Народы россии: удмурты

Содержание:

Камбарка

Город Камбарка возник в 1761 году как поселок при железоделательном заводе Г. Демидова. Расположен на левом берегу Камы, в восьми километрах от порта, носящего то же название. Город имеет развитую систему транспортных коммуникаций. Через Камбарку проходит транспортная магистраль, большое значение имеет транспортный порт Камбарка, который является перевалочной базой Сибирской магистрали на реку Каму в период навигации.

Камбарка сегодня

Ведущими предприятиями являются ОАО «Камбарский машиностроительный , ЗАО «Металлист».

Численность населения сегодня — около 17 тыс. человек.

Природные ресурсы

Недалеко от Камбарки находятся запасы люизита, одного из видов химического оружия, которое должно быть уничтожено к концу первого десятилетия ХХI века.

История

Одно из самых ранних упоминаний об удмуртах относится к XII в. (в сочинениях арабского автора Абу-Хамида аль-Гарнати).

В русских летописях удмурты впервые упоминаются как аряне, арские люди (1379) в записи о походе вятской рати в Арскую землю (см. Ары).

Внутри удмуртского этноса выделяют несколько групп, основные из которых – северные и южные. Их развитие происходило в различных этноисторических условиях: у южных удмуртов ощущается тюркское влияние (бесермяне), у северных – русское.

Северные удмурты довольно рано оказались в составе своеобразного политического и экономического образования – Вятской земли.

Южная группа удмуртов подпала под власть Волжской Булгарии, позднее – Золотой Орды и Казанского ханства, после 1552 г. была присоединена к Русскому государству.

С учреждением Вятского наместничества (1780), а позднее Вятской губернии (1796) удмурты составляли большинство населения Глазовского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов; были отнесены в разряд государственных крестьян.

В 1920 была образована Вотская (с 1932 г. – Удмуртская) автономная область, 28 декабря 1934 г. преобразована в автономную республику (с 1991 г. – Удмуртская Республика).

Климат

Находится в центре континента, на большом удалении от морей и океанов, и это определило ее климат — умеренно-континентальный. Среднегодовая температура в регионе составляет 1,5 градуса тепла. Здесь наблюдается классическая для средней полосы России сезонность. С холодной зимой, которая длится примерно 5 месяцев, и с нежарким трехмесячным летом. Самый теплый месяц — июль, когда столбик градусника в среднем поднимается до 19 градусов тепла. Зима наступает в середине ноября, тогда же устанавливается снежный покров. Зимой постоянно удерживается минусовая температура, градусник по ночам может показывать минус 25. Лето начинается в конце мая и завершается в начале сентября. В июле воздух может прогреваться до 23 градусов. В республике выпадет немало осадков — около 600 мм за год. Самыми влажными периодами являются лето и осень. Население Удмуртии считает, что здесь отличный климат — не бывает сильных морозов и изнуряющей жары, продолжительность лета позволяет выращивать необходимые для пропитания сельхозкультуры.

Почему так назван город: Ижевск, столица Удмуртии.

Свидетельство о том, что жителей Ижевска на Руси называли «ижевскими крокодилами», впервые было опубликовано известным собирателем русских сказок, филологом и этнографом Д. К. Зелениным (сыном дьячка из приижевского села Люк, с 1916 года профессором, в 1925 году он основал при Ленинградском университете кафедру этнографии восточных славян) . Однако сам обладатель зеленой, как крокодил, фамилии, не объяснил происхождения необычного прозвища. Возможно, его происхождение коренится в «сказочном» названии самого Ижевска. Именно через призму мифа попытался подойти к названию столицы Удмуртии другой этнограф. «ИЖЕВСК (по-удмуртски – ИЖКАР, ОШКАР)» , – уточняет профессор УдГУ, доктор исторических наук В. Е. Владыкин. Приблизиться к очень запутанной разгадке мифологического кода в «этимологии гидронима Ош /Очш Иж» он пытается в своей книге «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов» . Его гипотезу о некоей связи слов Ош/Иж я и беру за основу в расшифровке названия города Ижевска и реки Иж. Хотя заранее предупреждаю, что это лишь гипотеза, гидронимы – самые древние и спорные в расшифровке названия (Ош и Иж – созвучные, но все-таки разные слова) , поэтому расшифровку мою надо понимать как условную. Если же говорить точнее, то слово Иж недостаточно ясно в расшифровке и означает некий водный поток, а слово Ож (Ош) это (водный) змей, бык. Отсюда происходит название древнего города Рязанской земли, в которой есть, кстати, озеро Ижевское, – Ужеск (Ожьскъ) , он находится при впадении реки Вожи в Оку. Отсюда же название закарпатского города Ужгорода на реке Уж (древнерусское уж, праславянское ожъ, финно-угорское ош – змея, червь, водяная змея) . Корень иж связан с водным потоком и другими «водными» словами: иж (ижа) – род рыболовной снасти; ижевская (причем с ударением на «а») похлебка – картофельный суп на молоке, «слепой, как бельмо», как «безглазая пелена». Сравните эти слова с созвучно-ассоциативными «водными», «чрево-червивыми», «бесконечно-кишащими», «вьюжно-слепыми» словами в русских диалектах: кижа – вереница, молочно-густой туман, вьюга, метель, бельмо, полосатый материал, бесчисленное множество чего-то, кого-то, переполненность брюха; кижи – толстые короткие черви (например, в капусте) , нечто кишащее.


Не исключено, что некие мифологические, но не лингвистические параллели существуют между рекой Иж и старинным городом «Чертов, Елабуга тож» (по-русски Быков) , что расположен недалеко от впадения реки Иж в Каму. Можно предположить, что в древности слова Ош/Иж ассоциировались с водно-подземным змеем (быком, драконом, чертом) , проглатыванием, смертью, «потусторонним» миром и слепотой. Слепота «потусторонних» существ, подобных сказочной Бабе-Яге или гоголевскому Вию – явление международное. Этимология древнегреческого названия Аид (Преисподняя) связана с «невидимостью» (индоевропейское «n-wid-«). «Под «слепотой», — писал в 1946 году выдающийся ленинградский исследователь истоков сказки В. Я. Пропп, — может быть скрыто понятие некоторой обоюдной невидимости. По отношению к Яге это могло бы привести к переносу отношения мира живых в мир мертвых: живые не видят мертвых точно так же, как мертвые не видят живых. Герой, попавший к Яге, слепнет».

Жизнь

 

Земледелие и животноводство стали для древних удмуртов главными занятиями. Плодородные почвы подходили для выращивания разнообразных культур, люди могли позволить себе постоянно есть ягоды и овощи. Мужчины занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Близость к лесу позволяла быстро достать зверя, досыта кормить семью. Удмурты рано сумели освоить заготовку древесины, деревообработку, ткачество, вязание, вышивку. Одежду изготавливали дома, часть продавали. В 18 веке началось развитие промышленности. Население переходило в производство, оставляя традиционные ремесла. По сегодняшний день часть населения Удмуртии занята в производственном секторе, но некоторые продолжают дела предков.

В 1934 году, когда Вотская (Удмуртская) АО была упразднена, Удмуртская АССР не сразу стала самостоятельной, а находилась в составе Кировского края. Почему это произошло?

Владимир Воронцов: Важно сказать, что с начала 1920-х годов руководство Вотской АО неоднократно обращалось в вышестоящие органы с просьбой о создании республики, то есть повышении статуса региона. Это было нужно для того, чтобы получить большую самостоятельность

Областная автономия давала очень мало прав. К.И. Куликов даже сравнивал права ВАО с уездными правами.

Тем более, что до вхождения в состав Кировского края, Вотская АО была частью Нижегородского края, и самостоятельности как таковой не было. Не было дополнительных финансов, которые имели автономные республики, а потому и возможности для развития экономики, социальной сферы, национальной культуры были сужены.

Первая большая победа в этом плане была одержана в 1934 году, когда статус всё-таки был повышен, но республика тогда вошла в состав Кировского края. Возможно, у центральных органов власти сохранялись опасения, что ещё мало подготовленных руководителей в Удмуртии. С другой стороны, в стране не до конца было проведено так называемое районирование.

Однако с принятием Конституции СССР 1936 года все республики получали право самостоятельного вхождения в состав государства. И Конституция УАССР 1937 года зафиксировала такой статус.

Памятная доска на здании Русского драматического театра Удмуртии (в 1937 году — Клуб Октябрьской революции) Фото: aoknur.ru

Жилище

 

Традиционный удмуртский дом имеет схожие черты с финно-угорским жилищем. Местные называют его «кода». Позднее удмурты стали жить в избах, которые включали сени. Внутри избы обязательно ставили гур — глинобитную печь. Рядом с печью располагался красный угол, где ставили стол и стулья. Самый красивый предназначался почетному гостю или главе семьи. Вдоль стен ставили лавки и размещали над ними полки, которые называли жажы. Посуду прятали в шкафу, а спали на нарах. Сейчас в Удмуртии строится много современных домов, но население стремится сохранить традиционное убранство. Практически в каждом доме можно найти ковры на стенах, множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки, подоконники. По старинке на окна вешают занавески, изготавливаемые из ситца и расшитые национальными узорами.

Развитие земель удмуртов

Арабские путешественники IX-XII веков дают более расширенную характеристику удмуртам. В их сочинениях значится, что это был высококультурный народ с развитым экономическим потенциалом. Основными занятиями людей были охота и ремёсла, благодаря которым активно развивалась торговля с соседними народностями.

С конца I тысячелетия нашей эры земли удмуртов находились под властью Волжской Булгарии. Через два века государство становится частью Золотой Орды, что приносит народу новые испытания. Удмурты вынуждены были терпеть притеснения и давление со стороны племён захватчиков. Итогом стало отступление народа в Прикамье.

В 1489 году Вятские земли входят в состав России, что становится новым витком развития истории удмуртского народа. После падения Казани вся территория современной Удмуртии попадает под власть русских.

Верхнечепецкие удмурты. Глазовский уезд. Начало XX века.

От славян удмуртский народ перенял немало особенностей деятельности, например, научился создавать новые орудия труда для обработки земли, разведению особых пород скота. Впервые у людей появилась традиционная русская печь в домах, что очень быстро “прижилась” в Удмуртии.

Русское влияние заметно даже в отдельных элементах традиционного удмуртского костюма, хотя в основе его сохранились старинные особенности (использование монет как украшений, народные орнаменты в вышивке).

С XVIII века начинается стремительное развитие промышленности. Российская империя в Удмуртии занималась производством железа, изготовлением огнестрельного оружия.

Вотяки, 1870 год

Жилище

 

Традиционный удмуртский дом имеет схожие черты с финно-угорским жилищем. Местные называют его «кода». Позднее удмурты стали жить в избах, которые включали сени. Внутри избы обязательно ставили гур — глинобитную печь. Рядом с печью располагался красный угол, где ставили стол и стулья. Самый красивый предназначался почетному гостю или главе семьи. Вдоль стен ставили лавки и размещали над ними полки, которые называли жажы. Посуду прятали в шкафу, а спали на нарах. Сейчас в Удмуртии строится много современных домов, но население стремится сохранить традиционное убранство. Практически в каждом доме можно найти ковры на стенах, множество полотенец (чушкон-чалма), которыми украшают лавки, сундуки, подоконники. По старинке на окна вешают занавески, изготавливаемые из ситца и расшитые национальными узорами.

Жилище удмуртов

Традиционный вариант жилища удмуртов напоминает классический финно-угорский дом. На местном языке такая постройка называется “код”. Под влиянием русских в Удмуртии появляются избы славянского образца с сенями. Внутри дома обязательно выкладывали гур – глинобитную печь.

В центре комнаты располагались стол и стулья, причём самое удобное, тёплое и красивое место предназначалось гостю. Несмотря на то, что сегодня в Удмуртии немало современных домов, народ стремится сохранить обычаи своих предков. И в наши дни в удмуртском жилище часто встречаются полотенца на стенах, ковры, вышитые салфетки, украшающие сундуки, лавки, подоконники.

Жилище удмуртов, «Дом музей Лудорвай» в Удмуртской республике

Ижевск

Ижевский рабочий поселок был основан в 1760 году.

С 1918 Ижевск становится городом. С 1921 — центр Вотской автономной области, с 1932 — Удмуртской автономной области. С 1934 — столица Удмуртской АССР, с 1990 — Удмуртской Республики. В 1985—1987 назывался Устинов.

Современный Ижевск — крупный промышленный центр, где производится более половины продукции Удмуртии. Ведущие отрасли — металлообработка и машиностроение, передельная металлургия. Ижевский промышленный комплекс представлен 50 крупными предприятиями машиностроения, металлургии, электроники, химии и т.д. Среди них ОАО «Ижмаш», ОАО «Буммаш», ОАО «Ижевский подшипниковый завод», ФГУП «Ижевский электромеханический завод Купол», ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг»», ГП «Ижевский механический завод», ОАО «Ижнефтемаш», ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский радиозавод», ОАО «Ижевский завод пластмасс» и другие.

Широко известны своими академическими традициями и высоким уровнем подготовки специалистов высшие учебные заведения города Ижевска: Удмуртский Государственный Университет и Ижевский Государственный Технический Университет, Ижевская Государственная Сельскохозяйственная Академия и Ижевская Государственная Медицинская Академия и Международный Восточно-Европейский Университет.

Театральное искусство Ижевска представлено Удмуртским Драматическим театром и Музыкальным театром Удмуртской Республики (в его репертуаре спектакли на национальном языке Республики), Государственным Русским Драматическим театром, Государственным Театром Кукол, муниципальным театром «Молодой человек», большим количеством молодежных и любительских студий.

В 2004 году Ижевск признан культурной столицей Приволжского федерального округа.

Администрации г.Ижевска 

Национальный состав: народы

На территории Удмуртии проживает около 70 национальностей. С давних пор территорию республики осваивали и заселяли коренные жители западного Приуралья  – удмурты, бесермяне, а вместе с ними жили русские, татары, марийцы, чуваши и другие.

Сейчас в Удмуртии проживает 60 % русских, они занимают первое место по численности, на втором месте  удмурты – 29 %, на третьем татары – 7 %, а оставшиеся 3,5 % составляют украинцы, марийцы, чуваши, немцы, молдаване, армяне, евреи, башкиры и другие. Удмуртские поселения встречаются в соседних Кировской области, Пермском крае, в Татарии и Башкирии. Большинство удмуртов проживает в северных, центральных и южных районах республики. Татары живут в основном в городах Ижевске, Можге; Юкаменском, Каракулинском  районах. В Граховском районе проживают кряшены – крещеные татары, которые относят себя к отдельной нации. Марийские деревни встречаются на юге республики. Большая доля удмуртов проживает в сельской местности. Русские расселились по всем районам современной Удмуртии, но особенно велика их доля в городах Ижевске, Воткинске, Сарапуле и Камбарке, которые русскими и были основаны, а также в центральных и юго-восточных районах республики.

Коренным народом республики являются удмурты. Удмуртский язык относится к пермской группе финно-угорских языков. Среди финно-угорских народов России удмурты занимают второе место по численности после мордвы. Самоназвание народа связывают с названием реки Вятка. Ватмурт – удмурт – означает «человек с реки Вятка».

Типичными чертами удмуртского характера многие исследователи считают скромность, немногословность, сдержанность в проявлении чувств.

У удмуртов, как и у других народов трепетное отношение к хлебу. Одна из самых крепких клятв — то клятва хлебом. Затевая строительство дома, удмурты собирали «веме» — помочь. Все жители деревни участвовали в этом и за день подводили дом под крышу.

Удмуртки владели узорным ткачеством. Позднее от русских переняли и браное ткачество. У них были древние способы окраски пряжи. Удмуртский костюм один из самых ярких и сложных в Поволжье. Характерным сочетанием цветов у удмуртов считалось классическое трехцветье: белый, красный, черный; затем добавились зеленый, желтый, фиолетовый.

Главная заповедь удмуртского народа: человек приходит на землю трудиться. Живи и трудись так, чтобы солнце будить, чтобы но радовалось, глядя на твою работу. В пище удмуртов сочетались древние земледельческие и скотоводческие традиции. В прошлом, как и сейчас варили разнообразные супы, каши. Из вареного толченого гороха дел-али колобки.  Из муки заваривали мучные кисели  — заварихи. Выпекали разнообразные хлебные изделия: лепешки из кислого теста (табань), картофельные шаньги, перепечи – пресные ватрушки  с различной начинкой, пельмени («пельнянь» с удмуртского языка – хлебное ухо) и так далее. Среди сладостей на первом месте был мед.

В советское время появились Удмуртский национальный театр, созданы национальная опера, балет, Музей изобразительных искусств. Большой популярностью в республике  пользуется Государственный ансамбль песни и танца Удмуртской Республики «Италмас», театр фольклорной песни «Айкай».

В Удмуртии и за ее пределами известно творчество удмуртских поэтов Кузебая Герда, Флора Васильева, писателя Михаила Петрова, художников Семена Виноградова, Петра Ёлкина, композиторов Германа Корепанова и Геннадия Корепанова-Камского. Весь мир знает олимпийских чемпионов по лыжным гонкам – Галину Кулакову, Тамару Тихонову, спортсменов Валерия Медведцева, Владимира Никитина, Алексея Чижова.

Камбарка

Город Камбарка возник в 1761 году как поселок при железоделательном заводе Г. Демидова. Расположен на левом берегу Камы, в восьми километрах от порта, носящего то же название. Город имеет развитую систему транспортных коммуникаций. Через Камбарку проходит транспортная магистраль, большое значение имеет транспортный порт Камбарка, который является перевалочной базой Сибирской магистрали на реку Каму в период навигации.

Камбарка сегодня

Ведущими предприятиями являются ОАО «Камбарский машиностроительный , ЗАО «Металлист».

Численность населения сегодня — около 17 тыс. человек.

Природные ресурсы

Недалеко от Камбарки находятся запасы люизита, одного из видов химического оружия, которое должно быть уничтожено к концу первого десятилетия ХХI века.

Итак, статус республики закрепили, и в составе УАССР оказались Сарапульский, Каракулинский, Киясовский, Камбарский и Воткинский районы. Но некоторые из них по национальному составу были абсолютно неудмуртскими?

Владимир Воронцов: Уже в конце 1920-х годов на уровне союзного руководства было принято решение о том, что на территории Удмуртии будут дополнительно размещены предприятия военно-промышленного комплекса. Исходило это решение из того, что у региона уже был дореволюционный опыт производства военной продукции, были трудовые ресурсы и довольно развитая сеть железных дорог.

Важно было и географическое расположение, на тот период времени до Удмуртии не долетел бы ни один самолёт потенциальных противников. И, кстати, в годы Великой Отечественной войны я не знаю случаев, чтобы до территории Удмуртии долетали немецкие самолёты

До Казани долетали, но это были скорее самолеты-разведчики.

Итак, было принято решение, что республика станет оборонным краем, а для того, чтобы создать единый хозяйственно-экономический комплекс, необходимы определённые территории с подъездными путями, нужны дополнительные резервы рабочей силы и, собственно, сами заводы — Ижевский и Воткинский. Сарапул был важен с точки зрения железной дороги и Камы, как водной артерии, а также возможностей для размещения в городе новых заводов.

Имели ли народы возможность сохранять свою идентичность, развивать культуру и язык в последние годы перед революцией?

Владимир Воронцов: Официально каких-то запретов в отношении инородческого населения Поволжья не было. Если, скажем так, это население исповедовало православие. Некоторые небольшие ограничения существовали по отношению к мусульманскому населению. Запретов не было, но и не было какой-то существенной поддержки в плане развития национальной школы, прессы, театра, библиотек и так далее.

Стоявшие у истоков государственности Удмуртии. Из материалов Национального музея УР

В принципе, даже та начальная школа (церковно-приходская), которая функционировала в среде нерусского населения, ориентировалась на обрусение инородцев.

Например, согласно программе известного просветителя, Н. И. Ильминского, «родной разговорный язык инородцев должен быть орудием обучения в инородческой школе до времени основательного усвоения русского языка учащимися инородцами, а русский язык до того времени должен быть предметом изучения», четырехлетний курс начального обучения был разделен на два отделения.

В младшем отделении обучение детей проводилось на родном языке, в старшем – преподавание шло на русском языке. По замыслу чиновников министерства просвещения, с помощью родного языка инородец должен был лучше освоить православие и русскую культуру.

Рустам Касимов: И в этой связи можно ещё упомянуть о связи русской культуры с православной религиозной культурой. Безусловно, это оказывало влияние на формирование этнического самосознания. Например, магометане, то есть мусульмане, всегда находились в некоторым соподчиненном состоянии по отношению к русской православной культуре. Это касается всех инородцев того времени.

Владимир Воронцов: Православие было государственной религией, поэтому все остальные конфессии по статусу были ниже. Так же как и великороссы являлись государствообразующим народом, и вольно или невольно это осознавалось не только «в верхах, но и в низах».

Рустам Касимов: Говоря о современных татарах, можно предположить, что именно тогда, в XIX веке, формируется феномен, с которым мы сейчас сталкиваемся — отождествление религиозной составляющей с национальной.

Например, сегодня некоторые говорят, что «истинный татарин – он мусульманин». Хотя с точки зрения религиоведения, культурологии, этнологии — это совершенно необязательно. Необязательно, чтобы татарин был мусульманином, те же татары — кряшены это подтверждают своей историей и культурой. И необязательно, что каждый мусульманин – татарин.

Но в старину в наших краях стереотипы играли важную роль. А в силу проводившейся в стране политики в духе лозунга «Православие. Самодержавие. Народность», для того, чтобы как-то консолидироваться вокруг своего этноса, татары и башкиры выбрали религию одним из мощных факторов этнической консолидации и мобилизации. И здесь татары-магометане сплотились вокруг ислама, и для них религиозный фактор стал одним из ведущих. Это то, что их отличало от русских и удмуртов.

Кроме этого есть и бытовые моменты: особенности языка, элементы национального костюма, элементы национальной кухни, специфические для татарской и тюркской культуры.

У нас в регионе, например, среди татар и башкир, традиционно принято употреблять в пищу конину. Среди мусульман, к слову сказать, это не принято, но вот здесь принято. Есть такая традиция. Есть некий стереотип, «татары – это обязательно конская колбаса и чак-чак».

У удмуртов, опять же не знаю почему, ассоциируются гастрономические стереотипы с перепечами, и с кумышкой. Кстати говоря, это один из элементов, в том числе, играющий как этнический фактор. У русских тоже есть традиционный набор, известный по всей России – «баня, водка, гармонь и лосось».

И получается, что этнические факторы – язык, обычаи и обряды, национальная одежда и, безусловно, яркие народные праздники формируют своеобразие местных национальных культур.

Несмотря на то, что всё это земледельческие культуры, по сути, многие элементы традиционной культуры схожи, все праздники похожи, многие обычаи и обряды, но… Всё равно, отдельные отличительные элементы есть и они говорят, что, «это вот — наш праздник, этот вот – у них. Это мы делаем так, а у них – вот так делают».

Ижевск

Ижевский рабочий поселок был основан в 1760 году. С 1918 Ижевск становится городом. С 1921 — центр Вотской автономной области, с 1932 — Удмуртской автономной области. С 1934 — столица Удмуртской АССР, с 1990 — Удмуртской Республики. В 1985— 1987 назывался Устинов.

Ижевск сегодня

Современный Ижевск — крупный промышленный центр, где производится более половины продукции Удмуртии. Ведущие отрасли — металлообработка и машиностроение, передельная металлургия. Ижевский промышленный комплекс представлен 50 крупными предприятиями машиностроения, металлургии, электроники, химии и т.д. Среди них ОАО «Ижмаш», ОАО «Буммаш», ОАО «Ижевский подшипниковый , ОАО «Ижевский мото», ГП «Ижевский механический , ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский радио и другие.

Высшие учебные заведения

Широко известны своими академическими традициями и высоким уровнем подготовки специалистов высшие учебные заведения города Ижевска: Удмуртский Государственный Университет и Ижевский Государственный Технический Университет, Ижевская Государственная Сельскохозяйственная Академия и Ижевская Государственная Медицинская Академия и Международный Восточно-Европейский Университет.

Культура

Театральное искусство Ижевска представлено Удмуртским Драматическим театром и Музыкальным театром Удмуртской Республики (в его репертуаре спектакли на национальном языке Республики), Государственным Русским Драматическим театром, Государственным Театром Кукол, муниципальным театром «Молодой человек», большим количеством молодежных и любительских студий.

В 2004 году Ижевск признан культурной столицей Приволжского федерального округа.

Этногенез

Территория Удмуртии заселялась с эпохи мезолита.

Этническая принадлежность древнего удмуртского населения не установлена. Основой для формирования удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камского региона.

В разные исторические периоды имели место иные этнические включения (индоиранские, раннетюркские, позднетюркские, славянские, угорские).

Истоки этногенеза восходят к ананьинской культуре (VIII–III вв. до нашей эры). На рубеже нашей эры на основе ананьинской культуры создаётся ряд прикамских локальных культур

Среди них важное место занимала пьяноборская культура, с которой у удмуртов обнаруживается неразрывная генетическая связь

Во второй половине 1-го тысячелетия нашей эры в результате освоения новых территорий, притока пришлых племён с юга и из-за Урала на базе позднепьяноборских вариантов (поломская культура, азелинская культура) оформляется древнеудмуртская этноязыковая общность, которая располагалась, вероятно, в бассейне нижнего и среднего течений реки Вятка и её притоков.

Таким образом, объявление автономий было инструментом политической борьбы, и у большевиков не было истинной цели дать народам право на самоуправление, развитие культуры и т.д.?

Владимир Воронцов: Нет, это не так. Конечно, элемент прагматизма, а, порой, и популизма, был и в программных положениях большевиков. (Но назовите мне хотя бы одну партию в прошлом и настоящем, которая не использовала бы элементы популизма в ходе борьбы за власть?).

Но то, что изначально не только на бумаге, но и в умах руководителей большевистской партии была идея построить общество социальной справедливости без эксплуатации человека человеком, без национальных и религиозных ограничений — это, вне всякого сомнения. Такая идея предполагала свободное развитие всех народов, их культур, языков в рамках социалистического строя. Собственно, последующая жизнь показала, что многое из обещанного было выполнено.

Очень важно, что сразу после Октябрьской революции наряду с важнейшими Декретами о мире и земле, была принята Декларация прав народов России. Она касалась отношений Советского государства с народами и утверждала всё то, о чем большевики говорили ещё до революции

Через несколько дней власть вышла с обращением отдельно к мусульманским народам.

В нём тоже подтверждалось снятие любых ограничений по национальному и конфессиональному принципу

Это было важно для большевиков, поскольку мусульман было около 20 миллионов в бывшей Российской империи. Нужно было показать народам, что «пришла ваша власть», которая не будет вас ограничивать в национальном развитии

Фото: historic.ru

Еще один важный момент: революция генерирует энергию масс – политическую, социальную, национальную. Её можно направить как на созидание, так и на разрушение. Взять под контроль национальное движение, особенно в период этнической мобилизации, крайне сложно.

Большевики постепенно осознали силу и опасность идеологии национализма. И если изначально они надеялись решить национальный вопрос построив общество социальной справедливости, то позже поняли, что этого мало, далеко не все народы это понимают. К примеру, в Средней Азии местным крестьянам давали землю и воду, а они брали винтовки и шли в горы защищать своего бая (хозяина). Глубоко верующие мусульмане считали грехом насильственную конфискацию собственности.

Одно из основных противоречий современности – это, с одной стороны, принцип права наций на самоопределение вплоть до отделения, а с другой стороны – принцип нерушимости границ и суверенности государства. Условно говоря, сегодня в мире от 7 до 10 тысяч народов. А государств — чуть более 200. Представьте себе, если этот принцип самоопределения наций привести в действие — будет война всех против всех, хаос и разруха.

Тем не менее, большевики не побоялись использовать этот принцип. Напомним, что в тот исторический период в мире существовала колониальная система, которая продержалась вплоть до середины ХХ века. Более того, многие сегодня забыли, что именно благодаря усилиям СССР колониальная система мира была разрушена и народы Азии, Африки и Латинской Америки завоевали суверенитет и независимость от стран-метрополий.

Географическое положение

Регион граничит с Башкирией, Татарстаном, Кировской областью и Пермским краем. Площадь республики — 42 тыс. кв. км, это 57-е место в России по размеру региона. Удмуртия расположилась на Восточно-Европейской равнине, и этим определяется ее рельеф, преимущественно плоский с небольшой холмистостью. Регион очень богат водными ресурсами, здесь протекает около 30 тысяч километров рек Камского и Вятского бассейна. В республике преобладают которые вследствие вымывания плодородного слоя нуждаются в удобрениях для продуктивного сельскохозяйственного применения. Население Удмуртии веками приспосабливалось к своему географическому положению и научилось извлекать из него максимальные выгоды. Нахождение почти в центре России позволило республике найти свое место в торговых и транспортных отношениях регионов.

Авторы Гайдпарка

  • Игорь Забродин

    А нужны ли нам импортные вакцины?

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Больничная жуть

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Человек, который пришёл убивать

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Зачем русские танцуют индийскую девушку?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Преждевременные зачатки бизнес-отношений в еще советском «ВНИИЭСО» Свидетельствую.

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Теплые воспоминания и свидетельства командированного в советскую Армению

    Читать полностью

  • дядя Ваня Ваня

    Красная лента — Лента Свободы!

    Читать полностью

  • Voxpop

    За что боролись …

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так в СССР дерзко разрабатывались уникальные плазменные технологии Свидетельствую

    Читать полностью

  • Михайло Антонишин

    Эпоха величия

    Читать полностью

  • Галина Русина

    Деликатес из детства

    Читать полностью

  • Витёк Razdolbaeff`f

    Руки рабочих и прибавочная стоимость

    Читать полностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector