От кого произошли азербайджанцы?
Содержание:
- «Концентрированная версия трайбализма»
- Отношение турок к азербайджанцам: мы их предки
- Современность
- Этнографические группы
- Ислам в Азербайджане распространился менее чем за сто лет
- Свадьба русской девушки и азербайджанца
- Отношение к браку
- Как узнать по внешности
- Всего населения
- В чем суть ислама
- В Азербайджане нет официальной религии по Конституции
- Средневековье
- Религия
- Распределение населения по возрастным группам
- Кавказский субстрат [ править ]
«Концентрированная версия трайбализма»
Как считает, например, историк Шалала Мамедова, на первый план при сохранении такой традиции выходит патриархальная ментальность.
«Начнем с того, что на Востоке эта традиция зародилась задолго до возникновения ислама. И имела она преимущественно экономические предпосылки – стремление сохранить свою землю, состояние и прочее внутри семьи и ни с кем ими не делиться. Также это имело значение для передачи власти и тому подобное», – рассказывает Мамедова.
В современном Азербайджане экономическая мотивация уже не актуальна – здесь не стоит вопрос дележки стада верблюдов или передачи титула. Но, по словам историка, азербайджанскому обществу все еще присущ трайбализм (замкнутость), и это все объясняет.
«Очень многие азербайджанцы с недоверием относятся к «чужакам», под которыми подразумеваются все, кто не входит в их замкнутое сообщество, – отмечает Шалала Мамедова. – Так, к примеру, у нас очень силен регионализм. Жители отдельных регионов считают «своими» только земляков, а все остальные для них чужие. Ну а родственные браки – это такая концентрированная версия трайбализма, когда в чужаки записывают вообще всех, кроме собственной родни».
Иными словами, невестка или зять «со стороны» рассматриваются как потенциальная опасность: кто знает, что они собой представляют. Другое дело – племянница или племянник, выросшие у тебя на глазах. И с новыми родственниками знакомиться не надо.
Старинные, но еще не забытые поговорки гласят, что «брак двоюродных брата и сестры заключен на небесах» и «свой/своя, даже если мясо твое съест, костей не выбросит».
В семье 40-летнего Вургуна – дюжина двоюродных братьев и всего одна двоюродная сестра. Много лет шли разговоры о том, чтобы выдать ее за кого-то из них. Но до этого так и не дошло: родителей всех потенциальных женихов одолевали сомнения.
«Сейчас ей за тридцать, и она обвиняет родственников в том, что до сих пор не замужем. Думаю, ей просто испортили психику, – говорит Вургун. – А вообще мне кажется, что успех брака между двоюродными братьями и сестрами зависит от порядков, заведенных в каждой конкретной семье. А именно – от того, насколько близки они были в детстве, могут ли вообще воспринимать друг друга как партнеров или нет».
Родственные браки – это зачастую «договоренность» между родителями, результат их «волевого решения», и мнение детей в этом случае мало волнует старших родственников. В Азербайджане все еще широко практикуются «принудительные» женитьбы и замужества, и двоюродные браки – лишь одна из их разновидностей.
50-летний Ариф Рустамов считает себя азербайджанцем, хотя по национальности он тат (это персоязычная народность, живущая на территории Азербайджана). И традиции у них в семье тоже самые что ни на есть азербайджанские, включая родственные браки:
«Мой дядя женился на своей двоюродной сестре, потому что так решили их родители. Как он сам к этому относился, я не знаю, меня тогда еще и на свете не было. Но, так или иначе, у них родилось трое детей, и все здоровые. Хотя, конечно, учитывая риск, я как образованный человек отношусь к таким бракам скорее отрицательно. Но с моральной точки зрения не имею ничего против. Ведь такие браки могут заключаться и по любви. А лучше уж жениться по любви на двоюродной сестре, чем на ком-то постороннем, но без чувств», – считает Ариф.
Отношение турок к азербайджанцам: мы их предки
16:56, 19 февраля 2018
Интересовался сходством и различиями азербайджанских и анатолийских турок. Однозначно и у нас это знают, что эти два народа не идентичны во всем. «Один народ — два государства» только политический лозунг предложенный для решения известной задачи. На самом деле даже азербайджанских и иранских тюрок трудно считать одним народом потому, что за 200 лет (около) проживания одних в Иране, других в царской России и потом в СССР, на разных берегах Араза сформировались разные народы, или один народ но с различиями.
Турки и азербайджанцы различаются и одновременно близки во всем. Языки можно сравнить с русским и украинским — в целом понятен, но в турецком языке немало совершенно чуждых азербайджанцам слов. Поразительно одни и те же народные пословицы, а национальные костюмы и песни, в целом музыка сильно разнятся. Я аередаю лично мои ощущения. Разумеется, кто-то может возразить сказав, что национальный костюм турка намного ближе к азербайджанскому, чем к мексиканскому.
Интересно отношение одних к другим. Каждая сторона считает других настоящими турками. Живущая в Анталье азербайджанская журналистка рассказывала о бракосочетании азербайджанского парня с турецкой девушкой, в Анталье. Сочетавший их мулла советовал молодой жене покрыть голову, уважая исламские ценности. Молодая пара и родственники смолчали. Мулла повторил призыв — вновь молчание. Когда он, недовольно покидая зал торжеств сказал в третий раз, нетерпеливый азербайджанец бросил ему вслед — сделал своей дело, иди своей дорогой, не лезь не в свои дела. Остановившись на пороге мулла с удивлением спросил отца невесты — уважаемый, они кто — турки? «Турки, самые настоящие турки — азербайджанские». — отвечал ему смеющийся отец.
Действительно, слышал, что турки называют нас истинными турками, а себя сильно смешанными с пришельцами, испортившимися европейскими языками и нравами.
Турецкий поэт, прозаик, мыслитель и педагог Нихат Атсын писал: «Азербайджан был первым регионом скопления тюрок, которые затем создали Турцию. Именно отсюда были стремительно завоеваны Анатолия, Ирак и Сирия. Центром государства Ильханидов, которое в XIII веке охватывало земли от Хорасана до Средиземного моря, также был Азербайджан».
В этом причина того, что турки иногда (любя !) называют нас «уставшими» турками. То есть азербайджанцам было лень двигаться дальше и остались на Кавказе. Другой вариант — турки называют нас «старыми турками (eski turkler). Азербайджанский язык соответственно считают прототурецким (eski turkce).
Последний абзац я вычитал в ФБ-переписке Элбассо Рамле и Махмуда Гусейнова
Для ясности посторонним добавлю, что термин «азербайджанцы» имеет два смысла.
1 — азербайджанские турки, проживающие в многонациональном Азербайджане наряду с другими национальностями
2 — граждане Азербайджана любой национальности. Аналогично: американцы, канадцы, австралийцы и т.д.
Современность
После распада Российской империи во время Первой мировой войны была объявлена недолгосрочная Закавказская Демократическая Федеративная Республика, составляющая то, что представляют собой сегодняшние республики Азербайджан, Грузия и Армения. За этим последовало массовое убийство, которое состоялось между 30 марта и 2 апреля 1918 года в городе Баку и прилегающих районах Бакинской губернии Российской империи, а также появление азербайджанцев как политического субъекта.
Когда республика распалась в мае 1918 года, ведущая партия «Мусават» приняла название «Азербайджан» для вновь созданной Азербайджанской Демократической Республики, которая была провозглашена 27 мая 1918 года по политическим причинам, хотя название «Азербайджан» всегда использовалось для обозначения соседнего региона современного северо-западного Ирана. Она была первой современной парламентской республикой в тюркском и мусульманском мире. Среди важных достижений парламента было расширение избирательного права для женщин, что сделало Азербайджан первой мусульманской страной, которая предоставила женщинам равные с мужчинами политические права. Другим важным достижением было создание Бакинского государственного университета, который был первым университетом современного типа, основанным на мусульманском Востоке. Происхождение азербайджанцев как нации коренится в тех суровых годах антикоммунистической борьбы.
К марту 1920 года было очевидно, что Советская Россия нападет на столь необходимый ей Баку. Владимир Ленин сказал, что вторжение было оправдано, поскольку Советская Россия не могла обойтись без нефти. Независимый Азербайджан просуществовал всего 23 месяца до вторжения большевистской 11 Красной Армии, создавшей АзССР 28 апреля 1920 года. Хотя основная часть новообразованной азербайджанской армии занималась подавлением восстания армян, которое тогда вспыхнуло в Карабахе, азербайджанцы не сдавали свою независимость быстро и легко. Около 20 000 солдат погибли, сопротивляясь атаке большевиков.
Краткая независимость, полученная недолгой Азербайджанской Демократической Республикой в 1918-1920 годах, сменилась более чем 70-летней советской властью. После восстановления независимости в октябре 1991 года страна была втянута в войну с соседней Арменией (Карабахский конфликт).
Этнографические группы
В азербайджанском этносе сложилось несколько этнографических групп, отличавшиеся некоторыми особенностями в хозяйстве, культуре и быту. Некоторые этнографические группы азербайджанцев сохранялись и в последней четверти XIX века.
- Айрумы — расселены на западе Азербайджана (в районе Гянджи, Дашкесана, Кедабека), в горах Малого Кавказа
- Афшары — группа азербайджанцев, расселённая по всему Ирану.
- Баяты — являются субэтнической группой как азербайджанцев, так и туркмен.
- Карадагцы — расселены по горному плато Карадаг, на северо-западе Ирана. Ведут полукочевой образ жизни, занимаются главным образом скотоводством. По культуре близки соседним шахсевенам.
- Карапапахи — проживают в западной части Азербайджана, частично в Грузии.
- Падары — жители Восточного Азербайджана. У них дольше, чем у других этнографических групп азербайджанцев, сохранялись старые черты в хозяйстве и быту, в частности полукочевой скотоводческий уклад хозяйства и связанные с ним особенности быта.
- Терекеме — особая этническая группа азербайджанцев, проживают в Дагестане и в ряде южных районов Азербайджана.
- Шахсевены — расселены главным образом в Иране и на юге к Араксу в Джебраильской степи. Подразделениями шахсевенов считались, по данным А. Д. Ерицова, племена кадырлы и каралал, названия которых отразились в наименованиях населённых пунктов Казахского уезда Кадырлы и Каралал.
В Зангезурском уезде Елисаветпольской губернии, по данным С. П. Зелинского, было 7 племенных групп азербайджанцев: софулы, дарзилы, саралы, пушанлы, гигилы, ходжамусахлы, багарлы. Этнограф и кавказовед Мапк Косвен отмечает, что среди азербайджанцев можно было в прошлом различать следующие племенные группировки: джеваншир, демурчасанлы, подразделявшиеся на такля и муганли, далее — джибраили, саржали, софули, гягили, ходжал-сахли, джиили, делагарда, кенгерли, имирли и.т.д.
Ислам в Азербайджане распространился менее чем за сто лет
До ислама на территории Азербайджана были распространены зороастризм, иудаизм и христианство. Ислам там появился во время правления Второго праведного Халифа Абу Хафс Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия (639-644 гг.). Менее чем за сто лет ислам распространился на всей территории Азербайджана. Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать и получали покровительство мусульман.
Когда в начале XIX века Азербайджан присоединили к Российской империи, начался новый этап исламизации страны. Политика российского правительства: привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и создать в исламской религии структуру, как в христианской церкви. В 1832 году Николай I написал Сенату письмо. В нем он просил подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья. Не одобрил ни один из документов, которых ему прислали.
И только в 1872 году Николай I утвердил «Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья». За основу взял принцип организации русской православной церкви. Были созданы два мусульманских административных органа: суннитское и шиитское духовные управления.
Шиитский муфтий, глава Управления мусульман Аллахшкюр Пашазаде на Играх Исламской солидарности в 2017 году. Это спортивное мероприятие объединяет суннитов и шиитов из разных стран.
Игры должны были открываться с суннитского азана. Это вызвало протест у Пашазаде, так как большая часть населения страны — шииты. В итоге от открытия игр азаном отказались
Свадьба русской девушки и азербайджанца
От Вас будут требовать соответствующего поведения и почтенного отношения к всевышнему, во имя которого совершаются теракты, объявляется джихад, и пр.
- Азербайджанцы в большинстве своем вспыльчивы. Это не значит что на Вас поднимут руку. Но морально доминировать будет мужчина в любом случае.
Если Вы рискнете претендовать на свое мнение, Вам быстро укажут на тот факт, что Ваше место на кровати.
Вот как то так примерно. Поэтому прежде чем делать такие радикальные поступки в жизни, стоит все хорошо взвесить. система выбрала этот ответ лучшим Одна моя знакомая недавно уехала в Азербайджан к парню, уже и свадьбу сыграли.Пока всем довольна. Конечно, у нас разный менталитет и культура. Из-за этого могут быть проблемы и разногласия. Маминой коллеги сестра тоже вышла замуж за азербайджанца и уехала к нему, сразу было тяжело.
Отношение к браку
Следует помнить, что азербайджанцы – мусульмане. В прошлые времена мужчина, согласно исламским традициям, мог иметь несколько жен (максимум 4). Однако сейчас по закону многоженство в Азербайджане запрещено. Отношение к данному явлению в стране крайне негативное.
Азербайджанцы очень ответственно относятся как к браку, так и к семье. Строго руководствуются Кораном, в котором прописано, что брак – это часть религии, и самые верные верующие — те, кто уважает и почитает своих жен.
Следует заметить, что Коран не запрещает браки между мусульманином и русской, но считается лучшим, если девушка примет ислам. Такие союзы возможны только при условии, если получено согласие родственников.
Какие они, мужчины-азербайджанцы, в браке? В семье как у мужа, так и у жены есть свои права, и свои обязанности.
Во-первых, мужчина обеспечивает материально семью
Во-вторых, он обязан заботиться о жене, ее здоровье и душевном состоянии, уделять ей внимание. Мужчины любят, чтобы женщина их слушалась беспрекословно даже в таких вопросах, как выбор наряда
Прежде женщины сидели дома и воспитывали детей. Но со временем это традиция исчезла. Современные азербайджанки имеют возможность работать.
Как узнать по внешности
Внешне армяне и азербайджанцы схожи — среднего роста, крепкого
телосложения, с широкими лицами, крупными носами. Однако есть нюансы внешности,
которые помогут «на глаз» мгновенно отличить эти кавказские национальности. Характерные
признаки — волосы и глаза.
Этнографы утверждают, что у армян редко встречаются прямые
волосы, при этом у половины населения они светлые или каштановые. Что касается азербайджанцев,
то у 95% из них преобладают прямые волосы черного цвета. Самый надежный способ
идентификации — сравнить глаза, у армян они большие, глубоко посаженные, у
азербайджанцев глаза в среднем меньше и немного отличаются разрезом.
Всего населения
Год | 1897 г. | 1908 г. | 1917 г. | 1920 г. | 1923 г. | 1930 г. | 1940 г. | 1941 г. | 1942 г. | 1943 г. | 1944 г. | 1945 г. | 1946 г. | 1947 г. | 1948 г. | 1949 г. | 1950 | 1960 г. | 1970 г. | 1980 г. | 1990 г. | 2000 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2016 г. | 2019 г. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Город | 305,1 | — | 560,2 | 405,8 | 486,0 | 750,9 | 1212,0 | 1239,8 | 1195,5 | 1138,1 | 1105,8 | 1118,5 | 1159,9 | 1163,1 | 1110,1 | 1149,1 | 1252,3 | 1835,2 | 2564,6 | 3247,5 | 3847,3 | 4116,4 | 4818,7 | — | |||
Деревенский | 1501,6 | — | 1793,5 | 1546,4 | 1377,0 | 1818,6 | 2062,0 | 2092,0 | 1961,6 | 1780,0 | 1670,9 | 1587,1 | 1574,6 | 1577,4 | 1589,2 | 1583,5 | 1606,6 | 1980,5 | 2552,5 | 2866,8 | 3284,6 | 3916,4 | 4078,6 | — | |||
Общий | 1806,7 | 2014,3 | 2353,7 | 1952,2 | 1863,0 | 2569,5 | 3274,0 | 3331,8 | 3157,1 | 2918,1 | 2776,7 | 2705,6 | 2734,5 | 2740,5 | 2699,3 | 2732,6 | 2858,9 | 3815,7 | 5117,1 | 6114,3 | 7131,9 | 8032,8 | 8896,9 | 9000,0 | 9747,0 | 9981,4 |
В тысячах
Примечания к таблице
Увидеть влияние периодических событий на численность населения за период до 1950 г. не дано по десятилетиям.
- 9 047 000 (2010)
В чем суть ислама
Основатель религии — Великий Пророк Мухаммад. Священная книга мусульман — Коран. В переводе с арабского слово «Коран» означает «чтение вслух». Существуют два Корана: небесный (или оригинал) и земной (или копия).
Какие сверхъестественные существа есть в исламе? Аллах, ангелы, добрые и злые джинны, гурии и Бурак (в переводе с арабского «Молниеносный», крылатая лошадь с человеческой головой).
Бурак — крылатая лощадь с человеческой головой. В исламе считается, что именно они вознесут праведников на небо
Бог у мусульман создал Землю, всех живых существ, семь небес. Ниже первого неба находится ад. Как и в любой другой религии, в исламе существовали посланники и пророки. Шариат (в переводе с арабского «правильный путь») устанавливает правила — что можно и нельзя делать.
Мусульмане считают, что душа — невидимая сверхъестественная сущность человека. Она может существовать и без тела. Душа не является совокупностью мельчайших частиц, как в буддизме, а представляет собой целостное образование. Все людские души сотворил Бог и сотворил их бессмертными. От поведения человека в земной жизни зависит то, куда отправится душа после смерти тела.
Как и в христианстве, в рай после смерти отправляются праведники, в ад — грешники. Надо жить правильно, соблюдать заповеди, молиться, творить добрые дела.
Отличия ислама от христианства:
- у христиан человек в ад или рай попадает навеки, а мусульмане верят, что можно из ада попасть в рай;
- Аллах существует в единственном лице. Троицу ислам не признает.
В Азербайджане нет официальной религии по Конституции
Большинство азербайджанцев — мусульмане. Но какая официальная религия в Азербайджане?
По закону «О свободе вероисповедания» каждый азербайджанец «вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии». Кроме того, азербайджанцы могут участвовать в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях.
Текст закона «О свободе вероисповедания»
В Азербайджане нельзя разжигать расовую, национальную, религиозную, социальную неприязнь и вражду. Родители могут воспитывать своих детей по своим религиозным убеждениям.
Большая часть населения страны — мусульмане.
Шамахинская Джума-мечеть — место поклонения мусульман в Азербайджане. Это один из самых древних храмов не только на территории страны, но и на Ближнем Востоке в целом. Построен в 743 году, во времена халифа Халида ибн Валиядина
Средневековье
История происхождения народа азербайджанцев, пройдя героическую античность, тянется через все средневековье. Арабы-мусульмане побеждали сасанидов и византийцев, когда шли в кавказский регион. Арабы сделали Кавказскую Албанию вассальным государством после того, как христианское сопротивление во главе с принцем Джаванширом сдалось в 667 году.
В период между девятым и десятым веками арабские авторы начали ссылаться на регион между реками Кура и Арас, как Арран. За это время арабы из Басры и Куфы прибыли в Азербайджан и захватили земли, которые оставили коренные народы — они стали там местной землевладельческой элитой. Конвертирование в ислам было медленным, поскольку местное сопротивление сохранялось на протяжении веков, а возмущение росло, когда небольшие группы арабов начали мигрировать в такие города, как Тебриз и Марага. Этот приток вызвал серьезный мятеж в Иранском Азербайджане с 816 по 837 год во главе с местным зороастрийским простолюдином Бабаком. Однако, несмотря на очаги продолжающегося сопротивления, большинство жителей Азербайджана обратилось в ислам. Позже, в X-XI веках, части Азербайджана управлялись курдскими династиями Шеддадидов и Раввадидов, что несколько приоткрывает ответ на вопрос, откуда произошли азербайджанцы.
В середине одиннадцатого века династия Сельджук свергла арабское правление и создала империю, охватывающую большую часть Юго-Западной Азии. Сельджукский период ознаменовал приток огузских кочевников в регион, и именно они стали основными «инициаторами» происхождения народа азербайджанцев. Возникающая тюркская идентичность была зафиксирована в эпических дастанах (стихотворениях), старейшим из которых была книга Деде Коркута, в которой рассказывается о ранних турках на Кавказе и Малой Азии.
Тюркское владычество было прервано монголами в 1227 году, но оно вернулось с Тимуридами, а затем с суннитскими династиями Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, которые доминировали в Азербайджане, в значительных частях Ирана, Восточной Анатолии и других второстепенных частях Западной Азии, до тех пор, пока Себавиды не взяли власть в 1501 году. Но на этом история происхождения азербайджанцев не кончается.
Религия
В основном азербайджанский народ исповедуют Ислам шиитского толка (джафаритский мазхаб), распространённый среди иранских и большей части кавказских азербайджанцев. Всего около 90 % всех азербайджанцев являются шиитами. Религиозное меньшинство составляют мусульмане-сунниты (в основном ханафиты). Сунниты преобладают в северной и западной части Азербайджана. Среди азербайджанцев существует небольшое число последователей накшбандийского тариката суфизма. По данным на 2007 год в Азербайджане также проживали 5 тыс. азербайджанцев-христиан, состоящие в основном из новообращённых. Среди иранских азербайджанцев есть небольшое количество бахаи.
Согласно Энциклопедического словарю Брокгаузу и Евфрону, наибольшим фанатизмом из народов Кавказского края, исповедующих Ислам, отличались таты, адербейджанские татары (азербайджанцы) и горцы Дагестана, но относительно азербайджанцев ЭСБЭ также отмечает, что «в религии они хотя и мусульмане, но очень толерантны». Несмотря на трагическую судьбу ислама на Кавказе в ХХ веке, в Азербайджане влияние Ислама значительное и в стране сохранились традиции арабоязычной исламской культуры.
Традиционные занятия городского населения — ковроткачество (подробнее см. статью про азербайджанский ковёр, среди которых выделяют бакинские, гянджинские, казахские, ширванские, шемахинские, карабахские, кубинские и тебризские), златокузнечное и ювелирное производство, обработка дерева и камня, начиная с XIX века — промышленность; сельского — земледелие, хлопководство, садоводство, виноградарство, шелководство, возделывание технических культур, отгонное овцеводство, разведение крупного рогатого скота. Важнейшие зерновые культуры — пшеница, ячмень, рис, а также просо, рожь, кукуруза, овёс. Вплоть до начала XX века сельские татары Карабаха (азербайджанцы) в основном вели кочевой и полукочевой образ жизни (в 1845 году более 80 %) в зависимости от времени года и состояния кормов для скота (весной — на горные пастбища, а осенью — к зимовникам, в более низменные места).
Большая часть азербайджанцев в настоящее время живёт в городах. Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич. В настоящее время условия жизни азербайджанцев в Иране сходны с условиями жизни персов.
Использованы материалы Википедии
Распределение населения по возрастным группам
Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2021 года, население Азербайджана имело следующее распределение по возрасту:
23.2 | 70.3 | 6.4 |
— процент людей младше 15 лет | |
— процент людей в возрасте от 15 до 65 лет | |
— процент людей старше 64 лет |
В абсолютных цифрах:
- 2 374 446 человек младше 15 лет (мужчин:
1 258 962 / женщин: 1 115 586) - 7 199 375 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин:
3 540 792 / женщин: 3 658 583) - 659 978 человек старше 64 лет (мужчин:
239 369 / женщин: 420 609)
Мы подготовили упрощенную модель возрастно- половой пирамиды, в которой представлены только три возрастные группы, данные о которых были приведены выше:
65+ |
15-64 |
0-14 |
мужчины | женщины |
Примечание: Масштаб пирамиды отличается от абсолютных значений, приведённых выше, поскольку в каждой возрастной группе содержится разное количество лет.
Как мы видим, возрастная пирамида Азербайджана имеет стационарный или омолаживающийся тип. Такая пирамида типична для развитых стран, для которых характерно снижение рождаемости.
Несмотря на это, при относительно низкой смертности, население таких стран имеет относительно высокую ожидаемую продолжительность жизни.
Кавказский субстрат [ править ]
Кавказская происхождение азербайджанцев определяет связь между азербайджанцами и их пре-отуречивания кавказской прошлом и в основном относится к азербайджанцам Кавказа, большинство из которых в настоящее время жители , что в настоящее время Азербайджанская Республика . Есть свидетельства того, что из-за неоднократных вторжений и миграций аборигенные кавказцы могли быть культурно ассимилированы сначала иранцами , такими как аланы , а затем турками-огузами . Был получен значительный объем информации об кавказских албанцах, включая их язык, историю, раннее обращение в христианство и тесные связи с армянами.. Многие ученые считают, что удинский язык , на котором до сих пор говорят в Азербайджане, является пережитком языка албанцев.
Это кавказское влияние распространилось дальше на юг, в Иранский Азербайджан . В течение 1 — го тысячелетия до нашей эры, еще кавказский народ, то Mannaeans ( Mannai ) заселена большая часть этой области. Эта древняя страна находилась на северо-западе Ирана, к югу от озера Урмия . В период своего существования в начале I тысячелетия до н. Э. Маннай был окружен тремя крупными державами: Ассирией, Урарту и Мидией. С вторжением скифов и возвышением мидян в 7 веке маннеяне потеряли свою идентичность и были объединены под термином мидяне.
Генетическое тестирование править
Предлагается разделить эту статью на новую статью под названием « Генетические исследования азербайджанцев» . ( Обсудить ) ( май 2016 ) |
В этом разделе слишком много ссылок на первоисточники . Пожалуйста, улучшите этот раздел, добавив вторичные или третичные источники . ( Февраль 2021 г. ) ( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения ) |
Хотя генетическое тестирование демонстрирует в первую очередь тюркизацию региона, а не тот факт, что азербайджанские турки являются потомками мигрантов из Центральной Азии, тем не менее оно показывает, что этот регион является генетически смешанным. Хотя население Азербайджана культурно разнообразно, генетическое тестирование выявило общие генетические маркеры, которые подтверждают автохтонное происхождение большинства азербайджанских турок. Есть свидетельства генетической примеси, происходящей от жителей Центральной Азии (в частности, гаплогруппы H12 ), особенно туркмен , что выше, чем у их соседей, грузин и армян . мтДНКАнализ показывает, что основные отношения с иранцами проходят через более крупную западно-евразийскую группу, которая является вторичной по сравнению с кавказской, согласно исследованию, в которое вошли не азербайджанские турки, а грузины, которые в других исследованиях сгруппировались с азербайджанскими турками. Заключение по результатам тестирования показывает, что азербайджанские тюрки в республике представляют собой смешанное население с отношениями, в порядке наибольшего сходства, с кавказцами, иранцами и жителями Ближнего Востока, европейцами и туркменами. Другой генетический анализ мтДНК и Y-хромосомуказывает на то, что кавказское население генетически занимает промежуточное положение между европейцами и жителями Ближнего Востока, но в целом они более тесно связаны с жителями Ближнего Востока. Другое исследование, проведенное в 2003 году Российским журналом генетики , сравнивало говорящих на иранском языке жителей Азербайджанской Республики ( талыши и таты ) с тюркскими азербайджанцами и обнаружило, что генетическая структура этих популяций по сравнению с другими ираноязычными популяциями (Персы из Ирана, осетины и таджики) были ближе к тюркским азербайджанцам, чем к ираноязычному населению в других местах.
В 2006 г. М. Регейро и А. М. Каденас из Стэнфордского университета показали, что население центрального Ирана ( Исфахан ) было ближе к кавказскому азербайджанскому народу, чем население Турции с точки зрения распределения гаплогрупп и генетической однородности.
Последнее сравнительное исследование (2013 г.) полного разнообразия митохондриальной ДНК у иранцев показало, что иранские азербайджанцы больше связаны с народом Грузии , чем с другими иранцами , а также с армянами . Однако тот же многомерный масштабный график показывает, что азербайджанцы с Кавказа, несмотря на их предполагаемое общее происхождение с иранскими азербайджанцами, группируются ближе с другими иранцами (например, персами и т. Д.), Чем с иранскими азербайджанцами. Северные азербайджанцы ближе к анатолийским туркам, чем азербайджанцы из Ирана.