Коми, гуд бай! почему жители республики массово покидают регион?
Содержание:
- Освоение земель у реки Ухты
- Как добраться в Ухту из Санкт-Петербурга
- Численность населения Ухты на 2021 год. Количество жителей Ухты
- Старый город
- Улица Алексеева
- Где находится город Ухта на карте России
- Добыча нефти
- Проспект Зерюнова
- Улица Алексеева
- Транспорт
- Первое поселение
- Расположение
- Ухта
- Лагерные времена
- Экономика
- Улица Сенюкова
- Население города (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Маршрут для осмотра самостоятельно на 1 день
- Образование
- Улица Кремса
Освоение земель у реки Ухты
На карте Архангельской губернии 1846 г. река уже носит название — Ухта. И уже в настоящее время в Википедии более подробно: Ухта — река в Республике Коми, левый приток реки Ижмы. Длина 199 км. Ухта образуется от слияния речек Войвож (длина 29 км) и Лунвож (длина 29 км), которые берут начало с восточных отрогов Тимана на высоте 240 и 210 м. Главные притоки Ухты: Лоим (27 км), Чуть (48 км) — левые, Тобысь (106 км) — правый.
Из-за сурового климата и отсутствия круглогодичных путей сообщения территория, прилегающая к берегам реки, долгое время оставалась малонаселённой и совсем не освоенной, хотя о находках здесь нефти было известно ещё в XV веке. Путешественники описывали, как люди, жившие у берегов реки Ухты, собирали нефть с поверхности реки и использовали её в медицинских целях и в качестве масел и смазок. Нефть, собранная с реки Ухты, впервые была доставлена в Москву в 1597 году. Нефтедобычей занимались рудоискатель Г. И. Черепанов, архангельский предприниматель Ф. С. Прядунов и купец М. К. Сидоров.
Но не будем глубоко углубляться в историю освоения нефтяных богатств Ухты, тем боле, что речь идет о реке. Немногочисленные экспедиции путешественников и предпринимателей, приезжавших на Ухту, больше всего интересовали ее недра, а о реке писали немногие. Лучше всего это сделал Александр Анатольевич Толубеев в своей книге «Река Ухта, нефтяные месторождения в ее районе, пути сообщения и население». Вот как он описывает реку Ухту после посещения в 1910 году:
Написано, конечно, немного суховато, как и полагается в отчете, но информативно.
И еще выдержка из книги Толубеева:
В годы Советской власти, в период освоения Ухты лес по берегам реки интенсивно вырубался. Поселок Чибью, а затем и город Ухта строился и был практически весь деревянный. Лес отправлялся и в другие регионы страны. Много леса. Его заготовка велась в основном зимой. Древесина складывалась в катища для молевого сплава.
Весной, после того как сходил лед, лес сплавлялся. В Ухте, на правом берегу реки, как раз напротив железнодорожного техникума, была построена лесопилка. Реку в этом месте перегораживали бонами, устраивая запань, скопившийся лес вручную, баграми подтаскивали к берегу на бревнотаску и дальше на сушку и распиловку.
Схема эта функционировала до конца 60-х годов прошлого века. Сегодня вдоль реки вы уже не найдете того леса, а уж лиственицы и подавно. Вырублено было все подчистую, а о лесовосстановлении тогда никто и не задумывался. Толубеев, как и многие другие путешественники, отмечали, что вода в реке Ухте чиста и прозрачна и пригодна для питья, что нельзя сказать о современном состоянии реки. А ещё река была богата рыбой. Хариус, сиг, язь, чир, плотва, окунь, щука, налим и, конечно же, сёмга, которая шла каждый год на нерест в конце августа, начале сентября. Вылупившаяся из икринок молодь ещё 2-3 года набиралась сил в реке и готовилась для далёкого плавания в северные моря. Как – то, в конце 80-х, я разговорился с инспектором «Рыбнадзора», который поведал неожиданную для меня информацию. Оказывается, существовало так называемое Водненское семужье стадо численностью до 4 тысяч голов. Река Ухта до сих пор относится к категории семужье-нерестовых. Только вот где сегодня та сёмга, да и другой рыбы в реке заметно поубавилось. Молевой сплав, когда дно реки от верховьев до города было усеяно топляками, и гниющая древесина отравляла воду, сбросы нефтеперерабатывающего завода и самого города никак не способствовали сохранению речной ихтиофауны.
Как добраться в Ухту из Санкт-Петербурга
Город Ухта находится от Санкт-Петербурга на расстоянии 1719 км. Преодолеть данную дистанцию между этими населенными пунктами удобнее на самолете, но также все желающие могут отправиться в Республику Коми на железнодорожном экспрессе, автобусе, арендованном или собственном автомобиле.
Самолетом
Из Санкт-Петербурга до Ухты и обратно летает только один самолет модели Bombardier CRJ200LR. Вылеты осуществляются из аэропорта Пулково. Услуги авиационного сообщения предоставляет компания Северсталь. Большинство пассажиров данного рейса — это вахтовые рабочие, которые трудятся на местных промышленных предприятиях.
Средняя стоимость билета на самолет сообщением Санкт-Петербург — Ухта составляет 5529 руб. Даты полетов зависят от графика и режима работы сотрудников промышленных предприятий, которые прилетают в Ухту на вахту.
Железнодорожным транспортом
Между Санкт-Петербургом и Ухтой действует прямое железнодорожное сообщение. Это пассажирский поезд №078Я, который курсирует ежедневно. Отправление из Ладожского вокзала Санкт-Петербурга в 10-20 ч., а прибытие в Ухту в 18-49 ч.
Пассажирам, которые выбрали данный вид транспорта, придется провести в пути около 32 ч. Средняя стоимость плацкартного билета для взрослого человека составляет 3384 руб. Тем, кто желает ехать в купе, необходимо заплатить за проезд 3896 руб.
Все вагоны данного поезда оснащены биотуалетами, кофемашинами, кондиционерами и электрическими розетками. Преимуществом железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Ухтой является возможность преодолеть огромное расстояние в комфортных условиях, отдыхая на чистой постели.
К недостаткам данного путешествия можно отнести длительный период времени, который придется провести в пути. При этом большинство вагонов плацкартного типа, а количество купейных мест всегда ограничено.
Автобусное сообщение
Между Санкт-Петербургом и Ухтой нет прямого автобусного сообщения. Все желающие, воспользоваться этим видом междугороднего транспорта, могут доехать до Сыктывкара. Автобус Санкт-Петербург — Сыктывкар доставляет пассажиров ежедневно на автовокзал и ж/д станцию столицы Республики Коми.
Отправление из Санкт-Петербурга происходит в 20-40 ч от ТРК «Невский» сразу же возле метро Улица Дыбенко. Автобус приезжает в Республику Коми на следующий день в 19-30. По прибытию в Сыктывкар можно переночевать в местной гостинице, а на следующее утро сесть на междугородний автобус, идущий в Ухту. Все местные маршруты описывались в разделе выше.
Средняя стоимость автобусного сообщения между Санкт-Петербургом и Сыктывкаром составляет 2150 руб.
Автомобильные трассы
Расстояние между Санкт-Петербургом и Ухтой составляет 1719 км. Люди, которые пожелают отправиться в Республику Коми на собственном автомобиле, должны будут провести в пути около 30 ч.
Чтобы добраться до пункта назначения максимально быстро и безопасно, необходимо ехать по следующим трассам:
- Санкт-Петербург — Шлиссельбург. Двигаться по территории Ленинградской области около 51 км.
- На отрезке трассы Шлиссельбург-Тихвин в восточном направлении 181 км.
- По трассе Тихвин — Пикалево необходимо проехать 59 км.
- Дорога Пикалево-Череповец потребует провести за рулем еще 257 км. Это территория Вологодской области.
- Выехав на трассу Череповец-Тотьма, необходимо проехать 548 км.
- По дороге Тотьма-Великий Устюг придется проехать 269 км.
- От Великого Устюга до населенного пункта Красавино необходимо преодолеть 28 км.
- По трассе Красавино-Котлас потребуется проехать 38 км. Это территория Архангельской области.
- От Котласа до населенного пункта Вычегодский проехать еще 17 км.
- Отрезок пути Вычегодский — Коряжма потребует преодолеть 21 км.
- От Коряжмы до Жешарта необходимо проехать еще 196 км.
- По дороге Жешар-Емва следует двигаться 111 км.
- Дорога Емва-Водный состоит из 211 км.
- По трассе Водный-Ухта необходимо проехать еще 25 км, чтобы оказаться в пункте назначения.
В условиях среднего расхода топлива 8 л на 100 км в легковой автомобиль необходимо залить не менее 146 л бензина. В среднем данная поездка обойдется в 7032 руб. Это только расходы на топливо.
Ухта — это город с населением в 90 тыс. человек, который находится на территории Республики Коми. Данное поселение расположено в центральной части РФ, но несмотря на это его климатические условия Близки к Крайнему Северу.
Вокруг Ухты сосредоточено большое количество рек и заболоченных лесов. Через железнодорожную станцию города проходят транзитные поезда, которые сообщаются с Москвой, Адлером, Воркутой. В Ухту можно добраться любым видом транспорта. Из Москвы и Санкт-Петербурга летают самолеты сразу нескольких авиакомпаний.
Численность населения Ухты на 2021 год. Количество жителей Ухты
Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.
Количество жителей Ухты | Годы |
---|---|
103 300 человек | 2006 год |
103 500 человек | 2007 год |
103 400 человек | 2008 год |
103 407 человек | 2009 год |
99 591 человек | 2010 год |
99 600 человек | 2011 год |
99 847 человек | 2012 год |
99 513 человек | 2013 год |
99 155 человек | 2014 год |
98 894 человек | 2015 год |
98 293 человек | 2016 год |
97 806 человек | 2017 год |
97 087 человек | 2018 год |
95 960 человек | 2019 год |
93 716 человек | 2020 год |
92 479 человек | 2021 год |
График изменения численности населения Ухты:
По состоянию на 2015 год в городе проживает примерно 98,9 тысяч человек, что ставит его на 2 место в республике и на 168-е в России (2014 год).
В начале 2010 года в Ухте проживало 103 675 горожан и он занимал 161-е место в стране, но к концу того же года из-за снижения населения на 4 тысячи человек, город утратил статус стотысячника.
Этнохороним: ухтинец, ухтинка, ухтинцы.
Старый город
В старом городе можно увидеть интересную архитектуру. Старинные здания когда-то в СССР были созданы по проектам талантливых архитекторов П. К. Мурзина и Жижимонтова. Один из них был заключенным. Хотя они оба были из Москвы, в старом городе прослеживается ленинградский стиль.
Старый город, построенный в 50-х годах, выгодно выделяет Ухту среди других городов с нефтяной промышленностью. Улицы широкие, здания все разные, но в общем стиле. На самих домах очень много мелких и крупных декоративных элементов времен СССР. Чувствуется хоть и короткая, но и интересная история.
Есть краеведческий музей, а рядом памятник в виде камня, суровый и угрюмый, посвященный безвинным жертвам репрессий. В городе есть и техникумы: Горный и Железнодорожного транспорта. Сохранились и те самые деревянные бараки, и здания, с которых начинался поселок Чибью, впоследствии ставший Ухтой.
В Ухте можно увидеть мемориал и часовню, посвященные памяти погибшим во время пожара в торговом центре «Пассаж». Сгорело заживо 25 человек, в основном это были сотрудники ТЦ. По официальной версии — поджог, двоих подростков осудили на пожизненное заключение.
Интересное впечатление производит храм Стефана Пермского. Глядя на него, сложно поверить в церковное назначение этого здания. С виду — это обычный дом культуры, хотя очень красивый. И действительно, раньше в нем располагался ДК нефтяников. Только в 1994 году его переделали в храм. Говорят, что архитектор Жижимонтов, проектировавший это здание, был человеком верующим и всегда мечтал возвести храм. Таким образом, его мечта сбылась, но не сразу, а примерно через половину столетия. Однако мечты сбываются, несмотря ни на что.
Улица Алексеева
Алексеев Александр Иванович — начальник Управления кадров Управления Федеральной Службы Безопасности (ФСБ) Российской Федерации по Республике Коми, подполковник. С февраля 1996 года А. Алексеев находился в служебной командировке в Управлении Федеральной службы безопасности России по Чеченской Республике. Погиб при прорыве из окруженного боевиками здания общежития УФСБ в Грозном, в ночь с 8 на 9 августа. Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 1996 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга», подполковник Александр Алексеев посмертно был удостоен звания Героя Российской Федерации. Его именем названа улица в северо-западном районе Ухты на правом берегу реки Чибью. В декабре 2020 года в Ухте состоялось открытие памятника Александру Алексееву.
Где находится город Ухта на карте России
Ухта — это город, который находится в центральной части субъекта РФ Республики Коми. Населенный пункт расположился на холмистом плато, разрезанном ручьями и водными заплывами, относящимися к бассейну реки Ижма.
Ухта, Россия
Большинство водораздельных пространств, которые окружают Ухту, являются заболоченными. Многие территории считаются не проходимыми, а передвижение по пересеченной местности возможно только с применением специального транспорта.
В непосредственной близости к Ухте протекают следующие реки:
- Седью;
- Ухта;
- Кедва;
- Тобысь.
Территория города одновременно лежит на водоразделе и в дельте реки Ухта в границах пониженного участка Тиманского кряжа.
Данный населенный пункт граничит с г. Сосногорск, а также следующими районными центрами:
- Ижемский;
- Корткеросский;
- Княжпоготский;
- Усть-Куломский.
Город Ухта находится на удалении 314 км по направлению к северо-востоку от столицы республики — Сыктывкара. Климатические условия населенного пункта классифицируются, как умеренно-континентальные.
В Ухте продолжительная холодная зима с очень коротким прохладным летом. Среднегодовая температура находится в пределах -1,1 °С. Фактор погодных условий местности необходимо учитывать всем путешественникам во время планирования поездки в Ухту.
Добыча нефти
Впервые нефтяной промысел организовал в 1745 году рудознатец Прядунов. Можно сказать, что город Ухта — это где сегодня в Коми добывают нефть. Но так было не всегда. Вначале ее черпали из колодцев и родников. Перегонка осуществлялась в Москве, в лаборатории было привезено 3,6 тонны «горючей воды». По современным меркам немного, но это только начало. Уже тогда эту нефть оценили по достоинству, ее исследовали в Гамбурге и признали «не хуже итальянской». Нефть добывали очень медленно путем черпания с поверхности воды и из прибрежных ям.
Для этого специально на реке, на месте, где расположен нефтяной ключ, возводили деревянный сруб и делали водорез (каменную плотину для отгораживания сруба от реки). Внутри него ставили специальную емкость с отверстием на дне, через него нефть текла самостоятельно, поднимаясь к поверхности воды. Уже оттуда ее вычерпывали ковшами из бересты.
На сегодняшний момент эта технология кажется малоэффективной, но на тот момент альтернативы не было. Вскоре начались несчастья: сначала во время разлива реки был уничтожен добывающий колодец, затем Прядунова посадили в тюрьму из-за неуплаты десятины. Об ухтинской нефти вспомнили только в 1868 году, и добыча возобновилась благодаря купцу Сидорову. Он выделил средства на бурение скважины.
Тогда это уже был не единственный район добычи, были уже скважины в Галиции и в Баку. Под руководством Сидорова было добыто около 33 тонн нефти. Местное черное золото исследовал сам Менделеев и высоко оценил его качества.
Проспект Зерюнова
Указ Главы Республики Коми от 03.02.1998 N 37
“О присвоении проспекту в городе Ухте имени А.И.Зерюнова“
Руководствуясь Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Коми, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета Республики Коми от 20 апреля 1993 г. N 52-8, постановляю: Присвоить новому проспекту в городе Ухте, застраиваемому на правом берегу реки Чибью в границах кварталов III, VIII, XI, имя Зерюнова Александра Ивановича, бывшего председателя Ухтинского горисполкома, бывшего заместителя Председателя Совета Министров Республики Коми, внесшего значительный вклад в социально-экономическое развитие города Ухты, и впредь именовать его — проспект А.И.Зерюнова.
Глава Республики Коми Ю.СПИРИДОНОВ
А.И. Зерюнов – первый заместитель председателя и председатель Ухтинского горисполкома в 1970-1983гг. Александр Иванович Зерюнов, пожалуй, самая легендарная фигура в истории Ухты. И хотя мнения о нем зачастую разнополярны – от неприязни до полного восторга, надо честно признать, что он был, как говорят сегодня, самым эффективным менеджером среди прочих бывших и нынешних руководителей города. Факты вещь упрямая и говорят сами за себя. За то время, что Зерюнов руководил городом, были снесены все бараки на Пионер-горе. Из ветхого жилья люди переселялись в новые комфортные квартиры. Дома росли, как грибы, сначала на улице Чибьюской, затем на улицах Оплеснина и Дзержинского. В те годы строилось до 120 тысяч квадратных метров жилья в год. Эпоха Зерюнова ознаменовалась появлением в Ухте Дома техники и культуры, историко-краеведческого музея, нового хлебозавода и пивзавода, Центра микрохирургии глаза, водогрязелечебницы, дома быта «Сервис», здания шахматного клуба (сегодня он носит имя Зерюнова), детских садов, школ, Центральной библиотеки, двух корпусов Ухтинского индустриального института. Не каждый город Республики мог похвастаться такими объемами строительства. В 1983 году его перевели в Сыктывкар на должность заместителя председателя Совета министров Коми АССР. Умер А. И. Зерюнов в Сыктывкаре в июне 1993 года в возрасте 56 лет.
Памятная доска экс-мэру Ухты открыта в августе 2014 года, на доме по ул. Первомайской, 16/12, где он жил.
Улица Алексеева
Алексеев Александр Иванович — начальник Управления кадров Управления Федеральной Службы Безопасности (ФСБ) Российской Федерации по Республике Коми, подполковник. С февраля 1996 года А. Алексеев находился в служебной командировке в Управлении Федеральной службы безопасности России по Чеченской Республике. Погиб при прорыве из окруженного боевиками здания общежития УФСБ в Грозном, в ночь с 8 на 9 августа. Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 1996 года «за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга», подполковник Александр Алексеев посмертно был удостоен звания Героя Российской Федерации. Его именем названа улица в северо-западном районе Ухты на правом берегу реки Чибью. В декабре 2020 года в Ухте состоялось открытие памятника Александру Алексееву.
Транспорт
Итак, мы поговорили о времени и часовом поясе, в котором находится Ухта. Теперь нужно рассмотреть и транспортную сеть в городе. Перевозка пассажиров и различных грузов осуществляется нескольким способами.
Первый вид – это железнодорожный транспорт. В городе имеется станция, которая относится к Северной железной дороге. Здесь осуществляются как пассажирские, так и грузовые перевозки. Это направление проходит через несколько регионов на севере России, если говорить более точно – через Архангельскую, Костромскую, Вологодскую и другие области.
Для перемещений по городу удобнее всего использовать автобусы. Здесь проложено множество маршрутов, которые позволяют без проблем добраться в нужное место. Также постоянно курсируют пригородные и междугородние автобусы. На них можно отправиться из Ухты в Сыктывкар, Киров, Уфу и другие города. В последнее время рассматривается идея о создании здесь специальных троллейбусных маршрутов.
Первое поселение
Впервые на месте, где находится город Ухта, появился поселок Чибью, что произошло уже после революции, в 1929 году. Это было первое полноценное поселение. С 1933 года Чибью становится центром Ухтпечлага (одного из центров ГУЛАГа). Неблагоприятное и тяжелое время для людей, но давшее развитие поселку. Кроме того, благодаря своему расположению в самом центре Республики Коми, Чибью рос и развивался. Вскоре появилось новое название — Ухта. Одно время этот поселок городского типа даже хотели сделать административным центром региона, но все планы спутала война. В то же время Ухта получила статус города.
Расположение
Территория муниципального образования «Город Ухта» расположена в центральной части Республики Коми.
Граничит с муниципальными образованиями «Город Сосногорск», «Ижемский район», «Княжпогостский район», «Усть-Куломский район», «Усть-Цилемский район», «Корткеросский район».
Ухта расположена на полого-увалистом, холмистом плато, расчленённом реками и ручьями бассейна реки Ижмы. Наиболее крупные притоки Ижмы — реки Ухта, Седъю, Тобысь, Кедва. Водораздельные пространства заболочены.
Городская территория лежит на водоразделе и в долинах реки Ухты и её притока Чибью в пределах пониженной части Тиманского кряжа.
Ухта
Год основания: | 1929 |
Население: | 100 тыс чел |
Жители: | ухтинцы |
Часовой пояс: | UTC+3 |
Время: | московское |
Телефонный код: | +7 82167 |
Почтовый индекс: | 169300 |
В дореволюционный период большая часть территории района входила в Печорский уезд Архангельской губернии. В Средние века земли коми входили в состав владений Новгородской республики, в конце XV века отошли к Московскому княжеству. Важнейшим товаром, вывозимым за пределы территории, была пушнина. Из-за сурового климата и отсутствия круглогодичных путей сообщения территория долгое время оставалась малонаселённой, хотя о находках здесь нефти было известно ещё в XV веке.
В Ухте началась первая в России добыча нефти. Начало Ухтинским нефтепромыслам, расположенным на реке Ухте и её притоках Чути, Яреге, Нижнему Доманику, Чибью и Лыаёль, было положено в 20-х годах XVI века. В 1745 году рудоискатель Г. И. Черепанов «сыскал» нефтяной ключ, который истекал со дна реки. Вероятно, на его базе архангельский рудоискатель Ф. С. Прядунов основал промысел. В 1745 году Берг-коллегия, учреждённная Петром Великим в 1719 году для заведования горным производством, разрешила основать на р. Ухте первый в России нефтяной «завод», который в 1753 году перешёл к вологодскому купцу А. И. Нагавикову, а затем к яренскому купцу М. С. Баженову.
Возникновение города связано с разработкой нефтяных месторождений. 21 августа 1929 г. из Архангельска крупная экспедиция, в составе которой было 125 человек заключенных (политических, уголовников, «бытовиков»), раскулаченных, ссыльных, вольнонаемных работников, охранников, прибыла к устью реки Чибью. Началось строительство поселка, получившего название Чибью (с 1939 г. — Ухта). К весне 1930 г. построили буровую, а осенью скважина дала промышленный приток девонской нефти.
В 1943 году рабочий поселок Ухта получил статус города. После войны высокими темпами развивались нефтегазовая и перерабатывающая промышленность, промышленность строительных материалов и стройиндустрии. Для доставки нефти и газа были построены трубопроводы. В настоящее время Ухта обладает развитым промышленным потенциалом, разнообразной и хорошо изученной сырьевой базой, ее экономика отличается преобладанием перерабатывающих отраслей, наличием хорошо развитой производственной, строительной и транспортной инфраструктуры. В Ухте также сформирован квалифицированный, включая научно-технический, кадровый потенциал на предприятиях нефтепереработки, шахтной добычи нефти, машиностроения, строительной индустрии. В городе работает несколько научно-исследовательских и проектных институтов в области геологоразведки, эксплуатации и проектирования объектов нефтегазовой промышленности.
Окруженная со всех сторон отрогами Тимана, Ухта красива по-своему, особенно та часть города, которая построена в 1952—1958 гг. по проектам архитекторов П. К. Мурзина и Н. П. Жижимонтова. Ансамбль улицы Мира и примыкающих к ней кварталов, жителями города называемый «Старый город», подкупает своей теплотой, архитектурным единством, цветовым решением, своим особым вкраплением архитектурных деталей, благоустройством и озеленением.
Лагерные времена
С Ухтой связан печально известный Ухтпечлаг. Ухтинско-Печорский лагерь включал в себя огромную территорию в 1,5 миллиона км2 с центром в Ухте. Какая область обширная, а вся посвящена тюрьме! В нее в том числе входили верхнее и среднее течения Вычегды, бассейн Печоры. Лагеря также захватили Тиманский кряж. Если искать на старых картах России, в какой Ухта области, то на них она значилась как Автономная область Коми. Сегодня же она входит в состав не области, а другого субъекта Федерации — Республики Коми.
Управление Ухтпечлага располагалось в Чибью (нынешняя Ухта). С 1931 года это один из тюремных центров ГУЛАГа. По тракту сюда привозили все новых и новых заключенных.
Бараки были переполнены, по данным, здесь находилось около двух тысяч человек. В 1929 году тут открылся механико-ремонтный завод. Именно благодаря репрессированным поселок начал свое интенсивное развитие, происходило освоение севера. У заключенных было много тяжелой и опасной для жизни работы, не все дожили до своего освобождения. Они добывали уголь, в лабораториях получали радий из местных радиоактивных вод, существенно увеличили объем добытой нефти. В верховьях реки Ярега была построена единственная в мире нефтяная шахта, где начали добывать тяжелую нефть. Даже был организован профтехникум, где из заключенных готовили нужных специалистов.
Экономика
Необходимо поговорить и о такой важной составляющей города, как экономика. В Ухте ее основой является нефтяная и газовая промышленность
Здесь расположено несколько крупных предприятий, задействованных в этой отрасли. Добыча нефти началась здесь очень давно. Если обратиться к истории, то геологическое изучение этих мест относится еще к 1929 году. Тогда сюда приехал известный специалист Н. Н. Тихонович. Было принято решение пробурить несколько пробных скважин. А уже в 1930 году здесь возвели стационарную буровую установку и впервые осуществили добычу нефти. Как уже говорилось, город Ухта стал первым в России, где начали добывать это горючее.
Вокруг расположились различные вспомогательные объекты. Например, недалеко начала функционировать химическая лаборатория, где исследовались процессы бурения и многое другое, связанное с этой отраслью.
Для транспортировки добытого сырья необходимо было также развивать транспортную сеть. Для этого решено было построить автодорогу Усть-Вымь – Ухта. Ее длина составляла более 250 километров. Также началось строительство другого крупного пути – железной дороги, которая соединяла Котлас и Воркуту. Этот маршрут проходил через Ухту. Таким образом, нефть, добываемую в этих местах, начали транспортировать в крупные промышленные центры нашей страны.
Улица Сенюкова
В. М. Сенюков — выдающийся советский геолог-нефтяник. Один из инициаторов внедрения в практику нефтегазовых поисково-разведочных работ метода опорного глубокого бурения. Первый в СССР доктор геолого-минералогических наук (1938) — без защиты диссертации, за открытие месторождений нефти в Восточной Сибири. Василий Михайлович Сенюков немало способствовал развитию геологоразведочных работ в Коми АССР и Тимано-Печорской провинции, принимал активное участие в разработке стратегии и тактики поисков нефти и газа в республике, руководил многими исследованиями. Он был непременным участником почти всех геологических конференций в Коми АССР
Его доклады и выступления, опубликованные в материалах конференций, и сейчас привлекают внимание своей неординарностью, остротой, особым видением геологических проблем. В 1952 году был арестован и помещен на Лубянку
Причиной ареста могло послужить то, что представленный им план нефтеразведки в стране требовал огромных средств. Вскоре освобожден. Говорят, что именно к Сенюкову относились слова Сталина: «Дважды Сталинского лауреата расстрелять не могу позволить». Мемориальная доска установлена на улице Сенюкова, дом 3, 22 августа 1981года.
Население города (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Население Ухты на сегодняшний день составляет около 100 тысяч человек. Из всех городов России по количеству жителей Ухта находится на 171 месте. Всего в списке находится 1114 городов. Таким образом, можно сделать вывод, что Ухта – не самый маленький населенный пункт. Здесь, как и во многих других городах России, наблюдается тенденция оттока местных жителей. Этот процесс продолжается уже последние несколько лет, начался он в 2013 году. Для большей точности можно привести такие данные: в 2013 году численность населения составляла 99 513 человек, в 2014 – 99 155 человек, а в 2015 – уже 98 894 человека. Таким образом, мы видим, что количество местных жителей за последние 3 года уменьшилось.
Маршрут для осмотра самостоятельно на 1 день
Ухта, достопримечательности которой можно осмотреть самостоятельно, предлагает интересные маршруты для прогулок по городу и его окрестностям:
- Великолепный панорамный вид открывается на город с сопки Ветлосян.
- Стоит прогуляться по Старому городу, осматривая красивую архитектуру прошлого столетия.
- Посетить историко-краеведческий городской музей и познакомиться с богатыми традициями края.
- Осмотреть Октябрьскую и Первомайскую площадь, где проходят главные городские мероприятия и праздники.
- Посетить памятник Пушкину с удивительной лагерной историей.
- Заглянуть в Покровскую церковь или Стефановский храм.
- Познакомиться с экспозицией музея Природы земли.
- Осмотреть скульптуру Прометеям Севера и первопроходцам на высоком берегу Ухты.
- Прогуляться в Пионерском парке в центре города.
- Полюбоваться величием северной реки, прогуливаясь по городской набережной на высоком берегу.
- В вечернее время стоит увидеть инсталляцию подсвеченного профиля Ленина.
- Осмотр близлежащих заповедников и природных заказников может занять несколько дней.
Образование
О нашем университете остались положительные эмоции. Ректор высоко его ставит. ВУЗ довольно популярен в России и самый крупный профильный в северо-западе. Если честно, там не многому научат. Зато студенческая жизнь весьма увлекательна
Большое внимание уделено досугу студентов и спорту. Есть даже свой санаторий, в котором студенты могут отдыхать практически бесплатно
Но закончив самую престижную специальность университета, мне так и не удалось найти работу в городе. Поэтому теперь я вынужден ездить в поселок в 130 км от него, чтобы хоть как-нибудь повышать свои профессиональные навыки. И дело не в том, что я плохо искал. Проблема в том, что все места уже заняты на 40 лет вперед. Уже сейчас, каждый начальник производственного отдела, знает, где будет работать его сын, внук, племянник и зять. Серьезно, не стоит надеяться устроится в Транснефть, Газпром или Лукойл в этом городе, не имея связей. А ведь большинство людей и манят в Ухту высокие зарплаты и уровень жизни.
Улица Кремса
Андрей Яковлевич Кремс – советский геолог, Герой Социалистического Труда , профессор, доктор геолого-минералогических наук. В 1938 репрессирован, до 1940 года, будучи заключенным, работал геологом при проектировании первой в Советском Союзе Ярегской нефтяной шахты. В 1942 году А. Я. Кремс был назначен на должность главного геолога «Ухтижемстроя». В течение 34 лет А. Я. Кремс руководил геолого-разведочными работами и научными исследованиями по подготовке сырьевой базы на северо-западе европейской части России. В этот период здесь открыты более тридцати месторождений нефти и газа, в том числе уникальные Западно-Тэбукское и Усинское нефтяные, Вуктыльское газоконденсатное и другие. Эти открытия позволили создать в Республике Коми крупную нефтегазодобывающую промышленность и осуществить строительство газо- и нефтепроводов в центр и на северо-запад страны. Автор более 70 опубликованных работ по проблемам поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений, по формированию залежей и происхождению нефти и газа. В числе работ — монографии: «Вопросы формирования структур и залежей нефти и газа Южного Тимана»; «Основы шахтной разработки нефтяных месторождений»; «История советской геологии нефти и газа» и др. Заслуженный деятель науки и техники Коми АССР и РСФСР ; награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многими медалями. Его имя занесено в Книгу Вечной Трудовой Славы Коми АССР. Скоропостижно скончался 31 мая 1975 года. Похоронен в Ухте. В 1975 году имя учёного было присвоено улице, где в доме № 3 он проживал с 1959 года. В 1983 году его рабочий кабинет стал музеем-квартирой А. Я. Кремса, на доме установлена мемориальная доска.