Собор парижской богоматери

Содержание:

Интерьер

Интерьер Нотр-Дам не может похвастаться причудливой настенной живописью. Но такова специфика суровой готики. Единственным источником света и цвета являются красивейшие витражи. Оригинальные витражи 13 века сохранились только на соборных розах. Остальные 110 витражных окон были восстановлены.

В центре нефа расположены скульптурные композиции из Евангелия. В правой часовне собора расположены картины и скульптуры, принесенные в дар. Соборная люстра выполнена из посеребрённой бронзы.

В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших христианских реликвий — Терновый венец.

Гаргульи Нотр-Дам

Дальнейшая история собора Парижской Богоматери

Париж на протяжении столетий переживал немало бурных событий. А его главный собор испытывал все превратности судьбы вместе со своим городом.

Строительство приходских церквей и королевской часовни несколько снизило статус этого храма. Тем не менее вплоть до революции 1789 года множество важных церемоний проходило именно в соборе Парижской Богоматери.

Нотр-Дам стал местом бракосочетания Марии Стюарт и Франциска Второго, королевы Марго и Генриха Четвертого. Фатальной стала для храма Великая Французская революция.

Робеспьер обложил католиков Парижа налогом в обмен за то, что он не снесет церковь с лица земли. Но это не помешало революционерам переименовать Нотр-Дам в Храм Разума и верховной Сущности и обезглавить королей Ветхого Завета, которые украшали западный фронтон здания.

Головы скульптур были выкуплены одним благочестивым парижанином, который похоронил их с почестями в подвале своего дома. Эти фрагменты были найдены в 19 веке и водружены на место.

Музыкальные постановки

В 1836 году французский композитор и поэтесса, близкий друг Виктора Гюго Луиза Бертен написала оперу «Эсмеральда» на либретто самого Гюго. Премьера оперы прошла в Париже в ноябре 1836 года.

Безумный от ревности, Клод Фролло готовится зарезать Фебус де Шатоперс, в то время как последний обнимает Эсмеральду. Литография Николая Евстафия Маурина, 1834.

В 1841 году русский композитор Александр Даргомыжский представил публике оперу «Эсмеральда» на собственное либретто в четырех действиях. Премьера состоялась в 1847 году в Большом театре.

В 1844 году свою оперу на сюжет романа представил итальянский композитор Цезарь Пуни.

А в 1998 году весь мир покорил французский мюзикл «Нотр-Дам де Пари». Музыку к постановке написал Ричард Коччианте, автором либретто выступил Люк Пламондон.

Поделиться новостью в Соцсетях:

Основные характеристики

Высота собора – 35 м, длина – 130 м, ширина – 48 м, высота колоколен – 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне – 13 тонн, его языка – 500 кг.

Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали – на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.

Нотр-Дам-де-Пари: 10 малоизвестных фактов

1. Собор стоит на месте древнего города

Иль-де-ля-Ситэ, на котором стоит Нотр-Дам, когда-то был древним городом Лютеция. Собор построен прямо над остатками храма: в XVIII веке в ходе раскопок под хорами были обнаружены фрагменты алтаря, посвященного Юпитеру и другим божествам.

2. На крыше Нотр-Дама есть «лес»

Крыша собора представляет собой деревянный каркас, один из старейших сохранившихся в Париже, деревья для него были вырублены еще в XII веке. По другой технологии в те времена строить попросту не умели. Современные французы иронично прозвали каркас «лесом».

3. Башни собора — не близнецы

Башни Нотр-Дам-де-Пари не симметричны

На первый взгляд, две башни Нотр-Дама кажутся идентичными. Однако северная башня на самом деле немного больше южной. Собор строился в течение долгих лет, потому он больше напоминает коллаж архитектурных трендов, нежели единое целое. А уж идеальную симметрию и вовсе никто не обещал.

4. Двадцать восемь его царей потеряли голову

В 1793 году, в разгар Французской революции (не путайте с Великой французской забастовкой 2018 года), 28 статуй библейских царей в соборе были сброшены и обезглавлены толпой. Ценнейшие статуи, расколотые на мелкие кусочки, в конечном итоге оказались в мусоре. Только в 1977 году головы 21-ого иудейского царя были случайно найдены в подвале одного из банковских зданий. Теперь они выставлены в соседнем с собором Парижской богоматери музеем Клюни.

5. Колокола Нотр-Дам-де-Пари переплавлены на пушки

«Эммануэль» — колокол-гигант (Нотр-Дам, Париж)

Во время все той же Французской революции в соборе пострадали не только статуи. Нотр-Дам, как и другие церкви во Франции, был преобразован в заведение «культа Разума». Все 20 его колоколов — за исключением колокола-гиганта под именем «Эммануэль» — были сняты и переплавлены для производства пушек. Впоследствии собор оснастили новыми колоколами, но они уже не были такими «певучими», как прежние. Только в 2013 году новый ансамбль колоколов стал издавать звон, почти как в XVII веке. Но мастерам пришлось потрудиться.

6. Виктор Гюго фактически спас собор

Культовый французский писатель представил здание, как олицетворение Франции в произведении «Собор Парижской Богоматери», сделав его чуть ли не центральной фигурой произведения. Гюго красочно и ярко описал ветхое состояние строения в XIX веке. Книга стала популярной, и это подстегнуло власти Парижа к началу масштабной реставрации собора.

7. Его монстры современные, а не средневековые

Горгулия на смотровой площадке (Нотр-Дам, Париж)

Фантастических существ (горгулий и химер) не было на соборе до XIX века. Эти архитектурные детали, восхищающие посетителей смотровой площадки Нотр-Да-де-Пари, были добавлены между 1843 и 1864 годами, во время реставрации. Дагерротип собора до капитального ремонта — это здание куда более сдержанного вида, чем то, которое мы знаем сегодня. Никакой мифологии и существ, рассевшихся на башнях, не было и в помине. А еще архитектор-реставратор Виолле-ле-Дюк, восстанавливавший собор, расставил вокруг нового шпиля статуи 12 апостолов.

8. Шпиль Нотр-Дама — это святой громоотвод

Посмотрите на вершину шпиля, и вы увидите петуха — и это не просто элемент декора. В 1935 году в металлическом птичьем теле были спрятаны три крошечные реликвии: кусочек тернового венца Христа и часть мощей святого Дени и святой Женевьев (покровителей города). Идея заключалась в создании своего рода духовного громоотвода для защиты прихожан внутри собора.

9. Все дороги ведут к собору Парижской Богоматери

Точка отсчета собора (Нотр-Дам-де-Пари, Париж)

На площади перед собором есть специальный маркер в виде восьмиконечной бронзовой звезды, встроенной в булыжники мостовой. На экскурсиях по Нотр-Даму эту точку демонстрируют всем гостям города: от нее измеряются расстояния от Парижа до других городов Франции. Ориентир был размещен в этом месте в 1924 году.

10. На крыше собора живут пчелы

На здании ризницы, прилегающей к собору, находится пчелиный улей, установленный там в 2013 году. Это пчелы породы Бакфаст, выведенной британским монахом Адамом в начале XX века. Мед они делают из цветущих растений из близлежащих парижских парков. Говорят, что все продукты пчеловодства раздаются малоимущим.

Совершите воздушный тур по средневековому Парижу

Париж назван в честь Паризи, племени кельтов, поселившихся на очень стратегическом острове посреди Сены примерно в 250 г. до н.э. Со стеной и двумя мостами, входящими и выходящими, поселение росло, но, хотя и было завоевано римлянами и находилось под угрозой со стороны всех, включая Аттилу Гунна, стало городом романтики и революций.

Этот увлекательный облет Парижа около 1550 года нашей эры показывает переходный город. Иногда он все еще очень похож на средневековый город, но в нем уже есть многие достопримечательности, к которым туристы стекаются даже сейчас.

Он начинается недалеко от аббатства Сен-Жермен-де-Пре, основанного в 6 веке, дале спускается по Сене ко Дворцу Сите и под мостом Сен-Мишель. Так вдоль мостов строили дома до 18-19 веков.

Есть время задержаться на соборе Нотр-Дам, отметив, что знаменитый флеш, шпиль, потерянный во время пожара 2019 года, еще не был построен. (комментарии ведутся споры о том, является ли шпиль на видео исторически неточным, был ли шпиль тогда или изображенный шпиль правильный?!) Еще один круг Дворца и мимо Сент-Шапель до переход на уровень улицы открывает шумный Правый берег вдоль моста Пон-о-Менье, моста, которого больше нет (он рухнул в 1596 году, был восстановлен, но затем навсегда исчез во время пожара 1621 года).

Возрождение было не за горами, а этот проблеск Парижа на пороге урбанизации завораживает с помощью компьютерной графики fin de siècle (если можно так выразиться).

Город всегда развивался — для желающих есть более продолжительный трехмерный тур по Парижу через его историю. Хотя эта средневековая экскурсия содержит знакомую архитектуру, во времена Древнего Рима (когда Париж был известен как Лютеция) было много больших построек, которых просто больше не существует. Это еще одно напоминание о том, что ничто не вечно, даже здания из лучшего камня.

Броски

Оригинальный парижский актерский состав

  • Элен Сегара : Эсмеральда
  • Гару : Квазимодо
  • Даниэль Лавуа : Фролло
  • Бруно Пеллетье : Гренгуар
  • Патрик Фиори : Феб
  • Удача Мервил : Клопен
  • Жюли Зенатти : Флер-де-Лис

Оригинальный состав из Лас-Вегаса

  • Женьен Масс: Эсмеральда
  • Дуг Сторм: Квазимодо
  • Фрэнсис Руививар, Т. Эрик Харт: Фролло
  • Девен Мэй : Гренгуар
  • Марк В. Смит: Феб
  • Дэвид Дженнингс: Клопен
  • Джессика Грове: Флер-де-Лис

Оригинальный канадский французский актерский состав

  • Франция D’Amour : Эсмеральда
  • Марио Пельчат : Квазимодо
  • Роберт Мариен : Фролло
  • Сильвен Коссетт : Гренгуар
  • Пьер Бенар-Конвей: Феб
  • Чарльз Биддл-младший: Клопен
  • Наташа Сен-Пьер : Флер-де-Лис

Оригинальный канадский английский актерский состав

  • Алессандра Феррари: Эсмеральда
  • Мэтт Лоран: Квазимодо
  • Роберт Мариен : Фролло
  • Ричард Шарест: Гренгуар
  • Иван Педно: Феб
  • Ян Карлайл: Клопен
  • Мириам Брюссо: Флер-де-Лис

Оригинальный лондонский состав

  • Тина Арена : Эсмеральда
  • Гару : Квазимодо
  • Даниэль Лавуа : Фролло
  • Бруно Пеллетье : Гренгуар
  • Стив Бальзамо : Феб
  • Удача Мервил : Клопен
  • Наташа Сен-Пьер : Флер-де-Лис

Актеры театра Могадор

  • Ширел: Эсмеральда
  • Пьер Бенвенути (бывший Адриан Девил): Квазимодо
  • Мишель Паскаль : Фролло
  • Сирил Никколай : Гренгуар
  • Ричард Чарест : Феб
  • Родди Жюльен : Клопен
  • Клэр Каппеллетти: Флер-де-Лис

Оригинальный испанский состав

  • Тайс Чурана / Лили Дахаб: Эсмеральда
  • Альберт Мартинес: Квазимодо
  • Энрике Секеро: Фролло
  • Даниэль Англес   : Гренгуар
  • Лисардо Гуаринос : Феб
  • Пако Арроджо: Клопен
  • Эльвира Прадо   : Fleur-de-Lys

Оригинальный итальянский состав

  • Лола Понсе : Эсмеральда
  • Джо Ди Тонно : Квазимодо
  • Витторио Маттеуччи   : Фролло
  • Маттео Сетти: Гренгуар
  • Грациано Галатоне   : Фебус
  • Марко Герцони   : Клопен
  • Клаудиа д’Оттави: Флер-де-Лис

Оригинальный русский состав

  • Теона Дольникова : Эсмеральда
  • Вячеслав Петкун : Квазимодо
  • Александр Маракулин : Фролло
  • Владимир Дыбский : Гренгуар
  • Антон Макарский : Феб
  • Сергей Ли : Клопен
  • Анастасия Стоцкая  : Fleur-de-Lys

Оригинальный корейский состав

  • Бада , О Джин Ён, Мун Хе Вон   : Эсмеральда
  • Юн Хён-рёль   , Ким Беоп-рэ   : Квазимодо
  • Со Бом Сок   , Рю Чан У   : Фролло
  • Ким Тэ Хун, Пак Ын Тхэ   , Чон Дон Сок: Гренгуар
  • Ким Сон Мин, Ким Тэ Хён: Фебус
  • Ли Чон Ёль   , Мун Чжон Вон   : Клопен
  • Ким Чон Хён, Гвак Сон Ён: Флер-де-Лис

Оригинальный фламандский состав

  • Сандрин Ван Handenhoven   : Эсмеральда
  • Гюнтер Томас   : Квазимодо
  • Вим Ван Ден Дрише   : Фролло
  • Деннис тен Вергерт   : Гренгуар
  • Тим Дризен : Феб
  • Клейтон Пероти   : Клопен
  • Жориен Зееваарт: Флер-де-Лис

Оригинальный польский состав

  • Майя Гадзинская, Ева Клосович — Эсмеральда
  • Михал Гробельный   , Януш Кручинский   : Квазимодо
  • Артур Гуза, Петр Плуска: Фролло
  • Ян Трачик, Мацей Подгужак: Гренгуар
  • Пшемыслав Зубович, Мацей Подгужак, Рафал Шатан: Феб
  • Кшиштоф Войцеховский, Лукаш Zagrobelny   : Клопен
  • Кая Мианована   , Вероника Валенсиак: Флер-де-Лис

Оригинальный украинский состав

  • Ольга Жмурин — Эсмеральда
  • Зиновий Карач — Квазимодо
  • Антон Копытин — Фролло
  • Виктория Васалатий — Флер-де-Лис
  • Виктор Романченко — Клопен
  • Михаил Димов — Гренгуар
  • Аркадий Войтюк — Феб

Договор в помощь

Но кто знает, появился бы на свет вообще из самых грандиозных шедевров мировой литературы, если бы не жесткие условия соглашения между писателем и издателем. В ноябре 1828 года Виктор Гюго заключил договор — он должен был принести готовое произведение в апреле 1820 года. Однако желанная до той поры работа никак у Гюго не шла – сначала его отвлекало написание других книг, потом началась революция. Автору несколько раз удавалось уговорить издателя сдвинуть сроки. 

Сашетта стоит перед солдатами Тристана Л’Эрмита, чтобы защитить свою дочь, Эсмеральду. Акварель на пергаментной бумаге Луи Кандид Буланже, около 1831 года.

В конце концов тот потребовал исполнить договорные обязательства не позднее февраля 1831 года, в противном случае писателю пришлось бы нести тяжёлое бремя финансовой компенсации в пользу издательства за невыполнение условий договора. Гюго, чтобы не разориться, пришлось засесть за перо. Однако, преодолев первые несколько глав, он так втянулся в работу, что уже не смог оторваться от своего детища, пока не дописал его до конца. В итоге Гюго дописал последнюю главу в январе 1831 года. Через три месяца книга увидела свет, и писатель был очень доволен. Во-первых, на этот раз он не перенёс окончание на более поздний срок. Во-вторых, роман молниеносно расходился, и менее чем за год он был переиздан семь раз!

Записи

Альбомы в ролях
1997: концептуальный альбом
1998: оригинальный Парижский состав , концерт во Дворце Конгрессов
2000: Лондонский студийный альбом
2001: Французский студийный альбом
2001: Парижский актерский состав (Концертный зал в The Théâtre Mogador )
2001: Оригинальный испанский состав
2001: оригинальный итальянский актерский состав
2002 : итальянская Cast, Живая в Арене ди Верона
2002: Оригинальный русский Cast
2002: французский студийный альбом с Les Choeurs де Франс
2005: корейский тур Cast
2008: Оригинальный корейский Cast
2009: Оригинальный Парад Россией Cast
2010: Оригинал фламандского отлитые
2017: Париж Cast (жить)

Инструментальные альбомы
1999: оркестровые французская и английская версии I Fiamminghi
2000: фортепианная версия Алана Лапойнта
2003: инструментальная версия итальянского актерского состава
2008: инструментальная версия русского актерского состава

Видеозаписи
1999: Концерт во Дворце Конгрессов
2001: Концерт на Арена ди Верона
2002: Концерт на Первом канале Россия
2008: Концерт в Центре Седжон

Уникальная эклектика

Чего не хватает французам, так это немецкой методичности. Вот план кафедрального собора в Кельне был разработан в 13 столетии, и хотя его возведение продолжалось до 19 века, все детали, вплоть до украшения шпиля, были сделаны по старинным чертежам.

Собор Парижской Богоматери ждала иная участь. Годы шли, и архитектурная мода менялась.

На смену романскому стилю пришел готический. В 1235 году первоначальная планировка была безжалостно перекроена зодчим Жаном де Шелем, а после его смерти — Пьером де Монтрей.

Кроме того, архитекторам и заказчикам хотелось, чтобы собор мог вместить в себя все население Парижа. А оно, несмотря на Великий Голод, Черную Чуму, другие эпидемии и Столетнюю войну, имело тенденцию все увеличиваться.

Поэтому позднейшие архитекторы добавляли часовни и порталы. Чтобы высокие стены не рухнули под тяжестью свода, их подперли снаружи контрафорсами (для чего пришлось снести целый близстоящий жилой квартал).

Парижский кафедральный собор покоряет нас удивительной эклектикой, смешением архитектурных стилей, выполненным с поистине французским изяществом.

Как добраться?

Метро

–Линия 4, Cité ou Saint-Michel–Линия 1, 11, Hôtel de Ville–Линия 10, Maubert-Mutualité ou Cluny – La Sorbonne–Линия 7, 11, 14 Châtelet

RER

–Линия B,  Saint-Michel – Notre-Dame–Линия, C, Saint-Michel – Notre-Dame

Автобус

–Маршруты 21, 38, 47, 85, 96, Arrêt Cité – Palais de Justice–Маршрут 47, Balabus Arrêt Cité – Parvis de Notre-Dame–Маршруты 24, 47 Arrêt Notre-Dame – Quai de Montebello–Маршруты 24, 47 Arrêt Petit Pont–Маршруты 24, 27, Balabus Arrêt Pont Saint-Michel – Quai des Orfèvres–Маршруты 24, 27, 96, Balabus Arrêt Saint-Michel–Маршруты 21, 27, 38, 85, 96 Arrêt Saint-michel – Saint-Germain

Архитектурные решения

Собор стал одним из первых в стиле готики в мире, и остаётся самым сохранившимся и величественным. При этом в нём замечаются нотки романского влияния. В основе лежит шестичастный свод с нервюрами («рёбра» каркасного свода). Имеется несколько порталов, которые достраивались в разные годы. Перед входом находится Соборная площадь. На ней располагается «нулевой километр».

Фасад

Центральный фасад стоит на четырёх опорах с двумя башнями по бокам. Несмотря на свои внушительные размеры, он смотрится гармонично и элегантно. Центром является окно в виде розы 1225 года создания. Перед ним установлено три статуи: Дева Мария, Адам и Ева. Над всеми порталами сделана галерея из 28 фигурок ветхозаветных царей. Арки украшены резными узорами по камню.

blogs.klerk.ru

Три портала

На главном фасаде здания есть три входа со стрельчатыми порталами. На них созданы скульптурные панно с сюжетами из Евангелия. Слева находится портал Богоматери: вначале показывается смерть Марии, её попадание в рай и коронация в качестве Царицы Небесной. По центру – Страшный суд. Мертвецы, вставшие из могил, ангелы с трубами, архангел Михаил взвешивает души, а посередине Христос, восседающий на престоле. Справа – Святая Анна. Это первая из установленных композиций. На троне восседает Мадонна с младенцем, к которой пришли епископ и король Франции.

Крыша и шпиль

Самое знаменитое украшение крыши – статуи горгульей и химер, которые появлялись во многих художественных произведениях. Также есть четыре группы бронзовых фигур апостолов с символами из Евангелия. Все они направлены к шпилю, состоящего из двух этажей с красивым оформлением. Сама крыша сделана из свинцовых пластинок весом более 210 тонн.

youtube.com

Колокола Собора Парижской богоматери

Колокола Нотр Дама, это гордость Парижа, это его душа. Они поражают своей духовной силой, выражая торжество христианской веры. У каждого свой неповторимый благозвучный голос.

Самый главный колокол весит 13 тонн, его называют Эммануэль. Это гордость и достояние французского народа. Существует легенда, согласно которой девушки, влюбленные в Нотр Дам кидали в раскаленный металл свои украшения. Поэтому у колокола такое чистое звучание.

Собор Парижской Богоматери и по ныне действующая церковь. Здесь ежедневно проходят богослужения, со звоном всех колоколов. Эммануэль используют в особенных случаях, из-за его огромного веса. Только одна его колотушка весит около 500 килограмм.

Если верить преданьям, горбун Квазимодо, герой романа Виктора Гюго, мог раскачать исполинский колокол в одиночку.

Нотр-Дам в Амьене

Изящный, выстроенный из светлого камня, Амьенский Нотр-Дам оказался сравнительным везунчиком среди своих готических собратьев — его большей частью миновали пожары, ураганы, пушечные ядра и безумие современников. Но и у этого собора есть свои сюрпризы.

Не так давно оказалось, что столетия назад собор вовсе не выглядел белым. Его западный фасад, как и у многих других, пышно украшенный статуями и барельефами, некогда был ярко раскрашен. Средневековые люди хоть и жили в сложных условиях, любили яркие краски — ими они и разукрашивали одеяния королей и святых, элементы фасада. Сегодня аутентичный вид собору решили вернуть не красками, а высокими технологиями: ежегодное световое шоу возвращает всех желающих на 500-600 лет назад, заливая западный фасад цветом.

История в датах

1163 год – заложен первый камень в присутствие папы Александра III.

До 1182 года построен хор и главный алтарь, который был освещён.

К 1250 году закончены основные архитектурные работы.

Конец XIII – начало XIV века – доработка внешнего облика: установлены кресты, каменный забор и т.д.

XVII – XVIII века – перестроен центральный портал.

В революцию уничтожены практически все статуи, снят шпиль.

skeptimist.livejournal.com

XIX век – проходила большая реставрация.

31 марта 1864 год – храм вновь освятили.

1965-1972 года – проводились археологические раскопки на территории.

2013 год – к 850-летию отлито 9 новых колоколов и выдвинут ряд религиозных инициатив, например, выпущен специальный «маршрут паломника».

На протяжении всего существования здесь проходили коронования царей, крещения знатных людей и бракосочетания королевских семей.

nastol.com.ua

Внутреннее оформление и убранство

Собор имеет пять нефов, разделенных рядами колонн, и два поперечных трансепта, практически не выходящих за пределы боковых фасадов. Архитектурная композиция дополнена верхними галереями и шестичастным сводчатым потолком с выступающими нервюрами. Росписи на стенах отсутствуют, что характерно для готических храмов. Повсюду расположены скульптуры, в том числе Богородицы с младенцем, святого Антония, святой Терезы и пр.

В часовнях можно увидеть многочисленные картины, число которых традиционно пополняется каждый год 1 мая. Вот уже несколько веков собору их преподносят исключительно в дар.

Цветные витражи, установленные в 110 окнах, поражают красотой и игрой красок. Уникальных стекольных проемов сохранилось всего три — на розах, расположенных на западном фасаде и над входами в оба трансепта. Остальные заменялись по причине разрушения витражей вандалами. Большая часть восстанавливалась после уничтожения шедевров французскими революционерами.

Собор внутри, Екатерина

Первый орган появился в соборе Парижской Богоматери в 1402 году. Он неоднократно реконструировался и расширялся. В середине XIX века инструмент был полностью перестроен, а в 1992-м его усовершенствовали с помощью компьютерных технологий. По количеству регистров орган Нотр-Дам де Пари является самым большим во Франции.

Главная святыня

Терновый венец Христа хранился до XI века на иерусалимской горе Сион. Позже он был заложен в Венеции, но не выкуплен. В 1238 году венец оказался у Людовика IX, который через год передал его собору Парижской Богоматери. До Французской революции реликвия хранилась в Святой часовне (Сент-Шапель). Далее она была перемещена в сокровищницу Нотр-Дам де Пари, но после пожара венец вновь перенесли. На сегодняшний день реликвия хранится в мэрии Парижа.

Алтарь, Анна Рудницкая

Долгие годы строительства

Нотр-Дам де Пари строили почти два века, поэтому Морису де Сюлли не удалось увидеть свое детище во всем его величии. Работы над алтарной частью и нефом начались в первую очередь, и уже в 1182 году, в период правления короля Филиппа II Августа главный алтарь собора был освящен посланником папы, кардиналом Анри де Марси. Морису де Сюлли довелось отслужить первую мессу в соборе, но окончательное сооружение Нотр-Дам де Пари завершилось только в 1345 году, почти через полтора века после смерти епископа. В первоначальном проекте церковь имела тяжелую крышу, которая требовала массивных и крепких стен, что приводило к уменьшению количества и размеров окон. Из-за этого собор страдал от недостатка естественного освещения, и в 1220 году проблему решили с помощью перестройки потолка в нервюрный свод (ребристый свод). Такой свод оказывал меньшее давление на стены, поэтому стало возможно установить больше окон в соборе, а сами стены сделать выше и тоньше.

Строительство собора

В 1240-х годах Жан де Шелль, первый из архитекторов собора, чье имя сохранилось в истории, завершил работы над нефом и двумя башнями главного (западного) фасада. Преемник де Шелля, Пьер де Монтрей завершил фасады трансепта, а также был ответственным за установку новых, просторных окон, включая прославленные ныне окна-розы в северной, южной и западной стенах. Последние значимые работы в 1300-х годах проводил Жан Рави, который одним из первых среди мастеров средневековья применил великое новшество готической архитектуры – аркбутаны. Эти наружные каменные полуарки, за счет которых удалось освободить внутреннее пространство собора от опор, сохранились до сих пор и считаются одной из самых характерных черт Нотр-Дама. В 1351 году завершились последние строительные работы, и с этой поры вплоть до 18 века Нотр-Дам де Пари сохранял свой облик практически без изменений. Конечно, в разные века производились некие мелкие переделки, согласно модным веяниям эпохи. Так, например, в эпоху Ренессанса колонны и стены собора были покрыты гобеленами, а при Людовике XIV в интерьерах появился мраморный декор.

Возрождение храма

Спасителями собора Парижской Приснодевы стали два человека: великий писатель Виктор Гюго и не менее гениальный архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк.

Первый написал роман, вышедший в печать в 1831 году. События данного повествования разворачиваются в стенах собора.

Парижане, да и все французы, были так тронуты этой трагической любовной историей, что даже мысль разрушить столь прекрасное место показалась им кощунственной. Развернулась целая кампания в поддержку реставрации собора и возвращения ему былого величия.

Работа предстояла серьезная, ведь здание пострадало от времени и Революции. За дело взялся Эжен Виолле-ле-Дюк.

Он был не просто зодчим, а архитектором, влюбленным в Средневековье. Его реставрационными работами стали такие знаменитые проекты, как Сите Каркассона, замок Пьерфон, Сен-Шапель и собор Амьена.

А потому он с радостью взялся и за Нотр-Дам. С некоторым вызовом он придал старинному зданию некий налет неоготики, проработав крышу с ее украшениями и трансепты.

Многие историки архитектуры утверждают, что Виолле-ле-Дюк слишком уж дал волю своей фантазии. Но уж лучше некоторые несоответствия с готическим стилем, чем полная утрата такого шедевра, как Нотр-Дам.

Храм Парижской Богоматери в цифрах

Это далеко не самый высокий и большой кафедральный собор в Европе. Он значительно уступает Кельнскому и Миланскому в параметрах.

Высота главного нефа хоть и внушительна – 35 метров, но не рекордна для средневековых сооружений. Две колокольни (если присмотреться, они разные по величине и стилистическому оформлению) также не представляют собой ничего особенно выдающегося. Их высота – 69 метров. Внутри собора вы не найдете знаменитых фресок, как в храмах Италии.

Длина храма Нотр-Дам – 130 метров, а максимальная ширина – 48. Самый большой колокол – «Эммануэль» – весит 13 тонн, а его язык – 500 килограммов.

Почему же Нотр-Дам является визитной карточкой Парижа, престолом архиепископа и одной из пяти «малых базилик» французской столицы? Не из-за размеров, а благодаря своей значимой роли в истории и роскошному внешнему убранству.

Интересно, что здание спереди и сзади очень отличается. Если смотреть на главный (западный) портал, то не видно ни контрафорсов, ни шпиля. С восточной же стороны собор кажется остовом севшего на мель корабля или скелетом огромного чудища благодаря его аркбутанам. Внутри вы не увидите ни одной разделяющей стены, их заменяют колонны с аркадами.

Трагедия Франции – пожар

Вечером 15 апреля 2019 года в мансарде храма начался пожар, который назвали трагедией всей Франции. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Шпиль высотой 96 метров обрушился, повредив в трех местах центральный неф. Борьбу с огнем вели пожарные расчеты из 400 человек.

Парижане, стоя на коленях, молились о благополучном исходе. Утром 16 апреля пожар потушили. Деревянный каркас кровли сгорел, пострадали и внутренние помещения. Пожарные спасли обе колокольни. Пламя не затронуло и главные святыни.

Президент Франции, прибывший на место пожара вместе с супругой, пообещал полностью восстановить реликвию: собор досконально изучен и сохранены старинные чертежи. Ущерб обойдется в сотни миллионов евро, на восстановление здания уйдет 10 лет.

На реконструкцию собора выделил средства владелец футбольного клуба «Ренна» Франсуа Пино, обещавший пожертвовать 100 миллионов евро.

Мистика средневековой Франции

Средневековые строители, каменщики, умевшие строить такие величественные соборы, были привилегированным цехом. Они перемещались по французской столице по просьбе горожан и городской коммуны, задумавшей строительство. Каменщики, каменотесы, плотники, архитекторы держали в секрете особенности своего мастерства, часто зашифровывая знания в изображенных символах, оставленных ими в постройках. Сейчас стало модным искать скрытые смыслы и расшифровывать символы вольных каменщиков, масонов. А символы действительно использовались. Это были специальные шифры вольных каменщиков, воплощавшие эзотерические знания, а также христианская символика. Тайные знания алхимиков, цистерианцев, полученные на основе астрологии, алхимии, мистической геометрии были сначала восприняты и потом тщательно сберегались в масонских ложах.

Сокровищница Нотр Дама

За свою немалую историю, Нотр Дам накопил большое количество реликвий.

Храмовая сокровищница считается одной из самых больших в Европе. Увидеть ее местоположение, можно со стороны реки Сены. Здесь собраны целые коллекции драгоценностей, золотые и серебряные изделия, старинные манускрипты. На обозрение туристов выставляют уникальные церковные предметы.

Во времена бесчисленных воин и распрей сокровищница не однократно подвергалась разорению. Но со временем, все же удалось вернуть и восстановить немалую часть священных предметов.

Терновый венец в Нотр Дам де Пари

Среди многочисленных сокровищ, есть одна святыня, почитаемая всем христианским миром – Терновый венец Иисуса Христа. Это не только орудие пытки и страданий, – это символ надежды. Рядом с венцом находится частица Креста и гвоздь, с помощью которых Иисус был отправлен на муки.

Весь верующий народ считает эти реликвии истинными. Поэтому здесь всегда много паломников, готовых преклониться перед священными реликвиями.

История Парижа и его храма

Для того чтобы понять огромное значение собора для города (да и всей Франции), нужно знать его историю.

Париж (вернее, Лютецию, как тогда называлось поселение) основали римляне. Они построили крепость на острове посреди реки Сены. Можно сказать, что с Сите и «началась земля французская». Позже город занял соседний островок, затем расширился на оба берега реки. Но Сите оставалось его сердцем.

Поэтому здесь в галло-римскую эпоху был построен языческий храм, посвященный Юпитеру. Свято место пусто не бывает, и когда в 4 веке христианство стало государственной религией, античное капище заменили базиликой Сен-Этьен (Первомученника Стефана).

В эпохи Меровингов и Каролингов церковь расширяли. Ведь это был главный храм города.

По мере того как рос Париж, увеличивался и его кафедральный собор. Таким образом, то сооружение, который мы любуемся сегодня, – уже пятая по счету сакральная постройка на этом месте.

Гаргульи

Яркое украшением фасада, гаргульи, установлены в XIII век. Это демонические существа, похожие на больших драконов. Они хорошо сохранились, так как сделаны из прочного известняка, добываемого в бассейне реки Сены. В переводе со старофранцузского означает “глотка”. В готике гаргульи предназначались для отвода дождевых вод, в них устанавливали желоба из камня или металла, чтобы скрыть их непривлекательность.

Химеры – злобные демонические существа, обычно их изображают в виде демонов, сказочных птиц или животных с крыльями как у летучих мышей. Воплощают человеческие грехи. Установить их во время капитальной реставрации решил архитектор Виолле-ле-Дюка. Он сам сделал эскизы монстров и скульпторы под руководством Жоффруа Дешома воплотили их в камне. Одна из популярных химер – Стрикс, полуженщина-полуптица, по преданию питавшаяся кровью младенцев. Интересно, что если с ними сфотографироваться живому человеку – он кажется каменными изваяниями, а гаргульи и химеры – полными жизни.

События и лица в истории

Жан де Шелль (Jehan de Chelles)

На протяжении двух веков над архитектурным ансамблем работало много зодчих, но наиболее известными стали имена Жан де Шеля и Пьер де Монтрея. Жан приступил к работе в 1258 г., и его детище, это примыкающие к нефу фасады и ворота с южной и северной стороны, о чем сообщает табличка на южном боковом фасаде.

После смерти Жана, в 1265 г. на смену пришел Пьер, известный человек времен «лучистой готики», которого называли доктором каменных дел.

Периодически внутренний интерьер менялся, дополнялся или реставрировался.

В годы 1708 – 1725 дизайнер и архитектор времен раннего рококо – Роберт де Кот, изменил внешний вид пространства перед основным алтарем – соборным хором. В 1711 г. он извлек из-под престола элементы колонны Столпа корабельщиков, которую некогда поставила корабельная корпорация из Лютеции. На это место были установлены новый главный алтарь и скульптуры.

Проблемы

  1. Безнравственность – Гюго широко освещает моральный упадок всех слоёв общества, начиная с нищих, заканчивая самим королём. Так Гюго показывает читателю атмосферу, которую он наблюдал вокруг себя во Франции уже девятнадцатого века.
  2. Борьба добра и зла – на протяжении всего романа идёт борьба между добром и злом. Эта война проходит незримо в глубинах человеческих душ. Большая часть персонажей сочетает в себе положительные и отрицательные черты. Добрые и злые поступки в романе настолько переплетены, что граница между добром и злом становится неразличимой.
  3. Нищета – бедность, царящая среди населения, может потрясти неподготовленного читателя. Гюго подробно вырисовывает перед нами грязные трущобы, обездоленных горожан и купающуюся в роскоши аристократию. Всё это отражение того социального неравенства, которое Гюго видел вокруг себя.
  4. Предубеждения – на примере Эсмеральды и Квазимодо Гюго показывает, как страдают люди в обществе, которое даже не пытается понять тех, кто отличается от них, предпочитая сразу навешивать ярлыки.
  5. Неравенство. В обществе нет единства, потому что там коренится ненависть одних к другим: из-за веры, количества денег, цвета кожи, рода занятий. Парижане не готовы принять чего-то, отличающегося от них, поэтому вполне закономерно, что элита ненавидит свой народ в той же мере, как и обычные горожане ненавидят соседей.

Заключение

Внутри храма выполнены поперечные нефы, которые переплетаясь с основным продольным, формируют крест. В часовнях, которые находятся в правой стороне Нотр-Дам, находятся картины и скульптурные произведения различных живописцев, которые, по многолетним обычаям, даруются храму каждый год в начале мая. Люстра храма выполнена из бронзы, покрытой серебром по проекту французского архитектора.

Ежегодно Собор посещают миллионы путешественников, проводятся бесплатные экскурсии, разрешают туристам делать фото внутреннего убранства Собора. Осмотр богатств этой достопримечательности можно сочетать с бесплатным посещением органных концертов.

Более подробное описание и фото всех скульптур, витражей, а также качественное описание и фото интерьера Собора, любой пользователь может найти на официальном сайте www.notredamedeparis.fr. Кроме этого на веб-сайте можно просмотреть и другие уникальные фото, а также узнать полезную информацию о Соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector