«теперь я точно пропишусь в ревде». как дума выбирала главу ревды из двух верхнепышминцев

Карта

  
Ревда: карты

Ревда: фото из космоса (Google Maps)Ревда: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)

Ревда. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо)
1 Первоуральск 13 (14) С
2 Дегтярск 15 (26) ЮВ
3 Билимбай 19 (27) С
4 Верхние Серги 27 (61) ЮЗ
5 Новоуткинск 30 (51) СЗ
6 Горный Щит 38 () В
7 Среднеуральск 39 (65) СВ
8 Екатеринбург 40 (48) В
9 Нижние Серги 40 (61) З
10 Полевской 42 (68) Ю
11 Верхняя Пышма 44 (71) СВ
12 Новоуральск 51 (69) С
13 Бисерть 52 (52) З
14 Большой Исток 53 () В
15 Берёзовский 54 (64) В
16 Арамиль 56 (63) В
17 Исток 58 () В
18 Михайловск 63 (94) ЮЗ
19 Верхний Тагил 64 (123) С
20 Сысерть 64 (92) ЮВ
21 Бобровский 65 (79) В
22 Монетный 66 (85) СВ
23 Верхнее Дуброво 69 () В
24 Кировград 71 (117) С
25 Цементный 77 () С
26 Невьянск 77 (103) С
27 Заречный 85 (114) В
28 Верхний Уфалей 85 (134) Ю
29 Нязепетровск 85 (178) Ю
30 Шаля 87 (142) СЗ

Краткая характеристика

Город расположен на западном склоне Среднего Урала, на берегах пруда и р. Ревда, у впадения её в Чусовую, в 42 км к западу от Екатеринбурга. Ж.д. станция.

В нескольких километрах от города проходит географическая граница между Европой и Азией.

Территория (кв. км): 945

Исторический очерк

Основан в 1731 г. в связи со строительством Акинфеем Демидовым чугуно-литейного и железоделательного завода. Днём основания города считается 4 сентября 1734 г. (дата первой плавки).

Название по расположению на р. Ревда (левый приток Чусовой); гидроним надёжной этимологии не имеет.

Ревда известна несколькими восстаниями углежогов, крупнейшее из которых было в 1841 г.

Рабочий посёлок с 25.02.1929 г. Город с 1935 г.

Экономика

Заводы: Среднеуральский медеплавильный (крупнейшее предприятие медной промышленности на Урале, значительное химическое производство), метизно-металлургический, по обработке цветных металлов, механический, металлоизделий, железобетонных конструкций, кирпичный, деревообрабатывающий и др.

Филиал Екатеринбургского завода «Уральские самоцветы».

Основные предприятия

ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

АООТ «Металлургический холдинг» (Ревдинский ОЦМ)Предлагает:ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод»Предлагает:

Культура, наука, образование

Музеи истории заводов: Среднеуральского медеплавильного, по обработке цветных металлов, метизно-металлургического.

Архитектура, достопримечательности

Основная часть города расположена на левом берегу реки Ревда и большого бывшего заводского пруда, на пологом склоне Шайтанскогог увала.

В центральной части города сохранились деревянные здания конца 19 — начала 20 вв. Дом семьи Демидовых (19 в.).

Близ города — гора Волчиха (выс 529 м) — одна из наиболее высоких на Среднем Урале.

Численность населения по годам (тыс. жит)
1926 10 1979 62.9 2003 62.7 2014 62.0
1931 11.3 1982 64 2005 62.0 2015 62.2
1939 32.2 1986 66 2006 61.9 2016 62.4
1959 54.9 1989 65.8 2007 61.8 2017 62.6
1962 57 1992 66.1 2008 61.7 2018 62.7
1967 57 1996 65.4 2010 61.7 2019 62.3
1970 59.1 1998 65.3 2011 61.9 2020 61.5
1973 60 2000 65.4 2012 61.8 2021 60.8
1976 62 2001 65.4 2013 61.8    

Литература

  1. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 350
  2. Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 483
  3. Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 375

Восстание углежогов

Из-за сложных условий работы и особенностей крепостного права на Ревдинском заводе не раз вспыхивали восстания рабочих. Волнения в Ревде происходили в 1771, 1774, 1800, 1824—1826, 1841 и 1861 годах. 

Самый известный и, вместе с тем, самый трагичный эпизод в истории Ревды связан с крупнейшим в истории восстанием углежогов, который произошел весной 1841 года.

В 1841 году мера угольного короба в Ревде была значительно больше, чем на других уральских заводах. В октябре 1840 года заводской исправник Земляницын получил указ Уральского горного правления, который требовал введения на частных заводах единой меры угольного короба в размере 22400 куб.вершков (в Ревде мера составляла 27216 куб.вершков). Земляницын, по согласованию с заводовладельцем, скрыл документ от рабочих, но слух о нем все же распространился. Углежоги потребовали объявить им указ, но исправник им заявил, что никаких изменений на заводе не будет. Через несколько дней Земляницын арестовал в Шайтанском заводе (ныне это Первоуральск) трех поверенных углежогов, прибывших туда с целью написать жалобу на заводское начальство.

Вслед за этим 7 апреля 1841 года к исправнику пришло 300 углежогов из села Краснояр. Они потребовали освобождения арестованных и объявления указа о снижении меры угольного короба. О происходящем исправник поспешил сообщить в Екатеринбург, откуда на Ревдинский завод был направлен советник горного управления Карпов для наведения порядка. Однако уговоры заводского исправника, советника Карпова и священника Дмитрия Флеровского не подействовали на углежогов. Они отказывались работать, каждый день собираясь на заводской площади. Среди бастующих накапливалось напряжение.

14 апреля в Ревду вошли две роты солдат из Екатеринбурга (178 человек). Но на углежогов и это не подействовало. Забастовка продолжалась. Военные и заводское начальство решили применить оружие…

Утром 15 апреля углежоги вновь двинулись на заводскую площадь. Но тут навстречу им с другого конца площади вышли солдаты. На требование разойтись рабочие ответили отказом. После этого солдаты открыли огонь…

Памятник на месте могилы погибших углежогов

Вооруженные одними лишь камнями да деревянными кольями углежоги бросились на солдат. Растерявшись, военные отступили, оставив на площади пушку. Вскоре спохватившись, солдаты отбили натиск. Артиллеристы направили пушку в центр толпы, где находились руководители восстания, и выстрелили картечью. Повторным выстрелом и ружейным огнем углежоги были рассеяны и начали разбегаться.

На обагренной кровью площади остались лежать убитые и раненые. В донесении полковника Порозова говорилось, что «убитых оказалось 25 мужчин и 8 женщин, и раненых взято 54 мужчины и 8 женщин». В сохранившейся частной летописи Умновых сообщаются другие данные: «Убито 161 человек мужчин, 6 женщин, 2 девочки 13 лет и мальчика – 2». Многие раненые умерли позже. Убитых похоронили в общей могиле.

Зачинщиков восстания судили до мая 1842 года. Четырех руководителей восстания (Ювеналия Дрягина, Карпа Еремина, Матвея Бороздина, Тимофея Козырина) сослали на каторгу, 25 углежогов были отданы в рекруты, 270 осужденных приговорены к розгам от 30 до 50 ударов с оставлением при заводе.

В 1922 году на месте братской могилы углежогов поставили чугунный памятник в виде рабочего с оружием, а в 1933 году в память о жертвах восстания улицу Большая Ялань переименовали в улицу Возмутителей. Памятник, посвященный этой трагической странице в истории города, стоит и на Угольной горе около «Демидов-Центра».

Памятник углежогам

О чем спрашивали Татьяну Клепикову

— Почему в вашей программе нет поддержки сельского хозяйства? — поинтересовался Александр Тюриков.

— Мы готовы поддержать. Если вы нам представите свои варианты, мы их рассмотрим. И это входит в программу поддержки малого бизнеса, —  Татьяна Клепикова.

— Какие доходы в бюджет вы собираетесь привлекать кроме НДФЛ? У вас в программе очень размытые обещания, что конкретно будет? — Юрий Оносов.

— Будем сдавать землю в аренду, это будет дополнительный доход.

— Вы ведь не местная? — Сергей Воронов.

— Большую часть жизни провожу в Ревде, но прописка не здесь и родилась не здесь.

— Что будет с памятником Ленина на площади Победы? — Лев Байбатыров.

— Памятник Ленина стоял и будет стоять.

— Есть план капитального режима дорог? Какую ремонтируем? И есть проект такой, чтобы не как с Карла Либкнехта получилось: ливневка есть, но она не работает.

— Деньги в бюджете есть, но какую дорогу первой сделаем, не знаю.

— Уважаемые депутаты, огромное спасибо за оказанное доверие! — сказала новоиспеченная глава. — Кто сомневался, тоже спасибо. Надеюсь на ваше конструктивное сотрудничество. Теперь я точно пропишусь в Ревде. Чтобы больше таких вопросов не было. Впереди много работы, много поставленных задач, поэтому очень надеюсь на конструктивное сотрудничество.

Собственно, что именно Татьяна Клепикова возглавит Ревду на ближайшие пять лет, стало ясно сразу, как только действующая глава Ревды Ирина Тейшева забрала свои документы с конкурса (объяснив, что нашла новую работу). Кандидатуру Клепиковой одобрил губернатор Евгений Куйвашев: «Человек, который готов, проверенный. Желательно, чтобы вы (депутаты-Ред.) ее поддержали. Вас ждет сложный бюджетный процесс, надо, чтобы вы были в одной лодке». Вадим Дубичев, первый заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Свердловской области, председатель конкурсной комиссии по выборам главы, после заслушивания четырех кандидатов и собеседований с ними отметил, что Клепикова «выделялась объемом знаний».

В должность Татьяна Клепикова должна вступить не позднее двух недель со дня избрания после принятия присяги — в 20-х числах декабря.

Храмы города

Храм во имя Архистратига Михаила был возведен недавно — в 2009 г. Однако построили его на месте, где когда-то была Михаило-Архангельская церковь, возведенная в 1835 г. на средства самих Демидовых, но взорванная в 1964 г. Церковное здание имеет верхний, нижний и центральный приделы. Высота сооружения достигает 37,6 м. 8-тонный купол облицован нитрид-титановым покрытием, которое не тускнеет со временем. Купол имеет шлемовидное очертание, которое напоминает формой шлем, присущий русским витязям. Это связывают с тем, что Святой Архистратиг Михаил является предводителем воинства небесного. Колокола в этом храме уникальные, отлитые специально для данного прихода на заводе Николая Пятков в Каменске-Уральском по заказу СУМЗа. Все девять колоколов выполнены из меди, но при этом различаются по размерам и весу. Так наименьший весит всего 6 кг, тогда как наибольший достигает веса в 1320 кг. Храм имеет пятиярусный иконостас в верхнем церковном приделе. Здесь расположены иконы, которые выполнены согласно образцов древневизантийской иконописи. Освящение предела во имя святителя Спиридона Тримифундского состоялось в 2011 г., подарив городу еще одного святого заступника. Спиридон Тримифунтский является святым, чудотворцем и помощником в скорбях.

Храм во имя Святой Троицы в г. Ревда имеет статус приходского. Он был возведен в 1990 г.

Храм во имя святых преподобных Зосимы и Савватии в селе Кунгурка в Ревдинском районе является приходским, окормляется екатеринбургским духовенством Вознесенского подворья. Храм был воссоздан в 1993 г.

Транспорт

Общественный транспорт

В городе действуют 7 городских, 5 пригородных и 1 междугородный маршрут.

Городские маршруты:

  • № 1 «Автостанция — СУМЗ»
  • № 2/9 «Совхоз — РЗМИ — Автостанция — Железнодорожный вокзал»
  • № 3 «Автостанция — Кирзавод»
  • № 4 «Автостанция — Заводская»
  • № 5 «Автостанция — Металлистов»
  • № 7 «Автостанция — ул. Максима Горького — РзОЦМ»
  • № 8 «Автостанция — Лесничество»

Пригородные маршруты:

  • № 101/66 «Ревда — Дегтярск»
  • № 102/66 «Ревда — Первоуральск»
  • № 103 «Ревда — Краснояр»
  • № 105 «Ревда — Гусевка» (сезонный с мая по октябрь)
  • № 151/66 «Ревда — Екатеринбург»

Междугородный маршрут:

№ 651/66 «Ледянка — Ревда — Екатеринбург»

Основную массу перевозок в городе осуществляет ЗАО «Пассажирская автоколонна»[источник не указан 1791 день]

Межмуниципальные маршруты внесены в Реестр межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и обозначаются «Номер маршрут/66»[источник не указан 1791 день].

Железнодорожное сообщение

Через Ревду проходит железнодорожная магистраль, связывающая Екатеринбург (через Казань) с Москвой (Казанский вокзал).
Железнодорожная станция Ревда — находится на линии Екатеринбург — Дружинино — Казань — Москва. Расположена в 1612 км от Москвы.

Первоначально станция называлась Капралово. Есть три версии названия: 1) от близ расположенных медных рудников. «Путеводитель по Уралу» за 1889 год пишет, что в 1714 году отставной драгун (капрал?) Сергей Бабин нашёл на правом берегу реки Чусовой медную руду. В 1723 году открылись рудники: Елизаветинский — у деревни Подволощной и Капраловский, откуда была добыта руда и выплавлено 643 пуда меди. Руда оказалась бедной и рудники вскоре закрыли, но название осталось. Вообще упоминание о медном деле на Ревдинском заводе частенько встречается в документах, например, в «Материалах географии и статистики России…» за 1860 год. Там указано, что выплавлено 251 ¾ пуда меди на сумму 2517 рублей. 2) По версии Ф. Н. Мамонтова, станция была названа в честь мастера, погибшего в первые годы эксплуатации дороги. 3) Станция названа в честь инженера Капралова, погибшего при строительстве тоннеля на линии между о. п. Спортивная и о. п. Пионерская. Изначально станция Ревда располагалась на месте нынешней станции Первоуральск.

Ф. П. Доброхотов свидетельствует, описывая главную линию Пермской ж/д (так она называлась тогда), что между разъездом № 70 (ныне станция Подволошная) и разъездом № 71 (ныне о. п. Вершина) находится станция Ревда. Причины такой путаницы в следующем. При строительстве Пермской железной дороги возникли разногласия между инженером дороги и управляющим Шайтанскими заводами. На прокладке колеи работало много пришлых людей. Инженер попросил управляющего разместить рабочих в заводском посёлке на зимнее время. Управляющий поставил условие: подвести ж/д ветку к заводу. Но инженер не принял такое условие и ему отказали в предоставлении жилья для рабочих. Людей пришлось расквартировать в деревнях Ревдинской заводской дачи. В отместку шайтанскому заводоуправлению инженер присвоил станции название Ревда.

После гражданской войны станцию переименовали в Хромпик, так как рядом располагался хромпиковый завод, впоследствии переименованную в ст. Первоуральск, а ст. Ревда перенесли на место нынешней заводской станции Верхний Горизонт.

Ещё раньше на этом месте находилась станция Барановская, которая была соединена со станцией Подволошной (тогда разъезд № 70). Эта линия была построена в 1909 году вместе с дорогой Екатеринбург — Кунгур — Пермь. Хотя П. Н. Белоглазов пишет, что линию строили в 1915 году одновременно с линией Дружинино — Екатеринбург. Логично было бы считать, что линию построили в 1909 году, так как последний сплав продукции заводов был в 1910 году. Если дорогу строили в 1915 году, то как же отправляли продукцию с 1910 по 1915 года?

Первые поезда на линии Екатеринбург — Казань пошли 1 июля 1920 года, 2 января 1925 года станция Ревда Казанбургской линии Московско-Казанской железной дороги была переименована в станцию Капралово. Первый пригородный поезд отправился 25 мая 1937 года в 07:50 (до этого ходили только грузовые поезда). В 1959 году электрифицирована линия Дружинино — Свердловск, тогда же пущены электропоезда. В 1963 году станцию переименовали в Ревду. В 1980 году построен новый вокзал из стекла и бетона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector