Население дагестана

Исторические предпосылки объединения этносов

Вряд ли найдется еще один регион на территории РФ помимо Дагестана, где бы легко уживалось столько различных этнических групп. Не зря древний Дербент заслуженно признан одним из самых толерантных городов мира. Этнографы и историки сделали важный вывод: республика как общность народов формировалась в особых условиях, что не могло не повлиять на мировоззрение людей, живущих здесь.

Народности Дагестана – это настоящий конгломерат, в котором каждый представитель того или иного этноса четко ощущает себя носителем определенной культуры и вместе с тем осознает, что он дагестанец. В целом, можно сказать, что современный Дагестан – это Россия «в миниатюре».

Еще в XVIII столетии на Кавказе, а точнее на той территории, которую позже начали называть Дагестаном, царил феодальный строй, в котором можно было наблюдать отголоски патриархального уклада. Кстати, единство народов Дагестана в определенной мере наблюдалось уже тогда, несмотря на то, что все они были раздробленными. Здесь исторически было исключительно мало городов, а подавляющая часть населения проживала в сельской местности. При этом в горной местности патриархальный уклад был наиболее заметен, тогда как на равнинной части феодализм сформировался раньше.

В республике этнического коллективизма не наблюдалось, здесь люди проживали по территориальному принципу. Соответственно, главенствующую роль играла община, состоящая из нескольких селений. Национальные элиты управляли как общинами, так и, опосредованно, малыми населенными пунктами, принадлежавшими к той же народности, что и вся община. Дагестанские народы нельзя было назвать разобщенными, однако они не слишком стремились к более плотному взаимодействию.

Дагестанцы занимались, в основном, земледелием, животноводством и охотой. Была развита торговля, которая процветала в районе Дербента. Сложные условия жизни в горах не позволяли заниматься какими-либо видами промышленности, этому способствовал и патриархально-феодальный уклад.

Только после того как на Кавказ начали проникать русские, в жизни горцев стали наблюдаться изменения. Непосредственными же причинами объединения и последующей дружбы народов можно считать:

  • постоянные набеги соседей (турок и персов);
  • взаимоотношения с русскими переселенцами;
  • необходимость социально-экономического развития региона.

Устав от феодальной раздробленности и неустойчивости взглядов местных элит, дагестанские этносы все больше взаимопонимания находили с русскими переселенцами. Не случайно горцы часто предпочитали селиться вокруг военизированных русских укреплений-крепостей – многие из таких поселений впоследствии становились крупными населенными пунктами. Казаки и русские солдаты защищали местных жителей не только от турок, но и от набегов враждебных племен. В этих условиях не только крепла дружба с переселенцами из России, но и углублялись коренные связи народов.

Во многом мировоззрение горцев отражено в моральном кодексе народов Дагестана. Этот неписаный кодекс включает не только правила этикета, но и совокупность традиций, уважение к старшим, соблюдение семейных обычаев. Как ни странно, серьезные различия в менталитетах русского и горского народов не стали камнем преткновения – напротив, послужили объединяющим их звеном.

После того как Кавказ официально стал российским, началось бурное экономическое развитие региона. Развивалась промышленность, совершенствовались сельскохозяйственные орудия труда. Таким образом, патриархальный строй на всей территории региона довольно быстро сменился на феодальный. А окончательно формирование общности дагестанцев произошло уже после революции 1917 года.

Новое руководство страны было заинтересовано в дальнейшей социальной и этнической спайке. Поэтому народы республики получили все условия для дальнейшего укрепления межэтнических связей – теперь на помощь приходили хозяйственные и административные объединения.

Тюркские народности в Республике

Национальности, проживающие в Дагестане, значительным образом представлены народами тюркской языковой ветки. Так, кумыков в Республике насчитывается более 260 тысяч человек, что составляет почти 13 процентов населения. В основном они селятся в предгорных районах и в Терско-Сулакской низменности. Половина живет в городах, а остальные 52 процента – в сельской местности. 15 % жителей столицы Республики – также кумыки.

Ногайцы, 16 % которых проживают в Дагестане, — национальность, восходящая своими корнями еще к Золотой Орде. Иначе эти народы называются крымскими ногайскими (также степными) татарами. В Дагестане ногайцев проживает 33 тысячи человек, в основном в Ногайском районе, также в поселке Сулак.

Третий из представленных тюркских народов в РД – азербайджанцы. Их насчитывается 88 тысяч человек – 4 процента населения. Горожане живут в Дербенте, Дагестанских Огнях.

Немного больше о языковых семьях

Как мы уже говорили, национальности Республики Дагестан делятся на три языковые группы. К первой – дагестанско-нахской ветви – относятся аварцы, чеченцы, цахуры, ахвахци, каратинцы, лезгины, лакцы, рутульцы, агулы, табасаранцы. Также в это сообщество входят андийцы, ботлихцы, годоберинцы, представители тиндалами, чамалялцы, багулалы, хваршины, дидойцы, бежтинцы, гунзибцы, гинухцы, арчинцы. Эту группу также представляют даргинцы, кубачинцы и кайтагцы. Вторая семья – тюркская – представлена следующими народностями: кумыки, азербайджанцы, ногайцы.

Третья группа – индоевропейская – собрана из русских, татов, горских евреев. Вот так на сегодня примерно выглядят национальности в Дагестане. Список может пополняться менее известными национальностями.

Дагестанско-нахская ветвь

Население Дагестана представлено в первую очередь народами дагестанской и нахской семей. Это прежде всего аварцы – самый многочисленный этнос Республики. Их на этих землях проживают 850 тысяч человек, что составляет 29 процентов населения. Проживают в горных регионах на западе. В некоторых районах (например, Шамильском, Казбековском, Цумадинском, Ахвахском) аварцев – до 100 процентов. В столице Республики – Махачкале – аварцев 21 процент.

На втором месте по численности в Дагестане национальность «даргинцы», их в стране 16 процентов, или 330 тысяч человек. Проживают в основном в горах и предгорьях в центре Республики и в основном заселяют сельские районы. В городах Изербаш даргинцы составляют более половины жителей – 57 %.

12 процентов населения Дагестана представлено лезгинами, которых проживает в Республике более 250 тысяч человек. В основном расселены они в южных регионах: Ахтынский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Дербенский районы.

Также дагестанско-нахская ветвь выражена лакцами (5 процентов населения), которые проживают преимущественно в Новолакском районе, табасаранами (4,5 процента), чеченцев (3 %, в основном живут в Хасавюрте, составляя треть проживающих в городе). Менее одного процента насчитывается в Дагестане агулов, цахуров, рутульцев.

Кизляр и Хасавьюрт

Центром богатейшего сельскохозяйственного района Дагестана является Кизляр. Это издавна знаменитый город, связанный с пребыванием там самых выдающихся личностей — писателей, художников, которым созданы мемориалы. Совсем недавно этот город стал печально знаменитым — после захвата террористами школы и гибели множества заложников.

Хасавьюрт — второй по значению дагестанский город, уступает по величине только Махачкале, которая расположена в девяноста километрах. Здесь проживает около ста сорока тысяч человек. Именно здесь было заключено соглашение, лишившее Россию победы в первой чеченской войне. Там до сих пор обстановку нельзя назвать спокойной.

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики. Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания. Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Русские и лакцы

Несколько слов стоит сказать и о русскоязычных представителях страны. Они также представляют национальности Дагестана, населяя в основном Каспий и окрестности Махачкалы. Больше всего русских (104 тыс., 3,6 %) можно встретить в Кизляре, где их проживает больше половины от общего населения. Нельзя не вспомнить о лакцах (161,2 тыс., 5,5 % населения), которые с исторических времён населяют центральные части горного Дагестана.

Именно благодаря лакцам на территории страны возникло самое первое правоверное мусульманское государство. Они признаны мастерами на все руки – первые кавказские кустари были выходцами из этой народности. И по сей день лакские изделия участвуют в различных международных конкурсах, занимая самые почётные места.

Экономика

Экономический потенциал очень высок, его поддерживают транспортный и топливно-энергетический комплекс, активно участвуют в процессе промышленность и сельское хозяйство. Численность населения Республики Дагестан постоянно растёт. По данным переписей 2002 и 2009, годов оно увеличилось более чем на сто одиннадцать тысяч человек, учитывая только естественный прирост. Доля промышленности в валовом региональном продукте составляет шестнадцать с половиной процентов, в приоритете отрасли производства продуктов питания, химическая промышленность и машиностроение. Климат в республики для сельского хозяйства благоприятен, почвенные ресурсы разнообразны, экология уникальна, поэтому здесь выращивается множество сельскохозяйственных культур, среди которых одно из самых важных — виноделие.

Девяносто процентов коньячной продукции производится в Дагестане, и она по достоинству оценена на многих международных выставках, являясь основой алкогольного фонда страны. Сколько населения в Дагестане ни было бы, в основной массе это мусульмане, не употребляющие алкогольные продукты, потому всё виноделие нацелено на вывоз. Республика эта приморская, и рыбохозяйственный комплекс развит превосходно: здесь налажено производство лососевых и форелевых. И овцеводство — это постоянное занятие, какое население в Дагестане практикует многие века, а потому количество коз и овец здесь наибольшее в Российской Федерации.

Языки Дагестана

Подавляющее большинство жителей Республики владеют русским языком. Таковых 88 процентов населения. На аварском разговаривают 28 %, на даргинском – еще 16 %. Также более 10 процентов граждан Дагестана владеют лезгинским, кумыкским. На лакском, азербайджанском, табасаранском, чеченском говорят до 5 процентов населения страны. Остальные языки представлены в меньшинстве. Это рутульский, агульский, ногайский, английский, цезский, цахурский, немецкий, бежтинский, андинский и многие другие. Есть в Дагестане и совсем неожиданные языки, так, 90 человек говорят на греческом, более 100 владеют корейским, итальянским, киргизским, хинди.

Тюркские народности в Республике

Национальности, проживающие в Дагестане, значительным образом представлены народами тюркской языковой ветки. Так, кумыков в Республике насчитывается более 260 тысяч человек, что составляет почти 13 процентов населения. В основном они селятся в предгорных районах и в Терско-Сулакской низменности. Половина живет в городах, а остальные 52 процента – в сельской местности. 15 % жителей столицы Республики – также кумыки.

Ногайцы, 16 % которых проживают в Дагестане, — национальность, восходящая своими корнями еще к Золотой Орде. Иначе эти народы называются крымскими ногайскими (также степными) татарами. В Дагестане ногайцев проживает 33 тысячи человек, в основном в Ногайском районе, также в поселке Сулак.

Третий из представленных тюркских народов в РД – азербайджанцы. Их насчитывается 88 тысяч человек – 4 процента населения. Горожане живут в Дербенте, Дагестанских Огнях.

Данные по Республикам

На территории национальных республик данные статистики будут зависеть от религиозных традиций основного, населяющего её народа. Приводим наиболее характерные примеры.

Татарстан

В основе этнического состава данной республики две нации: Русские (39,65 %) и Татары (39,65 % и 53,15% соответственно, по данным общероссийской переписи населения 2010). Подобное соотношение является причиной примерно равного соотношения православных и мусульман на этой территории. При этом, значительная часть татар исповедует православие (основной религией этой нации является ислам).

Изначально, Ислам суннитского направления являлся официальной религией для ряда государств на территории современного Татарстана. С включением Казани в состав Московского царства происходило постепенное смешение представителей титульной нации с русскими. На территории республики 1428 мечетей и 319 церквей. Ислам исповедует более 38% населения.

Дагестан

Дагестан является самой «исламской» республикой в составе Российской Федерации, к этой конфессии относится 95% населения территории. Представительства остальных религиозных направлений незначительны:

  • Христианство – менее 5%, из них 3,8% относят себя к православным.
  • Остальные – доли %.

Северная Осетия

Несмотря на территориальное расположение – Северный Кавказ, преобладающей религией является православие (51,4%). Представительства остальных конфессий:

  • Ислам – 7,5%.
  • Традиционные верования предков – 20,3%.
  • Другие и атеисты – 20,8 %.

*Данные от СМИ «Кавказский Узел» со ссылкой на региональные социологические исследования.

Якутия

Проведённый в 2012 году опрос исследовательской службы «Среда» показал следующие данные:

  • Православные – 38%.
  • Атеисты – 26%.
  • Не могут конкретизировать ответ – 17%.
  • Исповедуют традиционную религию предков и верят в силы природы– 13%.
  • Иные направления христианства – менее 1%.
  • Ислам – 3%.
  • Нет ответа – 2%.

Сведения о численности представителей разных религиозных конфессий по городам страны противоречивы. Приведём пример по Москве и Санкт-Петербургу:

По заявлениям главы совета муфтиев России, в Москве проживает примерно 4 миллиона представителей данной конфессии. Эти данные были опровергнуты экспертом Российской академии народного хозяйства и гос. службы: «такие цифры связаны с включением в статистику мигрантов, в основном из Средней Азии. Реальная численность сторонников этой религии в столице составляет примерно 400 тысяч».

Картина по Санкт – Петербургу следующая: 57% придерживаются православия, вторая по численности конфессия – мусульмане (точные данные неизвестны).

Сколько национальностей в Дагестане

По данным переписи населения начала ХХ (2010 год) века в настоящее время в Республике проживают около сотни различных народов. Но подсчитать их точное число не представляется возможным. Некоторые племенные группы Кавказа даже не имеют собственного письменного языка. Именно поэтому так сложно сказать, сколько национальностей в Дагестане. Кроме того, перепись осложняется тем, что некоторые люди, участвующие в переписи, называют себя представителями несуществующих национальностей: махачкалинцы, метисы, россияне, афророссияне.

По состоянию на начало века в Республике были представлены следующие этносы: аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, русские, лакцы, табасараны, чеченцы, ногайцы, азербайджанцы, евреи, рутульцы, агулы, цахуры, украинцы, татары. На долю этих народов приходится более 99 процентов всего населения, а остальные группы представлены менее многочисленными народностями.

Какая национальность в Дагестане самая распространенная – аварцы. Их треть населения. Аварская семья включает в себя такие группы, как каратинцы, андийцы, тиндальцы, хваршины, гинухи, арчинцы и многих других.

Список национальностей Дагестана постоянно корректируется. Так, к примеру, в 2002 году, согласно переписи, была насчитана 121 народность. Через восемь лет эта цифра была снижена до 117 национальных групп.

Аварцы

В Дагестане самые многочисленные народы аварцы, даргинцы и кумыки.

Аварцы расселены в основном на территориях горного Дагестана, говорят на нескольких диалектах и говорах. Литературный язык аварцев называется язык гостя или язык войска. Арабская графика дала основу аварской письменности в 15-16 веках. Но к тридцатому году ХХ века аварцы начали массово осваивать русский язык, потому что проходили на нем обучение. В 1938 году представители национальности начинают использовать кириллицу. Детей в школах сначала учили на родном языке, а в средних классах – уже на русском. Сегодня аварцы владеют и языком своего народа, и русским, что позволило им легко интегрироваться в культурное пространство России.

Аварцы по религиозной принадлежности считаются мусульманами-суннитами.

О республике

Дагестан, население которого составляет около 2 711 000 человек, является самой крупной из северокавказских республик. На территории в 50300 квадратных километров может поместиться почти две Армении. ВВП (внутренний валовой продукт) составляет более миллиарда долларов США. Природа здесь исключительно живописна и потому притягивает в эти края огромное количество путешественников, этот край воспевали самые знаменитые писатели, поэты и художники.

Сторона гор и таящихся в них загадок — Дагестан. Население отличается своим гостеприимством, но в то же самое время не до конца искоренены жестокие обычаи кровной мести. Богатство обычаев уникальное, и, что характерно, нигде их не чтут так, как здесь. Красота горных пейзажей умиротворяет, но войны здесь велись испокон века — за обладание этой землёй многие тысячи лет боролись самые разные люди — от монголо-татар, турок, арабов и хазар до римлян и гуннов.

Национальности республики Дагестан

Первая попытка посчитать население Дагестана была предпринята военным ведомством Российской империи в конце девятнадцатого века. Но более точные данные были получены при переписи через одиннадцать лет. Выяснилось, что в Дагестане в границах того времени проживали почти 590 тысяч человек.

Если сравнивать эти цифры с полученными в переписи населения Дагестана 2010 г., то они увеличились почти в пять раз — 2 миллиона 323 тысячи человек. Прирост населения отмечен с середины 20-х до 40-х гг. прошлого века, также десятилетие до 70-х гг. и с 1989 по 2002 гг. Самая низкая численность населения в Дагестане отмечена в период с 1897 по 1926 гг., а также с 1939 г. следующие двадцать лет.

Гражданская война, засуха начала 20-х годов также отразились на демографических показателях. В это же время Дагестан начинают покидать русские, украинцы и евреи, последовала эмиграция в Турцию части дагестанцев. Это привело к падению численности населения на 20%.

Однако после середины 20-х годов ХХ века начинается резкий рост. Его связывают с естественным приростом, достигшим больше 20%. Повлиял и приток русских, украинцев, армян, татар, евреев и представителей других национальностей. Люди переезжали в Дагестанскую республику в поисках работы.

До начала Великой Отечественной войны в Дагестане проживало почти 970 тысяч человек. На численность населения республики, как и других территорий, повлияло нападение фашистов на Советский Союз. Мобилизация охватила больше 160 тысяч мужчин, часть которых не вернулась с полей сражений. С начала 50-х гг. демографы отмечают самую высокую рождаемость и естественный прирост – почти 34%.

Исторические предпосылки объединения этносов

Вряд ли найдется еще один регион на территории РФ помимо Дагестана, где бы легко уживалось столько различных этнических групп. Не зря древний Дербент заслуженно признан одним из самых толерантных городов мира. Этнографы и историки сделали важный вывод: республика как общность народов формировалась в особых условиях, что не могло не повлиять на мировоззрение людей, живущих здесь.

Народности Дагестана – это настоящий конгломерат, в котором каждый представитель того или иного этноса четко ощущает себя носителем определенной культуры и вместе с тем осознает, что он дагестанец. В целом, можно сказать, что современный Дагестан – это Россия «в миниатюре».

Еще в XVIII столетии на Кавказе, а точнее на той территории, которую позже начали называть Дагестаном, царил феодальный строй, в котором можно было наблюдать отголоски патриархального уклада. Кстати, единство народов Дагестана в определенной мере наблюдалось уже тогда, несмотря на то, что все они были раздробленными. Здесь исторически было исключительно мало городов, а подавляющая часть населения проживала в сельской местности. При этом в горной местности патриархальный уклад был наиболее заметен, тогда как на равнинной части феодализм сформировался раньше.

В республике этнического коллективизма не наблюдалось, здесь люди проживали по территориальному принципу. Соответственно, главенствующую роль играла община, состоящая из нескольких селений. Национальные элиты управляли как общинами, так и, опосредованно, малыми населенными пунктами, принадлежавшими к той же народности, что и вся община. Дагестанские народы нельзя было назвать разобщенными, однако они не слишком стремились к более плотному взаимодействию.

Дагестанцы занимались, в основном, земледелием, животноводством и охотой. Была развита торговля, которая процветала в районе Дербента. Сложные условия жизни в горах не позволяли заниматься какими-либо видами промышленности, этому способствовал и патриархально-феодальный уклад.

Только после того как на Кавказ начали проникать русские, в жизни горцев стали наблюдаться изменения. Непосредственными же причинами объединения и последующей дружбы народов можно считать:

  • постоянные набеги соседей (турок и персов);
  • взаимоотношения с русскими переселенцами;
  • необходимость социально-экономического развития региона.

Устав от феодальной раздробленности и неустойчивости взглядов местных элит, дагестанские этносы все больше взаимопонимания находили с русскими переселенцами. Не случайно горцы часто предпочитали селиться вокруг военизированных русских укреплений-крепостей – многие из таких поселений впоследствии становились крупными населенными пунктами. Казаки и русские солдаты защищали местных жителей не только от турок, но и от набегов враждебных племен. В этих условиях не только крепла дружба с переселенцами из России, но и углублялись коренные связи народов.

Во многом мировоззрение горцев отражено в моральном кодексе народов Дагестана. Этот неписаный кодекс включает не только правила этикета, но и совокупность традиций, уважение к старшим, соблюдение семейных обычаев. Как ни странно, серьезные различия в менталитетах русского и горского народов не стали камнем преткновения – напротив, послужили объединяющим их звеном.

После того как Кавказ официально стал российским, началось бурное экономическое развитие региона. Развивалась промышленность, совершенствовались сельскохозяйственные орудия труда. Таким образом, патриархальный строй на всей территории региона довольно быстро сменился на феодальный. А окончательно формирование общности дагестанцев произошло уже после революции 1917 года.

Новое руководство страны было заинтересовано в дальнейшей социальной и этнической спайке. Поэтому народы республики получили все условия для дальнейшего укрепления межэтнических связей – теперь на помощь приходили хозяйственные и административные объединения.

Итог

Итак, какие же национальности Дагестана являются самыми главными? Ответ может быть только один – все. Как говорят про республику, Дагестан – это своеобразный синтез множества этносов. Примечательно, что почти у каждой национальности есть свой язык, который разительно отличается от соседей. Сколько национальностей живёт в Дагестане – столько обычаев, традиций и особенностей быта существует в этой солнечной стране.

В списке языков дагестанского народа перечислены 36 разновидностей. Это, конечно, вносит сложность в общение между представителями этих народов. Но в итоге надо знать одно – дагестанский народ, представленный столькими национальностями, имеет своё историческое прошлое, которое и породило сегодняшний многообразный, интересный и такой непохожий друг на друга национальный этнос республики. Обязательно посетите это место – вы не пожалеете! Вас радостно встретят в любом уголке страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector