Пушкинские горы. часть 7: святогорский свято-успенский монастырь и могила а.с.пушкина

Содержание:

Туда, где могила Пушкина

Местонахождение некрополя, где погребён величайший русский поэт, хорошо известно большинству россиян. В наши дни посёлок, давший название монастырю, переименован в Пушкинские Горы. Так было увековечено имя поэта. Связав воедино обширный музей-заповедник, он живёт богатой духовной жизнью. Главной достопримечательностью здесь является могила Пушкина (где находится она, мы вам уже рассказали). Сюда ежедневно устремляется нескончаемый поток туристов, приезжающих со всех концов страны, чтобы почтить память поэта и узнать новые факты о его жизни и творчестве. Воистину прозорлив был Александр Сергеевич, когда писал своё знаменитое пророчество о «незарастающей народной тропе».

Жизнь монастыря во времена Пушкина

Росла и процветала обитель в течение двух столетий, до тех пор пока известный екатерининский указ о секуляризации церковных и монастырских земель не лишил её насельников обширных владений, а вместе с ними и источников доходов.

Наступили тяжёлые времена, когда мысли о вечном оттеснялись заботами о хлебе насущном. В те годы, когда Пушкин стал частым гостем монастыря, его братия состояла всего из двадцати четырёх чернецов, постоянно вовлечённых в судебные тяжбы с местными крестьянами, оспаривавшими у них и без того скудные земельные наделы.

Архитектурным центром монастыря является собор, возведённый псковскими мастерами и освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. В течение веков он неоднократно перестраивался, в основном за счёт местных помещиков, вносивших вклады на поминание душ усопших и на моления о прощении грехов живых. В соборе, в его алтарной части, погребён младший брат Пушкина — Платон, скончавшийся в 1819 году. Известно, что поэт, живший тогда в Петербурге, присутствовал на его похоронах.

Из записей Александра Сергеевича известно, что в период работы в Михайловском над «Борисом Годуновым» он много времени проводил в монастырской библиотеке за чтением старинных рукописей, которые, по его словам, помогали постичь особенности мыслей и языка того времени. Также в создании народных образов поэту помогало живое общение как с насельниками обители, так и с теми массами крестьян и обывателей, которые трижды в год спешили со всех концов губернии на проводимые здесь ярмарки.

Готовность

Стоит вернуться в Конюшенную церковь. Есть сведения о том, что тело поэта было перенесено в подвал. Исследователи же позже узнали, что гроб стоит при входе в церковь, в специальной комнате. Утром доступ к гробу был прекращен.

В этот же день граф Строганов просит разрешение на погребение тела поэта в Святогорском монастыре. Уже через короткое время он получает формальное согласие на свою просьбу от министра внутренних дел Блудова. Но на самом деле последний не решал этот вопрос. На деле необходимо было получить разрешение непосредственно у императора, да и делалось это не за один день. Соответственно, есть предположение, что император уже подготовил это разрешение заранее, зная, что с такой просьбой к нему обратятся друзья Александра Сергеевича.

Древняя обитель в Псковской губернии

Но чтобы продолжить дальнейший рассказ, следует подробнее описать Святогорский монастырь, который среди всех российских обителей заслужил известность тем, что у его стен находится могила Пушкина. Фото этого священного для каждого россиянина места приводится в начале статьи. От родового поместья Пушкина — села Михайловского — монастырь отделяют пять километров. Расположен он возле села, носившего когда-то название Святые Горы, что и дало ему имя.

Из архивных документов известно, что основан он был в 1569 году по личному повелению государя Ивана Грозного. Исполняя высочайший указ, царский наместник — князь Юрий Токмаков — начал строительство монастыря, которому предназначалось стать не только религиозным центром, но и форпостом на пути возможного неприятеля к городу Вороничу, расположенному поблизости.

Описание Успенского Святогорского монастыря

Первоначально монастырь был построен деревянным, кроме соборного храма, но впоследствии все здания заменены каменными. В 1764 г. монастырь был зачислен в 3-й класс. В 1899 г. в память великого поэта А. С. Пушкина, погребенного в этой пустыни, определением Священного Синода возведен во 2-й класс.Храмов было два: соборный Успенский, построен в 1569 г. на месте явления иконы Божией Матери «Одигитрия»; приделы: правый — в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (1770 г.); левый — во имя Покрова Божией Матери (1776 г.); во имя свт. Николая Чудотворца, каменный, у подошвы горы, (1844 г.).Чудотворных икон в обители три: явленная Святогорская икона Божией Матери «Одигитрия» древнего письма на кипарисовой доске; явилась в 1569 г. на Синичьей горе крестьянскому юноше Тимофею; икона Божией Матери «Умиление», богато украшенная; явилась в 1563 г. тому же юноше Тимофею в воздухе в чудном сиянии; чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Из монастыря совершалось 14 крестных ходов. Монастырю принадлежали три часовни.

Внутри монастыря на Святой горе вокруг Успенского собора — кладбище. Напротив Успенского собора, на восточной стороне алтаря, вблизи спуска с горы к ограде, под белым мраморным памятником в виде пирамиды, погребен великий поэт А. С. Пушкин; рядом две плиты, под которыми погребены: дед его Иосиф Абрамович Ганнибал и бабушка Марья Алексеевна Ганнибал, урожденная Пушкина; здесь же погребены родители А С. Пушкина и другие его родные. При монастыре имелись: церковно-приходская одноклассная школа на 40 детей, странноприимный дом с отделениями для мужчин и женщин. В начале XX столетия в монастыре были игумен, 11 монахов и 22 послушника» — справочник-путеводительь «Монастыри русской православной церкви», М., 2001, с. 217-218.

В том же ярусе, на правой стороне, находится и святая икона Одигитрии, прославившаяся в 1569 году, после обретения ее Тимофеем, многими чудотворениями; празднование ей совершается 17 июля и 1 октября. В том же храме находится чудотворная Федоровская икона Богоматери. С этими святынями ежегодно совершается крестный ход на судах по рекам Сороти и Великой в Псков и город Остров в течение целого месяца, начиная с пятницы 2-й недели Петрова поста, при чем в следующее за этой пятницей воскресение Святогорские монастырские святыни торжественно обносятся в Пскове вокруг городской стены. С 28 августа по 28 сентября с ними бывает хождение в города Новоржев и Опочку. В монастыре находится могила А. С. Пушкина, на которой стоит небольшой мраморный памятник, изображающий обелиск, с помещенной внутри его погребальной урною. С 1885 года при монастыре одноклассная школа и странноприимный дом. (С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.// Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995).

Создание могильного обелиска

В этом соборе в феврале 1837 года была отслужена заупокойная панихида, после которой тело Пушкина было похоронено у алтарной стены. На могиле, как было сказано выше, установили обычный деревянный крест. Вскоре с инициативой создания памятника выступил известный литературный критик тех лет Н. А. Полевой. Он даже пытался организовать для этого сбор средств, но по ряду причин планы так и не были осуществлены. Появился памятник лишь в 1841 году.

Выполнен он был в мастерской петербургского мастера Пермагонова, которому помогали кроме его родного брата ещё трое помощников. В целом вид некрополя с тех давних пор не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. Как выглядит могила Пушкина, где находится и какие события связаны с последними днями поэта, известно всем со школьной скамьи. Многие из тех, кому не довелось побывать в Святогорском монастыре, знакомы с её изображением, растиражированным в средствах массовой информации.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В 1880 году страна готовилась к открытию Пушкинского памятника в Москве. Тогда-то и решили впервые проверить состояние захоронения поэта. Как пишет в книге «Пушкинский некрополь» С.Гейченко, «картина оказалась неприглядной». Кирпичный цоколь для монумента за 40 с лишним лет почти полностью развалился. Окружавшая надгробие решетка завалилась. Вокруг – бурелом из поваленных сильными ветрами лип и дубов. Но тогда прибывшие рабочие произвели лишь небольшой ремонт – переложили кирпичный цоколь, выровняли решетку и подсыпали песка вокруг.

В столетний юбилей со дня рождения поэта Пушкинский комитет решил опять проверить состояние захоронения. И был потрясен увиденными разрушениями. 26 мая 1899 года на могиле должно было пройти богослужение, поэтому псковскому архитектору В.Назимову поручили «привести кладбище в благопристойный вид». А после торжеств – сделать капремонт некрополя.

«Храни меня, мой талисман…»

Страдала могила Пушкина не только от природных стихий и особенностей ландшафта, но и от рук вандалов. В годы Гражданской войны неизвестные скинули под откос обелиск, который вернули на место только в 1922 году.

В 1944 году отступающие фашисты взорвали Свято-Успенскую обитель, заложив под монастырские постройки и по всему склону десятки фугасов. Под сам памятник поэту заложили четыре мины. От взрывной волны памятник наклонился, но не разрушился. Только стал постепенно оседать, угрожая обрушить склеп и повредить пушкинский прах. В мае комиссия во главе с архитектором А.Щусевым постановила разместить в основании памятника «маяки», которые лопнут, если процесс оседания продолжится. В течение нескольких лет заново устанавливаемые пластины лопались.

Как доехать до Свято-Успенского Святогорского монастыря

Координаты Святогорского монастыря для GPS-навигатора: 57°1′21″N, 28°55′11″E

В качестве отправной точки в поездке к Святогорскому монастырю можно выбрать город Псков. Из этого населенного пункта в поселок Пушкинские Горы можно доехать на общественном транспорте. В этом направлении ходят автобусы «Псков-Бежаницы» и «Псков-Великие Луки». Примерное время в пути — чуть больше 2 часов.

Рядом с храмом находится остановка «Старая Площадь», через которую идут автобусные маршруты № 50, 173, 173А, 175 из ближайших населенных пунктов: Блажи, Васильевское, Кокорино, Кашино.

Из Пскова в Пушкинские Горы можно добраться на автомобиле. Такая поездка займет около 1,5 часа.

Схема автомобильного маршрута Псков-Святогорский монастырь

Другой вариант поездки из Пскова до Пушкинских Гор — такси. В городе работают сервисы онлайн-заказа: Яндекс.Такси, Везет, Maxim.

Видео о псковском Святогорском монастыре в поселке Пушкинские Горы

Секрет масонских символов

Но тут начинаются загадки. Памятник Пушкину на могиле — стела и вся траурная композиция — представляет собой сочетание различных символов, имеющих как общепринятое толкование, так и тайное, относящееся к разряду масонских знаков. Например, урна и два горящих факела, обращённых вниз, — это весьма распространённые символы скорби. Однако нужно учесть, что согласно православной традиции усопших предавали земле, а не кремировали, и их прах не помещали в урны. Это характерно именно для масонов. Кроме того, урна изображена с накинутым сверху ритуальным плащом, что, по признанию самих «вольных каменщиков», является их знаком.

Далее направленные вниз факелы во многих ложах являются символом борьбы и мести за те гонения, которым подвергалось масонство. Также двояко может быть истолковано и изображение шестиконечной звезды. В православии она трактуется как символ ветхозаветных времён и на могиле может символизировать божественный дар, полученный поэтом, тогда как в масонстве этот знак носит название тетраграммы и печати Соломона. Он означает мистическое предназначение человека. Десять таких символов на своде арки — жизненный путь того, кто здесь погребён. И ещё две эмблемы «вольных каменщиков» мы видим на могиле Пушкина: лавровый венок — благотворение, верёвочная петля — символ тайного союза.

Как хоронили Александра Сергеевича Пушкина

После печально знаменитой дуэли с Дантесом Александр Сергеевич прожило всего два дня и отдал Богу душу 29 января по старому стилю, то есть 10 февраля по современному календарю. Приводя в порядок свои дела, он обратился к Николаю I с просьбой позаботиться о его семье – в последние годы Пушкины переживали не лучшие времена и испытывали немалые финансовые трудности. Свое обещание император исполнил сполна: он позаботился о списании семейных долгов, распорядился выделить Наталье Николаевне и их детям внушительное денежное пособие, а также зачислить его сыновей в престижный Пажеский корпус. Однако в его глазах даже после смерти поэт оставался «опасным вождем вольнодумцев». Похороны и погребение великого поэта должны были пройти в обстановке молчания и секретности, чтобы не стать поводом для народных волнений и выступлений против государства.

Даже отпевание было устроено тайно – сперва его назначили в Исаакиевском соборе, затем тело было перенесено в Спасо-Конюшенную церковь. Незадолго до начала церемонии его ближайшим друзьям и придворной знати было разослано ограниченное число пригласительный писем, которые уведомляли их об изменении места проведения церемонии. Только при наличии этих приглашений можно было попасть в храм, где проходило отпевание.

Тех, кто пришел с утра проститься со своим любимым поэтом, ждали закрытые двери Исаакиевского собора. Впрочем, несмотря на все попытки скрыть место организации отпевания властям не удалось: вскоре на Конюшенной площади собрался едва ли не весь Петербург. Однако проститься с поэтом народу не дали. После отпевания гроб с телом поэта спустили в заупокойный подвал церкви Спаса, где он пролежал еще три дня. В сторону Святогорского монастыря небольшой кортеж выдвинулся совсем скоро – ночью с 3 на 4 февраля 1837 года.

Святогорский монастырь – место будущего погребения Александра Сергеевича

Монастырь, названный позднее Святогорским, был основан неподалеку от тогдашней русско-польской границы в 1569 году по указу Ивана Грозного возле линии Синичьих, которые сейчас зовут Пушкинскими горами. Место было выбрано неслучайно: помимо удачного стратегического расположения, позволявшего использовать его как приграничный форпост, именно здесь неподалеку от села Воронича, по преданию псковских летописей, тремя годами произошло явление чудотворных икон Богородицы юродивому пастуху Тимофею. В честь открытия Иван Грозный даровал обители 15-пудовый (≈246кг) колокол, прозванный впоследствии в народе «Горюном». Также монастырю благоволили и позднейшие правители России: например, Михаил Романов передал ему в дар богато украшенное Евангелие и не раз жаловал деньгами.

Среди всех прочих монастырей Российской земли Святогорская обитель за век своего существования вошла в число наиболее почитаемых, богатых и развитых. Возникшая при нем слобода уже к началу XVIII веку разрослась в крупное поселение, получившее название «Святые горы»: здесь регулярно проходили крупные ярмарки, куда съезжалось большое количество купцов и народа, а престольные праздники и святыни ежегодно привлекали в Святогорье тысячи паломников. Хотя вплоть до своего закрытия в советское время монастырь оставался важным центром общественной и религиозной жизни, когда граница Российской империи отодвинулась к берегам Балтики, его стратегическое значение пошло на спад. Существенная часть земель и хозяйственных построек монастыря была отнята у него в пользу губернии по указу императрицы Екатерины Великой в 1764 году.

Дела государственной важности

О том, где будет могила Пушкина после его смерти, стало заботиться государство. Сейчас, конечно, многое скрыто от посторонних, но в тот момент занимался погребением недруг Александра Сергеевича — Бенкендорф. Причем уже в тот момент шли слухи о том, что он причастен к смерти поэта. И было очень странно, что именно он и занимался его похоронами. Возможно, таким образом он сам хотел убрать тело, ставшее вещественным доказательством.

Интересно и то, что в последний момент было перенесено место отпевания. Хотя кто-то и утверждал, что это для безопасности проведения мероприятия, но есть сведения о том, что таким образом Бенкендорф пытался установить полный контроль за телом. Кроме того на отпевании не было никого из родных поэта. Некоторые даже не знали о смерти Пушкина.

Гипотеза о том, когда попали в могилу посторонние черепа

Как они могли оказаться внутри склепа? Версия вандализма была отброшена в самом начале, так как состояние могилы свидетельствовало о том, что она не вскрывалась на протяжении долгих лет. По этой же причине было ясно, что немцы, хозяйничавшие здесь в годы войны, к этой находке не имеют отношения. Тайна могилы Пушкина требовала своей разгадки. Для более детального рассмотрения вопроса подняли документы, связанные с упоминавшимися уже работами 1902 года.

Оказалось, что в актах того времени, составленных при укреплении могильного холма, нет никаких упоминаний о посторонних черепах. Следовательно, до 1902 года их там не было. Напрашивается простой вывод, что оказаться внутри они могли только после завершения работ, ведь захоронение больше ни разу не вскрывалось. Возможно, так оно и было, но остаётся без ответа главный вопрос: кто и зачем это сделал, ведь могила Пушкина всегда была нашим величайшим культурным достоянием?

Могила Пушкина в Святогорском монастыре фото, как доехать

Добраться до Святогорской лавры и расположенного заповедника «Пушкинские горы» можно несколькими способами:

  1. Поездом до Пскова (из Москвы или Санкт-Петербурга).
  2. От Пскова до поселка Пушкинские горы ходит автобус.
  3. Можно проехать автобусом и прямо из Москвы или Петербурга.
  4. Чтобы заехать на территорию заповедника, в кассе музея или в кассе Научно-культурного центра в поселке необходимо купить пропуск, позволяющий заезжать и парковать машину на автостоянках внутри Пушкинского заповедника.

Интересна судьба Святогорского монастыря в 20 веке и основания пушкинского заповедника.

В 1924 г. Святогорский монастырь закрыла советская власть, и до 40-х годов тут находился клуб, выпекался хлеб в пекарне, работала типография.

В годы Великой отечественной войны здания были разрушены, затем заминированы вместе с могилой Пушкина. И только чудо спасло его от взрыва. В послевоенные годы территорию передали Академии наук, силами которой была создана музейная экспозиция.

В 1992 г. территорию передали во владение Православной церкви, которая вернула к жизни мужской (ныне действующий) монастырь. С тех пор в его традицию вошла ежедневная молитва «за упокой боярина Александра и его родных».

Взойдя каменными ступенями на Святую гору, любой посетитель может найти у стен древнего собора могилу русского гения.

Гибель

Конечно же, ранение оказалось смертельный. После дуэли Пушкина привезли домой. Ему удалось прожить еще два дня. Дата смерти Пушкина — 29 января 1837 года. Двое суток за его жизнь боролись 9 врачей, которые консультировали и руководили личением.

Эти два дня поэт приводил в порядок свои дела. Благодаря Жуковскому и Арендту он общался с императором. Пушкин просил помилования для секунданта Данзаса. Также после смерти поэта Николай I заплатил долги, очистил от долгов заложенное имение отца, установил вдове пенсион, а дочери обеспечил замужество. Сыновья были назначены пажами, а также получили по 1500 рублей на воспитание. Также было издано сочинение в пользу вдовы и детей.

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам — Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы. С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот — Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела — Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом А.С.Пушкина в ночь перед погребением. Здесь же находится его могила. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. На памятнике следующая надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 генваря 1837 года».

В 1924 году монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.

Успенский собор был восстановлен в 1949 году.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе.

Фантастические предположения

Почему же возникает вопрос, где похоронили Пушкина? Почему столько версий вокруг смерти? Да и таких, на первый взгляд, странных. Один автор утверждает, что дуэль на самом деле была завуалированным самоубийством, потому что поэт был несостоятельным должником, и к весне мог попасть в долговую яму. Автор другой статьи утверждает, что А. С. Пушкин инсценировал собственную смерть, а сам уехал в Париж и стал там ни кем иным, как Александром Дюма. Существует версия, что поэта убил снайпер, и поэтому пулю из тела, по свидетельству В. И. Даля, проводившего вскрытие тела, вытаскивать запретили жандармы.

Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина

Святогорский Свято-Успенский монастырь находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням — чудотворным иконам Богородицы — обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал — дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь — приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании «Бориса Годунова». Так, здесь поэт услышал присказку «Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит», вошедшую в сцену «Корчмы у Литовской границы».


В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром — за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью «Пушкин». Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии Святогорский монастырь почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное — здесь ежедневно возносится молитва «об упокоении боярина Александра со сродники». В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: «АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года».

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.

Место Святогорского монастыря в жизни Александра Сергеевича

Еще за долгие годы о появления на свет Александра Сергеевича Святогорский монастырь был связан с родом Пушкиных. Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году часть дворцовых владений, составлявших Михайловскую губу Воронецкого уезда, были пожалованы во владение «арапу Петра Великого», Абраму Ганнибалу – прадеду поэта. После его смерти эти земли были поделены между тремя его сыновьями. Территория будущего Михайловского имения досталась Осипу Абрамовичу, который построил здесь господский дом, основал усадьбу и при ней разбил живописный парк. Будучи крупнейшим жертвователем Святогорского монастыря своего времени, он получил право быть похороненным в его пределах. На откупленного у монастыря участка земли он разбил фамильную усыпальницу. В позднейшие времена эта территория стала местом упокоения многих его родственников: здесь рядом похоронены супруга Осипа и бабушка Александра Сергеевича, Мария Алексеевна, его матерь, Надежда Осиповна и отец – Сергей Львович, а также умерший в младенчестве брат Платон.

В юности Пушкин не бывал в этих краях, и впервые посетил родовое имение своей семьи только в 1817 году. По собственным словам поэта, в тот раз был «очарован сельской жизнью, русской баней, клубникой и пр.», однако вскоре ему это наскучило, и он вернулся в столицу. Всего в материнском имении он за свою жизнь бывал всего 4 раза и задержался в нем только однажды – в годы михайловской ссылки 1824-1826гг. Михайловская пора была плодотворным периодом для Пушкина. Работая над «Борисом Годуновым», Александр Сергеевич нередко посещал Святогорский монастырь, где много времени проводил в архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной. Пушкина часто видели на известных монастырских ярмарках, которые проводились регулярно возле Святогорской обители, а спустя некоторое время он близко подружился с игуменом монастыря, отцом Ионой.

Святогорский монастырь не был забыт Пушкиным и после окончания его ссылки. В последний раз он побывал на Святых горах в 1836 году, предав земле на территории фамильной усыпальницы свою мать, Надежду Осиповну. В тот момент Александр Сергеевич, повинуясь неизвестному наитию, заранее внес в монастырскую казну сумму денег для своих похорон – увы, ею пришлось воспользоваться всего через год.

Создание могильного обелиска

В этом соборе в феврале 1837 года была отслужена заупокойная панихида, после которой тело Пушкина было похоронено у алтарной стены. На могиле, как было сказано выше, установили обычный деревянный крест. Вскоре с инициативой создания памятника выступил известный литературный критик тех лет Н. А. Полевой. Он даже пытался организовать для этого сбор средств, но по ряду причин планы так и не были осуществлены. Появился памятник лишь в 1841 году.

Выполнен он был в мастерской петербургского мастера Пермагонова, которому помогали кроме его родного брата ещё трое помощников. В целом вид некрополя с тех давних пор не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. Как выглядит могила Пушкина, где находится и какие события связаны с последними днями поэта, известно всем со школьной скамьи. Многие из тех, кому не довелось побывать в Святогорском монастыре, знакомы с её изображением, растиражированным в средствах массовой информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector