О ростове-на-дону

История Ростова-на-Дону в период Российской империи

Ростов-на-Дону фото – Город в начале XX века

Свою главную роль крепость Святого Димитрия Ростовского сыграла в период русско-турецких войн XVIII века. Так, например, в русско-турецкую войну 1768 – 1774 гг. крепость служила базой с которой велось наступление на Азов. История Ростова-на-Дону, а точнее крепости, тесно связана с именами выдающихся русских полководцев. С 1783 по 1784 годы комендантом крепости был выдающийся русский полководец Александр Васильевич Суворов. Именно в этой крепости начинал свою службу и прославленный адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков.

Однако с падением Крымского ханства роль крепости уменьшилась. Она превратилась в обычный промежуточный пункт на пути между новым портом – Таганрогом и центральной частью Российской империи. Крепость и соседние районы стали заселять выходцы из России и Украины.

В 1799 году императрица повелела поселить здесь крымских армян, которые основали поблизости от крепости Нор-Нахичеван. В 1807 году по указу Александра I крепость получает статус уездного города.

За это время крепость поменяла множество имен. Она была и крепостью им. Дмитрия Ростовского, и Ростовской крепостью и городом Ростовом, который позднее был назван Ростовом-на-Дону.

1811 год в истории Ростова-на-Дону отмечен тем, что он получает свой герб, на котором изображена крепостная башня как символ прошлого города. В 1836 году была построена новая таможня в Ростове-на-Дону, что позволило в течение 10 лет увеличить торговый оборот порта в 30 раз. Развивался Ростов-на-Дону и как промышленный центр. В 1846 году здесь был построен первый чугунолитейный завод, а уже к 1850 году насчитывалось 53 фабрики и завода. Рост промышленности, торговли и экономики привел к тому, что население Ростова-на-Дону стало расти. Если в 1809 году оно составляло около 3-х тысяч человек, то к 1856 году выросло до 13200 человек.

В 1887 году Ростов-на-Дону был присоединен к составу Области Войска Донского – административной и территориальной единица, населенная в основном донскими казаками и управлявшаяся по особому положению.

В 1865 году в Ростове-на-Дону был построен первый водопровод, в 1886 году появились первые телефоны, в 1896 году улицы Ростова-на-Дону стали освещать электрическим освещением, а в 1902 году появился трамвай.

Обычный райцентр

Путешествующий на автомобиле или туристическом автобусе, скорее всего, въедет в город по улице Ленинской, которая идёт от федеральной трассы прямо к кремлю. Здесь — ухоженные фасады и даже выложенные плиткой тротуары: улицу привели в порядок к 1150-летию города, которое отмечали в 2012 году.

Но мы прибыли на поезде, поэтому прошли к кремлю другим путём — и сразу увидели Ростов таким, какой он есть: обычный провинциальный город с населением в несколько десятков тысяч человек, некогда купеческий, каких сотни по всей стране. Старинные ряды городского рынка (торгуют тут раз в неделю), городской сад, Макдоналдс, немудрящие магазины да конторы, выдающие микрокредиты до зарплаты.

Глаз даже не останавливается на осыпающейся штукатурке старых зданий, неотремонтированных дорогах и общем обветшании — всё вполне привычно. После рабочего дня жизнь здесь замирает: народ сидит по домам. Никакого разрыва шаблона.

Мы ожидали увидеть величие. Равно как и ощутить атмосферу праздника, являющегося атрибутом любого туристического центра. А собственно, с чего вдруг?

Предприятия, градообразующие и крупные

Ростов-на-Дону объединяет в себе более 50% всех торговых и промышленных предприятий области. Среди самых крупных и успешных

  • гигант Роствертол, производящий вертолеты для ВПК;
  • ОАО Ростсельмаш, гордостью которого является производство комбайнов серии Дон;
  • Юг Руси, производящий и экспортирующий зерно и масло;

Балтика-Дон, выпускающее ассортимент прохладительных напитков.

Также тысячи людей работают на таких крупных производствах, как «Донской табак», Тавр (мясопереработка), «Глория Джинс» (швейное производство),»Астон (компания)» (перевалка, складирование и торговля зерном и маслом), ГПЗ-10, Квант, ЭМПИЛС и многих других.

Большая Садовая улица

В нынешнем центре города располагается другая красивейшая и широко известная улица Ростова-на-Дону – Большая Садовая. Она тянется примерно 3,8 км и имеет большое транспортное значение. А в XIX — начале ХХ веков это была окраина города. Домами была застроена лишь одна сторона улицы, а на другой её стороне были сады. Отсюда и название.

Была и Малая Садовая улица (ныне это улица Суворова). Большая Садовая в годы советской власти именовалась улицей Энгельса. В наше время ей вернули историческое наименование.

Большая Садовая улица.

Улица, которую с полным правом можно назвать главной улицей города, производит очень хорошее впечатление своим благоустройством. Участок от Буденновского до Ворошиловского проспектов особенно интересен, поскольку его украшают уникальные памятники архитектуры – бывшие особняки, гостиницы и доходные дома, здания коммерческих и госучреждениий дореволюционной эпохи. Практически все они отлично отреставрированы и поддерживаются в полном порядке. На Большой Садовой много зелени, газонов, удобных скамеек, любопытных арт-объектов, кафе и фастфудов.

Отдельного внимания заслуживают подземные переходы с уникальными мозаичными панно советских времён – на темы Великой Отечественной войны, семьи и детства, юности, различных профессий, покорения космоса.

Что и где попробовать

Как мы уже выяснили, множество персонажей из сказок, особенно связанных с водоёмами и рыбной ловлей, родом из Ростова, поэтому первым делом нужно пробовать рыбу из загадочного озера Неро! 

Ростовская уха — главный гастрономический изыск. Готовят её здесь по особенному рецепту из местной рыбы и даже устраивают ежегодный фестиваль (обычно в мае, приурочен ко дню города). Фестиваль — это не только песни и пляски, но и кулинарный поединок по приготовлению лучшей ухи. Самая почётная — из судака. Также попробуй судака и в других вариациях: вареники с судаком, котлеты, жареная и запеченная рыба. 

Щука — ещё одна героиня здешних мест. Местные жители уверены, что сказочный Емеля ездил на своей печи и отдавал приказы «по щучьему велению» именно в Ростове Великом. Что здесь нужно обязательно попробовать, так это пельмени с щукой и щучьи котлеты — вкуснотища! Рыбные пельмени вообще популярны, причём именно самолепные, а оттого вдвойне вкуснее.

Соленья и настойки — обязательны к дегустации, как и во многих городах Золотого кольца. Также тут популярны фермерские продукты, которые охотно используют в местных ресторанах. 

Кафе и рестораны

Атмосферное кафе «Алёша Попович» с богатырской тематикой, само собой. 

Ресторан-музей «Собрание» гордо раскинулся на территории кремля. Здесь предлагают трапезу в средневековой атмосфере, знакомой по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Помимо действительно вкусной русской кухни, в заведении делают традиционные настойки по старинным рецептам. Есть и сезонное меню: например, зимой готовят коврижку с кедровыми орехами.  

В ресторане при гостинице «Русское подворье» тоже накормят национальными блюдами из местных деликатесов, да ещё с классной подачей в глиняной посуде. 

Ещё можно отобедать в сказочном ресторане «Щучий двор» и отведать блюда с луком в музее-кафе «Лукова слобода», гулять так гулять!

Впечатления о Ростове

В центре Ростова-на-Дону здания расположены плотно друг к другу, имеется много старинных построек, а архитектура и памятники отправляют путешественника прямиком в XIX век. В западной части города доминируют советские мотивы – с соответствующей архитектурой, патриотическими памятниками и геометрически выверенным парком и скверами.

На севере города очень много микрорайонов новой застройки. Здесь названия улиц посвящены знаменитым лётчикам, космонавтам, учёным. Именно сюда советуют отправляться молодым семьям в поисках недорогого и современного жилья.

Ночной Ростов-на-Дону.

Восток города (Александровка) в прошлом был отдельным поселением, но постепенно слился с Ростовом. На востоке многочисленной является армянская диаспора, здесь обширный частный сектор. Северо-восток Ростова-на-Дону представляет собой промышленную зону.

А на юге, на левом берегу реки Дон, расположен большой район отдыха и развлечений «Левбердон». Здесь масса мотелей и турбаз, развлекательных центров и бань, ресторанов и кафе, и т.п.

История Театральной площади

Еще в XIX веке на месте современной Театральной площади была пустошь. С одной стороны от площади располагался город Ростов-на-Дону, а сама пустошь была на территории Нахичевань-на-Дону.

С 1920-х годов площадь называлась площадью Революции. Переименовали ее в Театральную в 1927 году после строительства театра. Сам театр был выполнен в стиле советского конструктивизма, но во время войны здание пострадало, затем его восстановили, изменив вместе с ним и вид площади.

Ранее на северо-западе от площади располагались корпуса Николаевской городской больницы, построенной в 1890–1894 годах. В 1913 году было построено в стиле модерн здание управления Владикавказской железной дороги. В 1981 году была возведена башня «Атомкотломаша». На юго-западе около нее в годы перестройки был возведен жилой дом. Затем была установлена знаменитая стела. Каждая постройка площади характеризует архитектурные особенности своего времени.

В 2018 году в Ростове-на-Дону провели Чемпионат мира по футболу, для этого построили новейший стадион «Ростов-Арена», а на Театральной площади организовали фан-зону для болельщиков вместимостью до 25 000 человек, здесь установили огромный экран, сцену, точки питания и развлекательные секторы.

На сегодняшний день Театральная площадь Ростова-на-Дону является сердцем города, где любят собираться все — от мала до велика и проводить время весело и с пользой.

Здание управления Северо-Кавказской железной дороги, Julia Alisova

Развитие города в дореволюционный период

А между тем развитие города продолжалось завидными темпами. В истории основания Ростова-на-Дону есть еще одна важная дата. В 1807 году указом Александра I он получает статус города. На его гербе символом прошлых лет изображена крепостная башня.

После строительства новой таможни в 30 раз увеличивается товарооборот, что позволяет сделать развитию экономики резкий скачок. Город начинает строить промышленные предприятия. Начало положил чугунолитейный завод, запущенный в работу в 1846 году. А уже через четыре года в городе работали 53 предприятия тяжелой и легкой промышленности. Все это способствовало росту населения. С 3 тысяч в 1809 году оно увеличилось до 13 тысяч в 1856-м.

В середине XIX века в городе появился первый водопровод, потом первые телефоны, а в конце века – электрическое освещение. По улицам пошли трамваи. В сфере образования тоже произошли положительные изменения. В город был эвакуирован из Варшавы один из вузов. Не остались в стороне спорт, культура, искусство. Таким образом, дореволюционный Ростов-на-Дону был одним из прогрессивных и благополучных городов России.

Население Ростова-на-Дону

Ростов – один из городов-миллионников, на начало 2020 года по официальным данным его население составило 1 миллион 137 тысяч 904 человек. По другим данным, озвученным НКО «Большой Ростов», эта цифра превысила 1 миллион 400 тысяч жителей. Национальный состав города, помимо русских, это армяне, украинцы, татары, грузины, азербайджанцы, белорусы, корейцы и евреи. Много армян проживает в Пролетарском районе, который в народе называют «Нахичевань». В 18 веке в этой местности стали селиться армяне, выходцы с Крымского полуострова, в результате чего был основан город Нор-Нахичеван. В 1928 году произошло объединение его с Ростовом-на-Дону.

Статистика фиксирует прирост населения, в частности, это происходит с 2009 года. Если рассмотреть динамику за последние десятилетие, можно видеть ежегодный рост численности жителей.

Год Население
2011 1 091 544
2013 1 103 733
2015 1 114 806
2017 1 125 299
2019 1 133 307
2020 1 137 904

Ростов-на-Дону и революция

В первые годы революции город оказался в эпицентре сражений. События Гражданской войны отразились на каждой семье. Политические взгляды местных жителей разделялись на диаметрально противоположные. Но большинство не поддерживало революцию, и все силы города были направлены на помощь Белому движению.

Районы, контролируемые Донским войском, выступавшим против большевистской власти, оказались вовлеченными в противостояние двух сил. Из молодежи города, вступавшей в Добровольческую армию, был сформирован отдельный Ростовский полк.

Тогда же, в начале апреля, в городе проходит съезд Советов рабочих и казачьих депутатов Донской республики. Он признает власть Советов, Брестский мир и приступает к национализации предприятий. Но уже 25 апреля Донская республика прекратила существование, город занял атаман Краснов.

В течение двух лет власть переходила из рук в руки, побеждали то красные, то белые. Гибли люди, рушились семьи и устои, разорялась экономика. В марте 1920 года окончательно была установлена власть Советов.

Послевоенный Ростов

Город, переживший ужас оккупации, стал быстро восстанавливаться. Люди работали самозабвенно, соскучившись по простому, мирному труду. Быстро были запущены трамваи, занялись восстановлением «Ростсельмаша». Уже в 1947 году из ворот вышел первый комбайн «Сталинец 6». Начинали работать предприятия города: паровозоремонтный завод, табачная фабрика и другие.

Ростов был включен в список городов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Эту работу выполняли 36 специализированных организаций. За период с 1948 по 1951 год было восстановлено и построено 378 зданий, из них 228 жилых. Происходили изменения и на Дону. В 1952 году начал работать Волго-Донской канал, а в 1965 году запустили движение по Ворошиловскому мосту. Открывались учебные заведения, учреждения культуры, памятники. В 1987 году город стал «миллионником».

Транзитный туризм

В Ростове единственная возможность для собственников исторических зданий перестать терпеть убытки и начать зарабатывать — туризм. Однако на сегодняшний день, кроме музея в кремле, гости города деньги почти нигде не оставляют. Да и сам музей, являющийся федеральным учреждением, денег городу не приносит — и доходы, и налоги идут в Москву. «Мы превратились в транзитный город, — комментирует Евгений Виноградов. — Люди приехали, посетили кремль, пообедали — и сразу двинулись дальше. Допустим, в другой город Золотого кольца. Они не знают, что тут можно ещё посмотреть, поэтому даже ночевать не остаются».

По статистике Ростовского кремля, сейчас музей посещают около 300 тыс. туристов в год. А было время, когда их число доходило до 1 млн. И такое снижение турпотока не связано с пандемией: он постепенно сокращался год за годом. Основная причина — в общем падении интереса к Ростову, из-за чего и экскурсионные бюро, и индивидуальные туристы всё чаще исключают его из своих маршрутов.

«Несколько лет назад ужесточились требования к перевозке детей — автобусы со школьниками ездить перестали. Да и взрослые сейчас предпочитают индивидуальный туризм и по интернету сами составляют себе программу, — объяснил хозяин местного магазина. — И наш город часто проигрывает другим. Вы видите на улице будочку с вывеской типа «Турбюро», «Информация»? Не видите. Нет внятной инфраструктуры, предложений от сертифицированных гидов. Формально, может, они и существуют, но вы их так просто не найдёте. И это касается всего, начиная от отсутствия туалетов и парковки и заканчивая фасадами и общим унынием».

По словам местных бизнесменов, если после 2014 года поток европейцев заметно снизился, то китайцы ездили до самой пандемии. Однако даже китайские операторы стали исключать Ростов из российской программы, посчитав, что ради одного кремля заезжать сюда смысла нет — мол, кремль и в Суздале есть.

«Наша задача — чтобы, выйдя из кремля, турист захотел пойти куда-то ещё, — комментирует мэр Андрей Лось. — Сейчас мы создаём, так сказать, первое кольцо объектов вокруг кремля. А потом будем расширять дальше».

Театр

На театральной площадь Ростова-на-Дону располагается еще одна важная достопримечательность города — Ростовский академический театр драмы им. М. Горького, один из крупнейших театров города. Датой основания театра принято считать 23 июня 1863 года, когда была создана первая труппа театра. Само здание было построено лишь в 1935 году.

Ростовский театр драмы имени Горького — настоящий памятник архитектуры конструктивизма. Внешне здание театра напоминает трактор, который движется вперёд на своих невероятных гусеницах.

В академическом театре драмы Ростова-на-Дону показывают различные спектакли по одноименным произведениям русских и зарубежных авторов, также приезжают с гастролями.

Ростовский академический театр драмы им. М.Горького, Julia Alisova

«Ворота на Кавказ» или «Порт пяти морей»

Клише, которые часто используются для характеристики этого города, абсолютно точно отражают его положение, идеальное для развития экономики. Пересечение сухопутных и водных дорог, благоприятные природные условия позволили городу находиться в эпицентре исторических событий и экономического роста государства со дня основания Ростова-на-Дону до наших дней.

Если на заре своего зарождения город был купцом и купцом, то сегодня это крупнейший промышленный центр Приазовья. Если в дореволюционный период через Ростовский порт можно было выйти к Азову и Черному морю, а это уже много, то после строительства Волго-Донского канала Ростов покорил еще три моря: Каспийское, Белый и балтийский.

Наличие крупного транспортного узла, морского и железнодорожного, авиационного и автомобильного, способствовало развитию города. Все это появилось позже. Но счастливое место во многом было известно уже в далеком прошлом.

270-летие Ростова-на-Дону

В 2021 году исполнится 270 лет со дня основания города Ростова-на-Дону.

Сегодня это крупнейший южный город, город воинской славы. Он является промышленным, культурным, образовательным и научным центром, а также важным транспортным узлом южных регионов. Ростов – многонациональный и многоконфессиональный город, в котором люди разных национальностей и вероисповеданий веками живут дружно и без конфликтов. В городе много рабочих мест в разных отраслях промышленности, образования и искусства.

Сейчас здесь много строят. За последние годы была проведена большая работа по реставрации старых сооружений, благоустройству улиц и парков, решаются жилищные проблемы. Ростов – это город учебных заведений, библиотек, театров и концертных залов. В последние годы хорошо развивается туристическая отрасль: строятся новые гостиницы, совершенствуются старые. Достопримечательности реставрируются, приводятся в порядок фасады домов. Город стал очень красивым и интересным.

Источник

«Ворота на Кавказ» или «Порт пяти морей»

Выражения-штампы, которые часто употребляются для характеристики этого города, абсолютно точно отражают его местоположение, идеальное для развития экономики. Пересечение сухопутных и водных дорог, благоприятные природные условия дали возможность со дня основания Ростова-на-Дону и до наших дней находиться городу в гуще исторических событий и экономического роста государства.

Если на заре своего рождения город был торгово-купеческим, то сегодня это крупнейший промышленный центр Приазовья. Если в дореволюционный период через ростовский порт можно было пройти в Азовское и Черное моря, что уже немало, то после строительства Волго-Донского канала Ростов покорил еще три моря: Каспийское, Белое и Балтийское.

Наличие крупного транспортного узла, водного и железнодорожного, авиационного и автомобильного, способствовало развитию города. Все это появилось позже. Но удачное, во многих отношениях местоположение отмечалось уже в его далеком прошлом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector