Древнее вавилонское царство: местоположение, события, законы

Ссылки [ править ]

  1. ^ BM 33332.
  2. ^ BM 38122.
  3. ^ Столпер, Мэтью В. (1984). Элам: Обзоры политической истории и археологии .
  4. ^ Подани, Аманда Х. (2010). Братство королей . п. 62.
  5. ^ Франкфорт, Анри; Роаф, Майкл; Мэтьюз, Дональд (1996). Искусство и архитектура Древнего Востока . Издательство Йельского университета. п. 107. ISBN 978-0-300-06470-4.
  6. ^ Сери, Андреа (2012). Местная власть старой Вавилонской Месопотамии . С. 12–13.
  7. ^ Клинописные таблички в Британском музее . Британский музей. 1905. С. Таблицы 44 и 45.
  8. ^ Бадж, EA Уоллис (Эрнест Альфред Уоллис); Кинг, LW (Леонард Уильям) (1908). Путеводитель по вавилонским и ассирийским древностям . Лондон: Отпечатано по заказу Попечителей. п. 147.
  9. ^ Для полной транскрипции: «CDLI-Archival View» . cdli.ucla.edu .
  10. ^ Король, Леонард Уильям (1969). История Вавилона .
  11. ^ Король, Леонард Уильям (1969). История Вавилона .
  12. ^ Король, Леонард Уильям (1969). История Вавилона .
  13. Ру, Жорж (27 августа 1992 г.), «Время замешательства» , Древний Ирак , Penguin Books , стр. 266, ISBN 9780141938257
  14. ^ Luckenbill, DD (1984). Имя Хаммурапи . п. 253.
  15. ^ Куган, Майкл Д. Древние ближневосточные тексты . Издательство Оксфордского университета. С. 87–90.
  16. ^ Подани, Аманда Х. (2010). Братство королей . п. 65.
  17. Кленгель-Брандт, Эвелин. Bbaylon .
  18. ^ Подани, Аманда Х. Братство королей . п. 70.
  19. ^ Подани, Аманда Х. (2010). Братство королей . п. 72.
  20. ^ Moorey, PRS (1978). Древние ближневосточные цилиндрические печати .
  21. ^ Куган, Майкл Д. Древние ближневосточные тексты . Издательство Оксфордского университета. С. 87–90.
  22. ^ Кодекс Хаммурапи .
  23. ^ Шарпен, Доминик. Я солнце Вавилона «солнечные аспекты царской власти в старовавилонской Месопотамии».
  24. ^ Хубер, Питер (1982). «Астрономическое датирование Вавилона I и Ура III». Монографические Журналы Ближнего Востока : 41. Bibcode1982adbi.book ….. H .
  25. ^ Райнер, Эрика; Д. Пингри. Вавилонские планетные знамения Венера, Скрижаль Аммисадуки .
  26. ^ Келли, Дэвид Х .; EF Milone; Энтони Ф. Авени (2004). Изучение древнего неба: энциклопедический обзор археоастрономии . Нью-Йорк: Спрингер. ISBN 0-387-95310-8.
vтеДревняя Сирия и Месопотамия
Сирия Северная Месопотамия Южная Месопотамия
c. 3500–2350 гг. До н. Э. Семитские кочевники Шумерские города-государства
c. 2350–2200 гг. До н. Э. Аккадская империя
c. 2200–2100 гг. До н. Э. Гутианы
c. 2100–2000 гг. До н. Э. Третья династия Ура ( шумерский ренессанс )
c. 2000–1800 гг. До н. Э. Мари и другие города-государства амореев Старая Ассирийская империя ( северные аккадцы ) Исин / Ларса и другие города-государства амореев
c. 1800–1600 гг. До н. Э. Старое Хеттское Королевство Старая Вавилонская империя ( южные аккадцы )
c. 1600–1400 гг. До н. Э. Митанни ( хурриты ) Кардуняш ( касситы )
c. 1400–1200 гг. До н. Э. Среднехеттское царство Средняя Ассирия
c. 1200–1150 гг. До н. Э. Крах бронзового века ( « Морские народы » ) Арамейцы
c. 1150–911 гг. До н. Э. Финикии Неохеттские города-государства Арам- Дамаск Арамейцы Средняя Вавилония Chal- де- анс
911–729 гг. До н. Э. Неоассирийская империя
729–609 гг. До н. Э.
626–539 до н. Э. Нововавилонская империя ( халдеи )
539–331 гг. До н. Э. Империя Ахеменидов
336–301 гг. До н. Э. Македонская империя ( древние греки и македонцы )
311–129 гг. До н. Э. Империя Селевкидов
129–63 г. до н. Э. Империя Селевкидов Парфянская Империя
63 г. до н. Э. — 243 г. н. Э. Римская империя / Византийская империя ( Сирия )
243–636 гг. Н. Э. Империя Сасанидов
vтеДревняя Месопотамия
География
Современное
  • Евфрат
  • Верхняя Месопотамия
  • Месопотамские болота
  • Персидский залив
  • Сирийская пустыня
  • Таврские горы
  • Тигр
  • Загрос горы
Древний
  • Аккад
  • Ассирия
  • Вавилония
  • Халдея
  • Элам
  • Хеттов
  • Средства массовой информации
  • Митанни
  • Шумер
  • Урарту
  • Города
История
Пре- / Протоистория
  • Ашельский
  • Мустье
  • Триалетский
  • Зарзян
  • Натуфийский
  • Немрикян
  • Хиамян
  • Докерамический неолит A (PPNA)
  • Докерамический неолит Б (ППНБ)
  • Хассуна / Самарра
  • Халаф
  • Убайд
  • Урук
  • Джемдет Наср
  • Киш цивилизация
История
  • Ранний династический
  • Аккадский
  • Гутианы
  • Simurrum
  • Ур III
  • Исин-Ларса
  • Старый вавилонский
  • Кассит
  • Средний вавилонский
  • Нео-ассирийский
  • Нововавилонский
  • Ахеменид
  • Селевкид
  • Парфянский
  • Римский
  • Сасанидский
  • Мусульманское завоевание
  • Хронология Ассирийской империи
  • Хаккари
Языки
  • Аккадский
  • Аморит
  • арамейский
  • Эблаите
  • Эламит
  • Gutian
  • Хеттов
  • Хурритский
  • Лувийский
  • Среднеперсидский
  • Древнеперсидский
  • Парфянский
  • Протоармянский
  • Шумерский
  • Урартский
Культура / Общество
  • Архитектура
  • Изобразительное искусство
  • Клинопись
  • Аккадская литература
  • Шумерская литература
  • Музыка
  • Религия
  • Индо-месопотамские отношения
  • Египет-Месопотамские отношения
  • Королевские титулы
Археология
  • Мародерство
  • Уничтожение ИГИЛ
  • Рассказывать

Преемники Хаммурапи [ править ]

Также мало что известно о королях, которые наследовали Хаммурапи. Во времена правления царей от Самсуилуны до Самсудитаны имеется очень мало записей, чтобы отметить историю того, что происходило во время их правления. Однако мы знаем, что Самсуилуна успешно победил Рим-Сима II, но потерял большую часть завоеванных земель, фактически управляя только основной территорией, оставшейся после правления Хаммурапи. Сменившие его короли столкнутся с подобными потрясениями. Первая вавилонская династия в конце концов подошла к концу, поскольку Империя потеряла территорию, деньги и столкнулась с большой деградацией. Нападения хеттов , пытавшихся расшириться за пределы Анатолии, в конечном итоге привели к разрушениюВавилон . Касситы Период затем последовал первую династию вавилонского правящему от 1570 до 1154 до н.

Эдем в Ираке

Есть предположение, что Ноев ковчег лежит на горе Арарат, а райский сад шумел на землях Месопотамии. Даже в религиозной литературе встречаются утверждения, что Эдем находился именно там, в месте слияния двух рек. Здесь же процветал и некогда знаменитый город Вавилон, что в переводе с местного наречия означало «врата рая». Но в истории тех мест столько переплетений, что даже не все историки могут в них разобраться. Вавилонскую цивилизацию нередко называют и по-другому: Шумеро-Аккадской. Где в наше время находится Вавилон? Это место известно многим туристам. Любители древней истории сожалеют, что от некогда великого города мало что осталось, но посмотреть на его руины, прогуляться по священной («божественной») земле, прикоснуться к многовековым камням может каждый.

История Вавилона

Побережье двух крупных рек, плодородные земли и мягкий климат способствовали тому, чтобы в центральной Месопотамии жили и процветали народы. Великий шелковый путь в долине между Тигром и Евфратом сулил процветание обитателям этих мест. Пять тысяч лет назад карта Месопотамии выглядела не так, как современные территории. Тигр и Евфрат раздельно впадали в Персидский залив, да и его берега существенно отличались от современной картины. Это место называли Двуречьем. Вавилон был основан в III тыс. до н. э. на берегу одного из рукавов Евфрата – Арахту. К I тыс. до н. э. русло Арахту слилось с Евфратом и разросшийся Вавилон оказался поделенным на две части – Новый и Старый город. Вавилонское городище располагается на территории современного Ирака около г. Эль-Хилла. Расстояние до Багдада, который находится к северу от руин, составляет 90 км.

  • Первые письменные источники, в которых упоминается Вавилон, датируются XXII в. до н.э. Тогда еще существовало Аккадское царство. Основатель города Нимрод приходился внуком библейскому Ною. Вавилон строился на месте Шумерского поселения Кадингира, в переводе это значило «Врата бога». Вавилон переводится так же.
  • Расцвет Вавилона пришелся на правление Хаммурапи, правившего 43 года (1793 — 1750 гг.) Он не только захватывал новые территории, расширяя старые, но и создавал новые законы, строил города, развивал культуру, искусство. В дальнейшем Вавилону не так везло с правителями.

    Под предводительством царя Мурсилиса I в 1595 г до н. э. военные успехи сошли на нет, город рушили и грабили.

  • В XVI-XII вв. до н. э. Вавилон был захвачен касситской династией правителей. Они поклонялись божеству Мардуку. В Вавилоне царило язычество.

    Захват Вавилона ассирийцами в 1155 г до н. э. положил конец правлению III Вавилонской, или касситской династии. Последний царь касситов Эллиль-надин-аххе был захвачен в плен, а во главе Вавилона оказался ставленник Ассирии. Следующие 600 лет в Вавилоне царили войны и разрушения.

    В 626 году до н.э. против гнета Ассирии поднялось восстание. Начался период истории Нового Вавилона и новый расцвет.

В 605 году до н.э. правил Навуходоносор II. Именно он сделал Вавилон величайшим городом древнего мира — покорил Аравию, дважды завоевал Иерусалим, уничтожил Иудейское царство и расселил иудеев по всей Азии.

В 331 г до н. э. Александр Великий Македонский вошел в Вавилон и провозгласил себя «царём Вавилона и четырёх сторон света», он хотел развивать город и дальше, лишь внезапная гибель помешала планам полководца.

Исламизация Передней Азии стала периодом, когда Вавилон стал двигаться от расцвета к закату и, в конце концов, Вавилон пал.

Первая династия Вавилона достигла своих самых больших высот под Хаммурапи.

О правлении первых пяти правителей аморитов известно немногое. Они победили некоторые близлежащие города и, пятый царь, Син-Мубаллит, работал над укреплением Вавилона против его соседей. Шестой правитель Первой династии Вавилона, Хаммурапи, провел крупные строительные работы в Вавилоне, превратив его из маленького города в большой город. Хаммурапи начал серию завоеваний, чтобы расширить свою империю. Сначала он совершил набег на ряд городов и поселков; а затем победил основные державы на севере, востоке и юге Вавилона. К концу своего правления он привел всю южную Месопотамию и часть Ассирии под вавилонское правление. Хаммурапи был очень эффективным правителем. Он установил бюрократию с налогообложением и централизованным управлением. Первая династия Вавилона или Старо-Вавилонская империя достигла своей наибольшей высоты, с точки зрения территории и власти, под Хаммурапи. Тем не менее, он наиболее известен своим юридическим кодексом, Кодекс Хаммурапи, который был одним из самых ранних и полных правовых кодексов в истории. Именно во время правления Хаммурапи южная Месопотамия стала известна как Вавилония, и Вавилон затмил Ниппур как его священный город.

Шестой правитель Первой династии Вавилона, Хаммурапи

Законы Хаммурапи

Хаммурапи первым в государстве придумал законы, которые позволили ему регулировать многие области жизни своих подданных. Они действовали по принципу талиона — воздаяние каждому по его поступкам. Законы были для всех общими. При этом вавилонский царь не устанавливал определенную религию и не писал о морали.

Но он создал законы, охватывающие практически все сферы человеческой жизни:

  • судопроизводства и суды;
  • право собственности и отношения по договорам;
  • наследие и семейное право;
  • криминальные преступления;
  • имущественные проступки.

Все законы были высечены на стеле в форме конуса. Ее венчал барельеф с изображением богов Вавилонского пантеона. Тот, кто олицетворял Солнце, назывался Шамаш. А вторая фигура — это был сам Хаммурапи, избранник богов.

Стела была утеряна до 1901 года, но затем ее нашли французские археологи под предводительством Жака де Моргана, изучающего культуру Египта. Часть текста не сохранилась, но остальное удалось перевести благодаря другим источникам — записям на глиняных табличках.

Наиболее важными параграфами считались те, что посвящены преступлениям и семейным отношениям. Наиболее интересные законы Древнего Вавилона:

  1. За грабеж храмов и дворцов, мародерство во время войн и стихийных бедствий определили наказание — смертную казнь.
  2. Обычную кражу вор должен возместить в десятикратном размере.
  3. Имущество воина, который попал в плен, становится государственным до его возвращения домой.
  4. Смертной казнью карались изнасилование и измена супругу.
  5. Муж мог развестись с женой, которая без причин отказывала ему в близости.
  6. У замужней женщины оставалось личное имущество, супруг не мог посягать на него.

Покровителем Вавилона был Мардук.

Вавилоняне верили во многих богов, которые были человеческими по форме, но бессмертными и сверхчеловеческими по силе. Их Боги отвечали за царства небес, земли, моря и воздуха;  солнца, луны и планет; природных объектов, таких как река, гора и равнина; или за социальные образования как города и штаты. Мардук был главой божеств вавилонского пантеона. Он получил это лидерство в качестве награды за отмщение богов, победив Тиамат, дикую и вызывающую богиню хаоса. Другие важные вавилонские божества включают Ea, бога мудрости и заклинаний; Грех, бога луны; Шамаш, бога солнца и справедливости; Иштар, богини любви и войны; и Адад, бога ветра, шторма и наводнения. Большие храмы были посвящены каждому из важных божеств в одном или нескольких вавилонских городах. В больших городах было много храмов. В Вавилоне было более 50 храмов во времена нео-вавилонской империи. Основная функция храмов заключалась в том, чтобы удовлетворять потребность богов посредством священных обрядов и крупных церемоний, проводимых узаконенным духовенством.

Мардук

Зиккураты Вавилона

Храмовая территория святилища бога Бела была четырехугольной. В середине высилась огромная пирамида-зиккурат. Башня имела 8 постепенно уменьшающихся по площади ярусов. Ярусы соединяются при помощи лестниц, на которых стоят скамьи. На верху — святилище Бела, в котором все убранство сделано из золота: роскошное ложе и стол. На ночь сюда, по желанию Бога, приводят избранных им женщин.

В нижней части храмового участка расположено еще одно святилище. В нем, в отличие от первого, есть гигантское золотое скульптурное изображение божества. Из золота выполнены и предметы интерьера. Перед храмом — золотой алтарь, а неподалеку обычный, больших размеров. На втором приносят в жертву Богу взрослых животных, а на золотом — только сосунков.

Главное святилище Вавилона — храм «Эсагила», также посвященный богу Мардуку. Особое помещение храма — Э-куа — богато декорировано: стены облицованы мрамором, украшены золотом и лазуритом, потолок выполнен из кедрового дерева и также был покрыт золотом. Двери из кедрового дерева украшены бронзовыми пластинами с изображением вавилонских драконов, рыб-коз и собак — атрибутами Мардука и Эа.

Неподалеку от зиккурата Мардуку находился зиккурат Этеменанки, более знакомый нам по библейскому названию — Вавилонская башня.

Правление Навуходоносора II

Правление Навуходоносора II пришлось на 605-562 гг. до н. э. Именно ему выпало решать самые сложные задачи Нововавилонского царства. В числе прочих военных побед им было разгромлено Иудейское царство евреев. На престол покоренного государства взошел вавилонский царь. Однако этот успех не был одобрен бывшим союзником – Мидией. Во избежание нападения с этой стороны Навуходоносор возвел по границе с Мидией стену.

Вавилон продолжил военную политику покорения евреев, армия успешно провела еще ряд походов против Иерусалимского и Иудейского государств. В результате Навуходоносор сохранил за царством Палестину, изгнав оттуда египетские власти. Им были предприняты даже вторжения в пределы Египта, не увенчавшиеся серьезными успехами. Впрочем, Вавилонии удалось добиться окончательного отказа Египта от притязаний на Палестину и Сирию.

Хозяйство государства

Экономика города основывалась на торговле и сельском хозяйстве. Из-за бедных природных условий Древнего Вавилона важные строительные материалы были очень дорогими. Металл, камень и древесина высоко ценились.

Почвы государства орошали две реки — Евфрат и Тигр, поэтому они были пригодными для земледелия. Быки топтали грунт, чтобы он был мягким, а в плуг впрягали волов или рабов. После рыхления почвы начинался посев. В основном сажали ячмень, который поливали всего три раза перед уборкой.

На территории Вавилона находилось множество лугов, которые использовались под пастбища. Большие стада крупного рогатого скота были только у богатых людей. А пасли их рабы или наемные рабочие. Свободные граждане за повреждение рогов, глаз или клейма должны были заплатить хозяину животного.

Религия

Что же, теперь самое время коснутся древней религии Вавилона. Как мы уже знаем, верховным богом в языческом пантеона вавилонян был Мардук, который согласно вавилонской легенде о сотворении мира, победил чудовище хаоса Тиамат, тем самым внеся порядок в извечный хаос и положив начало нашему миру. Именно этому богу и посвящались многочисленные храмы и зикураты, но помимо него простые вавилоняне часто поклонялись и целому ряду других более мелких богов (часть из которых являются ипостасями все того же Мардука). Так, например, женщины вавилонянки молились женской богине любви Иштар, которая представляла собой божественное воплощение женского начала. Богине Иштар были посвящены и названые ее именем знаменитые парадные ворота, о которым мы писали чуть выше.

Также почитались боги Солнца и Луны: Шамаш и Син, бог мудрости и счета Набу и многие другие менее известные боги.

Вавилонские жрецы, служители богов, по совместительству были также и отличными учеными древнего мира, а особенно весьма неплохими астрономами, так например именно они первые увидели и зафиксировали на звездном небе планету Венеру, поэтично названую «утреней зарей» по времени ее появления на небосводе.

Культура Вавилона

  • Поэмы и эпосы посвящались языческим героям и богам.
  • Развивались и различные науки, особой популярностью пользовались математика и астрономия. Не обходилось и без заблуждений, суеверий, но Вавилон был самой развитой цивилизацией своего времени, несмотря на это.
  • Царь Хаммурапи издал «Кодекс законов», в котором он собрал все ранее действовавшие в стране законы, что положило начало более развитой государственности, чем это было прежде в древнем мире. Считается, что ему принадлежит скульптура — диоритовая голова, найденная археологами, которая теперь находится в Лувре.
  • Храмы и дворцы Вавилона были украшены причудливой живописью. Ее основа — декоративные мотивы: орнаменты, фантастические и реальные животные, растения.
  • Висячие сады — чудо света, агротехники и точных математических расчетов. Величайшее произведение архитектурного искусства.

Навуходоносор II

Сын Набопаласара, Навуходоносор II, правил Вавилонским царством с 605 по 561 год до н.э. Проявив свой военный талант под крылом отца (во время Ассирийской кампании), он вскоре получил под командование собственное войско и в битве при Каркемише разгромил египетскую армию фараона Нехо II

Таким образом под контроль Вавилона отошла вся Сирия.
Навуходоносор уделял огромное внимание Вавилону: город пережил полное возрождение. Царь полностью перестроил город, восстановил старые храмы и здания, построил новые крепостные стены

Он также создал знаменитые Висячие сады — одно из семи чудес света. Для наиболее тяжелой работы он использовал пленников и иностранную рабочую силу, что, помимо всего прочего, значительно увеличило население города. Умер Навуходоносор в 561 год до н.э. Узнать о нем больше можно в Цивилопедии.

Искусство в Вавилоне

Археологические раскопки дали ученым также представление об уровне и особенностях развития вавилонского искусства. Хотя древний кирпич в условиях Месопотамии сохраняется плохо, обнаруженные руины городов (включая и сам Вавилон) позволили понять, что застройка столицы была плановой, в городе имелись четко выделенные улицы, на которые можно было попасть через въездные ворота.

Здания в Вавилоне имели форму параллелепипеда или усеченной пирамиды, строились преимущественно из кирпича, иногда из камня. Характерной особенностью является отделка внешних стен дворцов, храмов и главных городских ворот цветной плиткой, которой даже выкладывали различные изображения.

Вавилонское изобразительное искусство ориентировалось более на такую своеобразную мозаику, а также на рельефные изображения, вырезанные на камне. Скульптура была более примитивной – возможно, особенности местного камня не давали ей становиться более утонченной. Скульптурные изображения людей (царей, богов, жрецов) и животных довольно схематичны. Но вот рельефные изображения (их нельзя назвать барельефами из-за недостаточной фактурности) бывают весьма сложными.

Среди изображений животных преобладают львы, но есть и фантастические создания, соединяющие в себе черты многих видов. Имеются даже рельефы, на которых изображено мифическое чудовище Тиамат.

О вавилонской музыке известно немногое, так как музыкальные инструменты не могли сохраниться до наших дней. Однако известно, что музыка в Вавилоне была – в том числе в храмовом варианте. То же можно сказать о танцах. Сохранившиеся в письменных источниках упоминания говорят о том, что существовали и народные музыка и танцы, в том числе сопровождавшие разные обряды, связанные с хозяйствованием или профессией.

Зато расшифровка клинописных табличек дала много информации о вавилонской литературе. Это направление в Вавилоне было популярным и многоплановым. Среди обнаруженных записей – крупные эпические поэмы, записи мифов и истории о деяниях богов, религиозные гимны и обрядовые песни, произведения философского, нравоучительного и даже сатирического жанров. К последнему принадлежит поэма, известная как «Разговор господина и раба».

Самое известное произведение вавилонской литературы – поэма о герое Гильгамеше, его борьбе с разными чудищами, дружбе с лесным зверочеловеком Энкиду и поисках рецепта бессмертия. В нескольких списках найдена также история о путешествии богини Иштар в царство мертвых (так в вавилонской мифологии отображается идея природного возрождения и круговорота жизни) и о борьбе Мардука с Тиаматом. Немалую известность получила также история, называемая иногда басней об орле и змее.

Вавилонские писцы старательно переписывали литературные произведения. Поскольку клинописные тексты наносили на мягкие глиняные таблички, которые затем обжигались, сохранялись они долго и хорошо. Множество из них уже обнаружены археологами и прочитаны, что и позволяет весьма полно судить о состоянии литературы в Вавилоне.

Первые короли династии [ править ]

Табличка Хаммурапи ( 𒄩𒄠𒈬𒊏𒁉 , 4-я колонка справа), царя Вавилона. Британский музей.

Имея мало свидетельств, мало что известно о правлении царей от Сумуабума до Син-мубаллита, кроме того факта, что они были амореями, а не коренными аккадцами . Однако известно, что они накопили мало земли. Когда аморейский царь Хаммурапи пришел к власти, его военные победы привели к тому, что Империя получила землю. Однако, Вавилон был только один из нескольких важных полномочий между Ассирией правили Шамши-Адад I и Ларса правили Rim-Sin I .

Достижения первого известного царя династии Сумуабума включают его усилия по расширению вавилонской территории при завоевании Дилбата и Киша . Его преемник, Симуалаилум, смог завершить стену вокруг Вавилона, которую начал возводить Сумуабум. Sumualialum также смог победить восстания в Киш и добиться успеха в уничтожении Казаллу, обладая кратковременным контролем над Ниппуром (хотя это длилось недолго). Мало что известно о правлении Сабия , Апил-Сина.и Синмубаллит, кроме этого, они продолжали править завоеванной территорией, а также укрепляли стены и начали строить каналы. Однако Синмубаллит известен своими успешными поражениями над Рим-Симом, который защитил Вавилон от дальнейшего вторжения. Синмубаллит затем передал свою роль короля своему сыну Хаммурапи.

Захватнические воины Навуходоносора II

В 597 г. до н. э. Навуходоносор впервые занял Иерусалим, посадив в Иудее своего ставленника Цидкию (Седекию). Успех был, однако, недолгим. В 590 г. египетский фараон Псамметих II, а вскоре после него новый фараон Априй попытались вновь захватить Финикию и Палестину. Априй, поддержанный, повидимому, царём Тира, захватил Сидон; на его сторону перешёл и иудейский царь Цидкия, а также и другие царьки Палестины и Заиорданья (Эдома, Моава и Аммона). Повидимому, все они возлагали надежды на назревавший конфликт между Мидией и Вавилонией. К конфликту с Мидией готовились и в Вавилонии: Навуходоносор воздвиг в это время оборонительную Мидийскую стену поперёк равнины Двуречья, выше Сиппара; в 590-х годах велось также строительство исключительно мощных оборонительных сооружений вавилонской столицы. Но Мидия до 590 г. была, повидимому, занята ликвидацией Урартского и Скифского царств, а после этого оказалась вовлечённой в длительную войну с Лидией в Малой Азии.

Надежды в Сирии и Палестине на конфликт между Вавилонией и Мидией, таким образом, не оправдались. И когда в 587 г. до н. э. Навуходоносор вновь появился в Сирии, Априй отступил, оставив Иудею на произвол судьбы. После полуторагодичной осады Иерусалима Цидкия попался в руки вавилонян во время неудачной вылазки. Ему выкололи глаза и отправили в Вавилонию. Вскоре после этого, в 586 г. до н. э., Иерусалим был взят, разрушен и разграблен. Значительная часть населения Иудеи — в первую очередь знать, а также ремесленники, в которых Навуходоносор чрезвычайно нуждался,— была по ассирийскому обычаю переселена в Вавилонию. Земли переселённых были розданы оставшимся жителям — этим путём надеялись завоевать сторонников для вавилонской власти в Палестине. Сопротивление в Палестине продолжалось ещё некоторое время (например, был убит вавилонский наместник иудей Гедалия), но в конце концов оно было окончательно подавлено. Последние бойцы отошли с жёнами и детьми на египетскую территорию, где впоследствии были поселены в качестве военных колонистов.


Меньший успех имел Навуходоносор в борьбе с Тиром. Длительная осада этого города-острова не привела к решительным результатам, и дело окончилось в 574 г. компромиссом. Царь Тира Итобаал III признал верховенство Навуходоносора; тирские цари даже, повидимому, живали при вавилонском дворе; но фактически Тир сохранил самоуправление и полную свободу действий за пределами вавилонских владений. Что касается заиорданских царств, то они признали власть Вавилонии и расширили свои владения за счёт Иудеи.

Навуходоносору II удалось, таким образом, удержать за собой Сирию и Палестину, вытеснив оттуда египтян. Конфликте Египтом не был, однако, этим исчерпан. Когда в 569 г. в Египте началась борьба за престол, вавилоняне решили, что настало время вторгнуться в пределы Египта. Поход (или один из походов) состоялся в 567 г. до н. э.; результатов его мы не знаем, но если Вавилонии и не удалось удержать в своих руках египетскую территорию, то ей удалось всё же предотвратить египетское вторжение в Палестину.

С Мидией, насколько мы можем судить, военных столкновений в это время не было. В 585 г. Вавилония вместе с Киликией выступала посредником при заключении мира между Мидией и Лидией. На границе Мидии с Вавилонией и Лидией, повидимому, в течение всего правления мидийского царя Астдага (585—550) господствовал мир, хотя есть основания думать, что отношения с Вавилонией становились всё более напряжёнными.

Законы царя Хаммурапи.

Около 60 лет назад археологи вели раскопки недалеко от Междуречья. Они нашли плиту из чёрного камня. Высота её больше человеческого роста. На обеих сторонах плиты вырезаны надписи. На одной стороне вверху изображён царь Хаммурапи (рис. 44).

Учёные прочли вырезанные на столбе надписи. Это были законы,  установленные царём Хаммурапи. По этим законам судили людей в Вавилонском царстве. 

Законы царя Хаммурапи оберегали жизнь и имущество рабовладельцев, укрепляли их господство над рабами и беднотой. Вавилонское царство, так же как и Египетское, было рабовладельческим государством.

Истоки Первой династии [ править ]

Фактическое происхождение Первой Вавилонской династии довольно сложно определить с большой уверенностью просто потому, что сам Вавилон из-за высокого уровня грунтовых вод дает очень мало неповрежденных археологических материалов. Таким образом, доказательства, которые сохранились на протяжении многих лет, включают письменные записи, такие как королевские и вотивные надписи, литературные тексты и списки названий годов. Минимальное количество свидетельств в экономических и юридических документах затрудняет иллюстрирование экономической и социальной истории Первой Вавилонской династии, но с историческими событиями, описанными в литературе, и существованием списков названий лет, можно установить хронологию.

Характеристика и особенности культуры Вавилона

Как и шумерская культура, вавилонская была городской. Город Вавилон был столицей царства, благодаря ему оно и получило своё название. Его называют «первым мегаполисом в истории», потому что долгое время он был крупнейшим городом на Земле

Важной особенностью культуры Вавилона является господство культов в религии, самыми влиятельными из которых были культы небесных светил и воды. Вода почиталась потому, что она считалась одновременно и источником жизни и благоденствия, и разрушительной стихией, способной смести всё на своём пути

Вавилонская наука оказала значительное влияние на развитие других культур

Другой интересной особенностью являются вавилонские архитектурные традиции. Во-первых, вавилоняне строили массивные и монументальные культовые сооружения, чем-то напоминающие египетские пирамиды. Во-вторых, свои храмы они строили всегда трёхэтажными, так как эти три этажа олицетворяли подземный мир, земной мир и небесный мир соответственно. Вавилонская культура развивалась достаточно хаотично, и множество её элементов было позаимствовано у других народов.В ней развивались точные науки, в частности, математика и геометрия, но при этом они всё ещё оставались тесно связанными с магией.

Значение Великой французской революции 1789-1799 кратко
Таблица событий Смутного времени в России в 17 веке
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector