Калмыкия

Криминал

Криминогенную ситуацию в Элисте можно отнести к сравнительно спокойной. Количество преступлений, совершенных в течение года сохраняется в течение последних десяти лет на одном и том же уровне.

Хорошим примером может служить следующий факт. На центральной площади города есть шахматная доска, выполненная в пропорции примерно 1:100 по сравнению с обычной. Она расположена под открытым небом и никем не охраняется. Любой желающий может сыграть партию. За все время никто не стащил отсюда ни одной фигуры, что вряд ли было бы возможным, если бы подобная конструкция располагалась где-нибудь в районе Арбата.

Культура[править | править код]

Культура калмыцкого народа уникальна как его историческая судьба. Её древние корни — в глубине тысячелетней истории кочевых цивилизаций Центральной Азии. Буддизм принес в культуру свет высокой философии, многосторонние знания, отточенное вековыми канонами искусство. Жемчужина калмыцкого фольклора — «Джангар», эпическое повествование о стране счастья и благоденствия Бумбе и подвигах её богатырей. Проникнутый духом героики и патриотизма, эпос по своим художественным достоинствам относится к лучшим образцам устно-поэтического творчества. «Джангар» и исполнявшие его рапсоды пользовались огромной любовью и уважением в народе.

Культурная жизнь Калмыкии сегодня многогранна и динамична. Поэты и прозаики, композиторы и режиссеры, художники и архитекторы обращаются в своем творчестве к самым различным школам и направлениям мировой классики, новейшим течениям модернизма. Последние годы характеризуются устойчивым интересом к ценностям национальных культур. В республике действуют славянский, казахский, корейский, немецкий, еврейский, народов Северного Кавказа и другие национально-культурные центры. Доминируют традиции культур калмыцкого и русского народов.

Главные достопримечательности Элисты

Элиста располагает множеством достопримечательностей. Шахматы и буддизм – вот основные темы туристических маршрутов.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.

Золотая обитель Шакьямуни

Войти в главный буддийский храм России и Европы может каждый. Здание построено по благословлению Далай-ламы XIV, который побывал в Элисте в 2004 г. Проект хурула – так называют буддийские храмы – подготовили архитекторы С. Курнеев, Л. Амнинов, В. Гиляндиков.

Основное здание окружено 17 небольшими пагодами и статуями учителей буддизма, которые проживали в монастыре Наланд. Храмовая ограда выполнена из белоснежных ступ, 4 входа ориентированы на все стороны света.

В центре просторного двора установлена скульптура Белого Старца, или Цаган Аав – это покровитель калмыков с языческих времен. Храмовые двери – массивные, украшенные золотыми узорами и охраняемые львами – внушают почтение и трепет.

Изнутри храм высотой 56 м еще великолепнее, по традиции, он состоит из 7 уровней:

  • на первом находится музей буддизма, конференц-зал и библиотека;
  • на втором – место для молений, или дуган;
  • третий отдан администрации города;
  • на четвертом расположена обитель главы буддистов региона и президента Калмыкии;
  • пятый этаж — резиденция Далай-ламы;
  • остальные этажи – для проведения обрядов.

Туристов привлекает дуган, в центре которого расположена 12-метровая статуя Будды. Ее выполнили калмыцкие скульпторы и художники (руководитель проекта В. Васькин). Статуя покрыта золотом, она служит местом хранения святых для калмыков предметов. Стены зала расписаны сюжетами из жизни Будды, обходить его надо по часовой стрелке.

Хурул на ул. Клыкова, 63, открыт каждый день с 8 до 20 ч., в 9 ч. начинается первая молитва.

Чесс-сити

На юго-востоке Элисты в 1998, в канун 33 Всемирной шахматной олимпиады, был построен коттеджный поселок City-Chess, или Город Шахмат (архитекторы С. Курнеев, Л. Амнинов, А. Босчаев). Еще его называют Нью-Васюки в честь романа Ильфа и Петрова.

Пройдя через пропускной пункт в Город, можно увидеть дома с шахматными названиями, площади, разрисованные в шахматную клетку, места для созерцаний и пагоды. Украшают аллеи множество скульптур, посвященных древней игре: «Благопожелание», «Ход конём», «Рождение пешки», «Ступени к победе» и другие.

В главном здании Чесс-сити – Дворце Шахмат – туристам покажут музей имени М. Таля. Городок на проспекте Остапа Бендера открыт каждый день с 9 ч., вход бесплатный в составе экскурсии.

Золотые ворота Алтн Босх

Символ Элисты и всей Калмыкии – Золотые ворота, расположенные у входа в парк Дружбы. Это сооружение возведено в 1998 (архитектор В. Шанхаев), но успело стать знаковым и любимым для горожан и туристов.

Арку Алтн Босх высотой 15 м золотого цвета поддерживают красные колонны, фронтоны украшены 28 картинами художника Н. Борисова, они рассказывают об истории региона. Арка считается священным порогом, переступая который, человек очищается духовно. За Алтн Босх в парк ведет дорожка из белого камня – знак добродетельного пути.

Доброй приметой считается загадать желание, проходя под аркой, и еще лучше, если в ответ прозвенят подвешенные к парящей крыше строения колокольчики.

Монумент Золотой всадник

На перекрестке улиц Джангара-Буденного невозможно не заметить внушительную скульптурную композицию – героя народного эпоса Калмыкии Джангар на верном коне.

Фигура покрыта позолотой и привлекает внимание издалека

Пагода Семи Дней

15-метровая пагода расположена на площади Ленина внутри огромной фонтанной чаши. Пагода Семи дней построена по всем правилам буддизма, ее сооружением руководили ламы, приехавшие из обители Гьдмед (Индия).

По традиции, пагода состоит из 7 уровней, символизирующих дни недели, богато украшена позолотой и скульптурами. Под основным сводом, который опирается на нарядные колонны, находится молельный барабан, привезенный ламами из Индии. Барабан-кюрде расписан золотыми мантрами-молитвами на разных языках, а внутри него хранятся тексты 30 миллионов мантр. Вечером пагода красиво подсвечивается.

Калмыки

Калмыки известны также как Ойраты, Джунгары, Ойроты, Западные монголы, Калмаки, Сарт-калмаки, Kalmouks, Calmoucs, Calmucks, Kalmyks.

Название калмак появилось в тюркских языках, оно означает «оставшиеся», так западные тюрки называли своих восточных соседей, живших восточнее Иртыша, на Алтае и вокруг него. В русских письменных источниках этноним калмык появился в начале 16 в., с конца 18 в. им стали пользоваться сами калмыки.

Автоэтноним (самоназвание)

Сами же калмыки называют себя хальмг (что означает «оставшийся») или ёёрд (от дёрвн ёёрд, что означает «четверо близких», «четыре союзника»). Калмыки КНР (Ойраты) также называют себя ойрат-монголами,т.к. в КНР все монголоязычные народы (ойраты, халхи, буряты и др.) называются монголами. Калмыцкий народ подразделяется на четыре крупных подразделения, или поколения, как называли их русские в XVI веке — торгуты (торгоуты), дербеты (дёрвюды), хошоуты (хошуты) и олёты (зюнгары). Часть торгоутов, дербетов и олётов (зюнгаров), живших рядом с донскими казаками и активно с ними взаимодействовавшая, приняла название бузавы.

Территория расселения

Калмыки (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты), бузавы) проживают в Республике Калмыкия — 173,996 тыс.чел. (более 50 % населения) по Всероссийской переписи населения 2002. Большие группы калмыков (торгоуты, дербеты, хошоуты, зюнгары (олёты)) находятся также в Западном Китае (Баингол-Монгольский и Боротала-Монгольский автономные округа Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР; провинция Цинхай КНР) — по различным данным от 170 до 250 тыс. человек, и Западной Монголии (аймаки Ховд и Увс) — около 150 тыс. человек. Небольшие группы калмыков есть в Средней Азии (в Киргизии — свыше 10 тыс. человек) и на Кавказе, из стран так называемого «дальнего зарубежья» — в США (2 тыс.чел.) и Франции (1 тыс.чел.)

Численность

Численность волжских калмыков на время их прихода в места нынешнего проживания в начале 17 в. оценивается примерно в 270 тыс.чел. Затем в составе населения страны их численность изменялась следующим образом: 1926 г. — 131 тыс., 1937 г. — 127 тыс., 1939 г. — 134 тыс.. 1959 г. — 106 тыс., 1970 г. — 137 тыс., 1979 г. — 147 тыс. чел., 1989 г. — 174 тыс.чел., из них в Республике Калмыкия — 166 тыс.чел. В Афганистане также проживают ойраты (калмыки) оставшиеся там после завоеваний Чингиз-хана.

Этнические и этнографические группы

До 20 в. для калмыков было характерно наличие племенных группировок — дербетов, торгоутов, хошеутов и олётов (зюнгаров). На современном этапе происходит активное смешение родов и формирование единой калмыцкой нации.

Расовая принадлежность, антропологический тип

В расовом отношении калмыки — монголоиды, но в отличие от классических монголоидов в результате смешения с тюркскими и северокавказскими народами у них чаще встречаются волнистые мягкие волосы, несколько сильнее развита борода, выше переносье.

Письменность

Калмыцкий алфавит Тодо Бичг (Ясное письмо) был создан в сер.17 в. на уйгурской графической основе. В 1925 г. был принят новый алфавит на базе русской графики, в 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется русская графическая основа. Калмыки Китая продолжают использовать старокалмыцкую письменность.

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  1. Изготовление кожаных изделий.
  2. Изготовление войлока.
  3. Чеканка.
  4. Гравировка металлических изделий.
  5. Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка.
Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

 

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

Природные достопримечательности Калмыкии на машине

Пожалуй, Калмыкия — один из самых экзотических регионов России. Необычна не только ее архитектура, но также и природа — вы сами в этом легко убедитесь, если приедете в гости на машине.

Государственный природный заповедник «Черные земли»

Во всей красе природу Калмыкии можно увидеть на заповедных территориях, например, в крупнейшем биосферном заповеднике «Черные земли». Образованный более 30 лет назад, он был создан для изучения ландшафтов и природного мира степей и пустыни. А также для охраны и разведения популяции уникального жителя калмыцких степей — сайгака.

Территория заповедника огромна, более 120 тысяч гектаров. Она включает две совершенно разные территории: основной участок, «Черные земли», занимается охраной и разведением сайгаков. Второй природный кластер, на озере Маныч-Гудило, стал домом для множества редких видов птиц. Это водно-болотистые территории международного статуса.

В 1993 году заповедник получил официальный статус биосферного заповедника под охраной ЮНЕСКО. Кстати, помимо сайгаков, эти земли очень интересны. Они настоящая сокровищница для любителей природы, здесь можно изучать флору и фауну степи в ее исконном виде.

Подробнее: Государственный природный заповедник «Черные земли»

Сайгаки в заповеднике «Черные земли»Фото: «Черные земли»

Озеро Маныч-Гудило

Любите отдыхать на берегу озер? Значит, вам понравится идея съездить к озеру Маныч-Гудило, крупнейшему соленому водоему на юге России. Оно находится на территории сразу трех регионов — помимо Калмыкии воды Маныч-Гудило омывают также просторы Ростовской области и Ставропольского края. Состав воды в Маныч-Гудило скорее морской, чем озерно-пресноводный. Считается, что в древности оно было частью огромного водоема, соединяющего Черное море с Каспийским.

В наши дни удивительное озеро располагается на территории заповедника «Черные земли», и сюда ежегодно прилетают на зимовку сотни видов птиц. А также приезжают туристы — за активным отдыхом, созерцанием, рыбалкой. На озере очень понравится орнитологам, а фанаты эффектных фото могут поймать в кадр пеликанов и журавлей. В акватории Маныч-Гудило расположено несколько озер, самые крупные называются остров Птичий и Водный.

Подробнее: Озеро Маныч-Гудило

Озеро Маныч-ГудилоФото: Julia Alisova

Цветение тюльпанов в Калмыкии

Поистине уникальное зрелище ждет вас в Калмыкии весной. Это цветение диких тюльпанов, когда бескрайние степные просторы покрывают тысячи и тысячи самых ярких цветов. Жители Калмыкии сумели сделать из этого природного события настоящий бренд — и теперь множество туристов со всех уголков России приезжают в республику весной. Степи Калмыкии цветут в апреле—мае.

Впервые фестиваль тюльпанов в Калмыкии прошел в апреле 1996 года

С тех пор он стал регулярным, привлекая внимание как туристов, так и экологов — популяция диких степных тюльпанов в Калмыкии, к сожалению, сокращается. Фестиваль привлекает интерес к этой серьезной проблеме, а также рассказывает о национальных традициях кочевого народа — музыкальных мотивах, танцах, истории, ремеслах, эпосе

Конные прогулки, этно-юрты, концерты, ярмарки верблюдов — все грани местного колорита можно ощутить на фестивале цветения тюльпанов в Калмыкии

Обратите внимание: рвать, топтать, всячески вредить цветам строго запрещено. Это карается серьезным штрафом

Фестиваль тюльпанов в КалмыкииФото: Женя Пьянова

Цветение лотосов в Калмыкии

Еще один незабываемый праздник красок и цветения природы можно посетить в Калмыкии летом. Настоящий гимн красоте — сезон цветения лотосов на водных просторах республики. Обычно этот сезон приходится на середину лета, июль—август. Чтобы полюбоваться «цветком Будды» во всей красе, поезжайте в село Джалыково Лаганского района Калмыкии. Здесь расположены «раскаты» — пороги, где Волга впадает в Каспийское море.

В начале августа в селе Джалыково проходит фестиваль лотосов, на котором, помимо цветов, можно познакомиться с традициями и обычаями калмыцкого народа, народными промыслами, ремеслами, музыкой и танцами.

Если не попадете на фестиваль — не беда. Любоваться разноцветными кувшинками — белыми, розовыми, кремовыми, можно и без участия в празднике. Одно условие: рвать цветы категорически запрещено. Это нежное растение занесено в Красную книгу, к тому же, сорванный лотос гибнет буквально на глазах.

Цветение лотосовФото: Константин Павлов

Большое Яшалтинское озеро


Большое Яшалтинское озеро.
3

Водоем находится в одноименном районе Калмыкии и издавна славится целебными свойствами. Другое его название – Солёное озеро или Шавур-Толга. Озеро имеет форму чаши, площадь составляет 40 км. Уровень минерализации различается в зависимости от времени года.

Уникальная грязь Большого Яшалтинского озера используется для лечения множества недугов, например, опорно-двигательного аппарата, кожи, нервной и половой систем. На территории оборудованы грязелечебницы. Оставаться в озерной воде разрешено не более 20 минут, иначе соль может вызвать кожный ожог. 

Среди достопримечательностей озера – остров тюльпанов. Цветами можно любоваться, но ни в коем случае не рвать: выпишут штраф, да и цветы погибнут зря. Преобладают тюльпаны красных и желтых тонов.

Также в окрестностях озера и острова обитают табуны диких лошадей. Покататься на них не получится, а вот на прирученных домашних конях – без проблем. Конная прогулка по степным просторам – шанс познакомиться с калмыцкой природой и ощутить себя настоящим кочевником.

Адрес: Большое Яшалтинское, Калмыкия, Россия.

Особенности Элисты

Неофициальное название города звучит как буддийская столица России. В некоторых источниках есть информация, что и всей Европы. Это происходит благодаря тому, что в Элисте находится большое количество различных пагод, статуй Будды и молельных ступ. В калмыцкие храмы часто наведывался даже сам Далай-лама.

Еще одной отличительной особенностью города стали шахматы и все интересные традиции, которые связаны с этим видом спорта. Их привил населению первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Чтобы оставить след в истории, здесь возведен Шахматный город, в котором установлен памятник знаменитому Остапу Бендеру. В Элисте сосредоточено много различных скульптур, статуй, постаментов и памятников. Каждое творение отличается своей красотой, историей, грацией, а также уникальной задумкой. Здесь можно легко встретить рядом новые европейские скульптуры и буддийские статуи. Власти города заботятся об их сохранности и о том, чтобы они представляли собой единый интересный ансамбль.

Благодаря этим стараниям облик города становится интересным и запоминающимся как для местных жителей, так и для приезжих гостей, которых не перестает удивлять необычная, а местами даже забавная архитектура.

Элиста находится в том же часов поясе, что и столица России. Город занимает площадь 93 квадратных метров и вмещает в себя население более 100 тысяч человек. Здесь присутствуют различные народы и национальности. Преобладающее большинство людей, проживающих на данной площади, составляют русские и калмыки. Религий на данной территории также несколько видов, но самой распространенной остается буддизм.

В столице Калмыкии степной и резко континентальный климат. Поэтому осадков в течение года здесь выпадает мало, а средняя температура по всей площади страны достигает 8 градусов. Влажность находится на уровне 20%, воздух – сухой. Лето в Элисте очень жаркое и длится относительно долго. С приходом осень начинают идти дожди. В этот период степь начинает оживать. Зима в городе не сохраняется на долго. Отличительной особенностью данной поры года становятся ветра, которые постоянно меняют свое направление. С приходом весны всю территорию покрывают красивые цветущие тюльпаны.

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

 

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

 

Население и экономика Калмыкии

В республике три города: Элиста, Лагань и Городовиковск и 13 административных районов. Общее население – менее 300 тыс. человек. Как того и следует ожидать, большинство населения – калмыки, также много русских. Представлены и другие национальности, в основном жители других южных республик.

Экономика Республики Калмыкия развита слабо, промышленность в основном сконцентрирована в добыче полезных ископаемых (нефть и природный газ), присутствует машиностроение, металлообработка и производство стройматериалов.

Сельское население занимается выращиванием зерновых культур, овощей и бахчевых культур, а также животноводством и производством шерсти.

Туризм в Калмыкии

В последние годы в Республике Калмыкия активно развивается туризм. Множество туристов с различных городов России едут в Элисту, чтобы приобщиться к буддизму и калмыцкой культуре. Центральный элемент любой экскурсии по Элисте – это храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Кроме этого туристы часто посещают Шахматный город и гуляют по центру города.

Некоторые туристы едут в Лагань и Цаган Аман – населенные пункты, которые меньше Элисты, но, тем не менее, обладающие национальным колоритом.

Кроме этого Республика Калмыкия привлекает орнитологов и фотографов – их можно встретить на озере Маныч-Гудило, где гнездятся огромные популяции птиц.

Поля тюльпанов и цветочный фестиваль


Поля тюльпанов и цветочный фестиваль.
5

Жители богатой на природные чудеса республики Калмыкии умеют тонко чувствовать красоту. Из обыденного, казалось бы, природного явления – цветения тюльпанов – они сделали настоящее событие, ежегодный фестиваль цветов. Проходит он всегда в апреле, когда поля буквально усеяны тюльпанами разных расцветок – красными, белыми, желтыми. Вблизи полей разбивают экологические стоянки, обустраивают этнические кафе.

В программу развлечений входят:

  • Музыкальные концерты;
  • Конные прогулки;
  • Полеты на дельтапланах;
  • Лекции и беседы.

Считается, что только на территории Калмыкии тюльпаны произрастают в естественных условиях, без вмешательства человека. Несмотря на охранный статус, некоторые виды тюльпанов стремительно исчезают. Рвать цветы, разумеется, запрещено, вредить им как-то иначе (например, ездить через поля на автомобиле) тоже.

Местные рассказывают, что в степи можно встретить также уникальный черный тюльпан. Если такое случится, касаться его нельзя, нужно просто загадать рядом с ним желание, и оно сбудется.

Адрес: Уралан, Республика Калмыкия, Россия.

Когда приезжать в Элисту?

Наряду с традиционными праздниками калмыки отмечают также свои национальные торжества, и приезжие могут окунуться в эти замечательные действа.

Помимо обычного Нового года калмыки отмечают также Зул – праздник зимнего солнцеворота, припадающий на 22 декабря. Зул в переводе с калмыцкого означает светильник и действительно в этот день огоньки зажигаются повсюду: в храмах, в домах, на улицах. Калмыки верят, что чем больше будет огоньком, тем больше будет удачи в следующем году. Поэтому 22 декабря на улицах Элисты нет недостатка в огоньках и огнях. Кстати на калмыцкий Новый год не принято пить спиртное, вместо алкоголя на праздничном столе присутствует традиционный чай джомба.

В начале марта калмыки отмечают Цаган сар или Белый месяц. Этот праздник знаменует окончание зимы и, конечно же, немного перекликается со славянкой Масленицей. Праздник был основан кочевниками, которые радовались, что грядёт окончание холодному и голодному времени года. В этот день на столах в калмыцких домах традиционно много угощений. Главная еда Цаган сара — это борцоки – обжаренные в масле комочки теста. Если искать аналог борцокам среди русских яств, то это, пожалуй, хворост. Борцоки символизируют сытую и богатую жизнь, а также готовность защищать свой дом. Дети, которые уже отделились от родителей и живут отдельно, в Цаган сар обязательно посещают отчий дом.

А если приехать в Элисту в июне, то можно попасть на празднование торжества единства земли и воды. Это событие происходит в полнолуние. В этот день принято обрызгивать весь имеющийся в хозяйстве скот кумысом, а потом всей семьёй садиться за щедрый стол.

Праздник тюльпанов является самым молодым праздником Республики Калмыкия. Его ввели в 1990 году. Дело в том, что в апреле вся территория Калмыкии покрывается цветущими тюльпанами. Было решено отмечать праздник тюльпанов во второе воскресенье апреля. В этот день вся Республика выходит на народные гуляния. Кстати самый известный калмыцкий ансамбль носит название «Тюльпан». Артисты прославились на весь мир исполнением народных калмыцких танцев.

В Калмыкии до сих пор сохраняются в почёте традиции предков. Например, калмыцкая молодёжь очень уважительно относится к старшим. Гости города Элиста, конечно, замечают подобное отношение молодёжи к пожилым людям и это похвально.

Элиста — это сердце Калмыкии, впитала в себя богатое культурное наследие и дух традиций. Приехав сюда можно не только познакомиться с буддийскими святынями и бескрайними степями, но и поучиться у калмыцкого народа мудрости и спокойствию. Невероятно интересен и местный фольклор, да и сама история этих мест заслуживает детального изучения и уважения.

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи

Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны

Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах

Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
День рождения Чингисхана

Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
Национальным праздником в Калмыкии является Зул

Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

 

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

  • Алдар — великий;
  • Баатр — богатырь;
  • Улан — красный;
  • Джиргал — счастье;
  • Чон — волк;
  • Гальдж — огненный;
  • Бембя — название Сатурна;
  • Дорджи — алмаз.

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

  • Альвина — белая;
  • Герел — луна;
  • Дун — грациозная;
  • Замбага — магнолия;
  • Кермен — белка;
  • Лиджа — звонкоголосая;
  • Сарана — лилия;
  • Сувсана — жемчужина.

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

 

Предприятия и работа в Элисте

Как утверждают специалисты, где-то в глубине недр Калмыкии залегает множество полезных ископаемых. Соли и строительные материалы, газ и нефть, фосфаты и урановые руды. Также положительно можно оценить и географическое положение Элисты, которое может быть теоретически использовано для развития современных транспортных коммуникаций практически по всем направлениям. Модная сегодня экологически чистая энергетика также вполне перспективна в данном регионе, так как существуют природные возможности для строительства соответствующих объектов, использующих энергию ветра и солнца. Специалисты отмечают и тот факт, что имеющийся кадровый потенциал значителен. Так, например, более 70% трудоспособного населения в Элисте имеют профессиональное образование, в том силе среднее и высшее. Тем не менее, существенного развития, эффективного использования имеющихся ресурсов, несмотря на известные предсказания, пока не наблюдается.

Недостаток пресной воды, степи, определенные климатические условия – это те условия, на которых базируется сельскохозяйственная отрасль. Из всего количества земель только 8% могут быть использованы под пашню. Но именно эта отрасль с добавлением лесного хозяйства и охоты составляют в совокупности более трети всего валового регионального продукта. Торговля – около 8%, строительство и транспорт – приблизительно по 6%.

Вся промышленность вместе обеспечивает менее 10%. Основные объекты – это производственные мощности жилищно-коммунального хозяйства. Имеются предприятия, выпускающие продукты питания, такие как АО «Хлеб», ООО «Рудо-Эл». Различные железобетонные изделия изготавливаются на заводе «ЖБИ-12». Имеется здесь мебельная фабрика и ДОЗ «Стойдеталь», выпускающий различную строительную продукцию из древесины. Нефтедобывающая промышленность представлена расположенным в Элисте АООТ «Калмнефть».

Как и было сказано выше, имеющийся экономический потенциал не используется в городе в полном размере. Косвенное подтверждение тому – это около семи кандидатов на потенциальные возможные рабочие места по состоянию на осень 2012 года. В это же время весь регион, в соответствии с имеющимися статистическими данными попал в десятку самых проблематичных в России при оценке уровня безработицы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector