Азербайджанцы: история и современность кавказского народа

Азербайджанцы: общая характеристика мужчин

Большинство из них короткие — 170-175 сантиметров. У них густые черные брови и крупные черты лица, но, несмотря на это, им не хватает типичных кавказских черт лица. Прежде всего, у них прямой нос и светлая кожа.

Они всегда одеты строго и элегантно и выглядят как минимум элегантно и респектабельно.

По сравнению с другими кавказскими этносами они спокойные и порядочные люди. Любой конфликт с ними разрешается без крика и расплаты. Но в них проявляется и кавказский характер: во время празднования национальных или религиозных праздников.

У этих людей длинная печень, средняя продолжительность жизни азербайджанских мужчин составляет 70-72 года. В республике есть талышское село, возраст многих жителей которого достигает 110 лет.

«Не упасть в грязь лицом»

В кругу друзей все такие же, общаются искренне и прямо. Однако мужчина старается вести себя умеренно, никогда не проявляет эмоций, переживаний и чувств. Как правило, они ведут себя в обществе уверенно, достойно, даже если у них очень плохой бизнес. Это называется «вести себя как мужчина».

Говорить о своих неудачах, жаловаться, показывать свои слабости в обществе не принято, они просто будут смеяться.

А общественное мнение играет огромную роль в жизни мужчины

Для него важно, как он выглядит в глазах окружающих, что они говорят и думают о нем

Среди молодежи эта тенденция несколько ослабевает, молодые люди более свободно выражают свою индивидуальность в поведении, одежде и образе жизни. Но для азербайджанца любого возраста самое страшное — потерять достоинство, «потерять лицо». Например, вы никогда и нигде не увидите пьяного азербайджанца на улице. Принимая гостей, гость выложит на стол все самое лучшее, даже если оно будет последним.

Сватовство

Обряд сватания невесты проходит в два этапа.

  • Первоначальное малое сватовство.
  • Большое сватовство.

Традиционно к невесте на малое сватовство приезжает мать в сопровождении еще трех женщин, это могут быть старшая дочь, сестра. Кто как не мать сможет определить подходит ли девушка ее сыну, и будет ли, она заботится о нем также.

В некоторых случаях приезжает отец жениха и беседует с родителями невесты, знакомится и отдаленно намекает на возможный брак. Подготавливая тем самым почву для будущей делегации сватов.

Большое сватовство уже отмечается более пышно. Отец жениха, сопровождаемый его родственниками или уважаемыми старейшинами, приходит договориться. Он уже прямо говорит о желании его сына взять в жены девушку. Традиционно принято на первый раз отказать, ссылаясь на то, что отец желает узнать мнение дочери.

Молчание девушки означает согласие на брак. Приехавшие женщины со стороны жениха направляются к невесте, пока мужчины обсуждают все между собой. Спрашивается мнение девушки, и получив положительный ответ, можно переходить к назначению даты официального сватанья.

Мероприятие проходит в доме невесты очень пышно, сама же виновница торжества по традиции отсутствует. Находится у подруги, на мероприятии находится мать девушки, но она молчит, показывая тем самым свою печаль в связи с будущим уходом дочери из отчего дома.

После благословления отца сестра невесты спешит поведать благую новость. Сама же невеста возвращается домой только после ухода сватов. Хорошей приметой считается, если девушка весь вечер проплачет.

Этноним

Чины 4-го взвода лейб-гвардии Кавказского эскадрона СЕИВ конвоя, сформированного из состава Закавказского конно-мусульманского полка, состоящего из азербайджанцев. Худ. А. И. Гебенс, 1861 год

Исторически тюркское население Закавказья и Иранского Азербайджана называло себя и называлось другими народами мусульманами, или тюрками. После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, русские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать азербайджанцев азербайджанскими/адербейджанскими, или кавказскими татарами, чтобы отличить их от других тюркских народов.

Этноним «азербайджанцы» в различных формах использовался в академической литературе с конца XIX века. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называл азербайджанцев «адербейджанами» иранского типа — адербейджаны персидские и кавказские.

Согласно статье «Тюрко-татары» энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, ряд учёных (в частности, Ядринцев, Харузин, Шантр) предлагали называть адербайджанских татар адербайджанами, но это на тот момент ещё не привилось.

Французский этнограф Жозеф Деникер в своей работе, опубликованной в 1900 г., называл азербайджанцев «адербайджанцами, тюркоговорящими иранцами Кавказа и Персии». В азербайджанской среде термин «азербайджанцы», или «азербайджанские тюрки» был впервые предложен в 1891 году либеральной бакинской газетой «Кешкюль» для обозначения народа, живущего по обе стороны ирано-российской границы. Во Всесоюзной переписи 1926 года азербайджанцы отмечались ещё как тюрки, а уже в следующей Всесоюзной переписи 1939 года они отмечались как «азербайджанцы».

Цахуры называют азербайджанцев — мугалами. У других соседних народов азербайджанцы именуются: по-грузинси — азербайжанелеби, по-осетински — азербайджайнæгтæ, по-лакски — азирбижан халкь, по-аварски — азарбижанал, азербайжанал, падарал, по-армянски — адрбэджанцинэр.

Гостеприимство

Я горжусь тем, как мой народ принимает гостей. С гостеприимством связано много обычаев. Например, гостя нельзя отпускать из дома, не накормив. Встретив гостей, наша семья обязательно подает на стол самые изысканные блюда. Когда-то моя мама рассказывала мне, что в Древнем Азербайджане существовал обычай, согласно которому, если прислуга выносила гостю полную сумку с продуктами на дорогу, это был намек на то, что пора в обратный путь. Даже сейчас, я замечаю, что, когда кто-то по какой-либо причине не может остаться на ужин, мама обязательно наполняет сумку с едой и даёт ее уходящему гостю. Особую часть приема занимает чайная церемония. Наша семья всегда начинает застолье с чайного стола, им же и заканчивает. Национальной посудой для чая является стаканы «армуди», по-моему, они очень напоминают фигуру восточной женщины. Также такие стаканы можно увидеть в любой чайхане или кафе в нашем городе. Сам чай подают с различными видами варенья: клубника, инжир, абрикос, ежевика, вишня, грецкий орех. А еще моя мама очень любит печь торты и пироги к приходу гостей. Помимо этих сладостей, на столе обязательно должны быть разного сорта конфеты, печеные, фрукты, сухофрукты и лимон.Мои родители очень любят самоварный чай, потому что такая техника придаёт неповторимый вкус и аромат. Когда сватали моих сестёр, сладкий чай играл ключевую фигуру: когда парень идет свататься к девушке, и если сторона девушки соглашается, отец невесты просит подать сладкий чай, оно как бы говорит: «Да, я отдаю свою дочь». Моей самой любимой частью является сервировка стола и блюда, которые подают на стол. Чего только не бывает на обеденном столе! Будь это мероприятие в банкете или в домашней обстановке, каждый старается удивить гостей изысканностью блюд и сервировкой стола. На такое количество блюд уходит весь день, учитывая, что с утра обязательно надо делать заготовки и полуфабрикаты, если мероприятие проходит дома, и приносит большую радость и удовольствие. Однако, моя мама и я не всегда бываем за столом вместе с гостями, потому что мы всегда суетимся: это блюдо надо подать, то убрать, эту тарелку поменять, кому-то что-то добавить, кому-то что-то принести, обязательно прибраться на кухне, и так далее. Сначала мы подаем на стол холодные закуски, которые состоят из домашних солении, овощной нарезки, соли и перца, разных видов сыров и колбас, вареного говяжьего языка , рыбы , печеночного паштета и трех-четырех видов салатов. Когда мероприятие готовится в ресторане , некоторые мои тети, которые любят вкусно готовить, договариваются сообща и приносят домашние соления и блинчики с мясом. Обычно на столе основными горячими блюдами являются: тикя кебаб, люля кебаб, пловы различных видов, сютма тоюг, гриль, рыба-левенги, долма различных видов , айран и много чего другого. Завершается прием гостей так же как и начинается — чайной церемонией . Но главным и основным достоинством приема гостей являются не блюда на столе , а задушевная , теплая атмосфера застолья, от которого душа наполняется теплом и радостью.

Свадебные обряды

Свадьба начинается еще в доме невесты и продолжается целый день. Звучат традиционные азербайджанские песни на свадьбу. Но танцевать с невестой могут лишь родственницы жениха. Все прочие гости должны перед тем как начать есть заплатить, положив деньги в казан. К вечеру родня жениха покидает дом невесты, и пир продолжается без их участия.

Проводы невесты тоже очень красивый обряд. Девушка сидит в запертой комнате, ожидая, когда гости жениха смогут получить заветный ключ, подарив дар. Затем родители перевязывают талию девушки красной лентой, благословляя ее на семейную жизнь, и надевают платок.

Поздравления на азербайджанской свадьбе также могут звучать в форме красивого тоста с глубоким смыслом, исполнения традиционной песни или танца. Азербайджанские танцы на свадьбах невероятно красивы. На празднестве звучат традиционные песни, поэтому каждый азербайджанец с детства знает, как под них танцевать. Составляется специальная программа, в которой присутствуют и песни, и танцы.

Язык

В созданном Шахом Исмаилом Хатаи государстве Сефевидов азербайджанский язык стал почти на столетие языком двора, армии и суда

Язык — азербайджанский или азери, относится к юго-западной (огузской) ветви тюркских языков и обнаруживает сильное влияние персидского и арабского. На азербайджанском языке говорят около 95 % населения Азербайджана. В разговорном азербайджанском языке наблюдается значительное количество диалектов, которые объединяются в следующие группы: восточная, западная, северная, южная. Среди азербайджанцев распространены также русский (в Азербайджане, России, Грузии), персидский (в Иране) и турецкий языки.

Как отмечает азербайджанский исследователь A. С. Сумбатзаде, один из определяющих признаков народа — самостоятельный азербайджанский язык, выделение которого начинается с конца XV века, когда он был в состоянии расцвета и на нём творили (в эту эпоху тюрко-азербайджанский язык в значительной мере носил общетюркский хатактер) свои произведения великие поэты-классики той эпохи Насими, Хатаи и Физули, завершает своё формирование в XVIII веке. Литературная традиция на этом языке (на основании 12 разных диалектов) была базирована на Тебризском диалекте (начиная с XIV века) и именно азербайджанский язык являлся «лингва-франка» для населения Северо-Западного Ирана в указанный период. На протяжении веков азербайджанский язык был также лингва-франка южного Дагестана.

Н. Г. Волкова, в своей работе Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в. описывая краткую историю развития азербайджанского языка отмечает, что литературный азербайджанский язык начал формироваться примерно с XIII века, а начиная с XVI—XVII веков начинается сближение азербайджанского литературного и разговорного языков в трудах Мухаммеда Физули, Ковси Табризи и других азербайджанских авторов. По её мнению окончательно азербайджанский литературный язык сблизился с разговорным во второй половине XIX столетия. Азербайджанский язык получил более широкое применение (как и грузинский с армянским) в Закавказье только в последней четверти XIX века, когда увеличилась общественная нагрузка языков закавказских народов.

На протяжении XX века письменность азербайджанского языка менялась трижды: традиционная арабица в 1920-е годы была заменена сначала модифицированным латинским алфавитом, затем — кириллицей (в 1958 году азербайджанская кириллица была усовершенствована для лучшего соответствия фонемному составу азербайджанского языка). В 1991 году в Азербайджане вновь вернулись к использованию латинского алфавита: его современный вариант был создан заново, на сей раз по образцу турецкого.

В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане, на основе арабицы в Иранском Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.

Какое христианство в Армении — православное или католическое

Когда говорят об армянской церкви, предполагают её автономность и отличие как от православия, так и от католицизма. Исторически сложилось, что всё это — разные ветви христианства, поэтому есть ряд отличий в обрядах и вероучениях. Армянская относится к Древневосточным церквям или Дохалкидонским. Однако, в Армении проживают и православные христиане, и католики.

Справка: Армянский патриарх называется католикос, что означает высший соборный предстоятель, но к католицизму данный факт не имеет никакого отношения.

Религия армян — в чем отличие от православия

Православие признаёт все 7 Вселенских соборов. Армянская церковь — только три первых дохалкидонских вселенских собора:

  • В Никее в 325 году;
  • В Константинополе в 381 году;
  • В Эфесе в 431 году;

Главной особенностью армянской церкви, отличающей её от православной, является признание только лишь божественной сущности Иисуса Христа, тогда как православие признаёт обе сущности — божественную и человеческую.

Какие ещё догматические установки отличают армянскую церковь от православной?

  • В Армянской церкви на литургии используется пресная просфора Ншхар, а в Православной — квасная;
  • Крестное знамение армяне осуществляют слева направо, так же, как и католики, тогда как православные — справа налево;
  • На армянским кресте редко можно увидеть распятие Христа, зато там есть растительные элементы — ветви и листья, которые символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть;
  • В отличие от Православных, в армянских храмах нет иконостаса, и все священнодействия на алтаре совершаются на глазах молящихся, кроме служб на Страстной Седмице;
  • Все христианские праздники православные верующие отмечают согласно юлианского численника, а армяне — по григорианскому календарю. Соответственно, Рождество и Пасха наступают в разные дни;
  • В ААЦ 5 высших духовных степеней и санов. Католикос — это высший сан, далее идут епископ, священник, дьякон и чтец. В православии лишь 3 высших сана: епископ, пресвитер и дьякон;
  • Пост у армян начинается за 70 дней до Пасхи и длится 5 дней, он носит название Арачаворк.
  • В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется пробовать сыр и яйца по воскресеньям;

Основные отличия Армянской церкви от других ортодоксальных церквей

Религия армянского народа своеобразна, она словно бы находится в иной плоскости христианства. Армянская Апостольская Церковь близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают картин, а службу сопровождает орган. Все богослужения в ААЦ традиционно ведутся на древнеармянском языке — грабаре. В русской церкви литургическим языком является церковнославянский, а в католической — латинский и национальные церковные языки.

Армянские христиане не молятся перед иконами, в церквях находится лишь малое их количество. В своих домах верующие обращаются с молитвой к распятию Христа. в молитвенных словах и песнях в Армянской церкви превозносится лишь одно из лиц триединого Бога, в то время как в русской православной церкви славится вся Божественная Троица. Церковные праздники ААЦ проходят согласно григорианского календаря и, чаще всего, совпадают по датам с католическими.

христианство

Лютеранская церковь Спасителя в Баку.

Христиане , которых, по оценкам, составляет от 280 000 до 450 000 (3,1–4,8%), в основном являются русскими и грузинскими православными и армянами-апостолами (почти все армяне проживают в районе Нагорного Карабаха). Существует также небольшая протестантская община этнических азербайджанцев , насчитывающая около 5000 человек, в основном мусульманского происхождения.

Восточная Православная Церковь

В Азербайджане также есть одиннадцать молоканских общин, связанных со старыми обрядами православия. В этих общинах нет церкви; их догмы закреплены в специальной книге ритуалов. Они выступают против церковной иерархии, обладающей особой властью.

Церковь Святого Григория Просветителя

Церковь Святого Григория Просветителя ( азербайджанский : Müqəddəs Qriqori kilsəsi, армянский : Սուրբ Գրիգոր Լուսաւորիչի Եկեղեցի) была построена в 1871 году. В 1869 году Бакинский военный губернатор Михаил Петрович Колюбакин выделил землю для строительства церкви. Здание было спроектировано Карлом Гиппиусом, братом известного художника Отто Густавовича Гиппиус (Евстафиевич), архитектором города Баку и губернии. Первой работой Карла Гиппиуса была церковь Святого Карла в Таллинне, а второй — церковь Святого Григория Просветителя в Баку. Большую часть своей жизни он посвятил строительству церквей. В 1903 г. во дворе церкви были построены библиотека и школа. Он выжил благодаря советской государственной атеистической политике 1920-х и 1930-х годов, когда все армянские церкви в Баку, кроме одной, были разрушены. В 2002 году храм был передан Президентской библиотеке, которая находится неподалеку, и сейчас здесь находится ее архив.

Албано-Удинская Церковь

Приблизительно 6000 человек из 10000 человек этнической общины удин проживают в Азербайджане, в том числе 4400 человек проживают в селе Нидж Габалинского района .

католическая церковь

В Баку и его окрестностях есть крошечная католическая община, насчитывающая менее тысячи членов.

Министр иностранных дел Ватикана Джованни Ладжоло посетил Баку 19 мая 2006 года. В ходе визита, продлившегося до 25 мая, он встретился с президентом Ильхамом Алиевым и председателем канцелярии Кавказа шейхом Аллахшукюр Пашазаде, чтобы обсудить связи между Азербайджаном и Ватиканом .

Джованни Лайоло сделал следующие заявления: «Мы удовлетворены уровнем дружеских связей между Азербайджаном и Ватиканом». «Азербайджан действительно является местом слияния религий и культур. Мы высоко ценим существующую здесь толерантность. И мы очень рады интенсивному развитию Азербайджана. Ватикан заинтересован в расширении отношений с Азербайджаном, и цель моего визита в Баку состоит в в проведении обмена мнениями о дальнейшем развитии наших связей ».

Католическая церковь в Баку была снесена в сталинские времена, но в сентябре 2005 года начали строить новую, а летом 2007 года открыли ее.

Коротко о религии в Армении

Прочитав статью, вы охватите весь религиозный спектр Армении, за 15-19 минут. История культуры армянского народа берёт своё начало с глубокой древности. Вероисповедание, традиции, уклад жизни продиктованы религиозными взглядами армян. Постараемся разобраться, какая вера у армянского народа, когда произошёл переход от язычества к христианству, чем армянское христианство отличается от русского православного.

Религия в Армении

  1. 1. Какая религия в Армении Кто по вере армяне? Что они думают о Христе?

2. Какое христианство в Армении православное или католическое

  1. Религия армян в чем отличие от православия

Основные отличия Армянской Церкви от других Ортодоксальных Церквей обычаи
Армения до и после принятия христианства (историческая справка)

  1. Древняя Армения

Проникновение христианства на территорию Армении
Переход из язычества в христианство
Борьба за религию
Основание Армянской Церкви
Отпадение от Православия
Мусульманское иго
Армянская Церковь сегодня
Особенности Армянской апостольской церкви

  1. Место армянской церкви в христианском мире

Армянский обряд
Структура армянской церкви
Армянский церковный календарь
Религия армян в России
Армянская католическая церковь

  1. Венецианская Армения

Где живут армянокатолики
Официальная религия жителей Армении

  1. Республика Армения

Статистика о религиях в Армении
Другие религии страны Буддизм
Езидизм
Иудаизм
Ислам
Молокане
Язычество
Атеизм
Православные христиане в Армении
Свобода вероисповедания в Армении
Армения и Азербайджан религия
Армяне и грузины религия
Монастыри Армении — очаги культуры и науки
Сколько раз армяне меняли религию

Армянская церковь является одной из древнейших христианских общин. Более того, Армения стала первым государством, принявшим христианство в качестве государственной религии. Это произошло в 301 году, когда святитель Григорий Просветитель убедил правителя Армении Тиридата Великого принять христианство.

История

Азербайджанцы как нация начали формироваться после распада обширной Персидской империи.

«Молодой знатный татарин». Рисунок В. Верещагина

Основой новой нации стали тюрки, жившие с ними огузы и кипчаки. Впоследствии в неё влились талыши, лезгины, часть курдов и других народностей. Значительная часть азербайджанцев живет в Иране. Религия — ислам шиитского толка. Главное блюдо азербайджанской кухни — плов. Главный музыкальный инструмент — саз.

Дословно слово “Азербайджан” переводится как душа огня или страна огня. В республике есть горы, из недр которых поднимается горючий газ, самовозгорающийся на поверхности. В этой части Земли удивительно богатая земля, на которой растет всё. Поэтому, шутят представители нации, предкам не надо было сильно напрягать извилины. Население издревле занимается ковроткачеством. Азербайджанцы — очень трудолюбивые и добросовестные люди с высоким пониманием чести. Они с гордостью перечисляют свой вклад в историю России.

Первое: в начале XX века после промышленной добычи бакинской нефти Российская империя вышла на ведущее место в мире по экспорту нефти. Второе: ректор Бакинского нефтехимического института Юсиф Мамедалиевизобрел топливо для пилотируемых ракет, благодаря которому СССР стал первой космической державой. Третье: геолог Фарман Салманов нашел тюменскую нефть, это позволило России стать мощной энергетической державой.

Первым азербайджанцем, вошедшим в историю области, был Чингиз Ильдрым. В 1929-34 годах он работал заместителем генерального директора ММК по строительству. «Наш человек возвел Магнитку», — гордо говорят азербайджанцы. В 1937 году Ильдрым был репрессирован…

В 70-х годах прошлого века азербайджанцев заносило на Южный Урал несколькими потоками. Первый — по линии МВД, молодых мужчин направляли служить в милицию. Большинство из них осталось в области. Вторая волна — коммерческая. Южане везли уральским женщинам цветы на 8 марта. Третий поток — сибирский. После того, как Фархан Салманов нашел нефть на севере Тюменской области, началась активная разработка месторождений, и из Азербайджана в Сибирь пошли эшелоны с его земляками (прибыло 600 тысяч человек!). Многие из них приезжали в командировку в Челябинскую область и оставались жить.

После распада СССР началась глобальная миграция азербайджанцев. У неё были две побудительные причины — экономическая и политическая. В республике стало жить очень тяжело, трудно было найти работу. Дети «страны огней» также бежали от политической неопределённости, не просматривалась перспектива, в их душе кровоточила и до сих пор кровоточит рана Нагорного Карабаха. В результате около трёх миллионов человек иммигрировали в нашу страну.

Иудаизм [ править ]

Qırmızı Qəsəb имеет большую еврейскую общину.

В Азербайджане есть три отдельные еврейские общины ( горские евреи , евреи- ашкенази и грузинские евреи ), общая численность которых составляет почти 16 000 человек. Из них 11 000 — горские евреи, 6 000 — в Баку и 4 000 — в Губе , 4 300 — евреи-ашкенази, большинство из которых проживают в Баку и Сумгайыте , и 700 — грузинские евреи. В Баку есть три синагоги и несколько в провинции. Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде пожертвовал 40 000 долларов США на строительство Еврейского дома в Баку в 2000 году. Есть также еврейская деревня под названием Кырмызы Гасабу .

Итоги гражданской войны

В результате гражданской войны 1992–1995 годов в Боснии произошли значительные перемещения населения, а территории расселения всех трёх общин стали более компактными. Доля мусульман в общем населении БиГ заметно выросла(!), хотя численность всех общин уменьшилась — прежде всего, за счёт миграции.

Сербы сохранили созданную во время войны Республику Сербскую, но не смогли воссоединиться с Сербией. Мусульмане не получили всю Боснию, как они того хотели. А хорваты — у которых во время войны было своё государственное образование, Херцег-Босна — потеряли его. Этот проект провалился.

Впрочем, вся покинувшая Югославию Босния и Герцеговина — это фактически failed state, несостоявшееся государство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector