Типы станций

Станции глубокого заложения

Станция глубокого заложения — станция метрополитена, располагающаяся на глубине более 20 м.

Пилонные станции глубокого заложения

Трехсводчатая пилонная станция (общий вид)

Строящаяся станция «Нижняя Масловка» (проект)

Пилонная станция глубокого заложения — станция со взаимно непересекающимися обделками центрального зала и станционных тоннелей. Это самый старый тип станций глубокого заложения. Проще говоря, трёхсводчатые пилонные станции представляют собой три параллельных независимых тоннеля, при этом из боковых тоннелей в центральный через определённые промежутки проделаны проходы.

Всего в Москве построено 50 пилонных станций глубокого заложения. Ещё семь станций («Верхние Лихоборы», «Дорогомиловская», «Нижняя Масловка», «Окружная», «Плющиха», «Суворовская» и «Фонвизинская») проектируется и строится.

Пилонные станции глубокого заложения с укороченным центральным залом

Трехсводчатая пилонная станция с укороченным центральным залом (план, профиль и поперечный разрез)

Станция «Шаболовская»

Пилонная станция глубокого заложения с укороченным центральным залом — станция, центральный зал которой более чем в три раза короче боковых и имеет максимум 5—6 пилонов.

К данному подтипу можно отнести станцию «Шаболовская».

Колонно-пилонные станции глубокого заложения

Схема колонно-пилонной станции глубокого заложения

Станция «Сретенский бульвар»

Колонно-пилонная станция глубокого заложения — пилонная станция глубокого заложения, у которой ширина проёмов между пилонами больше ширины самих пилонов.

В Московском метрополитене всего три станции такого типа: «Чкаловская», «Сретенский бульвар» и «Семёновская», причём последняя представляет собой по сути, отдельный тип, так как у неё каждый пилон заменён четырьмя колоннами по его углам.

Колонные станции глубокого заложения

Трехсводчатая колонная станция (общий вид)

Станция «Маяковская»

Колонная станция глубокого заложения представляет собой центральный и два боковых зала круглого сечения, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. Иными словами, такая станция, так же как и пилонная, представляет собой три параллельных тоннеля, но в отличие от пилонных станций, тоннели расположены гораздо ближе друг к другу, настолько близко, что боковые стенки у них полностью отсутствуют, а образовавшиеся своды опираются на ряды колонн.

Первой колонной станцией глубокого заложения в мире стала станция Маяковская, открытая в составе второй очереди Московского метрополитена в 1938 году. Макет одного отсека станции в натуральную величину, демонстрировавшийся на международной выставке в Нью-Йорке, произвёл настоящий фурор. Проект был удостоен гран-при и вошёл в антологию избранных произведений мировой архитектуры.

Всего в разное время в Москве было построено 14 станций этого типа.

Колонно-стеновые станции глубокого заложения

Схема колонно-стеновой станции глубокого заложения

Станция «Крестьянская Застава»

Колонно-стеновая станция глубокого заложения — колонная станция глубокого заложения, в которой часть промежутков между колоннами заменена простенком.

Колонно-стеновые станции, как и однопролётные впервые появились на Люблинско-Дмитровской линии — это станции «Крестьянская Застава» и «Дубровка». Позже открылись станции «Международная» (Филёвская линия) и «Достоевская» (снова на Люблинско-Дмитровской линии). Также колонно-стеновой является проектируемая пересадочная станция «Волхонка» Калининской линии.

Односводчатые станции глубокого заложения

Станция «Тимирязевская»

Односводчатая станция глубокого заложения — станция глубокого заложения, представляющая собой однообъёмный зал со сводом.

Данный тип, предназначенный для сооружения в пластичных кембрийских и протерозойских глинах, был разработан в Ленинграде, поэтому получил название «ленинградский односвод». В Петербургском метрополитене таких станций было построено 15, а в Московском же только одна — «Тимирязевская».

Текст: Константин Венцлавович

2010—2016 «Наш транспорт»
2002—2010 «Моё Метро»

Перспективы развития


Перспективная схема метрополитена


Схема этапов строительства Большой кольцевой линии


Схема строительных площадок метрополитена

Объект Количество станций Планируемая дата открытия
Сокольническая линия
Участок «Коммунарка» — «Потапово» 1 2024
Электродепо «Столбово» 2024
Замоскворецкая линия
Электродепо «Южное» 2023
Арбатско-Покровская линия
Участок «Щёлковская» — «Гольяново» 1
Кольцевая линия
Станция «Суворовская» 1
Второй вестибюль стации «Комсомольская»
Солнцевская линия
Участок «Рассказовка» — «Внуково» 2 2023
Серпуховско-Тимирязевская линия
Электродепо «Владыкино» (расширение) 2022
Люблинско-Дмитровская линия
Второй вестибюль станции «Окружная» 2022
Участок «Селигерская» — «Физтех» 3 2023
Станция «Южный порт» 1
Большая кольцевая линия
Участок «Каховская» — «Каширская» (реконструкция) 2 2022
Участок «Нижегородская» — «Каширская» 4 2022
Участок «Электрозаводская» — «Савёловская» 3 2022
Электродепо «Нижегородское» 2022
Электродепо «Аминьевское» 2023
Бутовская линия
Второй вестибюль станции «Лесопарковая» 2022
Некрасовская линия
Второй вестибюль станции «Авиамоторная» 2022
Троицкая линия
Участок ЗИЛ — «Коммунарка» 11 2024
Участок «Коммунарка» — «Троицк» 6
Бирюлёвская линия
Участок «ЗИЛ» — «Бирюлёво» 10
Электродепо «Бирюлёвское»
Рублёво-Архангельская линия
Участок «Шелепиха» — «Липовая роща» 7

Московское метро

О необходимости создания нового вида транспорта в столице говорили давно: первые проекты относились ещё к концу XIX века. Строительство началось в 1931 году на Русаковской улице, расположенной в Красносельском районе. На момент открытия длина первой линии составляла 8,4 км, и в неё входили 13 станций — от «Сокольников» до «Парка Культуры».

Первые три года поезда следовали по вилочной схеме. От станции «Охотный ряд» часть поездов следовала до «Парка культуры», а остальные проходили по отдельному участку через «Улицу Коминтерна» (ныне «Александровский сад»), «Арбатскую» и «Смоленскую».

«Комсомольская»

Станция «Комсомольская» получила название по одноименной площади. Она была переименована незадолго до строительства метро. Ранее площадь называлась Каланчёвской по существовавшему здесь в XVII веке царскому путевому дворцу Алексея Михайловича с деревянной башней — каланчой. Архитекторами станции выступили Д. Чечулин и А. Тархов, инженером — конструктором — Н. Кабанов, а художником — Е. Лансере.

Глубина заложения — 8 метров. На её площади находятся 23 колонны, облицованные темно-жёлтым мрамором. Их основание венчают бронзовые эмблемы Коммунистического интернационала молодёжи. Чтобы вместить большое количество пассажиров, станция была сконструирована с помощью боковых пешеходных балконов, которые изначально имели асфальтовое покрытие. Пол платформы облицован гранитом, а при оформлении стен использовался розовый мрамор. Для освещения использовались шарообразные лампы. Главным украшением станции служит майоликовое панно «Метростроевцы». В работе отражен труд комсомольцев — строителей московского метрополитена.


«Комсомольская». (pinterest.com)

На данный момент станция имеет два наземных вестибюля. Один ведёт в здание Казанского вокзала, а второй — на Комсомольскую площадь. В 1952 году из-за большого количества пассажиров последний «северный» вестибюль был расширен, поэтому оригинальная архитектура до наших дней не сохранилась.

Московское метро славится своими ответвлениями. Так между «Комсомольской» и «Красносельской» находилось ответвление на электродепо «Северное». За полгода до официального открытия первой линии из него в тестовом режиме выехал первый пробный состав.

Одновременный ввод сразу 10 станций Большой кольцевой линии стал уникальным случаем в истории столичного метрополитена. Участок проходит через 11 районов, где живут 1,4 млн человек. До 600 тысяч пассажиров будут пользоваться новыми станциями каждые сутки.

Строительство БКЛ сопровождалось рекордами с самого начала, проект по масштабу превосходит все, что делалось в мире в сфере метростроительства.

Истоки проекта БКЛ можно найти еще в 1947 году, когда возник план строительства полукольца метро на юге и востоке Москвы на расстоянии двух-трех станций от строящейся Кольцевой линии метро. К идее второго кольца вернулись в 1971 году, однако в итоге работы были отложены на неопределенный срок.

В 2000-х годах московские власти разрабатывали проект хордовых линий, связанных между собой пересадками. В 2006 году занимавший тогда должность начальника метрополитена Дмитрий Гаев ввел в оборот название «Третий пересадочный контур» (первым контуром считались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым  само кольцо).

2011-й год можно считать годом рождения современной БКЛ  Третий пересадочный контур решено было сделать его частью. Тогда были разработаны проекты станций первой очереди, в ноябре началось строительство первого участка. В сентябре 2017 года Сергей Собянин провел технический пуск движения от станции «Деловой центр» до «Петровского парка», а 26 февраля 2018 года этот маршрут полноценно заработал.

БКЛ полностью замкнут уже в 2022 году. Всего на линии длиной 70 км будет 31 станция, после ввода в строй БКЛ станет самым протяженным метрокольцом в мире. Нынешний рекордсмен  линия в Пекине, она будет короче московской на 13 км. На строительстве этого грандиозного объекта круглосуточно в три смены работают более 15 тысяч человек.

В 2020 году московские метростроители установили очередной рекорд  по числу одновременно работающих тоннелепроходческих комплексов. В один момент использовались 23 огромные машины. На строительстве западного участка БКЛ отмечен рекорд по скорости ведения работ таким комплексом  500 погонных метров в месяц. Стоит отметить, что работы над БКЛ ведутся в сложных условиях. В московском грунте много воды, которая скапливается в пустотах карстовых пород. Массы песка, смешиваясь с глиной и водой, образуют плывуны, которых проходчики считают своим самым неприятным врагом. Для борьбы с плывунами при работах над БКЛ применялся жидкий азот или холодильные установки, которыми замораживали опасные участки. Специалистам приходится вести работы в условиях плотной городской застройки, что также осложняет их задачу.

БКЛ позволит миллионам москвичей и гостей города сэкономить время в передвижениях по столице. Новая линия разгрузит действующую Кольцевую и станции в центре. У многих жителей юго-запада и юга Москвы метро впервые появится в шаговой доступности.

Наземные станции

Наземная станция — станция метрополитена, расположенная непосредственно на поверхности земли.

Наземные крытые станции

Станция «Мякинино»

В конструкции наземной крытой станции имеются стены и потолки, закрывающие пути и платформу.

Единственной действующей наземной крытой станцией в Московском метрополитене является станция «Мякинино». Станция «Технопарк» по первому проекту также должна была быть крытой.

К этому типу относятся также две ныне закрытые станции, размещённые на территории депо: «Калужская» и «Первомайская».

Наземные открытые станции

Станция «Измайловская»

Чаще всего подобная станция — не здание, а либо островная платформа с навесом, который опирается на ряд колонн по центру, либо две боковые платформы со стенами и навесом или навесами, которые накрывают только платформы, но не пути между ними.

В Москве больше всего наземных станций на Филёвской линии: «Студенческая», «Кутузовская», «Фили», «Багратионовская», «Филёвский парк», «Пионерская» и «Кунцевская».

К этому типу также относятся станции «Выхино» и «Измайловская».

«Дзержинская» («Лубянка»)

Станция была названа по площади в честь революционера и государственного деятеля СССР Ф. Дзержинского. Переименование произошло в 1990 году вслед за изменением названия площади. Исторически данное место называлось Лубянкой, о чем свидетельствовали документы XVI века. Архитектором станции выступил Н. Ладовский, инженером-конструктором — А. Денищенко, а архитекторами вестибюлей -Д.Фридман и И. Ловейко.

Строительство станции велось в трудных гидрогеологических условиях, так как у рабочих возникли проблемы с использованием лубянской глины. 27 марта 1934 года было собрано аварийной совещание, где архитекторы подняли вопрос о переносе станции. Это решение не поддержали, но проект несколько изменился. Вместо центрального зала стали строить две платформы, как и на «Кировской». Глубина станции — 32,5 метров. В оформлении пилонов использовался серый мрамор. Архитектор экспериментировал с отделкой и, в отличие от коллег, использовал достаточно темные цвета. При реконструкции «Дзержинская» была облицована с использованием серого и белого мрамора.


«Дзержинская». (pinterest.com)

Станция имеет два подземных вестибюля, во время открытия первой ветки функционировал только западный. Он получился достаточно длинным и мрачным, что неоднократно вызывало критику со стороны коллег-архитекторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector