Алатырь на карте россии

Архитектура и достопримечательности

Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря. И это, в свою очередь, делает ещё более острым вопрос о необходимости принятия комплексных масштабных мер по восстановлению и реконструкции исторического центра города с целью сохранения неповторимой, самобытной культуры Алатырского края.

В число наиболее ярких и значимых памятников города Алатыря входят:

Жилые и общественные здания


Жилой дом, улица Ленина, дом 7, Алатырь

  • Казначейство (сер. XIX в.)
  • Дом купцов Поповых (кон. XIX в.), — ул. Кирова, 1.
  • Дом купца Антонова (1859 г.) — ул. Горшенина, 28.
  • Здание магазина (1900-е гг., модерн) — ул. Ленина, 10.
  • Дом купца Н. П. Лебедева (1898 г.)
  • Земская управа (сер. XIX в.)
  • Дворянское собрание (с 1911 г. — кинотеатр «Патэ»).
  • Типография С. Ф. Родионова (1882 г., перестроена в 1913 г.)
  • Дом Штанковского (типография и книжный магазин С. К. Пшеничникова).
  • Здания реального училища (кон. XIX в.)
  • Городское училище (1908—1911 гг., арх. Ф. О. Ливчак).
  • Женская гимназия (1908 г.)
  • Здание уездного суда (1912 г.)
  • Духовное училище (кон. XIX в.)
  • Здание трактира (1908 г.), в советское время в здании располагалась столовая № 2.
  • Жилой дом по ул. Ленина (XIX в.), памятник деревянного зодчества.
  • Гостиница «Сибирь» (1900-е гг.) — ул. Комсомола, 69, находится в аварийном состоянии, разрушен 2-й этаж.

Промышленная архитектура

  • Казённый винный склад (1898 г., арх. Павловский, Моргулин, Трескин), ныне в здании располагается техникум железнодорожного транспорта).
  • Водонапорная башня (1912 г.)
  • Железнодорожное депо ст. Алатырь (1893 г.)
  • Производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г.), в настоящее время — Алатырский механический завод

Герб и флаг города[править | править код]

Основная статья

:Герб и флаг Алатыря Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели». Восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года.

Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной – герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х – 2000-х годах.

Флаг города – «прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и желтом цветах».

Население

Численность населения
1795 1825 1856 1897 1915 1931 1939 1959 1967 1970 1979
2830 3565 7700 12 209 25 144 22 700 29 800 40 074 43 000 43 499 45 272
1989 1992 1993 1996 1997 1998 2000 2001 2002 2003 2005
46 593 47 700 →47 700 47 200 →47 200 47 100 46 500 46 200 43 161 43 200 42 700
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
42 400 42 300 42 200 41 786 38 203 38 200 37 518 37 042 36 610 36 123 35 591
2017
35 298

На 1 января 2021 года по численности населения город находился на 451 месте из 1113городов Российской Федерации.

После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, численность населения города стала стремительно расти: в 1897 году она составляла 12 209 чел., а к 1915 году — удвоилась, достигнув отметки в 25 144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — численность населения Чебоксар в начале XX века составляла около 5500 жителей).

После 1917 года темпы роста численности населения города заметно снизились, а с начала 1990-х годов численность населения города стала уменьшаться.

Национальный состав

По данным переписи населения 2010 года в Алатыре абсолютное большинство населения русские, проживают также мордва, чуваши и татары. Национальный состав района по итогам переписи населения 2010 года

Наиональность Число указавших национальность и доля от населения района
Русские 87,80 % (31 619)
Мордва 8,45 % (3 044)
Чуваши 3,10 % (1 116)
Татары 0,65 % (234)

Развлечения и достопримечательности Алатыря

История города, насчитывающая почти пять веков, просто не могла не оставить после себя большое количество памятников и достопримечательностей. Так и случилось: если заглянуть в занудную статистику, то можно увидеть вполне себе впечатляющие цифры — порядка 90 зданий и сооружений, обладающих исторической и культурной ценностью. И два из них считаются памятниками федерального значения. Но особенно приятна взору, уставшему от вида крупных мегаполисов, традиционная деревянная архитектура города. Местное зодчество и традиции художественной обработки дерева вкупе со стилевыми приемами классицизма, модерна, эклектики, подарили Алатырю редкий по красоте и колориту ансамбль старинных улиц и переулков.

Стоит побывать в Свято-Троицком мужском монастыре, известном на Руси с 1584 г.

Разумеется, самыми популярными достопримечательностями города считаются его храмы, за которые Алатырь прозвали «православным центом Поволжья». Это и собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703), и Николо-Знаменская церковь в стиле классицизм (1770), и собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747). Примечательна построенная в псевдорусском стиле Казанская (Пятницкая) церковь, которая сегодня, увы, находится в аварийном состоянии. Стоит побывать в Свято-Троицком мужском монастыре, известном на Руси с 1584 г. Еще один монастырь Алатыря — Киево-Николаевский Новодевичий, который был основан в далеком 1639 г. Надо сказать, это далеко не все богатства религиозной архитектуры города, но пора перейти и к гражданским постройкам. Например, зданию Казначейства середины 19 столетия, домам купца Попова (конец 19 века, ул. Кирова, 1) и купца Антонова (ул. Горшенина, 28).

Есть в Алатыре и здание в стиле модерн — это магазин 1900-х, расположенный на ул. Ленина, 10.

Не могло не быть в городе здания Дворянского собрания — ныне кинотеатр «Патэ». Загляните к типографии С. Ф. Родионова (1882) и зданию реального училища конца 19 века. Наконец, посмотрите на бывший трактир (1908), в котором во времена СССР была столовая с романтичным названием «№ 2».

Демография[править]

Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).

После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29800 чел., в 1959 г. — 36900 чел., в 1979 г. — 45300 чел., в 1989 г. — 47600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2002 года 43000 чел.

Герб и флаг города[править]

Основная статья

:Герб и флаг Алатыря Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели». Восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года.

Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной – герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х – 2000-х годах.

Флаг города – «прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и желтом цветах».

Как добраться

Как уже говорилось выше, расположение у Алатыря очень удачное, поэтому город вовсе не стоит в отдалении от людей. Через него проходит важная железная дорога Казань — Канаш — Пенза, а трасса Алатырь — Ядрин соединяет город с магистралью М7 «Волга» Москва — Нижний Новгород — Казань. Наконец, через Алатырь проходит и дорога Нижний Новгород — Ульяновск. Словом, добраться можно и на поезде, и на автобусе, и без труда на собственном авто. Если быть точным, то до Саранска 147 км, до Чебоксар 185 км, а до Ульяновска 160 км.

Поиск дешевых авиабилетов в Алатырь

Местное зодчество и традиции художественной обработки дерева вкупе со стилевыми приемами классицизма, модерна, эклектики, подарили Алатырю редкий по красоте и колориту ансамбль старинных улиц и переулков.

Алатырь

Русская православная церковь


Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703)

  • Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703 г.) — памятник федерального значения.
  • Николо-Знаменская церковь (1770 г., классицизм) — памятник федерального значения.
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г.)
  • Казанская (Пятницкая) церковь (1779 г., псевдорусский стиль), — находится в аварийном состоянии, пожар 2001 года уничтожил шатровую крышу колокольни.
  • Крестовоздвиженская (Полевая) церковь (1826 г., классицизм).
  • Иверская (Больничная) церковь (1846 г.)
  • Церковь Иакова Алфеева (1875—1895 гг.)
  • Церковь Рождества Христова (1755 г.), находится в аварийном состоянии.
  • Софийская церковь (1787 г.), имеются утраты, используется как цех .
  • Собор Святого духа Свято-Духовой пустыни (1830—1833 гг.), имеются значительные разрушения.
  • Свято-Троицкий мужской монастырь (изв. с 1584 г.)
  • Настоятельские и монашеские покои (1820—1830 гг.)
  • Церковь Св. Сергия Радонежского (1800 г.)
  • Придел Божией Матери Казанской и пещерная церковь Серафима Саровского (1849 г.)
  • Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (основан в 1639 г.): Вознесенская церковь (1753 г.), имеются утраты.
  • Покровская церковь (1764 г.)
  • Надвратная Церковь Святителя Николая (1737 г.)

Значение оберега Алатырь

Символ представляет собой восьмиконечную звезду, лучи которой соединяются в одной точке. Одно из значений славянского оберега Алатырь говорит, что центр звезды – это и есть центр мироздания, Око бога Рода. 

У количества лучей особое толкование. Так, в старинных святилищах всегда зажигали 8 огней по периметру, а девятый располагали в центре.

Восьмерка имеет сакральное значение:

  • 8 духовных посвящений;
  • 8 главных праздников;
  • 8 огней у алтаря;
  • девятка – это сам Бог.

Символ «звезда Алатырь» символизирует бесконечность Вселенной, гармонию, единство и противостояние между двумя началами. Наши предки наносили изображение на предметы повседневного обихода: украшения, одежду, посуду, половики, полотенца. Им клеймили скот, чтобы защитить от нечистых на руку людей. 

Славяне считали, что символ помогает защититься от болезней, добиться справедливости, найти себя и познать тайные знания. Владелец амулета совершенствуется: становится мудрее, справедливее и больше раскрывает свой внутренний потенциал.

Визуально символ напоминает звезду. Расположение восьми лучей ассоциируется с компасом. Этот прибор, кстати, тоже имеет 8 сторон: север, юг, запад, восток и 4 промежуточных направления.

Можно сказать, что оберег олицетворяет собой поиск истинного пути, своего предназначения и цели. Талисман подходит людям, которые запутались в жизни, потеряли ориентиры и ценности. Символ дает силы своему обладателю справиться с трудностями и не сбиться с намеченного пути.

Щит Алатырь не дает потерять то, что есть у человека. Его носят для защиты материальных благ и физического здоровья, в качестве амулета, оберегающего от влияния негативных людей и завистливых взглядов.

Серебряная подвеска-оберег «Алатырь на щите» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Известные горожане

  • Ветвинский, Валентин Фёдорович — артиллерист, Герой Советского Союза.
  • Горшенин, Константин Петрович — первый Генеральный прокурор СССР.
  • Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР.
  • Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве.
  • Цветков, Иван Евменьевич — меценат, коллекционер, основатель картинной галереи.
  • Нефёдов (Эрьзя), Степан Дмитриевич — российский и советский скульптор.
  • Судаев, Алексей Иванович (1912—1946) — советский конструктор-оружейник. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Кому необходим оберег

Носить талисман может каждый: амулет одинаково подходит женщинам и мужчинам, детям и людям почтенного возраста. Такая универсальность обусловлена сочетанием в нем мужского и женского начала.

В древние времена оберег Алатырь чаще использовался колдунами, которые хотели уберечь себя от влияния злых духов и гнева врагов. Чуть позже он стал популярным аксессуаром в среде путешественников. В наше время носить талисман Алатырь стоит:

  • бизнесменам;
  • исследователям;
  • путешественникам;
  • творческим личностям;
  • молодым людям, которые находятся в поиске себя и своего предназначения.

Серебряная подвеска-оберег «Алатырь в солнечном круге» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Оберег благотворно сказывается на жизни своего обладателя. Он способствует концентрации внимания, успокаивает нервную систему, избавляет от негативных мыслей, помогает наладить отношения с близкими людьми и раскрыть внутренний потенциал.

Значение для женщин

Хранительницам домашнего очага важно постоянно оставаться в равновесии и чувствовать стабильность. Согласно значению талисмана для женщин, оберег Алатырь позволяет достичь внутренней гармонии и баланса

Важно, чтобы его обладательница имела правильные жизненные ориентиры и сама стремилась в духовному обогащению.

Тогда амулет будет работать на полную мощность и позволит обрести:

  • внутреннюю гармонию и равновесие;
  • хорошие отношения с противоположным полом;
  • умиротворение и спокойствие;
  • крепкое здоровье и защиту от сглаза.

Золотой комплект «Ярило-Солнце» (перейти в каталог SUNLIGHT)

У талисмана мягкая энергетика, поэтому его могут носить беременные женщины и дети. Между прочим, славянский символ убережет ребенка от дурного влияния, пагубных пристрастий, а также поможет найти увлечение, которое со временем станет делом всей жизни.

Значение для мужчин 

Сильной половине важно всегда оставаться «на коне», не опускать руки, твердо идти к намеченным целям, достигать их и строить новые планы. Оберег Алатырь для мужчин – это знак, который поможет найти свое место в жизни, создать семью и обеспечить ее достойным уровнем жизни

Талисман наделяет своего обладателя следующими качествами:

помогает акцентировать внимание на действительно важных вещах;
защищает от сглаза;
избавляет от чувства тревожности и неуверенности;
укрепляет иммунитет;
развивает качества лидера.

Древний славянский знак подстраивается под своего владельца, усиливает положительные качества и сглаживает негативные проявления характера.

Транспорт

Через город проходит железная дорога Казань — Канаш — Пенза.

Автодорога Алатырь — Ядрин соединяет город с автомагистралью М7 «Волга» Москва — Нижний Новгород — Казань — Уфа. Кроме того, через город проходит дорога Нижний Новгород — Ульяновск.

Расстояние до Саранска — 147 км, до Ульяновска — 160 км, до Чебоксар — 185 км, до Нижнего Новгорода — 286 км, до Москвы — 698 км.

Внутригородской транспорт представлен 4 автобусными маршрутами ГУП «Чувашавтотранс» и более чем 10 маршрутами маршрутных такси. По состоянию на 2011 год от автовокзала Алатыря действуют 13 пригородных маршрутов и 8 междугородних маршрутов (в Чебоксары, Нижний Новгород, Ульяновск, Шумерлю, Москву, Новочебоксарск, Канаш, Саранск).

Архитектура и достопримечательности[править]

Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря. И это, в свою очередь, делает ещё более острым вопрос о необходимости принятия комплексных масштабных мер по восстановлению и реконструкции исторического центра города с целью сохранения неповторимой, самобытной культуры Алатырского края.

В число наиболее ярких и значимых памятников города Алатыря входят:

Православные храмы и монастыри

  • Собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703 г.) — памятник федерального значения
  • Николо-Знаменская церковь (1770 г., классицизм) — памятник федерального значения
  • Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г.)
  • Казанская (Пятницкая) церковь (1779 г., псевдорусский стиль), — находится в аварийном состоянии; пожар 2001 года уничтожил шатровую крышу колокольни
  • Крестовоздвиженская (Полевая) церковь (1826 г., классицизм)
  • Иверская (Больничная) церковь (1846 г.)
  • Церковь Иакова Алфеева (1875—1895 гг.)
  • Церковь Рождества Христова (1755 г.), — находится в аварийном состоянии
  • Софийская церковь (1787 г.), — имеются утраты, используется как цех з-да «Электроприбор»
  • Собор Святого духа Свято-Духовой пустыни (1830—1833 гг.), — имеются значительные разрушения

Свято-Троицкий мужской монастырь (изв. с 1584 г.):

  • Настоятельские и монашеские покои (1820—1830 гг.)
  • Церковь Св. Сергия Радонежского (1800 г.)
  • Придел Божией Матери Казанской и пещерная церковь Серафима Саровского (1849 г.)

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (основан в 1639 г.):

  • Вознесенская церковь (1753 г.), — имеются утраты
  • Покровская церковь (1764 г.)
  • Надвратная Церковь Святителя Николая (1737 г.)

Жилые и общественные здания

  • Казначейство (сер. XIX в.)
  • Дом купцов Поповых (кон. XIX в.), — ул. Кирова, 1
  • Дом купца Антонова (1859 г.), — ул. Горшенина, 28
  • Здание магазина (1900-е гг., модерн), — ул. Ленина,10
  • Дом купца Н. П. Лебедева (1898 г.)
  • Земская управа (сер. XIX в.)
  • Дворянское собрание (с 1911 г. — кинотеатр «Патэ»)
  • Типография С. Ф. Родионова (1882 г., перестроена в 1913 г.)
  • Дом Штанковского (типография и книжный магазин С. К. Пшеничникова)
  • Здания реального училища (кон. XIX в.)
  • Городское училище (1908—1911 гг., арх. Ф. О. Ливчак)
  • Женская гимназия (1908 г.)
  • Здание уездного суда (1912 г.)
  • Духовное училище (кон. XIX в.)
  • Здание трактира (1908 г.), — в советское время в здании располагалась столовая № 2
  • Жилой дом по ул. Ленина (XIX в.), — памятник деревянного зодчества
  • Гостиница «Сибирь» (1900-е гг.), — ул. Комсомола, 38; находится в аварийном состоянии, разрушен 2-ой этаж

Промышленная архитектура

  • Казённый винный склад (1898 г., арх. Павловский, Моргулин, Трескин), — ныне в здании располагается техникум железнодорожного транспорта)
  • Водонапорная башня (1912 г.)
  • Железнодорожное депо ст. Алатырь (1893 г.)
  • Производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г.), — в настоящее время — Алатырский механический завод

Известные горожане[править]

  • Аникин, Виктор Иванович — архитектор
  • Горшенин, Константин Петрович — 1-ый Генеральный прокурор СССР
  • Кикин, Пётр Андреевич — статс-секретарь императора, участник Отечественной войны 1812 года, автор идеи строительства Храма Христа Спасителя в Москве
  • Кочетов, Александр Васильевич — лётчик, Герой Советского Союза
  • Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР
  • Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве, известного как Дом дружбы народов.
  • Судаев, Алексей Иванович — советский конструктор-оружейник, майор
  • Шестаков, Николай Яковлевич — драматург
  • Шидловский, Андрей Борисович — учёный-математик, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный профессор МГУ
  • Нефёдов (Эрьзя), Степан Дмитриевич — российский и советский скульптор

Герб и флаг города

Основные статьи: Герб Алатыря

,Флаг Алатыря Герб города

Герб города утверждён Указом Императрицы Екатерины II 22 декабря 1780 года и представляет собой «Три золотых колчана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели».

Изначально в верхней части герба 1780 года находилась колонна с короной — герб Симбирской губернии. Также существовали советская версия герба (1979 года) и различные модификации дореволюционного, активно использовавшиеся в 1990-х — 2000-х годах.

Герб 1780 года был восстановлен в качестве официального символа города решением Собрания депутатов города Алатыря от 29 мая 2009 года. В левом верхнем углу — квадратный флаг Чувашской республики. Над гербом располагается пятиконечная корона из золотого кирпича, показывающая, что герб принадлежит городскому округу.

Флаг города

Флаг города — прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Алатыря в красном и жёлтом цветах. Утверждён 29 мая 2009 и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 5007. Флаг составлен на основании герба Алатыря, по правилам и соответствующим традициям вексиллологии, и отражает исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Символика

Лук и стрелы были важнейшим оружием дальнего боя и охоты на протяжении многих тысячелетий, и чрезвычайно широко употреблялись и в Древней Руси, и в Чувашии. При этом колчан, футляр для стрел, изготавливался из кожи, дерева, ткани, позднее из металла. Стрелы в колчане укладывались оперением вверх. На Руси чаще всего использовалось оперение в два пера. Оперение стрел многократно упоминается в летописях, былинах и других источниках и изображается на памятниках искусства. Сказки, притчи об отдельной стреле, которую легко можно сломать, в то время как пучок стрел остаётся невредимым, распространены на Руси как образ силы, они демонстрировали верность утверждения «в единении — сила».

Три колчана со стрелами на флаге Алатыря отражают историческую связь времён, в то же время они олицетворяют единство и сплочённость народа, проживающего на древней Алатырской земле, готовность служить защите Родины.

Красный цвет в средневековой геральдике считался династическим. Кроме того, он символизирует такие качества как благородство, справедливость, любовь к Богу и ближнему, мужество, храбрость, власть.

Жёлтый (золотой) цвет колчанов со стрелами олицетворяет Солнце — источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Золото символизирует такие качества и понятия как верность, милосердие, а также мудрость.

Абзац истории

Алатырь может похвастать богатой и интересной историей: город был построен на живописном берегу реки Суры по указу Ивана Грозного. Цель возведения города в столь диких на тот момент землях довольно обыденна: защищать Москву от казанских татар в 1552. Кстати, из-за того, что алатырскую крепость возвели на месте булгарского города Сенбера, многие местные жители до сих пор называют город на чувашский манер Чемпером. Вплоть до 18 столетия Алатырь считался важным опорным пунктом юга России, затем стал видным торговым центром страны. К началу 20 века город даже превосходил по уровню развития современную столицу республики — Чебоксары.

Бытует интересная легенда, рассказывающая нам о названии города. Якобы, имя крепости дали из-за легендарного Алатырь-камня, считающегося в славянской мифологии центром мира. Если верить сказаниям, этот камень затерян где-то в морских водах на острове Буяне. И именно там стоит трон мирового царствования. По легенде, Алатырь-камень обладает волшебными свойствами — из-под него вытекают все целебные реки с «живой» водой. Как бы то ни было, но никакого подходящего под описания камня и острова близ Алатыря не видно, но красивая легенда и романтично звучащее название города от этого нисколько не портятся.

Активация амулета

Очищение талисмана является обязательной процедурой. Особенно, если он получен в подарок или его доставляли транспортом – нужно убрать с него лишнюю информацию и чужую энергетику. Даже если оберег получен непосредственно из рук мастера, очистка и активация амулета Алатырь является обязательной процедурой. В этом плане изделия из металла более практичны, поскольку позволяют задействовать все 4 стихии.

Серебряный браслет-оберег «Алатырь» (перейти в каталог SUNLIGHT)

Итак, для очищения амулета нужна соль и вода. Вечером Алатырь погружают в воду и замораживают, а на утро дают льду растаять и выливают воду подальше от жилья. После этого талисман погружают в соль на сутки. Этого вполне достаточно, чтобы снять накопленный негатив. Очищать желательно во вторник, среду или субботу.

Чтобы зарядить оберег, нужно использовать 4 стихии – воду, огонь, землю и воздух. Идеальный вариант – организовать подходящие условия вдали от города, где-нибудь в лесу или на лужайке. Постарайтесь выбрать уединенное место возле водоема, разведите небольшой костер или зажгите свечу. Последовательность действий:

Перед ритуалом отдохните и постарайтесь избавиться от негативных мыслей и тревог.
Наденьте чистую и просторную одежду.
Если есть возможность, снимите обувь.
Разожгите пламя (костер или свечу).
Сконцентрируйте внимание на силе природы – обратитесь к земле, воде, воздуху и пламени. 
Присыпьте талисман горстью земли, окуните его в воду, пронесите над пламенем и дайте полежать на воздухе.
Уберите следы обряда и наденьте свой оберег.

Чаще разговаривайте с талисманом, благодарите его, просите совета или верного направления

Старайтесь чаще прислушиваться к своей интуиции и обращать внимание на знаки

Фото оберега Алатырь 06.01.21

Известные горожане[править | править код]

  • Аникин, Виктор Иванович — архитектор
  • Горшенин, Константин Петрович — 1-ый Генеральный прокурор СССР
  • Кикин, Пётр Андреевич — статс-секретарь императора, участник Отечественной войны 1812 года, автор идеи строительства Храма Христа Спасителя в Москве
  • Кочетов, Александр Васильевич — лётчик, Герой Советского Союза
  • Крылов, Алексей Николаевич — кораблестроитель, специалист в области механики, математик, академик АН СССР
  • Мазырин, Виктор Александрович — архитектор, автор особняка Арсения Морозова в Москве, известного как Дом дружбы народов.
  • Судаев, Алексей Иванович — советский конструктор-оружейник, майор
  • Шестаков, Николай Яковлевич — драматург
  • Шидловский, Андрей Борисович — учёный-математик, заслуженный деятель науки РСФСР, заслуженный профессор МГУ
  • Нефёдов (Эрьзя), Степан Дмитриевич — российский и советский скульптор

Достопримечательности города Алатырь (Чувашия)

Алатырь — город с уникальной архитектурой. Город Алатырь расположен в Среднем Поволжье, в республике Чувашия, на левом берегу реки Сура, вблизи впадении в неё притока Алатырь. Официальной датой основания города считается 1552 год — время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи. Основан в 1552 году по указу Ивана IV Грозного во время его похода на Казань как укреплённый пункт для охраны границ Московского государства в устье реки Алатырь. По-чувашски город зовётся Улатор, по-мордовски — Раторош. По преданию Алатырь возник на месте где находился походный царский стан.

Историческая справка города

Построенный для защиты от казанских татар, Алатырь уже с XVI века управлялся воеводами и считался важным опорным пунктом в Поволжье. В XVIII веке потерял своё военное значение и стал торгово-ремесленным центром. Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами. Местные традиции деревянного зодчества и художественной обработки дерева в сочетании со стилевыми приёмами классицизма, модерна, эклектики, создают неповторимый колорит старинных улиц и переулков Алатыря.

Сегодня Алатырь – средоточие русской культуры в Чувашии

Сегодня Алатырь – город не только с неповторимой историей, и уникальной архитектурой, но и это настоящий православный центр Поволжья. В городе хорошо сохранилась средневековая планировочная структура центральной части с радиальной системой улиц, направления которых обозначены высотными акцентами в виде культовых каменных сооружений, реализованы проектные предложения первого регулярного плана 1804 года с упорядоченной сеткой улиц . У туристов большой интерес вызывает квартал купеческих особняков в исторической части города, придающий Алатырю особый колорит. Редко где еще сохранился подобный ансамбль из старинных домов, выстроенных в стиле классицизма, модерна, эклектики.

Алатырь является крупным православным центром

Киево-Николаевский Новодевичий монастырь был основан в 1639 году.Предыстория его появления такова. В 1638 году, в связи с гонениями на православную церковь, игуменья Ладинского девичьего монастыря Елизавета Летинская с сестрами бежали из Литвы. В пограничный московский город Путивль «богомолицы пришли ограблены, наги и босы, и голодны, а монастырского никакого заводу ничего не осталось». Отсюда игуменья отправляет челобитную на имя царя с просьбой разместить их в одном из монастырей. Просьба была уважена. Их переводят в Брянск, а отсюда в Алатырь на житье в Николаевский девичий монастырь, основанный в 1603 году. В годы «смуты» он был разрушен и восстановлен только в 1622 году. К 1639 году монастырь влачил жалкое существование. За ветхостью церковь монастырская пошатнулась, крыша и паперть обломились, кельи повалились.

Тогда вновь прибывшими и было принято решение основать новый монастырь на пустопорожнем месте: «под стеною, близко от Силинской башни, вверх по Суре реке, подле острогу да орешника». С весны 1639 года началось строительство деревянной церкви во имя святого Николая Мирликийского чудотворца, келий, трапезной, поварни, хлебной. В 1640 году построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Монастырь никогда не был обделен вниманием царствующих лиц, что выражалось в различных дарах

В XVIII веке деревянные церкви заменены каменными. В 1737 году строится надвратная церковь святителя и чудотворца Николая в традиционном стиле: «восьмерик на четверике», в 1753 гоу церковь Вознесения Господня, а в 1764 году – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В конце XIX – начале XX веков в монастыре проживало более 200 сестер. Территория монастыря ограждена стеной с угловыми башнями. Комплекс зданий в стиле барокко.

Алатырский Троицкий монастырь был основан по преданиям в 1584 году. на отлогом берегу реки Алатырь. Первоначально все здания были деревянными и они не обеспечивали защиты от набегов татар и мордвы. Особенно пострадал монастырь в «смутное время»: «игумен и братья, и служки, и крестьяня… от насильства разбрелись розно, и монастырь де розорен, и монастырская вотчина запустела».

История возникновения оберега

Древняя легенда рассказывает о событиях, которые происходили во времена, когда на нашей земле не было ничего, кроме воды и единственного острова Буян, о точном местонахождении которого ничего не известно. Однажды на этот остров упал большой камень Алатырь, в котором была сосредоточена невиданная сила. На этом камне боги устроили себе место для отдыха.

Бог Род, которого считают главным создателем, сделал три мира – для богов, живых и мертвых. А после сотворил Сварога – бога-кузнеца, который должен был закончить сотворение мира. Он ударил своим молотом по камню Алатырю, и полетели в разные стороны искры, из которых родились другие божества.

Славянская легенда о сотворении мира гласит, что Алатырь является связующим звеном между богом Родом и Сварогом. По легенде, Око Рода находилось в самом камне.

Сварожьим крестом Алатырь называют потому, что сакральный символ действительно состоит из 2 крестов (косого женского и прямого мужского), наложенных друг на друга.

Так и появилось вера в то, что Алатырь – это олицетворение жизни, начало и конец Мироздания. Люди поклонялись месту, где по преданию лежал этот камень. Так и возникло слово «алтарь» – святое место, предназначенное для молитв. Многие хотели найти камень и прикоснуться к нему, чтобы обрести величайшие знания и очистить душу. Но мудрецы говорили, что Алатырь сможет найти лишь человек со светлой душой и сильным духом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector