Зона турбулентности в самолете: что это такое
Содержание:
- Что означает турбулентность?
- Правила безопасности
- 9 способов получить лучшее место
- Другие причины появления тряски
- Турбулентность ясного неба
- Чем опасна турбулентность для пассажира
- Из-за чего возникает турбулентность?
- Что делать, когда самолет трясет
- Чем опасна турбулентность для самолета?
- Причины турбулентности
- Как перестать нервничать в полете во время турбулентности.
- Почему возникает турбулентность?
- Если вы попали в зону турбулентности
Что означает турбулентность?
Каждый, кто только планирует лететь самолетом или уже так путешествовал не один раз, знает, что такое зона турбулентности. Под данным термином принято понимать такое физическое свойство атмосферы, при котором постоянно происходят изменения давления, температуры, направления и скорости ветра. По этой причине воздушные массы по составу и плотности становятся неоднородными. Когда самолет через них проходит на большой скорости, возникает вызывающая неприятные ощущения вибрация.
Иногда такое явление как турбулентность возникает при ясном небе, но чаще в условиях облачности, во время движения самолета через море. В основном ее легко спрогнозировать. Пилоты заранее сообщают о предстоящих вибрациях, советуя пассажирам занять свои места и пристегнуть ремни безопасности. Необходимо следовать всем указаниям, так как во время сильной тряски можно получить серьезные травмы.
Турбулентность ясного неба — что это такое?
Одним из основных видов атмосферной турбулентности в авиации считается зона турбулентности ясного неба. Она, в отличии от других видов, может возникать не при значительной облачности, а при ясном небе или же небольшом количестве облаков верхнего яруса. Отличительная характеристика заключается в отсутствии явных признаков турбулентности. По этой причине ее непросто обнаружить заранее не только визуально, а и даже с применением радара.
Правила безопасности
Итак, как уже было сказано выше, турбулентность и воздушные ямы во время полета все таки могут быть опасны. Но для того чтобы их избежать, достаточно просто соблюдать систему безопасности. Рассмотрим данные вопросы более подробно.Итак, самая большая опасность заключается в том, что самолет начинает трясти, и люди могут начать падать, или в них могут полететь какие либо предметы. Для того чтобы этого избежать, необходимо: сидеть на своих местах, и быть пристегнутым, и конечно же, соблюдать все требования бортпроводников.
Так вы сможете избежать получения каких-либо травм, ведь турбулентность рано или поздно закончиться. На первый взгляд, кажется что эти правила совсем не важны, но именно они помогут избежать вам 99 процентов травм, поэтому их всегда необходимо соблюдать. Кстати, многие думают, что при турбулентности, самолет может начать работать неправильно и терпеть сбои в системах, но на самом деле, это совершенно не так, и для систем самолета турбулентность не является проблемой, поэтому за это точно можно не переживать.
когда самолет попадает в воздушную яму, всем кажется, что он падает. Но на самом деле, это совершенно не так, это просто оптическая иллюзия, и кажется что мы летим вниз. Самое главное в данной ситуации – это не поддаваться панике, и знать, что это всего лишь обман нашего организма. Таким образом, в турбулентности нет ничего страшного и она не приведет к авиакатастрофе, а для того чтобы избежать травм, необходимо всего лишь соблюдать элементарные правила безопасности.
9 способов получить лучшее место
1. Присоединяйтесь к программе для часто летающих пассажиров. Это самая надежная тактика, которую вы можете использовать. Предоставление номера постоянного пассажира во время бронирования имеет большое значение для получения хорошего места, особенно если вы лояльный и высокопоставленный участник.
2. Купите билеты заранее. Количество мест, доступных для предварительного резервирования, уменьшается по мере приближения даты поездки. Если вы не можете купить билеты по крайней мере за несколько недель, не забудьте зарегистрироваться онлайн как можно раньше, чтобы выбрать место, или приедьте в аэропорт заранее, если онлайн-регистрация недоступна.
3. Купите место, где в самолете меньше трясет. Многие авиакомпании теперь предлагают места эконом-класса с дополнительным пространством для ног за небольшую доплату. Например, сиденья JetBlue «Еще больше места», многие из которых находятся в рядах около выхода, имеют до 3 дополнительных сантиметров.
4. Выберите лучшее место в самолете, когда вы бронируете. Большинство веб-сайтов авиакомпаний и систем бронирования позволяют вам выбрать место при покупке билета или вернуться к бронированию после первоначальной покупки и сделать выбор места позже. Во многих случаях этот процесс является бесплатным, но некоторые авиакомпании добавляют дополнительные сборы, чтобы заранее выбрать место. Если вы не видите подходящего вам места, рассмотрите возможность возврата к бронированию по мере приближения даты поездки, чтобы узнать, открылось ли что-нибудь за это время.
5. Подтвердите свое место при регистрации. Большинство авиакомпаний разрешают пассажирам зарегистрироваться онлайн за 24 часа до вылета. В этот момент вы можете подтвердить место, которое вы уже выбрали, или даже подобрать лучшее.
6. Если есть сомнения, спросите. Как только вы доберетесь до аэропорта, спросите, открылись ли новые места. Если другие пассажиры повышают уровень до бизнес-класса или не появляются на рейсе, вам может повезти, и вы получите лучшее место, где в самолете меньше трясет.
7. Быть конкретными. Если вы точно знаете, какое место вас интересует, агентам будет проще получить его для вас. Вместо того чтобы просить «хорошее место», попробуйте попросить «место в проходе рядом с передним сидением» или «место в ряду у выхода». Вы с большей вероятностью получите то, что вы хотите (или приемлемую замену).
8. Держите агента в курсе. Если у вас есть инвалидность или заболевание или вам нужно сидеть рядом с маленькими детьми, сообщите об этом агенту. Большинство сделает все возможное, чтобы удовлетворить вас.
9. Доброта имеет значение. Подходите к агентам авиакомпаний с вежливостью. Они слышат жалобы и требования весь день. Относитесь к ним как к профессионалам, и они могут вас удивить.
Другие причины появления тряски
Нередко при обходе грозовых облаков самолет все равно трясется. Это все связано с боковыми завихрениями воздуха по границе таких облачных скоплений. И они не менее опасны, в первую очередь, из-за своей неожиданности.
Также проблема может возникнуть при посадке. Ведь самолеты взлетают и садятся постоянно, особенно если речь идет о крупных аэропортах мира. И на фоне этих завихрений самолет начинает потрясывать.
Основная сложность заключается в том, что установленные эшелоны менять самолеты не могут, а во время посадки уже и сделать что-то сложно. Но если начинается зона турбулентности, нередко самолет приходится уводить на второй круг. У пассажиров же может начаться еще один приступ паники, когда на фоне чистого неба и хорошей видимости самолет вдруг уходит на второй круг.
Турбулентность ясного неба
Отсутствие на небе каких-либо облаков не говорит о том, что турбулентности не будет. На высоте от 5000 м может возникнуть так называемая турбулентность ясного неба. Такое явление характерно для горной местности с подветриваемой стороны склона. При обтекании гор воздушны поток отклоняется от прямолинейного направления, деформируется и образует зоны повышенной турбулентности. Распределение зон меняется по высоте: в нижней и верхней частях — максимальна, а в средней минимальна.
При невозможности изменить курс полета, воздушные судна должны в строгом порядке выдерживать определенное расстояние, чтобы избежать столкновения.
Турбулентность в горах
Может ли самолет упасть из-за турбулентности? За все время по причине турбулентности ясного неба произошло пять крупных авиакатастроф. При условиях полного отсутствия облаков произошло разрушение самолета, совершавшего рейс из Токио в Гонконг. Специалисты установили, что виной гибели всех пассажиров рейса и экипажа стала необычно высокая турбулентность у склонов Фудзи.
Другим примером является крушение авиалайнера, совершавшего посадку в одном из аэропортов Аляски. Версию трагедии из-за турбулентности сразу не рассматривали, поскольку она противоречила прогнозам гидрометеоцентра. Однако впоследствии был зафиксирован отток арктических масс, что послужило образованию аномальной воздушной волны и зоны турбулентности.
1 мая 2017 года по всем отечественным новостным каналам прошло сообщение о попадании боинга 737, совершавшего рейс из Москвы в Тайланд, в зону турбулентности ясного неба. Установить факт приближения воздушной ямы и избежать попадания в нее судна было невозможно, поскольку ни один прибор ее не зафиксировал. В результате резкого прыжка боинга на 200 м пассажиры получили множественные травмы и переломы.
Согласно статистическим данным, за год возникает в среднем около 1000 случаев прецедентов, связанных с неустойчивостью атмосферы в ясном небе. В основном они приводят задержкам рейсов, что наносит большой материальный ущерб авиакомпаниям-перевозчикам.
Чем опасна турбулентность для пассажира
Считается, что турбулентность не может нанести какой-либо вред пассажиру самолета. Однако существуют исключения, когда данная ситуация в полете может иметь неприятные последствия.
- При наличии хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы турбулентность можно стать причиной ухудшения состояния.
- Особенно осторожным стоит быть женщинам в 1 и 3 триместре беременности. В данный период перелеты в целом считаются опасными лишь при наличии патологий, при этом во время турбулентности критическое состояние может усугубиться.
- Любое плохое самочувствие пассажира может ухудшиться во время болтанки, особенно, если она длится долгое время. Тошнота, головокружение, излишняя нервозность — эти и другие симптомы могут появиться в период прохождения зоны турбулентности.
Впрочем, все вышеперечисленное — лишь потенциальные опасности, которы могут вообще не иметь места. Однако главная рекомендация авиационных специалистов — занять сидячее положение и крепко держаться, поскольку главный риск турбулентности — травмы внутри салона. Пассажиры могут попросту недооценивать амплитуду колебаний борта, поэтому в истории немало случаев, когда люди ударялись обо что-то или даже падали во время сильных толчков.
Из-за чего возникает турбулентность?
Причин возникновения турбулентности очень много: завихрение от торцов крыльев, неравномерное прогревание воздуха, встреча воздушных масс, температура которых различается, и многое другое.
Опасные завихрения воздуха зачастую возникают в грозовых облаках. Они хорошо видны на специальном локаторе в кабине пилота, и, если есть возможность, их облетают. Однако по краям грозового фронта тоже есть завихрения, их на локаторе не видно. Поэтому облететь зону турбулентности не всегда возможно.
В ясном небе болтанка тоже возникает, но самолёт не всегда может изменить эшелон полёта из-за плотного трафика в небе. Между самолётами нужно строго выдерживать определённые интервалы во избежание столкновений.
С сильными вихрями ветра самолеты также часто сталкиваются при снижении. Для экипажа разработаны нормативы параметров полёта при болтанке, и, если они выходят за пределы, пилот вынужден уходить на запасной аэродром.
Ещё одной причиной турбулентности могут послужить струйные течения. Это течения, скорость которых резко меняется как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Особенностью таких течений является то, что они могут тянуться на несколько сотен тысяч километров. Чаще всего их можно встретить у востока США.
Большим заблуждением является то, что болтанка зависит от квалификации и навыков пилота. Самолёт идёт на автопилоте, и только при очень сильной тряске, когда нужна реакция пилота, начинают пилотировать вручную. То, с какой силой будет трясти самолёт, больше зависит от его конструкции. Чем он больше и тяжелее, тем меньше ощущается турбулентность.
Что делать, когда самолет трясет
Избежать тряски удается не всегда. Если вы попали в зону турбулентности, придерживайтесь простых правил для собственной безопасности.
- При посадке на борт положите ручную кладь на верхнюю полку и плотно закройте дверцу.
- Пристегните ремни безопасности.
- Не садите ребенка к себе на колени, при сильной тряске вы не сможете его удержать.
- Спрячьте телефоны, планшеты и другие гаджеты — они наверняка вылетят из рук.
- Выполняйте все указания бортпроводника. Стюардессы проинструктированы и имеют опыт действий в таких случаях.
- Не паникуйте.
Некоторые люди отказываются летать самолетами из-за боязни тряски и попадания в воздушные ямы. Знания о степени опасности и правилах поведения на борту помогут преодолеть страх турбулентности. Успокоит нервы любимая музыка в наушниках, приятные воспоминания, молитва или мантра. Также психологи рекомендуют отправляться в первое путешествие с родственниками или друзьями.
Чем опасна турбулентность для самолета?
Прежде чем сесть в самолет, неопытные авиапутешественники часто задаются вопросом, что такое турбулентность и чем опасна турбулентность. Во время проектирования расчетных нагрузок учитывается данный параметр, потому закладывается больший запас прочности и надежности даже на самые непредсказуемые ситуации. Однако опытные пилоты всегда настоятельно рекомендуют при необходимости соблюдать технику безопасности. В противном случае можно пострадать:
- Получить серьезные травмы. Зафиксированы случаи, когда при сильной «болтанке» пассажиров даже выбрасывало с их кресел, и они получали ушибы и переломы.
- Травмироваться в результате падения находящихся над креслами чемоданов.
Падают ли самолеты от турбулентности?
Страдающие аэрофобией перед новым путешествием на летательном аппарате хотят удостовериться насколько может быть опасной зона турбулентности и может ли она стать причиной падения самолета. Пилоты уверяют, что конструкция современных самолетов может выдержать даже самые сильные порывы ветра. При этом корпус и все части летательного аппарата останутся целыми.
Статистика говорит, что за последние двадцать пять лет не было ни одного случая авиакатастрофы по причине попадания самолета в зону турбулентности. Хотя теоретически такая опасность может быть, поскольку каждая конструкция имеет свой предел мощности, а сильный шквальный ветер во время посадки и взлета способен ударить самолет об землю. Однако есть специальные нормативы, по которым пилот должен будет уйти на запасной аэродром, чтобы не рисковать.
Может ли турбулентность разрушить самолет?
Избавиться от фобий можно, узнав, какими могут быть последствия турбулентности и способно ли такое явление разрушить самолет. Авиаконструкторы уверяют, что современные летательные аппараты настолько мощные, что, даже попадая в опасную зону турбулентности, способны остаться целыми. Неприятные последствия могут ожидать пассажиров самолета, если они в это время не будут находиться на своих местах и проигнорируют указания бортпроводников.
Причины турбулентности
Выделяют следующие причины турбулентности:
- термоконвекция (вследствие неравномерности прогрева поверхности или при смешении холодного и теплого воздуха при значительных вертикальных изменениях температуры);
- вследствие трения движущихся воздушных потоков о шероховатый рельеф;
- вследствие неоднородности характера воздушных потоков в направлении и скорости, волновых движений на инверсионных и изотермических слоях (имеются чередующиеся нисходящие и восходящие потоки).
Примером термической конвекции является образование кучевых облаков.
Кучевое облако
Перед совершением каждого рейса экипаж и сам пилот проводят ознакомление со сводками погоды на ближайшее время, чтобы выбрать наиболее безопасный маршрут движения
Особое внимание уделяется наличию кучевых облаков
С точки зрения безопасности полета входить в такие облака, а также совершать полет судну под ними запрещено. Особенно опасны кучево-дождевые облака, поскольку в них ввиду наличия частиц воды, образуются сильные осадки и электрические разряды. Поэтому рекомендуется прокладывать маршрут на расстоянии 10 км от грозовых облаков на высоте выше 1 км над ними. Осложняет полет не только высокая турбулентность в самолете, вызывающая болтанку, но и плохая видимость — до 45м.
Зоны наложения восходящих и нисходящих потоков могут распространяться на тысячи километров. Больше всего случав зафиксировано Больше всего случав зафиксировано на восточных берегах США.
Как перестать нервничать в полете во время турбулентности.
Турбулентность во время полета в самолете может, как раздражать, так и пугать многих людей. Многие считают, что когда самолет начинает трясти, то это связано с действиями нервного пилота. На самом деле, возникающая турбулентность, не зависит от летчика. Также в этом явлении нет ничего опасного. Поэтому если вы сильно нервничаете во время турбулентности, то пришло время узнать, как же можно успокоиться во время перелета.
Чтобы понять, что турбулентность не представляет опасность для пассажиров, мы связались с действующим летчиком, который рассказал нам, насколько опасна турбулентность и стоит ли нам беспокоиться об этом.
Вот что он рассказал:
Традиционно турбулентность является виновником пролитого в самолете кофе, падения ручного багажа и т.п. Но чаще всего турбулентность щекочет нервы многим пассажирам. Причина беспокойства в незнании процесса возникновения турбулентных потоков во время полетов и т.д.
Кстати, турбулентность это далеко не единственная причина тревоги беспокойных авиапассажиров. Также многих людей во время перелета беспокоит высота полета, стабильность летательного аппарата. Все это связано с нашим пониманием, что на огромной высоте летит большой летательный аппарат, которые как беспомощный корабль плывет сквозь бушующее море.
Естественно наш мозг на подсознательном уровне понимает, что иногда корабли / лодки могут опрокидываться, заваливаться и попадать на рифы. Так как наш мозг часто ассоциирует самолет с морскими кораблями у него возникает опасения и по поводу авиалайнера. В результате, садясь в самолет, многие пассажиры начинают беспокоиться по пустякам, считая опасным в самолете буквально всё вокруг.
Но на самом деле самолет не морской корабль, который может неожиданно бросить на скалы или рифы. В этом плане самолет, более контролируемый и предсказуемый транспорт. Особенно во время турбулентности. В этих условиях самолет не может бросить в штопор, перевернуть и т.п.
Да, условия во время турбулентности могут быть раздражающими и неудобными. Но самолет, попав в турбулентность, не может разбиться.
Да, турбулентность для экипажа это конечно не нормальное явление во время полета. Но она ничего общего не имеет с опасностью. С точки зрения пилота эта проблема рассматривается как проблема удобства и комфорта, а не проблема безопасности.
Но почему же тогда во время турбулентности пилоты часто меняют высоту полета? Это не говорит о том, что турбулентность опасна?
На самом деле нет. Если вы во время перелета попали в турбулентность, и вы заметили что самолет начал менять высоту, то не беспокойтесь. Таким образом, пилот хочет, чтобы полет проходил в более комфортных условиях.
Неужели пилотов в турбулентности не беспокоит повреждение крыльев и корпуса самолета. Ведь в турбулентных потоках самолет испытывает большие перегрузки?
Хотите, верьте, хотите, нет. Но пилотов, как правило, не беспокоит сохранность самолета, который попал в турбулентные потоки. Дело в том, что они хорошо знают, что все самолеты проектируются так, чтобы все компоненты выдерживали большие перегрузки.
Во время проектирования авиалайнеров инженеры учитывают, как положительные, так и отрицательные возможные G-перегрузки.
Но есть же минимальный риск, что самолет получит повреждения во время турбулентности? Да, конечно риск есть всегда.
Но для примера чтобы у самолета повредила каркас, крыло и т.п., необходимо чтобы самолетом управлял человек, ни имеющий опыта управления. Такое возможно? Вы же не верите в мифы о том, что самолеты водят неопытные пилоты. Конечно, такое не возможно.
Так что вам нечего беспокоиться о безопасности, если ваш самолет попал в турбулентность.
Почему возникает турбулентность?
В основе возникновения турбулентности лежит сложное взаимодействие природных процессов. Изменение давления, скорости и направления ветра – каждый этот фактор по отдельности, либо их взаимовлияние и могут спровоцировать «болтанку». Это может случиться в абсолютно чистом небе: самолет может просто попасть под действие воздушных потоков разной направленности и подвергнуться определенным колебаниям. Однако многие считают, что «болтанка» возникает чаще всего в непогоду, но они правы лишь отчасти. Действительно, при прохождении грозовых туч данное явление может иметь место, но это вовсе не обязательно. Сильные порывы ветра оказывают аналогичный эффект, хотя для больших бортов, используемых для гражданской авиации, даже сильная скорость ветра не имеет риска.
Турбулентность нередко возникает при прохождении через кучевые облака, особенно, если область их расположения достаточно затяжная. Впрочем, скопления кучевых облаков легко отслеживаются локатором, поэтому пилот всегда имеет возможность обойти данную зону.
Турбулентность не расценивается как внештатная ситуация, поскольку возникает практически во время каждого полета. На «болтанку» средней степени пилоты могут даже не обратить внимания и вряд ли допустят отклонения от курса. Больше вероятности, что экстренная посадка может случиться из-за внештатной ситуации на борту, а не по причине даже самых сильных колебаний воздуха.
Современные воздушные судна оснащены специальными датчиками, которые помогают «предвидеть» турбулентность и заранее оценить ситуацию. Как правило, если речь идет о коротких рейсах (3-4 часа), метеоусловия на маршруте известны задания, и кардинальных погодных сюрпризов попросту не может быть. С долгими полетами – почти то же самое: могут наблюдаться лишь незначительные отклонения от прогноза. Из данной ситуации также есть выход. Как известно, пилоты всегда находятся на связи как друг с другом, так и с диспетчерами, поэтому об изменении метеоусловий также узнают заранее. Если на каком-либо участке пути погода значительно изменилась в удушит сторону, пилот может принять решение немного отломиться от курса. такое происходит крайне редко: а практике известно лишь несколько подобных ситуаций.
Если вы попали в зону турбулентности
Во время перелета через океан по дороге на Шри-Ланку мы как раз оказались в зоне турбулентности. Погасло все освещение
, воздушное судно начало качать во все стороны
, а капитан по громкоговорителю объявил: «Наш самолет попал в зону турбулентности
, просим пристегнуть ремни и занять места». Бабушка с внучкой сзади сразу стали креститься и читать молитвы, мужчина справа с недовольным видом пристегнул ремень, а я просто положила паспорт в нагрудный карман (мало ли?) и молча начала смотреть в LED-экранчик, который висел передо мной. Мы летели лоу-костом компании Fly Dubai и впереди каждого кресла висел интерактивный экран, на котором отображалась карта и наш летящий самолетик. В тот момент он как раз находился над океаном, а вокруг была гроза.
По ощущениям турбулентность напоминала мне американские горки.
Самолет неожиданно проваливался в воздушные ямы,
в момент чего у меня замирало сердце, а затем кренился и качался
из стороны в сторону.
А вот когда начали открываться верхние полки с ручной кладью
, стало уже не совсем не смешно. Конечно, стюардесса тут же прибежала и все позакрывала, всех успокоила, но пассажиры явно паниковали
– кто-то закрывал от страха глаза, кто-то втихаря попивал алкоголь из Дьюти-фри. Но, к счастью, через полчаса нервов турбулентность закончилась,
и мы благополучно отстегнули ремни и продолжили полет спокойно и без происшествий.
Если вы вдруг очутились в зоне турбулентности
, то:
-
Не паникуйте
, в этом нет ничего страшного. Паника передается другим пассажирам – зачем лишний раз нагнетать ситуацию? -
Отключите все электроприборы
, если вы не сделали этого раньше. -
Глотните воды и подышите глубоко.
Это поможет вам расслабиться. - Если болтанка не очень сильная – перекусите.
Очень часто стюардессы разносят напитки и еду именно во время турбулентности. Это отвлекает пассажиров от ситуации и не дает думать о плохом.