Летний дворец петра i

Сад во второй половине XVIII века

При Елизавете Петровне сад стал доступен для широкой публики — но только в те дни, когда императрицы не было в городе. Сначала сад был открыт по воскресным и праздничным дням, спустя некоторое время его стали открывать и по четвергам. Впрочем, пускали в сад не всех, а только тех, кто был опрятно одет.

До 60-х годов XVIII века сад находился непосредственно на невском берегу, но потом часть русла реки была засыпана. Во второй половине 70-х годов в городе случилась буря, во время нее началось страшное наводнение. Садовые фонтаны были разрушены, также пострадал один из павильонов. Фонтаны решено было не восстанавливать: их воссоздание обошлось бы в достаточно крупную сумму, при этом они не соответствовали модным тенденциям в сфере садового искусства. Павильон был восстановлен (точнее, перестроен) только в начале XIX века. Был засыпан канал, разделявший сад на две части. Теперь садовое пространство стало единым.

В 70-е годы XVIII века была создана невская часть ограды сада (то есть, та, которая находится со стороны Невы). Дело в том, что из-за восстановительных работ, проходивших на каменной набережной, сад с этой стороны некоторое время был вообще не огорожен. Новая ограда стала настоящим произведением искусства. В наши дни специалисты спорят о том, кто именно являлся автором ее проекта: в документах указаны имена нескольких архитекторов — как российских, так и зарубежных.

Выкована ограда была тульскими кузнецами. Тридцать шесть ее столбов, а также урны и вазы были изготовлены из гранита; над созданием этих частей ограды трудились сто сорок четыре каменщика.

В первой половине 80-х годов XVIII века изготовление ограды было завершено.

Великий баснописец

На фоне прочих скульптур выделяется памятник, установленный на гранитный пьедестал. Человек, в одежде более современной, чем у античных изваяний, читает книгу сидя на камне. Это — русский баснописец Иван Андреевич Крылов.

Как и все инсталляции сада, эта тоже имеет свою интересную историю. Памятник был воздвигнут на собранные пожертвования. Право воздвигнуть сооружение разыгрывалось в конкурсе проектов. Победителем стал архитектор Петр Клодт.

Конкурс проводился в 1848 году, а в мае 1855 состоялось торжественное открытие скульптуры в Летнем саду.

На постаменте можно разглядеть героев из самых известных произведений Крылова

Растения парка

На многих фото Летнего сада в Петербурге запечатлен дуб, которому 300 лет, он помнит еще Петра I. Растению удалось пережить наводнение. В саду есть старые липы, которым около 215 лет, хотя в большинстве парк представлен дубами. Это была идея государя, он высаживал именно эти деревья для нужд будущих поколений.

В период последней реконструкции были проведены масштабные работы по обследованию зеленых насаждений. Выяснилось, что большинство деревьев уже достигли своего критического возраста. В итоге 94 из них срубили и высадили новые растения.

Помимо сохранения старых насаждений, в саду появилось 13 тысяч шпалерных лип. Они были привезены из германского питомника и теперь разделяют боскеты.

Восстановили и Красный сад, то есть Аптекарский огород. Петр I любил, когда к столу подавали свежие овощи, зелень и фрукты, в особенности выращенные недалеко от дома. Интересный факт, что именно на этом огороде вырастили первую картошку в России, которую заказал из Голландии государь. Естественно, на сегодняшний день огород выполняет демонстрационную функцию и создан больше на радость воронам, которые слетаются к нему с закрытием парка, и затем купаются в фонтане.

Летний сад

Пожалуй, самый известный и являющийся одним из символов Санкт-Петербурга. Этот старейший сад города является его ровесником. Сад был разбит по указу Петра I и по его собственноручно начертанному плану на берегу Невы на месте шведской усадьбы.

Идея Петра была в том, чтобы построить сад, который бы по великолепию не уступал парку величайшего короля Европы. Обустройство и украшение Летнего сада продолжалось многие годы, и каждый российский император уделял этому внимание. Главным украшением сада служат его мраморные скульптуры, привезенные из разных городов Европы


Сады и парки Санкт-Петербурга: ТОП-10 лучших мест для прогулок 11

Немало легенд связано с оградой Летнего сада, своей красотой она приводит в изумление не только горожан, но и всех гостей города. Говорят, что одно из звеньев решеток сделано из чистого золота, но какое, доподлинно неизвестно. В 30-е годы решетку хотели приобрести американцы, предложив за нее сотню паровозов, но получили отказ.

Как добраться:

Вход в сад для посетителей бесплатный, ближайшие станции метро: Невский проспект, Гостиный двор, Чернышевская и Горьковская, пешая прогулка от них займет примерно 15 минут.

Парковые скульптуры

Кроме великолепных фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры

Скульптуры всегда являлись непременным атрибутом украшения Летнего сада

Первыми парковыми скульптурными украшениями были барельефы из терракоты, выполненные по заказу самого Петра, воплощающие мифологические сюжеты, связанные с морем. На одних монументальных панелях были изображены амуры, катающиеся на морских животных. На других — богиня мудрости Минерва держала военные трофеи. Но не все они были достаточно хорошего качества.

Затем для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве (С.Рагузинского и Ю.Кологривова),   обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний.

Постепенно сад украсился скульптурными изображениями богов и богинь

Много скульптур, украсивших парк, было приобретено именно этими людьми, в том числе и знаменитая Венера Таврическая, найденная во время итальянских раскопок. 

Центральная аллея, идущая от Невы вглубь сада, с уложенной на ней белой и черной мраморной плиткой, была украшена двенадцатью парными мраморными колоннами. На этой аллее впервые в России  и была установлена обнаженная женская скульптура Венеры Таврической. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен охранник с ружьем. Сегодня эту Венеру можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа.

Сегодня красота женского обнаженного изваяния уже никого не пугает

Многие из античных скульптур впоследствии были замечательными портретными бюстами (Марк Аврелий, Нерон, Ю.Цезарь, А.Македонский и т.д.). Большинство скульптур были авторскими работами. Среди изваяний были также изображения персонажей античных мифов и аллегорические фигуры. Группа скульптур изображает время суток, другая – время года и т.д.

Композиция «Амур и Психея» была приобретена в Риме в 1719 году

Второй Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом с 60-ю скульптурными композициями на темы басен Эзопа. Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом.

Фонтаны и скульптуры Летнего сада создают гармоничное единение

Некоторые из мраморных скульптур, установленных в Летнем саду, говорят, были привезены лично Петром Первым. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний, а к концу 18 века их было уже около двухсот. 

Но до нашего времени сохранилось не более 90 прекрасных произведений венецианских мастеров, да и те в весьма потрепанном состоянии. Все сохранившиеся произведения искусства, простоявшие практически 300 лет под открытым небом,  отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с них копии украшают теперь аллеи Летнего сада.

Аллеи Летнего сада украшают копии скульптурных произведений искусства

В 1839 году, в честь установившихся хороших отношений между так долго враждовавшими странами, шведский король Карл Четырнадцатый подарил Николаю Первому порфировую вазу темно-красного цвета, которая стала символичным украшением Летнего сада Петра Первого. Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.

Порфировую вазу можно увидеть со стороны Карпиева пруда

В середине 19 века в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник – памятник И.Крылову (автор П.Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.

Памятник И.Крылову  — настоящее произведение искусства

Описание Летнего сада в Санкт-Петербурге

Сегодня Летний сад в Северной столице находится на попечительстве Русского музея. В саду есть скульптуры, установленные там в 18 веке, на зиму их закрывают специальными коробами, чтобы избежать порчи материала, а в теплое время года все желающие могут наслаждаться их красотой. Главными скульптурными композициями сада являются Аполлон и Артемида, Амур и Психея, памятник Крылову, Порфировая ваза и другие элементы искусства.

На входе в сад установлены турникеты. Они подсчитывают количество гостей данной территории. Еще на землях Летнего сада есть Чайный домик и Зеленый павильон, там можно получить бесплатный Wi-Fi. Для удобства туристов по саду расставлены информационные стенды. Узнать историю сада можно не только при помощи услуг частного гида, но и самостоятельно.

Благодаря Петру первому на парковой территории много фонтанов. Ранее все резервуары сада со скульптурами обладали личными названиями. На сегодняшний день, среди них сохранились «Царицын фонтан», «Лакоста», «Дельфиновый», «Фаворит», «Коронный» и «Амфитеатр».

Кроме фонтанов и статуй в саду присутствуют гроты, лабиринты, кафе, зоны отдыха, тенистые аллеи, открытые площадки, птичник, пруды, археологические выставки и места для концертных выступлений. Все это великолепие отреставрировали не так давно в 2012 году.

При формировании флоры парковой территории были использованы буки, клены, ели, сосны, вязы и другие деревья. Еще при жизни императора были заложены оранжереи, в которых культивировали экзотические и лекарственные растения. Эта добрая традиция продолжается и сегодня.

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Интересные факты о скульптурах

Аллеи Летнего сада, Апполон и Артемида

На самом деле парк не совсем регулярный, ощущается небольшая ассиметрия, которую объясняют тем, что парк был разбит в бывшей усадьбе шведского майора, и дорожки усадьбы были ассимилированы в царский сад. Некоторые историки предполагают на основании погрешностей в симметрии, что Петр сам лично нарисовал план сада и даже план своего Летнего дворца, профессиональный архитектор не мог этого изобразить.

Статуи совсем не античные и даже не античные копии. Большая часть скульптур датируется началом XVIII  века, т.е. по отношению к эпохе Петра статуи были современными. Дело в том, что в петровские времена Ватикан официально запретил вывозить античные скульптуры. Петру удалось вывести всего одну античную статую, сейчас известную под именем Венера Таврическая, в обмен на мощи святой Бригитты. Венера Таврическая уже давно хранится в Эрмитаже.

Амур и Психея. Школа Бернини, Италия, конец XVIII века.

Среди известных римских богов и аллегорий времен года встречаются совсем странные люди, например мало известная Марция Фурнилла жена императора Тита Веспасиана, какое отношение она могла иметь к Петербургу? Тит Веспасиан прославился тем, что разрушил Иерусалим и при нем был открыт Римский Колизей. Поставить бюст разрушителя христианской святыни и его жены, странное решение для православного государя.

Марция Фурнила жена императора Тита Веспасиана
Мария-Казимира, жена Яна Собеского неизв. скульпторПольша, конец XVII в.

Бюста Марции Фурниллы даже нет в официальном списке 92 статуй Летнего сада, под крайней мере под этим именем. Бюст шведской королевы Кристины так же выглядит странно, ведь в те времена Россия вела войну со Швецией и в то же время царь украшал свой сад бюстом врага? Это все равно, что Сталин бы поставил бюст Гитлера на своей даче в Подмосковье во время войны.

Я вообще слабо могу представить, как во времена Петра люди, которые  испытывали потребность прикрывать срам лица бородой, могли воспринимать весь этот  беспредел с обнаженными статуями языческих богов. Некоторые римские боги творили откровенный беспредел, как например Сатурн, пожирающий своего ребенка.

Сатурн пожирающий своего ребенка
Скульптура Нимфа Летнего сада

Единственным русским в этой компании римских богов, императоров и аллегорических статуй, как не странно является любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его памятник настоящий, отлитый из бронзы тем самым Клодтом, украсившим своими бессмертными творениями Анничков мост. Памятник Крылову бесспорно является любимцем детворы, ведь его постамент украшает целый зоопарк бронзовых героев басен.

Памятник Крылову в Летнем саду

В результате реставрации все скульптуры, кроме скульптурной группы «Мир и победа» были заменены на копии, изготовленные из полимера и мраморной крошки. Оригиналы скульптур после реставрации выставляются в Михайловском замке. Климат Санкт-Петербурга не способствует сохранности мраморных изваяний. Весь осенне-зимний период температура скачет через 0 при влажности 90%, и этот процесс способен превратить мраморную скульптуру в щебенку за несколько столетий.

Специалисты утверждают, что срок жизни мраморных статуй в нашем климате порядка 100 лет. Скульптуры Летнего сада прослужили целых 300 лет, благодаря многократным реставрациям и укрытиям на зиму в специальные футляры, навевающие ассоциации с туалетом на даче, но специалисты утверждают, что это наилучший способ сохранить статуи.

Так выглядят скульптуры зимой

Питерского климата не выдержала даже Порфировая ваза, хотя в отличие от мраморных скульптур она сделана из гранита. Это гораздо более твердый камень и сама Порфировая ваза моложе мраморных скульптур на сто лет и сделана из 5 отдельных частей и все равно не выдержала и раскололась пополам. Можете попробовать найти следы склейки.

Порфировая ваза

Здания и боскеты в Летнем саду

Некоторые находки археологов выставлены в павильоне Птичьего двора. Там же выставлена мраморная статуя найденная в земле, можете посмотреть что с ней сделало время. В 2020 году вход в боскет птичий двор закрыт для профилактики распространения инфекции.

Боскет птичий двор

Сейчас птиц и зверей в Летнем саду нет, кроме двух лебедей в Карпиевом пруду, так что птичий двор обманка. Лебедей кстати зовут Руслан и Людмила, зиму они проводят в Ленинградском зоопарке. В 2020 году лебедей оставили в зоопарке, их можно поздравить с пополнением семейства, птицы ухаживают за птенцом.

В Кофейном домике сейчас расположен ресторан, по выходным там играют джаз. Это здание стояло в саду и до реконструкции, оно сохранилось с XIX века.

Кофейный домик, архитектор Росси, 1836 год

В годы Петра I в Летнем саду существовали оранжереи и огород, чтобы свежие овощи и пряные травы поступали прямиком к царскому столу. Здание Малой оранжереи так же появилось в саду после реконструкции 2009-2011 годов, оно целиком деревянное.

Малая оранжерея, воссоздана по чертежам 1738 года в 2010-2011 годах

Летом в Малой оранжерее работает кафе, а зимой ее используют по прямому назначению, как оранжерею для кадочных растений.

Мандаринчики зреют в Красном саду

Так же после реконструкции появился еще и боскет Менажерийный пруд, в петровские времена в нем содержали водоплавающих птиц, согласно тогдашней моде.

Боскет Менажерийный прудБоскет Зеленые кабинеты

В общем после реконструкции парк стал другим. По моему сад стал интереснее для туристов и гостей нашего города, по газонам в нем не походишь, но и раньше это было запрещено, просто мало кто соблюдал, а для любителей пейзажных парков и местных жителей остался еще Таврический сад и парки пригородов. Для осмотра сада я бы рекомендовала выделить пару часов.

Не официальные историки считают, что Петр I, не основал город на пустом месте, а начал ремонт заброшенного города Тиля, стоявшего на этом месте ранее и отмеченного на старинных шведских картах, а некоторые историки полагают, что на месте Летнего сада было кладбище и все эти бюсты раньше стояли на надгробиях, но эта версия по-моему разбивается об очень ограниченный срок жизни мраморных скульптур в нашем климате. А что вы думаете по этому поводу?

А кто дочитал до конца, тот большой молодец и может узнать как пройти от Летнего сада в Мозаичный дворик и увидеть произведения русского Гауди и Хундертвассера в одном лице – Владимира Лубенко.

Добавить с Пинтерест
Добавить в Пинтерест

Летний сад

Самым старым из петербургских садов считается Летний сад. Сегодня это остров, утопающий в зелени и радующий пришедших в него горожан изящными скульптурами, струящимися фонтанами и тенистыми аллеями. На карте видно, что он окружён водами рек Фонтанки, Мойки, Невы и канала Лебяжья канавка.

Более 300 лет назад император Петр I выбрал это место для строительства летней резиденции. Дворец должен был быть окружен парком.

Фонтаны и скульптуры превращают зелёный сад в романтическое место в самом центре города

Правитель, который много путешествовал и в поездках пристально изучал европейские парковые ансамбли, собственноручно начертил план будущего парка. Несмотря на то, что в дальнейшем к работе над планом привлекались профессионалы, многие петровские задумки были воплощены в жизнь и придали парку особенный шарм и индивидуальность.

Устройство сада

Во времена Петра парковая территория была закрыта для горожан и зевак. Здесь протекала придворная жизнь, устраивались приемы и празднества. Тогда сад был условно разделен на две части: парадную и хозяйственную.

Устройство сада

Парадная часть

Здесь проходили ассамблеи в честь побед. Парадная зона парка примыкала к Неве. Гости гуляли по зеленым галереям и живым лабиринтам. Наслаждались многоструйными фонтанами, для работы которых вода качалась из безымянного в то время водоема. Этот факт и подарил водотоку название Фонтанка.

Хозяйственная часть

На южном участке находился пруд для выращивания карпов. Здесь же располагалась скульптурная мастерская. Также имелась теплица и модный в те времена в Голландии «аптекарский огород».

Обратите внимание! Увидеть аптекарскую грядку можно и сегодня. Даже не искушенные в садоводстве и огородничестве посетители, могут встретить на ней хорошо известные растения

Например, пряные травы или кустик лесных ягод. Также здесь растут апельсиновые и лимонные деревья.

«Аптекарская грядка» привлекает внимание детей и взрослых

Скульптуры

Для украшения сада использовались статуи, привезенные из Италии. По существующему тогда закону было запрещено вывозить за границу работы, представляющие историческую ценность. Среди скульптур, выбранных для Летнего сада, было несколько настоящих античных произведений. Несмотря на попытки вывезти их тайно, об этом намерении стало известно. Благодаря долгим переговорам статуи все-таки удалось получить и установить на территории сада.

Скульптуры сгруппированы на садовых аллеях по тематике. Их персонажи олицетворяют собой разные понятия: времена года, времена суток, стихии. В отдельную группу можно выделить статуи-аллегории: Изобилие, Юность, Мореплавание, Архитектура…

Скульптура «Похищение сабинянки»

Есть здесь бюсты реальных исторических персонажей, ученых мужей, политиков и философов прошлого: Диоген, Гераклит, прусский король Фридрих I, Нерон и другие.

Обратите внимание! Одной из самых значимых фигур по праву считалась античная статуя Венеры, в дальнейшем прозванной Таврической. В настоящее время увидеть ее оригинал можно в Эрмитаже. Там содержится и большая часть других отреставрированных скульптурных произведений

А в парке радуют глаз гуляющих их превосходно выполненные копии.

В Летнем саду запрещается

  1. Ездить на велосипедах, самокатах и прочих транспортных средствах (не допускаются даже детские трехколесные велосипедики с ручкой, при входе есть бесплатная парковка для них на глазах у охраны, так что есть шанс, что велосипед сохранится.)
  2. Ходить по газонам
  3. Наносить ущерб деревьям, кустарникам, цветникам и декоративным элементам сада
  4. Проводить массовые спортивные мероприятия
  5. Распивать спиртные напитки
  6. Осуществлять несанкционированную торговлю частным лицам
  7. Осуществлять профессиональную фото и видео съемку. ( имеется в виду штатив, с зеркальным фотоаппаратом я ходила, мне и слова никто не сказал).

Екатерининская решетка, николаевская оградка

При довольно прохладном отношении Екатерины II к Летнему саду, равно как и ко всему стилю русского барокко, вклад в восстановление и художественное развитие парка с ее стороны был серьезным. Знаменитая решетка сада строилась шестнадцать лет.

Сначала забивали сваи и укрепляли фундамент. Затем сооружали «главную красоту» — тридцать шесть колонн из красного выборгского гранита и вазы на них в виде венца. Тульские кузнецы делали прутья ограды и ворота. Все дополнялось изящными бронзовыми украшениями.

Общая длина ограды составляет 232 метра. В первоначальном виде было заложено трое ворот. Но после исторического покушения на императора Александра II на месте центрального входа построили часовню. Всю ограду в итоге перекроили, часовню в советское время разрушили, а общий великолепный художественный замысел ограды так и остался искаженным.

XIX век стал для Летнего сада своего рода общественным ренессансом. Здесь прогуливалась публика «приличного вида». Архитектурные дополнения выполнялись постепенно и со вкусом: со стороны Мойки была установлена замечательная чугунная ограда, а у южных ворот поставили шведский подарок Николаю I – знаменитую Эльфдаленскую вазу.

К Летнему саду приложил руку сам Карл Росси. Кофейный домик на месте старого петровского грота принадлежит его архитектурному перу. Тогда же был построен и чайный домик – для равновесия.

Постройки Летнего сада – утраченные и сохраненные

Летний дворец Петра 

Одновременно с началом обустройства сада, Петр I повелел построить себе летнюю резиденцию, для чего была запружена река Фонтанка и вырыта гавань со стороны Невы. Сам царский дворец первоначально представлял собой небольшой деревянный домик с типичным европейским фасадом.

С началом каменного строительства в Петербурге, которое пришлось на 1710 год, преобразовалась и летняя резиденция. Вместо деревянного домика был возведен каменный двухэтажный дворец с четырехскатной крышей, увенчанной флюгером в виде Святого Георгия. Автором проекта стал Доминико Трезини. Постройка и отделка дворца были закончены к 1713 году. Здание летней резиденции Петра сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, и может служить характерным примером архитектуры того времени. А с 1934 года во дворце работает мемориальный музей историко-художественной направленности.

Грот и Кофейный домик

Строительство Грота — уникального для России паркового объекта — началось в 1714 году. По распоряжению Петра I проект был поручен архитектору Андреасу Шлютеру. Закончились работы по его возведению и отделке лишь в 1725 году, когда уже не было в живых ни заказчика, ни исполнителя. 

Внутреннее убранство Грота представляло собой царство подводного царя Нептуна. Для отделки помещений этого павильона из-за границы привозились различные виды мрамора, редкие раковины и специально заказанные скульптуры. Три зала, соединенные аркадой, находились под стеклянным куполом, через который струился свет, создавая особенную атмосферу.

Грот настолько пострадал от наводнения 1777 года, что Павлом I было принято решение разобрать его остатки. Позднее Александр I пытался предпринять восстановительные работы, не увенчавшиеся успехом, поскольку никакой документации о строительстве Грота не сохранилось. 

В 1826 году архитектор Карл Росси использовал фундамент и уцелевшие стены Грота для строительства паркового павильона в стиле классицизма. В настоящее время эта постройка используется в качестве площадки для проведения художественных выставок, но память о том, что в XIX веке здесь была кофейня, сохранилась в названии павильона — «Кофейный домик».

Решетка Летнего сада

Знаменитые 36 колонн в обрамлении тончайшего металлического кружева с золочеными деталями – бессмертное творение архитектора Юрия Фельтена. Разработка ограды Летнего сада со стороны Невы началась 1770 году по приказу Екатерины II, а завершено ее строительство было лишь через 16 лет. Изначально в композицию решетки входили ворота, на месте которых была построена памятная часовня в память о покушении на жизнь Императора Александра I в 1866 году. В 1930 году часовню разрушили, установив на ее месте дополнительное звено ограды, и тем самым нарушив художественную целостность решетки, общая длина которой – 232 метра.

Юсуповский сад

Недалеко от Сенной площади раскинулся живописный сад. Мраморные статуи, каменная арка, вычурные беседки и большой пруд станут отличным фоном для фотографий.

Юсуповский сад

Юсуповский сад интересен прежде всего тем, что деревья здесь сохраняют листву до самой поздней осени.

Посетить сад можно каждый день, его двери открыты для всех желающих с 6.00 до 23.00. Вход через красивые ворота с Садовой улицы, напротив перекрёстка с проспектом Римского-Корсакова.

Ворота в Юсуповский сад

В Юсуповском саду любил гулять Ф.М. Достоевский и его герой из романа «Преступление и наказание» часто посещал его.

Если по Вознесенскому проспекту перейти Фонтанку и повернуть налево, то вы окажитесь в Польском саду, минут 20 ходьбы.

Летний сад в 2021 году

Сохраненная при реставрации планировка сада, задуманная еще при Петре I, отражает вкусы того времени в общем и императора в частности. Сад состоит из трех идущих от Невы прямых аллей, расположенных параллельно друг к другу. Главные аллеи пересекают перпендикулярные. Летний сад прекрасно подходит для неспешных прогулок и спокойного отдыха. Благодаря украшающим парк элементам ландшафтного дизайна место стало популярно среди любителей фотосессий. Особенно часто фоном для снимков служит элемент берсо — арочная галерея, обвитая растениями.

Также здесь можно увидеть постройки различного назначения, фонтаны, скульптурные композиции, постоять у пруда, наблюдая за размеренной жизнью водоплавающих птиц. Любителям архитектуры и истории будет интересен летний дворец Петра I, который сейчас является музеем. Летний сад входит в состав Русского музея.

Сергей Архипкин

Памятники Летнего сада

Летний сад неслучайно выбран в качестве места установки памятника Крылову, во-первых, баснописец любил гулять в нем, во-вторых, при Петре I здесь была установлена статуя Эзопа — великого древнегреческого баснописца — и скульптурные изображения героев его произведений. Эти композиции не сохранились, поэтому было вполне обосновано разместить в саду монумент в честь Крылова — талантливого баснописца своего времени. Бронзовый памятник был установлен в 1855 году, на его пьедестале с удивительной реалистичностью изображены животные — герои басен писателя.

Скульптуры

По желанию императора скульптуры для летней резиденции приобретались в Италии, многие работы были выполнены итальянскими мастерами конца XVII — начала XVIII веков. В наши дни в Летнем саду находятся копии скульптур, выполненные из искусственного мрамора. Отреставрированные оригиналы же находятся в Михайловском замке. Решение перенести их сюда было связано с тем, что композиции разрушаются под воздействием погодных условий, к тому же были отмечены акты вандализма.

Отдыхающие могут увидеть скульптуры различной тематики — исторические (бюсты правителей), мифологические (Нереида, Минерва и др.), аллегорические (изображают абстрактные понятия).

Сергей Архипкин

Решетка Летнего сада

Ограда поражает многих, она одновременно и самодостаточна, и не перекрывает вид на сад. Она была создана во второй половине XVIII века, среди ее авторов указывают Фельтена и Егорова. Металлические части ограды гармонично сочетаются с позолотой и гранитными колоннами. После покушения на Александра II, произошедшего в Летнем саду, в честь спасения царя было решено на месте главных ворот установить часовню. Такое новшество серьезно нарушило пропорции ограды. В XX веке часовню разобрали, а ограду восстановили.

Фонтаны

По-настоящему оживляют парк фонтаны. После наводнения 1777 года восстанавливать фонтаны не посчитали нужным, спустя много лет благодаря сохранившимся чертежам и проведенным исследованиям удалось вернуть саду это украшение. «Царицын фонтан» назвали так в честь Екатерины I, которая принимала возле него дам. Фонтан «Пирамида» является точной копией одноименного фонтана в Петергофе. Интересен и фонтан-статуя «Нереида», нереидами называли нимф, которые считались покровительницами моряков. Особенной помпезностью отличается «Коронный фонтан».

Сергей Архипкин

Скульптуры

Идея приобщения знати к мировому искусству нашла свое выражение и в скульптуре Летнего сада. По мнению специалистов, их условно можно подразделить на несколько подгрупп: имеющих историческое значение, аллегорического типа и наделенных мифологической тематикой.

Наиболее известные из них: статуя Венеры. Сегодня она, как и большинство ценных исторических экспонатов находится в музейных залах Санкт-Петербурга. К этой группе можно отнести и скульптурные изображения исторических деятелей – римского императора Марка Аврелия, выдающегося полководца Александра Македонского.

Аллегорический ряд был заложен еще эзоповской серией скульптур. В этой коллекции были собраны работы итальянских мастеров XVII-XVIII века, среди которых «Милосердие» (П.Баратта), «Аллегория красоты» (Дж. Зорзони) и многие другие. Единственная композиция из этой серии «Мир и Победа» остается оригинальной композицией в Летнем саду в наше время.

Мраморные скульптуры в условиях питерского климата по оценке специалистов могут сохраняться не более 100 лет. По факту некоторые из них, благодаря стараниям реставраторов, простояли на пьедестале по 300 лет.

Стихийные бедствия и человеческий вандализм сыграли не последнюю роль в истории оригинальных скульптур, которых в конце XVIII века насчитывалось более 200. Сейчас все сохранившиеся культурные памятники бережно хранятся в специальных режимах сохранения в музейных залах, в Летнем саду установлены их копии, выполненные по оригинальной технологии. Сейчас осталось 92 скульптурных памятника, украшающих аллеи сада. Принципиально не выполняются копии шедевров по заказам частных лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector