Улицы, площади и парки дореволюционного и современного екатеринбурга

Закрытые города России

Стоит сказать, что за исключением очевидного, эти условия были жителям только на руку. Так, новоиспеченным «винтикам» секретной системы государственного масштаба предоставлялись различные льготы – наличие в магазинах дефицитных товаров, повышенный уровень медицины и образования, приличные зарплаты.

Первые закрытые города появились в период работы над созданием ядерного оружия в 1946-1953 годах. Вплоть до распада СССР, когда были опубликованы списки закрытых поселений, города из этого списка были строго засекречены – никто кроме самих жителей не знал о их существовании. Их не обозначали на картах, у них не было названий (их называли в честь близлежащего населенного пункта с числовой приставкой – Свердловск-44, Красноярск-45 и т.д.), а жители имели «липовую» прописку и документ о неразглашении их места жительства.

После того, как СССР распалось, а списки ЗАТО рассекретили, многие из городов были лишены своих секретных статусов. Многие, но не все. До сих пор по всему Уралу и России встречаются города, которые на картах, может, и обозначены, но попасть в них «чужакам» все также сложно.

Сегодня на Урале 9 закрытых городов, причем подавляющее большинство находится в подчинении Росатома.

КОГДА РАЙОН ВЗЛЕТАЕТ НА ВОЗДУХ

После взрыва силой 6–8 баллов на месте аварии образовалась воронка в 40–50 метров в диаметре и 8 метров глубиной. Ударная волна от взрыва ушла на 10–15 километров, а черный столб дыма увидел весь город.

От взрыва пострадало более 1000 человек. В основном люди получали резаные раны от разбившихся оконных стекол: не у всех было одеяло-спасатель, как у моего папы. По первым официальным данным — погибло четверо, позже в больнице не удалось спасти еще двоих. Число жертв увеличилось до шести. На самих железнодорожных путях вышло из строя несколько десятков локомотивов и вагонов, были повреждены километры кабельных линий и контактной сети, десятки трансформаторных станций. Транссибирская магистраль, связывающая всю страну, встала: рельсы были попросту уничтожены.

Станционный склад дизельного топлива напротив места столкновения составов тоже взорвался. Горели дома, горели пути, горели деревья. Вокруг самой станции были разрушены все рядом стоящие деревянные дома, в кирпичных зданиях на Сортировке обрушились перекрытия и балконы.

Стекла в домах выбило по всему Свердловску: и на ЖБИ, и на ВИЗе, в магазине «Океан» и Театре музыкальной комедии на проспекте Ленина. Трубы градирен Верх-Исетского завода, установок для охлаждения воды, оказались прошиты осколками.

Официально серьезные повреждения получили 642 дома на 6 тысяч квартир, а 74 из них вообще снесли. Ущерб от взрыва оценили в 300 с лишним миллионов рублей. Это дороже, чем стоило строительство первой линии свердловского метро от «Проспекта Космонавтов» до «Чкаловской», — оно обошлось в 250 миллионов рублей.

Такой катастрофы в Свердловске еще не было. На Сортировку устремились десятки пожарных машин, кареты скорой помощи, милицейские патрули, черные «Волги» ответственных работников, бронетранспортеры, тягачи и военные грузовики с солдатами железнодорожных войск.

Все это я увидел из окна, когда ближе к обеду перестал бояться «чернилища» и страшилок моего брата. Спасательные машины я любил, особенно красно-белые пожарные автомобили: на таком работал мой дядя, и уж конечно главной мечтой было посидеть в кабине и прокатиться.

Главными героями восстановительных работ были солдаты железнодорожных войск. Уже через четыре часа после взрыва — около 9 утра 4 октября — они восстановили движение пассажирских поездов и запустили четную сортировочную систему станции.

Без трудностей не обошлось — пожарные машины не могли проехать к месту пожара под путепроводом, потому что его построили ниже, чем были специальные автомобили. Приходилось становиться рядом с ним и пускать воду по шлангам. Пожар удалось потушить (локализовать, как говорят пожарные) только через шесть часов.

А через 18 часов открылось движение и по нечетной системе станции Свердловск-Сортировочный.

На второй день после взрыва железнодорожники уложили восемь комплектов стрелочных переводов, чтобы управлять составами. Потом рыли траншеи, укладывали кабели связи, налаживали коммуникации.

Движение поездов не прекращалось: составы шли по параллельным направлениям. Уже вечером 7 октября — через 3 дня после взрыва — работа станции Свердловск-Сортировочный была полностью восстановлена.

Немного истории

Человек на территории Свердловской области появился давно. Здесь найдены многочисленные археологические памятники, самые старые из которых относятся к палеолиту. Важнейшим событием в мире археологии стала находка Шигирского идола (обнаружен в 1890 году). Это древнейшая деревянная скульптура в мире, возраст которой 11 тысяч лет. Его можно увидеть в Музее истории и археологии Урала в Екатеринбурге.

Русские стали активно заселять территорию с XVII века. Первыми русскими населёнными пунктами были Лозьвинский городок, Пелым, Верхотурье, Туринск.

В начале XVIII века началось быстрое хозяйственное и промышленное освоение территории, стали появляться многочисленные заводы и населённые пункты. Первыми заводами стали Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский.

Вскоре в Ирбите возникла Ирбитская ярмарка, которая благодаря удобному месторасположению между Центральной Россией и Сибирью стала второй по товарообороту после Нижегородской.

Первое время эта территория административно подчинялась Тобольску. В XVIII веке была создана Пермская губерния. По итогам реформ 1780 и 1796 годов территория современной Свердловской области относилась к Екатеринбургскому, Верхотурскому, Красноуфимскому, Камышловскому и Ирбитскому уездам Пермской губернии, а также к Туринскому уезду Тобольской губернии. В Екатеринбурге размещался главный начальник горных заводов хребта Уральского. Это было своего рода государство в государстве.

После революции 1917 года некоторое время существовала Екатеринбургская губерния. В 1923 году образована огромная Уральская область. 17 января 1934 года она была разделена на три региона, одним из которых стала Свердловская область. Сначала она включала в себя территорию современного Пермского края и часть Удмуртии, но не включала несколько районов, отнесённых к Омской и Челябинской областям.

3 октября 1938 года была выделена Пермская область, а в состав Свердловской переданы 5 районов Челябинской области и один район Омской (ныне Тюменской). В июне 1942 года Свердловской области были переданы Каменский и Покровский районы, ранее относившиеся к Челябинской области. С тех пор она обрела современные очертания.

Свердловская область – многонациональный регион. Преобладают русские (около 90%). На юго-западе региона много татар (в масштабах области их около 4% от всего населения), в Красноуфимском, Нижнесергинском, Ачитском районах есть татарские деревни и села. Там же (а также в Артинском районе) есть и марийские деревни.

Свердловская область

Лесной

От областного центра Лесной отделяет более 250 километров на север области, а от туристов – живописнейшие таежные леса и высокий пласт бетона.

Источник фотографии: GorodaRus

Идея населить таежную глушь пришла правительству в 1947 году, вместе с идеей строительства здесь научного предприятия по электромагнитному разделению изотопов. Строительство силами заключенных ГУЛАГа шло на удивление быстро – к началу 1950 года уже был смонтирован гигантский магнит весом в 3 тысячи тонн, а к концу года предприятие выпустило первую продукцию – изотоп урана-235. Параллельно предприятию отстраивался и поселок, которому в 1954 году дали статус города и нарекли Свердловском-45.

Естественно о деятельности предприятия, как в принципе и о его существовании, было неизвестно. О наличии небольшого городка рассказали только спустя 47 лет, после его основания.

Сейчас город хоть и появился на карте, однако прогуляться по его улицам все еще достаточно тяжело. Попасть в Лесной, да и в остальные уральские ЗАТО, можно только по пропуску, который проще всего получить при наличии в городе близких родственников или в составе какой-либо группы.

Новоуральск

Этот город находится в 80 километрах от Екатеринбурга и является одним из первых центров атомной промышленности на Урале.

Автор фотографии: Андрей Канатов

Хотя изначально город появился совсем из других побуждений – в начале 1940-х годов здесь развернулась ударная стройка завода по переплавке лома легких металлов. Однако уже в декабре 1945 года производство свернули, а на его месте возвели первый в России газодиффузионный завод для обогащения урана.

За все время своего существования город перемерил на себя множество имен – «отделение №2», «База №5», «Стройка №865», «Завод №484», Свердловск-44. Свое секретное номерное имя город также получил в 1954 году вместе со статусом города. А с 1994 года его нарекли Новоуральском, хотя в народе его прозвали «Атомной Швейцарией» – в честь невероятных пейзажей и основной деятельности.

Поселок Свободный

Свое достаточно ироничное название поселок приобрел в 1994 году – прежде он был известен (хоть и ограниченному кругу лиц) как Нижний Тагил-39.

Источник фотографии: Нижний Тагил-39 (пос. Свободный)

История его началась сравнительно недавно – в 1960 году, когда в эту местность дислоцируется 42-я ракетная дивизия, относящаяся к войскам стратегического назначения. До октября 2017 года Свободный имел статус рабочего поселка, сейчас его сменили на поселок городского типа.

Поселок Уральский

Свою историю поселок Уральский начал в глухом лесу Белоярского района в качестве урочища Пьяный бор. Просуществовало урочище до 1959 года, когда здесь развернулась стройка военного назначения. Спустя год здесь размещался секретный поселок Косулино-1 – гарнизон войсковой части 56653, входящей в состав Ракетных войск стратегического назначения СССР.

Под этим именем поселок просуществовал 35 лет, после чего его рассекретили и присвоили официальное название – поселок Уральский.

Другие регионы Урала

Межгорье

Автр фотографии: Мария Шульженко

Небольшой городок, находящийся в Уральских горах у подножия загадочной горы Ямантау, что в Республике Башкортостан. Если в большинстве закрытых городов основная причина получения статуса секретности понятна из названий их градообразующих предприятий, то в Межгорье этим самым предприятием является ФГУП «Управление строительства №30». И оно совершенно не объясняет, что же тут такое секретное скрывается за стенами КПП.

На месте современного Межгорья чего только не было и как оно только не называлось – и деревня, и поселок, и спецпоселение, и город. Первая деревня стоящая здесь называлась Ильмяш, потом была Татлы, затем Кузъелга, Уфа-105, Солнечный, Белорецк-15, Белорецк-16 и, наконец, Межгорье. Статус ЗАТО ему был присвоен в 1995 году.

Поселок Комаровский

Появление поселка в Оренбургской области обусловлено строительством на этой территории объектов войсковой части 68545, передислоцированной из города Владимир в 1964 году. Спустя год здесь была сформирована 13-я ракетная дивизия.

С 1979 года военный городок стал именоваться поселком городского типа Домбаровский-3. Военный гарнизон до сих пор сохраняет это название. А вот поселок получил новое имя и статус в 1994 году, причем название было дано в честь погибшего в Оренбургской области космонавта В. М. Комарова.

До недавнего времени к этому списку можно было добавить поселки Звездный (Пермский край) и Локомотивный (Челябинская область). Однако в настоящее время их лишили статуса закрытого города – теперь посетить их может любой желающий.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ НА СТАНЦИИ СВЕРДЛОВСК-СОРТИРОВОЧНЫЙ

Свердловск-Сортировочный — сортировочная станция железной дороги, крупнейшая в СССР. Громадный транспортный узел, связывающий Европу и Азию. Здесь формируют составы, ремонтируют локомотивы, составляют очереди из них и отправляют дальше. Здесь по Транссибу идут пассажирские и грузовые поезда — с запада на восток и с востока на запад.

Станция начала работать в 1930 году на месте железнодорожной станции Палкино, которая до 1917-го называлась «Разъезд №73». С годами тут появились вагонное депо и электродепо, цеха для ремонта электровозов, а в 1950-х впервые в истории Свердловской железной дороги заработала радиостанция.

В ночь с понедельника на вторник, 4 октября в 3:45, на третий путь нечетного парка приема станции Свердловск-Сортировочный прибыл поезд 3091 «Р». В первых двух вагонах находилось почти 47 тонн тротила и 40 тонн гексогена — груз Министерства обороны. От состава отсоединили локомотив и начали готовиться к маневрам, чтобы сформировать новый поезд. Последовала команда растормозить состав — спустить воздух из тормозной системы, чтобы завести многотонный груз на нужный путь.

Дежурная Татьяна Хамова направила на пути маневровый тепловоз. Он остановился рядом, но не успел прицепиться, чтобы тормозить пришедший состав. Третий путь был на горке и под уклоном: десятки вагонов без маневрового тепловоза начали медленно набирать скорость. А по шестому пути, который пересекается с третьим, через Сортировку шел транзитный поезд с углем.

Татьяна Хамова со своего рабочего места видела не все вагоны и не заметила, когда состав без локомотива добрался до стрелки, приблизился к поезду с углем и столкнулся с ним. Вагоны завалились на электрический столб и уронили его. Не помогли ни тормозные башмаки, ни догнавший состав тепловоз.

Столкновение произошло примерно в 4:30. У снесенного столба оборвались провода, станция автоматически отключилась от тока, а груз из первого вагона — тротил и гексоген — высыпался на землю. Взрывчатку перевозили в обычных мешках.

Подачу тока возобновили почти сразу. Искры от контактного провода в 3000 вольт попали на вагоны со взрывчаткой, начался пожар, а потом раздался взрыв. Это случилось около 4:33, когда моя мама в нашей комнате смотрела в окно.

Особенности Свердловской области

Появившись на картах в 1934 году, Свердловская область получила своё название по областному центру – городу Свердловску, в который ранее был переименован Екатеринбург (в честь революционера Якова Свердлова). После краха Советского Союза городу вернули историческое название, но область пока что сохраняет своё название.

Свердловская область в цифрах:

  • площадь 195 тысяч кв. км (17-е место по размерам в стране),
  • протяженность области с севера на юг – около 660 км,
  • между крайними западной и восточной точками – около 560 км,
  • численность населения 4,3 миллиона человек (5-е место среди других регионов),
  • плотность населения 22,21 чел./кв.км,
  • годовой бюджет Свердловской области на 2020 год – 286 млрд рублей.

На территории Свердловской области 47 городов: Екатеринбург, Алапаевск, Арамиль, Артёмовский, Асбест, Берёзовский, Богданович, Верхний Тагил, Верхняя Пышма, Верхняя Салда, Верхняя Тура, Верхотурье, Волчанск, Дегтярск, Заречный, Ивдель, Ирбит, Каменск-Уральский, Камышлов, Карпинск, Качканар, Кировград, Краснотурьинск, Красноуральск, Красноуфимск, Кушва, Лесной, Михайловск, Невьянск, Нижние Серги, Нижний Тагил, Нижняя Салда, Нижняя Тура, Новая Ляля, Новоуральск, Первоуральск, Полевской, Ревда, Реж, Североуральск, Серов, Среднеуральск, Сухой Лог, Сысерть, Тавда, Талица, Туринск. А также на территории области 26 рабочих посёлков и посёлков городского типа, 1841 сельский населённый пункт. Преобладает городское население – 84,97%.

Пятёрка самых крупных городов: Екатеринбург (1483 тыс. человек), Нижний Тагил (352 тыс.), Каменск-Уральский (167 тыс.), Первоуральск (122 тыс.), Серов (96 тыс.).

На юге Свердловская область граничит с Республикой Башкортостан, Челябинской и Курганской областями, на западе – с Пермским краем, на северо-западе – с Республикой Коми, на востоке – с Тюменской областью и Ханты-Мансийском автономным округом.

Через всю территорию Свердловской области с севера на юг проходит условная граница двух частей света – Европы и Азии. Здесь установлено несколько десятков обелисков «Европа – Азия».

Свердловская область является важным транспортным узлом — через неё проходят железнодорожные, автомобильные и воздушные трассы общероссийского значения, в том числе Транссибирская железнодорожная магистраль. Густота железнодорожной и автодорожной сети превосходит средние показатели по стране. В Екатеринбурге находится крупный международный аэропорт – Кольцово.

Промышленность

Свердловская область – один из крупнейших промышленных центров страны. По объёму промышленного производства занимает второе место в России после Московской области. Здесь работает более 2,5 тысяч добывающих и перерабатывающих предприятий.

Промышленность региона начала активно развиваться с XVIII века. Но еще больший рост пришёлся на советское время. В годы первых пятилеток реконструировались старые заводы, а также строились новые огромные предприятия. Во время Великой Отечественной войны на Средний Урал было эвакуировано более 200 предприятий. Многие из них так здесь и остались.

Недра региона богаты полезными ископаемыми. Здесь впервые в России были открыты золото, изумруды, платина, малахит, ряд самоцветов. В настоящее время из полезных ископаемых добывают железо, медь, никель, хром, марганец, титан, ванадий, золото, платину, серебро, асбест, бокситы, драгоценные и полудрагоценные камни, редкоземельные элементы и т.д.

В городе Берёзовском, на территории которого было открыто первое в стране крупное месторождение золота, расположен самый долгодействующий золотой рудник в мире. А в Нижнетагильском округе в XIX веке обнаружили богатейшие платиновые россыпи. Благодаря этому открытию, Россия вышла на первое место в мире по добыче этого металла.

По восточному склону Уральских гор проходит самоцветная полоса, на территории которой найдены десятки, если не сотни копей драгоценных и полудрагоценных камней. Здесь находили рубины, сапфиры, бериллы, аметисты, топазы, турмалины и т.д.

В Свердловской области находится крупнейшее в России месторождение изумрудов. Раньше Средний Урал славился и своим малахитом – ценным поделочным камнем. Его добывали на Гумёшевском месторождении в Полевском и на Меднорудянском в Нижнем Тагиле. Уральский малахит можно увидеть в Эрмитаже, Исаакиевском соборе, некоторых дворцах, а также в музеях. Однако весь малахит был быстро выработан.

В городе Асбесте находится самое большое в мире Баженовское месторождение хризотил-асбеста. Размеры действующего карьера поражают приезжающих сюда туристов: длина 11,5 км, ширина около 2 км, глубина 350 м.

Из отраслей промышленности больше всего развита чёрная и цветная металлургия (31 и 19% объема всего промышленного производства). Главные промышленные центры: Екатеринбург, Нижний Тагил, Первоуральск, Каменск-Уральский, Серов, Новоуральск, Асбест и другие города. Вырабатывают электричество Белоярская АЭС, Рефтинская, Среднеуральская, Верхнетагильская, Нижнетуринская, Серовская ГРЭС. Причём Рефтинская ГРЭС – крупнейшая тепловая электростанция в России, работающая на твёрдом топливе.

Вместе с тем из-за большого количества промышленных предприятий Свердловская область (наряду с соседней Челябинской) традиционно занимает последние строчки экологических рейтингов в результате серьёзного загрязнения окружающей среды. Недавно компанией УГМК были отравлены даже некогда чистейшие северные реки. Наиболее загрязнённый город области – Нижний Тагил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector