Святогорский монастырь

Неподтвержденные, но сильные подозрения

И выбор сопровождающего траурную процессию на Псковщину вызывал в обществе недоумение, и слухи о прямой причастности к смерти поэта А. Х Бенкендорфа, шефа жандармов – многое из того, что происходило в эти дни, настораживало и порождало вопросы. Почему сразу после отпевания гроб закрыли, а позднее поставили в дубовый ящик, который еще и засмолили? Это можно объяснить трудностью дороги и снегом. Тогда почему к этому ящику не подошла жена? И это можно объяснить. По свидетельству Вяземского, близкого друга поэта, вела она себя непорядочно, что и привело к дуэли. Непорядочное поведение при жизни, непорядочное и после смерти. Наверное, каждый момент, связанный со смертью Пушкина можно объяснить, но все они, собранные вместе, порождают громадное количество вопросов, в том числе и «Где похоронили Пушкина?». Потому что все факты, приведенные выше, наводят на мысль, что в родовой усыпальнице лежит не он.

Секрет масонских символов

Но тут начинаются загадки. Памятник Пушкину на могиле — стела и вся траурная композиция — представляет собой сочетание различных символов, имеющих как общепринятое толкование, так и тайное, относящееся к разряду масонских знаков. Например, урна и два горящих факела, обращённых вниз, — это весьма распространённые символы скорби. Однако нужно учесть, что согласно православной традиции усопших предавали земле, а не кремировали, и их прах не помещали в урны. Это характерно именно для масонов. Кроме того, урна изображена с накинутым сверху ритуальным плащом, что, по признанию самих «вольных каменщиков», является их знаком.

Далее направленные вниз факелы во многих ложах являются символом борьбы и мести за те гонения, которым подвергалось масонство. Также двояко может быть истолковано и изображение шестиконечной звезды. В православии она трактуется как символ ветхозаветных времён и на могиле может символизировать божественный дар, полученный поэтом, тогда как в масонстве этот знак носит название тетраграммы и печати Соломона. Он означает мистическое предназначение человека. Десять таких символов на своде арки — жизненный путь того, кто здесь погребён. И ещё две эмблемы «вольных каменщиков» мы видим на могиле Пушкина: лавровый венок — благотворение, верёвочная петля — символ тайного союза.

Гипотеза о конкретном исполнителе акции

По этому поводу своё предположение высказал историк В. Новиков. Он указывает на то, что наличие посторонних черепов в могиле характерно для ритуальных масонских захоронений. Пушкин, вступив в своё время в кишинёвскую ложу, стал фактически членом этого тайного союза. Следует также учесть, что в 1902 году, в преддверии первой русской революции, деятельность масонов достигла максимальной активности.

Не исключено, что они могли совершить провокацию, подбросив в склеп черепа, доказывающие причастность Пушкина к их союзу. С какой целью? Очевидно, чтобы поднять авторитет масонства. Что же касается конкретного исполнителя этой акции, то, учитывая, что в их рядах состояли в те годы многие люди творческих профессий, невольно подозрение падает на главного руководителя работ — архитектора В. Н. Назимова. Это, разумеется, лишь предположение.

Фото и описание

Свято-Успенский Святогорский монастырь является православным мужским монастырем, расположенным в Псковской области, а именно в селе Пушкинские Горы. Святогорский монастырь был основан по приказу царя Ивана Грозного в 1569 году и еще издавна входил в состав наиболее почитаемых монастырей на Руси. Монастырь получал безвозмездно огромное количество даров, наиболее ценными из которых был колокол, подаренный царем Иваном Грозным, вес которого достигал 15 пудов, а также Евангелие, пожалованное царем Михаилом Федоровичем. На сегодняшний день можно увидеть немного осколков от колокола, который был отлит по заказу игумена Иннокентия в 1753 году в городе Москва.

Важные изменения ждали обитель в 18 веке, когда российская граница передвинулась к балтийским берегам, а особенно после приказа Екатерины II, согласно которому монастырь стал в ряды третьеразрядных обителей, а все его земли отошли в государственную казну. Начиная с 19 века, Святогорский монастырь был тесно связан с именем Пушкина Александра Сергеевича. Знаменитый поэт, пребывая в Михайловском, часто приходил сюда в непростые моменты своих творческих исканий. При написании драмы «Борис Годунов» Александр Сергеевич стремился наиболее исторически правдиво перенести на страницы характеры своих персонажей, именно поэтому поэт проводил много времени в монастырской библиотеке, изучая летописные источники в светелке одного из «братских» корпусов.

По всему периметру монастырь окружен каменной оградой. В здание монастыря ведет пара ворот, одни из которых Святые, а другие – Пятницкие, которые ранее располагались рядом с утраченной Пятницкой церковью.

Неподалеку от Святых ворот стоит дом наместника, который был выстроен в 1911 году. Названные в честь утраченной церкви Никольские ворота ведут на торговый двор обители. К Анастасиевским воротам тесно примыкает старая каменная светелка, предназначенная для привратника. Каменные лестницы ведут прямо к Успенскому собору, а затем к фамильному кладбищу Пушкиных-Ганнибалов. В 18 столетии к старинному Успенскому собору были пристроены два придела – Одигитриевский и Покровский. Именно в Одигитриевском приделе находился гроб А.С. Пушкина в ночь перед погребением.

В Свято-Успенском монастыре на фамильном кладбище рода Пушкиных-Ганнибалов имеются захоронения членов семьи: деда Пушкина – Осипа Абрамовича, бабушки – Марии Алексеевны, матери – Надежды Осиповны и отца – Сергея Львовича. В 1819 году умер Платон – младший брат поэта, который был похоронен при Успенском соборе.

Именно Святогорский монастырь стал последним приютом великого поэта. Зимой 6 февраля 1837 года после панихиды тело поэта предали земле, неподалеку от алтарной стены. По прошествии четырех лет здесь был установлен большой мраморный памятник, который был заказан вдовой Пушкина петербургскому мастеру монументальных дел Пермогорову А.М.. В 1924 году Святогорский монастырь закрыли.

Как известно, огромное количество монастырей в большей мере пострадали в продолжение Великой Отечественной войны. Успенский собор восстановили только в 1949 году. В этом месте была открыта экспозиция, которая стала посвящением истории монастыря, а также жизни, творчеству, дуэли и похоронам А.С. Пушкина.

В середине 1992 года Святогорская обитель была возвращена в бессрочное пользование Российской Православной церкви. Весной 29 мая при участии Московского Патриарха Алексия II в торжественной обстановке возобновили службы в Свято-Успенском монастыре, а именно в Успенском соборе.

Гипотеза о том, когда попали в могилу посторонние черепа

Как они могли оказаться внутри склепа? Версия вандализма была отброшена в самом начале, так как состояние могилы свидетельствовало о том, что она не вскрывалась на протяжении долгих лет. По этой же причине было ясно, что немцы, хозяйничавшие здесь в годы войны, к этой находке не имеют отношения. Тайна могилы Пушкина требовала своей разгадки. Для более детального рассмотрения вопроса подняли документы, связанные с упоминавшимися уже работами 1902 года.

Оказалось, что в актах того времени, составленных при укреплении могильного холма, нет никаких упоминаний о посторонних черепах. Следовательно, до 1902 года их там не было. Напрашивается простой вывод, что оказаться внутри они могли только после завершения работ, ведь захоронение больше ни разу не вскрывалось. Возможно, так оно и было, но остаётся без ответа главный вопрос: кто и зачем это сделал, ведь могила Пушкина всегда была нашим величайшим культурным достоянием?

Странное поведение

Где похоронен А. С. Пушкин, до сих пор мало кто понимает, поскольку это событие находилось под строжайшим контролем. О том, что все идет не по плану, было понятно и по поведению жены Пушкина, Натальи. Например, на вынос тела из дома в церковь она так и не явилась.

Сам же этот процесс напоминал какую-то военную операцию. Даже Жуковский вспоминает события той ночи с каким-то странным ощущением. Он говорил, что место отпевания резко сменили, ночью перенесли тело в церковь. При этом само событие было покрыто тайной. Перенос проходил без факелов и проводников. В момент выноса тела присутствовало не более 10 близких друзей, которых по сути проводили до церкви под стражей.

Интересным оказалось и поведение друга поэта, Тургенева. Он был приглашен на место захоронения Пушкина, но до этого присутствовал и при отпевании. Он описывал 31 января с самого утра и до полночи, когда явились жандармы. Уже к часу ночи отпевание началось в церкви, а после все тихо разошлись по домам.

Но интересно даже не это, а то, что в день отпевания Тургенев вел себя как-то слишком обычно. Это должен был быть трагический день для всех друзей Пушкина, но почему-то Тургенев проводил его в гостях у всех, кого только мог посетить: Блудова, Сербиновича, Карамзиной, Мещерского. Причем самой странно встречей было чаепитие Тургенева у секунданта Дантеса д’Аршиака.

Возможно, таким образом Тургенев просто пытался не думать о трагедии, а, как мог, только отвлекал себя. Но Адмирал Чичагов как-то отметил, что у Александра Ивановича была «потребность рыскать», вот он, видимо, и рыскал весь день, отвлекаясь то на панихиду, то на вынос тела.

Служба и карьера

В 1817 году Александр Пушкин поступил в коллегию иностранных дел. К тому времени семья поэта перебралась в столицу. Жили Пушкины в Коломне, на Фонтанке, занимая квартиру из семи комнат на третьем этаже. Здесь Пушкин проживал с 1817 по 1820 годы. Считается, что именно в этой квартире поэт написал принесшие ему славу произведения: оду «Вольность» и поэму «Руслан и Людмила».

Рукопись Александра Пушкина

Коллегия иностранных дел располагалась на Английской набережной, в здании нынешнего МИДа. Сослуживцами юного дипломата были его однокашники-лицеисты Кюхельбекер, Корсаков и Горчаков. Дипломатическая карьера мало занимала поэта, но он исправно посещал место службы с 1817 по 1824 годы. Полученные знания Александр Сергеевич потом использовал в написанных в 1822 году «Заметках по русской истории XIII века».

Пушкина влекла бурная столичная жизнь, казавшаяся особенно привлекательной и интересной свободолюбивому по натуре поэту после добровольного заточения в стенах лицея. Недаром это учебное заведение его выпускники в шутку называли монастырем — настолько строгими были его правила, изолировавшие учеников от внешнего мира.

Александр Пушкин в лицее

Круг общения поэта был весьма разнообразен: он дружил с гусарами и поэтами, с художниками и музыкантами, влюблялся, дрался на дуэлях, посещал театры, модные рестораны, салоны, литературные кружки. Женщины всегда занимали в его жизни и творчестве одно из главных мест, а в пору молодости особенно. Пушкин восхищался своими музами, посвящал им стихи, превознося их душевные качества. Сердечные переживания юного Александра Сергеевича по большей части носили возвышенный, платонический характер.

Александр Пушкин в молодости

К этому периоду относится предложение руки и сердца младшей дочери Олениных, Анне. Пушкин часто посещал особняк Олениных на Фонтанке, где собирался весь литературный свет Санкт-Петербурга. Получив отказ от Анны Олениной, поэт вскоре встретил новую музу, племянницу хозяйки дома, Анну Керн. Ей он впоследствии посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновение».

Могила Пушкина в Святогорском монастыре фото, как доехать

Добраться до Святогорской лавры и расположенного заповедника «Пушкинские горы» можно несколькими способами:

  1. Поездом до Пскова (из Москвы или Санкт-Петербурга).
  2. От Пскова до поселка Пушкинские горы ходит автобус.
  3. Можно проехать автобусом и прямо из Москвы или Петербурга.
  4. Чтобы заехать на территорию заповедника, в кассе музея или в кассе Научно-культурного центра в поселке необходимо купить пропуск, позволяющий заезжать и парковать машину на автостоянках внутри Пушкинского заповедника.

Интересна судьба Святогорского монастыря в 20 веке и основания пушкинского заповедника.

В 1924 г. Святогорский монастырь закрыла советская власть, и до 40-х годов тут находился клуб, выпекался хлеб в пекарне, работала типография.

В годы Великой отечественной войны здания были разрушены, затем заминированы вместе с могилой Пушкина. И только чудо спасло его от взрыва. В послевоенные годы территорию передали Академии наук, силами которой была создана музейная экспозиция.

В 1992 г. территорию передали во владение Православной церкви, которая вернула к жизни мужской (ныне действующий) монастырь. С тех пор в его традицию вошла ежедневная молитва «за упокой боярина Александра и его родных».

Взойдя каменными ступенями на Святую гору, любой посетитель может найти у стен древнего собора могилу русского гения.

Создание могильного обелиска

В этом соборе в феврале 1837 года была отслужена заупокойная панихида, после которой тело Пушкина было похоронено у алтарной стены. На могиле, как было сказано выше, установили обычный деревянный крест. Вскоре с инициативой создания памятника выступил известный литературный критик тех лет Н. А. Полевой. Он даже пытался организовать для этого сбор средств, но по ряду причин планы так и не были осуществлены. Появился памятник лишь в 1841 году.

Выполнен он был в мастерской петербургского мастера Пермагонова, которому помогали кроме его родного брата ещё трое помощников. В целом вид некрополя с тех давних пор не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. Как выглядит могила Пушкина, где находится и какие события связаны с последними днями поэта, известно всем со школьной скамьи. Многие из тех, кому не довелось побывать в Святогорском монастыре, знакомы с её изображением, растиражированным в средствах массовой информации.

Туда, где могила Пушкина

Местонахождение некрополя, где погребён величайший русский поэт, хорошо известно большинству россиян. В наши дни посёлок, давший название монастырю, переименован в Пушкинские Горы. Так было увековечено имя поэта. Связав воедино обширный музей-заповедник, он живёт богатой духовной жизнью. Главной достопримечательностью здесь является могила Пушкина (где находится она, мы вам уже рассказали). Сюда ежедневно устремляется нескончаемый поток туристов, приезжающих со всех концов страны, чтобы почтить память поэта и узнать новые факты о его жизни и творчестве. Воистину прозорлив был Александр Сергеевич, когда писал своё знаменитое пророчество о «незарастающей народной тропе».

Трудности

Осень 1836 года стала настоящим испытанием для Александра Сергеевича. В тот момент у поэта были передряги с зятем касательно раздела имущества матери, вопросы в издательском доме, долги и проблемы с женой. Последнее особенно подорвало душевное состояние писателя. Он не мог смириться с нарочито явными ухаживаниями Дантеса в адрес Натальи, из-за которых в обществе появились слухи.

3 ноября все друзья поэта получили анонимный пасквиль, в котором были написаны оскорбительные намеки в адрес жены. Это еще больше разозлило Пушкина, который был уверен, что подобное могло быть создано только Дантесом и его приемным отцом. Уже на следующий день Александр Сергеевич бросает вызов «подлецу».

Но очень многие были озабочены подобным решением писателя. Отец Дантеса Геккерн попробовал отсрочить событие на две недели. Жуковский и другие друзья Пушкина всячески пытались предотвратить трагическое событие. Уже 17 ноября Дантес сделал предложение сестре Натальи — Екатерине. Казалось бы, конфликт был исчерпан.

Но брак никак не помог избежать проблемы. Слухи все больше распространялись. Многие говорили о том, что Дантес женился на Екатерине только для того, чтобы отвести взгляды от Натальи и спасти ее репутацию. В какой-то момент Наталья даже попросила мужа на время оставить Петербург. Но Александр Сергеевич был непоколебим.

Женитьба и семья

Ситуация с предложением руки и сердца осложнилась рядом фактов. Родители Пушкина и родители его будущей жены находились в весьма стесненных обстоятельствах, если не на грани разорения. Гончаровы не могли дать за своей красавицей-дочерью никакого приданого, а это в высшем свете считалось моветоном. Отец поэта с трудом смог выделить для сына одну деревеньку в двести душ крестьян, которая находилась поблизости от его родового имения в Болдино.

Пушкину пришлось ехать в Болдино, чтобы вступить в права владения Кистеневкой. Поэт планировал впоследствии заложить ее, чтобы собрать приданое для своей невесты. 3 сентября 1830 года Александр Сергеевич приехал в Болдино (до этого он жил то в Петербурге, то в Москве). Пушкин намеревался быстро покончить с делами, вернуться в Москву к Натали и сыграть свадьбу, на что уже было получено личное благословение государя.

Александр Пушкин и Наталья Гончарова

Однако планы жениха разрушила эпидемия холеры. Из-за этой страшной болезни дороги от Болдина на Москву, как и везде в центральной части России, были перекрыты. Это невольное затворничество подарило миру немало чудесных стихов, повестей и поэм, среди которых были «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы», «История села Горюхина» и другие шедевры.

Пушкин признавался, что всегда больше любил осень и зиму, в холодное время года он обычно испытывал необыкновенный прилив энергии и желание писать. Период с сентября по декабрь 1830 года пушкиноведы назвали Болдинской осенью. Она стала золотой порой для Александра Сергеевича, который вдохновенно творил вдали от суеты столиц и повседневных хлопот.

Александр Пушкин с женой

В Москву Пушкину удалось вернуться только 5 декабря, и 18 февраля 1831 он, наконец, обвенчался с Натальей Гончаровой. В момент обмена кольцами кольцо, которое держал поэт, выскользнуло у него из рук, а свеча погасла. Пушкин счел это дурным предзнаменованием, но все равно был безмерно счастлив.

Поначалу молодожены жили в Москве, в доме на Арбате, но потом новоиспеченный супруг рассорился с тещей, и Пушкины уехали. Некоторое время они снимали деревянный домик в Царском селе, столь милом сердцу поэта. К тому же Николай I изъявил желание, чтобы жена Пушкина украшала собою придворные балы, которые император давал в Екатерининском дворце.

Наталья Гончарова

Наталья Николаевна на горячую страсть супруга отвечала спокойной и тихой любовью, была умна, аристократична, добродетельна, прекрасно держалась в обществе и с головой ушла в ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей. С 1832 по 1836 годы у Пушкиных родились две дочки и два сына: Мария, Александр, Григорий и Наталья.

Отцу такого большого семейства приходилось буквально разрываться на части, чтобы прокормить жену, детей, двух сестер жены, устраивать званые вечера и самим выезжать в свет, посещая салоны и балы. Переехав в Петербург, летом 1831 года Александр Сергеевич вновь поступил на службу. Одновременно он продолжал усиленно работать, ведь издание стихов и романов тоже приносило небольшой доход. В это период был закончена поэма «Евгений Онегин», написан «Борис Годунов», задуманы «Дубровский» и «История Пугачева».

Библиография

Поэмы:

  • «Руслан и Людмила»;
  • «Кавказский пленник»;
  • «Гавриилиада»;
  • «Вадим»;
  • «Братья разбойники»;
  • «Бахчисарайский фонтан»;
  • «Цыганы»;
  • «Граф Нулин»;
  • «Полтава»;
  • «Тазит»;
  • «Домик в Коломне»;
  • «Езерский»;
  • «Анджело»;
  • «Медный всадник.

Роман в стихах 

«Евгений Онегин»

Драматические произведения

«Борис Годунов»

Маленькие трагедии:

  • «Скупой рыцарь»;
  • «Моцарт и Сальери»;
  • «Каменный гость»;
  • «Пир во время чумы»;
  • «Русалка».

Проза:

  • «Арап Петра Великого»;
  • «Выстрел»;
  • «Метель»;
  • «Гробовщик»;
  • «Станционный смотритель»;
  • «Барышня-крестьянка;
  • «История села Горюхина»;
  • «Рославлев»;
  • «Дубровский»;
  • «Пиковая дама»;
  • «История Пугачева»;
  • «Египетские ночи»;
  • «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»;
  • «Капитанская дочка».

Сказки:

  • «Жених»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «Сказка о медведихе»;
  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;
  • «Сказка о золотом петушке».

783 стихотворения

Жизнь монастыря во времена Пушкина

Росла и процветала обитель в течение двух столетий, до тех пор пока известный екатерининский указ о секуляризации церковных и монастырских земель не лишил её насельников обширных владений, а вместе с ними и источников доходов.

Наступили тяжёлые времена, когда мысли о вечном оттеснялись заботами о хлебе насущном. В те годы, когда Пушкин стал частым гостем монастыря, его братия состояла всего из двадцати четырёх чернецов, постоянно вовлечённых в судебные тяжбы с местными крестьянами, оспаривавшими у них и без того скудные земельные наделы.

Архитектурным центром монастыря является собор, возведённый псковскими мастерами и освящённый в честь Успения Пресвятой Богородицы. В течение веков он неоднократно перестраивался, в основном за счёт местных помещиков, вносивших вклады на поминание душ усопших и на моления о прощении грехов живых. В соборе, в его алтарной части, погребён младший брат Пушкина — Платон, скончавшийся в 1819 году. Известно, что поэт, живший тогда в Петербурге, присутствовал на его похоронах.

Из записей Александра Сергеевича известно, что в период работы в Михайловском над «Борисом Годуновым» он много времени проводил в монастырской библиотеке за чтением старинных рукописей, которые, по его словам, помогали постичь особенности мыслей и языка того времени. Также в создании народных образов поэту помогало живое общение как с насельниками обители, так и с теми массами крестьян и обывателей, которые трижды в год спешили со всех концов губернии на проводимые здесь ярмарки.

Свято-Успенский Святогорский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам — Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы. С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Монастырь окружен старинной каменной оградой. В него ведут двое ворот — Святые, или Пятницкие, прежде находившиеся у утраченной Пятницкой церкви, и Анастасьевские (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь). Рядом со Святыми воротами находится дом наместника, построенный в 1911 году. Никольские ворота (по названию утраченной Никольской церкви) ведут со Святого на черный (торговый) двор монастыря. К Анастасьевским воротам примыкает старинная каменная светелка для привратника. Две каменные лестницы ведут к Успенскому собору и фамильному кладбищу Ганнибалов-Пушкиных. К древнему Успенскому храму в XVIII веке пристроены два придела — Покровский и Одигитриевский. В Одигитриевском приделе стоял гроб с телом А.С.Пушкина в ночь перед погребением. Здесь же находится его могила. Спустя 4 года на могиле был установлен мраморный памятник в виде пирамиды с изображением вызолоченного креста и звездочки. На памятнике следующая надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 генваря 1837 года».

В 1924 году монастырь был закрыт. 17 марта 1922 года постановлением Совета Народных Комиссаров могила Пушкина в Святогорском монастыре была включена в государственный заповедник. С 1936 года ансамбль Святогорского монастыря полностью вошел в Пушкинский музей-заповедник. Это во многом способствовало сохранению целостности ансамбля монастыря. В Успенском соборе была размещена музейная экспозиция, посвященная истории Святых гор.

Многие монастырские строения серьезно пострадали во время Великой Отечественной войны, иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены.

Успенский собор был восстановлен в 1949 году.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной Церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе.

Вскрывали ли могилу Пушкина

Могила Пушкина, где находится гроб с телом поэта, за прошедшие 180 лет вскрывалась несколько раз.

  1. Первый раз это случилось в августе 1902 г. при реставрации памятника. Вскрытие произошло случайно во время работ по замене подпорченного цоколя из кирпича на гранитный. При работах на западной стороне могилы часть склепа разрушилась, образовалось отверстие, через которое просматривался дубовый гроб. По свидетельствам очевидцев гроб был целым, чему поспособствовали почва и климатические условия местности. Видны были даже остатки парчового покрытия.
  2. Второе происшествие с могилой поэта, которое стало сенсацией, произошло в августе 1953 г. при проведении капитальных ремонтных работ по укреплению надгробного памятника. Когда была снята верхняя часть и плиты в основании обнаружили квадратную камеру, облицованную кирпичами (высотой 75 см). В ней находились черепа и кости двух человек, по данным последующей экспертизы людей пожилого возраста.

Существует 2 версии появления этих останков в могиле Пушкина. Одна из них — масонская, говорит о том, что у масонов (а Пушкин был потомственным масоном и вступил в эту организацию в 1802 году) существует обряд захоронений черепов вместе с членами их ложи. Эти «мертвые головы» провожают умершего собрата в иной мир.

По версии сотрудников Музей Пушкина, это могут быть кости родителей Александра Сергеевича (ведь их могилы до сих пор не найдены). Скорее всего, эти черепа были положены и замурованы в 1841 году при сооружении памятника.

Реставрационным работами тогда руководил директор заповедника «Михайловское» С. Гейченко. Он рассказывал позднее, что заглянул в камеру с гробом поэта и увидел, что крышка гроба провалилась, и виднелись истлевшие останки поэта, в т.ч. видны были волосы.

До сих пор остается загадкой тот факт, почему не были проведены эксгумация трупа и экспертизы останков великого поэта. Ведь они могли ответить на множество вопросов и домыслов про загадочные обстоятельства смерти и захоронения великого гения русской поэзии.

А вы теперь поняли могила Пушкина, где находится? Видели ли сами? Оставьте свое мнение или отзыв для всех на форуме.

отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)

Царскосельский лицей

Именно в компании дяди впервые попал двенадцатилетний Пушкин в столичный Петербург, дабы поступить в только открывшийся Царскосельский лицей. Лицей находился под патронажем императорской семьи и располагался во флигеле, примыкавшем к Екатерининскому дворцу. Александр вошел в число первых тридцати учеников, обучавшихся в его стенах различным премудростям.

Царскосельский лицей

Система обучения, применявшаяся в лицее, была поистине революционной. Мальчиков-дворян из лучших семей обучали гуманитарным наукам молодые, увлеченные педагоги, а в самом лицее царила дружеская и раскрепощенная атмосфера. Учение протекало без телесных наказаний, что уже было новшеством.

В лицее Пушкин быстро сдружился с остальными учениками. Его одноклассниками были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, и Александр Сергеевич сумел сохранить и пронести эту невинную, искреннюю юношескую дружбу через всю жизнь, сохранив самые приятные и восторженные воспоминания о лицейских годах.

Александр Пушкин в лицее

Лицеисты первого выпуска, который впоследствии был признан самым успешным, слушали лекции именитых профессоров, а экзамены у них регулярно принимали члены Академии наук и преподаватели педагогического института.

Сами ученики много времени уделяли творчеству, издавая рукописные журналы. Юноши организовали кружок поэтов и новеллистов, его члены собирались по вечерам и сочиняли стихи экспромтом. Впоследствии трое из друзей и однокашников Пушкина стал декабристами, двое из них были осуждены (Пущин и Кюхельбекер). Самому Александру Сергеевичу чудом удалось избежать участия в восстании (в основном, стараниями его друзей).

Александр Пушкин, Иван Пущин и Вильгельм Кюхельбекер

Уже тогда поэтический талант юного Пушкина был высоко оценен друзьями, а вскоре его заметили и такие корифеи, как Батюшков, Жуковский, Державин и Карамзин. В 1815 году Александр, сдавая экзамен, прочел стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии Державина. Пожилой поэт был в восторге.

Готовность

Стоит вернуться в Конюшенную церковь. Есть сведения о том, что тело поэта было перенесено в подвал. Исследователи же позже узнали, что гроб стоит при входе в церковь, в специальной комнате. Утром доступ к гробу был прекращен.

В этот же день граф Строганов просит разрешение на погребение тела поэта в Святогорском монастыре. Уже через короткое время он получает формальное согласие на свою просьбу от министра внутренних дел Блудова. Но на самом деле последний не решал этот вопрос. На деле необходимо было получить разрешение непосредственно у императора, да и делалось это не за один день. Соответственно, есть предположение, что император уже подготовил это разрешение заранее, зная, что с такой просьбой к нему обратятся друзья Александра Сергеевича.

Дуэль

Чтобы решить ситуацию раз и навсегда, Пушкин отправил крайне оскорбительное письмо Геккерну, ответом на которое мог быть только вызов на дуэль. Уже в тот же день поэт получил желаемое.

27 января на Черной речке состоялась дуэль Пушкина и Дантеса. Условия были смертельны и не оставляли шанса выжить. Расстояние между соперниками было 20 шагов, барьер составлял 10 шагов. Стрелять можно было с любого расстояния на пути к барьеру.

Дантес не дошел одного шага до барьера, выстрелил первым. Поэт тут же упал, но был решительно настроен на ответный выстрел. Его секундант Данзас подал ему оружие, тот выстрелил и пуля попала в область груди Дантеса.

Сама дуэль по-прежнему остается спорной, поскольку вызывает много вопросов. Некоторые полагают, что Дантеса спасла пуговица мундира, кто-то говорит, что на нем изначально была надета кольчуга или кирасе. Все это натолкнуло исследователей на мысль, что сама дуэль была заказным убийством.

Древняя обитель в Псковской губернии

Но чтобы продолжить дальнейший рассказ, следует подробнее описать Святогорский монастырь, который среди всех российских обителей заслужил известность тем, что у его стен находится могила Пушкина. Фото этого священного для каждого россиянина места приводится в начале статьи. От родового поместья Пушкина — села Михайловского — монастырь отделяют пять километров. Расположен он возле села, носившего когда-то название Святые Горы, что и дало ему имя.

Из архивных документов известно, что основан он был в 1569 году по личному повелению государя Ивана Грозного. Исполняя высочайший указ, царский наместник — князь Юрий Токмаков — начал строительство монастыря, которому предназначалось стать не только религиозным центром, но и форпостом на пути возможного неприятеля к городу Вороничу, расположенному поблизости.

Страх перед убитым поэтом

После отпевания в Конюшенной церкви его тело было отправлено к месту погребения в обстановке величайшей секретности. Чего боялись власти и почему они хотели скрыть от народа, где могила Пушкина — поэта, которого к тому времени знала вся Россия? Ведь известие о его смерти уже успело облететь Петербург, и тысячи людей приходили к дому на Фонтанке проститься с ним. Вероятно, понимали, что в тот день сознание масс было парализовано общим для всех горем, и потому толпа оставалась безмолвной. Но какие в дальнейшем формы могло принять возмущение убийством поэта, было неизвестно, и власти опасались народных волнений.

Поэтому высочайшим указом повелевалось, дабы избежать ненужных проблем, отправить гроб к месту захоронения тайно, с соблюдением всех мер предосторожности. Что и было в точности исполнено

До последнего момента друг поэта — А. И. Тургенев, провожавший его в последний путь (именно он находился в той памятной кибитке), не знал, куда они едут и где будет могила Пушкина. Таким образом, с первых дней тайна окутывала всё, что связано с кончиной российского гения, и все последующие годы её тень не покинет могилы в Святогорском монастыре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector