Усть-илимск

История

Основан Усть-Илимск в 1965 г. как рабочий поселок гидростроителей при возведении Усть-Илимской ГЭС. Поселок и будущая ГЭС названы по их месторасположению вблизи устья Илима, правого притока Ангары (створ будущей гидростанции расположили у Толстого мыса, примерно в 20 км ниже устья Илима).

Усть-Илимск стал известен всей стране как место трех Всесоюзных ударных комсомольских строек. Здесь в глухой тайге было начато возведение одной из крупнейших ГЭС, большого современного города, мощного лесопромышленного комплекса. Одновременно к месту будущего строительства прокладывалась железнодорожная ветка Хребтовая-Усть-Илимск.

Создание Усть-Илимского энергопромышленного узла являлось очередным этапом общей стратегии эшелонированного освоения Среднего Приангарья, разработанной в конце 1940-х гг. и скорректированной в 1950-х гг. Эта стратегия предусматривала формирование крупного Братско-Усть-Илимского ТПК, объединенного общей транспортной и энергетической инфраструктурой, мощной строительной базой, технологически и экономически взаимосвязанными производствами.

Такой подход позволял поэтапно наращивать экономический потенциал Приангарья, сохранять и повышать профессиональное  мастерство    коллектива   строителей, использовать уже накопленный   опыт для более эффективного возведения и эксплуатации новых энергопромышленных объектов.

Именно это и происходило в Усть-Илимске, где была максимально использована производственная база «Братскгэсстроя» и работал высокопрофессиональный коллектив строителей,   уже   получивший большой опыт и способный решать новые масштабные задачи. Эю облегчило и ускорило новое строительство, сократило затраты труда и материальных ресурсов на формирование новых баз, дало государству миллионы рублей экономии.

Одновременно с Усть-Илимской ГЭС возводился новый современный город и крупный лесопромышленный комплекс (одно из самых мощных лесохимических предприятий мира). При их строительстве использовалось в широких масштабах международное сотрудничество.

Были заключены двухсторонние межправительственные соглашения со странами — членами СЭВ о поставках необходимых материалов и товаров на общую сумму 332 млн. инвалютных рублей. В строительстве участвовали рабочие и специалисты этих стран. По контрактам с заинтересованными фирмами Финляндии, Швеции, Франции и Японии поставлялось оборудование для целлюлозного завода и лесоперерабатывающих предприятий.

Строительство  велось невиданными доселе темпами. Объемы строительно-монтажных работ были колоссальными. Ежедневно па сооружаемые объекты выходило 22,5 тыс. строителей и монтажников. После пуска ГЭС они плавно перешли на строительство ЛПК и города.

Уже через восемь лет после образования поселка гидростроителей было решено преобразовать его в город.

К сожалению, из-за развала СССР и последовавшего за этим кризиса 1990-х гг. не все задуманное удалось осуществить. В частности, так и не успели реализовать идею создания второй очереди ЛПК по производству картона и сангигиенической бумаги. Не удалось запустить почти построенный в составе ЛПК крупный гидролизно-дрожжевой завод, который мог стать предприятием-утилизатором древесных отходов, существенно повышающим эффективность всего лесопромышленного производства и бюджетоотдачу лесных ресурсов (дорогостоящее оборудование, поставленное почти в полном объеме и частично смонтированное, так и осталось стоять на промплощадке памятником безответственности).

По проекту Усть-Илимск задумывался как город у моря. Но идею создания прекрасной набережной на левом берегу тоже не успели осуществить. Город на левом берегу был не достроен (здесь осталось незавершенных объектов на 60 млн. «доперестроечных» рублей).

Усть-Илимск сегодня

УСТЬ-ИЛИМСК— город на северо-западе Иркутской области на реке Ангаре, административный центр Усть-Илимского района Иркутской области.

Географическая широта: 58°00’Географическая долгота: 102°40′ Высота над уровнем моря: 300 метров.

Постоянное население 82455 человек (на 1 января 2017г.). Площадь города 229 км2. 

ИСТОРИЯ

Усть-Илимск известен всей стране как город трёх ударных комсомольских строек: город Усть-Илимск, Усть-Илимская ГЭС и Усть-Илимский ЛПК. Ни одна из великих строек советской поры не оставила такой след в сердцах людей, как строительство Усть-Илимска. Про нее знала вся страна. Песню А. Пахмутовой «Письмо на Усть-Илим» пели в каждом доме. Город стал символом таежной романтики и всей бурной эпохи 1960-70-х годов. 

В 1959 Московский государственный институт проектирования электростанций и подстанций основал в селе Невон Ангарскую комплексно-изыскательскую партию для изучения термического режима Ангары, направления будущих линий высоковольтных передач. В 1960 году Государственная комиссия приняла решение: признать наиболее целесообразным местом для возведения Усть-Илимского гидроузла створ в 20 км ниже устья р. Илим, на Ангаре, у скалистого Толстого мыса. 22 августа 1962 года был издан приказ о начале подготовительных работ по строительству Усть-Илимской ГЭС.

Началом формирования города Усть-Илимска можно считать 1965 год, когда исполком Иркутского областного Совета депутатов трудящихся утвердил рабочий поселок Усть-Илим в составе Братского района.В марте 1966 года начались работы на основных сооружениях гидроузла Усть-Илимской ГЭС. Эта дата считается официальным началом строительства ГЭС. В феврале 1967 года было произведено первое перекрытие Ангары. В апреле 1968 года в плотину ГЭС уложили первый кубометр бетона. Второе перекрытие русла Ангары было произведено в августе 1969 года.  В 1968 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Усть-Илимский район (из территорий, отчужденных от Братского и Нижне-Илимского районов) с центром в рабочем поселке Усть-Илим. 12 июля 1972 года в Москве подписано генеральное соглашение стран Восточной Европы, объединенных в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), о совместном создании и первоочередном строительстве целлюлозного завода лесопромышленного комплекса в Усть-Илимском районе. Эту дату по праву можно считать днем рождения Усть-Илимского ЛПК.  

В 1973 году рабочему поселку Усть-Илим был присвоен статус города областного подчинения. 27 декабря 1973 года считается Днем образования города Усть-Илимска.3 октября 1974 началось заполнение Усть-Илимского водохранилища, оно продолжалось до 1977 года. Первый агрегат ГЭС дал промышленный ток 28 декабря 1974 года, а 20 мая 1975 гидроэлектростанция выработала свой первый миллиард кВт/ч электроэнергии. В конце марта 1979 года был включён в сеть последний – шестнадцатый агрегат станции. В декабре 1980 года ГЭС сдана в постоянную эксплуатацию. В 1975 году был заложен фундамент целлюлозного завода. В 1976 году прибыл первый интернациональный отряд из Болгарии. В разное время в строительстве принимали участие отряды из ГДР, Венгрии, Польши. В 1979 году получена первая целлюлоза.

Город Усть-Илимск состоит из двух частей – левобережной, так называемый Старый город, и правобережной — так называемый Новый город. Расположены они на некотором удалении друг от друга. Старый город расположен ниже Усть-Илимской ГЭС по течению, Новый город выше. Связаны между собой автомобильной дорогой и мостом через Ангару. Несмотря на то, что правобережная часть города намного моложе, в ней проживает бóльшая часть населения. Здесь же расположено большинство учреждений науки и культуры. ‘Новый город выше и современнее Старого. Здесь уже преимущественно строились девяти- и десятиэтажные дома, но также есть и пять четырнадцатиэтажных домов. Старый город состоит в основном из двух- и пятиэтажных домов, посёлков (Высотка, Невон) и дачных участков.

План строительства города был разработан группой студентов Ленинградского Архитектурно-строительного Университета в рамках написания дипломного проекта на тему «Город моей мечты», главной идеей которого являлось строительство города в тайге. При строительстве жилых районов была учтена основная идея, поэтому старались рубить как можно меньше деревьев под вспомогательные площади. Именно поэтому внутри жилых районов Нового города можно встретить островки многовековой тайги. Новый город имеет потрясающую схожесть в планировке жилых районов с районами Санкт-Петербурга 1980-х годов постройки.

Экономика

Экономика

Усть-Илимский район отличается благоприятным сочетанием минерально-сырьевых, гидроэнергетических и лесных ресурсов, что определило его интенсивное хозяйственное освоение. Он сосредоточивает в своей промышленной зоне 19,2 процента производств Иркутской области и является , таким образом, одним из ведущих в экономике Восточной Сибири.Усть-Илимская промзона включает в себя гидроэлектростанцию, лесопромышленный комплекс (которые считаются одними из самых крупных в мире) и ряд сопутствующих отраслей.Усть-Илимская ГЭС мощностью 4,1 млн кВт.ч вырабатывает в среднем 22 млрд кВт.ч в год электроэнергии низкой себестоимости. Таким образом она полностью обеспечивает потребности промышленного комплекса, а также населения города и района. Значительная часть электрической энергии транспортируется по ЛЭП в общую энергосистему Росии. Усть-Илимский ЛПК входит в число крупнейших лесохимических предприятий на планете. Проектный объем десяти леспромхозов и лесхозов, составляющих заготовительную базу УИ ЛПК, превышает 5 млн кубометров древесины в год. В состав лесопромышленного комплекса входят: целлюлозо-бумажный завод, лесопильно-деревообрабатывающий комбинат, завод по производству древесно-волокнистых плит, биржа приемки и раскряжевки хлыстов, ремонтно-механический завод, объединенное автохозяйство. За УИ ЛПК закреплена лесосырьевая база площадью 3,3 млн га с запасом спелой и перестойной древесины 382 млн. кубометров. Такого резерва должно хватить для непрерывного лесоснабжения предприятий комплекса в течение 75 лет, а сучетом рационального ведения лесохозяйственных работ и лесовосстановления — для постоянного пользования. Кроме заготовки, транспортировки и переработки деловой древесиниы, в районе развита горнорудная промышленность и производство строительных материалов. В городе имеется хлебокомбинат.

Сельское хозяйство

Развито слабо. Имеет пригородные черты и специализируется на производстве продукции животноводства, кормов и овощей. Сельхозпродукцией город и район в целом автономно не обеспечиваются.

Транспорт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector