Я живу среди последних язычников европы, и мне есть что о них рассказать
Содержание:
- Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию
- Республика Марий Эл на карте
- Районы Йошкар-Олы
- Культура
- Три кита: дети, работа и отдых
- Музеи
- Зарождение марийского народа
- Отдых на природе
- Татары на территории республики
- Местные и их верования
- Занятия
- Не все то золото, что блестит, или Как живется в Йошкар-Оле
Марийская религия неоднородна и сегодня представляет из себя скорее неоязычество, чем старую традицию
Марийская религия пережила многое. Даже тяжёлые годы атеистических гонений не смогли истребить эту веру
В первые годы после развала СССР власти и вовсе решили взять под охрану культовые места марийцев. Одно дело храм: его можно переделать или разрушить, а природная зона — это уже совсем другое, её разумно защищать.
Хотя в России всегда правительство делало поблажки именно православию, верующие в традиционную марийскую религию не чувствовали себя особенно притеснёнными и продолжали вполне спокойно жить после распада Союза. Были, конечно, неприятные моменты вроде вырубки рощ в 2008 году, но сейчас всё спокойнее.
Куда сложнее — выявить изначальную религию марийцев. Ритуалы имеют сильные территориальные различия. Попытка их унификации с целью создания национальной религии угрожает отсечь последнюю связь с традицией.
Хотя преданность родной вере среди марийцев сильна, православие преобладает в Марий Эл. На фото — Богородице-Сергиева пустынь из Йошкар-Олинской Митрополии. Фото: mari.eparhia.ru
Если до этого марийцы воспринимали свою веру как часть единого космоса, где каждый человек равен, то теперь эта глобализация превратилась в проблему. Марийцы утрачивают национальную идентичность, ибо она выражена в первую очередь религиозным учением.
Сейчас религия марийцев — это, скорее, реконструкция, но вовсе не вера предков. Такие учения называют неозыческими — то есть новыми, возникшими в среде одного народа.
Жажда самоидентификации заставляет марийцев резко противопоставлять себя другим культурам, а потому среди шаманов иногда звучат довольно радикальные высказывания
Православное общество не отстаёт и пытается найти в религии марийцев признаки экстремизма. Это пустая и бессмысленная война, но она длится и по сей день.
Республика Марий Эл на карте
Республика Марий (Мари) Эл – субъект Российской Федерации, расположена в восточной части Европейской части РФ, входит в состав Приволжского ФО и Волго-Вятского экономического района. Республика Марий Эл – государство, входящее в состав Российской Федерации. Образована 4 ноября 1920 года как Марийская Автономная область, с 1992 года – Республика Марий Эл.
Республика занимает площадь 23,38 тыс. кв. км, на её территории проживают 688,7 тыс. человек. Национальный состав – более 10 национальностей, среди которых марийцы составляют 44%, русские – 47%. Город Йошкар-Ола («Красный Город», основан в 1584 году как Царевококшайск) – столица республики, население составляет 260,4 тыс. человек. Другие крупные города республики: Волжск (55 тыс.) и Козьмодемьянск (21 тыс. жителей). Горожан 64%, в сельской местности проживают большинство марийцев, а также велика доля татарского народа.
Республика Марий Эл на карте России
Республика Марий Эл расположена на Восточно-Европейской равнине, в восточной её части, в среднем течении р. Волга. БОльшая часть территории расположена на левобережье реки. Западная окраина республики находится на заболоченной Марийской низменности, восточная – на гористых Вятских увалах со множеством оврагов, речных долин и балок. На территории республики расположены природоохранные образования — национальный парк «Марий Чодра», несколько особо охраняемых природных территорий и заповедник «Большая Кокшага». Климат в Марий Эл умеренный континентальный, зимы – продолжительны и холодны, с умеренными морозами, лета – жаркие. Осенью влажно и очень ветрено, весной – сухо и прохладно, уровень осадков до 500 мм в год. Леса в Республике Марий Эл занимают более половины территории. Преобладает смешанный тип леса, характерный для подтаёжной зоны – пихта, ель и сосна соседствуют с липами, дубами, берёзами, осинами, клёнами и вязами. Смешанные леса распространены в центральных и западных районах республики. По речным долинам встречаются дубравы с примесью липы. В республике сохранились таёжные леса в национальном парке «Марий Чодра». В республике много лугов, поросших разнотравьем. Не зря Марий Эл называют «синеокой», на её территории расположено более 200 озёр, многие из которых лесные. Крупные и красивые озёра республики – Зрыв (Табашинское), Яльчик, Таир, Нужьяр, Морской глаз, Куликово. Республика Марий Эл очень хорошо обводнена крупными и малыми реками (всего 476), по её землям протекают Волга, Ветлуга, Немда, Лаж, Большая и Малая Кокшага, Толмань, Илеть, Юнга, Сура и их многочисленные притоки. К республике примыкают берега 2 водохранилищ – Куйбышевского и Чебоксарского. Фауна Республики Марий Эл представлена традиционными для этой местности видами: белками обычными и летягами, кротами, ежами, лисицами, лосями, волками, рысями, бурыми медведями, кабанами, бобрами. В лесах и лугах обитают тетерева, глухари, совы, сойки, дятлы, утки, кулики, гуси, ракши, гагары, цапли, погоныши, а также хищные птицы. Полезные ископаемые, добываемые в Республике Марий Эл, нерудные общераспространённые: глины, известняки, пески стекольные и строительные, торф, строительный камень, минеральные воды. В республике хорошо развиты такие отрасли промышленности, как: металлообработка, машиностроение, химическая, лёгкая, пищевая, стекольная, лесная, деревообрабатывающая и бумажно-целлюлозная. Сельское хозяйство ориентировано на производство зерновых, технических, кормовых и овощных культур (под пашни занято около 40% земель республики). Животноводство занимается выращиванием крупного рогатого скота, птицы, свиней, овец и коз. Республика Марий Эл достаточно хорошо обеспечена многими видами транспорта — есть аэропорт, развита сеть автомобильных и железных дорог, судоходны реки Волга, Сура, Ветлуга, на берегах которых действуют пассажирские и грузовые речные порты. Массовое насильственное «оправославливание» марийского народа в течение ряда столетий не смогло искоренить традиционные языческие верования. До сих пор язычники поклоняются девяти богам и молятся священным деревьям. Марий Эл можно назвать одной большой достопримечательностью России, здесь на каждом шагу уникальные природные и рукотворные памятники – дубы Разина и Пугачёва, самые чистые в мире речки – Вонча и Уба, самый «молодой» Царевококшайский кремль.
Районы Йошкар-Олы
Йошкар-Ола является сложной административно-территориальной единицей. По мере роста города в него влились свыше двадцати близлежащих деревень.
В 1973 году Йошкар-Ола была разделена на Заводской и Ленинский районы. В их составе были городские кварталы и сельские населенные пункты. В Заводской район вошли Сидоровский сельсовет Медведевского района (центр – п. Нолька), Кокшайский (с. Кокшайск и пригородный сельсовет (впоследствии упразднен). В Ленинский же вошли Куярский (п.Куяр), Солнечный (п. Солнечный), Кундышский (п. Силикатный) и Семеновский сельсоветы. Это районное деление было упразднено в 1988 году, но сельские поселения некоторое время оставались в черте города. Исключение было сделано для Семеновского сельсовета (Семеновского управления) с центром в селе Семеновка и поселка Нольки.
Микрорайоны: Берёзово, Алёнкино, Большое, Больничный, Восточный, Чигашево, Дубки, Гомзово, Звёздный, Западный, Комсомольский, Интеграл, Машиностроитель, Ленинский, Молодёжный, Мирный, Нагорный, Мышино, Никиткино, Оршанский, Октябрьский, Прибрежный, Предзаводской, Свердлова, Ремзавод, Советский, Северный, Спортивный, Сомбатхей, Центральный, Тарханово, Чихайдарово, Черновка, Юбилейный, Ширяйково, 1—9, 9а, 9б, 9в, 10.
В городской округ кроме самого города входят такие населенные пункты, как: деревня Апшакбеляк, село Семёновка, деревня Игнатьево, поселок Нолька, деревня Данилово, деревня Савино, деревня Шоя-Кузнецово, деревня Акшубино, деревня Якимово, деревня Кельмаково.
Культура
Сами же марийцы делятся на три этнические группы: луговые (или лесные), расселенные по левому берегу Волги, горные, обитающие на правобережье, и восточные, переселявшиеся с конца XVI в. до XVIII в. в низовья реки Белая (приток Камы).
Религия марийцев связана с мифологией финно-угорских народов, и главный герой этих мифов — Кугу-Юмо, верховное божество в марийской традиционной религии. Сегодня большинство марийцев являются двоеверцами и наравне с православием исповедуют свою традиционную религию, справляют праздники, связанные с языческими культами, и участвуют в ритуалах в древних культовых местах, где, по преданиям, живут духи. В дни языческих празднеств на поклон Кугу-Юмо в городах и деревнях собирается вся многочисленная марийская община. В этот день принято надевать праздничные одежды с марийским орнаментом. В числе исторических достопримечательностей Марий Эл — ритуальные камни в рощах, где язычники славили богов и предков, и укрытия разбойников Емельяна Пугачева и Степана Разина на берегах рек.
Количество же сохранившихся на территории Марий Эл архитектурных памятников невелико, и это объясняется тем, что здесь всегда преобладала деревянная застройка городков и селений. Среди образцов старинного русского каменного зодчества выделяется комплекс Ежово-Мироносицкого монастыря XVII в. в селе Ежово.
Столица республики Йошкар-Ола была основана в 1584 г. как военное укрепление. Теперь это крупный промышленный город, почти со всех сторон окруженный лесами, для которых введен статус особо охраняемых природных территорий.
Общая информация
МестоположениеОфициальное названиеФедеральный округЭкономический районАдминистративно-территориальное делениеСтолицаЯзыкиЭтнический составРелигииКрупные населенные пунктыКрупнейшие рекиКрупнейшие водохранилища
Климат и погода
Средняя температура январяСредняя температура июляСреднегодовое количество осадковОтносительная влажность воздуха
Экономика
ВРППолезные ископаемыеПромышленностьСельское хозяйствоХудожественные промыслыСудоходствоСфера обслуживания
Достопримечательности
Природные
- Кленовогорские минеральные источники
- Источники в поселке Красногорском
- Озеро Морской Глаз
- Национальный парк Марий Чодра
- Заповедник Большая Кокшага
- Заказник Каменная гора
- Озеро Яльчик (Национальный парк Марий Чодра)
- Озеро Зрыв
Город Йошкар-Ола
- Национальный музей им. Т. Евсеева
- Национальная художественная галерея
- Республиканский музей изобразительных искусств
- Музей народно-прикладного искусства
- Музей истории города Йошкар-Олы
- Площадь Оболенского-Ноготкова
- Памятник воеводе Ивану Оболенскому-Ноготкову
- Церковь Пресвятой Троицы (XVIII в.)
- Собор Вознесения Господня (Вознесенская церковь, 1756 г.)
- Дом купца Ивана Пчелина (XVIII в.)
- Храм Успения Пресвятой Богородицы (2006 г.)
- Скульптурная композиция «Дерево жизни» (2008 г.)
- Культурно-исторический комплекс «Царевококшайский Кремль» (2009 г.)
Культурные
- Козьмодемьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева (г. Козьмодемьянск)
- Этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом (г. Козьмодемьянск)
Исторические
- Старинные каменоломни в поселке Горняк
- Замок Шереметьева (поселок Юрино, XIX в.)
- Согласно марийским преданиям, давным-давно Земля представляла собой огромный первичный Океан, в котором плавали рыбы и жили духи морских божеств. Верховный бог Кугу-Юмо вызвал на поверхность селезня Йыму и велел ему принести глины со дна. Из этой глины верховный бог сотворил земли, равнины, пастбища и густые леса. Этот миф странным образом в чем-то соответствует теории образования жизни на Земле, которая изначально представляла собой Мировой океан, а суша возникла в результате вулканических процессов, начавшихся на дне океана.
- Наиболее древние памятники искусства на территории Марий Эл — примитивные фигурки животных из камня и глины, относящиеся к середине второго тысячелетия до н. э., и металлические украшения бронзового века.
- Для народного зодчества марийцев характерны срубные избы с П-образным двором, летней кухней-кудо с земляным полом и двухэтажной кладовой с галереей-балконом.
- Озеро Морской Глаз в Волжском районе Республики Марий Эл получило свое название благодаря почти правильной круглой форме и насыщенному синему цвету воды. Озеро всего 45-50 м в диаметре и напоминает кратер вулкана, но имеет карстовое происхождение.
- В Национальном парке Марий Чодра сохранился старейший экземпляр дуба, получивший название Пугачевского. По преданию, под этим дубом останавливался на ночлег со своим отрядом Емельян Пугачев. Этот дуб — исполинское дерево со стволом диаметром 159 см.
Три кита: дети, работа и отдых
Дети — цветы жизни, они нуждаются в уходе и заботе. Видимо, об этом помнят только сами родители. Государство совершенно мало волнует, как сегодня живут его будущие граждане-налогоплательщики. Во дворах грустно скрипят заржавевшие от отсутствия ремонта качели, старые доски на деревянных горках еще помнят веселые детские голоса. Но малыши и близко не хотят к ним подойти: устрашающего вида доска так и норовит провалиться, а заноза впиться в нежные детские ручонки.
Двор по улице Карла Маркса
Так непристойно выглядят дворы на периферии города, в спальных районах. В центре и в более-менее престижных районах, таких как Сомбатхей, 9-ый микрорайон стараются держать марку: детские площадки иногда пахнут свежей краской. Не лучше обстоят дела с садиками, очередь на заветное место, кажется, никогда не продвинется. Приезжим особо и надеяться не на что. Если нет прописки, хотя бы временной, садик им точно «не светит».
Перечень предлагаемых вакансий разнообразием не блещет. Все «теплые места» заняты своими людьми, остальным остается либо пахать на дядю, либо довольствоваться малым.
Сегодня наше всеобщее больное место — качество медицинских услуг. Наверное, нельзя всех «стричь под одну гребенку» — это будет неправильно. Везде есть хорошие компетентные врачи, так же как и неадекватные специалисты. Их и специалистами язык не поворачивается назвать. Многое решают деньги и связи.
Отдых в Йошкар-Оле многообразен. Все, что город может дать для отдыха — все есть. Если даже вам и скажут, что, мол, нет условий для нормального отдыха, то это не так. Как говорится «кто ищет, тот всегда найдет». Кстати, в городе бок о бок живут много разных национальностей. У каждого свои традиции, народные праздники. Каждый мариец, русский или татарин может весело провести время среди своего народа. Например, марийцы, коренные жители республики Марий Эл, очень любят посещать тематические мероприятия, дискотеки, проходящие по вечерам и выходным. Один из таких так и называется — «Марий кас». В переводе с марийского означает — «Марийский вечер». При этом, конечно же, там присутствуют не только мари. Острые моменты межнациональных отношений давно канули в лету.
Особо стоит уделить внимание местным дорогам. Даже проезжая по центральным улицам, не говоря уже о дорогах обычных спальных районов, диву даешься тому, как давно они не видели капитального ремонта
Недавно залатанные свежим асфальтом дыры в расчет не берутся. Колея сидит на колее, и колеей подгоняет. Кстати, местные водители время от времени находят необычный способ привлечения внимания бездействующих чиновников: ямы на дорогах закрашивают разноцветными красками. Только, видимо, толку ноль.
Улица Соловьева
Музеи
Достопримечательности Йошкар-Олы за один день — это не только архитектурные строения и памятники. Можете включить в программу посещение одного или нескольких музеев, знакомящих с древним городом. В Национальной художественной галерее будет интересно посмотреть на постоянную экспозицию «Марий Эл: традиции и современность» с живописью марийцев, местной вышивкой, народными костюмами и украшениями. Здесь также проходят крупные временные выставки, благодаря информационно-образовательному проекту «Русский музей: виртуальный филиал» можно увидеть экспонаты из собрания петербургского учреждения.
Выставка в Благовещенской башнеФото: Сергей Василец
Галерея входит в состав Республиканского музея изобразительных искусств. В нем собрано марийское искусство (современное и классическое, изобразительное и декоративно-прикладное), а также есть коллекции российской и западноевропейской живописи и графики.
Неподалеку от бульвара Чавайна, в доме Лоханова, историко-архитектурном памятнике 1907 года, находится Музей народно-прикладного искусства. В его залах можно узнать о народных промыслах марийцев прошлых веков, увидеть предметы быта и ремесел. Музей входит в структуру Национального музея Республики Марий Эл имени Т. Евсеева. В нем можно подробнее узнать о марийской традиционной религии, которая существует и сейчас наряду с православием, из-за чего народ мари называют «последними язычниками Европы». В музее представлены археологические находки, сведения о природе региона и культуре проживающих здесь народов. К музею также относятся: культурно-выставочный центр «Благовещенская башня», музей истории и археологии, детский музейный центр, дом-музей композитора И. С. Ключникова-Палантая, музей истории православия.
Экспозиция в музее истории и археологииФото: Алексей Панин
Неподалеку от кремля находится Музей марийской сказки и народного творчества Сереброзубая Пампалче, где посетители познакомятся с фольклором и сказками народа мари. Рядом, в сквере возле кремля расположен Музей народной сказки под открытым небом с персонажами русских и марийских произведений. В гастрономическом музее Йошкина кота вы попробуете марийские бренды — сыры, колбасы, шоколад, мармелад, мед, пиво и др.
Экскурсии с интерактивом, дегустациями и мастер-классами проходят в Музее сыра. На мастер-класс можно сходить и в Музее керамики. Среди других тематических музеев города — музей леса, музей очков, музей кукол.
В бывшем доме купца Булыгина, где некоторое время была тюрьма для политзаключенных, ранее был Музей истории ГУЛАГа, сейчас можно только снаружи осмотреть историческое здание.
Подробно: музеи Йошкар-Олы
Музей народной сказки под открытым небомФото: Елена Антюфеева
Зарождение марийского народа
Происхождение народа порой становится одной из самой больших загадок в его изучении. В данном случае марийцы – не исключение. Большинство историков предполагает, что предки мари появились около I тысячелетия до нашей эры. Принадлежали они к городецкой культуре, занимавшей правый берег Северного Поволжья.
В то же время азелинские народы, проживавшие на левом берегу, также стали прародителями новых племён, а значит, сами марийцы были результатом смешения двух основных культур региона. Поволжье стало центром зарождения нового народа, откуда он расселился в другие уголки России.
О том, какой была жизнь марийцев на заре их становления, совсем ничего не известно. Самое первое упоминание о них можно встретить у Иордана, готского историка, жившего в VI веке.
Эти сведения в некоторой степени открывают нам характер марийцев, которые названы воинственным и жестоким народом. Известно, что нередко воины мари взаимодействовали с хазарами или Волжской Булгарией.
Русский костюм марийской женщиныXIX-нач.XX. Казанская губерния (совр.Республика Марий Эл)Место хранения оригинала – Российский этнографический музей
Отдых на природе
Большинство туристов добирается в Марий Эл ради ее природных красот. По территории республики популярны пешеходные маршруты и конные путешествия, а зимой сюда приезжают покататься на лыжах.
Скульптура «Древо жизни» в Йошкар-Оле
Марийские реки и озера давно облюбовали поклонники водного туризма, которым нравится проводить отпускное время на байдарках и катамаранах. В республике популярны сплавы по рекам Большая и Малая Кокшага, Большой и Малый Кундыш
Туристы не обделяют вниманием Ветлугу, Илеть, Ировку, Лаж, Люнду, Немду, Рутку, Юронгу и Юшут. Очень привлекательны живописные марийские озера – Юринское, Большое Степанкино, Ирирь-Ер, Карь-Яр, Марь-Ер, Брюхан, Кичиер и другие
Возле деревушки Шарибоксад, в Волжском районе, находится настоящая природная жемчужина – карстовое озеро Морской глаз.
Оно лежит на слоне горы и достигает глубины 38,5 м. Вода в необычном водоеме имеет яркий бирюзовый цвет, а ее прозрачность достигает 5,5 м. В летнюю жару у поверхности озерная вода нагревается до +20°С, а на глубине ее температура не превышает +4°С.
Гора Аламнер
Любители спелеотуризма наведываются в красивые Нолькинские пещеры.
Много лет назад на этом месте были штольни, где добывали строительный камень и щебень. Даже летом внутри марийских пещер прохладно. На стенах и сводах можно увидеть сталактиты, сталагмиты и спящих летучих мышей. Рядом стоят старинные жернова, размером в человеческий рост. Раньше такие приспособления для измельчения зерна использовали на марийских мельницах и продавали в других губерниях России.
Туристам очень нравятся путешествия по живописному национальному парку «Марий Чодра». На территории Среднего Поволжья сохранились чистейшие озера, реки и могучие смешанные леса.
В природном парке живут медведи, рыси, лоси, лисы, зайцы-русаки и белки. Из птиц здесь гнездятся глухари, ряпчики, зеленые дятлы, скопы и иволги – всего 188 видов пернатых, 11 из которых занесены в Красную книгу России.
Озеро Морской глаз
Татары на территории республики
Территория республики исторически входила в зону политического и социально‑экономического влияния Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, в 1708–1920 гг. относилась к Казанской губернии.
В XVII–XVIII вв. на юге современной Республики Марий Эл возникли первые татарские селения, основанные преимущественно служилыми татарами (некоторые из них существуют и в настоящее время). Традиционными занятиями татарского населения были земледелие, разведение скота, пчеловодство, торговля, лесные и другие. промыслы.
До 1920–1930‑х гг. в местах компактного проживания татар функционировали мечети: в деревнях Алашайка (две), Алмаметьево, Ирнур, Кульбаш, Купай, Куянково (две), Малый Исмаил, Поле‑Кугунур, Портчара, Портянур (две), Починок Портянур (ныне Кызыл Байрак), Починок Чекманур, Татарский Чодраял (две), Тоштоял, Хабибуллино, Хасаново и другие; медресе и мектебы.
В советский период работали школы и классы с обучением на татарском языке.
С 1932 г. в Параньгинском районе выходила газета «Удар колхозчы», в 1940–1991 гг. – «Коммунизмга».
Татарское население республики интенсивно росло в 1930‑е гг., а также в послевоенный период в связи со строительством новых промышленных объектов.
В настоящее время татары компактно проживают в городах Йошкар‑Ола (в 2010 г. – 10636 человек) и Волжск (7358); в Параньгинском (7730), Мари‑Турекском (4231), Моркинском (2700), Медведевском (2160) и Звениговском (1954) районах; в незначительном количестве – в городе Козьмодемьянск (194), в Советском (492), Сернурском (207), Волжском (200), Килемарском (169), Куженерском (99), Оршанском (99), Новоторьяльском (49), Горномарийском (44) и Юринском (37) районах.
Местные и их верования
Марийцы-селяне старшего и среднего поколений действительно во многом остались многобожниками, но на деле все осложняется христианизацией, которая идет здесь уже четыреста лет. Формально все или почти все являются христианами, и вопрос об обратном даже не обсуждается.
К примеру, мой дед часто упоминает о том, что они — христиане, причем самые настоящие христиане, более настоящих во всем мире нет. Что не мешает ему после службы в церкви пойти молиться в священную рощу Кӱсото и даже приносить там жертвы в виде птицы и баранов. То есть мы имеем дело с типичным двоеверием: христианство сверху и лютое почитание старых богов внутри.
Как видно, противоречие жесткое и даже шизофреничное, но за столетия его удалось преодолеть. Молясь верховному божеству, которое носит имя Ош Кугу Поро Юмо (Белый Великий Добрый Юмо), или просто Юмо, марийцы верят, что это — тот же христианский Бог, просто у них он немножечко свой. А упоминания жертвоприношений в самой Библии довольно мощно укрепляет их в вере, что Господь очень любит баранье мясо и блины. В этом смысле местные двоеверцы похожи на кастанедовских индейцев яки, которые поклонялись Деве Марии, Иисусу и поедали священный галлюциногенный пейот, искренне считая, что ничего более христианского в мире просто не существует.
Священная роща, как правило, выглядит как небольшой лес, оставленный прямо посреди урожайного поля.
При этом существует и немногочисленная группа так называемых «чимари», то есть абсолютных и непререкаемых язычников, которые отвергают любую связь с христианством, принципиально не крестятся и негативно относятся ко всему, что навязано русскими иноверцами. Они стараются сохранить обряды и религию, которую называют «Марий йӱла», и в целом очень скрытны. Таких я встречал довольно редко, они есть и среди моих родственников, но по причине того, что я не владею марийским, их отношение ко мне, мягко говоря, специфическое.
В целом, марийцы не такие уж ксенофобы, они скорее мизантропичные космополиты и в равной степени не любят всех подряд вне зависимости от расы, веры и так далее. Разумеется, кроме жителей соседних деревень — тех они не любят гораздо сильнее. Но что касается религии, все довольно жестко и безальтернативно: не будучи чистокровным марийцем, попасть в священную рощу, например, почти невозможно.
Занятия
Основное занятие – пашенное земледелие. Почва обрабатывалась сохой (шогавуй), плугом (агавуй, сабан), бороной (тырма, шюре), мотыгой (катман).
Главные полевые культуры – рожь, овёс, ячмень, просо, полба, гречиха, картофель; технические – конопля, лён, хмель; овощные – лук, капуста, редька, морковь.
У горных марийцев в XIX в. получило развитие садоводство.
Марийцы разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец, домашнюю птицу; свиней и коз почти не держали, считая их «нечистыми», непригодными для жертвоприношений.
Охота, рыболовство, бортничество (позднее – пасечное пчеловодство), собирательство имели подсобное значение.
Промыслы, связанные с обработкой дерева, растительного волокна, шерсти, кожи (углежжение, смолокурение, кулеткачество, выделка плетёных изделий и др.), сохраняли своё значение в домашнем хозяйстве, но в период развития капиталистических отношений их продукция приобрела товарную ценность. К развитым художественным ремёслам относятся: ювелирное искусство (изготовление серебряных женских украшений), резьба по дереву, ткачество, вышивка.
Не все то золото, что блестит, или Как живется в Йошкар-Оле
Да, только это лишь внешний фасад, так сказать, шик, блеск и красота мешают разглядеть истинное положение вещей. Еще тогда, шесть лет назад, когда я еще жила в Йошкар-Оле, город не был особо перспективным в плане возможности приобрести собственное жилье, построить удачную карьеру. Во-первых, зарплата не ахти какая высокая, во-вторых, в маленьком городке все взаимосвязаны так, что некуда даже приткнуться и получить хоть мало-мальский шанс на хорошо оплачиваемую работу. Для этого нужны крепкие связи. Сегодня картина все та же. Если вас устраивает перспектива снимать двушку от 10 тысяч далеко не в самых престижных районах города, получать зарплату в 8-12 тысяч рублей, то Йошкар-Ола — ваш город мечты.
Благо, экология здесь «не хромает» и не зовет во весь голос на помощь гринписовцев. Можно спокойно прожить среди городского шума и гама всю жизнь, и не думать о том, что ты, возможно, пьешь отравленную производственными отходами воду, дышишь воздухом, в состав которого входят нежелательные элементы из химической таблицы Менделеева. Конечно, нельзя сказать, что все кристально чисто, но, по крайней мере, по сравнению с другими российскими городами, Йошкар-Ола достаточно чистый и экологически безопасный город. Тут нет гигантских химических предприятий, «благодаря» которым жители сидели бы, как на пороховой бочке. Это я делаю сравнение с нынешним городом, где на данный момент проживаю. С другой стороны, если сейчас я получила бы возможность переехать обратно в Йошкар-Олу, то шанс я точно не упустила бы. Это я рассуждаю как человек, который до сих пор не смог стать собственником жилья. Хотя, в чужом городе по карьерной лестнице все-таки я смогла взобраться. Я не думаю, что Йошкар-Ола смогла бы мне дать «зеленый свет» в узком коридоре дверей потенциальных работодателей. Наверное, во мне просто говорит ностальгия.
Как говорится, всегда хорошо там, где нас нет. В данном случае всегда хорошо тогда, когда наши финансовые возможности позволяют удовлетворять наши жизненные потребности и желания. От уровня жизненных запросов зависит и ожидание по зарплате. Можно и в глухой деревушке прожить счастливо в полной гармонии с самим собой, довольствуясь всего-то тремя тысячами. У меня есть такой знакомый, правда, он живет в районном поселке. Заверяет, что трех тысяч ему вполне на жизнь хватает. Завел натуральное хозяйство. Главное в этом деле — не бояться ручного труда.