплекса является наличие круглых алтарей в центре двух залов, что дает повод думать, что он был не просто дворцом, но и местом для совершения культовых обрядов.

На месте раскопок были найдены многочисленные украшения, изготовленные из драгоценных камней и обработанных морских раковин. Среди них выделяются 48 золотых бусин, а также двенадцати лепестковая золотая розетка со вставкой из бирюзы в центре.

Саразмийцы, расширяя зону своих контактов, к середины IV тыс. до н. э. установили культурные и торговые связи с древнеземледельческими центрами Южной Туркмении, Ирана, Белуджистана, Индии и Афганистана. Таким образом, городище Саразм является уникальным памятником, который отразил в себе  самые различные культурные связи и контакты народов эпохи энеолита и ранней бронзы.

Постановлением Правительства  Республики Таджикистан 21 сентября 2001 года поселение  Саразм было объявлено историко-археологическим заповедником, как центр формирования культуры земледелия, ремесел и градостроительства таджиков.

Помимо этого древнее поселение Саразм в Таджикистане добавлено в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Городище древнего Пенджикента

На окраине современного Пенджикента взору туриста открывается настоящая картина из прошлого: средневековая цитадель, окруженная жилыми зданиями с настенными росписями, недалеко от центра городища стоит некрополь. Местные жители зовут это место «Кайнар», по названию расположенного рядом источника. В 1946 году здесь начались археологические раскопки.

В результате были обнаружены: стоящая отдельно на холме цитадель с дворцом Диваштича (последнего правителя Пенджикента), два храма с обширными дворами, улицы, лавки, мастерские, базары, крепостные стены, многокомнатные двух- и даже трёхэтажные жилища, самые богатые из которых были украшены настенной живописью и деревянной скульптурой. Городище древнего Пенджикента является археологическим памятником V-VII веков и занимает территорию в 13,5 гектаров. Городище состоит из 3-х поясов укреплений, шахристана с оборонительной стеной, пригородными усадьбами и некрополем. Город был построен в V веке и просуществовал до VII века. Раскопки ведутся с 1947 года. Стены многих домов сохранились до второго этажа. Всего раскопано 2 дворцовых комплекса, 2 храмовых комплекса, 2 базарных комплекса, 8 улиц, десятки многокомнатных домов знати и рядовых граждан, городские стены V-VIII веков.

Но больше всего прославилось городище древнего Пенджикента живописными и красочными стенными росписями, сохранившимися, несмотря на более чем 1300-летнее нахождение в завалах. Сюжеты древних пенджикентских художников разнообразны. Культовые – олицетворение небесных светил (Солнце, Луна, другие планеты солнечной системы), отражение культов предков, водной стихии (реки Зеравшан), индуистских божеств (Шива). Жанровые отображают батальные сцены, сцены пиршества, охоты, спортивного единоборства, игры на музыкальных инструментах и в нарды, танцев, распределения урожая. Также найдены остатки резного дерева и глиняной монументальной скульптуры, оставшейся от развалин храмовых зданий. Искусство древнего Пенджикента, наряду с чертами византийского, индийского, персидского, обладало своим особым оригинальным стилем.

Городище Пенджикент с декабря 1972 года включено в реестр памятников истории и культуры Республики Таджикистан, а с 1979 года объявлено Панджикентским историко-культурным заповедником. В научно-историческом отношении древний Панджикент является эталонным памятником Согдийской культуры во времена Великого Шелкового пути.

Мавзолей Мухаммада Башоро (XI-ХI V вв.)

Мавзолей поэта, родоначальника классической таджикской поэзии Абу Абдаллах Джафар известный всему миру под псевдонимом Рудаки, был построен только в 1958 году. Этот исторический парадокс связан с тем, что до конца не была изучена биография великого деятеля и соответственно, не прослежено место его захоронения. Известно лишь, что Рудаки, родился около 850 года, в кишлаке Панджруд примерно в 60 км к юго-востоку от Пенджикента. Поэт, живший во времена правления Саманидов, последние дни своей жизни провёл в бедности и умер в 941 году в своём родном селении Панджруд. Сохранились сведения, что поэт умер слепым. Пролить свет на многие вопросы из жизни Рудаки помогла кропотливая работа известного таджикского писателя Садриддина Айни. Досконально изучив, всевозможные исторические рукописи, он сумел установить место захоронения великого поэта, а известный скульптор- антрополог Михаил Герасимов смог восстановить его облик по останкам. В 1956 году, в год 1100-летия со дня рождения Рудаки была вскрыта могила в кишлаке Панджруд – предполагаемом месте захоронения поэта. В погребении были обнаружены кости скелета, тщательное исследование которых показало, что они принадлежат мужчине, который скончался в возрасте около 85-87 лет. В склепе также были найдены предметы, относящиеся к тому времени, когда жил поэт. Был обнаружен еще ряд признаков, которые позволили учёным сделать вывод о том, что найденные останки действительно принадлежат Рудаки. Мавзолей поэта представляет собой красивое здание на фоне живописных гор

На гробнице поэта в нынешнее время сооружён изящный мавзолей, это красивое здание прекрасно смотрится на фоне живописных гор. Мавзолей служит местом паломничества туристов, в особенности – персоязычных почитателей таланта поэта. Кишлак, обозначенный на картах Панджруд, был переименован в Рудаки, когда отмечалось 1150-летие поэта. 

Ссылки [ править ]

  1. ^ а б «Климат Пенджикента» . Weatherbase.com . Архивировано 8 августа 2014 года . Проверено 7 августа 2014 .
  2. ^ a b «Население Республики Таджикистан на 1 января 2020 года» ). Статистическое управление Таджикистана . Дата обращения 3 октября 2020 .
  3. ^ Горгани, Тирдад. «Добро пожаловать в Пенджикент» . ГЕОЦИТЫ. Архивировано из оригинала на 2009-07-28 . Проверено 23 июля 2008 года .
  4. ^ «Пенджикент» . Проверено 30 марта 2021 года .
  5. ^ Маршак, БИ «Панджикант» . Encyclopdia Iranica . Архивировано 16 ноября 2015 года . Проверено 8 августа 2011 .
  6. ^ Shkoda, В. (октябрь 2003). «Библиография и резюме Маршака» . Transoxiana Webfestschrift Series I. Transoxiana : Journal Libre de Estudios Orientales . Архивировано 01 января 2007 года . Проверено 14 октября 2006 .
  7. ^ «ПАНДЖИКАНТ — Иранская энциклопедия» . iranicaonline.org .
  8. ^ Compareti, Маттео (2012). «Классические элементы в согдийском искусстве: басни Эзопа, представленные в фресках Пенджикента» . Iranica Antiqua . XLVII : 303–316.
  9. ^ «Население Республики Таджикистан на 1 января 2015 года» ). Статистическое управление Таджикистана. Архивировано 2 июля 2015 года из оригинального . Дата обращения 3 октября 2020 .
  10. ^ a b Основные показатели на уровне джамоатов , Программа развития ООН в Таджикистане, по состоянию на 3 октября 2020 г.
  11. ^ «Нигина Амонкулова (Амонкулова)» . life.ansor.info . Проверено 17 декабря 2020 .
  12. ^ Kamoludin Абдуллаев; Шахрам Акбарзаех (27 апреля 2010 г.). Исторический словарь Таджикистана . Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7379-7. Архивировано 31 мая 2014 года . Проверено 15 сентября 2017 года .
  13. ^ «Оппозиция-вождь-умирает» . Архивировано 03 января 2018 года . Проверено 2 января 2018 .
  14. ^ {Cite web | url = https://en.wikipedia.org/wiki/Yaqub_Beg

Пенджикент город.

Экскурсионные прогулки по достопримечательностям Пенджикента.

«На мир взгляни разумным оком,
Не так, как прежде ты 
глядел.
Мир — это море. Плыть 
желаешь?
Построй корабль из добрых 
дел»

Абу Абдаллаха Рудаки.

Пенджикент, с населением 36 000 человек – центр Пенджикентского района Согдийской области Таджикистана. Он лежит на высоте 900 метров над уровнем моря на левом берегу реки Зарафшан, в 68 километрах от узбекского города Самарканда и в 320 километрах  от города Худжанд и в 68 км от узбекского города Самарканд.
В далеком 1946 году, археологической экспедицией под руководством А.Ю. Якубовского на юго-восточной окраине города было обнаружено древнее городище. Древнее городище, как и современный город, носит название Пенджикент (Пянджикент), что в переводе с таджикского, означает «пять селений», которые когда то возможно и дали жизнь славному городу, которому по подсчетам ученых никак не меньше 5500 лет.
Уникальность находки заключалась в том, что раскопки сохранились почти в первозданном виде, и не были испорчены боле поздними застройками или посевами сельхоз культур.
Издревле Пенджикент являлся важнейшим культурным и ремесленным центром Согдианы, эпохи зороастризма. Бытует мнение, что его даже называли «Среднеазиатскими Помпеями», так он был хорошо и необычен.
Город был последней крупной остановкой для караванов, двигавшихся по Великому Шелковому Пути из Самарканда в горы Кухистана, миновать его было не возможно, этим и объясняется его необыкновенный расцвет.
Древний Пенджикент был надежно укреплен и благоустроен. Имел великолепную резиденцию правителя, два храма, несколько рынков. Жилища горожан отличались богатством и комфортабельностью, были украшены многочисленными росписями и скульптурами древних богов, выполненными из дерева и глины.
Город прожил долгих 3 века (V – VIII в.в н.э.) и был разрушен пришедшими арабами, в решающем сражении при горе Муг. При раскопках древнего Пенджикента, археологами были обнаружили руины средневековой цитадели и дворца, несколько поодаль практически нетронутый некрополь с хорошо сохранившимися элементами великолепной настенной клеевой росписи и оссуариями древних захоронений.
А так же дома горожан и жилые постройки, которые шли практически непрерывными кварталами, имели несколько этажей и резные входные айваны, базары, обустроенные мастерскими ремесленников и лавками, разрушенные храмы и загородные резиденции, расположенные к востоку от города.
Найденные в Пенджикенте многочисленные артефакты: изделия из стекла и металла, восточные деревянные и керамические скульптуры, коллекцию монет из бронзы и серебра, передали в местный историко-краеведческий музей им. Рудаки.
Сегодня на месте древнего городища, организован Таджикский Государственный музей-заповедник.  Этот город часто называемый «Среднеазиатскими Помпеями», — один из немногих хорошо изученных древних городов Согда. 
По стилю и содержанию искусство Пенджикента связано с художественной культурой таких древних городов Средней Азии, как Афрасиаб, Варахша, Шахристан, а также городов Ирана, Афганистана и Индии. В Пенджикенте были найдены многочисленные изделия гончарного, металлообрабатывающего и других ремёсел, а также несколько тысяч бронзовых, серебряных арабских и согдийских монет.
Здесь же были открыты и яркие памятники монументально-декоративного искусства Согда — живопись (многофигурные настенные росписи клеевыми красками), глиняная (рельефный фриз) и деревянная (рельефы, кариатиды) скульптура. 
В древних арабских летописях о Пенджикенте встречаются при описании завоевательных арабских походов. Из летописей ученые узнали о том, что последняя решающая битва с арабами была проиграна, множество жителей было убито, а их последний правитель был казнен.
Сам город после этого пришел в упадок и вскоре захирел и был заброшен.

ФотографииАлександра Петрова.

Архитектурный комплекс Хазрати-Бобо

В некотором отдалении от Пенджикента, но в пределах Согдийского района, расположен архитектурный комплекс Хазрати-Бобо. Он расположен в горном селении Чорку, отсюда еще одно название комплекса – «Мавзолей Чорку».

В комплекс входят культовые сооружения, разные по времени постройки, но объединенные одной особенностью: все они размещены фасадом на север. Главным считается мавзолей некоего святого, которого местное население называет по-разному «Хаст-и-Подшох», «Хаст-и-Амир», «Амир Хамза Сохибкирон» (Сохибкирон – означает «Господин счастливого сочетания звёзд»). Согласно местной легенде, мавзолей был возведен за одну ночь, и в нем яко бы погребён святой Хазрати-Бобо, легендарный герой, полководец и царь Амир Хамза Сохибкирон (Амир Хамза Хасти Подшох). Ни учёные, ни старожилы Чорку не могут точно сказать, какое из этих названий соответствует действительности, и кто в этом мавзолее похоронен, за чьей могилой верующие тщательно ухаживают.

Весь комплекс представляет собой уникальный памятник средневековой архитектуры и состоит из двух типов построек. Самое старое здание деревянный мавзолей с навесом (айваном ) на резных колоннах, которые украшены куфическими надписями и резным орнаментом относится к X–XII векам. Всего резных деревянных колонн, поддерживающих постройку – семь. Они уникальной формы, высотой около 2,5 м. Каждая колонна выполнена из цельного ствола дерева и покрыта орнаментом. Орнамент на всех деревянных деталях разнообразен по характеру – это растительные, геометрические, зооморфные фигуры и узоры. Причем, колонны украшены совершенно непонятными животными, напоминающими птиц, змей и рыб одновременно. Возможно, это связано с религиозными верованиями древних таджиков о переселении душ.

В мавзолей ведут две входные двери: одна – с севера, над ней каллиграфически вписаны изречения из Корана, а также дата ремонта – 1321 год Хиджры (1903–1904 годы). Дверь была заложена декоративной решёткой, за которой верующие должны были выполнять соответствующие обряды. Другая дверь, ведущая с юго-запада, была предназначена для шейха. В центре помещения расположена могила «святого». 

Второй тип построек «Хазрати-Бобо» – более поздний он датируется XVIII–XIX веком. Слева от мавзолея находится комната с навесом, который держится на четырех колоннах. Стены и потолок также расписаны и отделаны декором. Это место, судя по всему, служило ночлегом паломникам. Также здесь совершались некоторые обряды, например – худои (жертвоприношение).

Во дворе комплекса находится деревянный минарет, построенный в виде трёхъярусной башни. Комплекс зданий окружён глинобитным забором. По словам старейших жителей, когда–то двор мавзолея являлся кладбищем. Но в середине XX века почти все могилы были сравнены с землей для безопасности паломников.

Таджикистан: полезно знать

  • Таджикистан: общая информация
  • Озера Таджикистана
  • Визовая информация
  • Флаг и герб Таджикистана
  • Культура Таджикистана
  • Анкета посольства Таджикистана
  • Достопримечательности Таджикистана
  • Особенности Таджикской кухни
  • Расписание авиаперелетов Москва-Душанбе-Москва 2020 год
  • Главная достопримечательность страны
  • Информация для туристов выезжающих в Таджикистан

Тематические предложения:

Душанбе: Cеверные жемчужины Таджикистана Душанбе- Гиссар — Искандеркуль — Пенджикент — Худжанд
Посетите одно из древнейших государств мира, колоритный, жаркий и таинственный Таджикистан!

Актуально, как никогда

Необходимость в железной дороге, ведущей к Пенджикенту, повысилась после заключения Таджикистаном и Узбекистаном в июне этого года договоренностей о строительстве двух ГЭС на реке Зерафшан для удовлетворения потребностей Узбекистана.

12:22 28 июля

В Таджикистане больше всего инвестиций вложено в сферу энергетики

По данным энергетического ведомства Узбекистана, на начальном этапе построят Яванскую ГЭС, которая будет вырабатывать 800 млн киловатт-часов электроэнергии в год. Предварительная стоимость этой станции, мощностью 140 МВт, оценивается в $282 млн.

На втором этапе, по словам узбекского министра энергетики, будет изучена возможность строительства ГЭС «Фондарьё», которая будет вырабатывать в среднем 600 млн киловатт-часов электроэнергии в год. На возведение этой станции, мощностью 135 МВт, необходимо будет направить $270 млн.

Возведение электроэнергетических мощностей и необходимой инфраструктуры требует поставок строительных материалов и многочисленного, в том числе, многотонного оборудования.

Наличие железной дороги до Пенджикента существенно снизит стоимость доставки материалов и оборудования на стройплощадки предполагаемых станций.

Не одними грузами

Глава Минтранса говорит, что прокладываемую дорогу планируется использовать, наряду с перевозкой грузов, также для пассажирских перевозок.

Он считает, что часть туристов, которые посещают Самарканд, можно было бы, при правильном подходе к делу, направить в древнее городище Саразм, расположенное на территории Пенджикента.

Азим Иброхим подчеркнул, что это городище намного древнее, чем Самарканд, последнему чуть более 2700 лет, а история Саразма началась 5500 лет тому назад.

10:30 20 апреля

Запущена первая 3D-реконструкция Саразма

Впрочем, если рассматривать вопрос в контексте туризма, то в Зеравшанской долине есть также живописные места, которые могут быть интересны иностранцам.

В непосредственной близости от Пенджикента находится Айнинский район со своими уникальными семью озерами (Хафткуль). Здесь же расположен высокогорный Ягноб, можно сказать, — Памир в миниатюре, жителям которого в отличие от других местностей республики, удалось сохранить свой древний язык, традиции, обряды.

В любом случае, специалисты утверждают, что строительство любой новой дороги – это всегда хорошо, в условиях же Таджикистана, 93% территории которого занимают труднодоступные горы, – это большой плюс.

А если строится железная дорога, это вдвойне хорошо, так как перевозки по такой инфраструктуре намного дешевле, чем по автодорогам.

Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.  

История [ править ]

Древний Пенджикент был небольшим, но процветающим городком согдийцев в доисламской Центральной Азии. Он был известен как Панчекант. Это означает пять городов (деревень) на персидском языке . Этническое и территориальное название «Согд / Согдийский» или Согд / Согдийский упоминается в истории еще при иранской династии Ахеменидов (VI век до нашей эры). Ахемениды основали несколько городов-государств, а также города вдоль древнего Шелкового пути и в Зарафшанской долине.

Город вырос в V веке нашей эры, и многие профессионалы, такие как состоявшиеся бизнесмены и землевладельцы, зарабатывали себе на жизнь в Пенджикенте. В 722 году нашей эры войска арабских мусульман осадили и взяли город. Последний правитель города Диваштич бежал в верхний Зарафшан, но был схвачен и приговорен к смертной казни. Около 50 лет древним Пенджикентом правили новые администраторы, но к концу 8-го века город на верхних террасах был обезлюден и перемещен. Многие древние руины старого города, особенно городская архитектура и произведения искусства, сохранились до наших дней.

Многочисленные записи о правлении Пенджикента, написанные на согдийском языке, были расположены недалеко от Пенджикента на горе Муг. Читая эти тексты, общественность Центральной Азии VIII века будет судить о социальной, экономической и политической жизни.

Руины древнего Пенджикента в Таджикистане.

Согласно арабским географам, в Пенджикенте в 10 веке была официальная пятничная мечеть, которая отличала это место от деревни как города. Это был самый восточный город Согда, известный своими грецкими орехами .

Русский археолог Борис Маршак провел более пятидесяти лет, раскапывая руины Пенджикента. Он оставался там даже после обретения Таджикистаном независимости в качестве руководителя раскопок руин Пенджикента, в годы гражданской войны в Таджикистане с 1992 по 1997 год. Благодаря тесному сотрудничеству с правительством Таджикистана , Маршак обеспечил защиту и продолжил раскопки руины Пенджикента.

Древние фрески и артефакты править

На месте Пенджикента было обнаружено множество фресок, и многие из них сейчас выставлены в Эрмитаже и Национальном музее древностей Таджикистана в Душанбе . Большое разнообразие влияний прослеживается в картинах, которые показывают детали одежды и повседневной жизни: греческие декоративные стили сталкиваются с иранскими повествованиями о Шахнаме и эпическим циклом Ростама , сцены праздников чередуются с изображениями боев, местные культы смешиваются с иранскими. и индийские божества. Шиваизм был популярен в Согдиане и Восточном Туркестане, как видно из настенной росписи из Пенджикента на реке Зервашан. В этом изображении Шиваизображается со священным нимбом и священной нитью («Яджнопавита»). Он одет в тигровую шкуру, в то время как его слуги одеты в одежду Sodgian. Есть изображение его четвероногого сидящего со скрещенными ногами на мягком сиденье, поддерживаемом двумя быками.

Производство картин началось в 5 веке нашей эры и остановилось в 722 году нашей эры с вторжением Аббасидского халифата , и многие произведения искусства были повреждены или уничтожены в то время.

  • Пенджикент, фигуры с нимбами, Эрмитаж

  • Мужской банкет, пигмент на гипсе. Пенджикент, Таджикистан

  • Пенджикентская фреска (VI-VII вв. Н.э.). Национальный музей древностей Таджикистана

  • Панджикентская фреска (VI-VII века н.э.)

  • Пенджикентская фреска (VI-VII вв. Н.э.). Эрмитаж

  • Пенджикентская (Пенджикантская) роспись, VI-VIII вв. Эрмитаж

  • Пенджикентская (Пенджикантская) роспись, VI-VIII вв. Национальный музей древностей Таджикистана

  • Пенджикент (Пенджикант) фреска, VI-VIII вв.

  • Шива с Трисулой . Пенджикент VII – VIII вв. Н. Э. Эрмитаж

  • Лев и богиня Анахита , Пенджикент, 6-8 вв. Н. Э.

  • Многорукое божество в доспехах

  • Сцена битвы на Голгофе

Недостроенная дорога

Таджикские железнодорожники говорят, что речь идет о строительстве 60-километровой ветки. В ГУП «Таджикская железная дорога» отметили, что конкретная сумма, которая необходима для реализации данного проекта, а также другие детали, будут известны только после проведения технико-экономического обоснования.

Заслуженный железнодорожник, бывший замначальника ГУП «ТЖД» Усмон Каландаров, сказал «Азия-Плюс», что присоединить Пенджикент к железным дорогам Узбекистана планировалось еще во времена Советского Союза, однако сделать это не успели.

08:41 17 сентября, 2020

ЕБРР предлагает содействие в реализации железнодорожных проектов в Таджикистане

В 1992 году была создана дирекция по строительству данного участка, и в течение нескольких лет были выполнены определенные строительные работы как на территории Узбекистана, так и в Таджикистане. Но после, из-за похолодания отношений между республиками, все работы были приостановлены. Тогдашние узбекские власти даже поручили демонтировать электроэнергетические линии и железнодорожную ветку, которая вела к югу Таджикистана.

Каландаров отметил, что этот участок планировалось, в первую очередь, использовать для перевозки грузов в Зеравшанскую долину, где кроме Пенджикента находятся Айнинский и Горноматчинский районы.

Он подчеркнул, что данную долину разделяют от центрального и северного регионов массивные горы, труднопроходимые горные перевалы.

Кроме того, отметил специалист, проезд большегрузных машин разрушает автодороги, часть которых реконструировалась за счет кредитов Китая.

Он подчеркнул, что после завершения прокладки этого железнодорожного участка он будет  находиться на балансе железнодорожных компаний двух стран.  «Инвестиции предпринимателей на строительство создаваемой дорожной инфраструктуры можно будет вернуть посредством предоставления им льгот на проезд по этой ветке, либо финансами, после получения доходов», — пояснил Каландаров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector