Свободный

Маршруты на карте Свободного. Транспортное сообщение

Свободный находится в отдаленности от Благовещенска на 146 км и выполняется важную функцию в жизнеобеспечении путей сообщений в Амурской области. Так в городе имеется одна из главных развязочных железнодорожных станций — ж/д вокзал Свободный (Свободный, Линейная улица, 40/1), а также водных и автомобильных путей.

В черте города находится морской порт с одноименным названием «Свободный», который с некоторого времени не осуществляет функционирование.

Для автодорог Свободный имеет особое значение, так как через него проходит автомобильная дорога регионального значения Р468 Благовещенск — Циолковский.

Общественный транспорт состоит из пассажирских рейсовых автобусов, которые действуют согласно установленному расписанию, а также осуществляют свою деятельность маршрутные такси.

Важно! На карте Свободного с улицами можно детально ознакомится с месторасположением остановок общественного транспорта

Свободный на карте России: география, природа и климат

Территориально город расположился по правому берегу реки Зея. Площадь города на карте Свободного со спутника составляет 225 км2. В состав города входит Речной вокзал, а также 2 железнодорожные станции:

  • Свободный.
  • Михайло-Чесноковская.

Город выполняет функцию транспортной развязки и транспортного узла для железнодорожного, водного и автотранспорта. Особое значение имеет район Свободненский – в его состав входит космодром «Восточный».

Город делится на две части – промышленный и жилой районы. Жилая часть города составляет 20 км2. Промышленный район располагается вдоль железнодорожной станции Михайло-Чесноковская. Здесь же город делиться на несколько районов:

  • Ударный.
  • Советский.
  • Дубовка.

В городе преобладает холодная погода. Самый холодный месяц в году – январь, температура в этот период опускается до -28 градусов. Осадки выпадают достаточно редко, что обеспечивает в городе сухой климат и суровые зимы. Уровень осадков зимой составляет менее 10% от годовой нормы.

Летом в Свободном выпадает большая часть осадков и преобладает сильный порывистый ветер, что даже при высокой температуре создает ощущения промозглости. Месяц, в котором выпадает наименьшее количество осадков – июль. Такое поведение погоды характеризуется ветрами, которые дуют с берегов Тихого океана.

Холода приходят в Свободный рано – в конце августа устанавливается холодная погода с заморозками.

Достопримечательности города Свободный

Основные достопримечательности города свободного представляют собой памятники, которые разбросаны по всему периметру города, и характеризуют тот или иной исторический отрезок существования города. Помимо, памятников гостям города может быть интересно, посетить:

  • Самую протяженную детскую ж/д дорогу – центральная достопримечательность города. Протяженность этой дороги составляет 11 км.
  • Дом-музей Комарова – дом, в котором проживал один из главных поэтом и журналистов социалистического периода.

Памятники, имеющие историческое значения для города:

  • Памятник Жертвам японского террора – представляет собой братскую могилу, год основания – 1920.
  • Памятник войнам-землякам – установлен в честь памяти погибшим в годы Гражданской и Отечественной войны.
  • Пятник «Красная гвоздика» — год основания памятника 1967.
  • Пятник 23 борцам – установлен в память о борьбе за Советскую власть и казни борцов японцами.
  • Пятник пароходу «Мудрец» — располагается на территории пляжа.
  • Пятник «Офицеру России» — памятник выполнен в натуральную величину и посвящен защитника страны.

На карте Свободного с домами можно ознакомится с точным расположением всех достопримечательностей города.

История и экономика Свободного:

До весны 1912 года территория будущего города была незаселена, в большей своей части покрыта лесом из лиственных и хвойных пород. Город был основан в 1912 под именем Алексеевск (в честь наследника российского престола цесаревича Алексея) при сооружении Амурской железной дороги и железнодорожного моста через Зею. В апреле 1917 городское самоуправление переименовало Алексеевск в Свободный, Временное правительство России утвердило название 3 июля.

Экономика города Свободный:

Ведущие отрасли промышленности города: машиностроение, производство строительных материалов. ООО «Стройдетали» — одно из промышленных предприятий города. Основная продукция предприятия — сборный железобетон, бетон, столярные изделия, металлоконструкции, необходимые в промышленном и гражданском строительстве.

Свободненский вагоноремонтный завод — одно из старейших предприятий города. Это единственное предприятие от Байкала до Тихого океана, которое осуществляет капитальный ремонт грузовых вагонов и модернизацию полувагонов с продлением срока полезного использования.

Предприятия малого бизнеса производят: хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, безалкогольные напитки, колбасные изделия, мясные деликатесы, молочные и макаронные изделия, различные металлопластиковые конструкции, деревянные изделия, электрооборудование, а также оказывают услуги по бытовому обслуживанию населения. Отраслевая структура малого бизнеса за последние годы практически не изменилась. Более успешное его развитие наблюдается в таких отраслях экономической деятельности как оптовая и розничная торговля (79 %), транспорт и связь (4,5 %), обрабатывающее производство (3 %), предоставление прочих услуг (13,5 %). Более 80 % предприятий, выпускающих продукты питания, относятся к субъектам малого предпринимательства.

Город Свободный — крупный транспортный узел, располагается на пересечении железнодорожного, водного и автомобильных магистралей. Город является крупной станцией Забайкальской железной дороги.

Действует речной порт «Свободный». Автомобильным сообщением город связан с областным центром, северными, восточными и южными районами области.Расстояние между городом и областным центром Благовещенском составляет 146 км.

Численность населения Свободного на 2021 год. Количество жителей Свободного

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Свободного Годы
61 600 человек 2006 год
60 800 человек 2007 год
60 000 человек 2008 год
59 286 человек 2009 год
58 778 человек 2010 год
58 800 человек 2011 год
57 713 человек 2012 год
57 065 человек 2013 год
56 246 человек 2014 год
55 159 человек 2015 год
54 536 человек 2016 год
54 156 человек 2017 год
53 678 человек 2018 год
53 404 человек 2019 год
54 017 человек 2020 год
52 918 человек 2021 год

График изменения численности населения Свободного:

Численность населения Свободного в 2015 году составила примерно 55,1 тысяч человек. По этому показателю город является третьим в Амурской области после Благовещенска и Белогорска. 

Проживают в нем следующие народы: русские, белорусы, украинцы, азербайджанцы, армяне и китайцы.

Этнохороним: свободненец, свободненцы.

История города

В 1858 году Приамурье вошло в состав России. Выходцы из Суражевского уезда Черниговской губернии на правом берегу Зеи в 190 км от устья в 1901 году основали деревню и назвали ее Суражевка. Со строительством Амурской железной дороги, начавшееся в 1908 году, положение Суражевки коренным образом изменилось. Деревня становится бойким торговым местом. Суражевка растет, возникают все новые и новые улицы, деревня превращается в поселок городского типа. Центральной улицей становится Миллионая (Кирова), возникают улицы Кабинетская, Веселая и другие. К 1911 году в Суражевке было 48 магазинов, гостиница, 2 постоялых дворов, 3 бани, парикмахерская, салон фотографии, 8 столовых, действовали пивоваренный, винный заводы, паровая мельница с лесопилкой — всего существовало 124 предприятия с годовым оборотом до 850 тысяч рублей. В Суражевке было несколько филиалов крупных торговых фирм (универсальные магазины Нобеля, «Кунст и Альберс», «Чурин и Ко»), несколько мануфактурных магазинов Шпилёва, Ухова.

Место пересечения реки Зеи и железнодорожной магистрали имело все данные для строительства крупного города. 26 января 1911 года на межведомственном совещании в г. Благовещенске было принято решение об устройстве города в районе деревни Суражевка. Решение было также просить разрешение о наименование проектируемого города Алексеевском в честь наследника престола цесаревича Алексея. Проектный план города был разработан применительно к новейшим требованиям распланировки городов. По проекту улицы строящегося города были распределены на магистральные и жилые. Ширина магистральных улиц планировалась 32 метра, жилых — 24. Было запроектировано 403 строительных квартала, 15 площадей, 15 магистральных и 121 жилая улица. Протяженность уличных сетей — 126 вёрст. Были отведены места для размещения рынков, церквей, садов, парков и бульваров.

Весной 1912 года на территории будущего города появились первые засельщики. Расчищали участки будущих улиц, рыли колодцы, строили временные жилища. Для официальной закладки города пароходом приехали из Благовещенска приамурский генерал-губернатор Гондатти с многочисленной свитой, начальник переселенческого Управления Голюк, архиерей с причтом. Ранним утром многолюдная процессия во главе с генерал-губернатором двинулась по времянке из Суражевки на территорию, где началось строительство собора. В районе теперешней материальной базы около школы № 5 торжественно было освящено место для строительства главного собора города. Затем торжественная процессия двинулась к территории будущей Театральной площади (ныне площадь имени С. Лазо). Здесь уже был заранее воздвигнут обелиск высотой в 7 метров, вершину его венчал российский государственный герб — двуглавый орёл. Архиерей отслужил молебен, генерал-губернатор Гондатти произнёс краткую речь, после чего к обелиску была прикреплена мраморная доска с надписью о дате закладки города и о его название. Так, 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года был заложен новый город и назван Алексеевском в честь наследника престола царевича Алексея, сына Николая II.

Главную улицу города назвали Княже-Алексеевской ( ныне ул.Ленина). Самым крупным промышленным предприятием был Алексеевский казенный завод, на котором работало 700 человек. В Алексеевске работали мужская гимназия (располагалась в старом здании t кооперативного техникума), женская гимназия (бывший филиал средней школы № 8 по ул. Советской), учительская семинария, открытая на базе церковно-приходской школы (теперь эта школа занимает 2-й этаж учебно-производственного комбината), Гондаттьевская 4-классная министерская школа. В Суражевке существовала Чуринская 4-классная министерская школа, в которой работал замечательный педагог Щепа Михаил Андреевич.

Кроме того, с 1914 года существовало Ольгинское начальное училище по улице Гоголя у ручья Раздольного. С 1913 года работала начальная школа в Дубовке (сейчас школа № 10). Существовали также кинематограф в Суражевке, принадлежавший Некрасову, клуб «Солей», где также демонстрировались немые кинофильмы под музыкальное сопровождение (бывший кинотеатр имени Лазо). Существовала так называемая «общественная читальня», театр.

В феврале 1917 года в Петрограде произошла буржуазная революция. 10 (23)марта на Театральной площади состоялся гражданский митинг, где было принято решение переименовать город Алексеевск в город Свободный. Новое название города было утверждено Временным правительством 3(16) июля 1917 года.

Общие сведения и история

Свободный расположен на юге Амурской области, в 115 километрах от ее столицы, на реке Зея. Является столицей Свободненского района, а также моногородом с тяжелой социально-экономической ситуацией. Недалеко от города ведется строительство космодрома «Восточный». Площадь города — 225 км². 

В процессе строительства Амурской железной дороги, были запланированы места для образования вдоль нее населенных пунктов различных статусов. На месте пересечения дороги с Зеей было решено построить большой город. Так как предполагалось, что он станет главным городом Приамурья, 14 тысяч местных жителей захотели в нем жить. В 1911 году было официально решено построить город рядом с деревней Суражевкой, на территории, большей частью покрытой лесом. Был разработан его проектный план. Летом 1912 года город, названный Алексеевском, в честь цесаревича, был заложен. Через пять лет Алексеевск был переименован в Свободный. В 1921-м здесь произошел так называемый «Амурский инцидент», заключающийся в серии сражений между двумя корейскими партизанскими отрядами. Целью одного из них было освобождение Кореи от японцев, а второй ориентировался на эмигрировавшее правительство Кореи. После этого освободительное движение корейцев было сильно ослаблено. В 30-х годах из города велось управление Бамлагом, а в 1941-45-х – Свободлагом. 

Когда Великая Отечественная война завершилась, Свободный начал активно развиваться, в итоге став вторым в области по промышленности. К 1960 году у предприятий валовой объем стал почти в 5 раз больше, чем до начала войны. Их продукция была востребована не только в Советском Союзе, но и за рубежом, и не только у государств, принадлежащих к соцлагерю. Открылось по несколько десятков медицинских и учебных учреждений. Активно возводилось жилье. Были разбиты шесть парков и ряд скверов. 60-80-е стали временем максимального расцвета города. Промпредприятия еще больше увеличили свое производство. Главным из них был завод «Автозапчасть», который в том числе, работал на оборонку. В 1962-м был основан городской речной порт. В 1980-м начал функционировать завод железобетонных изделий. К концу 80-х Свободный застраивался целыми микрорайонами. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector