Усть-катав

О городе

Усть-Катав

Зарождение жизни здесь, в сказочной по своей красоте долине, окружённой высокими холмами и вековыми лесами, связано с разработкой железной руды. На этой земле, некогда принадлежавшей башкирам, сибирские купцы Иван Мясников и братья Иван и Яков Твердышёвы в 1758 году основали железоделательный завод в устье рек Катав и Юрюзань. Отсюда и произошло название одного из самых красивых городов на Южном Урале.

Крутой поворот в истории этих мест связан со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги. Век индустриализации сделал своё дело. Бельгийское акционерное общество купило железоделательный завод и преобразовало его в вагоностроительный. Это решение оказалось судьбоносным. Усть-Катавский вагоностроительный завод набирал стремительные обороты. После войны на нём велись разработки для оборонного комплекса и космической техники. Сегодня Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С.М. Кирова является значимым предприятием оборонного комплекса России и лидером по производству трамвайных вагонов, которые можно встретить во многих российских городах, в том числе в Москве, Краснодаре, Уфе, Нижнем Новгороде, Челябинске и Златоусте. 

Кроме градообразующего предприятия, промышленный облик в Усть-Катаве создают машиностроение и металлообработка, строительство и связь, малый бизнес и логистика. Это обусловлено железнодорожным транспортом – на территории городского округа находится одна из крупных узловых станций ЮУЖД – Вязовая. На предприятиях города осваиваются новейшие технологии, имеется мощный технический и производственный потенциал. 
Территория Усть-Катавского городского округа также обладает хорошими запасами природных ресурсов. Здесь разведано 5 месторождений минерального сырья, наибольшее значение среди которых имеют месторождения известняка, пригодного для цементного сырья, доломита, строительного песка.
Город Усть-Катав расположен в живописных местах. Величие Юрюзаньской долины, глубокие и чистые родники, горные реки, скальные обрывы, пологие склоны гор, вековые леса и таинственные пещеры – всё это благоприятствует развитию индустрии туризма и отдыха.

Памятниками природы являются уникальные гребни – целые комплексы скал на речных берегах, пещеры Большая Усть-Катавская, Салаватская, Станционная. В последней было обнаружено большое количество костей доисторических животных: мамонта и шерстистого носорога. На этом основании учёные сделали вывод о заселении пещеры в эпоху палеолита. 

Отрезок реки Юрюзань, проходящий через территорию Усть-Катава, является всероссийским туристическим маршрутом второй категории сложности и по-своему уникален. 

Сам город богат воздвигнутыми в XIX-начале XX вв. памятниками истории и архитектуры: дом купцов Патриных (конец XIX века), железнодорожный вокзал посёлка Вязовая (XIX век).

В 1913-1914 годах через реку Юрюзань был построен Французский мост, соединивший Усть-Катавский завод и посёлок, в котором проживали приехавшие сюда специалисты из Бельгийского акционерного общества. Повсеместно стала раздаваться чужая речь. Вот за это усть-катавцы и назвали мост Французским.

В годы Великой Отечественной войны через Юрюзань был построен ещё один мост – Брянский. 

Население, по данным 2012 года, составляет 26,6 тыс. человек.
 

Усть-Катав и его мосты

Про трамвайный завод мы напишем отдельно, а сейчас расскажу про сам город. Город Усть-Катав, как не трудно догадаться, стоит в устье реки Катава при впадении в реку Юрюзань. Потому без мостов такому ему трудно обойтись.

Брянский мост в Усть-Катаве

Самое интересное сооружение — это, безусловно, Брянский мост через реку Юрюзань.

Необычна его вантовая конструкция. Причем, построен мост был в 1943-44 годах и назван в честь освобождения Брянской области от захватчиков.  Вкупе с линией трамвая посреди Уральских гор образует коктейль необычайной пряности.

Посмотрите фото Прокудина-Горского Усть-Катава столетней давности и другие исторические фото Усть-Катава

Французский мост в Усть-Катаве

Французский мост в Усть-Катаве

На противоположном от завода берегу Юрюзани в начале ХХ века жили бельгийские специалисты (поселок, а позже район города «Колония») — акционеры бельгийского «Южно-Уральского анонимного металлургического общества», арендовавшие Усть-Катавский завод.

Собственно, с бельгийцев, которых местные, вероятно и называли французами, и начинается слава вагоностроительного завода и отсюда же пошло название моста. По городской легенде, до 1917 года мост тщательно берегли, ходить по нему разрешалось только иностранным специалистам — «французам».

Французский мост, по некоторым источникам, собран в 1913-14 годах из купленного в качестве металлолома пролета моста, отслужившего свой срок на Ташкентской железной дороге и списанного по ветхости. Но книга про УКВЗ утверждает, что это просто-напросто бывший железнодорожный мост специальной ветки из Уфы.

Французский мост в Усть-Катаве очень узок, на одну машину

Французский мост одним концом упирается прямо в площадку перед заводоуправлением. Мы для солидности поставили машину на видном месте, чтобы в случае чего ткнуть в нее пальцем, так как, чтобы попасть на завод, нам предстояли сложные переговоры со службой безопасности с предъявлением командировочного удостоверения от Русского Радио).

Audi Q7 экспедиции перед Французким мостом в Усть-Катаве

Перед тем, как выставить автомобиль, предстояло его помыть. И вот!!! Мыли наш дредноут сиреневой пеной! Никогда не забуду Усть-катавскую автомойку!

Audi Q7 экспедиции моют в Усть-Катаве

Усть-Катав в советское время

Уральские города выбрались из депрессии уже при новом крепостном праве — при советской власти. Именно тут, в условиях близким к тем, что были у заводских крепостных, ковалось оружие победы. Влилась жизнь и в Усть-Катав, который стал делать вагоны и оружие. Вот как выглядел городок в советское время.

Оркестр Усть-Катавского ДК им. Белоконева, 1969

Кинотеатр Россия в Усть-Катаве и экспериментальный автобус У-К на базе ЗИЛ-164 в начале 1960.Хоккей в Усть-Катаве

Видео из старых фото Усть-Катава

Я долго искал старые фотографии Усть-Катава, но Альберт Ахунов подобрал их и сделал из них видео. В основном, это фото 50-60 годов. Жаль только, что не всегда понятно, что именно изображено на фото, но атмосфера передана очень хорошо.

Усть-Катав история города

Урал — это хребет России. Именно Уралом жила промышленная Россия, именно тут ковалось её оружие и складывалась модель поведения страны.  Уральская матрица, как назвал её замечательный уральский писатель Алексей Иванов. В книге про восстание Пугачева «Вилы» Иванов так описывает создание завода:

Усть-Катав — обычный для Урала городок. Построен вокруг завода. Возник на башкирской земле в конце 18 века по распоряжению берг-коллегии. Выбрали место для пруда, завезли крепостных, поставили стены для защиты от местного населения.

План Усть-Катавской крепости

Железо здесь делали старым кричным способом, проковывая молотами заготовки, полученные в горнах. Дальше железо на баржах сплавляли к местам дальнейшей обработки и даже продавали на экспорт.

Усть-Катавском заводе находились молотовые фабрики на 4 кричных двойных горна и 5 молотов для проковки. На заводе так же располагались лесопилка, мельница, столярная и меховая мастерские. Была тут и небольшая верфь со своей якорной мастерской для постройки барж-коломенок. Все это приводилось в действие энергией верхнебойных водяных колес на запруженном Катаве.

Усть-Катавский завод в 18 веке. Картина В. Биева

Но кончилось крепостное право — кончились госзаказы. Кончилась эра энергии воды. Перестраивались трудно, со скрипом. А английские концессии в Донбассе почти добили уральские городки.

Усть-Катав в конце 19 века. Вид с горы Шихан

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector