Скульптура «родина-мать зовёт!», россия
Содержание:
- Журавли
- Кривцовский мемориал
- «Тыл-фронту» или меч выкован
- Меч Родины Матери.
- Общая информация
- Могила Неизвестного солдата
- Экскурсии на Мамаев Курган
- Как добраться до монумента «Родина-мать зовет!»
- «Родина-мать зовёт!» История создания памятника.
- Мурманский «Алеша»
- Памятник Матросу и Солдату
- «Воин-освободитель» или меч опущен
- Часть триптиха
- История создания скульптуры
- Описание монумента
- Статуя Родины Матери в Волгограде – общее описание и характеристики.
- Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»
- Статуя «Родина Мать зовёт!» в Волгограде — история строительства.
- «Родина-Мать зовет!»
- Музей-заповедник «Прохоровское поле»
- Пискаревское мемориальное кладбище
- Реставрация
- Мемориалы Победы
- Общая информация
- Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»
Журавли
Юрия Менякина, создателя мемориального комплекса в память погибших в войне саратовцев, вдохновила песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Поэтому основной темой памятника стали светлая память и светлая печаль. Клин из 12 серебристых журавлей, летящих на запад, символизирует души погибших солдат. В центре памятника — три пятиконечные звезды, покрытые сусальным золотом, сделанные по аналогии с высшей наградой СССР — Героя Советского Союза. К памятнику ведут пять лестничных маршей с выбитыми на них городами, в защите и освобождении которых принимали участие саратовцы. Территория вокруг комплекса вымощена брусчаткой. Она символизирует начало войны, когда солдаты с парада на Красной площади отправлялись прямо на фронт.
Кривцовский мемориал
В начале Великой Отечественной войны в Орловской области расположился опорный пункт группировки фашистских войск. В 1942 году была проведена Болховская операция, с самым кровопролитным боем в районе Кривцово-Чегодаево-Городище. После наступления советские войска смогли продвинуться на 20 километров, однако потом остановились. Это не позволило противнику перекинуть силы на Сталинградскую битву.
В Болховской операции погибли более 21 тысячи солдат и офицеров, еще более 47 тысяч получили ранения. Кривцовский мемориал расположен в «Долине смерти» — это неофициальное название долин рек Ока и Зуша. Мемориальный ансамбль состоит из двух частей: памятника павшим воинам в виде 15-метровой пирамиды и площади траурных церемоний с двумя братскими могилами, на которых установлен памятник «Вечный огонь славы» и 9-метровый обелиск.
«Тыл-фронту» или меч выкован
«Тыл фронту» г.Магнитогорск
Несмотря на то, что это начальная композиция ансамбля, построен он был позже всех – в 1979 году. В том, что именно небольшому Уральскому городку выпала честь установить на своей территории монумент такого масштаба – совершенно не случайно. Магнитогорская сталь использовалась для изготовления каждого второго танка и каждого третьего снаряда. Поэтому именно здесь и расположен памятник тыловикам, тем, кто ковал, причем в буквальном смысле этого слова, победу в тылу.
Для магнитогорцев в этом есть особый символизм – рабочий литейного завода вручает меч, который они выковали, солдату, взгляд которого повернут на Запад, именно туда он направит острие своего меча. Фигуры, несмотря на то, что стоят близко к друг другу, развернуты в противоположные стороны. Это олицетворяет тот факт, что у каждого из этих мужчин одна цель и одна война, но разные задачи, каждая из которых одинаково важна для победы.
Так ковалась победа в тылу
Несмотря на то, что памятник не очень высокий – 15 метров, создается впечатление, что он гораздо больше. Этот эффект достигается благодаря холму, на котором он расположен. Изготовлен монумент в граните и бронзе.
Для возведения памятника был создан искусственный холм высотой 18 метров, для того, чтобы он выдержал весомую конструкцию, его основание укрепили сваями. Сам памятник отлит в Ленинграде. Позже он дополнен элементами, на которых увековечены имена погибших на фронте магнитогорцев.
Меч Родины Матери.
Длина меча Родины Матери достигает 33 метров, вес меча – 14 тонн. Изначально он был выполнен из стали. С течением времени из-за сильного ветра конструкция была деформирована, и появился неприятный звук металла. В 1972 году меч реконструировали: лезвие было заменено на новое, более устойчивое к погодным условиям. Это лезвие было изготовлено из фторированной стали.
Статуя «Родина-мать зовет» в Волгограде является неотъемлемой частью триптиха. Первая его часть находится в Магнитогорске и имеет название «Тыл-фронту!». Вторая часть — это «Родина–мать» в Волгограде. Третья часть «Воин-освободитель» находится в Трептов-парке в Берлине.
По первоначальной задумке в руках Родина Мать должна была держать знамя вместо меча, а у ее ног, преклонив колени, должен был стоять солдат.
Общая информация
Сама скульптура установлена в центре ансамбля, посвященного героям Сталинградской битвы. Сражение завершилось победой советской армии и ознаменовало собой переломный момент в войне. Но победа далась слишком дорогой ценой, погибло множество солдат. Немцы же потерпели первое за годы войны сокрушительное поражение, которое изменило ход войны. Место, где стоит памятник, советские солдаты доблестно защищали в течение 135 дней. Подсчитано, что на каждый кв. метр земли тут приходится свыше тысячи осколков и пуль.
Находится комплекс в Волгограде, на Мамаевом кургане. «Родина- мать» – самая высокая статуя в России и Европе и одна из высочайших в мире. Скульптура сделана в форме женщины с мечом в поднятой руке. Она олицетворяет собой Родину, которая зовет своих сыновей на бой с врагом.
Могила Неизвестного солдата
Мемориал открыт в мае 1967 года после захоронения у кремлевской стены праха неизвестного солдата, погибшего в битве за Москву. Останки были перенесены из братской могилы на 41-м километре Ленинградского шоссе. Памятник состоит из надгробной плиты, покрытой бронзовым боевым знаменем, на котором лежат солдатская каска и лавровая ветвь. А в центре горит Вечный огонь славы. Его в 1967 году привезли с Марсова поля. У Могилы неизвестного солдата огонь зажег генсек Леонид Брежнев, получив факел из рук легендарного летчика Алексея Маресьева. Рядом расположена надпись «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». В 1997 году указом президента РФ у Могилы Неизвестного Солдата установлен пост почетного караула. А в 2014 году появился всероссийский День неизвестного солдата, который отмечается 3 декабря.
Экскурсии на Мамаев Курган
Памятник Родина-мать сегодня, как и весь ансамбль «героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане стали настоящей визитной карточкой Волгограда.
Статуя Родина-мать зовет в Волгограде считается одной из самых высоких скульптур в мире и занесена в книгу рекордов Гиннеса. К памятнику ведут двести гранитных ступеней, ровно столько длилась Сталинградская битва. Его окружает искусственно созданная аллея славы, вдоль которой установлены 35 надгробий участников Сталинградской битвы и Героев СССР. Возле стен играет музыка, что создает неповторимую атмосферу.
Тысячи жителей России и иностранных граждан приезжают из года в год на Мамаев курган, чтобы выразить свою благодарность, поклониться, почтить память советских воинов, павших в Сталинградской Битве.
Вход на Мамаев Курган – свободный. Время работы — круглосуточно. Почетный караул — с 9 утра и заканчивается около 7-8 вечера. Смена караула — каждый час.
Заказ экскурсии по Мамаеву Кургану — 8-8442-38-16-22, 8-927-510-05-03. Продолжительность 1-1,5 часа. Набор группы – от 2-х человек. Цена экскурсии – от 600 руб. /чел. Требуется предварительный заказ.
Как добраться до монумента «Родина-мать зовет!»
Доехать до памятника можно из Волгограда на общественном транспорте. К комплексу проложены маршруты любого вида городского транспорта: есть автобусные, трамвайные, троллейбусные. Можно добраться электричкой, такси. От центра города можно дойти и пешком, тем более что высокая статуя прекрасно видна с любой точки города. Также можно добраться на собственном автомобиле.
Во время строительства памятника «Родина-мать» была выполнена огромная работа. Он стал символом победы в одной из самых главных битв Великой Отечественной войны. Его посещали миллионы людей в Советском Союзе, и сегодня этот комплекс представляет интерес для туристов.
Комплекс недавно полностью отреставрирован, приведен в порядок. Для тех, кто не безразличен к истории своей страны, уважает память солдат, отдавших жизнь ради великой Победы, это место должно быть в списке того, что нужно увидеть обязательно. Доехать до него несложно от центра Волгограда на любом транспорте в любой день года. Посещение свободное, возле памятника всегда много людей – жителей города и его гостей.
«Родина-мать зовёт!» История создания памятника.
- Консультации с военной точки зрения при строительстве давал маршал Василий Чуйков, который в годы Великой Отечественной войны руководил 62-армией, которая и участвовала в боях за Сталинград. Согласно его завещанию был впоследствии захоронен у подножья этого монумента, рядом со своими воинами.
- От подножия до верхней площадки памятника 200 ступеней, по количеству дней Сталинградской битвы. По плану и внутри должно было быть двести, но из-за пролетов их стало двести три.
- Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали и обшит титановыми листами. Но такая громадная масса вместе с высокой парусностью меча стали вызывать деформацию меча и движения титановых пластин, к тому же создавая шум гремящего на ветру металла. Поэтому в 1972 году меч был заменен на полностью стальной клинок с отверстиями в верхней части, чтобы уменьшить парусность.
- Фигуру женщины, «Родины-матери» отливали на месте. Рядом находил уменьшенный макет статуи в масштабе 1:10, с него же ярус за ярусом создавали этот грандиозный памятник. Во избежание внезапных остановок в строительстве все грузовые машины с бетоном были помечены специальном цветом, что давало им право проезда «на красный», а сотрудникам ГАИ было запрещено их останавливать. Голова отливалась отдельно и позже поднималась вертолетом.
- Евгений Вучетич вспоминал в разговоре с советским ученым Андреем Сахаровым , «что когда его спрашивало начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво, он отвечал, — А она кричит — за Родину… вашу мать!»
Достоверных данных, с кого лепил скульптор эту фигуру нет. Наиболее вероятным считается, что это была советская легкоатлетка, метательница диска Нина Думбадзе, а лицо с собственной жены скульптора Вучетича. Хотя есть и другие версии.
На момент постройки статуя была внесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая высокая на тот момент в мире. Сейчас эта скульптура-статуя занимает 11 место в мире по высоте и является самой высокой нерелигиозной статуей в мире.
Мурманский «Алеша»
Памятник «Защитникам советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» был заложен в 1969 году на сопке Зеленый Мыс, где располагались зенитные батареи, оборонявшие город от воздушных налетов. Мурманская область — единственный регион, где враг смог пройти не дальше чем на 30 километров от государственной границы. Самые ожесточенные бои шли на правом берегу реки Западная Лица, позже переименованном в Долину Славы. Взгляд «Алеши» устремлен именно туда. До сих пор нет точных данных о количестве погибших при защите региона.
Мурманский «Алеша» — второй по высоте памятник в России после Мамаева кургана. Его высота вместе с постаментом — 42,5 метра. Ансамбль мемориала включает могилу Неизвестного солдата, Вечный огонь, гранитную стелу Защитникам Заполярья. У подножия памятника замурованы две капсулы: одна с морской водой с места гибели корабля «Туман», вторая — с землей с Долины Славы и района боев на рубеже Верман.
Памятник Матросу и Солдату
У этого 40-метрового памятника в Севастополе непростая судьба. Решение о строительстве мемориального комплекса на мысе Хрустальный было принято еще в 70-х годах прошлого века, однако возведение началось лишь спустя десятилетия. Строительство шло медленно, потом было законсервировано, так как проект признали неудачным, а в конце 80-х рассматривали вопрос о демонтаже монумента. Со временем сторонники памятника добились его сохранения, и на реставрацию были выделены деньги, но завершить изначально утвержденный проект так и не удалось. Сейчас памятник Солдату и Матросу посещают туристы, хотя многие местные жители его критикуют.
«Воин-освободитель» или меч опущен
«Воин-освободитель» г. Берлин
В канун четвертой годовщины Победы состоялось открытие памятника, олицетворявшего поражение фашизма. Это не только символ победы советского народа, но и олицетворение свободы всех народов Европы от фашизма. Стоит ли говорить, каких трудов стоило воздвигнуть памятник в послевоенные годы, когда разруха и тяжелый труд сопровождали каждого.
У памятника есть прототип – простой советский солдат из Кемеровской области, во время штурма Берлина он спас немецкую девочку и такой сюжет на самом деле имел место быть. Для статуи же позировал десантник Иван Одаренко, а у него на руках трехлетняя дочь коменданта советского сектора Берлина. Несмотря на то, что статуя изготовлена с победителя, на его лице нет радости или ликования, скорее скорбь и облегчение, ведь он прошел огромный путь, а впереди его еще ждут тяжелые испытания.
На скульптуре изображен реальный советский солдат
Примечательно, что сам Сталин приложил руку к созданию памятника, заложив основу всего триптиха. По задумке в руках у солдата был автомат (ну какой меч мог быть в руках у солдата того времени?), но Иосиф Виссарионович предложил заменить оружие, тонко прочувствовав, что меч придаст больше трагичности и драматизма.
Скульптура была отлита в бронзе в Ленинграде и состояла из шести частей, затем их перевезли в Берлин. После того как памятник был открыт, он был передан Берлину. Около мемориала проводятся памятные события и по сей день.
Триптих, в основу которого легла и творческая задумка, и работа инженеров и строителей, не оставляет равнодушным зрителей. Величие и мощь народа-победителя как нельзя лучше выражена в этих монументальных творениях. Несмотря на то, что война стала одной из ключевых тем современного искусства, она же стала причиной исчезновения мировых сокровищ, о которых и сегодня удается узнать немногое.
8
Просмотрено:
1 157
Янус Полуэктович
3 760
Существующий одновременно в двух воплощениях — как администратор А-Янус и как учёный У-Янус.
Янус Полуэктович Невструев — единый в двух лицах директор института и политолог блуждающий в прошлом и будущем!
Комментарии: 15Публикации: 601Регистрация: 13-08-2019
Часть триптиха
«Родина-мать зовёт!» была внесена в Книгу рекордов Гиннеса как самое высокое (на тот момент) изваяние, созданное руками человека. Для сравнения: знаменитый памятник, посвящённый Сталинградской битве, выше Статуи Свободы в два с половиной раза. При этом далеко не все знают, что «Родина-мать» стала вторым творением в триптихе.
Скульптор Лев Николаевич Головницкий, архитектор Яков Борисович Белопольский «Тыл – фронту», 1979 годМестонахождение: Магнитогорск, Россия
Первой среди скульптур стала «Тыл – фронту», установленная в Магнитогорске. А завершением триптиха стала скульптура «Воин-освободитель», установленная в берлинском Трептов-парке.
Я хочу обратить внимание на меч в каждом из этих творений. Согласно замыслу, символ борьбы и свободы был выкован на Урале, после чего оказался в руках «Родины-матери», поднявшей его в разгар войны, а опускает меч советский солдат, дошедший до Берлина
Скульптор Евгений Викторович Вучетич, архитектор Яков Борисович Белопольский «Воин-освободитель», 1949 годМестонахождение: Трептов-парк, Берлин, Германия
История создания скульптуры
Битва под Сталинградом (нынешний Волгоград) — одна из самых трагичных за всю Великую Отечественную войну. И невозможно переоценить подвиг советских солдат, которые переломили ход сражения.
В память об их героизме еще до окончания войны было решено воздвигнуть монумент. Конкурс эскизов был объявлен в 1944 году. Проекты поступали со всей страны — от архитекторов, скульпторов и солдат. Были заявки даже из-за рубежа — из Шанхая, Марокко. В результате была выбрана работа архитекторов Вучетича Е. В. и Никитина Н. В.
К строительству монумента приступили только в 1959 году и длилось оно восемь долгих лет. Работу начали с создания искусственной насыпи, сооружения основания. И только в 1964 году на кургане возвели строительные леса для создания самой скульптуры.
Это был один из самых сложных этапов работы. На площадке находилась уменьшенная копия статуи «Родина-мать», на которой через каждые 5 см были выполнены срезы. По ним делали маленькие лекала на кальке, которые затем в увеличенном виде переносили на фанеру. С их помощью на кургане также послойно собирали армированную форму с наружной гипсовой опалубкой.
В 1965 году началась работа по укладке бетона, а в 1967 году на статуе установили меч. В этом же году состоялось открытие монумента.
Описание монумента
Но давайте пристальнее взглянем на скульптуру «Родина-мать зовёт!». Несомненно, это один из самых ярких аллегорических образов в истории ваяния. Родина здесь представлена в облике высокой статной женщины, поднимающей меч. Она словно шагает навстречу нам. Её тело чуть повёрнуто назад, туда же в приглашающем жесте направлена и левая рука. Она действительно зовёт своих сыновей на битву с врагом.
О решимости и воинственности «Родины-матери» говорит и выражение её лица. Рот приоткрыт, словно в призыве идти в атаку, а брови сурово сдвинуты. Но главной “изюминкой” скульптуры является динамика, которая передаётся за счёт развевающихся по ветру одежды и волос.
В складках развевающихся одежд прослеживаются античные мотивы
Скульпторы виртуозно передали эту часть композиции. На мой взгляд, в драпировке одежд, в их кажущейся лёгкости можно заметить античные мотивы, что, вероятно, и вдохновили создателей.
Высоко поднятый меч статуи олицетворяет борьбу и силу. Неспроста у Сталинграда была установлена не солдатская, а именно женская фигура. На бой воинов-защитников действительно поднимала Родина, за которую они сражались и отдавали жизни – в имя счастливого будущего своих потомков.
Скульптор Евгений Викторович Вучетич, инженер Николай Васильевич Никитин «Родина-мать зовёт!» , 1959-1967 годыМестонахождение: Волгоград, Россия
А напоследок хочу привести интересный факт о скульптуре «Родина-мать зовёт!». Внутри она представляет собой полую конструкцию. Все части удерживаются лишь за счёт натяжения тросов. При этом снаружи никаких креплений к основанию, на котором она стоит, не имеется. «Родина-мать» держится исключительно за счёт собственного веса. А вот на тросах установлены датчики, показатели которых контролируют специалисты Как видите, в этом изваянии сочетается не только память о прошлом, но и современные технологии.
Статуя Родины Матери в Волгограде – общее описание и характеристики.
Статуя является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Это один из самых высоких памятников во всем мире: высота статуи Родины Матери в Волгограде без меча составляет 52 метра, а вместе с мечом целых 85! Вес статуи без меча составляет 8 тысяч тонн, меч Родины Матери весит 14 тонн. Такая высота и мощь статуи свидетельствует о силе и уникальности.
Автором статуи Родина Мать в Волгограде является скульптор Евгений Викторович Вучетич, именно по его проекту статуя строилась с мая 1959 по октябрь 1967 года. Статуя «Родина Мать Зовёт!» на Мамаевом Кургане занимает 11 место в книге рекордов Гиннеса как одна из самых высоких статуй-памятников мира. В ночное время суток статуя освещается разноцветными огнями. Скульптура «Родина Мать Зовет!» призывает людей объединиться и выстоять в нелегком бою.
Это интересно: 1383,Памятник Петру I в Москве
Монумент «Героическим защитникам Ленинграда»
Где находится: Санкт-Петербург (ранее — Ленинград), Московский район, Площадь ПобедыВысота: 48 м (обелиск)Скульптор: В.Каменский, С.СперанскийГод создания: 1975 г.
Монумент посвящен ленинградцам, пережившим блокаду, равной которой не было в мировой истории (почти 900 дней), а также солдатам Красной армии державшим оборону в 1941 г. на Пулковских высотах и прорвавшим кольцо блокады в битве за Ленинград 18 января 1943 г.
В центре композиции 48-метровый обелиск, у его подножия расположения скульптурная группа «Победители» — две бронзовые фигуры солдата и рабочего, олицетворяющих единение фронта и тыла. На пьедесталах вокруг расположено еще 26 фигур — рабочих, солдат, горожан, лица которых обращены к Пулковским высотам. Мемориальный комплекс дополнен залом памяти в форме разомкнутого кольца, что символизирует прорванную блокаду.
Комплекс строился частично на пожертвования горожан, его создатели (скульпторы В.Каменский, С.Сперанский и архитектор М.Аникушин) лично участвовали в обороне города. Памятник установлен там, где непосредственно проходил второй рубеж обороны Ленинграда.
Статуя «Родина Мать зовёт!» в Волгограде — история строительства.
Строительство статуи на Мамаевом Кургане началось в 1959 году и закончилось в 1967 году. Возведение скульптуры заняло ровно восемь лет, и это немало. С 1972 года на Мамаевом кургане периодически проводились строительные и реконструктивные работы. В 1978 году скульптура была укреплена, расчет устойчивости проводил доктор технических наук Никитин Н.В. Именно он делал необходимые расчеты при строительстве Останкинской башни в Москве. В 2010 году начались работы по более эффективному обеспечению безопасности памятника.
Что касается материалов для строительства статуи, ограничений на них не было. На возведение и строительство памятника Родина-мать в Волгограде было израсходовано 5500 тонн бетона и 2500 металлических конструкций. Перед началом строительства на Мамаевом кургане был заложен фундамент глубиной 15 метров, на который была установлена плита высотой 2 метра. Для строительства «Родины-матери» было использовано 95 металлических тросов, именно они удерживали каркас статуи в вертикальном положении. Толщина железобетонных стен статуи составляет около 30 см.
Это интересно: 1389,Памятник Тарасу Шевченко (Краснодар)
«Родина-Мать зовет!»
Где находится:Высота: Скульптор:Е. В. ВучетичГод создания:
«Родина-Мать зовет!», соответственно, является второй частью триптиха. Скульптура шагающей вперед женщины с высоко поднятым мечом представляет собой аллегорический образ Родины, призывающей всех объединиться во имя защиты своей земли. Именно там — в кровопролитной битве при Сталинграде (ныне Волгоград), длившейся несколько месяцев с июля 1942 по февраль 1943-го, наступил переломный момент Великой Отечественной войны, а 6-я армия вермахта под предводительством генерала Паулюса капитулировала.
В Сталинградской битве только со стороны СССР принимало участие порядка 1,1 млн человек.
Возведение этой грандиозной скульптуры велось с 1959 по 1967 год. На момент создания в 1967-м и далее еще на протяжении 22 лет «Родина-мать» являлась самым высоким памятником на планете. В настоящее время она 11-я по высоте.
В 1972 году были проведены работы по замене первоначального меча. 33-метровая конструкция из нержавеющей стали в титановой оболочке весила 14 тонн и сильно раскачивалась в ветряную погоду, в связи с чем было решено заменить лезвие на другое — из фторированной стали чтобы уменьшить эффект парусности.
Музей-заповедник «Прохоровское поле»
В окрестностях железнодорожной станции Прохоровки в Белгородской области 12 июля 1943 года произошло самое крупное в истории танковое сражение. В нем участвовало более 1500 танков Красной Армии и фашистских захватчиков. Этот бой переломил ход Курской битвы и войны в целом. В память об этом сражении был создан музей-заповедник «Прохоровское поле». Здесь реконструирован наблюдательный пункт, из которого отдавал приказы генерал Павел Ротмистров, командующий 5-й гвардейской танковой армией. Памятный знак в излучине реки Псел установлен в честь подвига старшего лейтенанта Павла Шпетного. Все девять человек, входивших в его взвод, погибли, подбив при этом семь вражеских танков.
В 2010 году в Прохоровке был открыт музей боевой славы «Третье ратное поле России». Главный памятник мемориала — 59-метровая звонница с колоколом, который бьет трижды в час, напоминая об исторической роли трех ратных полей: Куликовского, Бородинского и Прохоровского. В качестве архитектурной доминанты комплекса возвышается храм Во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, на стенах которого нанесены имена 7382 воинов, погибших в этих кровопролитных боях.
Ежегодно в начале июля здесь проходит фестиваль «Третье Ратное поле России».
Пискаревское мемориальное кладбище
Самое большое захоронение жертв Второй мировой войны расположено в Санкт-Петербурге. В 186 братских могилах похоронены около 420 тысяч жителей блокадного Ленинграда, умерших от голода, холода и болезней, 70 тысяч воинов, героически сражавшихся за Северную столицу. Торжественное открытие мемориала состоялось 9 мая 1960 года. Доминанта ансамбля — памятник «Мать-Родина» с гранитной стелой, на которой выбита эпитафия Ольги Берггольц, где есть знаменитая строка «Никто не забыт и ничто не забыто». Поэтесса написала это стихотворение к открытию Пискаревского мемориала. От «Матери-Родины» идет 300-метровая аллея, на которой высажены красные розы, она заканчивается у Вечного огня. Здесь, на Пискаревском кладбище, в военном музее находится дневник Тани Савичевой.
Реставрация
Проект реставрации статуи подготавливался с 2008 по 2016 годы. В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи; это был последний частичный её ремонт. В 2017 году проводились противоаварийные работы: были заменены канаты внутри статуи, обеспечивающие её устойчивость, отремонтированы внутренние помещения, заменены освещение и система пожаротушения. В марте 2019 года началась реставрация внешней поверхности статуи, которую планируется завершить к марту 2020 года. Для этого вокруг скульптуры были созданы 30 ярусов строительных лесов высотой 60 метров и весом 270 тонн. Основные цели — очистка статуи от грязи и мха, возвращение ей первоначального цвета и заделка трещин в бетоне, общая длина которых, по подсчетам реставраторов, составила 13 километров. Кроме того, производится восстановление частей заржавевшей арматуры. Столь масштабная комплексная реставрация памятника проводится впервые.
Мемориалы Победы
3 июля 1944 силами четырёх фронтов столица Беларуси была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. В память об этой знаменательной дате в Минске были воздвигнуты мемориалы Победы.
Монумент Победы на площади Победы
Памятник Победы в центре одноимённой площади был воздвигнут в 1954 году. Над его созданием трудился творческий коллектив известных отечественных скульпторов и архитекторов.
Мемориальная композиция представляет собой высокую 38-метровую четырёхгранную стелу, с выбитыми по кругу белорусскими национальными мотивами, и увенчанную массивным 3-хметровым изображением Ордена Победы. Стела изготовлена из полированного серого гранита, доставленного с Днепропетровщины, а декоративный элемент – из бронзы и ломоносовской смальты. У подножия памятника по четырём сторонам выбиты горельефы:
- 9 мая 1945 года (автор – А. Бембель),
- Партизаны Беларуси (автор – А. Глебов),
- Слава павшим героям (автор – З. Азгур),
- Советская Армия в годы Великой Отечественной войны (автор – С. Селиханов).
Расширенная к низу платформа, на которую установлена стела, изготовлена из чёрного лабрадорита и декорирована барельефным бронзовым мечом, перевитым лавровой ветвью. Данный символ словно говорит врагам Отчизны: «Кто с мечом придёт – тот от меча и погибнет».
В 1961 году у подножия монумента был зажжён генерал-полковником А. С. Бурдейным Вечный огонь в память о павших в сражениях воинах. Ныне у обелиска проводятся ежегодные торжественные мероприятия в памятные даты – на День Победы 9 мая и День Независимости Беларуси 3 июля. Также посещение монумента и возложение к нему венков входит в обязательный протокол визита в Минск каждой международной делегации.
Памятный комплекс на проспекте Победителей
Памятный комплекс на проспекте Победителей создавался и дополнялся в разные года новыми мемориальными элементами.
- В 1985 году была установлена памятная бетонная стела «Минск – город-герой». Венчает 45-метровый обелиск золотая звезда и лавровая ветвь. У подножия на мемориальной плите можно прочесть текст Указа Президиума Верховного Совета СССР, коим Минску присваивалось почётное звание «Город-герой».
- Следующим элементом композиции считаются две фигуры из бронзы высотой 5,5 метров. Они находится по правую сторону от обелиска. Перед зрителями предстаёт стилизованный образ Родины-Матери, провожающей сына на борьбу с захватчиками Отечества.
- В 2014 году произошло торжественное открытие Музея истории Великой Отечественной войны. Расположено здание несколько позади монументальной стелы.
Ежегодно в Парке Победы 3 июля монументу возлагают венки в память о ратном подвиге не вернувшихся с войны. Вечером здесь устраивают народные гуляния и гала-концерт, заканчивающийся праздничным салютом.
Ритуальные венки
Общая информация
Скульптурная группа «Марсельеза» на триумфальной арке в Париже
Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах; в частности, в 1972 году был заменён меч.
Наиболее вероятно, что фигуру скульптор лепил с спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова или Екатерина Гребнева. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.
В ночное время скульптура освещается прожекторами.
Основные моменты
Скульптура «Родина-мать зовет»
Памятник «Родина-мать зовет» является композиционным центром ансамбля «Героям Сталинградской битвы», он выполнен в виде статуи женщины-матери, которая шагает вперед с поднятым мечом, призывая своих сыновей к битве с врагом. Впечатление от скульптуры усиливают растрепанные на ветру волосы, резкие контуры фигуры, яркая эмоциональность лица и сильные руки женщины. Широко раскрытые глаза и рот создают атмосферу тревожности и напряжения. То, что памятник стоит не на высоком постаменте, а всего в двух метрах над землей, придает ему еще большую реалистичность.
У подножия памятника «Родина-мать зовет» находится вершина Мамаева кургана – площадь Скорби. Отсюда, из самого центра Волгограда открывается захватывающий вид на весь мемориальный комплекс, кварталы города, широкую долину Волги и Заволжье.
Лестница, ведущая к мемориалуПлощадь Скорби
Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»
Один из самых известных мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне — величественный и символичный — расположен в Волгограде. Его строили восемь с половиной лет: с 1959 по 1967 год. Главный архитектор — Евгений Вучетич. От подножия к вершине кургана ведут 200 ступеней. Это число выбрано не случайно: именно столько дней длилась Сталинградская битва, положившая конец наступлению фашистских войск.
Центр мемориала — скульптура «Родина-мать зовет!» — долгие годы была самой высокой статуей в мире: высота составляет 52 метра. Это в полтора раза больше Статуи Свободы в Нью-Йорке. «Родина-мать» — уникальная инженерная конструкция, созданная из железа и бетона, с тонкими стенами (25–30 см), которая сохраняет равновесие благодаря точным расчетам архитектора.
При посещении Стен-руин и Зала воинской славы можно услышать голос легендарного советского диктора Юрия Левитана и специально записанные для мемориала звуковые фрагменты. В 1965 году на Мамаевом кургане была заложена капсула участников войны к потомкам, которую должны вскрыть 9 мая 2045 года, в день столетия Победы. С 2014 года Мамаев курган — кандидат на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.