Флаг цыганского народа

Одежда: и да, и нет

Цыганские костюмы в сериалах часто грешат опереточностью: реальные цыгане такие костюмы в жизни не носят. В одном небезызвестном проекте цыгане ходят и живут как в Латинской Америке (да, там действительно одеваются, словно в театре) — но при этом заявлены россиянами. Особенно грешно считается не нарядить красавицу-девушку в ворох воланов.

Наряд, в котором появляется Рада — вообще песня. Он тонко подобран: это все те вещи, которые можно было купить в начале девяностых на рынке, но в сочетании с яркой внешностью и заколкой Рады (такие заколки-цветы вслед действительно носили — и с такими причёсками, почерпнутыми из западных клипов и сериалов) он выглядит как раз настолько похоже на театральные цыганские образы, чтобы зацепить зрителя и порадовать его жаждущую традиционной романтики душу.

Очень красиво сделана цыганская свадьба. Цыгане свадьбу играют с размахом и с выдумкой, и во время свадьбы действительно выносят простынь невесты (хотя ещё в советское время некоторые молодожёны стали из принципы отказываться от этого старого обряда — как и кубанские казаки, у которых долго ещё после свадьбы простынь вывешивали на тын, но молодёжь в какой-то момент сумела переломить эту традицию).

Рекомендации

  • Лидия Балог, «Esztétikum közcélra. A szimbólumok, mítoszok, illetve allegóriák közösségi szerepéről, a roma nemzetépítési törekvések példáján keres» Pro Minoritate, Vol. 3. 2011. С. 144–157.
  • Марко Антонио да Силва Мелло, Фелипе Берокан Вейга, «Le« Jour national du Tsigane »au Brésil. Espaces symboliques, stéréotypes et conflits autour d’un nouveau rite du calendrier officiel», в Брезиль (ы). Человеческие и социальные науки, Vol. 2, 2012, с. 41–78.
  • Ион Думиникэ, «Simbolistica tradiională a romilor europeni în perioada contemporană (I)», в Buletinul tiințific al Muzeului Național de Etnografie și Istorie Naturală a Moldovei, Vol. 11. 2009. С. 149–163.
  • Дональд Кенрик, От А до Я цыган (ромов). Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд, 2007. ISBN 978-0-8108-7561-6
  • Илона Климова-Александр, «Развитие и институционализация представительства и управления цыган, Часть 2. Начало современной институционализации (девятнадцатый век — Вторая мировая война)», в Документы о национальностях, Vol. 33, выпуск 2, июнь 2005 г., стр. 155–210.
  • Жан-Пьер Льежуа,
    • «Le pouvoir tsigane», в г. Études Tsiganes, Vol. 21, выпуск 1, март 1975 г., стр. 6–33.
    • «L’émergence internationale du mouvement politique rom», в Hommes и миграции, Вып. 1188–1189, июнь – июль 1995 г., стр. 38–44.
  • Мария Сьерра, «Создание Романестан: Место, чтобы быть Цыганский в постнацистской Европе », в European History Quarterly, Vol. 49, выпуск 2, апрель 2019 г., стр. 272–292.
  • Кэрол Сильверман, Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре. Оксфорд и др .: Oxford University Press, 2011. ISBN 978-0-19-530094-9
  • Нидхи Трехан, «Спорная политика индо-цыганских отношений. Размышления о« Международной конференции рома и культурном фестивале »в Нью-Дели, февраль 2016 г. и его предшественниках», в Индийский журнал социальной работы, Vol. 78, выпуск 1, январь 2017 г., стр. 11–25.

Цыганские имена и фамилии

Полное имя у народности включает в себя 3-5 частей:

  • официальное;
  • светское;
  • отчество;
  • фамилию;
  • прозвище ветви семьи.

Официальное имя — это зарегистрированное в документах или полученное при крещении.

Светское широко используется при общении в повседневной жизни с цыганами или другими национальностями. Сюда относят:

  • Прозвище — своеобразная характеристика человека или происходящих с ним событий («Водяной», «Ворона»).
  • Крестильное — если оно отличается от официального;
  • Имя на цыганском или другом экзотическом языке (Тагари).

Светские имена могут совпадать с официальными или быть их сокращениями: Дмитрий — Мито. При этом человека так называют не только в детстве и юности, но и на протяжении всей жизни.

Отчество применяется, когда нужно представиться официально (при взаимодействии с госструктурами, при торжественном поздравлении и так далее).

Особенность системы имен присутствует у котляров. Они могут иметь отчество по отцу, матери или по обоим родителям.

Цыган устраивает светское имя, которое употребляют даже вдвоем с фамилией.

К старшим обращаются «дядя» или «тетя». Далее следует светское имя.

Фамилии применяются также, как у других европейцев. При многочисленной семье к фамилии добавляют специальное прозвище. В России оно обычно происходит от светского имени знаменитых предков.

В цыганском обществе хорошими именами считаются те, которые связаны с верой, Богом, драгоценностями, солнцем. Это Богдан (данный Богом), Злата, Вера, Драго (драгоценный), Рубина, Алмаз и так далее. Также приветствуются «цветочные» имена для женщин: Лилия, Жасмин, Роза и прочие.

Чтобы обозначить в человеке черту характера называют: Веселина (веселая), Светлана (светлая), Шанита (спокойная), Шуко (красивый) и так далее.

к оглавлению ^

Внешность цыганки

Образ представительницы слабого пола у цыган отличается яркостью, обязательно присутствует выразительный макияж, пышные цветные юбки, красивые украшения из золота: кольца, броши, цепочки.

При этом современные западноевропейские стандарты красоты для них чужды — они не демонстрируют длинных обнаженных ног.

Считается, что область ниже пояса чиста только у молодых девочек до рождения детей. После она становится «скверной» и прикасаться к этому участку нельзя. Две пышные юбки до пят прикрывают «грязную» область, при этом одной недостаточно.

На фото представлены цыганки в традиционных костюмах.

Лицо

Взгляд красавицы-цыганки завораживает, в ее «алмазные» глаза можно смотреть бесконечно. Их цвет преимущественно карий или зеленый.

Волосы пышные, длинные, густые, черного, темно-каштанового, рыжего, русого оттенков. Часто вьются. Кожа обычно смуглая, но возможен и светлый окрас.

Одной из самых красивых женщин-цыганок признана актриса, модель, танцовщица Рита Хейворт.

Фигура

Хорошо рассмотреть фигуру цыганки позволяют традиционные цыганские пляски.

Такие танцы помогают отцам присмотреть девушек, кто подойдет в невесты для их сыновей.

Для цыганок характерно гибкое, изящное тело. Молодые девушки стройны, хрупки, нежны.

На фото представлена актриса и певица Диана Савельева.

Поскольку для цыган свойственны многодетные семьи, фигуры женщины к зрелости округляются, полнеют. Однако на природные изящество и грацию многочисленные роды не влияют.

Почему цыган называют цыганами?

В России и на всем постсоветском пространстве слово цыгане известно всем. Сходное слово с атцингани с греческого языка переводится, как неприкасаемые. Впервые термин употребили еще в одиннадцатом веке в летописи «Житие Георгия Афонского». Единственное, что в книге были описаны под этим термином не цыгане, а еретические сектанты.


Цыгане-кочевники

В других странах цыган именуют по-разному. Англичане говорят на них — египтяне (egypsies), испаницы — gitanos, французы называют цыган bohemiens (богемцами), чехи — tsiganes (с греческого – цингани), евреи именуют их цоаним, как библейскую провинцию Цоан в Египте.

Однако сам цыганский народ себя так не называет, на их языке цыган – это рома. Скорее всего слово появилось после их проживания в Византии. Многие слышали в фильмах слово ромале – это производное от рома. Еще иногда они именуют себя синти или кале, либо мануш, что значит люди.

Цыганский национализм

Флаг цыганского народа

Существует небольшое националистическое движение рома.

Первый Всемирный конгресс цыган был организован в 1971 году недалеко от Лондона при частичном финансировании Всемирного совета церквей и правительства Индии . В нем приняли участие представители Индии и 20 других стран. На конгрессе зелено-синий флаг конференции 1933 года, украшенный красной чакрой с шестнадцатью спицами , был подтвержден в качестве национальной эмблемы цыганского народа, и был принят гимн « Гелем, Гелем ».

Международный цыганский союз был официально учрежден в 1977 году, а в 1990 году, четвертый Всемирный конгресс объявил 8 апреля будет Международный день цыган , в день празднования цыганской культуры и повышения уровня информированности о проблемах , с которыми сталкивается цыганской общины.

5-й Всемирный конгресс цыган в 2000 году опубликовал официальную декларацию нетерриториальной нации цыган.

Стереотип третий. Цыгане крадут лошадей

Что ж, не все стереотипы оказываются ложными. Действительно, и у люли, и даже у рома в культуре присутствует фактически обрядовая кража лошадей. Это национальный цыганский спорт: они уводят лошадей друг у друга, у бедных, у богатых. При этом в пропаже лошади всегда винят пострадавшего: мол, если бы ты хорошо обращался с животным, то оно бы с другим человеком никогда не ушло. 

Фото: Ian Forsyth/ZUMAPRESS.com/TASS

Впрочем, если говорить о рома, то они никогда не уведут у вас лошадь с помощью угроз и не станут скрывать совершенное преступление. Для них украсть средство передвижения – это большая наука, мастерство и даже шоу. Один из возможных путей становления цыганом без цыганской крови – украсть из табора лошадь.

Традиция не умерла вместе с развитием средств передвижения. Лошадей сейчас меньше и крадут их, соответственно реже, зато среди цыган процветает угон авто. Все те же поверья сохраняются: в машине живет дух, и если бы хозяин почитал его должным образом, то автомобиль никогда бы не уехал с цыганом. Не забывайте хорошо обращаться со своим авто.

Роль мужчин и женщин в таборе (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

По цыганской традиции несколько семей объединялись в табор. Каждая из них обладала правом выхода из данного коллектива, когда возникнет желание. Максимальное количество передвижных шатров достигало 25. Всё, что удалось заработать, надо было поровну разделить между всеми членами общины, в том числе нетрудоспособными и пожилыми. Исключение составляли представители обоих полов, которые не обзавелись семьями, каждый из них мог рассчитывать только на половину полагающейся доли. Зарабатывать отправлялись мужскими и женскими группами, между которыми были налажены связь и взаимопомощь.

Цыганская культура вызывает шок у цивилизованных народов, но несмотря на это, многие традиции остались и по сей день.

Под волчьим солнышком

Цыгане! Магия! Мировое господство!

Один из самых часто задаваемых мне вопросов — какая у цыган НАСТОЯЩАЯ вера?Люди, задающие его, обычно заранее настроены услышать какой-либо из следующих вариантов: «индуизм/язычие», «огнепоклоноство/солнцепоклонство» или просто «цыгане ни во что не верят».

А мне, как женщине честной, приходится рушить их мир, объясняя, что у цыган-мусульман мусульманская вера, а у цыган-христиан христианская, и в обоих случаях настоящая. И если цыгане-христиане довольно мобильны относительно христианских конфессий (мадьяры-католики не видят большой беды в том, чтобы перейти в лагерь евангелистов, потому что тут и там крест, например), то из христианство в мусульманство и наоборот переходят редко и неохотно, преимущественно переход совершают женщины в веру мужа. Правда, межрелигиозные браки у цыган редки.

Приверженность вере предков у цыган удивительно стойка, хотя я много раз видела в тырнетике утверждения, что цыгане всегда исполняют религиозные обычаи той местности, где находятся. Однако же известны случаи, когда русские цыгане во Франции, бежав туда во время Гражданской войны с дворянами, годами не крестили детей, выискивая православные церкви — а уж выискав, крестили скопом всех и сразу, в большом количестве. Некоторым «новорожденным» на крещении было уже лет пятнадцать-шестнадцать, у них пробивались усы или отрастала грудь. Иногда на следующий день после крещения тут же и венчались свежеокрещённые (если это не шутка, конечно)

Цыгане-ловари, десятилетиями живущие в России, переходят из католичества в православие медленно и осторожно и в основном за малым количеством католических церквей и из соображений, что «тут христианство и там христианство». Цыгане-мусульмане в Латинской Америке за сто лет после прибытия с Балкан не забыли ислам, до сих пор можно их там встретить

Значит ли это, что у цыган разных религий нет ничего общего и никаких общих, исконных верований или суеверий?

Конечно, есть, хотя сейчас они частично размываются. Но традиционно — есть. И вот они:

1. Вера в то, что Бог один. К политеизму цыгане относятся с недоверием и удивлением, цыган-политеистов не обнаружено. Неизвестно, было ли такое убеждение у их индийских предков; я склонна думать, что эту установку подцепили во время продвижения по Большому Шёлковому Пути, т.е. достаточно поздно, чуть более тысячи и менее полутора тысяч лет назад.

2. Верования в мертвецов, возвращающихся в мир живых, будь то вампиры, мертвецы, ищущие захоронения, или предпреждающие призраки. Для них даже нет отдельного названия, потому что это — одно из естественных состояний мертвецов. Может в могиле лежать, может к жене ходить, может на полянке плясать, может сниться — к опасности. Мертвец — он и есть мертвец, какие там названия.

3. Особые верования вокруг Бахт — удачи, счастья. Сюда же относятся верования в «чёрную удачу», т.е. неудачу по сути, «цыганскую удачу», которая по кривой дорожке возит, и сглаз как отъём удачи. Эта система верований развитая и сложная, она занимает очень много места в мировоззрении и жизни цыган. При этом Бахт — не нечто персонифицированное, одушевлённое. Это свойство, качество. Я уже писала немного о поверьях на эту тему.

4. Верования в скверну. Именно они сходят с развитием средств гигиены и ассимиляцией, остальные держатся гораздо крепче. Носителями скверны могут быть органы тазовой области, женские ноги и юбка, смерть, человеческие внутренности, некоторые виды больных людей (как ни странно, кроме туберкулёзников и иже с ними сюда порой входят умственно отсталые и психически больные), совершившие некоторые виды преступлений, ну и, понятное дело, фекалии.

Что касается одушевления сил природы (луна-вампир, вихрь-похититель) и верований в домовых и русалок, то при ближайшем рассмотрении практически всё это оказывается заимствовано, и особенно много — от славянского населения. Помимо этого, они явно занимают в мировоззрении цыган место меньшее, чем вышеперечисленные.

Кстати, что касается моей повести о Лилянке Хорват, то, если вы заметили, активно раскрыты только верования вокруг мертвецов и — немного — монотеизма. Однако у меня там заделка под следующую цыганскую тему — конечно же, Бахт. Первый, кто это заметил, была, кажется, grey_koala Так что вы теперь знаете, какую тайну своей жизни Лилянке придётся разгадывать в «Принцах и бастардах».

Понравился рассказ? Позолотите ручку, красивые

Язык: есть проблемы

Цыганский язык в кадре звучит часто — в виде фраз и отдельных слов, что очень приятно. Но очень заметно, что для ряда актёров (и сценаристов) он не родной. Как звучит цыганский в устах актёров-цыган (киевляне Игорь и Людмила Крикуновы), там, где это слышно за переводом — не смущает, а вот Баро и Рада… То и дело звучит звательный падеж в качестве именительного («чяялэ» — это не просто слово «девушки», это обращение к девушкам, «дае» — обращение к маме, а не просто «мама»), порой путаются ударения — в общем, в этом вопросе есть недоработки.

В эту ткань сюжетов и древних, и вечных, сценаристы постарались вплести цыганский фольклор, вот только не учли региональных особенностей. Я никогда не слышала, чтобы в России упоминали урм (цыганских фей, как подсказывают интернет-справочники) — быть может, это персонажи сказок более западных цыган.

Есть проблемы и с русским языком у персонажей: Баро (актёр Андрей Ланд), деревенский парень, пусть и очень богатый, разговаривает словами и интонациями современного средней интеллигентности юноши (как и бандит Алексей, кстати).

От какого языка произошел цыганский язык?

Цыганский язык (или по-другому: Romani chib) – это язык, происшедший из западной ветви народностей, его причисляют к индоарийскому произношению. Ученые-этнологи причисляют цыган к МЕГРЭО (межгрупповому этническому образованию). Что является важнейшей характеристикой цыганских семей, проживающих в той или иной стране. Влияние культуры государства, где живут цыгане всегда сказывалось и на особенностях языка народа.

Некоторые народы цыганского происхождения даже утеряли свой язык, начали общаться на местном. В целом же цыганский очень похож на среднеиндийский и новоиндийский язык.


Цыганские семьи

Есть различия у разных групп цыган и в диалектах. На произношение слов большое влияние оказывает местный язык государства, где они проживают. Существуют много и новых слов, заимствованных с языков других народов.

Если вас заинтересовали темы о народах мира, то смотрите еще статьи на нашем сайте:

  1. Самые темнокожие народы в мире
  2. Как отличить китайцев, японцев и корейцев?
  3. Самые красивые испанцы
  4. Самые красивые мусульманские мальчики
  5. Что едят американцы?

Цыганский язык

По общепринятой международной классификации цыгане являются носителями одного из вариантов средневекового индоарийского диалекта – шаурасена апабхранша.

В разных странах ромы формировали свой язык в тесном контакте с языком той страны, где они проживали. Поэтому у разных групп речь может кардинально отличаться от того языка, которым пользуются на другом континенте. А некоторые цыгане вообще утратили свой язык и полностью перешли на тот, которым пользуются в стране, где они живут. То есть независимо от того, откуда произошли цыгане, а именно из Индии, каждая этническая группа демонстрирует разную степень сохранности родного языка. На сегодняшний день самая простая классификация представлена четырьмя группами:

  1. Балканская группа. Это диалект, которым пользуются цыгане, проживающие на территории Европы, в частности, в исторической части расселения: Косово, Греция, Турция, Болгария и ряд других стран.
  2. Центральная группа. Язык, которым пользуются на территории Словакии, Словении, Чехии, в Моравии и на территории Карпат.
  3. Влашская группа. Этот диалект самый распространенный и изученный, так как в мире больше всего носителей именно этого цыганского языка. Изначально язык сформировался в Румынии.
  4. Северная группа. Условно группа еще разделена на две подгруппы. Первая – диалект цыган Финляндии и некоторых западноевропейских стран. Вторая – язык, которым пользуются ромы в северной части России, Прибалтике и в Польше.

Наши дни: мексиканский сериал

В происходящем двадцать лет спустя уже меньше сказок и песен и просто нормальная такая неразбериха в духе мексиканских сериалов (и, честно говоря, обычной жизни). Тут нет особого смысла искать этнографическую составляющую: все цыгане в кадре тесно вжились в русское общество (как и в реальности часто бывает) и их цыганство не так бросается в глаза, уйдя в область внутренней, внутрисемейной жизни. Но Рада настолько обаятельный персонаж, что даже если зрителям сериала была поначалу интересна цыганская экзотика — они волей-неволей стали с интересом следить уже лично за ней.

Не только этнография привлекает внимание в сериале. Интересное о «Цыганке»: родословная Рады, девочка в роли мальчика и курица Алла Борисовна

Происхождение

к оглавлению ^

В мире

Корни цыганской народности берут начало в Индии. Об этом свидетельствует их генетический анализ. Гаплогруппа H (Y-ДНК) присутствует у цыган (60%) и коренных индийских жителей (27%). Также она встречается у таджикских, сирийских народностей, калашей, курдов из Туркмении.

Родом цыгане с северо-запада Индии и появились около 1,5 тысяч лет назад. Влияние на их язык оказали персы и греки. Родиной цыган определяют Раджастан, Кашмир и Гуджарат.

Спустя 6 веков произошла иммиграция народности в Европу, скорее всего, по причине их притеснения мусульманами. При этом отмечается смешение крови с другими национальностями. Основная часть представителей народности занимает территорию Европы, но больше всего насчитывается румынских и венгерских цыган. Их численность находится в пределах 2,5-8 миллионов человек. В Болгарии доля народности составляет 4,7% населения (370 тысяч человек). Достаточное количество представителей среди сербов.

На фото изображены цыгане в Румынии и Венгрии.

Цыгане в Румынии

Цыгане в Венгрии

Описание истории во время тирании немецких фашистов во главе с Адольфом Гитлером включает массовое уничтожение цыган, наряду с евреями.

Издавна отношение других национальностей к цыганской народности неоднозначно. До XV века европейцы были настроены к ним доброжелательно, но затем ситуация изменилась на обратную. Почему это произошло, объясняется поведением цыган: оказалось, что они воруют, обманывают, попрошайничают, чем заслужили репутацию мошенников и бродяг.

После этого началось вытеснение народности с территорий, гнобление, издевательства над ними и даже убийства. Однако через 3 века ситуация стабилизировалась, к цыганам относятся терпимее.

В народности происходит деление на оседлые касты, полуоседлые и кочевые. Последние жили в таборе, главным в котором выступал вайда — вождь. Он разрешал внутренние конфликты, представлял людей перед властями страны, где в тот момент кочевали.

Оседлые или полуоседлые приживались повсеместно, подстраиваясь под религиозные обычаи и принимая веру народа, где располагались.

к оглавлению ^

В России

Пути, откуда взялись цыгане на русской земле — это балканские страны (в XV веке), Германия, Польша (в XVI-XVII веках). Появились они в XVII веке на территории современной Украины.

Увеличение численности цыган произошло при расширении границ России. При присоединении части Польши возникли польские ромы, Бессарабии — молдавские, Крыма — крымские.

До революции 1917 года мужчины занимались торговлей конями, женщины — гаданием и магией. Кочевники увлекались попрошайничеством, предсказаниями и колдовством, иногда кузнечным делом. Осевшие в Петербурге цыгане в 30 года XIX века пополняли состав хоров, многие из которых освобождены правительством от крепостного права. Популярность народа и его культуры в то время была чрезвычайно высока. Знатные люди женились на цыганских девушках.

После революции выходит указ, чтобы народ организовал образ жизни, подходящий для трудовой деятельности. Так цыгане влились в советскую семью, народности вместе сражались с врагом в годы Великой Отечественной войны.

Единственным цыганом, которому присвоили звание «Герой Советского Союза», стал Тимофей Прокофьев, морской пехотинцев. Благодаря цыгану, немцы не разгромили Николаевский десант. Он вел пулеметный огонь до последнего и даже после смертельного ранения в голову, собрав силы, выпустил очередь по подошедшим фашистам.

В 1956 году снова вышел указ, после которого основная доля кочевников приняла оседлый образ жизни. Современные цыгане наделены правами: выбирать сферу труда, получать среднее и высшее образование. Однако только единицы ими пользуются.

Происхождение цыган известно ученым, но повсеместно ходят слухи, кто они такие и откуда появились. Есть версии, что это молдаване или румыны. А то и вовсе цыгане выступают потомками затонувшей Атлантиды. Молдавский и румынский народ относится к другим этническим группам. А версия о принадлежность к Атлантиде обусловлена мистическими способностями этноса.

Народность правильно пишется во множественном числе «цыгане», несмотря на то что поэма Александра Пушкина называется «Цыганы» — это устаревшая форма.

к оглавлению ^

Женская доля в таборе (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Согласно цыганской традиции отец, выдавая свою дочь замуж, платил калым. Для создания брака были пригодны девочки 15 или даже 12 лет. Женщина, которая первый раз становилась мамой, надевала специальный головной убор, подтверждавший факт её замужества.

С этого момента ей можно было идти на улицу и выпрашивать подаяние. В цыганской семье большое количество детей. Поэтому женщине-матери надо было очень много трудиться, чтобы всех их одеть и прокормить. Когда она уходила на «работу», дети оставались в лучшем случае под присмотром бабушек преклонного возраста. Такие условия жизни подрастающего поколения объясняют, почему далеко не всем из них удавалось выжить.

Такие цыганские обычаи шокируют. Неоднократно поднимался вопрос о том, как растут дети этого народа, но традиции остаются, и не все готовы их разрушать.

Стереотип четвертый. Цыгане – необразованные маргиналы и воры

Возможно, такое утверждение справедливо для люли: они зачастую ведут антисоциальный образ жизни, попрошайничают и не желают жить в согласии с гаджо – теми, кто не имеет романипэ, то есть цыганской крови. 

Кроме того, долгое время после пришествия в Европу рома подвергались всяческим гонениям и лишениям, несмотря на то, что они массово принимали христианство. Невозможность устроиться на нормальную работу или даже заниматься ремеслом привела к тому, что цыгане стали образовывать криминальные кланы.

Но все же эти времена давно позади. Сейчас рома в Европе редко занимаются криминалом, все чаще – творчеством и мелким бизнесом. Красть, даже у гаджо, не в почете. Но можно обмануть. Искусство обмана значит для рома не меньше, чем искусство угона лошадей. Если жертва сама отдает тебе свои деньги и украшения – это не только не стыдно, а даже почетно. Отсюда и знаменитый цыганский гипноз.

Фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Стоит помнить, что и относятся к вещам цыгане гораздо легче. Своим личным они считают лишь украшения, оружие да лошадей. Все остальное принадлежит табору, и этими вещами активно меняются. Для них нормально попросить у незнакомого человека понравившуюся кофту, но и он взамен может попросить, например, цыганский шарф. Меняются внутри табора почти всем, вплоть до кибиток. Из-за этого часто возникает культурное недопонимание между молодежью, впервые попавшей за пределы своей общины, и оседлыми людьми.

Америка

Цыгане начали иммигрировать в Соединенные Штаты в колониальные времена с небольшими группами в Вирджинии и французской Луизиане . Масштабная иммиграция началась в 1860-х годах с группы ромнихалов из Великобритании .

Чешско-канадский исход

В августе 1997 года популярный в Чешской Республике телеканал TV Nova показал документальный фильм о положении цыган, эмигрировавших в Канаду . В кратком отчете цыгане в Канаде изображены, комфортно живущие при поддержке государства и защищенные от расовой дискриминации и насилия. В то время жизнь многих цыган, проживающих в Чешской Республике, была особенно сложной. В результате распада Чехословакии многие цыгане остались без гражданства как в Чешской Республике, так и в Словакии . После большого наводнения в Моравии в июле многие цыгане остались без крова, но нежелательны в других частях страны.

Почти сразу же появились сообщения о том, что цыгане готовятся эмигрировать в Канаду. Согласно одному сообщению, 5 000 цыган из города Острава намеревались переехать. Мэры некоторых чешских городов поощряли исход , предлагая оплатить авиабилеты, чтобы цыгане могли уехать. На следующей неделе посольство Канады в Праге получало сотни звонков в день из цыган, а билеты на рейсы между Чехией и Канадой были распроданы до октября. В 1997 году 1285 человек из Чешской Республики прибыли в Канаду и запросили статус беженца , что является довольно значительным скачком по сравнению с 189 чехами, сделавшими это годом ранее.

Люси Чермакова, пресс-секретарь посольства Канады в Праге, раскритиковала программу, заявив, что она «представляет только одну сторону дела и отбирает только бессмысленные идеи». Мария Юрковичова, представитель посольства Чехии в Оттаве, предположила, что «программа была полна полуправды, которая сильно искажала реальность и практически вызывала исход больших групп чешских цыган. Она скрывала ряд фактов».

Президент Вацлав Гавел и (после некоторого колебания) премьер-министр Вацлав Клаус пытались убедить цыган не уезжать. С помощью цыганских лидеров, таких как Эмиль Скука , председатель Цыганской гражданской инициативы , они призвали цыган остаться в стране и работать над решением своих проблем с большей частью чешского населения.

Перемещение цыган в Канаду было довольно простым, потому что визовые требования для чешских граждан были отменены канадским правительством в апреле 1996 года. В ответ на приток цыган правительство Канады восстановило визовые требования для всех чехов с 8 октября 1997 года. .

Ссылки [ править ]

  • Lídia Балог, «Esztétikum közcélra. Szimbólumok, mítoszok, illetve allegóriák közösségi szerepéről, A Roma nemzetépítési törekvések példáján keresztül», в Pro Minoritate , Vol. 3. 2011. С. 144–157.
  • Марко Антонио да Силва Меллу, Фелипе Берокан Вейга, «Национальная жизнь Цигана» в Брезиле. Espaces symboliques, stéréotypes et conflits autour d’un nouveau rite du calendrier officiel », в Брезиле (ах). Science Humaines et Sociales , Vol. 2, 2012, с. 41–78.
  • Ион Думиникэ, «Simbolistica tradiională a romilor europeni în perioada contemporană (I)», в Buletinul Științific al Muzeului Național de Etnografie și Istorie Naturală a Moldovei , Vol. 11. 2009. С. 149–163.
  • Дональд Кенрик, От А до Я цыган (рома) . Лэнхэм: Роуман и Литтлфилд , 2007. ISBN 978-0-8108-7561-6 
  • Илона Климова-Александер, «Развитие и институционализация представительства и управления цыган, Часть 2. Начало современной институционализации (девятнадцатый век — Вторая мировая война)», in Nationalities Papers , Vol. 33, выпуск 2, июнь 2005 г., стр. 155–210.
  • Жан-Пьер Льежуа,
    • «Le pouvoir tsigane», в Études Tsiganes , Vol. 21, выпуск 1, март 1975 г., стр. 6–33.
    • «L’émergence internationale du mouvement politique rom», в Hommes & Migrations , выпусках 1188–1189, июнь – июль 1995 г., стр. 38–44.
  • Мария Сьерра, «Создание Романестана : место для цыган в постнацистской Европе», в European History Quarterly , Vol. 49, выпуск 2, апрель 2019 г., стр. 272–292.
  • Кэрол Сильверман, « Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре» . Оксфорд и др.: Oxford University Press , 2011. ISBN 978-0-19-530094-9. 
  • Нидхи Трехан, «Спорная политика индо-цыганских отношений. Размышления о« Международной конференции рома и культурном фестивале »в Нью-Дели, февраль 2016 г. и его событиях», в The Indian Journal of Social Work , Vol. 78, выпуск 1, январь 2017 г., стр. 11–25.

Стереотип первый. Все цыгане из Румынии

В народной культуре устойчиво закрепилось мнение о том, что Румыния – страна цыган. Между тем сами румыны лишь смертельно обидятся, если их так назвать. Действительно, цыган в стране по официальным оценкам всего около 2,5% (по неофициальным – до 11%).Это и кочевники, проживающие в лесах, и городские попрошайки, и вполне уважаемые артисты. Отношение к ним зачастую негативное, более того Румыния до XIX века считалась одной из столиц работорговли, а основным товаром выступали именно цыгане.

Откуда же пошел такой обидный для большинства румын стереотип? Скорее всего, им просто не повезло с названием страны. На большинстве языков она звучит как Romania, что очень схоже с самоназванием цыган – рома. Конечно, никакой связи на самом деле здесь нет, «Романия» происходит от латинского слова Romanus, что означает «римский». 

Но если не Румыния, то какую страну стоит считать родиной этого в недавнем прошлом кочевого народа? Лингвисты, анализируя язык цыган, пришли практически к однозначному выводу: они пришли из Индии. В строгой кастовой системе для дром – предков нынешних цыган – скорее всего попросту не нашлось места: они, в основном, занимались музыкой, театром и прочим подобным творчеством, которое было востребовано лишь в религиозных обрядах. А вот в светской жизни подобное не приветствовалось, что спровоцировало исход дром.

Сначала протоцыгане движутся на север Индии, оттуда – в Иран, где задерживаются на несколько веков, но из-за своенравного характера также не находят места в обществе, а затем часть из них перемещается в Византию. Именно эта группа в будущем сформирует западных цыган – ром.

После падения Византии в XV веке нашей эры ромы рассредоточиваются по всему континенту, включая Англию и Россию. В Румынии они скопятся в большом количестве гораздо позже. Не путайте румын и цыган.

Фото: Алексей Липницкий/ТАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector