Народы россии: калмыки

Обычаи и праздники калмыков

Один из главных праздников в калмыцкой культуре — Зул (Новый год). Ему более шестисот лет. Отмечают праздник в 25-й день месяца Коровы по калмыцкому календарю. В Новый год не принято пить спиртное, вместо него гостям подают джомбу (национальный молочный чай), борцоки и другие сладости. Зул переводится как «лампада». В этот день огни зажигаются повсюду – в домах, хурулах, на улицах. Существует поверье: если пламя будет сильным, то солнцу зарядится большей энергией, а, значит и греть оно будет лучше.

С приходом весны в Калмыкии отмечают Цаган сар (праздник Белого месяца). Жители городов и селений поздравляют друг друга с окончанием холодного и голодного времени. Местные считают, что с наступлением весны в мире просыпается новая жизнь, на пороге которой нет препятствий для добродетели. Накануне праздника женщины пекут борцоки, делают подношение на алтарь, зажигают лампаду и перебирают четки. Обязанность детей в этот день – посетить родительский дом.

Урюс – главный летний праздник. Его отмечают в первое полнолуние июня. В этот день принято задабривать богов обильными подношениями, чтобы они даровали сочную и богатую траву на пастбищах. Если скот будет накормлен, то в кратчайшие сроки принесет потомство, а значит скотоводы будут жить в достатке. В ходе обряда хозяин опрыскивает головы овец, коров и прочих домашних животных молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов является самым молодым. Отмечают его обычно во второй половине апреля, когда на калмыцких степях распускаются тюльпаны – одни из главных достопримечательностей региона. В этот день проходят народные гуляния, выступают танцевальные коллективы, съезжаются туристы, чтобы своими глазами увидеть это уникальное зрелище.

Одежда

Национальный мужской костюм калмыков состоит из рубахи, штанов, заправляемых в сапоги. Поверх надевали бешмет — приталенный кафтан длиной до колен. На груди его расшивали позументом. На кожаном ремне размещались ножны с оружием. В зимнее время носили овчинные шубы, пошитые в талию. Головным убором была меховая шапка типа папахи. Парадный вариант отличался добавлением красной кисточки, которая свисала с шапки. Старики носили длинные простеганные халаты.

Женщины в быту одевались довольно просто. Их повседневной одеждой была широкая рубаха и шаровары. Также были распространены длинные платья в пол. Они застегивались на металлические пуговицы или подпоясывались ремнем. Нагрудник украшали золотистой или серебристой тесьмой. Поверх платья могли носить халат без рукавов из цветного материала. Подол, низ рукавов расшивали растительными узорами. Расцветки праздничных нарядов были яркими: зелеными, красными, синими с золотистой каймой по краям. Летом головными уборами были суконные или войлочные шапочки. Женщины всегда носили шапки, выходить из дома с непокрытой головой им не разрешалось. Праздничные шапки шили из парчи, бархата, богато отделывали узорами из тесьмы, вышивкой. На ногах носили сафьяновые сапоги. Богатые калмычки дополняли костюм серьгами, браслетами, ожерельями. Украшения делали из драгоценных металлов, хрусталя, яшмы, кораллов.

Древние традиции

Уклад общественной жизни калмыков формировался веками. У местных жителей существовали свои нравы и правила культурного поведения – народная этика. К примеру:

  • Если молодой человек позволял себе грубость по отношению к старшему по возрасту, то считалось, что он нагрубил собственным родителям.
  • Поведение, когда посторонний вмешивался или подслушивал чужой разговор, считалось неприличным.
  • Позорным считалось и то, когда кто-то поднимал шум либо скандалил на территории людей, с которыми произошло горе или несчастье.
  • Прохожий, который игнорировал приветствия и делал вид, будто не замечает своего знакомого, подвергался осуждению.
  • Крайне неприличным считалось и то, когда гость опрокидывал чашку вверх дном после чаепития. Его считали неблагодарным и больше никогда не приглашали в свой дом. Такое же отношение было и к людям, которые переночевав, уходили, не попрощавшись с хозяевами, да еще и хлопали дверью.
  • Когда в дом входил пожилой человек, молодые должны были поддержать его и помочь открыть дверь.

Традиционные обычаи и обряды

У калмыцких народов было много традиционных обычаев и обрядов. Некоторые из них совсем не изменились и дошли до наших дней, а другие со временем устарели, забылись и вовсе исчезли. Большинство обычаев и традиций калмыцкого народа были заимствованы с древних веков, в них прослеживалось стремление украсить свое жилище, нравственно-эстетические идеалы, старинные народные приметы и суеверия.

К примеру, было заведено следующее:

  • утром хозяюшки открывали дымоходы слева направо;
  • калмык, уходя по рабочим и прочим делам, обходил домашний очаг слева направо;
  • при встрече с посторонним проходили по левую сторону от него;
  • у места назначения останавливались с левой стороны.

То есть все действия традиционно осуществлялись по направлению движения жизненного источника – солнца – слева направо.

Большинство обычаев имели религиозный характер. Для калмыков, не владеющих грамотой, служители религиозного культа приравнивались к святым. Им доверяли и относились к ним с большим уважением. Жрецы и религиозные учителя были грамотными. Лучших посылали в Тибет и Монголию для изучения буддизма. Проучившись в тех краях, они возвращались на родину глубоко уважаемыми людьми, имеющими духовное звание.

Верующие регулярно молились богам, 4-5 раз в год посещали монастырь, совершали подношения: одни жертвовали скот, другие — деньги. И в любых случаях обращались за советом к священнослужителям.

Очищение огнем

Огонь для калмыцкого народа – великое божество, поэтому с ним связано много традиций, обрядов и суеверий. Нельзя переступать через огонь, плевать в него либо тушить водой. Разрешается засыпать землей или песком.

В древние времена, когда потомки монгольских ойратов вели кочевой образ жизни, прежде чем поставить кибитку на новое место, люди обрабатывали его огнем. Подобный обряд очищения жив и сегодня. По калмыцким традициям, заезжая в новую квартиру, хозяева проносят по комнатам небольшую чашу с огнем.

Чайная церемония

Если калмыку посчастливилось попасть в гости на утренний чай, это считалось хорошей приметой. Хозяева дома обязательно приглашают вошедшего присоединиться к утреннему чаепитию. Местные жители никогда не отказываются от подобных приглашений.

Предложить гостю несвежий чай считалось сверх неприличия, несмотря на всю стесненность обстоятельств. Поэтому чай готовили в присутствии приглашенного. Если в процессе приготовления и подношения напитка хозяйка допускала ошибку, к примеру, кипятила воду без заварки, то гость принимал это на свой счет, как неуважение.

Ритуализованная форма чаепития – это лишь один из многочисленных обрядов калмыцкого народа. Однако он отражает сущность национального характера, религиозную приверженность калмыков и их преданность традициям предков.

Это интересно: Карибский кризис

Культура и быт народа Калмыкии

Обычаи продиктованы историческими факторами и теми условиями, в которых приходилось пребывать калмыкам от начала существования на теперешней земле. Жители республики соединили в себе несоединимые аспекты:

  • язык монголоидной группы;
  • буддийское вероисповедание;
  • представляет кочевнический народ.

В повседневной жизни калмык заботился о скоте, тепле жилья и пропитании. Источником питья в степи также были животные — излюбленный напиток кумыс. Готовили на костре, поэтому питались тушеной и жареной говядиной или бараниной.

Ответственность за выбор спутника жизни ложился на родителей, так как они именно они принимали решение без участия «главных героев». Молодой семье необходимо было отдельное жилье, поэтому родственники парня ставили палатку, а девушки — наполняли домашней утварью. Дату помогал назначать астролог, который определял идеальный день.

Культурным наследием выступает художественная литература, сохранившая описание жизни и быта предков. Прекрасными свидетельствами творчества стали: «Джангар», «Сказание о Гесере», «О подвигах богатыря Санары».

Города Республики Калмыкия

Элиста — столица республики. Население — 104238 чел. В переводе с калмыцкого, «Элиста» означает «песчаный». Город был основан в 1865 году русскими переселенцами. Хотя на этом месте калмыки и раньше устраивали свои стоянки, постоянного поселения там не было.

Вскоре здесь возникла крупнейшая ярмарка скота, на которую съезжались со всей калмыцкой степи. В советское время, после возвращения калмыков из депортации, город постепенно восстанавливался и развивался. Здесь были построены заводы по производству стройматериалов. На этом индустриальный бум в Элисте закончился.

Сегодня Элиста — центр буддизма, туризма и шахматизма (то есть — шахматного спорта:) Вместо с тем, в Элисте много учреждений науки и культуры. ВУЗы Элисты выпускают в основном гуманитариев, и это естественно, так как серьезных высокотехнологических производств в Калмыкии нет. Можно сказать, что Элиста — это рай для калмыков

Людям других национальностей стоит обратить внимание на другие города, в других регионах

Лагань — небольшой город с населением в 13,7 тыс. человек. Находится в 9 км от Каспийского моря. Была основана в 1871 году русскими переселенцами как небольшой поселок рыбаков. Долгое время эти земли относились к Астраханской области, и лишь в 1927 году были включены в состав Калмыкии.

С 1944 по 1991 год город назывался Каспийский. Главной достопримечательностью города является розовый лотос, в изобилии цветущий в окрестностях города. Другие достопримечательности — Лаганьский хурул, Ступа Просветления в том же хуруле, и Лотосовая ступа в городском парке.

Розовый лотос стал приманкой для туристов, приезжающих в Калмыкию. Фото by olegmozg (http://fotki.yandex.ru/users/olegmozg/)

Троицкое — село с населением 12,3 тыс. чел. Основано в 1862 году поселенцами из Воронежской губернии. Сейчас в Троицком живут люди самых разных национальностей — русские, калмыки, немцы, украинцы и т.д. Из производств можно отметить только предприятия пищевой промышленности. Из достопримечательностей — традиционный для Калмыкии хурул и памятник жертвам депортации.

Внешность

Антропологи относят калмыков к монголоидам. Это обладатели типичной азиатской внешности. У них высокий лоб, широкое сплюснутое лицо, разрез глаз узкий. Для калмыков характерен эпикантус — так называемая монгольская складка, прикрывающая внутренний угол глаза. Нос небольшой, сплющенный, небольшие пухлые губы. Волосы прямые, черные, цвет радужки — карий. Встречается небольшой процент людей с относительно светлыми волосами, а также рыжими. Цвет кожи смуглый, темно-коричневый с желтоватым оттенком. Калмыки невысокого роста, коренастые, девушки худощавые. Современная молодежь европеизирована, она предпочитает модную европейскую одежду: джинсы, туфли на каблуках, толстовки. Девушки активно пользуются косметикой, наращивают ресницы. В ходу бижутерия, стилизованная под национальные украшения.

 

Вероисповедание

Калмыки не имеют одного преобладающего направления в вероисповедании, так как их история полна кардинальных изменений. Существует три ветви, к которой принадлежат в какой-то мере все представители народа, однако есть и ярые почитатели одной их этих религий:

  • шаманизм;
  • буддизм;
  • православное христианство.

Изначально в поселениях преобладало почитание сил природы, из чего выходила вера в существование посвященных людей, говорящих с духами и повелевающих им. Шаманы есть здесь и до сих пор, однако в подлинности большинства стоит задуматься — для некоторых это лишь повод заработать на легковерных туристах.

В XVII веке на территорию, где живут калмыки, пришли просветители из Тибета, чтобы принести поселенцам буддизм и ламаизм. На сегодняшний день действительно весомый процент населения продолжает быть верным этой религии, что удивительно для части европейской страны.

Со временем Российская империя стала проявлять больше интереса к этой местности, а следовательно и ее жителям. Монорегилия на большей части территории уже проявила себя, как целительный пластырь на разобщенной земле, поэтому и здесь начали прививать православие.

Уже советская власть окончательно отвергла буддийское духовенство, построила на территории Астраханской губернии возле калмыков христианскую семинарию, и ввела поощрительные санкции для тех из них, кто примет новую веру. К примеру, таким людям было разрешено переехать жить и работать в другие края родины.

Ключевую роль в принятии православия сыграло то, что в духовных училищах преподавали грамоту, готовили к церковной службе и работе просветителем. Личностный рост калмыка стал зависим от вероисповедания, поэтому его стали принимать массово. Однако на деле, как и по всей России, традиции и религия предков не исчезли, а лишь смешались с «новыми правилами».

Элиста современная

Чтобы понять «какая» Элиста на самом деле, чем живут, и дышать сегодня её жители нужно обязательно посетить район Сити-Чесс. Не многие знают, что прототипом проекта этого района стали Нью-Васюки Остапа Бендера из романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Строился City Chess в 1998 году для проведения Всемирной Шахматной Олимпиады. Кстати здесь есть памятник Остапу Бендеру, а также коттедж, который был подарен Стивену Сигалу. Когда же помпезное мероприятие закончилось, то Шахматный город остался стоять, радуя местных жителей и гостей Элисты. Что сейчас происходит в Сити-Чесс? В основном там расположены рестораны, спортивные клубы и офисные помещения. Есть тут и коттеджи, а также православный храм, наличие которого подтверждает, что в Элисте уважают все мировые религии. Отель «Шахматный город» в 2001 году был признан лучшим отелем Восточной Европы. В этом интереснейшем месте побывали многие знаменитые люди, среди которых Стивен Сигал, Чак Норрис, София Ротару. Шахматный город лучше осматривать пешком, поскольку скорость движения транспорта тут ограничена до 20 км в час. Тут каждый коттедж имеет своё тематическое название, например, Ферзь или Белая Ладья. Площадь же носит имя покровительницы шахмат Каиссы ( в одной из английских поэм бог Марс смог добиться любви дриады Каиссы, только после того, как изобрёл шахматы).

Сегодня в City Chess проводятся форумы, конференции, выставки, симпозиумы, причём не только отечественного уровня, но и международного. Есть здесь и Музей шахмат. Даже при строительстве Дворца шахмат калмыки не забыли о своих традициях. Шахматный дворец выполнен в виде традиционной калмыцкой кибитки.

Кстати об уважении жителей Элисты к своему городу говорит следующий факт. На главной площади города имеется шахматная доска, которую выполнили в пропорции один к ста по сравнению с обычной доской. На этой огромной шахматной доске стоят большие шахматные фигуры, дабы каждый желающий мог сыграть партию. И эти фигуры никто не крадёт на сувениры. Они стоят под открытым небом и днём и ночью, без какой-либо охраны. Жителям других городов стоило бы поучиться у жителей Элисты любить и беречь свой город.

«Элиста в» плане креатива и творчества даст 100 очков вперёд многим другим городам. Здесь круглый год проводится множество фестивалей, среди которых: джазовые, театральные, кинофестивали, кулинарные, народные, спортивные, опен-эйры.

Калмыцкие кулинарные фестивали, например, знакомят людей не только с местной кухней, но также позволяют ближе прикоснуться к национальным традициям. Так для развлечения гостей проводятся такие калмыцкие забавы, как перетягивание шкуры барана, борьба на мизинцах. Проводятся мастер-классы по калмыцкой вышивке и валянию из войлока. Обязательно проходит и чайная церемония на калмыцкий лад. Местный рецепт приготовления чая далёк от классического. Здесь в чай добавляют шкварки из бараньего жира, бараний бульон, муку из обжаренных зёрен ячменя. Дело в том, что суровая жизнь калмыцких кочевников требовала быстрой горячей пищи, которая могла бы хорошо насыщать и мгновенно восстанавливать силы. Чай здесь чем-то даже напоминает суп.

Самый известный калмыцкий чай — это джомба. Его дегустировал даже великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, о чём сказано в его дневниках «Путешествие в Арзрум». В состав джомбы входят такие ингредиенты:

  • Вода;
  • Зелёный чай;
  • Молоко;
  • Соль;
  • Лавровый лист;
  • Чёрный перец;
  • Мускатный орех;
  • Корень аира или дягиля;
  • Сливочное масло.

Готовят такой чай не в чайнике, а в кастрюле. А также на кулинарном фестивале угощают национальными супами, название которых звучит как дотур и махан. На второе предлагают бериги – калмыцкие пельмени, лапшу хурсн махн, семджин из печени.

Жилище

Традиционным жильем калмыков, как и у большинства кочевых народов, были юрты (кибитки). Они делались переносными или устанавливались на повозку. Зимой в них было тепло, летом — прохладно. Они легко разбирались и собирались. Основание состояло из жердей и деревянных реек. Жердей требовалось достаточно много: 60-140. Вверху их концы туго связывались между собой. Для этого использовалась веревка, сплетенная из хвостов лошадей. Строения были очень прочные, не разрушались от ветра и непогоды. Остов покрывали войлочным материалом. В холодные зимы использовали двойной слой войлока. Двери были деревянные, с двумя створками. Юрта была достаточно просторная, в ней могло жить несколько семей.

В центре размещался очаг, обложенный камнями. Дым выходил наружу через отверстие вверху. По периметру жилища устраивались спальные места из войлока. Вещи складывали в деревянные ящики типа сундуков. На пол также укладывали войлок. Пищу принимали на низких столиках. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую. Место возле очага было священным. После перехода калмыков на оседлый образ жизни первыми жилищами были землянки. Затем начали делать срубные строения по типу русских изб.

Общие сведения и история

Элиста расположена на западе республики Калмыкия, в балке Элиста и на юго-востоке возвышенности Ергени, в 1250 километрах от столицы России. Является столицей Калмыкии и ее самым крупным городом, а также политическим, экономическим и культурным и научно-образовательным центром. Площадь 210,45 км².

До того, как на месте будущего города появились первые поселения, здесь устраивали стоянки кочующие калмыки. Считается что Элисту, сначала в виде села, основал бывший крепостной Степан Прокопьевич Кийков, который сделал первую землянку в балке Элиста-Сала в 1862 году. Через три года в появившемся поселении было уже 15 дворов. Именно 1865 год считается годом основания города. В нем быстро развилась скототорговля. 

Через шесть лет в Элисте окончательно укрепились большевики. В 1930 году село Элиста было преобразовано в город, после чего ему был присвоен статус столицы Калмыцкой Автономной области. С 12 августа по 31 декабря 1942 года Элиста была оккупирована немцами, но когда они уходили из города, почти весь его сожгли. В следующем году калмыки были депортированы на север Казахстана, в Сибирь и Дальний Восток. В это время Элиста была переименована в Степной. Восстанавливаться после войны город стал только в 1957 году, когда калмыки были реабилитированы и их автономия снова начала существовать. Спустя двенадцать лет открылся железнодорожный вокзал и открылся ряд промышленных предприятий. 

В постсоветское время Элиста превратилась в один из центров буддизма в России. В 1998 году в городе состоялась 33-я Всемирная шахматная олимпиада, для чего был возведен городок Сити-Чесс. Затем в нем продолжились проводиться шахматные соревнования, а также культурные и деловые встречи. 

Традиции

У калмыков довольно много праздников, связанных с их религией — буддизмом. В основном они отмечаются массово, с гуляньями, угощением, соревнованиями. Также есть некоторые праздники, не относящиеся к религиозным верованиям, среди которых: день поэзии, день калмыцкого чая, день степи

Ежегодно проводится фестиваль тюльпанов — красочное мероприятие, призванное обратить внимание людей всего мира на проблемы экологии. Он длится 1-2 недели, каждый раз его устраивают на новом месте — среди полей, где растут тюльпаны

Гостям предлагаются национальные блюда калмыков, можно посмотреть соревнования по борьбе, стрельбе из лука, гонки на верблюдах

Среди множества религиозных калмыцких праздников важное значение имеют такие:

Цаган Сар. Новый год по лунно-солнечному календарю. Отмечается приход весны.
День явления чудесных сил Будды Шакьямуни. Празднуется в марте. Связан с деяниями Будды, победившими лжеучения.
День рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни — 29 мая.
День рождения Его Святейшества Далай-ламы — 6 июля.
Первый поворот Колеса Учения. Это большой буддийский праздник, время которого определяют по лунному календарю. Проводится в июле. В этот день устраивают шествия, молебны в храмах.
Нисхождение Будды с неба на землю. Отмечается решение Будды обрести последнее земное рождение с целью открыть всем живым существам возможность просветления.
День рождения Чингисхана

Великий праздник, который имеет важное значение для калмыков. Чингисхана почитают за его мудрость, читают лекции о его жизни, свершениях.
Национальным праздником в Калмыкии является Зул

Это праздник лампад, один из самых древних у буддистов. В этот день зажигают лампады, костры. Почитается память об уходе в нирвану Цзонхавы — буддийского учителя, которого многие считают вторым Буддой. Отмечается в кругу семьи. Проводится ритуал хождения по кругу с огнем в руках. Калмыки пекут угощения, читают молитвы.

Природа Калмыкии

В Республике Калмыкия практически отсутствуют леса и большая часть фауны и флоры – это степные представители.

В первую очередь среди них стоит отметить различных грызунов (сусликов, сурков) и сайгаков, для охраны которых создан заповедник «Черные земли». Кроме них здесь можно встретить зайцев-русаков, ежей, тушканчиков и корсаков. Флора здесь представлена истинно степными и пустынными растениями: ковылём, полыньей, верблюжьей колючкой, васильками и тюльпанами Шренка.

Второй участок этого заповедника – озеро Маныч-Гудило – также охраняет многочисленные популяции различных птиц: пеликанов, лебедей, серых гусей, дроф, журавлей, чаек, ласточек и других.

Культура и религия Калмыкии

Калмыки имеют очень интересную и самобытную культуру, связанную с их азиатскими корнями. Религия тоже необычна для России, Республика Калмыкия – один из трех регионов, где проповедуют буддизм. Причем, что интересно, языческие верования калмыков тесно сплелись с буддизмом, не противореча учению Будды, а наоборот, дополняя его.

Есть у Калмыков и свой народный фольклор и эпос – «Джангар», где в стихах рассказывается о стране бессмертных и её обитателях, могущественных богатырях. Джангарчи (так называли тех, кто исполнял народные песни) всегда пользовались огромной популярностью у народа. Но и сейчас калмыки не забывают свою культуру: в Элисте стоит множество памятников, посвященных героям «Джангара»: Золотой всадник, памятник Джангару, Хонгору (герои эпоса) и другие скульптурные изображения.

Имена

У калмыков в ходу не только имена, произошедшие от ойратских, но и производные от тибетских, санскритских и русских. Исконные имена часто происходят от названий животных, топонимов, чисел или цвета. Также мальчикам дают имена народных героев. Распространено наречение с упоминанием качеств, черт характера. Иногда дают имена по названию драгоценных камней, небесных светил, планет. Некоторые мужские имена:

  • Алдар — великий;
  • Баатр — богатырь;
  • Улан — красный;
  • Джиргал — счастье;
  • Чон — волк;
  • Гальдж — огненный;
  • Бембя — название Сатурна;
  • Дорджи — алмаз.

Девочек часто называют именами цветов, фруктов, присваивают женственные черты характера. Нередко ребенку дают имя музыкального инструмента. Женские имена:

  • Альвина — белая;
  • Герел — луна;
  • Дун — грациозная;
  • Замбага — магнолия;
  • Кермен — белка;
  • Лиджа — звонкоголосая;
  • Сарана — лилия;
  • Сувсана — жемчужина.

Для защиты от злых духов давались имена, производные от других языков. Например: Егор — Ягур, Николай — Микула.

 

История

Формирование этноса начинается с конца 16 века, когда часть ойратских племен, населявших Джунгарию, отделилась от основной массы и перекочевала на территорию Руси (низовья Волги и Урал). Среди причин переселения называются дефицит пастбищ и междоусобная вражда. По пути ойратские племена воевали с казахами, ногаями, башкирами. Затем они начали контактировать с русскими. Периодически возникали конфликты, однако калмыкам было разрешено торговать на территории Русского царства, их брали на военную службу. Русские нуждались в дополнительных силах, которые помогли бы им противостоять туркам и татарам. Калмыки обладали мощным войском с 70 000 лошадей для конниц. В составе русской армии они участвовали во многих военных операциях.

18 век стал началом насаждения христианства у калмыцких племен. Многие приняли его, но тайно продолжали исповедовать буддизм. Со второй половины 17 века на территории Российской империи образовалось Калмыцкое ханство. Его жители были российскими подданными. Между представителями русской и калмыцкой аристократии образовывались браки, от которых пошли дворянские роды. Калмыцкое ханство закончило существование столетие спустя, когда население массово ушло обратно на земли Джунгарии.

Исход населения связывают с начавшимся голодом из-за холодной зимы и притеснений русских помещиков. Вторая причина — влияние китайских правящих династий. Большая часть калмыков совершила поход, который длился 7 месяцев. Они подвергались нападениям казахских племен, погибали от голода, болезней. Добрались до Маньчжурской территории только 20 000 из 180 000. Оставшиеся на месте калмыки были включены в состав Астраханской губернии. Калмыцкие войска участвовали в войне 1812 года, Бородинской битве, других сражениях.

 

20 век стал периодом перехода большинства калмыков к оседлому образу жизни. Попытки привести население к грамотности сопровождались переходом к латинскому алфавиту и кириллице. Это затрудняло обучение населения. Впоследствии народу пришлось повсеместно перейти на русский язык. В середине 20 века восстановили Калмыцкий автономный округ, с 1992 года субъект получил статус республики.

Численность населения Элисты на 2021 год. Количество жителей Элисты

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Элисты Годы
103 300 человек 2005 год
103 000 человек 2006 год
102 700 человек 2007 год
102 657 человек 2008 год
102 805 человек 2009 год
103 749 человек 2010 год
103 504 человек 2011 год
104 125 человек 2012 год
104 238 человек 2013 год
104 017 человек 2014 год
104 387 человек 2015 год
104 005 человек 2016 год
103 899 человек 2017 год
103 132 человек 2018 год
102 618 человек 2019 год
103 122 человек 2020 год
103 535 человек 2021 год

График изменения численности населения Элисты:

Численность населения города в 2014 году составила примерно 104 тысяч (160 место среди российских городов), а плотность — 494,26 чел./км². Причем число горожан осталось неизменным с 2002 года. Во время первой переписи населения 1939 года количество жителей оказалось равным 17 100 человек. Спустя 20 лет элистинцев стало больше на четыре тысячи, а в 1979 – уже 70 282. В перестроечное время темпы роста упали. 

Город является единственным в Калмыкии с населением более ста тысяч. 

В 1939 году национальный состав был распределен следующим образом: русские (76,3%), калмыки (20,4%), украинцы (1,1%), армяне (0.3%) и казахи (0,2%). В 2010 году – калмыки (65,8%), русские (25%), казахи (0,6%), украинцы (0,45%), цыгане и армяне (0,3%) и другие. 

Этнохороним: элистинец, элистинка, элистинцы.

Традиции современности

Два столпа современной Калмыкии – это религия и шахматы, считающиеся игрой высшего света. Шахматы республике преподают в школе, много играют на улицах, в парках.

Но не забыты обычаи и праздники страны. Многие из них дошли и отмечаются и сегодня:

Цаган сар

Большой праздник калмыков, практически такой же, как новогодний Зул. В переводе его название “праздник Белого месяца”. Он знаменует конец зимы, холода и голода, рождение новой жизни чистой и добродетельной.

В этот день дети обязательно посещают родителей. Люди пекут борцоки, жгут лампаду перед святым образом, перебирают четки.

Урюс

Главный праздник лета отмечают в первое полнолуние июня. Дети степей всегда занимались скотоводством и земледелием. В этот праздник они подносят дары богам для богатого урожая и плодовитости скота. Хозяин опрыскивает кумысом и молоком все свое поголовье.

Праздник тюльпанов

Это молодой праздник страны. Посвящено торжество одной их главных достопримечательностей калмыцких степей, тюльпанам. Конец апреля в республике прекрасен не только цветущими полями. В это время проходят праздничные мероприятия, концерты, гулянья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector