Ленинабадская область

Развитие торговли и культуры

Серьёзные перемены наступают в жизни согдийского народа с наступлением нашей эры. Во II веке их правителями становятся выходцы из дома Чжаову, что значительно отразилось на взаимоотношениях с Китаем.

Согдиана становится одним из главных центров. находящимся на Великом шёлковом пути. На мой взгляд, одно только это обстоятельство в немалой степени повлияло на развитие экономики и культуры Согда.

Согдийская живопись, изображающая согдийских купцов

У китайцев пользовались популярностью согдийское оружие, кольчуги, металлические изделия. Взаимный культурный обмен помогал развитию традиций Согдианы. В обычаях региона появляется немало заимствований, однако они заметно обогатили местную культуру.

К IV веку Согдиана становится доминирующим торговым регионом Центральной Азии. Более того, согдийский язык начинал завоёвывать новые территории. На большей части Великого шёлкового пути он был основным при ведении переговоров.

Древний Согд (Согдиана)

Согд (Согдиана) — территориальное образование и государство в средней Азии, впервые упомянутое в священной «Авесте». Географически Согд сложился как область междуречья Окса и Яксарта (Амударья и Сырдарья).

Территория Согдианы находилась севернее Бактрии, объединяя значительные части нынешнего Таджикистана и Узбекистана. Столицей и наиболее значимым городом Согда являлся Мараканд (Самарканд).

Исторические сведения о древнем Согде, как это обычно и бывает, связаны с различными завоеваниями. В империи Ахеменидов Сугуда — Согдиана являлась провинцией,которая заняла девятнадцатое место в перечне Дария Великого на скале Бехистун. В 329-327 году Согд оказал отчаянное, но тщетное сопротивление Александру Македонскому, и после поражения был объёдинён с Бактрией в одну сатрапию.

Вскоре эти земли были завоёваны селевкидами, а затем стали частью Греко-Бактрийского царство. В начале эры Согд вошёл в Кушанское царство, затем последовательно был завоёван эфталитами, тюркским каганатом. Время от времени Согд упоминается в китайских хрониках — в связи с набегами согдианцев и китайцев друг на друга.

В древности территория Согда представляла собой общность городов-государств и мелких владений, экономика и культура региона определялась движением множества торговцев, путешественников, странников по караванным путям Великого Шёлкового пути, важным узлом которого являлся Самарканд.

В начале VIII века упорно сопротивлявшаяся Согдиана была завоёвана арабами, которые называли эти земли Мавераннахр. В топонимике сохранилось название Согд Самаркандский — так называлась долина реки Зеравшан.

История и памятники искусства Согда

От древнего Согда сохранилось мало памятников архитектуры и изобразительного искусства — наслоения завоевателей стирали следы прошлого, однако сохранившиеся памятники показывают, что культура Согдианы подвергалась влиянию различных художественных направлений и традиций, преобразуя их и формируя собственный стиль.

Однако до нашего времени дошли лишь отдельные артефакты, которые не позволяют создать цельную картину этого стиля.

Тотальное обследование, в процессе которого было зарегистрировано и в большинстве хронологически определено свыше двухсот археологических пунктов, привело к интересному наблюдению.

На самом Мианкале, густо заполненном памятниками раннего и отчасти развитого средневековья, за исключением упомянутого Кумышкент-тепе, объектов античного времени не обнаружено.

К северу же от Акдарьи оказалась группа памятников с остатками сооружений и характерным керамическая материалом первых веков до и после начала н. э…

Расчистки показали, что внешние ограждения Курган-тепе возведены из битой глины — пахсы. Пахсовыми были и стены цитадели, достигающие 18 м, в древности же, разумеется, еще более высокие.

В раннесредневековый период (VI-VIII вв.) городские ограждения уже утратили свое оборонное значение и на них надвинулась бытовая застройка.

В цитадели же стена в античное время и еще в раннем средневековье подвергалась усилению путем наращивания внешних «футляров» из пахсы и сырца — общая толщина ее достигала более 6 м поверху, внизу же, учитывая скос кладки и выступ протейхизмы, была вдвое толще…

В первом кургане оказалось три разновременных погребения, размещенных на разных уровнях и без какой-либо планировочной взаимосвязи.

Во втором кургане также было железное оружие — трехгранные черешковые наконечники стрел, длинный меч, перекрестие рукояти которого украшала великолепная обкладка из светло-зеленого нефрита, фрагменты кинжала, ножей, две пряжки, костяные обкладки сложносоставного лука…

Изображена бурная сцена сражения четырех пар конных и спешенных витязей, причем группа слева явно наносит поражение своим соперникам справа.

Сражающиеся размещены попарно в четырех пространственных планах. Все участники — единого этнического типа и в одинаковых военных доспехах, варьирующихся лишь в деталях.

Для их лиц, переданных в профиль, характерны крупный нос с горбинкой, небольшие ромбовидного очертания глаза, свислые усы, энергичный подбородок, причем у четверых он с небольшой заостренной бородкой, а у четырех других бородка когтевидно-удлиненная, загнутая вверх…

Ее участники распределены в трех параллельных рядах, причем так что возникает иллюзия трех пространственных планов, хотя перспективных сокращений здесь нет. Действие происходит на фоне гор, которые обозначены в двух планах условными пиками, на них — деревья, также очень условно трактованные в форме полуовалов на стержне.

Всадники мчатся на распластанных в летящем галопе конях, ноги которых горизонтально выброшены вперед и назад. Сидят они в седлах довольно близко к холке, с силой натягивая луки, стрелы которых только что спущены в преследуемых животных, ноги всадников круто согнуты в коленях и, сжимая бока коня, отведены назад с вытянутыми, как у балерины, носками (эта позиция ног отлична от таковой у сражающихся конных витязей)…

Рисунки эти свидетельствуют о зрелом художественном направлении.

Стилистическую особенность изображений здесь составляет динамика действия — бурная схватка в сражении или поединке, неистовая скачка охотников и как бы полет мчащихся животных, сложные повороты коней в верхней группе сражающихся на большой пластине и верблюдов на малой.

Характерно также отсутствие ландшафта или минимум изобразительных средств в его передаче — в сцене охоты природа дана как бы в намеке. Вместе с тем при гладком фоне, при отсутствии перспективы поражает мастерство передачи пространства многоплановым расположением фигур (баталия, верблюды) или вертикальным распределением планов (охота)…

Самые яркие археологические артефакты были найдены при раскопках городищ Афрасиаб (Самарканд) и Пенджикент (Таджикистан). Стены храмов и дворцов богато украшены изображениями правителей и знатных вельмож в дорогих нарядах. Согдийские художники предпочитали воссоздавать не природные пейзажи, а схватки, баталии и животных в движении.

Интересны также многочисленные глиняные фигурки, приуроченные к празднованию Нового Года. Археологи обнаружили керамическую кухонную утварь, покрытую глазурью, изделия из стекла и таблички с письменами. Раскопки древних храмов и захоронений продолжаются. Возможно, самые важные артефакты только ждут своего открытия.

Читайте далее:

След, оставленный в Узбекистане древней Кушанской империей

Центр Хорезмской области – город Ургенч

Древние крепости Нукуса

Город Андижан и его достопримечательности

Город Навои – край древней истории

Согдиана в Средней Азии

Согдиана область в Средней Азии в междуречье Окса (ныне Амударья), отделявшего ее от Бактрии, и Яксарта (ныне Сырдарья). Расположена в осн. на терр. совр. Узбекистана.

Была населена иранским племенем согдийцев. С. являлась сев.-вост. пров. перс, царства Ахеменидов. В 329–327 до н. э. Александр Македонский вторгся в С, достиг ее столицы г. Мараканд (ныне Самарканд) и вышел к Яксарту. где и основал Александрию Крайнюю (греч. Alexandria eschata), позже Ходжент (ныне Ленинабад в Таджикистане).

По-древнеперсидски Sughuda, Sughda, область, принадлежавшая к североазиатским провинциям Персидского царства между реками Оксусом и Яксартом, нынешняя Бухара, часть которой еще называется Согд, т. е. чистая.

Из гор были Оксийские, Comedarum, Montes и в центре Согдийские (н. Карадаг или Аль-Ботом).

Из рек кроме Оксуса и Яксарта следует упомянуть Демос или Димос (н. Маргинат) и степную реку Политимет (н. Шераф-Шан). Согдии или согдианы — народ довольно грубый, мало отличавшийся в своих нравах от бактрийцев. Они распадались на несколько народностей: паски, дрибакты, оксидранки, ятийцы, тахоры, мардиены, кандеры, оксианы и т. д.

Между городами замечательны: Мараканда (н. Согд, Сугуд — древ.обл. в Ср. Азии, располож. в басс. рр. Зеравшана и Кашкадарьи. На севере С. граничила с терр., насел. массагетами, на Ю.-З. — с Бактрией. Население С. говорило на яз., входивших в иран. группу индоевроп. яз. Гл. город С. — Мараканда (Самарканд), ныне городище Афрасиаб близ Самарканда. Наиболее раннее упомин. о С. встреч. в Бехистунской надписи Дария (кон. 6 — нач. 5 вв. до н.э.).

Наряду с Бактрией и Хорезмом, С. была древнейшим госуд. образованием на терр. Ср. Азии. Рабовлад. общество в С. начало складыв. ок. 7 в. до н.э.

Согл. сведениям, содерж. в Авесте, общество в С. делилось на классы, оформл. в виде каст (жрецы, воины, земледельцы, рабы); существовало рабовлад. госуд., но патриархально-родовые отнош. еще сохран. большое знач. Наряду с пережитками первобыт. культов получил распростр. зороастризм.

В обществ. строе древ. С. значит. роль играла сельская община. С. х-во и садоводство были основаны на искусств. орошении; большое знач. имело скотоводство. Было широко распростр. ремесл. произ-во (гончарное, обработка металла, ткачество).

В С. рано начали складыв. поселения городского типа, становивш. торг. и ремесл. центрами. В 6 — 5 вв. до н.э. С. вместе с Парфией и Хорезмом входила в состав 16-й сатрапии Ахеменидской державы, но возглавл. династией местн. происхожд. Известно, что жители С. поставл. киноварь и лазурит для строивш. в Сузах дворца Дария I. В 4 в. до н.э. С. была захвач. войсками Александра Македонского и присоед. к его империи.

Трехлетнее героич. сопротивл. согдийцев возгл. Спитамен. Мараканда, захвач. Александром, была в это время большим городом с цитаделью и внешн. укреплениями протяж. в 10 км. В кон. 4 в. до н.э. С. перешла к Селевкидам; в 3 в. до н.э. вошла в состав Греко-Бактрийского царства.

Около 170 до н.э. была объед. с царством Кангха (китайск. Кангюй), к-рое отожд. с Хорезмом, а в 1 в. до н.э. вошла в состав Кушанского царства; столицей этого царства был г. Кушания в ср. теч. Зеравшана, в связи с чем Мараканда пришла в упадок.

В кон. 4 — 5 вв. С. наход. под властью эфталитов. Наибольшое знач. имели в это время гг. Ривдад (Тали-Барзу) и Пайкенд, бывш. столицей эфталитов. Арабское завоев. в нач. 8 в. прекратило существ. самостоят. государственности в С.

Образование Согдийского государства

В VIII — VII вв. до н. э. образуется древнее Согдийское государство со столицей Самарканд. История сохранила много легенд и версий о названии города. Наиболее распространенные из них ассоциируются с определением слова «Самария» как «места сходки», «собрания», «сбора торгового люда».

Одна из легенд связывает название города с мифическим правителем Самаром. Как рассказывается в «Сахарной книге об истории Самарканда» (сокращенно — Кандия), этот правитель после долгих поисков нашел прекрасное место, в котором ему особенно понравились вода и воздух. «Он приказал вырыть колодец, и землю из него извлечь.

Кругом была хорошая земля, вскоре вокруг собралось немало людей и сложился город». Греческое название Мараканды является передачей названия Самарканда. Ученый энциклопедист Востока Абу Райхан Беруни приводит его тюркскую версию: «Семизкент» — «жирный, богатый город».

В центре Самарканда для военной элиты был возведен грандиозный акрополь, одинаково прочно защищенный как с внешнего фаса, так и со стороны кварталов горожан.

Именно о таком обществе сообщают священные гимны Авесты, в которых общество возглавляют могучие мужи, «ратха-эштар» — «стоящие на колесницах». Согд в ней упоминается страной, сотворенной Ахурамаздой сразу же за первостраной «Арийским простором».

За ней упоминаются Бахди (Бактрия) и Моуру (Маргиана).

Античные авторы описывают Согд этого времени как крупное владение, связанное с кочевыми народами «саками, которые за Согдом», и «заяксартскими турами». Историки говорят о сложении древнего бактрийского царства и союзе с ним древнего Согда. Но наиболее тесным был союз с южными владениями — Бактрией, Афганистаном, Индией. Согд входит вместе с Бактрией в одну ахеменидскую сатрапию, известную как область, поставлявшую для царских дворцов Персиды золото и лазурит.

Открываются торговые пути на юг. Самарканд в это время обносится могучей системой оборонительных сооружений с внутристенными галереями и бойницами. Ядром города остается его военно-административный центр — акрополь. В самом городе вырастают монументальные жилые комплексы, появляются кварталы ремесленников, формируется сложная система каналов, снабжавших водой поселения и город.

Изучение Согдианы началось во второй половине XIX в., и особенно усилилось в начале XX столетия.

В 1904 г. через два года после первой немецкой Турфанской экспедиции в Центральной Азии, В.Ф. Мюллер отвечающий за идентификацию или расшифровка различных рукописей, найденных экспедиций, опубликовал статью под названием «Часть рукописей сохранившихся сочинений из Турфана».

Она содержала первых манихейских рукописей, изучаемых западными учеными. Среди них, манихейских отрывок, который, как утверждал Мюллер, был написан на неизвестном иранском языке, относящееся к пехлави, хотя отличавщимся от него. В примечании Ф.К.Андреаса говорилось, что название Согдиана было дано неизвестному пехлавийскому диалекту.

Таким путем согдийский язык стал реальностью. Таким образом, ханские летописи сообщает, что народы от Ферганы до Парфии говорят на разных языках, но все же понимают друг друга. Это можно принять как за доказательство того, что в то время Вароруд был еще в целом

Экономика

  • Добыча и обогащение руд цветных и редких металлов. Добыча золота, флюорита, угля, нефти, попутного газа, гранита, мрамора, гипса и другого.
  • Цветная металлургия, машиностроение и металлообработка (электротехническая промышленность, сельскохозяйственное и торговое машиностроение), лёгкая (шёлковая, хлопкоочистительная, производство ковров, трикотажных и швейных изделий, обуви), пищевкусовая (консервная, маслобойная, мясная, производство пищевой поваренной соли и другое) отрасли промышленности.
  • Кайраккумская ГЭС.
  • Промышленные центры: Худжанд, Исфара, Истаравшан, Канибадам, Кайраккум и другие.
  • В сельском хозяйстве важную роль играет орошение (Большой Ферганский, Северный Ферганский каналы, водохранилища). Главная сельскохозяйственная культура — хлопчатник, посевы зерновых. Плодоводство. Бахчеводство. Виноградарство. Шелководство. Животноводство (на равнине — крупный рогатый скот, в горах — овцеводство).
  • Курортные местности: Зумрад, Оксукон, Истаравшан, Хаватаг. Туризм.

География

Занимает территорию в 26,1 тыс. кв. км.

Территория в основном горная. С севера расположены Кураминский хребет и горы Моголтау, с юга — Туркестанский хребет и Зерафшанские горы. Граничит с Узбекистаном и Киргизией.

Климат — континентальный, сухой и зависит от изменения высоты над уровнем моря. Средняя температура января в долине 0,70-10 °C, июль 280—290С. Годовые осадки 150—300 мм. В горах прохладно. Средняя температура: январь — 40С, июль 26С. Осадки в горах (до 1000 м) 400 мм; средняя температура: январь (на высоте 2500-3000 м) — 9С и в июле 15С, годовые осадки до 800 мм.

Численность населения на 01.01.2002 года составила 1930,2 тыс. человек, в том числе городского 504,9 тыс. человек и сельского 1425,3 тыс. человек. Доля городского населения к общей численности составляет 26,1 %, сельского — 73,9 %.Плотность населения на один км. кв. составила 76,6 человек.

Областным центром является город Худжанд с численностью населения 148,7 тыс. человек.В области расположены 14 сельских районов, 10 городов, 20 поселков городского типа, 93 джамоата дехот.

В области за 2001 год функционируют 196 постоянных дошкольных учреждений, где воспитываются 20,8 тыс. детей, 880 дневных общеобразовательных школ, в них обучаются более 466,2 тыс. учащихся, 17 техникумов и других средних специальных учебных заведений, где обучаются 8,3 тыс. учащихся и 11 самостоятельных высших учебных заведений, в которых обучаются 19,4 тыс. студентов.Оказывают культурно-просветительские услуги населению 422 массовых и универсальных библиотек с общим фондом книг и журналов около 3490 тыс. экземпляров, 342 клубных учреждения, 6 театров и 11 музеев.

Весь жилищный фонд области равен 19370,3 тыс. кв. метров. Городской жилищный фонд составляет 8092,6 тыс. кв. метров.В области 138 больничных и 308 амбулаторно-поликлинических учреждений, в которых трудятся 4676 врачей всех специальностей и 12731 человек среднего медицинского персонала.

Официальные праздники:

  • 1 января — Новый год
  • 8 марта — Международный женский день
  • 21-22 марта — Навруз (Новый год)
  • 9 мая — День победы
  • 27 июня — День национального единства и согласия
  • 9 сентября — День независимости РТ
  • 6 ноября — День Конституции РТ
  • Иди Рамазон — 1 день ежегодного (по календарю)
  • Иди Курбон — 1 день ежегодного (по календарю)

Искусство и материальная культура согдийцев

Эта статья авторов Julie Bellemare and Judith A. Lerner рассказывает о художественном мире согдийцев и их быте (мы приводим здесь описание только нескольких экспонатов).

Искусство Согдианы разнообразно: оно проявляет пристальное внимание к социальным занятиям, таким как пиры, охота, развлечения и рассказывание историй; а также восприимчиво к включению элементов предмета и стиля из соседних культур. Согдийцы, несомненно, знали, как наслаждаться жизненными удовольствиями, такими как еда, вино и развлечения

Они ценили серебряную и золотую посуду, как, например, эта серебряная позолоченная чашка с горными козами и растительным орнаментом.

Кубок с козами. Древний край Согдиана, 8 век н.э. Позолоченное серебро; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Кольцевая рукоятка с упором для большого пальца и выпуклая форма с суженным горлом обычно ассоциируются с тюркскими степными народами – соседями и союзниками согдийцев. Стилистический анализ предполагает его изготовление согдийским мастером. Мотив, который, возможно, был выбран, чтобы угодить тюркскому покровителю, представляет собой пару борцов, изображенных на упоре для большого пальца, и возможно, кто-то наблюдал поединок, выпивая из этого кубка.

Хорошо известны расписанные стены согдийских дворцов. Здесь мы берем пример дворца в Пенджикенте.

“Синий зал” (вид северной и восточной стен). Пенджикент, Таджикистан (в древней Согдиане), Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Обнаруженный в 1956–57 годах, этот зал, известный как «Комната Рустама» или «Синий зал» из-за окрашенного фона, выделяется среди других образцов своими исключительно хорошо отреставрированными фресками. Их можно датировать примерно 740 годом, всего за двадцать лет до окончательного уничтожения Пенджикента. Этот цикл картин воплощает яркую черту согдийского изобразительного искусства: его захватывающее повествовательное качество. Вместо более статичного, манерного стиля, который преобладает в Сасанидской Персии, согдийское искусство фокусируется на индивидуальном героизме в своем предпочтении эпическим и историческим повествованиям, но также включает в себя популярные истории.

Вот фантастическое существо, которое появляется на металлических изделиях согдийцев, которое некоторые ученые считают сенмуром или симургом – это крупная, мифическая птица с собачьей головой, собачьим или львиным корпусом и искусно оперенным хвостом. Симург (у узбеков она называется Семург, у казахов — Самурык, – прим.) – доброжелательное существо и упоминается в более поздних эпосах и поэзиях, включая “Шахнаме”.

Блюдо с симургом. Возможно, Узбекистан (в древней Согдиане), первая половина VIII в. Позолоченное серебро; Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Острый интерес согдийцев к изображению окружающего их мира (о чем свидетельствует Зал послов в Афрасиабе) и мифологический и сверхъестественный миры переросли в изображение их собственного мира. В своем искусстве согдийцы не показывают коммерческую и торговую сторону жизни, но вместо этого изображают наслаждение ею, например, сцены пиров в Пенджикенте. На этих картинах мы видим, как согдийцы видели себя. Китайские образы согдийцев изображали их в карикатурном виде, с лицами с большими носами и круглыми глазами, массивной и в целом «варварской» внешностью. Напротив, изображения самих согдийцев показывают людей с прекрасными чертами лица: мужчины (кроме правителей или дворян), как правило, чисто выбриты, женщины с овальным лицом и миндалевидными глазами.

Фигура согдийца. Сиань, Китай, династия Тан (618–907 гг.), Национальный музей Китая, Пекин

Пирующий согдиец. Пенджикент, Таджикистан (в древней Согдиане), Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b c d e «Население Республики Таджикистан на 1 января 2020 года» (на русском языке). Статистическое управление Таджикистана . Дата обращения 2 октября 2020 .
  2. ^ «Субнациональный ИЧР — База данных по регионам — Глобальная лаборатория данных» . hdi.globaldatalab.org . Проверено 13 сентября 2018 .
  3. ^ «КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН» . prokuratura.tj . Парламент Таджикистана . Дата обращения 9 января 2020 .
  4. ^ «CensusInfo — Данные» . www.censusinfo.tj . Проверено 9 сентября 2019 .
  5. ^ Сельское хозяйство Республики Таджикистан , статистический ежегодник, Государственный комитет статистики, Душанбе, 2008 г.
  6. Роберт Миддлтон и Хью Томас, «Таджикистан и Высокий Памир», Odyssey Books, 2008, стр. 166
  7. ^ a b c Социально-экономическое положение Согдийской области , Статкомитет Согдийской области, Худжанд: январь – март 2010 г. (на таджикском и русском языках)

История государства Согдиана

Зеравшанский хребет

Весной 1932 года в 120 км от Самарканда таджикский пастух обнаружил корзину с потрепанными свитками с загадочными письменами. Ученые из Душанбе установили, что эти свитки относятся к эпохе согдийской культуры. На место обнаружения бесценной находки была направлена научно-исследовательская экспедиция. Раскопки велись на протяжении нескольких десятилетий. С того времени история Согдианы стала постепенно открывать завесу, которая на протяжении долгих веков скрывала удивительные сокровища.

В ахеменидский период истории Согдиана была провинцией персидской державы и платила Дарию I подати. Во времена правления Ксеркса согдийские отряды входили в состав персидской армии, наряду с отрядами из Хорезма и Бактрии. Благодаря труднодоступности Согдиане удавалось сохранять автономию.

В эллинистический период жители государства оказали сопротивление завоеваниям Александра Македонского. Великому полководцу, который привык к стремительным победам, пришлось провести на территории Средней Азии около 2 лет (329–327 гг. до н. э.), подавляя народные восстания. Согдийский царь Спитамен возглавлял освободительное движение, напоминавшее партизанскую войну. В результате противостояния Согдиана потерпела поражение и была включена в состав сатрапии Филиппа II, а позже завоевана царством династии Селевкидов.

Начало Средневековья характеризуется влиянием китайских завоевателей и тюркских племен. В этот период истории Согд процветал благодаря контролю над маршрутами Великого Шелкового пути, проходящего через его территорию. Наряду с местной религией, зороастризмом, популярность приобрел буддизм.

Арабское завоевание в VIII веке положило конец истории древнего государства Согдиана. Лишь часть долины Зеравшана продолжала называться Согдом. Арабы стремились полностью искоренить самобытную культуру и религию на завоеванных землях. Многие памятники истории были уничтожены, а на их месте возведены исламские строения.

Правители Согдианы

Правители согдийского царства имели отличительный титул – ихшид, что в переводе с древнеиранского, возможно, означает «сияющий». В истории засвидетельствованы несколько ихшидов, правивших в Самарканде в IV в. до н. э. – VIII в. н. э.:

  • Спитамен;
  • Бесс;
  • Шишпир;
  • Вархуман;
  • Тархун;
  • Гурек;
  • и другие.

Последний ихшид Деваштич правил в Пенджикенте в 20-х годах VIII н. э. Мятеж против мусульман привел правителя к трагической смерти, а династию правителей Согда – к концу.

Арабское завоевание Согдианы

Согдийцы пользовались покровительством тюрков. Благодаря могущественным каганам они могли начать завоевание новых территорий. Постепенная колонизация происходила мягко и ненавязчиво, что давало немало преимуществ.

Соратниками согдийцев тюрки становятся и в период арабского нашествия. В 651 году арабские захватчики сокрушили империю персов, после чего двинулись к подвластным Персии землям. Несмотря на долгое и упорное сопротивление народа Согдианы, большая часть территорий согдийцев была завоёвана.

До нашего времени сохранились письма правителя Согда, Деваштича, что вёл переписку с тюркским каганом. Он отмечает, что является верным вассалом тюрков, просит о помощи. Увы, несмотря на общие усилия согдийцев и тюрков, силу арабов переломить они не смогли.

Голова фигурки, вероятно согдиец, китайская династия Суй (581–618) / PratyekaМестонахождение: Музей Чернуски, Париж

Но куда же исчезли согдийцы? По мнению историков, некогда могущественный народ торговой страны постепенно растворился среди соседних племён, что были более молодыми и лишь начинали путь своего становления.

О том, что от согдийцев не осталось и следа, говорить не стоит. Напротив, современные таджикский и узбекские народы принадлежат к потомкам жителей Согдианы. Согдийский язык постепенно был вытеснен таджикским, что имел больше перспектив.

Со временем древнее наречие забылось и исчезло, оставшись в списке древних диалектов. Но я хочу заметить, что и в таджикском языке сегодня можно увидеть некоторые старинные черты, что использовали и согдийцы.

Роксана – согдийская жена Александра Македонского / Joan Francesc Oliveras Pallerols

Культура и экономика древней области

Согдиана – «страна садов и чудес» – процветала за счет богатых урожаев на орошаемых полях и активной торговли между Римом (Византией) и Китаем. Помимо торговли важную роль в развитии экономики государства играли ремесла. Согдийцы были талантливыми мастерами. Они изготавливали всевозможные керамические изделия, одежду тонкой работы, ковры, ювелирные украшения, оружие и многое другое.

В выставочных залах Эрмитажа представлены шедевры из керамики, украшенные искусной росписью. Особый интерес вызывают резные деревянные изделия с изображенными на них божествами и сценами из жизни героев согдийского эпоса. История свидетельствует о высоком уровне развития культуры и искусства жителей долины Зеравшана.

История

Печать с двумя лицевыми бюстами и согдийской надписью «Индамик, царица Заканта», кушано-сасанидский период, 300–350 гг. Н. Э. Британский музей 119999.

Согдийский текст из письма манихейского кредитора примерно 9-13 веков

Священники- манихеи ( турки- уйгуры ) пишут согдийские рукописи в Хочо , Таримская котловина , ок. 8-го / 9-го века нашей эры

Во время Тана Китая (около 7 века н.э.), на Шелковом пути русских общеупотребительных в Центральной Азии согдийцев, по которой он накопил богатый словарный запас заимствований , такие как Тымь ( „гостиница“) от Среднего Китая / TEM / ( китайского языка :大).

Экономическое и политическое значение Согдианы гарантировало его выживание в первые несколько веков после завоевания Согдианы мусульманами в начале восьмого века. Диалект согдийского диалекта, на котором говорили примерно в 8 веке в Осрушане (столица: Бунджикат, недалеко от современного Истаравшана , Таджикистан), регионе к югу от Согдианы, превратился в ягнобский язык и дожил до 21 века. На нем говорят ягнобцы .

Где находилось государство Согдиана

Согдиана или Согд – государство, находившееся в самом сердце плодородной равнины между реками Зеравшан и Кашкадарья. В настоящее время территорию исторической области занимают Узбекистан и Таджикистан. В разные периоды истории Согдиана простиралась на различные расстояния. Во время расцвета она достигала рек Сырдарья и Амударья. После вторжения арабов площадь сократилась до небольшой части на востоке долины Зеравшана. Согд граничил с Бактрией и Хорезмом, а с севера постоянную угрозу представляли иранские кочевые племена.

Древняя Согдиана являла собой совокупность множества разрозненных городов-княжеств, большая часть которых располагалась в оазисах посреди пустынь, а также в гористой местности. Связи между городами основывались на торговом сотрудничестве, а не на национальной принадлежности населения. Согдийские торговцы вошли в историю как талантливые купцы и умелые дипломаты, которые вели торговлю с Китаем и Византией и владели несметными богатствами. О сокровищах Согдианы ходили легенды. Также она прославилась как страна садов и плодородных полей, благодаря сложной системе оросительных каналов.

Самым крупным городом и столицей Согда был Мараканда, впоследствии переименованный в Самарканд. История города берет начало в VIII веке до н. э.

Вторым по значимости считался населенный пункт Кирополь, основанный Киром Великим в VI веке до н. э. Современный Истаравшан был построен в предгорьях Туркестанского хребта. Пенджикент – столица одного из крупнейших княжеств Согда V века (территория современного Таджикистана) до сих пор представляет интерес для любителей истории, так как здесь были найдены следы таинственной цивилизации.

Внешние ссылки [ править ]

.mw-parser-output .navbar{display:inline;font-size:88%;font-weight:normal}.mw-parser-output .navbar-collapse{float:left;text-align:left}.mw-parser-output .navbar-boxtext{word-spacing:0}.mw-parser-output .navbar ul{display:inline-block;white-space:nowrap;line-height:inherit}.mw-parser-output .navbar-brackets::before{margin-right:-0.125em;content:»»}.mw-parser-output .navbar li{word-spacing:-0.125em}.mw-parser-output .navbar-mini abbr{font-variant:small-caps;border-bottom:none;text-decoration:none;cursor:inherit}.mw-parser-output .navbar-ct-full{font-size:114%;margin:0 7em}.mw-parser-output .navbar-ct-mini{font-size:114%;margin:0 4em}.mw-parser-output .infobox .navbar{font-size:100%}.mw-parser-output .navbox .navbar{display:block;font-size:100%}.mw-parser-output .navbox-title .navbar{float:left;text-align:left;margin-right:0.5em}vте Согдийская область
Столица: Худжанд.
Города
  • Buston
  • Гулистон
  • Исфара
  • Истаравшан
  • Истиклол
  • Худжанд
  • Канибадам
  • Пенджикент
Подразделения города
Buston
  • Город: Бустон
  • Город: Палос
Гулистон
  • Город: Гулистон
  • Города: Адрасмон
  • Чорукдайррон
  • Консой
  • Навгарзан
  • Сырдарья
  • Зарнисор
Исфара
  • Город: Исфара
  • Города: Нафтобод
  • Нурафшон
  • Шураб
  • Джамоаты: Чилгази
  • Чорку
  • Хонабад
  • Кульканд
  • Лаккон
  • Навгилем
  • Шахрак
  • Сурх
  • Ворух
Истаравшан
  • Город: Истаравшан
  • Джамоаты : Чорбог
  • Гули Сурх
  • Явкандак
  • Нихони
  • Нофарой
  • Пошкент
  • Калачай Калон
  • Галайбаленд
  • Сабристон
  • Зархалол
Истиклол
Худжанд
Канибадам
  • Город: Канибадам
  • Джамоаты : Хамрабаев
  • Лохути
  • Ортиков
  • Патар
  • Пулатан
  • Шарипов
Пенджикент
  • Город: Пенджикент
  • Джамоаты: Амондара
  • Чинор
  • Фароб
  • Халифа Хасан
  • Хурми
  • Косатарош
  • Лоик Шерали
  • Moghiyon
  • Рудаки
  • Саразм
  • Shing
  • Судзина
  • Выру
  • Ёри
Районы
  • Ашт
  • Айни
  • Деваштич
  • Гафуров
  • Джаббор Расулов
  • Кухистони Мастчох
  • Мастчох
  • Шахристон
  • Спитамен
  • Зафаробод
Подразделения района
Ашт
  • Город: Шейдон
  • Джамоаты: Ашт
  • Ифтихор
  • Mehrobod
  • Орион
  • Ошоба
  • Понгхоз
  • Пунук
  • Шодоба
Айни
  • Город: Зарафшан
  • Джамоаты: Анзоб
  • Айни
  • Дардар
  • Fondaryo
  • Rarz
  • Шамтух
  • Урметан
Деваштич
  • Город: Гончи
  • Джамоаты : Далиони Боло
  • Газантарак
  • Исмоили Сомони
  • Муджум
  • Росровут
  • Вахдат
  • Яхтан
Гафуров
  • Город: Гафуров
  • Джамоаты : Чашмасор
  • Дадобой Холматов
  • Гозиён
  • Хайдар Усмонов
  • Исфизор
  • Исмоил
  • Хистеварз
  • Овчи Калача
  • Унджи
  • Йова
  • Зарзамин
Джаббор Расулов
  • Город: Мехробод
  • Джамоаты: Дехмой
  • Гулакандоз
  • Гульхона
  • Hayoti Nav
  • Сомониен
Кухистони Мастчох
  • Джамоаты: Иван-Точик
  • Лангар
Мастчох
  • Города: Бустон
  • Обшорон
  • Сугдиен
  • Джамоаты : Мастчох
  • Навбахор
  • Оббурдон
  • Палдорак
Шахристон
  • Джамоаты : Бунджикат
  • Шахристон
Спитамен
  • Город: Навкат
  • Джамоаты: Истиклол
  • Хуррамзамин
  • Куруш
  • Сарбанд
  • Тагояк
  • Турсун Улджабоев
Зафаробод
  • Города: Хомид Алиев
  • Мехнатобод
  • Зафаробод
  • Джамоаты: Джоми
  • Равшан
Прилегающие к Согдийской области
Авторитетный контроль
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector