История летнего сада в санкт-петербурге

Летний сад в 2021 году

Сохраненная при реставрации планировка сада, задуманная еще при Петре I, отражает вкусы того времени в общем и императора в частности. Сад состоит из трех идущих от Невы прямых аллей, расположенных параллельно друг к другу. Главные аллеи пересекают перпендикулярные. Летний сад прекрасно подходит для неспешных прогулок и спокойного отдыха. Благодаря украшающим парк элементам ландшафтного дизайна место стало популярно среди любителей фотосессий. Особенно часто фоном для снимков служит элемент берсо — арочная галерея, обвитая растениями.

Также здесь можно увидеть постройки различного назначения, фонтаны, скульптурные композиции, постоять у пруда, наблюдая за размеренной жизнью водоплавающих птиц. Любителям архитектуры и истории будет интересен летний дворец Петра I, который сейчас является музеем. Летний сад входит в состав Русского музея.

Сергей Архипкин

Памятники Летнего сада

Летний сад неслучайно выбран в качестве места установки памятника Крылову, во-первых, баснописец любил гулять в нем, во-вторых, при Петре I здесь была установлена статуя Эзопа — великого древнегреческого баснописца — и скульптурные изображения героев его произведений. Эти композиции не сохранились, поэтому было вполне обосновано разместить в саду монумент в честь Крылова — талантливого баснописца своего времени. Бронзовый памятник был установлен в 1855 году, на его пьедестале с удивительной реалистичностью изображены животные — герои басен писателя.

Скульптуры

По желанию императора скульптуры для летней резиденции приобретались в Италии, многие работы были выполнены итальянскими мастерами конца XVII — начала XVIII веков. В наши дни в Летнем саду находятся копии скульптур, выполненные из искусственного мрамора. Отреставрированные оригиналы же находятся в Михайловском замке. Решение перенести их сюда было связано с тем, что композиции разрушаются под воздействием погодных условий, к тому же были отмечены акты вандализма.

Отдыхающие могут увидеть скульптуры различной тематики — исторические (бюсты правителей), мифологические (Нереида, Минерва и др.), аллегорические (изображают абстрактные понятия).

Сергей Архипкин

Решетка Летнего сада

Ограда поражает многих, она одновременно и самодостаточна, и не перекрывает вид на сад. Она была создана во второй половине XVIII века, среди ее авторов указывают Фельтена и Егорова. Металлические части ограды гармонично сочетаются с позолотой и гранитными колоннами. После покушения на Александра II, произошедшего в Летнем саду, в честь спасения царя было решено на месте главных ворот установить часовню. Такое новшество серьезно нарушило пропорции ограды. В XX веке часовню разобрали, а ограду восстановили.

Фонтаны

По-настоящему оживляют парк фонтаны. После наводнения 1777 года восстанавливать фонтаны не посчитали нужным, спустя много лет благодаря сохранившимся чертежам и проведенным исследованиям удалось вернуть саду это украшение. «Царицын фонтан» назвали так в честь Екатерины I, которая принимала возле него дам. Фонтан «Пирамида» является точной копией одноименного фонтана в Петергофе. Интересен и фонтан-статуя «Нереида», нереидами называли нимф, которые считались покровительницами моряков. Особенной помпезностью отличается «Коронный фонтан».

Сергей Архипкин

Группа Летний сад википедия. Группа Летний сад. Правдивая история или… 20 лет

краткая аннотация (не более 280 знаков с пробелами):

12 декабря 1989 года в Ленинградском Мюзик-холле впервые увидели друг друга создатели группы «Летний сад» — Николай Тагрин, Александр Порталимов и Татьяна Буланова.

С тех пор минуло 20 лет, в жизни этого коллектива было все: взлеты и падения, минуты забвения и славы. Однако солистке этого коллектива Татьяне Булановой удалось взойти на музыкальный Олимп российской эстрады. За два десятилетия история Татьяны Булановой и группы «Летний сад» пополнилась не только музыкальными хитами, которые пела вся страна, но и незабываемыми историями и даже невероятными слухами.

В новом документальном проекте Телеканала «100 ТВ» «Правдивая история группы «Летний сад» или… 20 лет спустя» создатели группы «Летний сад» раскроют всю правду о жизни музыкального коллектива. Вы узнаете всю правду о Татьяне Булановой и группе «Летний сад». Правда ли, что первое выступление группы «Летний сад» с треском провалилось? Где познакомились Татьяна Буланова с Николаем Тагриным? НеужелиТатьяна Буланова постоянно носит парик?

Все секреты группы раскроют не только сами участники коллектива — Николай Тагрин, Александр Порталимов и Татьяна Буланова, своими впечатлениями об этом музыкальном коллективе поделятся поэт Илья Резник, продюсер Андрей Базанов, певец Виктор Салтыков, журналист Михаил Садчиков и пародист Александр Песков.

Как регулярность превращалась в «пейзажность»

Елизавета Петровна тоже любила петровский парк. При ней в Летнем саду проводилось множество праздников с фейерверками и новыми затеями. Ландшафт постоянно обновлялся и дополнялся. Парком занимался великий Растрелли, который выстроил для Елизаветы знаменитый Летний дворец.

Первая половина XVIII века стала историческим расцветом парка, который закончился по нескольким причинам. Во-первых, старые регулярные парки в Европе вышли из моды. Все начали увлекаться пейзажными ландшафтами со свободным расположением растительности и парковых аллей.

Второй причиной стало катастрофическое для парка наводнение 1777 года, которое разрушило фонтаны и статуи. От посадок практически ничего не осталось. Царствующая тогда Екатерина II не была поклонницей барокко, равно как и старинных увеселений с затеями. Она приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. По ее приказу началось сооружение знаменитой решетки со стороны Невы. Именно тогда Летний сад начал приобретать очертания современного пейзажного парка, к облику которого привыкли жители города.

Растения парка

На многих фото Летнего сада в Петербурге запечатлен дуб, которому 300 лет, он помнит еще Петра I. Растению удалось пережить наводнение. В саду есть старые липы, которым около 215 лет, хотя в большинстве парк представлен дубами. Это была идея государя, он высаживал именно эти деревья для нужд будущих поколений.

В период последней реконструкции были проведены масштабные работы по обследованию зеленых насаждений. Выяснилось, что большинство деревьев уже достигли своего критического возраста. В итоге 94 из них срубили и высадили новые растения.

Помимо сохранения старых насаждений, в саду появилось 13 тысяч шпалерных лип. Они были привезены из германского питомника и теперь разделяют боскеты.

Восстановили и Красный сад, то есть Аптекарский огород. Петр I любил, когда к столу подавали свежие овощи, зелень и фрукты, в особенности выращенные недалеко от дома. Интересный факт, что именно на этом огороде вырастили первую картошку в России, которую заказал из Голландии государь. Естественно, на сегодняшний день огород выполняет демонстрационную функцию и создан больше на радость воронам, которые слетаются к нему с закрытием парка, и затем купаются в фонтане.

Малая Конюшенная улица и музей-квартира Зощенко

Имеет смысл немного отклониться от основного маршрута, чтобы пройти по красивой пешеходной Малой Конюшенной улице. Улицу украшает Метеорологический павильон из чугунного литья. Павильон был построен в 1997 году по проекту, созданному в XIX веке Николаем Лансере. С пешеходного моста через канал Грибоедова открывается великолепный вид на храм Спаса на Крови. Кроме того, на Малой Конюшенной улице находится музей-квартира М.М. Зощенко. Туда можно пройти через двор дома 4/2 – дверь слева, лестница на третий этаж, квартира 119.

Малая Конюшенная улица

Крошечная двухкомнатная квартирка была последним жилищем сатирика Михаила Зощенко (1894-1958 годы). Этот человек разделил судьбу многих писателей того времени. Зощенко родился в петербургской академической семье. В 1914 году он отправился добровольцем на фронт и стал жертвой газовой атаки. Вернувшись домой после Февральской революции, Зощенко перепробовал множество профессий и в конце концов в 1921 году начал писать. Его короткие рассказы завоевали популярность, а зощенковский стиль потом копировали многие поколения советских театральных драматургов и киносценаристов.

Новелла «Перед рассветом» была попыткой выйти из состояния депрессии при помощи психоанализа. Писателя не коснулись репрессии 1930-х, но он стал жертвой послевоенной «ждановщины». Зощенко исключили из Союза писателей, и он впал в крайнюю бедность. В музее представлены как скромные личные вещи писателя, так и просто предметы того времени. Сохраняется также спальня, в которой вдова писателя жила до 1981 года.

Музей Зощенко

Закладка сада

Сад был заложен в первые годы XVIII столетия. Проект был разработан Иваном Угрюмовым. Именно им были установлены границы сада, создана его планировка. Под руководством Угрюмова была осушена выбранная для сада территория. Нужно отметить, что изначально она была непригодна для высаживания деревьев, так что работы по ее осушению имели огромное значение. Создавались пруды, строились каналы. Для создания твердой почвы использовалась привозная земля (ее доставляли из различных мест в очень больших количествах).

Были высажены деревья и сооружены фонтаны. В саду была построена гавань. Она была необходима для того, чтобы к саду можно было подойти на небольших судах. В настоящее время этой гавани не существует.

Вскоре сад стал излюбленным местом императора для проведения балов, здесь устраивались великолепные фейерверки. Попасть сюда можно было только по приглашению императора.

Во втором десятилетии XVIII века сад был разделен каналом на две почти равные половины. Тогда же была выстроена императорская резиденция. Появились многие другие объекты знаменитого сада — например, Большая оранжерея. Итальянским мастерам были заказаны скульптуры из мрамора: эти произведения должны были войти в число главных украшений сада. Примерно в этот же период времени для снабжения фонтанов водой стала использоваться паровая машина (ранее для этой цели применялась конная тяга).

Известно, что в саду был великолепный птичник, причем некоторые птицы находились в клетках, а другие свободно летали между деревьями. Содержались в саду и четвероногие животные.

Важным событием в истории сада стал приезд в северную российскую столицу архитектора Жана-Батиста Александра Леблона. Он считался одним из крупнейших европейских специалистов по созданию регулярных садов. Он внес многочисленные изменения в композицию Летнего сада.

Многое для украшения знаменитого сада было сделано и прославленным Бартоломео Франческо Растрелли (это было уже в 30-е годы XVIII столетия).

Интересные факты о скульптурах

Аллеи Летнего сада, Апполон и Артемида

На самом деле парк не совсем регулярный, ощущается небольшая ассиметрия, которую объясняют тем, что парк был разбит в бывшей усадьбе шведского майора, и дорожки усадьбы были ассимилированы в царский сад. Некоторые историки предполагают на основании погрешностей в симметрии, что Петр сам лично нарисовал план сада и даже план своего Летнего дворца, профессиональный архитектор не мог этого изобразить.

Статуи совсем не античные и даже не античные копии. Большая часть скульптур датируется началом XVIII  века, т.е. по отношению к эпохе Петра статуи были современными. Дело в том, что в петровские времена Ватикан официально запретил вывозить античные скульптуры. Петру удалось вывести всего одну античную статую, сейчас известную под именем Венера Таврическая, в обмен на мощи святой Бригитты. Венера Таврическая уже давно хранится в Эрмитаже.

Амур и Психея. Школа Бернини, Италия, конец XVIII века.

Среди известных римских богов и аллегорий времен года встречаются совсем странные люди, например мало известная Марция Фурнилла жена императора Тита Веспасиана, какое отношение она могла иметь к Петербургу? Тит Веспасиан прославился тем, что разрушил Иерусалим и при нем был открыт Римский Колизей. Поставить бюст разрушителя христианской святыни и его жены, странное решение для православного государя.

Марция Фурнила жена императора Тита Веспасиана
Мария-Казимира, жена Яна Собеского неизв. скульпторПольша, конец XVII в.

Бюста Марции Фурниллы даже нет в официальном списке 92 статуй Летнего сада, под крайней мере под этим именем. Бюст шведской королевы Кристины так же выглядит странно, ведь в те времена Россия вела войну со Швецией и в то же время царь украшал свой сад бюстом врага? Это все равно, что Сталин бы поставил бюст Гитлера на своей даче в Подмосковье во время войны.

Я вообще слабо могу представить, как во времена Петра люди, которые  испытывали потребность прикрывать срам лица бородой, могли воспринимать весь этот  беспредел с обнаженными статуями языческих богов. Некоторые римские боги творили откровенный беспредел, как например Сатурн, пожирающий своего ребенка.

Сатурн пожирающий своего ребенка
Скульптура Нимфа Летнего сада

Единственным русским в этой компании римских богов, императоров и аллегорических статуй, как не странно является любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его памятник настоящий, отлитый из бронзы тем самым Клодтом, украсившим своими бессмертными творениями Анничков мост. Памятник Крылову бесспорно является любимцем детворы, ведь его постамент украшает целый зоопарк бронзовых героев басен.

Памятник Крылову в Летнем саду

В результате реставрации все скульптуры, кроме скульптурной группы «Мир и победа» были заменены на копии, изготовленные из полимера и мраморной крошки. Оригиналы скульптур после реставрации выставляются в Михайловском замке. Климат Санкт-Петербурга не способствует сохранности мраморных изваяний. Весь осенне-зимний период температура скачет через 0 при влажности 90%, и этот процесс способен превратить мраморную скульптуру в щебенку за несколько столетий.

Специалисты утверждают, что срок жизни мраморных статуй в нашем климате порядка 100 лет. Скульптуры Летнего сада прослужили целых 300 лет, благодаря многократным реставрациям и укрытиям на зиму в специальные футляры, навевающие ассоциации с туалетом на даче, но специалисты утверждают, что это наилучший способ сохранить статуи.

Так выглядят скульптуры зимой

Питерского климата не выдержала даже Порфировая ваза, хотя в отличие от мраморных скульптур она сделана из гранита. Это гораздо более твердый камень и сама Порфировая ваза моложе мраморных скульптур на сто лет и сделана из 5 отдельных частей и все равно не выдержала и раскололась пополам. Можете попробовать найти следы склейки.

Порфировая ваза

История

Оглавление

Царь Пётр Первый, создавая в первые годы XVIII века новую столицу, задумал обустроить в ней для себя летнюю резиденцию с садом. Реализация этого царского замысла началась уже в 1704 году на противоположном от Заячьего острова берегу, всего лишь через год после того, как на самом Заячьем острове была заложена будущая Петропавловская крепость, с возведения которой и начался Санкт-Петербург. Первым из тех, кто руководил возведением Летнего сада, был Иван Матвеевич Угрюмов. Нередко в мельчайшие детали и в практическое руководство этой работой вникал и сам Пётр. Затем царь поручил заниматься проектированием этого садового комплекса приглашённому из Голландии профессиональному садовнику Яну Розену. Тот представил свой проект в 1714 году. Замысел Розена заключался в том, чтобы использовать естественные природные границы, которыми стали реки Нева и Фонтанка, канал между Мойкой и Фонтанкой и Лебяжья канавка.

В соответствии с традициями того времени кустарник, высаженный в садовых аллеях, аккуратно и ровно подстригали. В саду были обустроены пруды. В центре одного из них установили островок с беседкой, а на другом соорудили так называемый «Птичий двор», домики для птиц и голубятню. Через некоторое время в саду соорудили первый фонтан, конструкция которого была несложной одноструйной. На аллеях сада начали устанавливать мраморные бюсты и статуи, доставляемые из Италии. Новые скульптурные произведения продолжали появляться в летнем саду в течение всего дальнейшего правления династии Романовых, включая и царствование Николая II. Каждому императору, взошедшему на престол, удавалось привнести в изменение облика Летнего сада что-то своё индивидуальное.

В общих чертах работы по созданию Летнего сада были завершены уже к 1721 году. Так совпало, что именно в этом году Россия победоносно завершила Северную войну. Петру Великому оставалось жить немногим более четырёх лет. В эти последние годы его жизни Летний сад стал одним из излюбленных мест царских увеселений, в котором организовывались празднества с фейерверками и ассамблеи, на которых знатные гости не только развлекались танцами и настольными играми, но порой в непринуждённой неформальной обстановке договаривались о важных государственных или личных делах. Об очередном празднике в Летнем саду петербуржцы извещались выстрелом пушки в Петропавловской крепости.

В истории Летнего сада неоднократно случались и серьёзные утраты, в особенности во время сильных наводнений и бурь. Случались и кражи. Но каждый раз после любых несчастий и разрушений, всё отстраивалось и восстанавливалось вновь.

История

В Летнем саду, который являлся государственной резиденцией, в 1710 году наступило время для рождения Летнего дворца.


Сам Летний сад появился немного раньше самого Петербурга

Территория для обустройства резиденции определилась неспроста. Еще во второй половине XVII века здесь была усадьба с садом, владельцем был швед майор Конау. Соответственно посреди деревьев, болот и воды, данный надел земли уже был обжит. Еще одной причиной выбора стала отдаленность от шума строительных работ по возведению Петропавловской крепости. Петр I, несмотря на свое величие и мощь, плохо спал, страдая неврозами и психическим расстройством, ему мешал даже минимальный шум.

В 1710 году маленький дом из дерева, оставшийся от мызы Конау на участке Летнего сада, разобрали. И тут же приступили к возведению Летнего дворца.

После смерти Петра, до 50-х годов XIX века здание являлось летним домиком для чиновников и придворных. Несмотря на статус именно летней резиденции, чиновники обитали в нем и зимой, но лишь на 2-ом этаже.

Во времена правления Александра I в теплое время года в Летний дворец стали пускать публику. С 1934 года в здании  открылся исторический бытовой музей. С 2004 года Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея.

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Парк сегодня

Углубляясь в сад, мы чувствовали, что дух петровских времен не покинул это место. Многие достопримечательности сохранены или заменены современными копиями.

В парке мы были не одни. На соседней тропе проходила группа туристов, с любопытством разглядывающих статуи. Вблизи одного из фонтанов радовались школьники. В разных местах мы сталкивались со счастливыми молодоженами, которые фотографировались на память.

То там, то здесь уединившиеся жители и гости Питера просто задумчиво всматривались в окружающее великолепие. Здесь так уютно и спокойно.  Кто-то сидел на скамейках «в душистой тиши между царственных лип», кто-то пил кофе в маленьком кафе.

А как было бы интересно взглянуть на сад зимой, когда аллеи припорошены снегом, или осенью, которая нарядит все здесь золотой листвой!

Решетка Летнего сада

Летний сад огорожен решеткой, которая в стихах А.Ахматовой именуется «лучшей в мире из оград». Такой эпитет вполне оправдан. Решетка летнего сада сделана из железных звеньев. Говорят, ковали их тульские мастера.

Позолоченные орнаменты расположены по всему периметру ограды.

Решетка крепится к огромным колоннам из гранита. Всего их 36 столбов. А общая длина сооружения 232 метра.

Мы казались совсем маленькими, находясь рядом с оградой парка. И я так и не смогла понять, что есть в этой решетке такого притягательного и даже магнетического, что совершенно не хочется отрывать от нее взгляд.

Скульптуры

Отдельным объектом нашего внимания стали скульптуры летнего сада, которых здесь великое множество.

Рассматривать каждую можно очень долго. Настолько каждый персонаж интересен своей эмоцией или действием.

Чего стоит только скульптура «Амур и Психея». Она одна – отдельная история, миф и  судьба.

Скульптура отражает тот момент, когда, согласно мифу, Психея решилась взглянуть на своего мужа, когда он спал. Хотя этого ей делать было нельзя.

Бюсты Александра Македонского, Юлия Цезаря и других великих людей встретились нам по пути.

Удивило и то, что статуи Летнего сада могут запечатлеть не только человека или мифологического героя, но и нечто отвлеченное. Здесь есть такие скульптуры, как «Ночь», «Закат», «Полдень»… Надо же!

Сегодня в парке около 90 скульптур, они являются копиями оригинальных статуй, хранящихся в Михайловском замке.

Памятник Крылову

Одним из самых известных и узнаваемых является памятник баснописцу Крылову.

Мы сразу обратили на него внимание, да и бегающая вокруг детвора эмоционально реагировала при виде знакомых героев басней. Здесь и знаменитая «свинья под дубом», и ворона с лисицей, и «проказница Мартышка»…

Бронзовые фигуры животных расположены на пьедестале. Сам же памятник представляет собой фигуру Крылова: он сидит с открытой книгой в сюртуке на камне, как будто вышел, как и мы, на прогулку. На памятнике краткая надпись: «Крылову. 1855».

Что-то детское хранится в произведениях Крылова, несмотря на всю их серьезную идейность. Наверно, поэтому трехметровый памятник Крылову в летнем саду с металлической оградой расположен в середине детской площадки.

Фонтаны

Какой же парк может обойтись без фонтанов? Свежестью и прохладой веяло и от фонтанов Летнего сада, каждый из которых, как оказалось, имеет свое имя.

На первой площадке мы встретили фонтан, открытый в честь императрицы Екатерины I – «Царицын». Далее красовался «Гербовый» фонтан с резными двуглавыми орлами.

Благодаря своей форме получил название фонтан «Пирамида». «Амфитеатр», «Дельфиновый», «Фаворит» и другие водометы били своими струями и радовали глаз.

В северной части парка располагается водоем с замечательной беседкой,

а в южной — пруд с лебедями.

И еще у южного входа (или выхода) на высоком постаменте установлена огромная мраморная ваза.

Фонтаны

Несмотря на противоречивые мнения в обществе, в парке восстановили 8 фонтанов. Они были при Петре I. Позднее, когда мода на регулярные сады ушла, Екатерина II даже приказала их разобрать. Поэтому специалисты, занимающиеся реконструкцией парка, защищались и говорили, что это не «новодел», а лишь реконструкция сада в том виде, в котором он был в момент основания.

В период правления Петра I фонтаны работали на конной тяге, но не получалось добиться необходимого напора. Поэтому в 1719-1720 годах через Фонтанку прокопали еще один канал, вода из которого подавалась к водовзводным колесам.

Нимфа Летнего сада

Она располагается на Школьной аллее. Условно Нимфе дали имя Жанетта Мацулевич. По мнению историков именно эта женщина является копией скульптуры в летнем саду. Статуя была создана римским скульптором. Нимфа, выполненная в стиле эпохи раннего барокко, представляет собой молодую девушку, грациозно одной рукой придерживающей подол платья, а другой облокотившейся на высокий пенек, украшенный батонами и листьями деревьев. Скульптура является одной из самых ценных экспонатов Летнего сада, именно к ней часто подходят путешественники, чтобы запечатлеть фото на память. Статуя действительно завораживает своей красотой и изяществом.

История

Сад как летняя императорская резиденция создавался по заказу и под руководством Петра I. Реализацией проекта занимались видные архитекторы того времени, в их числе — Матвеев, Растрелли, Трезини, Леблон. В работах принимали участие талантливые садовники — соотечественники и иностранцы. Аллеи сада были украшены шпалерами — ровно подстриженными кустарниками, которые с виду напоминали зеленые стены. Некоторые постройки в Летнем саду были новыми для России, к примеру, появившийся на берегу Фонтанки грот. В летней резиденции устраивались официальные приемы и торжественные мероприятия.

В 1777 году наводнение нанесло весомый ущерб саду, к тому же в то время регулярные парки потеряли свою актуальность из-за европейского увлечения пейзажными парками. Поэтому восстановительные работы не были глобальными. В 1824 году сад пережил еще одно наводнение, после которого восстанавливался несколько лет. В XIX веке в парк для прогулок стали допускать рядовых жителей города.

Во время Великой Отечественной войны сад также пострадал, однако ценные скульптуры смогли уберечь от уничтожения. В начале 2000-х годов начали разрабатывать проекты реставрации знакового места, в 2012 году удалось завершить все работы и возобновить доступ жителей и туристов к парку.

Сергей Архипкин

Интерьер летнего дворца Петра I

Внутри Императорский дворец остался практически в неизменном виде. В доме сохранился интерьер, в окружении которого проживал император.

На каждом этаже резиденции располагалось 7 небольших жилых комнат, которые облицованы изразцами и резным деревом, выполненным еще в давние времена.

На первом этаже находилась спальня, кухня, столовая, гардеробная, комната для дежурного ямщика, токарная мастерская, а также приемная, в которой Всероссийский Император принимал устные и письменные жалобы. Здесь же был и карцер, куда Петр I собственноручно сажал виновных, и откуда сам же их выпускал.

Alexxx1979

На втором этаже помимо кухни, спальни, тронной, детской, гардеробной и комнаты для фрейлин, располагалось помещение для танцев. Стены резиденции украшены изображениями морских судов и сражений, редкими портретами и пейзажами. Вестибюль декорирован при помощи резных дубовых панелей, поделенных пилястрами ионического ордера.

Особый интерес у туристов вызывает Зеленая комната, которая сохранила свой прежний вид и по сей день. Она украшена пилястрами из позолоты, деревянной резьбой и другими уникальными барельефами и скульптурами.

До сих пор резиденция сохранила уютную домашнюю атмосферу. В экспозициях музея можно увидеть личные вещи Петра Алексеевича, его супруги, придворных и фрейлин Екатерины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector