Летний сад в санкт-петербурге

Растения парка

На многих фото Летнего сада в Петербурге запечатлен дуб, которому 300 лет, он помнит еще Петра I. Растению удалось пережить наводнение. В саду есть старые липы, которым около 215 лет, хотя в большинстве парк представлен дубами. Это была идея государя, он высаживал именно эти деревья для нужд будущих поколений.

В период последней реконструкции были проведены масштабные работы по обследованию зеленых насаждений. Выяснилось, что большинство деревьев уже достигли своего критического возраста. В итоге 94 из них срубили и высадили новые растения.

Помимо сохранения старых насаждений, в саду появилось 13 тысяч шпалерных лип. Они были привезены из германского питомника и теперь разделяют боскеты.

Восстановили и Красный сад, то есть Аптекарский огород. Петр I любил, когда к столу подавали свежие овощи, зелень и фрукты, в особенности выращенные недалеко от дома. Интересный факт, что именно на этом огороде вырастили первую картошку в России, которую заказал из Голландии государь. Естественно, на сегодняшний день огород выполняет демонстрационную функцию и создан больше на радость воронам, которые слетаются к нему с закрытием парка, и затем купаются в фонтане.

Татьяна Буланова

  • Т. Буланова; Т.Буланова; Таня Буланова; Буланова Татьяна; Т.Буланова и Dj Цветкoff; Tаня Буланова; Tатьяна Буланова; Tatyana Bulanova; Tanya Bulanova; Bulanova (DJ Cvetkoff Original Mix); Tatyana Bulanova (DJ Cvetkoff Mix); Татьяна.Буланова
  • Россия
  • www.bulanova.com bulanova.fanclubs.ru www.tanyabulanova.narod.ru

Татьяна Ивановна Буланова — заслуженная артистка России, певица, актриса, обладательница Национальной премии «Овация» дважды. За все время своего творчества успела освоить 4 направления музыки: рок, поп-музыка, фолк и даже шансон.

Пик карьеры Татьяны пришелся на конец 2000-х годов. После дебюта в 1991 году Буланова уже на 6 год карьеры записывает свой первый известный альбом «Моё русское сердце» с Олегом Молчановым. Песня «Ясный мой свет» стала хитом и в том же году получила награды «Золотой граммофон» и «Песня года». В общей сложности, Татьяна неоднократно удостаивалась престижных наград, но именно первая дала ей толчок для создания образа, который мы видим сегодня.

В детстве благодаря матери маленькая Таня серьёзно заинтересовалась музыкой. Ради нее она забросила гимнастику и к 15 годам уже освоила романсы на гитаре, а позже окончила музыкальную школу. Узнав, что идет набор студентов в школу при Ленинградском мюзик-холле, Татьяна Ивановна записалась на вокальное обучение.

В конце 1989 года она встретилась с группой «Летний сад». С ними она записала свои ранние работы, а также получила опыт гастролирования по стране. Позднее артистка выйдет замуж за их руководителя Николая Тагрина. Дебют Татьяны произошел перед аудиторией Санкт-Петербургского государственного технологического института 16 апреля 1990 года.

В 1991 году Татьяна Ивановна участвует в конкурсе «Шлягер-1991» и получает гран-при за «Не плачь». А с песней «Как бы не так» выступает в программе по телевидению «Новогодний Голубой Огонек».

В 1996 году к певице приходит слава, и она записывает еще несколько альбомов и клипов. Ее труды награждаются званием «Лучшая певица года».

В 1997 году она получает «Золотой граммофон» за «Мой ненаглядный» и премию журнала «Анна» «за самую неожиданную и удачную смену имиджа».

Сегодня Татьяна Буланова работает также активно, как и в молодости. В 2012 году она победила в номинации «Эстрадный исполнитель» и вошла в 20-ку успешных людей Петербурга этого года.

Только за 2015 год Буланова получила 2 премии «Шансон года» и «Золотой граммофон», а в декабре стала лауреатом премии «Звезда Дорожного радио».

В апреле текущего года она была награждена премией «Шансон года» за песни «Не отпускай меня» и «Не бойтесь любви» в Санкт-Петербурге.

История

Сад как летняя императорская резиденция создавался по заказу и под руководством Петра I. Реализацией проекта занимались видные архитекторы того времени, в их числе — Матвеев, Растрелли, Трезини, Леблон. В работах принимали участие талантливые садовники — соотечественники и иностранцы. Аллеи сада были украшены шпалерами — ровно подстриженными кустарниками, которые с виду напоминали зеленые стены. Некоторые постройки в Летнем саду были новыми для России, к примеру, появившийся на берегу Фонтанки грот. В летней резиденции устраивались официальные приемы и торжественные мероприятия.

В 1777 году наводнение нанесло весомый ущерб саду, к тому же в то время регулярные парки потеряли свою актуальность из-за европейского увлечения пейзажными парками. Поэтому восстановительные работы не были глобальными. В 1824 году сад пережил еще одно наводнение, после которого восстанавливался несколько лет. В XIX веке в парк для прогулок стали допускать рядовых жителей города.

Во время Великой Отечественной войны сад также пострадал, однако ценные скульптуры смогли уберечь от уничтожения. В начале 2000-х годов начали разрабатывать проекты реставрации знакового места, в 2012 году удалось завершить все работы и возобновить доступ жителей и туристов к парку.

Сергей Архипкин

Как добраться, цены и режим работы

Оснащенная насаждениями, памятниками истории и культуры зона расположена ближе к остановке общественного транспорта «Суворовская площадь» (автобус №№ 2М, 46 и 49 или трамвай №3). А вот в 850 метрах юго-западнее есть метро «Гостиный Двор» (от него идем по Садовой, через театр Комиссаржевской, Служебный Флигель, Инженерный Сквер и Михайловский Замок, далее перейти 1-й Садовый Мост и вы у цели). Ориентир – остановка «Летний Сад» (автобус №46, маршрутки К-212 и К-76).

 От ближайшего ЖД-вокзала (Московского) сюда курсируют сразу несколько маршрутов троллейбуса и автобуса. Но выходить требуется на «Гостином Дворе». Затем двигайтесь по Малой Садовой (Вращающийся Шар, Кот Елисей, Кошка Василиса, Петербургский Фотограф, Итальянская улица, Кленовая улица, Инженерный Сквер, Михайловский Замок, переход). Вы прилетели самолетом или перемещаетесь на авто? Нужный выезд с трассы Е-95 (Московского проспекта) проходит по Садовой и набережной Лебяжьей Канавки (машины ставят только на ней – и, увы, не факт, что это разрешено делать всем).    

Летний Сад допускает свободный бесплатный вход на протяжении разрешенного времени. Туалет оплачивается в размере 20 руб. Летний дворец Петра на реставрации. Будущая стоимость посещения неизвестна. Вход в Малую Оранжерею оценивается в 350 рублей (для всех возрастов). Средние чеки на еду и алкоголь в кафе представлены здесь:

  • «Кофейный Домик» – 1 000 рублей на человека (с входом, алкоголя нет);
  • «Вонг Кар Вин» – 1 500 рублей на человека;
  • «Демидовъ» – 2 400 рублей на человека;
  • «Тауни Бар» – 1 400 рублей на человека;
  • «Ла Челлетта» – 1 000 рублей на человека;
  • «Чипполино» –  1 800 рублей на человека.

График работы Летнего Сада в летнее время: со среды до понедельника включительно, с 10 утра до 10 вечера. Весь апрель зеленый «музейный комплекс» закрыт для посетителей. На просушку. Лето хорошо тем, что заметен узор из зелени газонов и коричневого грунта. Зимой (с 1 октября по 31 марта) график работы Летнего Сада иной. Он работает только до 8 вечера. Все равно в темноте здесь ничего не увидите. А чем можно заняться в холодное время года? Этому-то и будет посвящен следующий абзац.

Фонтаны

Несмотря на противоречивые мнения в обществе, в парке восстановили 8 фонтанов. Они были при Петре I. Позднее, когда мода на регулярные сады ушла, Екатерина II даже приказала их разобрать. Поэтому специалисты, занимающиеся реконструкцией парка, защищались и говорили, что это не «новодел», а лишь реконструкция сада в том виде, в котором он был в момент основания.

В период правления Петра I фонтаны работали на конной тяге, но не получалось добиться необходимого напора. Поэтому в 1719-1720 годах через Фонтанку прокопали еще один канал, вода из которого подавалась к водовзводным колесам.

Скульптуры

Идея приобщения знати к мировому искусству нашла свое выражение и в скульптуре Летнего сада. По мнению специалистов, их условно можно подразделить на несколько подгрупп: имеющих историческое значение, аллегорического типа и наделенных мифологической тематикой.

Наиболее известные из них: статуя Венеры. Сегодня она, как и большинство ценных исторических экспонатов находится в музейных залах Санкт-Петербурга. К этой группе можно отнести и скульптурные изображения исторических деятелей – римского императора Марка Аврелия, выдающегося полководца Александра Македонского.

Аллегорический ряд был заложен еще эзоповской серией скульптур. В этой коллекции были собраны работы итальянских мастеров XVII-XVIII века, среди которых «Милосердие» (П.Баратта), «Аллегория красоты» (Дж. Зорзони) и многие другие. Единственная композиция из этой серии «Мир и Победа» остается оригинальной композицией в Летнем саду в наше время.

Мраморные скульптуры в условиях питерского климата по оценке специалистов могут сохраняться не более 100 лет. По факту некоторые из них, благодаря стараниям реставраторов, простояли на пьедестале по 300 лет.

Стихийные бедствия и человеческий вандализм сыграли не последнюю роль в истории оригинальных скульптур, которых в конце XVIII века насчитывалось более 200. Сейчас все сохранившиеся культурные памятники бережно хранятся в специальных режимах сохранения в музейных залах, в Летнем саду установлены их копии, выполненные по оригинальной технологии. Сейчас осталось 92 скульптурных памятника, украшающих аллеи сада. Принципиально не выполняются копии шедевров по заказам частных лиц.

Интересные факты о скульптурах

Аллеи Летнего сада, Апполон и Артемида

На самом деле парк не совсем регулярный, ощущается небольшая ассиметрия, которую объясняют тем, что парк был разбит в бывшей усадьбе шведского майора, и дорожки усадьбы были ассимилированы в царский сад. Некоторые историки предполагают на основании погрешностей в симметрии, что Петр сам лично нарисовал план сада и даже план своего Летнего дворца, профессиональный архитектор не мог этого изобразить.

Статуи совсем не античные и даже не античные копии. Большая часть скульптур датируется началом XVIII  века, т.е. по отношению к эпохе Петра статуи были современными. Дело в том, что в петровские времена Ватикан официально запретил вывозить античные скульптуры. Петру удалось вывести всего одну античную статую, сейчас известную под именем Венера Таврическая, в обмен на мощи святой Бригитты. Венера Таврическая уже давно хранится в Эрмитаже.

Амур и Психея. Школа Бернини, Италия, конец XVIII века.

Среди известных римских богов и аллегорий времен года встречаются совсем странные люди, например мало известная Марция Фурнилла жена императора Тита Веспасиана, какое отношение она могла иметь к Петербургу? Тит Веспасиан прославился тем, что разрушил Иерусалим и при нем был открыт Римский Колизей. Поставить бюст разрушителя христианской святыни и его жены, странное решение для православного государя.

Марция Фурнила жена императора Тита Веспасиана
Мария-Казимира, жена Яна Собеского неизв. скульпторПольша, конец XVII в.

Бюста Марции Фурниллы даже нет в официальном списке 92 статуй Летнего сада, под крайней мере под этим именем. Бюст шведской королевы Кристины так же выглядит странно, ведь в те времена Россия вела войну со Швецией и в то же время царь украшал свой сад бюстом врага? Это все равно, что Сталин бы поставил бюст Гитлера на своей даче в Подмосковье во время войны.

Я вообще слабо могу представить, как во времена Петра люди, которые  испытывали потребность прикрывать срам лица бородой, могли воспринимать весь этот  беспредел с обнаженными статуями языческих богов. Некоторые римские боги творили откровенный беспредел, как например Сатурн, пожирающий своего ребенка.

Сатурн пожирающий своего ребенка
Скульптура Нимфа Летнего сада

Единственным русским в этой компании римских богов, императоров и аллегорических статуй, как не странно является любимый детьми и взрослыми баснописец Иван Андреевич Крылов. Его памятник настоящий, отлитый из бронзы тем самым Клодтом, украсившим своими бессмертными творениями Анничков мост. Памятник Крылову бесспорно является любимцем детворы, ведь его постамент украшает целый зоопарк бронзовых героев басен.

Памятник Крылову в Летнем саду

В результате реставрации все скульптуры, кроме скульптурной группы «Мир и победа» были заменены на копии, изготовленные из полимера и мраморной крошки. Оригиналы скульптур после реставрации выставляются в Михайловском замке. Климат Санкт-Петербурга не способствует сохранности мраморных изваяний. Весь осенне-зимний период температура скачет через 0 при влажности 90%, и этот процесс способен превратить мраморную скульптуру в щебенку за несколько столетий.

Специалисты утверждают, что срок жизни мраморных статуй в нашем климате порядка 100 лет. Скульптуры Летнего сада прослужили целых 300 лет, благодаря многократным реставрациям и укрытиям на зиму в специальные футляры, навевающие ассоциации с туалетом на даче, но специалисты утверждают, что это наилучший способ сохранить статуи.

Так выглядят скульптуры зимой

Питерского климата не выдержала даже Порфировая ваза, хотя в отличие от мраморных скульптур она сделана из гранита. Это гораздо более твердый камень и сама Порфировая ваза моложе мраморных скульптур на сто лет и сделана из 5 отдельных частей и все равно не выдержала и раскололась пополам. Можете попробовать найти следы склейки.

Порфировая ваза

Создание Летнего сада

В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!

Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек

Мечту императора о версальском саде воплощала  в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев,  М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.

Вся территория Летнего сада была изначально четко организована

Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы. 

Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).

Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом

Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка. 

В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.

В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.

При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы

С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.

Коронный фонтан был создан самим Растрелли

Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.

Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества

По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье  задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.

Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха

В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.

За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль

Интерьеры

На каждом из двух этажей дворца находятся по 7 жилых покоев. Отсутствуют большие комнаты. На первом этаже жил сам Петр, на втором – Екатерина. И у Петра, и у Екатерины были своя Спальня, Гардеробная и Поварня: на первом этаже – нижняя, на втором – верхняя. Екатерина довольствовалась одной Приемной, а у Петра их было две и Секретарская. Зато на втором этаже располагались Танцевальная, Детская и известный Зеленый кабинет, который до сих пор сохранил свой первозданный вид и был домашней Кунсткамерой Петра.

Как снаружи, так и внутри дворец наполнен аллегорическими символами победы в Северной войне. На стенах множество картин, на которых запечатлены морские судна и поля сражений, реже можно увидеть портреты и пейзажи.

katprimakova

katprimakova

timofeeva_julia

myhumblehobby

andant3274

katyushapo

marin_bk

Парки Победы в Санкт-Петербурге

Кроме всех названных парков и садов, в Петербурге есть два необычных места, достойных внимания.

В разных частях города находятся два парка, связанные с победой в Великой Отечественной войне. Оба появились в 1945 г. и носят почти одинаковые названия. Приморский Парк Победы расположен на Крестовском острове, а Московский – в одноименном районе города.

Приморский парк Победы

Адрес: Крестовский пр., 23А

Приморский парк Победы обеспечит времяпрепровождение на целый день или даже на пару выходных: можно покормить белок, изучить разные виды растений, понаблюдать за лебедями (на территории есть настоящий лебединый питомник). Стоит проехать с ветерком на самокате или велосипеде, посмотреть на окрестности из кабинки колеса обозрения, полюбоваться Финским заливом, выпить кофе на скамейке, сфотографироваться у фонтана.

Путешествие по парку начинается с длинной липовой аллеи, ведущей к площади с фонтаном. Отсюда лучами расходятся все дорожки. На почетной аллее высаживают деревья представители делегаций из городов-побратимов Петербурга. Знатоки ботаники могут насчитать на территории парка более 50 видов растений. В пейзажной части встречаются дубы, лиственницы, клены, сибирские кедры, сирень, жасмин, а в конце весны можно увидеть цветущую сакуру. В северной стороне расположен развлекательный комплекс с аттракционами «Диво-остров». Широкая аллея ведет к недавно построенному стадиону «Газпром Арена»: его выразительный облик трудно не заметить.

Московский парк Победы

Адрес: ул. Кузнецовская, 25

Парк был заложен в октябре 1945 г. как символ жизни и счастья. О войне напоминает Аллея Героев с памятниками маршалу Г.К. Жукову, Александру Матросову, Зое Космодемьянской, Аллея Памяти, «Ротонда» – памятник жителям блокадного Ленинграда.

Помимо Мемориальной зоны в парке есть локации для отдыха и занятий спортом.

Территорию украшают пруды с искусственными островами, цветочные клумбы, зеленые аллеи. Летом работает лодочная станция, а зимой всех желающих радует просторный каток.

История создания Летнего сада

Чтобы лично следить за всеми этапами возведения Летнего сада в 1704 году Петр Первый приказал выстроить себе рядом со стройкой небольшой домик в качестве летней резиденции. Первыми этапами строительства руководил мастер Угрюмов. Концепцию парка создал сам Петр. Она включала в себя прямые аллеи и четкие линии. Деревья в процессе строительства высаживали и зимой, и летом. На место стройки завозили очень много земли.

Нева, Фонтанка и Мойка – это природные границы парка. Архитектор Трезини тоже участвовал в создании первой площадки сада. Всего крупных строительных площадок на территории парка было 4.

Полтора века сад считался только царской резиденцией. Туда с разрешения царя могли приходить члены царской семьи и свиты. Некоторое время парк засаживался однолетниками. От данного вида растений сад и получил свое название.

Отдельной достопримечательностью парка можно посчитать его ограждение. Первые витиеватые решетки установили в 1771 году. Этот проект разрабатывали Фельтен и Егоров. Уникальное ограждение кроме стальных прутьев оснащено гранитными колоннами, вазами и памятными досками.

До наводнения в 1777 году в Летнем саду можно было насчитать около 50 фонтанов. Сегодня их значительно меньше. Другой жемчужиной при Петре в саду была статуя Венеры. Сам Петр приобрел скульптуру за границей. Теперь ее можно лицезреть в Эрмитаже.

Реконструкция сада: городские споры

Кроме синтетических скульптур после реставрации появилось еще одно неоднозначное художественное новшество. Новшество, правда, было условным: все сделали, как при Петре I.

Это были тринадцать тысяч шпалерных лип, которые не просто высадили вдоль аллей в Летнем саду, а еще и подперли зеленым деревянным шпалерным забором. Вместо пейзажного паркового пространства с дальней перспективой люди попадают в узкие растительные коридоры, из которых ничего не видно.

Все верно, такие шпалеры располагались вдоль аллей до XIX века. Но тогда Летний сад не был публичным, он выполнял роль царской резиденции на открытом воздухе с игрушечными гротиками, огородиками и зверушками в фонтанчиках. Со временем он кардинально поменял облик и стал публичным пейзажным парком.

Знаменитые чугунные решетки Летнего сада никак не гармонируют с «дачным заборчиком», как прозвали жители Санкт-Петербурга новые шпалеры сада. Произошло странное смешение стилей и функций сада.

Реставраторы уверяют, что шпалеры в скором времени буду выглядеть по-другому: деревянный забор уберут, а немецкие подстриженные липы станут ровными и смогут самостоятельно выполнять роль надежной ограды.

В этот же период частично восстановили и петровский аптекарский огород. В нем для государя выращивали и подавали к столу свежие овощи и зелень. Там же высаживали и кое-какие лечебные травы. Стиль аптекарского огорода напоминал европейские монастырские садики с двумя дорожками крестом и центральным фонтанчиком. Грядки здесь идеальные, с ровным бордюром из декоративного кустарника. Работа Летнего сада в Санкт-Петербурге после капитальной реконструкции функционально не изменилась. Восстановленный огород носит чисто декоративный характер. Овощи с грядок Летнего сада на стол никто не подает. Они растут в самом центре города в условиях интенсивной загазованности.

Деревьями Летнего сада также серьезно занимались: их лечили. Перед реконструкцией было ясно, что большинство посадок достигло предельного возраста. Самые старые деревья были обследованы томографом для контроля пустот и гнилых участков внутри. После обследования и диагноза пришлось ликвидировать девяносто четыре дерева. В остальных стволах лечили дупла, питали корни специальными смесями, чистили сухие ветки и т.д. Возраст деревьев продлили примерно на сто лет. По крайней мере, так считают руководители реконструкции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector