Свободный
Содержание:
Маршруты на карте Свободного. Транспортное сообщение
Свободный находится в отдаленности от Благовещенска на 146 км и выполняется важную функцию в жизнеобеспечении путей сообщений в Амурской области. Так в городе имеется одна из главных развязочных железнодорожных станций — ж/д вокзал Свободный (Свободный, Линейная улица, 40/1), а также водных и автомобильных путей.
В черте города находится морской порт с одноименным названием «Свободный», который с некоторого времени не осуществляет функционирование.
Для автодорог Свободный имеет особое значение, так как через него проходит автомобильная дорога регионального значения Р468 Благовещенск — Циолковский.
Общественный транспорт состоит из пассажирских рейсовых автобусов, которые действуют согласно установленному расписанию, а также осуществляют свою деятельность маршрутные такси.
Важно! На карте Свободного с улицами можно детально ознакомится с месторасположением остановок общественного транспорта
Свободный на карте России: география, природа и климат
Территориально город расположился по правому берегу реки Зея. Площадь города на карте Свободного со спутника составляет 225 км2. В состав города входит Речной вокзал, а также 2 железнодорожные станции:
- Свободный.
- Михайло-Чесноковская.
Город выполняет функцию транспортной развязки и транспортного узла для железнодорожного, водного и автотранспорта. Особое значение имеет район Свободненский – в его состав входит космодром «Восточный».
Город делится на две части – промышленный и жилой районы. Жилая часть города составляет 20 км2. Промышленный район располагается вдоль железнодорожной станции Михайло-Чесноковская. Здесь же город делиться на несколько районов:
- Ударный.
- Советский.
- Дубовка.
В городе преобладает холодная погода. Самый холодный месяц в году – январь, температура в этот период опускается до -28 градусов. Осадки выпадают достаточно редко, что обеспечивает в городе сухой климат и суровые зимы. Уровень осадков зимой составляет менее 10% от годовой нормы.
Летом в Свободном выпадает большая часть осадков и преобладает сильный порывистый ветер, что даже при высокой температуре создает ощущения промозглости. Месяц, в котором выпадает наименьшее количество осадков – июль. Такое поведение погоды характеризуется ветрами, которые дуют с берегов Тихого океана.
Холода приходят в Свободный рано – в конце августа устанавливается холодная погода с заморозками.
Достопримечательности города Свободный
Основные достопримечательности города свободного представляют собой памятники, которые разбросаны по всему периметру города, и характеризуют тот или иной исторический отрезок существования города. Помимо, памятников гостям города может быть интересно, посетить:
- Самую протяженную детскую ж/д дорогу – центральная достопримечательность города. Протяженность этой дороги составляет 11 км.
- Дом-музей Комарова – дом, в котором проживал один из главных поэтом и журналистов социалистического периода.
Памятники, имеющие историческое значения для города:
- Памятник Жертвам японского террора – представляет собой братскую могилу, год основания – 1920.
- Памятник войнам-землякам – установлен в честь памяти погибшим в годы Гражданской и Отечественной войны.
- Пятник «Красная гвоздика» — год основания памятника 1967.
- Пятник 23 борцам – установлен в память о борьбе за Советскую власть и казни борцов японцами.
- Пятник пароходу «Мудрец» — располагается на территории пляжа.
- Пятник «Офицеру России» — памятник выполнен в натуральную величину и посвящен защитника страны.
На карте Свободного с домами можно ознакомится с точным расположением всех достопримечательностей города.
История и экономика Свободного:
До весны 1912 года территория будущего города была незаселена, в большей своей части покрыта лесом из лиственных и хвойных пород. Город был основан в 1912 под именем Алексеевск (в честь наследника российского престола цесаревича Алексея) при сооружении Амурской железной дороги и железнодорожного моста через Зею. В апреле 1917 городское самоуправление переименовало Алексеевск в Свободный, Временное правительство России утвердило название 3 июля.
Экономика города Свободный:
Ведущие отрасли промышленности города: машиностроение, производство строительных материалов. ООО «Стройдетали» — одно из промышленных предприятий города. Основная продукция предприятия — сборный железобетон, бетон, столярные изделия, металлоконструкции, необходимые в промышленном и гражданском строительстве.
Свободненский вагоноремонтный завод — одно из старейших предприятий города. Это единственное предприятие от Байкала до Тихого океана, которое осуществляет капитальный ремонт грузовых вагонов и модернизацию полувагонов с продлением срока полезного использования.
Предприятия малого бизнеса производят: хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия, безалкогольные напитки, колбасные изделия, мясные деликатесы, молочные и макаронные изделия, различные металлопластиковые конструкции, деревянные изделия, электрооборудование, а также оказывают услуги по бытовому обслуживанию населения. Отраслевая структура малого бизнеса за последние годы практически не изменилась. Более успешное его развитие наблюдается в таких отраслях экономической деятельности как оптовая и розничная торговля (79 %), транспорт и связь (4,5 %), обрабатывающее производство (3 %), предоставление прочих услуг (13,5 %). Более 80 % предприятий, выпускающих продукты питания, относятся к субъектам малого предпринимательства.
Город Свободный — крупный транспортный узел, располагается на пересечении железнодорожного, водного и автомобильных магистралей. Город является крупной станцией Забайкальской железной дороги.
Действует речной порт «Свободный». Автомобильным сообщением город связан с областным центром, северными, восточными и южными районами области.Расстояние между городом и областным центром Благовещенском составляет 146 км.
Численность населения Свободного на 2021 год. Количество жителей Свободного
Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.
Количество жителей Свободного | Годы |
---|---|
61 600 человек | 2006 год |
60 800 человек | 2007 год |
60 000 человек | 2008 год |
59 286 человек | 2009 год |
58 778 человек | 2010 год |
58 800 человек | 2011 год |
57 713 человек | 2012 год |
57 065 человек | 2013 год |
56 246 человек | 2014 год |
55 159 человек | 2015 год |
54 536 человек | 2016 год |
54 156 человек | 2017 год |
53 678 человек | 2018 год |
53 404 человек | 2019 год |
54 017 человек | 2020 год |
52 918 человек | 2021 год |
График изменения численности населения Свободного:
Численность населения Свободного в 2015 году составила примерно 55,1 тысяч человек. По этому показателю город является третьим в Амурской области после Благовещенска и Белогорска.
Проживают в нем следующие народы: русские, белорусы, украинцы, азербайджанцы, армяне и китайцы.
Этнохороним: свободненец, свободненцы.
История города
В 1858 году Приамурье вошло в состав России. Выходцы из Суражевского уезда Черниговской губернии на правом берегу Зеи в 190 км от устья в 1901 году основали деревню и назвали ее Суражевка. Со строительством Амурской железной дороги, начавшееся в 1908 году, положение Суражевки коренным образом изменилось. Деревня становится бойким торговым местом. Суражевка растет, возникают все новые и новые улицы, деревня превращается в поселок городского типа. Центральной улицей становится Миллионая (Кирова), возникают улицы Кабинетская, Веселая и другие. К 1911 году в Суражевке было 48 магазинов, гостиница, 2 постоялых дворов, 3 бани, парикмахерская, салон фотографии, 8 столовых, действовали пивоваренный, винный заводы, паровая мельница с лесопилкой — всего существовало 124 предприятия с годовым оборотом до 850 тысяч рублей. В Суражевке было несколько филиалов крупных торговых фирм (универсальные магазины Нобеля, «Кунст и Альберс», «Чурин и Ко»), несколько мануфактурных магазинов Шпилёва, Ухова.
Место пересечения реки Зеи и железнодорожной магистрали имело все данные для строительства крупного города. 26 января 1911 года на межведомственном совещании в г. Благовещенске было принято решение об устройстве города в районе деревни Суражевка. Решение было также просить разрешение о наименование проектируемого города Алексеевском в честь наследника престола цесаревича Алексея. Проектный план города был разработан применительно к новейшим требованиям распланировки городов. По проекту улицы строящегося города были распределены на магистральные и жилые. Ширина магистральных улиц планировалась 32 метра, жилых — 24. Было запроектировано 403 строительных квартала, 15 площадей, 15 магистральных и 121 жилая улица. Протяженность уличных сетей — 126 вёрст. Были отведены места для размещения рынков, церквей, садов, парков и бульваров.
Весной 1912 года на территории будущего города появились первые засельщики. Расчищали участки будущих улиц, рыли колодцы, строили временные жилища. Для официальной закладки города пароходом приехали из Благовещенска приамурский генерал-губернатор Гондатти с многочисленной свитой, начальник переселенческого Управления Голюк, архиерей с причтом. Ранним утром многолюдная процессия во главе с генерал-губернатором двинулась по времянке из Суражевки на территорию, где началось строительство собора. В районе теперешней материальной базы около школы № 5 торжественно было освящено место для строительства главного собора города. Затем торжественная процессия двинулась к территории будущей Театральной площади (ныне площадь имени С. Лазо). Здесь уже был заранее воздвигнут обелиск высотой в 7 метров, вершину его венчал российский государственный герб — двуглавый орёл. Архиерей отслужил молебен, генерал-губернатор Гондатти произнёс краткую речь, после чего к обелиску была прикреплена мраморная доска с надписью о дате закладки города и о его название. Так, 30 июля (12 августа по новому стилю) 1912 года был заложен новый город и назван Алексеевском в честь наследника престола царевича Алексея, сына Николая II.
Главную улицу города назвали Княже-Алексеевской ( ныне ул.Ленина). Самым крупным промышленным предприятием был Алексеевский казенный завод, на котором работало 700 человек. В Алексеевске работали мужская гимназия (располагалась в старом здании t кооперативного техникума), женская гимназия (бывший филиал средней школы № 8 по ул. Советской), учительская семинария, открытая на базе церковно-приходской школы (теперь эта школа занимает 2-й этаж учебно-производственного комбината), Гондаттьевская 4-классная министерская школа. В Суражевке существовала Чуринская 4-классная министерская школа, в которой работал замечательный педагог Щепа Михаил Андреевич.
Кроме того, с 1914 года существовало Ольгинское начальное училище по улице Гоголя у ручья Раздольного. С 1913 года работала начальная школа в Дубовке (сейчас школа № 10). Существовали также кинематограф в Суражевке, принадлежавший Некрасову, клуб «Солей», где также демонстрировались немые кинофильмы под музыкальное сопровождение (бывший кинотеатр имени Лазо). Существовала так называемая «общественная читальня», театр.
В феврале 1917 года в Петрограде произошла буржуазная революция. 10 (23)марта на Театральной площади состоялся гражданский митинг, где было принято решение переименовать город Алексеевск в город Свободный. Новое название города было утверждено Временным правительством 3(16) июля 1917 года.
Общие сведения и история
Свободный расположен на юге Амурской области, в 115 километрах от ее столицы, на реке Зея. Является столицей Свободненского района, а также моногородом с тяжелой социально-экономической ситуацией. Недалеко от города ведется строительство космодрома «Восточный». Площадь города — 225 км².
В процессе строительства Амурской железной дороги, были запланированы места для образования вдоль нее населенных пунктов различных статусов. На месте пересечения дороги с Зеей было решено построить большой город. Так как предполагалось, что он станет главным городом Приамурья, 14 тысяч местных жителей захотели в нем жить. В 1911 году было официально решено построить город рядом с деревней Суражевкой, на территории, большей частью покрытой лесом. Был разработан его проектный план. Летом 1912 года город, названный Алексеевском, в честь цесаревича, был заложен. Через пять лет Алексеевск был переименован в Свободный. В 1921-м здесь произошел так называемый «Амурский инцидент», заключающийся в серии сражений между двумя корейскими партизанскими отрядами. Целью одного из них было освобождение Кореи от японцев, а второй ориентировался на эмигрировавшее правительство Кореи. После этого освободительное движение корейцев было сильно ослаблено. В 30-х годах из города велось управление Бамлагом, а в 1941-45-х – Свободлагом.
Когда Великая Отечественная война завершилась, Свободный начал активно развиваться, в итоге став вторым в области по промышленности. К 1960 году у предприятий валовой объем стал почти в 5 раз больше, чем до начала войны. Их продукция была востребована не только в Советском Союзе, но и за рубежом, и не только у государств, принадлежащих к соцлагерю. Открылось по несколько десятков медицинских и учебных учреждений. Активно возводилось жилье. Были разбиты шесть парков и ряд скверов. 60-80-е стали временем максимального расцвета города. Промпредприятия еще больше увеличили свое производство. Главным из них был завод «Автозапчасть», который в том числе, работал на оборонку. В 1962-м был основан городской речной порт. В 1980-м начал функционировать завод железобетонных изделий. К концу 80-х Свободный застраивался целыми микрорайонами.