Екатерининский дворец

Внутреннее убранство

В оформлении интерьера Екатерининского дворца приняли участие такие прославленные архитекторы, как Франческо Растрелли и Чарлз Камерон, Василий Стасов и Ипполит Монигетти.

По проекту Растрелли на втором этаже здания были созданы залы для приемов, они были украшены золотой резьбой и располагались по одной оси, составляя Золотую парадную анфиладу. Также он оформил и покои, предназначенные для проживания царской семьи, так называемую Малую анфиладу.

По рисункам архитектора был создан Большой зал или Светлая галерея — это самый большой зал Екатерининского дворца. Часто его называют Тронным залом и Большой галереей, он предназначался для официальных приемов и парадных обедов, балов и маскарадов. Площадь зала, расположенного во всю ширину здания составляет 860 кв. метров.

Большой зал

Надо отметить, что при Елизавете Петровне придворная жизнь в России приобрела невероятный размах и содержание царского двора, а также придворных церемоний стали составлять едва ли не большую долю государственного бюджета. Растрелли учёл масштаб проводимых мероприятий и вложил в строительство зала все свое мастерство, талант и инженерное искусство.

Зал размерами 47 на 17 метров не имеет ни одного перекрытия, что создает ощущение простора и света. Через большие окна, выходящие на обе стороны здания, солнечные лучи пронизывают все помещение днем, а вечером зажигаются свечи, обрамляющие зеркала.

Светильники и зеркала в Большом зале

В годы правления Екатерины II обустройство дворца выполнял архитектор Чарлз Камерон. Им были созданы несколько комнат для императрицы в южной части дворца. Один из самых ярких парадных залов, оформленных Чарлзом Камероном для Екатерины II — Арабесковый зал. Стены комнаты украшали роскошные панно с орнаментами (арабесками), на которых изображались мужчины и женщины в римских одеяниях, жрицы у жертвенников и мифические существа, танцующие грации и амуры. Этот зал был полностью разрушен во время войны и был восстановлен в 2010 году.

Также для Екатерины II, увлеченной античным искусством, Камерон создал интерьеры Лионской гостиной и Китайского зала, Купольной столовой и Серебряного кабинета, Синего кабинета (Табакерки) и Опочивальни.

Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I

Парадный (Мраморный) кабинет императора Александра I

Для Павла, сына Екатерины II, архитектор оформил Зелёную столовую, Парадную голубую и Китайскую голубую гостиную, Официантскую и Опочивальню.

Зелёная столовая

Парадная Голубая гостиная

Китайская Голубая гостиная

При Александре I, в 1817 году, архитектор Василий Петрович Стасов, также работавший в стиле классицизма, создал Парадный кабинет и несколько прилегающих к нему комнат.

Завершающую работу по перестройке дворца выполнил архитектор Ипполит Антонович Монигетти, представитель стиля эклектики, построивший в 1862–63 годах Парадную лестницу.

Парадная лестница

Стоимость билетов 2021

Продажа билетов онлайн по сеансам. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы Информационного центра музея (у Лицейской арки). Продажа именных билетов только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность.

В осмотр включены: Парадная лестница, Первая выставочная комната, Большой зал, Антикамеры, Кавалерская столовая, Белая парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная, покои Александра I, выставка «Династия Романовых в Царском Селе».

Льготный тариф

  • Взрослые (налоговые резиденты РФ и граждане государств ЕАЭС*) – 700 руб.
  • Пенсионеры РФ и государств ЕАЭС* – 350 руб.
  • Курсанты, военнослужащие срочной службы – 350 руб.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ и стран ЕАЭС* – 350 руб.
  • Учащиеся (с 16 лет), студенты – 350 руб.
  • Лица младше 16 лет – бесплатно (обязательно оформление входного билета).

* Государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.

Посещение объектов по льготной цене

Продажа льготных билетов осуществляется только при предъявлении документа удостоверяющего льготу таким гражданам, как:

  • Пенсионеры Российской Федерации и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики
  • Учащиеся
  • Курсанты военных училищ
  • Военнослужащие срочной службы
  • Студенты
  • Сотрудники государственных музеев России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.
  • Члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики.

Бесплатное посещение музея-заповедника

Право бесплатного посещения объектов Музея-заповедника предоставляется следующим категориям граждан при предъявлении соответствующего документа:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные Кавалеры ордена Славы независимо от гражданства;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной Войны (в т.ч. узники), блокадники, труженики тыла независимо от гражданства;
  • инвалиды I (право бесплатного посещения распространяется на 1 сопровождающее лицо) и II группы граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • сотрудники государственных музеев Санкт-Петербурга, члены Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, члены ИКОМ;
  • дети дошкольного возраста до 7 лет (право бесплатного посещения распространяется только на ребёнка);
  • лица, не достигшие 16 лет.

Посещение Екатерининского парка для вснх категорий граждан — вход бесплатный.

Бесплатный день в ГМЗ «Царское Село»

Имеют право на бесплатное посещение объектов ГМЗ «Царское Село» один раз в месяц в следующие дни следующие категории граждан:

Во второе воскресенье каждого месяца

  • учащиеся и студенты (курсанты) образовательных организаций РФ среднего профессионального образования;
  • студенты (курсанты) образовательных организаций РФ высшего образования;
  • аспиранты; адъюнкты; ординаторы; ассистенты-стажёры;
  • многодетные семьи граждане РФ и Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армении, Кыргызской Республики;
  • лица, не достигшие 18 лет.

Янтарная комната

Янтарная комната – одна из причин большой популярности дворца среди путешественников. Каждый хочет увидеть своими глазами воссозданные янтарные панно, найти оригинал которых мечтают все кладоискатели мира.  

В 1716 году король Пруссии преподнес Петру Первому в качестве презента панно из янтаря. Изначально панно украшали стены одной из комнат Зимнего дворца. В Царское село панно были перевезены в годы правления Елизаветы Петровны, в период перестройки Екатерининского дворца. Поскольку площадь кабинета была больше размера панелей, были заказаны дополнительные янтарные детали. Комната оформлялась по проекту Растрелли, который применил большое количество зеркал, чтобы естественное освещение днем и пламя свечей в темное время суток наполняли помещение мягким золотистым светом.

Янтарная комната. Фото: @ aryamnova.e

Янтарная комната была вывезена немцами за пределы России в годы ВОВ и полностью утрачена. Кабинет восстанавливался в период с 1979 по 2003 годы по сохранившимся изображениям и описаниям современников.

Екатерининский дворец – выдающийся памятник истории и архитектуры, посетив который, можно открыть новые истории России периода XVII-XVIII веков. В теплый период здесь можно прогуляться по роскошному парковому ансамблю, полюбоваться видами Большого озера, прокатиться верхом или на ретро автомобиле. А зимой насладиться спокойствие и роскошью загородной резиденции императоров без шумных толп туристов.

Адрес: г. Пушкин, ул. Садовая, 7.

Цена билета: Билет для взрослых российских и белорусских граждан – 700 рублей, для иностранцев – 1000 рублей. Стоимость билета для школьников и студентов – 350 рублей. Для детей до 16 лет вне зависимости от гражданства вход бесплатный.  

Время работы: Среда-понедельник: 10:00-18:00. Каждый вторник и последний понедельник месяца дворец закрыт.

Как добраться: Дорога до Царского Села на авто по Пулковскому и Петербургскому шоссе займет от 30 до 60 минут. Чтобы добраться до места назначения на электричке необходимо проехать от Витебского вокзала до станции «Царское село», далее от пушкинского автовокзала на автобусе или маршрутном такси № 382 доехать до остановки «Музей-заповедник „Царское Село“». Ориентировочное время в пути — 45-60 минут.

Преобразования Екатерининского дворца

Официальная резиденция трех российских монархов: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, – дворец перестраивался и реконструировался, чтобы соответствовать архитектурным веяниям и личным пристрастиям владельцев. Неоднократно менялись названия резиденции: Царскосельский дворец, Старый дворец.

Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, любительница роскоши, признала сооружение старомодным и маленьким. Архитектор Растрелли получил приказ перестроить здание.

30 июля 1756 года изумленным и восхищенным вельможам и иностранным гостям представили обновленный дворец – результат четырехлетнего демонтажа и перестройки. Парадный дворец с двух сторон окружили двухэтажными флигелями и соединили галереями.

100 килограммов золота потратили на позолоту изощренной отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед 325-метровым фасадом красовался величественный парк с позолоченными статуями, прямыми аллеями и многочисленными деревьями.

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец (до 1910 года назывался Большой Царскосельский дворец) — центр композиции ансамбля «Царское Село». Выполнен в стиле барокко архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, его фасады декорированы барельефами, лепниной и позолоченными элементами.

Внутреннее убранство также поражает своим великолепием. Планировка залов была для того времени новшеством — одна комната переходила в другую по всей протяженности здания, образовывая знаменитую Парадную (Золотую) анфиладу.

Чтобы попасть в Екатерининский дворец надо сначала купить билет в Екатерининский парк, отстояв чаще всего длинную очередь. С 20 октября вход в парк бесплатный.

Даже в будни, в любое время года, скорее всего будет очередь, чтобы зайти во дворец. В теплый сезон,а также в праздники и каникулы очереди могут быть очень длинными. Большое количество китайцев, посещающих Екатерининский дворец, значительно увеличивает сроки ожидания. Надо быть морально и физически готовым, чтобы отстоять на жаре или на морозе очередь.

Лучшее время посещения Екатерининского дворца — зимой в будни, после обеда. Тут будет меньше всего очередей. Летом сюда лучше приезжать только для прогулок по парку.

Кассы находятся в фойе дворца. Верхнюю одежду, рюкзаки, большие сумки надо сдавать в гардероб.

Перед началом осмотра, после прохождения билетного контроля, надо надеть выданные бахилы и наушники с передатчиком. Посетителей делят на группы примерно в 20 человек, каждой группе выделяется гид. Гид проводит экскурсию, чтобы его рассказ слышали все для этого и нужны наушники.

Вся экскурсия по дворцу длится не более часа. Не все залы открыты для просмотра, часть из них на реконструкции, часть до сих пор не восстановлена.

Во дворец приезжают огромные потоки туристов со всего света, много детских экскурсий. Чтобы не случилось людского столпотворения, гиды ведут свои группы по кругу, друг за другом, переходя из-за зала в зала по очереди.

Янтарная комната

Самое продолжительное время отводится на знаменитую Янтарную комнату — главную реликвию Екатерининского дворца, бесследно исчезнувшую в годы войны и восстановленную по немногочисленным изображениям и фотографиям. Янтарная комната — это подвиг русских реставраторов, которые на протяжение 23 лет восстанавливали ее точную копию из калининградского янтаря.


Янтарная комната

Фотографировать здесь запрещено, за этим смотрят гиды и смотрители зала. Музей называет две причины почему нельзя фотографировать в Янтарной комнате: изменение цвета янтаря из-за его светочувствительности и замедление потока туристов, если разрешить съемку.

Парадная лестница

Осмотр дворца начинается с Парадной лестницы. Поднявшись по белой мраморной лестнице посетители попадают в Большой зал — самое большое и прекрасное помещение дворца.


Парадная лестница

Большой зал


Большой зал

Среди залов доступных для посетителей — потрясающе красивый Большой зал или Светлая галерея. Здесь проводились торжественные мероприятия, балы, маскарады и пиры.

Зал кажется огромным и очень светлым из-за двух ярусов окон с двух сторон и зеркал, расположенных между ними. Площадь зала 840 квадратных метров, длина — 47 метров, ширина 17 метров. Большой зал Екатерининского дворца поражает и восхищает своей красотой и роскошью.

Золотая анфилада

Золотая или Парадная анфилада Екатерининского дворца — это ряд следующих друг за другом залов, протянувшихся во всю длину здания (около 300 метров). Дверные пролеты залов богато украшены золоченой резьбой, поэтому анфиладу назвали Золотой. Она кажется бесконечной, уходящей вдаль.

Пейзажный парк

Свободно спланированный Английский сад появился в Царском Селе во второй половине XVIII века. Он был создан, благодаря архитектору В. И. Неелову и садово-парковым мастерам И. Бушу и Т. Ильину. Гуляя по этой части Екатерининского парка, можно ощутить ароматный запах хвойных деревьев, насладится цветением шиповника, сирени и увидеть проворных белок.

Мраморный Мост

С востока от Большого пруда возвышается Адмиралтейство. Так называют комплекс из трех павильонов, построенных из красного кирпича. Раньше здесь находилась царская флотилия – оригинальная коллекция из парусных и гребных судов, которые попали в Россию из разных стран мира. К сожалению, до наших дней она не сохранилась.

Посредине Большого пруда находится живописный павильон «Зал на острову». Живописное здание использовали для отдыха гостей, которые катались на лодках. Сегодня в нем проводят концерты и торжественные мероприятия.

Павильон «Милоса баня»

С юга от Большого Екатерининского дворца красуется необычный архитектурный памятник – Гранитная терраса. Она была построена в начале XIX века из розового и серого гранита и украшена статуями. Сверху открывается замечательный вид на гладь пруда.

Туристы любят приходить к романтичному памятнику-фонтану «Девушка с кувшином». Это единственная скульптура, которую специально сделали для Екатерининского парка. Бронзовая фигура появилась в 1816 году. Ее автор — талантливый скульптор Павел Петрович Соколов использовал сюжет известной басни о молочнице, которая разбила кувшин. Посетители видят копию, а оригинал старинного фонтана хранится в фондах музея.

Гранитная терраса

Три парковых монумента посвящены победе России в русско-турецких войнах. Это Кагульский обелиск, Морейская и Чесменская колонны. На юго-востоке парка возвышаются чугунные ворота с парными колоннами высотой 5,7 м. Они были отлиты в 1817 году по проекту скульптора Василия Петровича Стасова и посвящены победе русской армии в Отечественной войне 1812 года. Сверху на французском языке написаны слова Александра I «Любезным моим сослуживцам».

В южной части парка находятся ажурные Готические ворота. Их изготовили из чугуна в 70-е годы XVIII века. Мастера использовали иллюстрацию из альбома архитектурных памятников Англии, который попал в Россию в 1760-е годы.

Фонтан «Девушка с кувшином»

На границе парка, у дороги, которая ведет в сторону Гатчины, расположены Орловские ворота. Их история очень интересна. Представительные ворота поставлены по распоряжению Екатерины II и стали прижизненным монументом ее фавориту Григорию Орлову. Так императрица отметила заслуги графа, который в 1771 году возглавил борьбу с чумой в Москве и сумел спасти город от страшной эпидемии.

Екатерининский парк: история и фотографии достопримечательностей

До 1710 года здесь располагалось финское селение Саари Мойс, оккупированное шведами, которые называли его на свой лад – Сарис Гоф. Русские называли его Саарская мыза, а затем – Саарское Село, превратившееся со временем в Царское Село. В те времена на возвышенности стоял небольшой деревянный усадебный дом, к которому примыкал парк с двумя перпендикулярными аллеями. По легенде, здесь жила старая голландка Сарра, к которой русский царь заезжал за молоком.

24 июня 1710 года владелицей Саарского Села стала Марта Скавронская (1684-1727), российская императрица (с 1721 г.), супруга Петра I. В 1717 году здесь началось строительство дворца, названного в честь Екатерины Екатерининским – летняя резиденция. В 1720 году рядом с дворцом был заложен парк. По преданию, Петр Великий собственноручно проложил некоторые его аллеи и посадил дубы и платаны.

Екатерининский парк разделен на две части:

  • регулярный Голландский (Старый) сад,
  • пейзажный Английский парк.

Партер в Голландском саду Екатерининского парка

Голландский сад был заложен в 1720-х годах голландскими садовниками Я.Роозеном и И.Фохтом. Естественный спуск был разделен на три уступа. Чуть ниже, на реке Вангазе были устроены Верхний (Большой) и Мельничный пруд, позднее включенный в систему Каскадных (Нижних) прудов.

Гондола на Большом пруду

При императрице Елизавете Петровне (1709-1761) Екатерининский парк был расширен, его украсили мраморными скульптурами, преимущественно венецианских мастеров начала XVIII века, которые были куплены по указанию Петра Великого для украшения садов. В центре партера были установлены статуи «Мир» и «Великолепие». По проекту Ф.-Б.Растрелли были построены Эрмитаж, Грот и Катальная горка. Большому пруду, по моде того времени придали шестиугольную форму, на острове был построен Увеселительный павильон (Люстгауз).

Эрмитажная аллея и Эрмитаж в Екатерининском паркеПавильон Грот

В 1770-е годы по проекту архитекторов В.И. и И.В.Нееловых (отца и сына) были построены Адмиралтейство, Эрмитажная кухня, Верхняя и Нижняя ванны.

Адмиралтейство в Екатерининском паркеЭрмитажная кухняВерхняя Ванна и Зеркальный прудНижняя Ванна

Вдоль границы парка со стороны города был прорыт Продольный (Каскадный) канал, на котором было устроено 12 плотин.

Каскадный канал

Вокруг Большого пруда был разбит пейзажный Английский парк. Очертания Большого пруда были смягчены. В это же время на третьей террасе Голландского сада были устроены Полулунные пруды, просуществовавшие до реконструкции 1960-х годов.

Пейзажный парк

В честь побед в русско-турецких войнах 1770-х годов были установлены памятные сооружения: Башня-руина, Чесменская, Морейская и Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Башня-руина в Екатерининском паркеЧесменская колонна

Также были построены Холодная Баня и Агатовые комнаты, Камеронова галерея, Концертный зал, Готические ворота.

Камеронова галереяКонцертный зал

На границе Екатерининского и Александровского парков появился комплекс сооружений в модном тогда китайском стиле — шинуазри.

Скрипучая беседка

В начале XIX века на границе парка были установлены ворота «Любезным моим сослуживцам» в честь победы над Наполеоном.

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

В середине XIX века на берегу Большого пруда была построена Турецкая баня.

Турецкая баня

В 1865 году перед Зубовским флигелем был разбит Собственный садик с Мраморным фонтаном и перголой в итальянском стиле.

Собственный садикЗубовский флигель и Собственный садик

В годы Великой Отечественной войны Екатерининский парк серьезно пострадал. Работы по его восстановлению продолжались в течение нескольких десятилетий и были завершены к празднованию 300-летия Царского Села.

Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Регулярный парк

Он же Французский парк, он же Новый сад. Геометрически безукоризнен. Газоны выровнены, кустарники посетил местный «барбер». Наполнен изяществом — скульптурами, памятниками и прочей аристократической красотой. Лучшим способ ничего не пропустить — войти в него через главный вход, со стороны Царских ворот Екатерининского дворца.

Созданный в 1740 году, имеет форму квадрата, который в свою очередь разбит на четыре квадрата поменьше. Вдоль «большой квадрат» разбивается центральной аллеей, поперек — просекой, границы «отбиты» Обводным каналом.

Местные достопримечательности:

  • куртина «Грибок»;
  • гора «Парнас» (искусственная);
  • Китайский театр;
  • Драконов мост;
  • Большой китайский мост;
  • Крестовый мост;
  • Малые китайские мосты;
  • Китайская деревня;
  • Большой каприз;
  • Малый каприз.

Китайская деревня

Обсерватория — композиционный центр Китайской деревни

Китайская деревня в Александровском парке представляет из себя ансамбль домов в китайском стиле. Правда, со всех сторон она обнесена вполне русским забором и сообщениями о том, что это частная территория, а значит, посторонним вход воспрещен.

Забор, окружающий Китайскую деревню

Представляете, это самый настоящий жилой комплекс, который расположен на территории настоящего же музейного парка! Где еще такое встретишь?

Впрочем, никакого парадокса здесь нет. Исторически, деревня служила для приема и размещения гостей. А в советское время на этой территории размещались… коммунальные квартиры.

Кое-где ограждения низкие и позволяют разглядеть часть домов и внутреннего пространства. Видны узнаваемые поклонникам китайской культуры крыши и, обязательно, драконы.

Внутренний дворик жилых домов Китайской деревни

Конечно, ощущения визита в Китай не возникает, но выглядит квартал как минимум необычно и интересно. Ворота центрального входа позволяют увидеть павильон-обсерваторию (она на самом первом фото), который является композиционным центром квартала.

Из исторических документов известно, что эти дома строились в конце XVIII века по инициативе императрицы Екатерины II, а в начале XIX превращены в жилые квартиры. Среди «постояльцев» упоминают историка Николая Карамзина. Какая-то часть его труда «История Государства Российского» была написана с видом на Александровский парк.

Территория продолжает выполнять свою историческую функцию и сегодня. Датская компания по контракту с ГМЗ «Царское Село» восстановила Китайскую деревню в 1990-х и превратила постройки в 28 элитных жилых квартир. Мы спросили местного охранника, не знает ли он, кто там поселился: «Знаю, что одно время Шнуров там жил. Еще Вячеслав Бутусов. Бутусов, возможно, до сих пор живет».

Всем желающим сделать фото на фоне китайских достопримечательностей рекомендуем не расстраиваться и пройтись в сторону прудов — здесь вы найдёте несколько китайских мостов.

Один из китайских мостов в Александровском парке

Китайский театр

Так выглядит Китайский театр сейчас

Китайский театр, а точнее то, что от него осталось, располагается в глубине Александровского парка. Когда-то он имел белые стены и был пышно украшен внутри и снаружи.

Со времени постройки в 1778-1779 годах и до XX века сооружение служило по своему прямому предназначению — здесь ставили спектакли.

Китайский театр в Царском Селе в начале XX века. Фото из Wikipedia.org

Мешали этому лишь войны: после Первой мировой Китайский театр возобновил работу лишь в 1930 году, а во время Второй Мировой, 15 сентября 1941 года, постройка серьезно пострадала при обстреле Пушкина. Здание лишилось крыши и выгорело до кирпичного основания.

Сегодня театр представляет собой развалины, обнесенные забором. Они со всех сторон, даже сверху, обросли деревьями. К забору можно подойти вплотную. Через забор видны стрельчатые окна и некоторые детали внутренней планировки.

Надписи со всех сторон сообщают, что зона здесь опасная и проход запрещен, хотя кто-то все же пробирается и оставляет свои следы.

Надписи со всех сторон сообщают, что зона здесь опасная и проход запрещен

Есть и таблички о реставрационных работах, но признаков самих работ как-то не видно. Музей «Царское Село» в своих новостях сообщал о планах восстановления здания Китайского театра, воссоздания исторического облика и приспособлении под современное использование, указывая, что работы начнутся лишь в 2022 году, да и те при условии финансирования Министерством культуры.

На сегодняшний день зрелище довольно грустное, но одновременно любопытное и таинственное

На сегодняшний день зрелище довольно грустное, но одновременно любопытное и таинственное. Интересно бродить вокруг, заглядывая в окна и представляя, как театр выглядел в свои лучшие годы.

Еще немного исторических фактов

Во время очередной войны со Швецией Петр I знакомится с Мартой Скавронской. Девица настолько очаровала императора, что он, не задумываясь о разнице в положении, возрасте, вероисповедании, предлагает той стать его супругой и императрицей. Марта соглашается.

В качестве одного из подарков Петр преподносит ей Сарскую мызу со всеми деревнями, расположенными в непосредственной близости. Начало 18-го века — время активного строительства Санкт-Петербурга — любимого города Петра. Не забывает император и про свою семью. В Царском Селе, на землях подаренных любимой жене, возводится первый дворец, полностью выстроенный из камня и названный «каменными палатами».

Начало переделки дворца

Елизавета Петровна, трепетно относившаяся к памяти Петра I, решила расширить и перестроить Екатерининский дворец. В 1742 году М. Г. Земцов получает соответствующее распоряжение. Но в 1743 году зодчий умирает, не успев ничего изменить.

Далее над перестройкой последовательно трудились лучшие архитекторы Российской империи и мира А. В. Квасов, Дж. Трезини. По высочайшему повелению на место Трезини приглашается любимый архитектор императрицы С. И. Чевакинский. В 1748 году руководство проектом передается Ф. Б. Растрелли, выписанному из Италии.

Елизавета принимает решение не о пристройке к старому зданию, а о возведении нового, грандиозного дворца. 30 июля 1756 года венценосная особа в сопровождении двора принимает готовую работу.

Растрелли — руководитель проекта

Растрелли не отошел от своего любимого стиля — барокко. Для фасада выбран голубой цвет. Для внутреннего оформления — позолота. По оценкам экспертов на декорирование стен потрачено 100 кг червонного золота. Главное здание становится анфиладой комнат и парадных залов.

Фасад по всей длине украшен белоснежными колоннами, кариатидами, скульптурами, масками львов. Подготовка моделей для скульптур и всей лепнины доверена Ф. Дункеру. В это же время появляется «восьмое чудо света» — Янтарная комната. Стены помещения по приказу Елизаветы полностью оформляются панелями из натурального янтаря.

Особого внимания заслуживал северный корпус, представлявший собой Дворцовую церковь. Его венчали пять луковичных куполов. Над южным корпусом возведен один купол, оканчивающийся шпилем и звездой. Подъезд ко дворцу был оформлен в виде плаца, окруженного дворцовыми и подсобными постройками.

Изменения дворца при Екатерине

После смерти Елизаветы Петровны хозяйкой дворца становится Екатерина II. Она не занимается кардинальной перестройкой, но решает изменить оформление своих покоев. К работе привлекается Ч. Камерон, прибывший из Шотландии. Главным результатом труда становится Арабесковая гостиная, позже ставшая залом для приема высокопоставленных гостей.

Не менее впечатляла Лионская гостиная и любимый императрицей Китайский зал. Званые обеды проходили в Купольной столовой. Указы венценосная особа подписывает в Серебряном или Синем кабинетах. Изменена и Опочивальня царицы. В период блокады Ленинграда Царское Село и город Пушкин подвергались особо жестоким бомбардировкам.

Уникальный по красоте и отделке Екатерининский дворец, его роскошные залы были практически уничтожен. Все шедевры, созданные Камероном, погибли. На данный момент времени не удалось восстановить все в полном объеме.

Последующие перестройки

Не остался в стороне от переделок и перестроек и внук Екатерины II — Александр I. При нем Парадный кабинет, прилегающие помещения передаются под своеобразный музей, посвященный героям войны с Наполеоном. В 1863 году к работам по перестройке и переделке Екатерининского дворца привлечен И. А. Монигетти.

Под его руководством выстроена парадная лестница, ведущая в Тронный зал, предназначенный для балов и приема высоких гостей. Высота стен здесь достигает 7 метров. Двухярусные окна соседствуют с зеркалами. Все стены отделаны позолотой и украшены канделябрами для свечей.

Над росписью потолка трудились Вундерлих и Франчуоли. В 21-м веке реставраторы восстановили одну из «жемчужин», украшавших Екатерининский дворец в Царском Селе — Янтарную палату. Оригинал, созданный при Елизавете, полностью утрачен в период Великой Отечественной Войны.

Гости могут посетить достопимечательности, собранные многими поколениями царей: Эрмитажную кузню, пройти через Готические ворота и побывать в Китайской беседке.

Воскресенская церковь

Вид на храм Воскресения Христова

В северной части дворца возвышаются купола православного храма Воскресения Христова. История домовой церкви началась при Екатерине I в 1713 году. Храм, который дошел до наших дней, был построен во времена правления Елизаветы Петровны и освящен в 1756 году.

В 1820 году Большой Екатерининский дворец пережил сильный пожар. Значительная часть церковных интерьеров сгорела. Правда, всего за два года архитектор В. П. Стасов полностью восстановил храм.

Купола храма Воскресения Христова

После революции 1917 года дворцовую церковь закрыли, а помещения отдали под музей. В годы оккупации немцы использовали здание, как гараж. Когда советские войска освободили Пушкин, храм оказался полностью разграбленным, а его крыша пробитой. В послевоенные годы церковь служила складом.

Восстановление храмовых интерьеров завершили в 2010 году. Вернуть былое убранство удалось лишь частично. Реставраторы позолотили пять куполов и часть рам. Из богатого иконостаса сохранилось только три образа.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Подлинная Янтарная комната, созданная немецким мастером Андреасом Шлютером для короля Пруссии Фридриха I и затем подаренная монархом Петру I, бесследно исчезла во время Великой Отечественной войны.

Похитившие ее нацисты сначала выставили этот шедевр в Королевском замке Кёнигсберга с 1942 по 1944 год. Но в августе 44-го после налета британских ВВС в замке возник пожар. Однако янтарные панели вряд ли могли пострадать: их упаковали и спрятали в подвалы. Когда же в апреле 1945 г. Красная Армия стала штурмовать Кёнигсберг, Янтарная комната словно канула в Лету. С тех пор о ее местонахождении ничего не известно: поиски результатов не дали.

В 1981 году начались работы по воссозданию камнерезного шедевра XVIII века. Реконструкцией по 1997 год руководил А. А. Журавлев. Для этого в Пушкине была создана специальная янтарная мастерская. К 300-летию основания Петербурга, отмечавшегося в 2003 году, Янтарная комната была полностью восстановлена. По мнению барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, видевшего в свое время утерянный оригинал, восстановленная Янтарная комната даже лучше прежней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector